Марий Кумалтыш, Советский район

 Община марийской традиционной религии «Марий Кумалтыш» — одна из наиболее активных и многочисленных общин республики. Она имеет свои отделения в девяти районах и существует она больше 10 лет. Сегодня мы вам расскажем про общину в Советском районе. 
Основными задачами организации являются подготовка и проведение молений в священных рощах, а также просветительская работа среди местного населения.

  

СВЯЩЕННАЯ РОЩА ПЮНЧЕРАН - ТУТ!

ПОСЕЛОК СОВЕТСКИЙ  -ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО СОВЕТСКИЙ РАЙОН РМЭ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ РОЩИ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ! 

СВЯЩЕННАЯ РОЩА ЧОКМОТО - ТУТ!

 

                                         Священная роща деревни Колокудо   - Советский район РМЭ         

священная роща

Подход к делу — основательный
Община официально зарегистрирована была 5 апреля 2005 года при краеведческом музее им.Э.М. Иванова посёлке Советский. Её первым руководителем стал И.А. Щербаков, живший тогда в деревне Колокудо. Иван Андреевич, как отзываются о нем современники, был человеком мудрым и религиозным.
После того как музей переехал в другое здание, община тоже поменяла свой адрес: располагалась в школе-интернате посёлка Советский. А потом администрация района выделила общественникам большое помещение на первом этаже здания бывшей школы № 1. И вот уже четвертый год «Марий кумалтыш» располагается именно там.
В 2008 году, после смерти главы организации Ивана Андреевича, общину возглавил Е.М. Виногоров из села Верх-Ушнур. Организация стала развиваться и пополняться новыми членами. Сейчас в её состав входят 19 человек, из них — 17 являются картами.

Согласно уставу, общие собрания общины проводятся раз в год. На нее приходят все члены организации, обсуждают планы на будущее, рассматривают заявки о приеме новых членов и прочие вопросы, связанные с МТР. Также несколько раз в год собирается Совет старейшин «Марий Кумалтыш», состоящий из 5 человек, чтобы обсудить подготовку к предстоящим молениям районного либо республиканского масштаба.
Не забывает о своих обязанностях и ревизионная комиссия, которая занимается финансовой составляющей организации: сколько поступает средств и куда они используются. К тому же эта комиссия следит за соблюдением устава общины.
Все средства, поступающие в распоряжения общины, — это благотворительная помощь организации от местного населения. Но и индивидуальные предприниматели, и хозяйства тоже жертвуют деньги, продукты или даже «живой продукт» для молений. За такую финансовую помощь Ефим Михайлович особенно благодарит предпринимателей А.Ф. Еменгулова, А.С. Булыгина, Л.В. Бурдакову, В.А. Прозорову. Отдельную благодарность он хочет выразить председателю СПК колхоз «У Илыш» И.Н. Баранову.
  

                                                      Береза - Онапу - священное дерево                                               

Онапу - священное дерево

Наследие Марий кумалтыш
«Прародительницей» «Марий кумалтыш» является организация «Ош марий чимарий», существовавшая ранее. В некоторых районах это название местные общины до сих пор сохранили. Возглавлял предшественницу Верховный карт Советского района и республики С.А.Милютин. Проводить моления в районе он начал еще в советское время, благо, не запрещали.
К традиционной религии Степан Андреевич привлекал и своих сыновей: Анатолий и Герман с 10-летнего возраста бывали на молениях и знали все тонкости религии, поэтому после смерти отца уверенно продолжили его дело. Но, как признался Герман Степанович, о должности главного карта Советского района он тогда вовсе не помышлял. Все обряды МТР он знал хорошо, а вот молитвы для него были слишком сложными для запоминания.
Да и сам отец Степан Андреевич готовил на свое место другого человека — Ю.К. Булыгина из деревни Пибахтино, которому передавал свои знания и учил вести моления. И после 13-лет работы Степана Андреевича в должности главного карта именно Юрий Кондратьевич возглавил общину района. 10 лет он пробыл на этом посту и тоже ушел из жизни. А уже после него, в 2006 г., основным служителем марийской традиционной религии в районе стал Герман Степанович.
Как признался Герман Степанович, к этому его подтолкнуло одно интересное сновидение. Во сне мужчина увидел себя одетым в белую рубашку и галстук. А потом на него надели китель то ли военного, то ли полицейского со словами: «Теперь ты у нас будешь служить». Таким образом, как считает Герман Степанович, Бог (Юмо) призвал его служить себе.
Сейчас Герман Степанович уже имеет солидный стаж и большой «багаж знаний» в качестве главного карта нашего района. Без него не обходятся не только районные моления, но и республиканские, и Всемарийские, где мужчине доверяют «заведовать» кострищем.

Герман Степанович также держит тесную связь с Верховным картом Марий Эл А.И. Таныгиным, часто советуется с ним.

 
Место встречи — роща
Как уже говорилось, основной задачей общины «Марий кумалтыш» является проведение молений в священных рощах, которых, кстати, в районе официально зарегистрировано 72. Моления подразделяются на несколько видов: семейные (родовые), деревенские, районные, республиканские и Всемарийские. Семейные обычно не афишируются и проводятся одной семьей. Остальные же виды молений гораздо большего масштаба. Проводятся через несколько ворот (?), возле которых в качестве подношений Богу ложится пшеничная или ячневая крупа, хлеб и соль. Возле каждого костра через картов люди обращаются к Юмо за помощью и благословением. А в качестве «подношения» Богу используются гуси, утки, иногда барашки и еще реже — бычки и телята. Их приносят в жертву в зависимости от окраса шерсти и от того, что человек просит.
Перед молениями обязательно нужно постирать одежду и помыться в бане. Далее испечь хлеб и блины, подготовить соль, квас, свечки, чистое полотенце, серебряные монеты или бумажные деньги и веревку для жертвенного животного. В самой роще во время молений строго запрещается ругаться, проносить и распивать алкогольные напитки, держать в голове плохие мысли, кричать, выходить из нее, ломать ветки деревьев, рвать траву, вставать перед картом, снимать его на видео или фотографировать. Нельзя также оставлять после себя в роще мусор. Его нужно сжечь в костре. Всю посуду необходимо помыть здесь же и вылить на место кострища. Принесенную домой жертвенную пищу нельзя давать кошкам и собакам.
Моления проводятся несколько раз в году: весной («Агавайрем»), а также летом и осенью по завершению сельскохозяйственных работ. Во время «Агавайрема» сторонники МТР собираются маленькой группой с хлебом и крашеными яйцами в небольшой березовой роще, где просят у Юмо богатого урожая. Жертва при этом не приносится.
Летом проходят «Тиште Кумалтыш» («Моление трех деревень») и «Вÿд ава кумалтыш» («Моления богине воды»). Осенью же вплоть до самого ноября проводятся «более серьезные» моления, которые описывались выше.
По завершении всех молений, с 19 по 26 декабря, марийцам рекомендуется соблюдать пост (на марийском – «пÿтö»), во время которого нельзя есть мясо и другие продукты животного происхождения.
На моления МТР может прийти каждый, кто пожелает. Бывали случаи, что на них присутствовали не только русские и люди из других регионов России, но и иностранцы, хотя в основном это были западные журналисты. Чем вызван такой интерес к ним? МТР – древняя и единственная в мире сохранившаяся до нашего времени религия, предметом поклонения которой является сама природа и ее явления.
Сторонники МТР молятся не лично для себя, а ради будущего марийского народа и всего мира. Результат таких молений нельзя увидеть сегодня или завтра, их эффект проявляется через поколения. Карты просят у Юмо благополучия и процветания для своих детей и внуков.
Кроме молений община «Марий кумалтыш» проводит мероприятия почтения памяти своих предков, отмечает День марийского национального героя (26 апреля) поездкой к горе Чумбылат, захоронениям Акпатра и Болтуша.
У Ефима Виногорова есть также задумка проводить со школьниками факультативные занятия по марийской культуре и МТР хотя бы раз в месяц.
   
 
Святая роща деревни Колокудо   - Советский район РМЭ                                             
священная роща

Святая роща деревни Колокудо. Советского района Республики Марий Эл. Роща расположилась недалеко от деревни и находится в лесном массиве. Деревне исполнилось больше 300 лет. В эту рощу ходят только жители деревни Колокудо. Рядом находятся еще несколько святых рощ других деревень.

 

Моление в священной роще Пюнчеран - Всемарийское моление

 В Советском районе Республики Марий Эл в священной роще Пӱнчеран ото, рядом с деревней Яҥгранур 18 октября состоялось Всемарийское моление приверженцев Марийской Традиционной Религии. На нем собралось около двух тысяч человек. В Пӱнчеран ото приехали паломники как из разных районов Марий Эл, так и из Башкортостана, Татарстана, Кировской и Костромской областей, из Москвы. Это подтверждает слова марийских картов о том, что всемирные моления объединяют весь народ мари, который собирается со всех уголков необъятной России.            

Это, без преувеличения, один из самых значимых в религии марийцев обряд – всемирные моления. Собрать в одном месте свой народ со всех уголков России удаётся не так часто. Большие моления, на которые попали и мы, проходят лишь раз в 5 лет
На «березовом столе» свежий хлеб, блины, квас, пироги и мёд. Каждый приносит что-то своё, в том числе птиц и животных: гусей, уток, овец, телят или коня. Они нужны для жертвоприношения. Ранним утром в священное роще животное или птицу закалывают и отделяют специальные части. После мясо варят в больших котлах на костре.
Самый впечатляющий этап - молитва божеству. У богов марийцы чаще всего просят здоровья себе и своим близким, но не забывают и обо всём народе. Молятся о благополучии и процветании родной земли.
Уже после участники молений приступают к трапезе. Каждый обязательно должен попробовать приготовленную еду, но при этом вновь не забыть поблагодарить богов за милость. На таких больших молениях, признаются участники, весь марийский народ словно чувствует себя единым целым.

Всего на государственной охране в Марий Эл сегодня находятся 328 священных рощ. Все они считаются объектами культурного наследия. Но лишь в 35 рощах проходят моления. В рамках республиканской целевой программы «Культурное наследие Марий Эл» рощи сейчас активно благоустраивают. Как отмечают карты, так называют марийских жрецов, с каждым годом всё больше жителей марийских деревень проявляют инициативу по проведению молений в священных рощах. Издревле считается, что, если жители деревни перестают проводить моления и забывают свою священную рощу, то деревня начинает вымирать и народ из нее уезжает.

Конечно, для неосведомлённых эти рощи могут показаться совершенно обычными. Для марийцев же это не только красивые места, где можно помолиться, но это ещё и природные языческие храмы. А храмы, как известно, нужно беречь. В рощах нельзя ругаться, употреблять спиртное, ломать деревья. Все (и женщины, и мужчины) обязательно должны быть в головных уборах. Многие этнографы признают: несмотря на переломные моменты в эпохах, марийцам удалось сохранить свои корни, быт, культуру и религию. И какими бы разными все мы не были, есть традиция одна на всех - жить в мире и согласии.
      Васли Тумаев, участник моления:
«На входе висит табличка – Святая роща – Кӱсото. Это значит, что в этом таинственном для всякого городского человека пространстве есть запреты и надо уметь себя вести: 
Сюда нельзя просто так заходить, праздно отдыхать, ломать ветки и рубить деревья, жечь костры, приходить с животными.  Молебные рощи посещаются приверженцами Марий йӱла - марийской религии в определенные праздники и дни. Но и в эти дни существуют определенные табу.

Например, сюда нельзя заходить женщинам в известный период. Табу здесь, конечно же, и алкоголь, и мусор - и все гости отмечают, в Кӱсото действительно всегда поразительная чистота».                                


Мамаев Вячеслав Михайлович, главный онаеҥ Сернурского района возглавляющий ежегодные моления на Чумбылате:
«Бывают родовые или семейные моления, бывают моления жителей того или иного села или сельской общины, а бывают моления республиканского масштаба, всемарийские. Сегодня именно такое моление – Тӱня Кумалтыш. Это моление всех марийцев, куда приезжают люди не только из Марий Эл, но и из Татарстана, Башкирии, Кировской области. На Тӱня Кумалтыш в роще выбрано 5 онапу рядом с которыми оборудовано 5 кострищ.
Всё по солнцу, основной - Тӱҥ Юмо - Бог-творец, далее - Мланде Ава - Земля-мать, дух земли. Шочын Ава - дух, покровительствующий рождению жизни, защищающий её. Мер Юмо - дух, регулирующий общественную жизнь, покровитель общины, Курык Кугыза - дух, судья, распорядитель справедливости».
«Что такое онапу? Это Душа  Кӱсото – священное дерево, ну то есть дерево-алтарь, дерево-как антенна, через которое проходит мостик-связь между нами и Богами.

  

Всемарийское моление, Туня Кумалтыш                        

В Советском районе Республики Марий Эл в священной роще Чокмото 21 октября состоялось Всемарийское моление приверженцев Марийской Традиционной Религии. Родовое моление одновременно было и в Сернурском районе, у деревни Ананур, Кукнурского поселения.

На Всемарийском молении собралось более тысячи человек. В Чокмото люди приехали как из районов Марий Эл, так и паломники из Башкортостана, Свердовской области, Удмуртии, Татарстана, Нижегородской и Кировской областей, из Москвы. Этот момент словно подтверждал слова картов о том, что марийские моления объединяют народ мари, который собирается со всех уголков необъятной России.

                      Верховный карт Александр Таныгин (в центре) обращается к богу

В этом году на молении было 5 кострищ, которые были посвящены Тўҥ Юмо, Курык Кугыза, Шочын Ава, Мланде Ава, Мер Юмо. Карты в молитве просили мира и согласия, взаимоуважения и процветания всем народам России, благодарили богов за заботу о марийском народе. Руководил молением Верховный карт Марийской Традиционной Религии Республики Марий Эл Александр Таныгин. Организовывали и активно участвовали в процессе старейшины и карты, руководители традиционных общин и групп из районов Марий Эл, а также специально прибывшие карты из Башкортостана и Татарстана, Свердловской области.

В котлах варились гуси...,                языческое жертвоприношение

Отрадно было видеть, что среди паломников были люди разных возрастных групп, жители и городов, и деревень. Можно было заметить и городскую молодежь мари. Некоторые из них с трудом разговаривали, или вообще не разговаривали на родном языке. Тем не менее, они с интересом воспринимали происходящее, прикасаясь к вере предков. Ведь зов души не перебить шумом и суетой города.

 Мари приносят на моление для освящения продукты,   моление в священной роще

Роща Чокмото находится у деревни Кукмари (по-русски Кукмарь). Примечательно, что в советские времена в окрестностях рощи был военный объект. У местных жителей бытует история, якобы случившаяся в этой воинской части. На территории священной рощи около взвода солдат рыли котлован, хотя местные предупреждали командиров, что место это священное и нельзя нарушать его покой. В итоге, земля осыпалась и едва не похоронила весь взвод. Копать в роще военные прекратили. Высшие силы не любят тех, кто нарушает табу.

                                                  языческая роща, кусото

 

 

Священная роща Вич Парня, деревня Шуармучаш

В прошлом году, после участия в молениях Чумбылату, Зиновий Николаевич решил и у себя на малой Родине. Выбирать место не пришлось. Оно уже было. Это священная роща возле деревни Шуармучаш в форме человеческой ладони. Ее даже название дали соответствующее – «Вич Парня», что в переводе с марийского означает «Пять пальцев». Раньше из каждого «пальца» рощи били родники, впадая в местную речку «Шуар».
В последний раз моления в священной роще проводили в 1921 году. И вот по прошествии 94 лет в 2015 году, здесь снова появились сторонники марийской традиционной религии. Для начала Зиновий Николаевич пригласил Александра Таныгина. Главный карт Марий Эл выбрал в роще священное дерево – березу, через которую к Богу будут возноситься молитвы марийского народа. Потом он совершил определенную церемонию и назначили дату моления. Моление проводил Глава Местной Общины МТР «Марий кумалтыш» Советского района, карт Ефим Виногоров.
В этом году Зиновий Николаевич тоже решил провести в священной роще моления. Так как он пока еще не вправе проводить их, еще не «дозрев» до священнослужителя марийской традиционной религии, мужчина позвал провести мероприятие жителя деревни Колокудо, карта Вячеслава Петухова. Моления состоялись 9 октября. Погода на удивление в то воскресение была солнечная. Народу пришло в рощу достаточно.

Священная роща Вич Парня, Шуармучаш

Династия «чимари»
Зиновий Николаевич знает много интересного из своей родословной. Он считает, что эти знания необходимы ему для понимания того, какое мужчина занимает место в жизни. Если его предки были благородными, то соответственно и их данные на генетическом уровне сохранены и в нем.
Династия Зиновия Николаевича «Яндар» переводится на русский как «чистый», или как говорят в деревне «чиста». Она берет начало еще в давние времена, когда люди были проще и добрее к ближнему. В царские времена в деревни Шуармучаш пришла женщина с мальчиком 7 лет. У неё ничего не было кроме котомки с вещами. Женщина попросила сделать у местных жителей для них с сыном небольшой домик. Люди собрались и сделали им большой полноценный дом. Так род «Изергиных» (от мар. «изи эрге» — «маленький сын»), а впоследствии Столяровых рос и ширился, не смешивая свою марийскую кровь ни с каким другим народом. Через несколько поколений на свет появились 2 брата Роман и Иван, которые впоследствии решили жить вместе. Они вместе построили 3 дома рядом друг с другом: в двух жили с семьями, а в третьем общем готовили пищу и ели.
У старшего брата Романа были сын и дочь, а у младшего Ивана четыре сына и дочь. Все работы они выполняли вместе: обрабатывали большие земельные участки, мололи зерно в своей мельнице, держали 13 лошадей, 7 коров и бесчисленное количеством овец. Сын старшего брата Романа любил столярничать и ездил осенью с отцом на заработки. Дети младшего, Ивана, работали на мельнице, мастерили сани и бочки. Жили все дружно и хорошо, потому что были трудолюбивые.
 

 

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Статья Владимира Виногорова.
Журнал «Кидшер»
https://kidsher.ru/ru/archives/6282
фото Сергея Таныгина.
СХЕМА РАЗВИТИЯ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ.  Г.А. Богданов, Ю.П. Демаков, А.В. Исаев.
Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (справочник). Часть II.  Потапова НА, Назырова РИ, Забелина НМ, Исаева-Петрова ЛС, Коротков ВН, Очагов ДМ.  М.: ВНИИприроды (2006) : 364
Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл (Иллюстрированный сборник).  Типография Правительства Республики Марий Эл (2013) : 76

 

 

ВложениеРазмер
Марий Кумалтыш, Советский район336.19 КБ
Марий Кумалтыш, Советский район777.7 КБ
священная роща455.07 КБ
священная роща289.19 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.