Марийско-удмуртская междоусобица

В начале второго тысячелетия нашей эры марийские племена продвигались на восток в лесное Заволжье – в сторону Вятки. Тут они встретились с племенами удмуртов, которых они называли одо мари, то есть, другие люди. Язык удмуртов хоть и был родственен марийскому, но в основном им был непонятен. Сами удмурты называли марийцев племенем пор.  До сих пор на территории Марий Эл остались топонимы из удмуртского языка, например, Параньга – получила название не от марийского слова «картошка», как многие думают, а от двух слов: пор + онча – то есть марийская река. 

 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО УДМУРТСКИЙ НАРОД - ТУТ!

УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ -  ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАРИЙСКОГО НАРОДА - ТУТ!

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ! 

  

Марийско-удмуртская междоусобица
Соответственно, происходили столкновения между марийскими и удмуртскими племенами за лесные и водные угодья, и чаще всего, не в пользу удмуртов.
Марийцы в те времена были очень воинственным племенем (примерно, как чеченцы на Северном Кавказе в 17-18 веках), мужчины были искусные воины и отличные стрелки из лука, кстати, и женщины не отставали от них.  Не зря булгары, а потом татары нанимали в качестве лучников именно мари, марийцы по многим сведеньям даже состояли в личной охране казанских ханов и высших лиц Казанского ханства.
Воевали мари не только против удмуртов, но и против других своих соседей, часто доставалось мордве, русским (особенно галичанам из нынешней Костромской области), бывало грабили Нижний Новгород, в летописях есть свидетельства, что древние мари ходили в набеги на пермских коми-зырян.
Соответственно, удмурты постепенно отступали в сторону Вятки, а потом вообще ушли за Вятку, но оставили много топонимов, как на территории Марий Эл, так и в Кировской области.
Также до настоящего времени удмурты компактно проживают в Мари-Турекском районе РМЭ (например, д. Карлыган).
Свидетельство о древних удмуртах остались также в Моркинском районе – д.Овда-Сола (кладбище одо мари), Одо-карман в Сернурском районе, и многие другие места (подробнее о таких топонимах указано в конце этой статьи).

 Марийско-удмуртская междоусобица
 
В XII в. русские начали проникать на удмуртскую территорию. В 1174 г. новгородцы были на Каме, а в 1181 г. на Чусовой. Они взяли Болванский чудской городок. 
Второй отряд новгородцев вошел в устье Вятки, взял марийский городок Кокшаров и на его месте построил Котельнич. Л. Макаров предполагал, что это было Пижемское городище на реке Пижма. В XIV—XV вв. в районе бассейна реки Вятки сложилась вечевая республика с центром в Хлынове (Вятки). В устье реки Моломы возникло несколько русских поселений. Удмурты-ватка оказались в сфере влияния русских.

Северные удмурты также воевали с южными удмуртами на реке Чепце. Кальмезский род Тукоя переселился на Кильмезь, Валу, Уву. Наступая на Чепцу переселились удмурты-ватка родов Бигра, Дурга, Кушъя, Лекма, Поска, Побъя, Сянья, Чабья, Чипья. Героями ватка были батыры Донда, Идна, Гурья. В бассейне Чепцы находились города Дондыкар, Гурьякар, Весьякар, Зуйкар. Население в бассейне Чепцы было смешанным — частично ватка, частично калмез.
 
На Чепцу также во времена Стефана Пермского пришли коми, которые были представлены родами Чудна и Чудьза. Удмурты возглавлялись батырами и вождями племен и родов — эксеями. Предания помнят имена Донды, Бурсин Чуньыпи, Селты, Кужлю Бигра, Мадан, Тутой, Шудзя, Можга, Бия, Ядыгар, Ожмег. 
Старейшины и отважные воины назывались батырами. Предания сохранили память о том, что батыры могли передавать земли в наследство. Батыры жили в городищах — карах. Вокруг них организовывалась дружина, которая собирала с населения дань. Право собственности на предметы обозначала тамга. Таким же было общественное развитие и у соседей удмуртов — коми. Однако оно серьезно уступало славянам и тюркам.   

удмуртские богатыри
 
С. Белых отмечал, что удмуртов и коми русские не дифференциировали до XV в. А. Ситдиков указывал, что распад пермской общности состоялся в XV-XVI вв. И удмуртов и коми русские долгое время называли как Пермь. С. Белых считает, что распаду прапермской общности сопутствовал ряд причин. Начало русской колонизации в XI—XII вв. было причиной дифференциации прапермской языковой общности. В XI в. русские вошли во взаимодействие с пермянами, жившими в низовьях Вычегды, реках Лузе и Юге, по правым притокам Северной Двины. В XII в. на Выме и Вычегде появились древнерусские поселения и началось активное заимствование славянской лексики местным населением. Булгарские слова также заимствовались по диалектной цепочке, однако у коми присутствовали куда в меньшем объеме, чем славянизмы.
 
Герои эпоса коми Педор Кирон и Кирьян Варьян названы русским соколом и хранителем Русской земли. Пера изображен как богатырь, служащий русскому правителю. Отношение коми к русским позитивное, и нередко они отождествляли себя с русскими государствами, в то время как герои удмуртского эпоса сражаются с русскими. Идна погиб в сражении с русскими, а батыр Селта сражался с русскими, марийцами и татарами.
Огромную роль в разделении также сыграло принятие коми христианства, в то время как удмурты сохраняли язычество. Как русские оказывали мощное культурное влияние на коми, так татары оказывали влияние на удмуртов. Когда Стефан Пермский в последней четверти XIV в. прибыл в Пермь, то уже он различал ряд местных этносов, в частности, зырян (коми-зырян), гогуличей (вогулов, манси), татар.

 Марийско-удмуртская междоусобица
 О марийско-удмуртской междоусобице.
В героических сказаниях об удмуртских батырах в южно-удмуртском ареале упоминалось, что с удмуртами воевал народ пор. Так удмурты называли марийцев. В свое время марийцы вытеснили удмуртов с междуречья Ветлуги и Вятки в бассейн Вятки.

Племена марийцев продвигались в район Пижмы и Вятки. Сначала удмурты отступили к Вятке, а потом в ее левобережные притоки. Память об удмуртах в Марий Эл и на юго-западе Кировской области сохранилась в этно топонимах одо. 
Марийцы упоминали об одо-илемах, живших в этом регионе до них. По удмуртским сказаниям в противостоянии марийцам большую роль сыграл батыр Ядыгар. Беженцы из рода Шудья бежали в район Кильмези, где жили их родственники — роды Бия, Вамъя, Кутья, Можг, Сьольта, Чунча, Юбера, Юсь. Шудья широко распространились по Южной и Центральной Удмуртии.
  

 
Интересные сведения об этой войне сохранились и в наших преданиях о князе Камае.
Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной части нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. 
Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит батыр Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласился Одо. 
В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославился как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень», раз в год приносили Камай-Юмо (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.

Мне довелось побывать в этих исторических местах, где разворачивались вышеописанные события. Через стариков я разузнал о местонахождении так называемого одо-карман, расположенного в Сернурском районе. Это остатки древней крепости удмуртов. В 80-х годах, со слов старожилов, там проходили археологические раскопки.
В этом месте так и видится, как сходятся два воинства для битвы, как два батыра ведут жестокую битву между собой. Также я побывал и там, где молились Камай-Юмо. Это таинственные и мистические места нашего прекрасного и воинственного края
  
 
Удмуртская сказка о Батыр Ядыгаре 
"В древние времена удмуртам приходилось защищаться от набегов врагов. Тогда-то и появился у них предводитель-батыр по имени Ядыгар. У него было два коня: пегий и рыжий. Рыжий скакал не так быстро, как пегий, но зато был умнее: перед опасным местом всегда останавливался. Пегий конь был хорош для быстрой езды, носился как вихрь, не разбирая дорог.
Ядыгар славился богатырской силой и сообразительностью, но более всего, пожалуй, удивительным мечом. Он брал в руки меч, садился на быстрого коня и скакал вокруг врагов, нападавших на удмуртов. Враги не могли выйти из круга. Если кому и удавалось это, воевать он уж больше не мог. Так удмурты побеждали врагов.Но Ядыгар не всегда брал с собой заветный меч. Вернувшись с битвы, он прятал меч в сундук и иногда в спешке забывал его. Поэтому предупреждал жену:
— Если я позабуду меч дома (а он мне понадобится), я пошлю к тебе воина за «пирогом». Ты клади меч в пирог и посылай мне.
Жена так и делала. Ядыгар ездил воевать на паре лошадей, но любил сражаться на рыжем коне. На пегом же отправлял гонцов по нужным делам и домой. Жена на этом коне доставляла ему хлеб еще горячим: тридцать—сорок верст пегий конь мчался так, что хлеб не успевал остыть.
 
Однажды удмурты воевали с марийцами около города Елабуги, в двадцати верстах от него. Ядыгара там не оказалось. Прислали за ним гонца. Ядыгар быстро вскочил на коня и второпях забыл захватить меч. К этому времени первая его жена умерла, он женился на другой. Вторая жена еще не успела изучить привычек Ядыгара. Умом и сообразительностью она тоже не отличалась.
Вот явился Ядыгар к месту боя. Марийцы, испугавшись батыра, отступили верст на пять. Ядыгар подумал, что они уже побеждены, и двинулся с воинами на Елабугу. Вскоре им пришлось вступить в бой, а у Ядыгара было мало солдат. Тогда он послал одного за «пирогом». Но жена его забыла вложить меч и послала пустой пирог. Пришлось удмуртам отступать. Марийцы, узнав о победе над удмуртами, разрушили на пути Ядыгара все мосты, а у одного большого моста около деревни Кармен только подпилили сваи. Ядыгар этого не знал и помчался через мост. Рыжий конь почувствовал опасность и стал пятиться назад, но пегий рванулся вперед. Богатырь свалился под мост вместе с конями, расшибся, да остался жив. Тогда он сказал:
— Пегий конь — не конь, вторая жена — не жена.
Марийцы поджидали Ядыгара за мостом. Когда заметили, что он провалился, побежали к мосту. Ядыгар хотел бы ускакать, но кони, упав с моста, расшиблись. 
Стал он кидать в марийцев бревнами от разрушенного моста. Марийцы боялись к нему подходить до тех пор, пока он не разобрал весь мост. Лишь когда Ядыгар начал выдергивать сваи, к нему подбежали и сшибли с ног. Так убили Ядыгара батыра. Но его долго помнили удмурты и сейчас иногда вспоминают."
   
