МАРИЙСКИЙ КРАЙ ГЛАЗАМИ КОЧУЮЩИХ

  • Шоктагорем кӱсото, Кукмарий

    Священная роща Шоктагорем кӱсото расположена в окрестностях деревни Кукмарий (Кукмарь) Советского района Марий Эл. Роща находится в небольшом лесном массиве, на склоне протяженного лога, на одном из истоков местной речки Шуй.

  • Клады на Уржумском (Алатском) тракте

    На нашем сайте уже было много статей про древние тракты и спрятанные около них клады. Так, были истории про Старый Казанский тракт, про Екатерининский тракт, про Сибирский тракт. 
    Также через республику Марий Эл в древности проходила Алатская дорога, а позже она получила название Уржумский тракт (или Вятцкая дорога).  

  • Таргылтыш, марийский леший

    Жизнь народа мари, особенно в прошлые века, неразрывно была связана с лесом, с охотой, бортничеством, лесными промыслами, поэтому марийская мифология была тесно связана с «лесными духами», с «лесными божествами», с таинственными обитателями мира природы. К таким мифическим существам относится и «марийский леший» - Таргылтыш (другое название – Арылдеш, Арылдыш, у горных мари - Шига, у восточных мари - Якшивай).  

  • Священная роща Турек Суртан

     Мари-Турек – самый восточный край Марийской республики, это фактически у реки Вятка, где соединяются Кировская область, Татарстан и Удмуртия. Здесь сохранились предания про героев и вождей марийского народа. Самый известный местный богатырь  - легендарный Турек Суртан (Тура), могила которого расположена под курганом на окраине поселка Мари-Турек. 

  • Священные рощи деревни Азъял

    Поскольку в Марий Эл есть несколько населенных пунктов с названием Азъял, то в данной статье укажем, что речь будет идти про Волжский район РМЭ. Тут расположены две деревни: Нижний и Верхний Азъял, совсем недалеко от речки Петьялка, на склонах Сотнурского нагорья. 

  • Священная роща деревни Варангуж

    Практически на границе Марий Эл и Татарстана (Моркинский р-н РМЭ и Атнинский р-н РТ) расположена деревня Варангуж. Основана она на речке Уртемка (приток Ашита – бассейн Илети), примерно в 5-6 км. от древнего Алатского тракта, который вел из Казани на Уржум и на Вятку.
    Деревня Варангуж известна всемарийской мировой кюсото - Священная роща Тӱня кӱсото, где проводили и сейчас проводят мировые моления.

  • Священная роща деревни Шинур

    В Куженерском районе РМЭ более 60 рощ и молельных мест марийской традиционной религии. Есть рощи, где проводились мировые моления (Ош куэр – Белая Березовая роща), есть местные деревенские рощи, но в настоящее время регулярно моления проводятся в 10-15 кюсото, в том числе, в священной роще около деревни Шинур.  

  • Священные места Арбора

    Арбор – древняя и интересная земля. В глубокой древности, как выяснили археологи, тут обитали племена пермско-азелинской культуры. Они были дальними предками нынешних финно-угров.

    Потом края вдоль Вятки заселили нынешние удмурты, после которых осталось множество топонимов и гидронимов.  

  • Священное место у деревни Абаснур

    Многих героев и богатырей помнит марийский народ. Про них сложены легенды, сказки и предания, про них поют песни, а в наше время – снимают фильмы и ставят театральные постановки. В самые древние времена жили в Марийском краю великаны Онары, были также богатыри Камай, Полтыш, Чоткар, Иден, Чумбылат, Акпатыр, Ош-Пондаш и другие.  

  • Ветлужские (нижегородские) марийцы

    Ветлужские (нижегородские) марийцы

    Ветлужские (нижегородские) марийцы (мари, черемисы) — северо-западные марийцы, проживающие на северо-востоке Нижегородской области в Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском районах (часть ветлужских мари проживает в Кировской области – в приграничных районах). В настоящее время носят название ветлужские или нижегородские марийцы, устаревшее наименование — костромские марийцы. Коренное марийское население юго-восточной части бывшей Костромской губернии. При изменении административных границ в советское время оказались в составе Нижегородской области.
    Самоназвание марийцев на местном диалекте марийского — «мӓрӹ» (а: - так называемый а умляут, читается примерно между звуками е и э, я) – получается мерэ (почти - меря), в отличие от литературного варианта «мари». 
    На вопрос «ты чей?» нижегородские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в русской транскрипции записывается как «мерян». Это является одним из доводов сторонников тождественности мерян и ветлужских мари (М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков).

    СТАТЬЯ ПРО БЛИЗОСТЬ НАРОДОВ МАРИ И МЕРЯ - ТУТ!

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru