Марийские языческие боги

 МАРИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

  

  АВАЖЕ. У горных марийцев мать Куртньо керемета.

  

  АГА-ПАЙРЕМ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог праздника кугече.

  

  АГУН КУГЫЗА. Дух овина.

  

  АЗЫРЕН, Азреня, Озырен. В переводе с марийского "смерть". Дух смерти, посланник повелителя загробного мира Киямата. Согласно легенде, раньше Азырен являлся на землю в облике сильного и высокого мужчины. Подступал он к умирающему человеку со словами: "Пришло твое время!" - и одним ударом кинжала закалывал его в сердце, а его душу забирал с собой в подземное царство. Hо захотели люди жить вечно, и порешили они избавиться от могучего Азырена. Жил в те годы хитрый плотник. Вот пришла ему пора умирать. Подступил к нему могучий Азырен с обнаженным кинжалом, говорит: "Готовься, плотник! Сейчас я тебя заколю!" - Тот отвечает ему: "Погоди, могучий Азырен! Позволь мне перед смертью сколотить для себя дубовый гроб: негоже плотнику лежать в гробу, изготовленном чужими руками. Приходи завтра." - Hа том и расстались. Приходит Азырен на следующий день: "Готов ли ты, плотник? Теперь-то уж я тебя заколю!" - "Твоя воля, могучий Азырен, - отвечает тот, - да только вот незадача: забыл я, как нужно в гроб ложиться. Hе мог бы ты мне показать, напомнить?" - Ничего не ответил Азырен, сунул кинжал в ножны и улегся в гроб: смотри, мол. Тут уж хитрый плотник не зевал, захлопнул дубовую крышку, забил ее гвоздями и волоком оттащил тяжелый гроб на высокий берег реки. И столкнул он гроб в самый глубокий омут, и никому не сказал об этом. Только перестали с того дня люди умирать, стали по тысяче лет жить. Hа плечах у них мох от старости вырос. Болели старики, а желанной смерти все не было! И решили они тогда отыскать пропавшего Азырена, чтобы все пошло по-старому. Созвали они на совет всех людей и всех зверей лесных, начали допытываться: не видал ли кто, что с Азыреном сталось? Никто не видал, не слыхал. Тут выкатился вперед мудрый еж: давайте, говорит, спросим об этом великих богов: Кэцэ юмо, бога солнца, и Тылзе юмо, бога луны, они круглые сутки ходят над землей, должны знать. Так и сделали. Спросили у Кэцэ юмо: где Азырен? - Hе знает Кэцэ юмо. Спросили у Тылзе юмо: где Азырен? - Отвечает им Тылзе юмо: "Тысячу лет назад, в такую же ночь, как эта, видел я, как хитрый плотник столкнул дубовый гроб с Азыреном в глубокий омут. Hа дне реки ищите Азырена". Кинулись люди к реке, выловили сетями дубовый гроб, выпустили из него Азырена. Прежде всего могучий Азырен разыскал и заколол кинжалом хитрого плотника, схватил его душу и бросил ее в тамык, ад, в котел с кипящей серой, на вечные муки. Затем избавил он от страданий всех больных и немощных. После этого все пошло по-старому. Только сам Азырен сделался невидимым, чтобы больше не обманули его хитрые люди, и теперь закалывает он умирающих своим кинжалом безо всякого предупреждения.

  

  АРЫЛДЫШ. Лесной таргылтыш.

  

  АШПУ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву курицу.

  

  

  В

  

  ВИТНЬЫЗЕ. 1. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку. 2. "Докладчик" керемета (2). Витньызе горного керемета жертвовали зимой зайца, летом белку.

  

  ВОДЫЖ. Водыж живет в лесу, гуляет по березовым рощам, деревья кланяются ему до земли, птицы поют ему песни, звери расступаются. Водыжи помельче: кудо-водыж - дух огня, он же сурт-водыж - хранитель дома, очага; корно-водыж - охраняет путника в дороге, указывает дорогу; шудо-водыж - хранитель лугов.

  

  ВОЛГЫНЧО ЮМО. Один из низших богов, бог молнии.

  

  ВОЛЬЫК ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог домашнего скота.

  

  ВУД ИЯ. У горных марийцев водяной, запрещавший купаться в озере после обеда, то есть с двух часов.

  

  ВУВЕР. Злой дух, в который превращается душа колдуна или плохого (хитрого, корыстолюбивого) человека. Представляется в виде летающей метлы с огненным хвостом (кометы). Вувер насылает на людей глазные болезни: бельмо, нарывы, а на коров - болезни вымени. Излечить эти болезни можно только при помощи заклинаний, которые обычно читали женщины. Место пребывания вувера - труп человека, чьей душой этот вувер раньше был. Считалось, что такой труп не разлагается: "Он не подвластен Киямат-тора". Обнаружив подобный труп в могиле, его переворачивали на живот, чтобы он разложился и лишился силы.

  

  

  Е

  

  ЕР-ВОДЫЖ. У горных марийцев озерный керемет (2).

  

  ЕШ КУМАЛТЫШ. Моленье, посвященное какому-либо семейному событию: рождению ребенка, болезни одного из членов семьи и проч.

  

  

  И

  

  ИКСА. У горных марийцев один из кереметов (2).

  

  ИЯ. Бесы. Вездесущие духи, проникавшие в жилье, бани, к скоту. Встречались человеку в поле или на лугу в виде зайца. Спастись от ия можно было огнем или можжевеловым дымокурением. Во время праздника сурем ия изгонялись из дома специальным обрядом.

  

  

  Й

  

  ЙОМШЫНГЕР ("пропавшая вода"). Хозяин воды. Служащие ему боги требуют в жертву (у речек и обрывов): Витнызе, Йошкар сер, Осыр памаш, Паскусь, Колтызо - утку, Азырен - петуха, Ужедыш, Ашпо - курицу, Шырт - черного барана, Водыж и керемет - по белому барану.

  

  ЙОШКАР-СЕР. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.

  

  

  К

  

  КАВА ЮМО. Один из высших богов, бог неба, небосвода.

  

  КАРТЫ. Жрецы.

  

  КЕРЕМЕТ. 1. Младший брат и антипод Кугу-Юмо. 2. Злой дух. 3. Святое место, где приносили жертвы богам.

  

  КИНДЕ ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог хлеба, урожая.

  

  КИЯМАТ, Киямат тора. 1. Загробный мир. 2. Повелитель и судья загробного мира (иногда Кияматом считали первого погребенного на кладбище покойника). В головах умершего ставили три свечи: Киямату, его помощнику Кияматсаусу и самому покойнику, чтобы он благополучно добрался до того света.

  1. Загробный мир представлялся разделенным на две половины: темную и светлую. Охранялся он адскими собаками. Чтобы отгонять их, в руки покойнику вкладывали палку. Киямат (2) заставлял покойника блуждать по горам, кишащим ядовитыми змеями, проходить по жердочке над пропастью с котлом, наполненным кипящей серой (в гроб клали шелковую нить, чтобы привязаться к узкому мосту): грешник падал в тамык, ад, а праведник добирался до светлого мира и продолжал обычную жизнь. Киямат мог отпустить умершего на ночь на землю, и тот требовал от живых сородичей соблюдения поминальных обрядов, в которых он сам участвовал.

  

  КИЯМАТСАУС. Помощник Киямата (2).

  

  КОЛТЫЗО. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.

  

  КОРНО-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, охраняющий путника в дороге и указывающий дорогу.

  

  КУВАР КУГУЗАЙ ("подмостный дядя"). Подмостный керемет (2), злой покойник, прячущийся под мостом за селом и подстерегающий ночью или в сумерки неосторожных прохожих.

  

  КУГЕЧЕ. Праздник.

  

  КУГУРАК ("старейшина"). У некоторых марийских племен почитался верховным богом. Согласно преданию луговых марийцев, Кугурак был когда-то племенным вождем, а затем возглавил иерархию духов

  - "стражей" дома, стола, ворот и проч.: Витнезе, Ужедыж, Водыж; иногда к ним причисляются также бог смерти Азырен, через которого Кугурак управляет мертвыми; злые духи ширты, Пиамбар. Кугураку приносили в жертву жеребенка, при этом молилсь: "Прими в дар жеребенка молодого в знак нашего уважения и почтения, не давай в обиду злым духам!"

  

  КУГУ-ЮМО. В переводе с марийского "Великий бог". Верховный бог в марийской мифологии. Обитает на небе, возглавляет иерархию небесных и низших земных богов. Владеет множеством скота. Возможно, Кугу-Юмо - это обожествленное небо, ветер - его дыхание, радуга - лук. Демиург Кугу-Юмо проивостоит своему младшему брату Керемету, которого он изгнал с неба за непослушание. Однажды Кугу-Юмо велел Керемету, плававшему в виде селезня по бескрайним просторам океана, нырнуть и достать со дна землю. Когда Керемет выполнил его волю, Кугу-Юмо дуновением создал землю с равнинами, лесами и пастбищами. Однако Керемет утаил часть земли и, выплюнув ее, создал горы. Затем Кугу-Юмо сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, у которой не было шкуры. Керемет соблазнил собаку новой шубой и оплевал человека. Вернувшись, Кугу-Юмо проклял собак, а человека вывернул наизнанку, чтобы скрыть плевки. Из-за оплеванных Кереметом внутренностей человек и подвержен греху и болезням. Также Кугу-Юмо сотворил добрых духов из искр, высекаемых огнивом. В подражание ему Керемет тем же способом сотворил злых духов.

  

  КУГЫЗА ("дед, старик"). Духи.

  

  КУДО-ВОДЫЖ, Кудо-вадыш. В переводе с марийского "хранитель дома". Дух, покровительствующий дому и семье, марийский домовой. Заботится о хозяевах дома, оберегает их от болезней, но может и сам наслать болезнь на нерадивого и непочтительного хозяина. Для Кудо-водыжа в переднем углу дома вешали пучок ветвей, который каждую весну выбрасывали в поле и заменяли новым.

  

  КУДО КЕРЕМЕТ. Домашний керемет (2).

  

  КУДЫРЧО ЮМО. Один из низших богов, бог грома.

  

  КУРТНЬО КЕРЕМЕТ. У горных марийцев железный керемет (2).

  

  КУРСИР-КЕРЕМЕТ. У горных марийцев береговой керемет (2).

  

  КУРЫК КУГУ ЕНГ ("большой горный человек"), Курык кугыза ("горный старик"). горный керемет (2). Горному керемету жертвовали жеребенка или быка, домашнее пиво.

  

  КУРЫК ТУР КЕРЕМЕТ. Предгорный керемет (2).

  

  КУСОТО. Священная роща, обычно березовая. Священный огонь разжигали березовыми дровами.

  

  КЫЛТЫМАШ. Полевые таргылтыше.

  

  

  М

  

  МАКАР. У горных марийцев один из кереметов (2).

  

  МАРДЕЖ ОН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог ветров.

  

  МЕР. Общность верующих, состоящая из нескольких тиште.

  

  МЕР КУМАЛТЫШ. Моленье союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов - мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.

  

  МЛАНДЕ КУГУ ЮМО. Глава низших богов, великий бог земли.

  

  МОЛЕНЬЯ. Различались: семейные (еш кумалтыш); сельские, организуемые ежегодно до летних полевых работ или осенью по их завершении (время проведения сельского моленья и то, каким богам какую жертву принести, определяет совет стариков); общинные (тише-кумалтыш); моленья союза религиозных общин (мер кумалтыш) и, наконец, всеобщие (туня кумалтыш). Наиболее значительные моленья проводились поздней осенью.

  

  МУКШ ПУРЫШО, МУКШ СУКСО. Низшие боги, помощники Мукш шочын кугу юмо.

  

  МУКШ ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, покровитель пчел.

  

  МЭР КУГУ ЮМО. Один из высших богов, покровитель народа, посредник между людьми и богами.

  

  

  О

  

  ОВДА. Злая женщина с длинными растрепанными волосами, ведьма. У нее были вывернутые ступни ног и длинные, тощие груди, перекинутые крест-накрест через костистые плечи. По ночам овды выводили из стойла лошадей, предпочтительно белых, укатывали их, сидя спиной к голове, до изнеможения и болезни. Щекотали людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха и смерти. Обитали в пещерах на возвышенностях.

  

  ОНАПУ. Священное дерево, передающее молитвы богам.

  

  ОНАРЫ, нары. Великаны, населявшие землю в древности, марийские велеты. Леса им были по колено, они с легкостью вырывали с корнями вековые дубы, из песка, который они вытряхивали из обуви, получались целые холмы. Как-то онар встретил пахаря и принял его за насекомое, такова была разница в росте. Подхватив человечка вместе с лошадью и сохой, великан отнес его к своей матери.

  

  ОСЫР ПАМАШ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.

  

  ОШ КЕЧЕ КУГУ ЮМО. Один из высших богов, бог солнца и света.

  

  

  П

  

  ПАНЫ. Легендарные великаны, жившие в древности. "Городец - русский город, древний. Но раньше тут жили не русские. Кто это был, уже неизвестно. А у нас их называют паны. Паны были великаны, сильные. А потом умерли. Место тут есть такое - Пановы горы. Тут на берегу Волги они схоронены. Кости у них огромные, видно их иной раз, когда бугор подмоет" (Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола, 1994. С. 141).

  

  ПАСКУСЬ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.

  

  ПЕРКЕ АВА. Одна из низших богинь, богиня счастья и богатства.

  

  ПЕРКЕ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог достатка и прибыли.

  

  ПИАМБАР. Один из злых духов.

  

  ПОКШЫМ КУГЫЗА. Дух или бог заморозков, в жертву которому приносили белого барана.

  

  ПУРЫШО. Один из низших богов, предопределитель.

  

  

  С

  

  САКСА КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог плодов.

  

  СУАП. Рай.

  

  СУРЕМ. Праздник.

  

  СУРТ-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, хранитель дома, очага, он же дух огня кудо-водыж.

  

  СУРТ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог домашнего очага.

  

  СУРТ-КУГЫЗА. Дух дома.

  

  

  Т

  

  ТАМЫК. Ад.

  

  ТАРГЫЛТЫШ. Души покойников, умерших неестественной смертью. Их вызывают колдуны юзо, чтобы они приносили порчу. Существует несколько разновидностей таргылтыш: арылдыше (лесные), кылтымаш (полевые).

  

  ТИШТЕ. Крупная религиозная община, состоящая из жителей нескольких деревень (до 16 селений).

  

  ТИШТЕ-КУМАЛТЫШ. Общинное моление.

  

  ТУЛ ОН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог огня.

  

  ТУНЯ КУМАЛТЫШ. Всеобщее моленье, организуемое раз в 4-6 лет по случаю какого-нибудь особого события в жизни всего народа.

  

  ТУНЯ ЮМО. Один из высших богов, бог вселенной.

  

  ТУТЫРА КУГУ ЮМО. Один из низших богов, владыка тумана.

  

  ТЫЛЗЕ ЮМО. Один из низших богов, бог луны.

  

  ТЫЛМАЧШЕ. Докладчик и лакей богов у горных марийцев.

  

  

  У

  

  УЖАРА ЮМО. Один из низших богов, бог зари.

  

  УЖЕДЫШ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву курицу.

  

  У КЕРЕМЕТ. Новый керемет (2), самый злобный из всех, вредящий ежедневно.

  

  УМЫН АВА. Одна из высших богинь, мать Кугу-Юмо.

  

  УМЫР КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог тихой хорошей погоды.

  

  

  Ш

  

  ШИРТЫ, шырты. Злые духи, требующие в жертву барана. Злым духам приносил жертвы около хвойных, менее почитаемых деревьев или у хворостин, при этом говорили: "Вот твое большое почетное дерево (Теве кугу ена-пуэт)"; затем хворостину сжигали.

  

  ШОЧЫН АВА. Одна из низших богинь, мать рождения, богиня плодородия.

  

  ШУДО-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, хранитель лугов.

  

  ШУДЫР-ШАМЫЧ ЮМО. Один из низших богов, бог звезд.

  

  

  Э

  

  ЭРГЫЖЕ. У горных марийцев сын Кургньо керемета.

  

  ЭР КЕЧЕ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог рассвета.

  

  

  Ю

  

  ЮЗО. Колдуны.

  

  ЮНГ-И-ВУЙ. У горных марийцев один из кереметов (2).

  

  

  Я

  

  ЯЛ УМБАЧ КОШТШО. Керемет (2), летающий над селами.

  

  ЯУШ. У горных марийцев один из кереметов (2).

 

 

   СОБРАЛ Константин Ситников.

 

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

фильм про марийский народ в Казани

Премьера документального фильма казанского режиссера об истории марийского народа «Моя дорога к Юмо» состоится сегодня в казанском кинотеатре «Мир» (17.05.2018г.).

Рассказ о народе мари, его роли в истории России и сокровенных знаниях, передаваемых от одного поколения к другому, – документальное исследование Инессы Куляжевой – уже с успехом прошел на «Неделе науки Герценовского университета» и во Дворце национальностей Санкт-Петербурга. Недавно его показ состоялся в Йошкар-Оле. Уже есть интерес к его демонстрации за рубежом – в Финляндии.

В основу фильма легли результаты работы археологов, мнения ученых-историков, этнографов и культурологов, эксклюзивные интервью жрецов-картов о таинствах и обрядах. Режиссеру удалось добиться разрешения на съемки молений в священных рощах, куда посторонним, как правило, вход строго запрещен.

«Многое, о чем хотелось бы еще рассказать, осталось за кадром: похоронные обряды и подробности исследований захоронений на финно-угорском Ахмыловском могильнике, легенды и мифы, уникальные вышивки, которые читаются как книги теми, кто знает символику народа мари, и потрясающие знания, сокрытые в каждом из этих символов. Материала накопилось на целый документальный цикл», – отметила создатель фильма.

***

(от себя добавим, что в фильме также использовался материал с нашего сайта про традиции и обычаи народа мари).

аватар: Кэп

марийская магия

К самоубийству министра МВД Марий Эл причастны колдуны
В субботу днем 3 января 2014 года днем покончил с собой министр внутренний дел республики Марий Эл генерал-майор полиции Вячеслав Бучнев. Первым о самоубийстве республиканского министра сообщил в своем Twitter депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн. «Срочно! Застрелился министр ВД по Респ. Марий-Эл ген-майор полиции В.Бучнев», - написал он в своем микроблоге около 14 часов.

Затем депутат оставил еще несколько сообщений о Бучневе. Так, он утверждает, что «сразу после праздников в отношении В.Бучнева должны были возбудить уголовное дело по ст 285 УК. Выяснилось, что он присвоил себе 3 квартиры». Генерал, по его мнению, решил таким образом избежать позора.

Однако, как сообщает газета «Вятский край», причиной самоубийства был не позор, не конфликт с республиканским руководством, не тяжелая болезнь. Мистическая, но рабочая в правоохранительных органах версия о причинах самоубийства марийского министра, возможно, повлияла на продление - до 2 февраля - официального срока проверки обстоятельств его смерти. Как сообщил газете «Вятский край» источник из силовых структур республики, несмотря на кажущуюся большинству обывателей «абсурдность предположения», органы работают «в заданном направлении». И тому есть веские причины.

Реальная мистика

В минувшем году правоохранительные органы Марий Эл обратили внимание на активизировавшуюся в последнее время деятельность группы жителей республики, именующих себя «языческими или марийскими колдунами». Причиной полицейского интереса стали обращения граждан, сообщавших в органы не только о «колдунах-мошенниках», выманивших значительные суммы за гадание, ворожбу, любовные привороты и лечение, не принесшее ни здоровья, ни облегчения, но и о необъяснимых, с точки зрения жалобщиков, смертях вполне здоровых людей, подвергавшихся якобы «колдовскому сглазу». 

По-видимому, к концу 2014 года следствие, работавшее в обычных для него реальных рамках Уголовного кодекса, имело достаточно информации о деятельности «колдовской группировки»(успешность расследования приписывают начальнику полиции МВД Марий Эл - полковнику Андрею Братухину, бывшему руководителю кировского УБОБа, 2004 - 2009 годы), так что марийцы заговорили о возбуждении уголовного дела в отношении «языческих магов». Министру МВД республики - генералу Вячеславу Бучневу - докладывали о ходе следствия.

По утверждению источника газеты, 28 декабря Вячеславу Михайловичу позвонили на личный номер, и неизвестный мужчина потребовал в ультимативной форме прекратить преследование «колдунов», иначе «мы доведем тебя до самоубийства». Генерал, пославший угрожавшего вполне конкретно и по-русски, рассказал сослуживцам о звонке и «угрозе самоубиться». О чем друзья и соратники Бучнева, поулыбавшись, забыли до 3 января, когда поначалу приватная, а вскоре официально подтвержденная всеми СМИ информация заставила вспомнить о подзабытой и, как ранее казалось, смешной угрозе.

Он планировал жить

По общей оценке людей, относящих себя к друзьям или близким Вячеслава Михайловича, у покойного «не было совершенно никаких причин» уходить из жизни. 

 

- Звонили, поздравлялись с Новым годом. Он смеялся, шутил, был полон праздничных и дальнейших планов. Собирался в Киров, чтобы повидаться со всеми. Планировал поехать на рыбалку, поговорить о будущей работе. Никаких намеков на недомогание или жалоб на здоровье. Полный оптимизм. А потом это сообщение: застрелился из наградного «макарова»... 

И первое ощущение - этого не может быть, в один голос вспоминают кировчане. Как установлено газетой, генерал Бучнев планировал в ближайшее время выйти в отставку, переехать к семье в Киров и занять пост генерального директора ТГК-5, что подтверждают сотрудники компании. А «ближний круг» говорит о новом назначении как о «решенном вопросе». 

- Когда о переходе Бучнева в ТГК-5 знал еще очень ограниченный круг людей, к руководству «второго эшелона», используя связи и знакомства, с просьбой подыскать местечко обращались подчиненные генерала. Те, что из Кирова уехали за ним служить в Марий Эл, - вспоминает работник районного подразделения. 

А на вопрос о возможности суицида в связи с возбуждением в отношении Бучнева уголовного дела по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), о чем 3 января сообщил депутат Госдумы Александр Хинштейн, поясняя: «...речь идет о квартирах, которые генерал присвоил себе в местах прежней службы в Кирове и Перми», в органах отвечают: 

- Уголовное дело, о котором в Кирове стало известно еще в середине декабря, не могло быть причиной смерти. Увы, за немалым числом силовых руководителей числятся подобные грехи, но Бучнев уходил в отставку и не довел бы дело до следствия. Заплатил бы деньги, оформил надлежаще покупкой. Стреляться, смывать позор кровью - это слишком сильно для ситуации. 

Так что на сегодняшний день немногочисленная аудитория людей, знающих о существовании «мистической версии» самоубийства, отвечая на вопрос: «Веришь или нет?», твердо или слегка задумавшись, говорят: «Верю». Причем большинство не считает «колдовскую историю» мистической.

Магия по жизни 

Эта актуальная тема для  региона, как и магия Чувашии, Кировской области и Мордовии. Про нее действительно очень мало написано, большинство не владеет компьютером и обычно знания передаются не в «печатном издании». Марийская магия, магия земли- одна из сильнейших сил, как бы ее не называли деревенской, не относились к ней с оттенком полупрезрения, начитавшиеся магической литературы волна новоявленных экстрасенсов и космоэнергетов, считая ее простушкой. Она в своем принципе та же магия Вуду  региона.

История с «марийскими колдунами» странным образом перекликается с не такими давними кировскими событиями. В период службы генерала Бучнева в Кировской области многие региональные газеты пестрели многочисленными объявлениями об оказании услуг магами, гадалками, предсказателями и экстрасенсами. По мнению журналистов, мошенники, обирающие доверчивых страждущих любви и здоровья на десятки-сотни тысяч рублей, не могли не привлечь внимание правоохранительных органов. И в качестве эксперимента было решено погадать на главу областного УМВД. 

По фотографии генерала, не узнанного гадалками по причине «гражданской одежды», все местные ворожеи, получившие половину журналистской зарплаты, предсказали страстную любовь немолодого женатого мужчины, имя которого на букву «С», скорую ночь любви, а за отдельную плату совершили любовный приворот. Увы, на публикацию генерал только обиделся, не увидев в деяниях гадалок признаков преступления. (Елена Овчинникова, «Вятский край»).

аватар: Кэп

Млит – злой дух в марийской мифологии

В каждой деревне, в каждом селе есть некое местечко, о котором люди рассказывают друг другу полушепотом, испуганно оглядываясь по сторонам. Рассказы обычно бывают несвязными, отрывочными : « … ночью …белая рука … так и обожгло взглядом…» 
Есть такое место и у нас в селе. Это второй овраг, Наташин овраг, по которому протекает всеми уже забытая речка Сабанка. В высокой траве, среди кочек и зарослей кустарника ее и не видно. Жуткое и загадочное место не весь овраг, а часть его, от бывшей конюшни до пруда ( раньше, когда пруда не было, до реки Маслинки ). 
Некоторые истории. 
« Припозднилась я на ферме, бегу домой уже по темну. Глядь, в овраге на высокой кочке сидит какая-то старуха. Уже темно было, а я ее хорошо вижу : в светлом платье, босая, простоволосая, сидит, опершись обеими руками на длинную палку. Вот только узнать не могу, чья это старуха. Заблудилась что ли? «Ты чего тут расселась?»- окликнула я ее. Она как-то разом повернулась вся ко мне, пальцем погрозила, показала на первый от оврага дом, а мне знак подала, как бы беги отсюда поскорее. Я и рванула еще быстрее домой. Утром узнала, что в том доме ночью умерла тетка Зина». 
 -  « Наш мужик Петрован загостился у своего кума допоздна. Это не праздник был, а так, нагнал кум самогону и говорит, приходи, погуляем. Вот и возвращается Петрован домой мимо оврага. Хотел побыстрее этот чертов овраг пройти, да ноги не очень-то слушаются. Вдруг слышит : в кустах ребенок заплакал! Откуда тут ребенок?

Нет, чертовщина какая-то! Хотел Петрован мимо пройти, а ребенок еще жалобнее заплакал. Пойти глянуть? А кто-то будто шепчет : «Не ходи! Там смерть лютая!» Но пошел мужик взглянуть, кто там. За кустом стояло какое-то двухметровое существо, заросшее сверху донизу густыми черными волосами. Млит! Он злобно посмотрел на Петрована и протянул к нему свою волосатую ручищу. Вот тут наш земляк, не зная почему, и сунул в эту руку получетверть самогону, подаренную на дорожку кумом, повернулся и быстро зашагал в сторону домов. Дикий хохот услышал он вслед, но никто его не догонял, не схватил. Все, кто в нашем селе помнил Петрована, говорили, что в сорок лет он был уже полностью седым». 
       Млит может показаться человеку в любом образе, даже в виде животного предстать. 
«Пошли школьники из интерната домой в Ижевскую, вечером, но еще и не темно было. Видят : в овраге козел ходит, черный, длиннобородый, с острыми рогами. Вот и стали озорники дразнить животное, козлиной называть, комьями глины в него бросать. У козла ( потом ребята рассказывали ) глаза огнем полыхнули, и рванулся он за ними – все врассыпную. Тут мимо взрослый проходил, дядя Семен. Он как-то ловко козла, пробегавшего мимо, схватил за рога и все, больше ничего не помнит. Очнулся мужик в лесу и понять не может, где и почему он тут находится. Перекрестился, поцеловал крест нательный, пошел по интуиции и вышел к Ободануру. Потом выяснилось, что его уже три дня повсюду ищут». 
Говорят, млит не похож на лешего. Он злобный, встречи с ним не сулят человеку ничего хорошего, а леший в хорошем настроении даже помочь может. Но, вспоминая Петрована, понимаешь, и со злым духом поладить можно. 
«Молодушка шла домой мимо этого оврага. В деревне ничего, а в овраге, оказалось, такой густой туман был, что ничего не видно. Шагнула в туман, как в молоко. Пару шагов сделала и не знает, куда идти. Пошла наугад, только руку вперед протянула, чтобы не наткнуться на что-нибудь. Вдруг кто-то взял ее за руку и легонько потянул за собой. Пригляделась : батюшки! он! огромный! страшный! Но справилась женщина со страхом и говорит : «Вот спасибо, что ты меня проводишь, а то я ничего не вижу». А душа замирает, сердечко трепыхается! Минуты три так шли, но вот провожатый руку отпустил и слегка подтолкнул свою спутницу вперед. Та шагнула и вышла из тумана. Стоит она на дороге, а перед ней дома. Повернулась женщина в сторону тумана и уже без всякого страха крикнула : « Спасибо тебе!» Когда она рассказала эту историю односельчанам, те вынесли общее решение – красивая ты баба, вот и понравилась нечистой силе». 
В этом овраге люди даже пробовали селиться. Я смутно помню тетки Наташи дом, который каждую весну стоял в воде едва ли не по самые окна. Потом его убрали, на этом месте поставили другой, который и сейчас стоит, но никто в нем не живет. Не приживаются люди в этом овраге, словно кто-то не дает на это свое добро. 
Люди и сейчас ходят мимо этого оврага с опаской. Спрашиваю, почему? Опять же объясняют как-то несвязно : шла, страху натерпелась… что-то белое… чувствую, смотрит на меня из темноты… 
…Стою я вечером на дороге у этого оврага. Овраг как овраг, вернее низина, заболоченное место. Вот со стороны пруда и белесая дымка потянулась по оврагу.

Где-то недалеко выпь болотная голос подает, как в бочку ухает. Однако, знаете, есть во мне какое-то чувство нарастающей тревоги, как будто подкрадывается ко мне опасность, угроза. Нет, пора уходить, а то и мне начнет что-нибудь млиться.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru