Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

священная роща

Марийцы Республики Башкортостан провели 10 августа (2013г.) моление в общемарийской священной роще Султан-Керемет, расположенной в Мишкинском районе, между деревнями Тынбаево и Большесухоязово.
Долгие годы в роще традиционно проводились лишь семейно-родовые моления. В этом году активистами было принято решение провести массовое моление с участием представителей всех районов компактного проживания народа мари в Башкортостане, а также гостей из Свердловской области и Пермского края, республик Татарстан, Удмуртия, Марий Эл и т.д. Организаторы надеются, что проведение таких молений также будет способствовать укреплению нравственности, традиций и объединит марийцев, раскиданных по районам Башкирии.

 

                                   в   Султан Керемети

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

С 2012 года активистами осуществлялся сбор добровольных пожертвований для облагораживания священного места - были проведены субботники по расчистке территории, установлена железная ограда и памятный камень. Люди живо откликнулись на призыв и каждый вносил свою посильную лепту в общее дело возрождения духовности и объединения.
В тот же день в райцентре Калтасы Республики Башкортостан в рамках целевой программы "Культура России 2012-2013 годы" состоялся III Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандыра» («Серебряная веревочка») с участием фольклорных коллективов мари и просто желающих из республик Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, Пермского края, Свердловской, Кировской областей и других регионов РФ.

                                                священная роща Султан-Керемет

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Старейшее марийское  святилище (священной рощи) «Сурт тумер (Султан керемет)». Историко-культурный центр «Султан керемет (Сурт тумер)» представляет собой эколого-музейный комплекс. 
Его составными частями выступают:   действующее святилище;    музейное помещение; макеты культовых и хозяйственных построек, отражающих особенности быта и верований марийского населения в XVI - XIX вв.

                                                марийская   деревня Тынбаево

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Деревня Тынбаево
Тынбаево (башк. Тымбай) — деревня в Мишкинском районе Башкортостана, относится к Тынбаевскому сельсовету. 
Население на 1 января 2009 года составляло 462 человек.
Почтовый индекс — 452352, код ОКАТО — 80243865001.

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Динамика населения:
Общие демографические показатели
Всё население    
2002      2009    
517       462    
Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — марийцы (98%).

                                               марийский праздник

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Географическое положение
Расстояние до:
районного центра (Мишкино): 43 км
ближайшей ж/д станции («Загородная» г. Уфа): 112 км.

 

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Муниципальное образование:              сельское поселение Тынбаевский сельсовет (центр муниципального образования)
Входит в:              Мишкинский район
Субъект Федерации:              Республика Башкортостан 

Координаты:          
    55°36'04'' с.ш.    55°27'27'' в.д. 
Телефонный код:              +7 347 49 

 

 

                            Султан-Керемет

Марийские верования в Башкирии
Подавляющая число мигрантов из Поволжья в Башкортостан была язычниками. Это мари, мордва, удмурты, чуваши. Мир, по представлениям язычников, разделен на 3 осн. зоны: верхняя (небо с Полярной звездой в ц.), средняя (земля, окруженная водами океана), нижняя (загробный мир холода и мрака). Мировой осью служит дерево или гора. Верховный бог и высшие божества - обитатели верхней зоны, второстепенные и бол-во духов - средней, силы зла - нижней. 
Напр., в марийском язычестве к высшим богам причислялись: Туня-юмо, управляющий ветрами и облаками, Ош-кече-кугу-юмо - солнца и света, Кава-юмо - неба, Меркугу-юмо - покровитель людей и Кудырчы-юмо - урожая, дом. ж-ных, он же гл. борец со злыми духами. Меньшим почитанием пользовались божества: Ужара (заря), Тылызе (луна), Шудыр-шамьи (звезды) и др. Злых духов загробного мира (бога смерти Азырен и др.) возглавлял его владыка Киямат. Ряд духов был в подчинении у бога Кугурака (Кугуен) - покровителя мари. Отд. явления природы олицетворяли духов-матерей (ава): воды - Вют-ава, солнца - Кече-ава (одновр. покровительница семьи), ветра - Мардеж-ава. Почитались священные деревья (липа, береза, дуб), личное дерево (люмдымопу), тотем деревни - шукум и гр. деревень - мир кюсе. 

 

              карт в Султан Керемети


Язычники-переселенцы на протяжении неск. столетий подвергались давлению со стороны христианства и ислама. К 1917 были крещены: мордва - вся, чуваши - 92%, удмурты - 8,9%, вост. марийцы - 4,7%. Следы исламского влияния отразились в ряде обрядов марийских язычников (вера в пьямбора - пророка; начальное слово, произносимое жрецами при обрядах: Бисмилла, кугу-юмо ; поминки по умершим на 40-й день после погребения и т.д.). 
Языческие обряды и обычаи наименее затронуты христианизацией у мари. В 20-60-е гг. 20 в. они активно отмечали осн. языческие праздники Кую-кюсе , Шошоала - пайрэм (завершение вспашки весной) и др. Центром марийского Я. в респ. являлись Мишкинский р-н (дд.Чураево, Большесухоязово, где находится общемарийская священная роща Султан Керемет , Тынбаево, Букленды, Баймурзино, Кайраково, Кемеево, Староарзаматово), а также дд. в Калтасинском, Балтачевском р-нах. По данным 1972 в респ. насчитывалось 8 священных рощ и 25 нелегальных религ. гр., которым было отказано в регистрации. В нач. 90-х гг. инициативная гр. марийских язычников получила возможность легально совершать свои обряды.

                                            моление восточных мари

Султан керемет
Кугу Юмо пребывает в своем небесном доме на золотом престоле, откуда ему видны все дела людей. В былые времена, когда открывались небесные ворота, он являлся людям сидящим на облаках и играющим на гуслях - вот тогда ему и молились. В семью высшего бога входили Юман-ава - «Мать бога» (или Шочын-ава, «Дающая рождение»), покровительница рождений и свадеб; у Кугу Юмо был и сын по имени Эрге-Пугощ-юмо (он предопределял, у кого родится мальчик). Верховный бог стоял во главе целой иерархии небесных существ, представления о которой сложились у марийцев под влиянием ислама и христианства. Имена «юмо» («небо») и «кугу-юмо» стали обозначать всякого бога вообще, К высшим богам причислялись: Туня-юмо, бог всего сущего, также управляющий ветрами и облаками; Ош-кече-кугу-юмо, «белый» бог солнца и света;. Кава-юмо, бог небосвода; Мэр-кугу-юмо, покровитель людей, Пурышо-юмо, предопределитель судьбы; Сакче-юмо, бог-хранитель. Волгенче-юмо был богом молнии, а Кудырчоюмо - громовником, побивающим злых духов, защитником урожая, человека и скота.Рассказывают, будто гром происходит оттого, что Юмо скатывает с неба камни. Такие камни, падающие на землю, называют «молниевыми камнями»: их можно потушить молоком, а не водой.

                                          моление восточных мари

Богов насчитывалось 77: столько же было на земле языков и народов, целебных трав, перечисляемых в заговорах, и т. п. Священное число 77 было общим для марийцев, удмуртов, мордвы, обских угров и венгров. Оно восходит к космогоническим символам: четыре стороны света и три яруса Вселенной дают число 7, семи дневной была лунная неделя. Считалось, что по 7 богов покровительствует хлебу, пашне и пчеловодству.

В услужении у высших богов находился целый штат духов, сформировавшийся под влиянием ислама и государственных традиций Золотой Орды и Казанского ханства: недаром одним из наиболее почитаемых духов (и святилищ) был Султан-керемет, носивший тюркский царский титул. Духи пиямбар были посланниками богов; суксо или сакче - ангелами-хранителями; пурышо или пуйыршо предопределяли человеческие судьбы (все эти термины в основном тюркского происхождения). Витнызе (также от волжско-болгарского слова «писарь») или алак (Аляк-инмар был известен и удмуртам) сообщали обо всем, что творится на земле, и были посредниками между богами и людьми при жертвоприношениях.

                                    окрестности священной рощи

 

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

 Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!

Общественный быт и обряды марийского народа - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!

Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

Предания и легенды про Овду - тут!

История и археология ветлужских марийцев - тут!

Легенда про марийского князя Болтуша - тут!

Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!

Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!

Марийский национальный костюм - тут!

Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!

Марийский эпос Юпу - Дерево  богов - тут!

 

________________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
http://old.ddnrb.ru/
http://finugor.ru/
http://tunbaevoschool.ucoz.ru/
http://www.panoramio.com/
http://pagandom.ru/yazychestvo/

ВложениеРазмер
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево43.27 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево48.81 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево61.53 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево34.92 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево50.15 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет56.01 КБ
деревня Тынбаево104.87 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево69.17 КБ
sultan_keremet (8).jpg108.37 КБ
sultan_keremet (9).jpg49.52 КБ
sultan_keremet (10).jpg62.43 КБ

Комментарии

Никакого отношения прямого

Никакого отношения прямого отношения Султан Керемет к деревне Тынбаево, а тем более к Атело султану не имеет. Атело султан это вымышленный придуманный персонаж одним из одиозных жителей тынбыево и просто легенда существующая только у жителей тынбаево, не потверждается больше никакими легендами марийцев близлежащих деревень и тем более историческими источниками.
Многие века практический для всех близлежащих марийцев культовым центром являлась деревня Большой Сухояз с историей которого и связана роща Султан Керемет, но самым главным культовым местом всегда оставалась КУСО ОТО которая находилась не далеко на берегу реки Кынгыр, от этого Кусо Ото примерно в 200 метрах находилась одна из выселок деревни Большой Сухояз, что подверждается картами времен генерального межевания, жители всех деревень собирались где проводились самые главные моления для марийцев, что тоже подверждается источниками.