Банник, дух бани

Каждый человек знает, что баня – это особое место в домашнем хозяйстве, всегда баня стоит особняком от дома, хлева и сарая. 
Объясняют  это мерами пожарной безопасности, мол, огонь от бани не достанет до жилья. Однако есть и мистические причины такого отдельного существования.
Баня во все времена было особым сакральным местом, во-первых, признавалось наличие в ней особой очистительной и лечебной  силы, во-вторых, в черной бане раньше рожали детей.
В-третьих, в бане часто гадали и ворожили.
Ну, и в бане был свой хозяин – банный, который часто проявлял себя к месту, и не к месту.

 

По древним пересказам и верованиям, которые известны нам,  в бане жил Банник — покровитель русской бани. Баня — место не чистое с точки зрения религии, поэтому образ Банника рисовался как наиболее злобный людям из всех домашних духов. Изображения, которые дошли до наших дней описывали его как карлика, или маленького старичка. В некоторых регионах банника рисовали как карлицу — женщину или банную старушку (банная бабушка). Известна и женская форма духа бани — Шишига.
 
Существовали и поддерживаются традиции поклонения Баннику, которые были направлены на примирение с этим злым духом:
Никогда не мылись и даже не ходили в баню после полуночи.
Первыми в парную должны входить и париться мужчины. После завершения банных процедур в мыльной комнате обязательно надо оставить немного воды, мыла и веник для Банника.
Нельзя париться в чужом пару, т.в. том, который для тебя не готовили. Например — планировалась баня для одних людей а на пар попали  — совсем другие. Ходить в баню к друзьям или знакомым надо только на приглашение именно попариться. В противном случае надо самому баньку протопить хоть и чужую. Должен быть соблюден обряд, когда ты сам готовишь дрова, огонь и пар.
Нельзя вносить веник в дом, оставлять только в бане.

                                                         банник, дух бани, банный                                                             

Банник, дух бани

ЗАЩИТА ОТ БАННИКА
А уж если попал под руку Баннику, надо  выбежать из бани и позвать на  подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.."  
Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном  случае банник не замедливал с местью.  Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных  болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку. 
           «В бане видели чертей, банных анчуток» (Самб.); «Овинные, решные, водяные, банные! Скажите, не утаите, выдадут ли < имя > замуж» [из гадания] (Костр.); 
«Вот банный съест тебя, не балуй» (Свердл.); «Овинны, баенны, гуменны, подите царю мост мостить!» (Арх.). 
Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый хозяин бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет», кидается камнями: «Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал... И закричало нечеловеческим голосом: «Уходите скорее, а то заем!» Мужик и баба побежали домой» (Новг.). 
            Когда банник видим, то предстает чаще всего в страшном обличье – это черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); он превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) и даже в веник, уголь (Арх.). 
Часто коварный хозяин бани именуется крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня – «уже прямо-таки обиталище чертей», – считали в начале нашего века в Ярославской губернии. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать черта (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Черту в лоб!» В Новгородской области и сейчас популярны рассказы о том, как колдун «показывал шишка» (черта) в бане или как черт в бане обучал молодых людей игре на гармони. Тем не менее банник и черт – это, в общем, разные мифологические персонажи, точнее, «черт» – наименование банника, выражающее самое общее представление о нем как о «нечистой силе». 
По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может быть связан своим местопребыванием и с каменкой – сложенной из больших камней банной печью: «У банника волосы растрепаны, за каменкой сидит» (Арх.).
  

                                                гадание в марийской бане - Святки                                            

Банник, дух бани

БЫЛИЧКИ ПРО БАННИКА
Таких историй и быличек, про проделки банного я слышал великое множество, вот некоторые из них.
Мать рассказывала случай, произошедший в их деревне.
Один мужик вернулся домой с тяжёлой работы уже поздно вечером, ну, и решил помыться в бане. А как помылся, то решил прямо здесь и заночевать, так как устал очень сильно.
Лёг на полок, и сразу заснул. Вдруг среди ночи чувствует, что кто-то щекотит его за пятку, он проснулся, но никого в темноте не приметил. Снова задремал, и снова какой-то шорох и щекотанье – тут он проснулся по-настоящему!  Хотел было привстать, да не тут-то было: словно какая-то сила прижала его на полке, и даже стала душить. Едва-едва он дышит.
Понял, что шуткует с ним сам банный, очень сильно перепугался, да стал вспоминать какие-нибудь молитвы. А вспомнить ничего не может, еле-еле что-то пришло на ум, удалось несколько слов прошептать – тут его и отпустило. Так он в исподнем белье из бани побежал домой, а холодно было на улице, и снег уже лежал.  С тех пор зарёкся он ночевать в бане, да и поздно ночью даже не заходил туда.
Родная тётка мне рассказывала случай, который произошёл с ней много лет назад, когда она ещё была девушкой. Припозднилась она где-то на гулянке, воротилась домой к ночи, а тут баня натоплена. Мать-то говорит, мол, сходи, помойся. Та и пошла.
Мало того, что было уже темно, так она ещё и крестик нательный с себя сняла в предбаннике. Волосы у неё были длинные, красивые, промывать нужно долго. Пока намылила, да промывала в тазике, то почувствовала, что в бане кто-то легонько прыгает, будто бы мячик скачет. А сама посмотреть не может, глаза-то в мыле. Дальше стали её сзади хватать то ли мохнатыми лапами, то ли когтями. Она как закричит, и в чем мать родила вон из бани! А ноги-то словно одеревенели, не слушаются её. Едва она смогла порог переступить, будто какая сила тянула её обратно в баню.
Так голая да намыленная  прибежала домой, родня не знает – смеяться или бояться!

Банник, дух бани

А ещё давно случай был у нас в селе.
Обычные ребятишки пошли шукать банного, решили побаловаться. Мол, никто нам не страшен, придём ночью в баню. Пришли они в баню, да не просто так сидят, а стали материться, как мужики, да ещё матом самого банного поминают.
Вначале вроде ничего не было, ребятня осмелела, да давай пуще прежнего ругаться, мол, нет ни чёрта, ни Бога. А тут, как начало греметь всё в бане, сверху потолок, аж, прогибается, заёрзали ведра и жбаны, а в трубе кто-то истошно завыл. Со страху побежали они в предбанник, да не тут-то было – застряли они в дверях, каждый хотел первым выскочить, а дверной проём узкий!  Пока пролазили, то исколотили друг дружку до синяков, от страха и не такого можно натворить. А один малец прямо в штаны наделал, напугался он так, что потом полгода заикался.
Дома от родителей им ещё добавили, будут знать, как банного беспокоить.
С тех пор уж они такого в бане не вытворяли.
А был ещё случай. Мужик, на ночь глядя, пошел мыться в баню. А сам был пьяный, еле на ногах стоял. Родные ждут его из бани – его долго нет. Решили проведать, что с ним случилось.
Заходят в баню, мать честная, лежит он мёртвый и наполовину в печи, только ноги наружу торчат, будто кто-то его силком туда затолкал, а мужик был довольно крупный.
Потом стали выяснять, якобы от угара он помер, так врачи в свидетельстве написали. А какой там угар? Баня уже давно была протоплена, угли из печки выгребли, никакого дыма, да и уже вся семья перед ним помыться успела. Никак угара не могло быть.
Опасно шутить с банным.

 

Банник, дух бани

НАКАЗАНИЕ ОТ БАННОГО ДУХА
С теми, кто эти правила нарушает  Банник мог сотворить неприятность: ожег, удушие, головокружение и т.п. Абсолютно оправданной традицией банных процедур есть запрет париться в нетрезвом состоянии. За такие фокусы Банник мог кожу «на полок натянуть»
Все банные обряды всегда были согласованы с ограниченными территориями и  временем. Баньку топили с обеда, чтоб помыться да попариться до полуночи. Лучшее время —  с 5 до 8 вечера. Это совсем не значит что баня пустовала  перед полуночью. Вот в это время, когда баня опускалась в сумрак и начали топить печь и варить зелья бабки-гадалки, ворожки раскладывали карты и заговаривали привороты- отвороты. 
Считалось что тот кто идет самый последний в баню париться — будет общаться с потусторонними силами. Третьего захода в баню нельзя было делать по традиции. Семьи в старые времена были большие. Ну никак не могли в два захода поместиться и помыться в одной бане все члены одной семьи. Это послужило зарождению  совместной помывку и мужчин и женщин. 
Среди многих строительных обрядов закладки домов-срубов практически не встречаются обряды по строительству Бани. Не зазывали в баню счастье , достаток и т.п. Место на котором стоит баня называлось Баннищем и считалось оно нечистым местом.

ПОВЕРЬЯ ПРО ШИШИГУ – ЖЕННУ БАННИКА
Как то уж повелось, что мужики считают баню исключительно мужским занятием. Наверное, это имеет объяснение. Но это объяснение неприемлемо женской стороной. Они так же имеют право на чистое тело, здоровый дух и своих приведений женского рода. Вот именно, приведений и духов! Пример тому — женский дух бани Шишига (банниха, байница, баенная матушка).  Как и все духи и покровители стихий, банный дух является наследием языческой религии, что нашло отражение в историях и поверьях.
Это, почти,  демоническое существо, которое прикидывается знакомой женщиной, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем людям, которые  ходят  в баню с плохими мыслями и без охраняющей молитвы.
Банник или Шишига принимает участие  в святочных гаданиях, которые в древности иногда проводились в бане. Ведь баня считалась не очень чистым местом в религиозном плане. В баню люди ходили не защищенные — без нательного  креста.  Это сказалось и в традициях связанных с постройкой бани — их строили подальше от дома. 
А гадания -такие близкие по духу женщинам проводились в полночь, при этом  девушки  подходили к открытым дверям бани, задрав юбку. Если Банник или Шишига «коснётся»  мохнатой рукой ноги — у девушки вскоре будет богатый и обеспеченный жених, а если коснется голой рукой — бедный, а если мокрой — пьяница. Уж, действительно, дух бани оказывал сильное влияние на  перепуганных  женщин идущих мыться в баню.

Но тем и хороша баня, что все плохие мысли в ней пропадают вместе с легким паром, призраки и духи бани отходят на второй план. Ну а для тех кто сильно верит в духов и призраков напомним, что все банные духи живут не в бане, а в основном в водоемах возле бани — в колодцах, реках и прудах. Веселая и загадочная традиция почитания духов выполняется и сейчас, когда заходя в баню можно услышать от корифеев банного дела приговорки попавшие к нам вместе с историей и традициями бани:
«Мужик богатый, ударь по жопе рукой мохнатой!»
«Баюнушка, братанушка,
скажикась мне пути дороги вещие,
укажикась мне то, что приидиша,
то, что сбудиша, то, что бысти, занадобно.»
Банников и банных духов боялись, но и почитали. У каждого хозяина дома в бане положено было иметь своего духа бани, свою Шишигу. Именно они оберегали баню от попадания в нее чужих для бани людей и злых духов:  лешие, водяные, упыри, нежить.

Поверья, связанные с баней, сильно были распространены и связаны с процедурой родов. Новорожденных очень часто обмывали в бане, именно в бане и проходили первые заговоры для детей:
«Мою я младенца в жару да в пару. Как идет из каменки жар, из дымника пар, из сеней дым, так бы исходили бы с младенца всякие скорби и болести. Паря младенца дарую живенца, мамку родимку во всея веки почитамши, батьку светлого, сильного во всеи века почитамши, отроковицу себу дороги крепкие, думы светлые, дела ладные, деньги складные»
 
ДРУГИЕ ДУХИ БАНИ
Банников, или чертей, в бане может быть и несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми). 
Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин» отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и хозяине бани. Чаще всего этот хозяин строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны. 
Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные хозяева очень любят париться и моются «в четвертый» или «в третий пар» (реже – в седьмой), то есть после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь). 
           В баню, где нет оберегающих икон и где мылись, парились, снимая охранительный нательный крест, входили с оглядкой, прося разрешения у банного хозяина, иногда приговаривая: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». Нельзя было и шуметь, ругаться. Вымывшись, не благословив, не перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его, приглашали: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками, гостите к нам в гости!» (Терский Берег Белого моря). Иногда обращались и к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье». Нарушение этих правил влекло за собой появление «страшного» банника, который мог защекотать, задушить, запарить и даже затащить на каменку, содрать с неугодного ему человека кожу, повесив ее сушиться на печку. 
         Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала XX в. такие же «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.). 
           В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, – банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием (см. ОБДЕРИХА). 
Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) – банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница». Упоминаются и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра. 
Козни банников могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив ни мертв и читает молитву: «Да воскреснет Бог». А они услышали и ему в ответ: «Да растреснет лоб». Он читает дальше: «Да расточатся враги Его». А они: «Да раскачается осина». И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит – и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь – а на нем лежит рогожа» (Новг.).
 

Образ коварного, обитающего у печки-каменки банника, пожалуй, ближе всего к персонификации жара, морока, душащего человека, жгущего его, к персонификации подстерегающих в бане опасностей.
Однако банник иногда проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей – хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. «К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: «Укрой меня в ночи, пусти ночевать». – «Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?» – «Ну вот и спасибо». – «Ступай с Богом». На другое утро этот мужик и рассказывает: «Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я вот его задушу!» Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться. Долго боролись, а все не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали» (Новг.). 
Существенная для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживающаяся в поверьях и рассказах о нем) связана с двойственным восприятием самой бани. Традиционно в крестьянском обиходе баня – место нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдаленность ее от дома, отсутствие икон, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное», очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни. 
          Баня обязательно топилась не только еженедельно, но и перед праздниками, и по случаю самых значительных событий крестьянской жизни – при родах, для невесты накануне свадьбы. Со времен Древней Руси баню топили и для предков-покойников, умерших родственников, приглашая их помыться и попариться перед большими праздниками (особенно в Чистый четверг Страстной недели). Поэтому и сама баня, и ее обитатели исконно были и опасны, и необходимы одновременно. 
      Наконец, по мнению ряда ученых, баня – один из самых древних дошедших до нас прообразов крестьянских жилищ, жилищ наших предков, где обитали и продолжают обитать, по поверьям XIX-XX вв., разнообразные божества и наделенные сверхъестественными способностями существа явно не христианской природы – банный хозяин, проклятые и даже русалки. Они не только моются в бане, но и вообще пребывают в ней – например, собираются там на посиделки (проклятые на посиделках в бане плетут лапти) (Новг.). 
На севере и северо-западе России популярен рассказ о явлении в бане проклятой девушки, на которой затем женится парень, решившийся ночью взять с банной каменки камень (Мурм., Новг.). 
В бане иногда происходило «посвящение в колдуны». 
          Баня – одно из самых подходящих мест для знакомства с чертом (шишком): «А колдун, раз он сумел колдовать, так он показывал сыну шишка. Зачем сын сказал, что нет никого, ни беса, ни Шишков, никого нету. Вот колдун и стал говорить: «Я грешный человек, Бога не могу показать (Бога кто может показать), а грешка я покажу, шишка... Я вперед уйду в байню, а ты после за мной приди». Ну, малец справился, попосля его и пошел. Баню открыл... А шишок сидит с отцом на скамейке! Вот малец назад, и белье забыл, и убег домой. И пока в армию не взяли, в баню свою не ходил мыться» (Новг.). 
По поверьям Олонецкой губернии, у банного хозяина хранится шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что получивший такую шапку мог стать колдуном после Вознесения.
 
Согласно верованиям крестьян, есть у банника и «беспереводный» целковый. Чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню с приговором: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый!» – (но затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза) (Ворон.). 
В бане нередко гадали. «Севернорусские девушки берут землю из-под девяти столбов забора, бросают ее на каменку и приговаривают: «Байничек, девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем?» <... > отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер» [Зеленин, 1991]. 
         Во время Святок, при огне, девицы приходят в баню, «снимают пояс, крест, распускают косы и расстегивают все пуговицы, ставят одну в середину, а вокруг ее водят черту и поочередно смотрят в зеркало со словами: «Придите сорок чертей с чертенятами, из-под пеньев, из-под кореньев и из других мест». Черти должны «показать» суженого или показаться в его облике. Если при этом покажется, что в зеркале выходит черт по пояс, то надо «расчерчиваться» (это опасно); если же черт является в полный рост, то девушкам грозит гибель» (Костр.). 
В Сургутском крае на Святки баню топили для нечистого, который приходил париться; затем он либо благодарил ожидавшую у дверей девушку, просил подать ему чистое белье (к замужеству), либо требовал подать гроб (к смерти). Все такие гадания считались очень опасными, поскольку вызываемый нечистый, по поверьям, нередко покидал магический круг, которым его очерчивали, и губил гадающих. 
Из Владимирской губернии сообщали, что «долго болеющего и помирающего и дурно ведшего себя человека переносят в баню, крышу которой несколько приподнимают осиновыми клиньями, с тем чтобы черт забрался в образовавшуюся щель и поскорее покончил с больным, забрал бы его душу с собою в ад». 
Баня с ее всесведущими обитателями и в XX в. остается одним из самых удобных мест для гаданий, а в рассказах крестьян, в быличках – местом для обучения колдовству, искусству игры на музыкальных инструментах, даже для сватовства – и все это с участием банника-черта, «хозяина» бани, каменки, очага, возможно, некогда – и «хозяина» крестьянского жилища, от которого зависела судьба семьи, человека. В последней ипостаси (менее прослеживаемой в XIX-XX вв.) банник ближе к наделенным универсальной властью языческим божествам (некоторые исследователи сопоставляют его с древнерусским Волосом), к божествам очага, покровителям семьи.

Не случайно поэтому в русских поверьях есть не столь опасное и даже доброжелательное по отношению к людям существо, обитающее в бане, – банная бабушка, матушка. Кстати, по распространенным представлениям, банник поселяется в бане после того, как в ней появляется на свет ребенок, что опять-таки связывает банника с судьбами семьи и ее новорожденных. 
                Однако коварный банник и здесь оборачивается своей опасной, наиболее ярко проявляющейся в поверьях XIX-XX вв. стороной: банник может погубить родильницу, если ее оставить в бане одну, или украсть младенца, заменив его своим ребенком. Дети банника обычно уродливы и плохо растут. 
Чтобы задобрить банного хозяина, в некоторых районах России под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали задушенную черную курицу, а затем уходили, пятясь задом и кланяясь. Когда топили новую баню, сверху на каменку бросали соль (Волог.).
   
БЫЛИЧКИ ПРО БАННОГО ДУХА
Живёт банник в бане.
Банник людей не любит.
Если разозлится, может задушить паром, угаром, кипятком, облить кипятком.
Его можно умилостивить: дать умыться в первый пар.
Тоже грязи не любит, может болезни лечить!!
 
Каждое лето мы ездили к деду в деревню.
И как - то приехали очень поздно вечером.
Попросили деда истопить баню, искупаться с дороги.
На что он ответил, что ночью нельзя, потому что банщику это не понравится.
Но мы его не послушали, сами дров нарубили, воды нанесли.
И только мы устроились, как с печи на пол полетели тазы с водой.
Мы не придали этому значения.
Но когда муж положить дров решил, то не нашёл их на месте.
Тут - то мы испугались и выбежали.
Дед был очень рассержен и говорил, что теперь придется уговаривать банника, замаливать его подарками.
Больше я в баню ни ногой!!
 
Построили баню не на том месте - баннику не понравилось.
Построили одни баню, и в это время заболела у них дочка.
А под подушкой каждое утро мать находила кусочки сахара.
Уже и покупать стали сахар-песок, а всё равно каждое утро мать находила сахар, а девочка всё хуже и хуже себя чувствовала.
В это время в их доме остановился старик проезжий.
У него - то и спросил отец, почему дочка болеет.
Тот посмотрел и сказал сходить в 12 часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него 2 рюмки и бутылку водки.
Причем рюмки должны быть не граненные, не рисунком, а простые, светлые.
Всё так и сделал отец.
Стоит и ждет.
Вдруг слышит: водка наливается.
Он повернулся, а никого не видит.
Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто - то говорит:
— Баня у тебя не на том месте.
Послушался его отец и стал разбирать баню.
А девочка помаленьку стала выздоравливать.
И уже когда оклад разбирал, вышла девочка на крыльцо.
Видно, правду говорил, что баннику место не понравилось!!
 
Раньше ведь строили бани по-чёрному.
Ну, вроде зимовейку построят и такую примитивную печь из камня.
Ну, чтоб стена-то не горела.
Эту печь вплоть не ставят по стене, а там щель остаётся, ну примерно сантиметров где-то 20.
Так вот нам всем старики говорили:
— Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит.
Вот такой случай был.
Один мужик мылся, а второй:
— Ну, чё ты там, скоро или нет? Раза 3 спросил.
А потом из бани голос:
— Нет, я его ещё обдираю только! Ну он сразу это, побоялся.
А потом открыл дверь, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Он его, банник-то, в эту щель потащил.
Такая теснота, что голова сплющилась.
Сам же он не мог бы так полезти, чтобы голова сплющилась.
Вытащили его, ободрать-то он не успел.
Банник грязи не любит, наказывает!!

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

 
Ты кажешь, домови, ведьмы, це бабкыны сказки, а я оце тоби балакаю зараз.
Як строилы мы с батьком, царстве ёму небесне, лазню (баню), а батько був пошты негожий, так у первый же день, як построилы, захотелось батьку скупаться.
А натопылы гарно, ажноущиу трубку зверталысь.
На оце я выскочив з лазни, а батько ще остався, дак писля мэнэ пьять минут, и выскочив.
Прыбига, та каже:
— Тилько улигся, а тут толпа лазникив наскочила.
Одни за руки держать, а други веником хлещут.
Насылу вырвався.
— А яки це лазники? - спросил я.
— Ну, яки, яки. Таки ж як лешни, тилько усы у дубовых листьях, та желуди у патлах торчать.
Та ну цю нечисту силу поминать, а то соби накликаем.
Нельзя мыться в третий пар - появляется банница!!
 
Это с бабкой моей было.
Она молодая ещё была.
Один раз мылись все, а она опоздала.
Пришла, а всё уже помылись: и мужики, и бабы.
Ну, она смелая была - одна побежала в третий - то пар, лишь дитенка взяла свово.
Думает светло еще.
Ну, пришла.
Разделась в предбаннике - то, малого - то в пеленке взяла, и в баню.
Дверь открыла, - ногой - то одной лишь переступила через порог, глядь - а там на полке бабка сидит, зеленоватая такая вся, и волосья длинные и зеленые.
Ну, она испугалась, чего делать не знает.
А эта ей, банница - то:
— Как зашла, так и уйди!
Ну, она баба - то была понятливая: как стояла, так и, не поворачиваясь, ногу - то обратно за порог, да дверь скорей закрыла.
Схватила одежду, да бежать.
В бане нельзя торопить друг друга, а то банник задавит!!
 
__________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Предания Вятского края о банных духах.

Сергей Карпеев - былички.
Славянская мифология.
http://slavyans.myfhology.info/nechist/bannik.html
Сайт Википедия.
https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/bylicki/bylicki-polnyj-arhiv

ВложениеРазмер
Банник, дух бани62.06 КБ
Банник, дух бани96.19 КБ
Банник, дух бани195.6 КБ
Банник, дух бани88.87 КБ

Комментарии

былички...

кому интересна тема - 

присылайте свои ОРИГИНАЛЬНЫЕ истории и былички про банного духа,

или про любые истории в вашей жизни!

марийская баня

Одной из важных построек задней части усадьбы была баня (монча, моча, моца, момоца). У марийцев были обычные для народов лесной полосы парные бани с печкой-каменкой в ближнем от входа углу, с топкой по-чёрному. В основном это были срубные постройки с предбанником и двускатной крышей из коры или соломы, реже досок. Были также бани и с печью в дальнем углу (устьем к входу). Подобную планировку А.Хейкель считал более старой и характерной для поволжских народов. В южном Закамье В.И.Филоненко видел у марийцев примитивные бани - "шалаши из хвороста с земляной крышей", очевидно, построенные из обычных здесь плетневых стен.

Исследователи отмечали, что марийцы любят париться в бане, ставят их обычно возле речки, чтобы иметь возможность оку­нуться в холодной воде. Иногда бани были и во дворе. У зажиточных марийцев, по данным С.Санукова, встречались бани с топкой по-белому.

Баня в виде отдельной постройки бытовала у марийцев, вероятно, уже ко времени их переселения. Об уральских марий­цах в 30-х годах XVIII в. писали, что «парятца они почти по вся дни в банях». О древности бани у марийцев свидетельствует ее широкое бытовое и обрядовое значение. Важное значение придавалось ей при лечении ряда заболеваний, причем применялись и рациональные средства народной медицины и религиозно-магические действия и наговоры. По поверью, в бане обитал дух-покровитель здоровья членов семьи. Очевидно, поэтому женщины-марийки нередко отправлялись рожать детей в баню. Помыться и попариться в бане, сменить одежду полагалось накануне праздников, перед общественными и семейными молениями и различными обрядами.

Её обязательно топили после похорон покойника, накануне частных и общих поминок, при этом для умерших членов семьи выделялись от­дельный веник, иногда белье. Топка бани считалась непремен­ным условием гостеприимства. Все эти факты говорят о релик­тах очистительно-охранительного культа бани. Наконец, она служила и другим бытовым целям: нередко использовалась в качестве помещения для сушки снопов, волокна, варки домаш­него пива и т. п. В этом случае баня заменяла некоторые ис­чезающие в конце XIX—начале XX вв. традиционные построй­ки {«овин-шиш», «кудо»).

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.