 
Топонимы удмуртского происхождения «одо»:
Даже по этому весьма скромному топонимическому материалу мы можем
сделать некоторые важные выводы, касающиеся вопросов удмуртско-марийских
этнических контактов с древних времен до позднего средневековья .
Итак, вашему вниманию предлагается топонимический материал с этнони-
мом одо на территории Волго-Уральского региона:
Одинер – мар. поч. в Яранск. у. Вятск. губ. [8. С. 785]: Одинер – отгидронимический ойконим.
Одинер – рч. в Яранск. у. Вятск. губ. [8. С. 785]: мар. одо ‘удмурт; удмуртский’ +мар. инер < эƞер.
Одинер (Машкина) – русск. дер. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8, с. 707]: од < одо –
мар. назв. удмуртов + мар. инер < эŋер ‘река’; букв. ‘удмуртская река’; вероятно, это
отгидронимический ойконим.
Одинер: 1. мар. дер. в Тоншаевск. р-не Горьковской обл.: мар. одо + инер < эŋер
‘река’, букв. ‘удмуртская река’. 2. Одинер – мар. дер. в Яранск. у. Вятской губ.; 3. Одинер – мар. дер. в Уржумск. у. Вятской губ.
Одо – мар. дер. в бывш. Яранск. у. Вятск. губ.: одо – марийское название удмуртов. 
Как писал тонкий знаток древней истории Вятской земли археолог А. А. Спицын,
удмурты по Вятке, Пижме на тер. Яранского и Уржумского уездов жили до прихода
марийцев – до XII–XIII вв.; марийцы уже давно забыли, кто этот народ, которого они
отсюда изгнали и которого они называли одо. 
Теснимые марийскими племенами, удмурты с правого берега Вятки перешли на левый, на берега р. Кильмези и ее притока Валы, в то время покрытые дремучими лесами. Об этом движении удмурты сохранили много преданий [19. С. 96–97]. В основе самоназвания удмуртов – уд (+мурт), марийского назв. удмуртов одо и др. русск. назв. удмуртов – от (+ин), от (+як) лежит одно
и то же слово иранского (осетинского) происхождения уд ~ од ‘душа; дух; жизнь’,
проникшее к предкам удмуртов и марийцев от сармато-алан в кон. I тыс. до н. э. – нач.
I тыс. н. э., т. е. еще до начала великого переселения народов, когда ираноязычные племена-кочевники были вытеснены тюркоязычными кочевниками. От марийцев этноним
одо ‘удмурт’ был освоен русскими пришельцами в Поволжье в форме от(ин), от(як).
Одо вончак – название местности на р. Вятке: одо ‘удмурт; удмуртский’ + вончак
‘переправа (брод)’. По марийским преданиям, под натиском их предков, удмурты с этого
места переправились на левобережье Вятки.
Одо карман – возвышенность у дер. Регеш и Большая гора Сернурск. р-на
(21. С. 238): одо + мар. карман ‘крепость; укрепление’, букв. ‘удмуртская крепость;
укрепленное поселение (городище) удмуртов’.
Одо куржмо корно – назв. дороги в Лажъяльском с/с Сернурск. р-не Марий Эл:
одо + куржмо – прич. от гл. куржаш ‘бежать’ + корно ‘дорога’, букв. ‘дорога, по которой
бежали удмурты’.
Одо нур – лесная поляна близ деревень Марий Пыжай и Русский Пыжай Сернурск.
р-на: одо + мар. нур ‘поле’, т. е. ‘удмуртское поле на поляне’. 
По преданиям старожилов, известно, что раньше на этом месте была удмуртская деревня [21. С. 238].
Одо салма корем – ложбина в Сернурск. р-не Марий Эл: одо + мар. салма ‘сковорода ‘ + ‘овраг; речка’, т. е. ‘ложбина удмуртов, ровная, гладкая, как сковорода’ [21. С. 238].
Одо сола – мар. назв. дер. Марийские Ключики Красноуфимск. р-на Свердловской
обл.: мар. одо ‘удмурт’ + сола ‘деревня’, букв. ‘удмуртская деревня’.
Одо: 1. Название одной из улиц в д. Усть-Маша Красноуфимск. р-на Свердловск.
обл.: одо – марийское назв. удмуртов. 
2. Одо – название центральной части в дер. Верхний Бугалыш Красноуфимск. р-на Свердловской обл. Удмурты и марийцы на Урале появились почти одновременно: в кон. XVI – нач. XVII вв. после падения Казанского ханства и неоднократных неудачных восстаний против новых правителей в Волго-Вятском регионе. Многократно превышающая часть марийского населения постепенно
поглотила (ассимилировала) красноуфимско-ачинских удмуртов-переселенцев на Урал.
Одо: Изи одо – назв. части (околотка) дер. Юва Красноуфимск. р-на Свердловской обл.:
мар. изи ‘маленький’ + одо ‘удмурт’; вероятно, сл. понимать ‘маленький удмуртский околоток’.
Одо: Изи одо шÿгар – могильник в дер. Карманково (Ӟэгра) Менделеевск. р-на
Татарстана: мар. изи ‘маленький’ + одо ‘удмурт’ + шÿгар ‘кладбище’, букв. ‘маленькое
удмуртское кладбище’. 
По преданиям старожилов, на месте марийской дер. в древности жили удмурты, от них остались два заброшенных кладбища; мар. назв. деревни Ӟэгра отражает название рода-воршуда удмуртов *йэгра > эгра.
Одо: Кугу одо – назв. части (околотка) дер. Юва Красноуфимск. р-на Свердловской обл.:
мар. кугу ‘большой’ + одо ‘удмурт’; вероятно, сл. понять ‘Большой удмуртский околоток’.
Одо: Кугу одо шÿгар – могильник в дер. Карманково Менделеевск. р-на Татарстана: мар. кугу ‘большой’ + одо ‘удмурт’ + шÿгар ‘кладбище’, букв. ‘большое удмуртское кладбище’.
Одо-Беляк – мар. поч. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8. С. 725]: одо + мар. беляк ‘участок
земли, занимаемый родом; родовая группа людей’; букв. ‘участок земли, занимаемый
удмуртами (одо)’.
Одобеляк, мар. Одывлак – мар. дер. в Куженерск. р-не Марий Эл: одо – мар. назв.
удмуртов + беляк – родовая группа людей (ср. удм. бӧляк – патронимия, патронимическая
группа): ‘участок земли, занимаемый удмуртами’ [11. С. 239].
Одоевское: Никольско-Одоевское – село в Ветлужск. у. Костромск. губ.
[11. С. 112]: русск. Никольско – вероятно, по названию в честь Николая Чудотворца +
мар. одо ‘удмурт’ + -евское – русск. аффикс.
Одоевское: Троицко-Одоевское – село в Ветлужск. у. Костромск. губ.: [11. С. 114]
Троицкий – по названию церкви + мар. одо ‘удмурт’ + -евское – русск. аффикс.
Одоилем, офиц. Одолем – назв. местности у дер. Марий Ернур Оршанск. р-на
Марий Эл [21. С. 238]: одо + мар. илем ‘жилище’: ‘жилище удмуртов; удмуртское
жилище’; микротопонимы под названием Одоилем зафиксированы также в Новоторъяльск., Сернурск., Куженерск. р-нах Марий Эл. Известный ученый-археолог кон. XIX в.
А. А. Спицын писал, что в глубине Яранск. и Уржумск. у. Вятск. губ. есть несколько
(5–7) городищ, большинство которых местное русское и инородческое население приписывает жившим здесь некогда удмуртам, а двум из них марийцы прямо дают название Одоилем, т.е. ‘удмуртское жилье’ [19. С. 151].
Одопи ( Омутницкой) – удм. поч. в Глаз. у. Вятск. губ. [8. С. 180]: одо – марийск. назв. удмуртов; в данном случае одо может выступать в качестве личного имени + пи ‘сын, дитя; потомок’. На Чепце контакты удмуртов с марийцами не зафиксированы, поэтому связь этнотопонима Одопи (‘сын ~ потомок одо’) с марийцами более чем сомнительна.
Одо-Сола – мар. дер. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8. С. 720]: одо + сола ‘деревня’;
букв. ‘удмуртская деревня’.
Одошнур – дер. в Ветлужском у. Костромск. губ. [11. С. 100]: мар. одош ‘удмуртский’ + нур ‘поле’, букв.: ‘удмуртское поле’.
Одошнур – мар. дер. в Тоншаевск. р-не Горьковской обл.: одош ‘удмуртский’ +нур ‘поле’: ‘удмуртское поле’..
Одошчино при р. Сухоне (л. пр. р. Сев. Двины): Устюжский у Вологодск. губ.
[8. С. 375]: мар. одош ‘удмуртский’ + -чино – русск. аффикс.
Одуево – дер. в Устюжском у. Вологодск. губ. [8. С. 359]: оду < одо – мар. назв. удмуртов + -ево – русск. аффикс.
Итак, рассмотрев фактический материал, мы приходим к следующим важным выводам. Во-первых, выделяются два ареала географических названий с этнонимом одо:
1. Западный, расположенный в Волго-Вятско-Ветлужско-Сухонском регионе, на территории современных Марий Эл, в Кировской, в восточных пределах Нижегородской, Костромской, Вологодской областей.
2. Восточный ареал, расположенный в Камско-Бельском регионе, на территории Свердловской области и Республики Татарстан. Без сомнения, они есть и на территории Башкортостана, Пермского края, где удмурты и марийцы живут в соседстве не менее четырех веков. Но микротопонимия этих районов пока изучена слабо и нет публикаций.
 

 
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
История России с древнейших времен. Шестой том. Соловьев С. М. Издательство «Проспект» 2013 г., С. 478—487.  Бахтин, 2012, с. 547.
 Черемисские (Марийские) войны в отечественной и зарубежной историографии. 
 Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 10. Глава 1. Царствование Феодора Иоанновича. Г. 1584—1587.
 Иловайский Д. И. История России. Т. 3. Московско-Царский период. М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1890. С. 343.
// Мари-Турекский район. — Йошкар-Ола, 2003. — С. 5. — 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-241-2.
 Боровиков С. В. Третья Черемисская война 1581—1585 годов // Актуальные вопросы военной истории: Сборник трудов Международной научной конференции, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года. Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2013. С. 19—22.
Марийский край в 13—16 вв. Вхождение в состав Российского государства // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 86—87. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
Бахтин А. Г. Марийский край в XIII—XVI веках: очерки по истории. — Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. — С. 321—554. — 660 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-94808-678-1.
Энциклопедия Вики-Урал
Атаманов М. Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск, 2001.
 Атаманов М. Г. Язык Земли Удмуртской: историко-этимологический словарь
топонимов Волго-Уральского региона. Ижевск, 2015.
 Вахрушев В. М. Одо выжыос // Молот. 1965. № 8. С. 52–55.
 Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859–1873. СПб., 1876.
 Козлова К. И. Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии //
Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967. С. 110–119.
 Лыткин В. И. Этимологии некоторых марийских слов: марийское название удмуртов // Вопросы марийского языкознания. 1964. Вып. 1. С. 61–62.
 Основы финно-угорского языкознания (вопросы происхождения и развития финно-угорских языков). М.: Наука, 1974.
 Серебренников Б. А. Происхождение марийского народа по данным языка //
Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967. С. 165–180.
 Спицын А. А. Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии. М., 1893.
 Воронцова О. П., Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл (историко-этимологический анализ). Йошкар-Ола, 2002.

 

ВложениеРазмер
Марийско-удмуртская междоусобица76.74 КБ
Марийско-удмуртская междоусобица77.67 КБ
марийско-удмуртские отношения91.66 КБ
удмуртские богатыри188.33 КБ
Марийско-удмуртская междоусобица76.91 КБ
Марийско-удмуртская междоусобица45.66 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru