МАРИЙСКИЙ КРАЙ ГЛАЗАМИ КОЧУЮЩИХ

  • Священные места Арбора

    Арбор – древняя и интересная земля. В глубокой древности, как выяснили археологи, тут обитали племена пермско-азелинской культуры. Они были дальними предками нынешних финно-угров.

    Потом края вдоль Вятки заселили нынешние удмурты, после которых осталось множество топонимов и гидронимов.  

  • Священное место у деревни Абаснур

    Многих героев и богатырей помнит марийский народ. Про них сложены легенды, сказки и предания, про них поют песни, а в наше время – снимают фильмы и ставят театральные постановки. В самые древние времена жили в Марийском краю великаны Онары, были также богатыри Камай, Полтыш, Чоткар, Иден, Чумбылат, Акпатыр, Ош-Пондаш и другие.  

  • Священная роща деревни Варангуж

    Практически на границе Марий Эл и Татарстана (Моркинский р-н РМЭ и Атнинский р-н РТ) расположена деревня Варангуж. Основана она на речке Уртемка (приток Ашита – бассейн Илети), примерно в 5-6 км. от древнего Алатского тракта, который вел из Казани на Уржум и на Вятку.
    Деревня Варангуж известна всемарийской мировой кюсото - Священная роща Тӱня кӱсото, где проводили и сейчас проводят мировые моления.

  • Священная роща деревни Шинур

    В Куженерском районе РМЭ более 60 рощ и молельных мест марийской традиционной религии. Есть рощи, где проводились мировые моления (Ош куэр – Белая Березовая роща), есть местные деревенские рощи, но в настоящее время регулярно моления проводятся в 10-15 кюсото, в том числе, в священной роще около деревни Шинур.  

  • Вятские мари

    Вятские мари

    Вятские марийцы — одна из локальных групп луговых мари, проживающая за пределами Республики Марий Эл, на юго-востоке Кировской области. В ранних литературных источниках эта диалектная группа марийского народа, отличающаяся от других своими песнями, танцами, костюмами, известна под названием кировские мари. 

    Основанием для выделения вятских мари в отдельную локальную группу послужили также особенности их говора (луго-восточный диалект марийского языка) и пения, характеризующегося специфическими вокальными техниками и многоголосием. Кировские мари разделены на несколько ареальных групп, живущих в компактно расположенных деревнях и селах.  

  • Марийско-удмуртская междоусобица

    В начале второго тысячелетия нашей эры марийские племена продвигались на восток в лесное Заволжье – в сторону Вятки. Тут они встретились с племенами удмуртов, которых они называли одо мари, то есть, другие люди. Язык удмуртов хоть и был родственен марийскому, но в основном им был непонятен. Сами удмурты называли марийцев племенем пор.  До сих пор на территории Марий Эл остались топонимы из удмуртского языка, например, Параньга – получила название не от марийского слова «картошка», как многие думают, а от двух слов: пор + онча – то есть марийская река. 

  • Марийский Гусиный праздник

    На страницах нашего сайта мы рассказывали про татарский праздник «Каз Омэсе», что в переводе на русский означает «Гусиные помочи», или «Гусиное перо».

    Оказывается, такой праздник характерен и для других народов Поволжья и Урала, в частности, он сохранился у восточных мари, которые живут в Башкирии, Свердловской области и в Удмуртии. Также аналогичный праздник есть у башкир.  

  • Марий Кумалтыш, Советский район

     Община марийской традиционной религии «Марий Кумалтыш» — одна из наиболее активных и многочисленных общин республики. Она имеет свои отделения в девяти районах и существует она больше 10 лет. Сегодня мы вам расскажем про общину в Советском районе. 
    Основными задачами организации являются подготовка и проведение молений в священных рощах, а также просветительская работа среди местного населения.

  • Священная роща Вич Парня, Шуармучаш

     Бывает так, что в какой-то определенный момент, человек начинает осознавать свою значимость, осознанную нереализованность. Так и произошло с нашим сегодняшним гостем, старостой деревни Шуарсола Зиновием Столяровым. 
    Около семи лет назад Зиновий Николаевич стал вести здоровый образ жизни: каждый день по утрам обливается ледяной водой и выполняет физические упражнения. А потом в его сердце поселилась Вера вТӱҥ Ош Поро Кугу Юмо (с мар.- Единый Светлый Добрый Великий Бог). Спустя какое-то время он стал придерживаться канонов марийской традиционной религии. 

  • Марийская сказка Нӧнчык-Патыр

    богатырь из теста

    Жили когда-то в одном селе старик и старуха, а детей у них не было. Сильно горевали старик и старуха. Говорит однажды старик:
    - Давай, старуха, сделаем себе сына из теста. - Давай,-согласилась старуха. Замесила она тесто, вылепила из него человечка, завернула человечка в тряпицу и положила на печь. 

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru