Загадочная Овда – по следам мифического народа

 Команада Кочующие - Овда, ведьма, леший, нечистая сила

 

Предисловие:

Овда – странное загадочное существо, кто это?

Древний ли марийский миф, или сказка на ночь маленьким детям, чтобы не лазили, где попало?

Личность ли это, породившее мировое зло?

Может, это Предки древних племён, что населяли Волго-Вятский лесной край?

Или это существа из параллельных цивилизаций, что существуют рядом с нами на Земле?

Может быть, это какой-то сложный психологический феномен типа популярных ныне НЛО или прочих аномальных явлений?

Есть догадки, что это клан настоящих ведьм и колдунов, оставшихся от ушедшего на восток удмуртского народа (одо-марий)?

Или же это Снежный человек, слухи о котором периодически появляются в разных районах Марий Эл и Кировской области?

Загадок в этом вопросе намного больше, чем ответов, точнее, ответов пока совсем нет…

 

 

 

Рассказать немного про Овду мы попытались в нашей первой статье на сайте, там были собраны разные сведенья, слухи и мнения, а также легенды народа мари про это существо.

Однако со временем у нас стал понемногу накапливаться материал, который мы периодически ставили в наших статьях, где были упоминания про Овду, в частности, это статьи про горы Карман-Курык (Овдасола), про Вятский вал, про Галицкий тракт (д. Нурото), про Сотнурское нагорье (д. Кусола), про Заволжский Кокшайский тракт (д. Кужмара), про урочище Нолькин камень (Овда корем), про село Шоруньжа и т.д.

Также нам часто пишут наши читатели о разных свидетельствах или очевидцах, которые видели либо жильё Овды (пещеры, землянки), либо находили следы непонятного существа, либо передавали истории и рассказы от своих родителей (бабушек) про это существо.

Таким образом, назрела необходимость написать обзорную статью про марийскую Овду, а начнем мы её с интересного рассказа, который обнаружили на форуме одного сайта кладоискателей.

 

 

РАССКАЗ  ПРО ОВДУ  С ФОРУМА НА САЙТЕ:

http://www.kubar.ru/

Хочу, на суд вам выставит свою историю, которая случилось со мной в 14 лет, не так далеком 1997 году. Напомню, что я с республики Марий Эл. И ваше право верить в эту историю или нет! Но в предисловии расскажу. Все мы, но или большинство в детстве проводили летние каникулы у бабушек и дедушек в деревне. Мое детство было не исключением, все летние каникулы я проводил у бабушки в деревне, с друзьями лазили везде, собирали ягоды грибы, купались в озере. Деревушка уже к тем временам была на грани исчезновения, было 14 дворов, жилых 9. Сейчас и того меньше. Старики вымирают. А молодежь уезжает в города. Но соответственно, дружков нас было немного, 3 – 4 пацана. Все вместе и шарахались.

Как убежишь утром на пруд, и целый день, питаешься подножным кормом. Или сбегаешь на колхозное поле  - наберешь гороху стручкого, и целый день им питаешься. Времена беззаботного детства. А вечерами когда приходишь домой бабушка рассказывала разные истории да небылицы. В один из вечеров поведала она мне такую историю.

Буду писать от ее лица.

«Было мне 14 лет. Лето было. Все ушли в поля, осталась я одна по хозяйству. Хожу по двору, кур накормлю, воды скотине принесу, да отцу с братьями кушать готовлю. Да необходимость появилась в задний огород выйти. Не помню зачем. Выходить начала, калитку закрыла, думаю, чтобы курицы не вышли. Поворачиваюсь, и встала, как вкопанная, на задах вдоль прясла (забора), не то человек, не то существо на двух ногах идет (назовём её ОВДА, позже объясню). Высокая и  вся в шерсти. Шерсть цвета чуть темнее песка пляжного. Испугалась я очень, а дома нет ни кого. Что делать не знаю. А существо остановиться, нагнётся, дальше пойдет. И таким шагом не быстрым. И меня главное не замечает. Я вправо-влево, расстояние метров 50 до нее, сердце в пятки ушло. Вспомнила сосед дед дома, я к нему (имя деда не помню) прям по огороду, так, мол, и так. Вышли тут же, смотрим:  стоит не уходит, но на нас не смотрит. Минут 15 за ней наблюдали. А потом ушла за овраг. И с поля видимости пропала. Время к обеду было, отец с работы пришел, мы с дедом к нему. Все рассказали. Сами все испуганные. Отец ружье достал, и пошел смотреть, нам сказал оставаться здесь. Пришел минут через 30, рассказывает, по траве видно ходил кто-то, видно, как будто лежала, трава сильно утоптана, как будто специально кружилась. А потом следы вышли с оврага, и пропали куда-то, потерялся след иначе. Да немного шерсти принес, с кустарника снял».

 

Дальше, конечно, рассказ пошел, по деревне, кто-то верил, кто нет. Но бабушка, мне часто рассказывала, и вспоминала эту историю из своей жизни. Что касается меня – я, наверное, больше верил, чем нет. Иногда казалось, что бабушка просто пугала меня, что бы ни лазил где не надо. Мальчишкой я рассказывал своим деревенским друзьям эту историю. Мы хихикали, и как то всерьез все равно это не воспринимали. Но однажды!

Ну, так вот, был 1997 год, времена когда с деньгами было худо. И денег на карманные расходы, взять было негде. Бабушка особо не баловала. Ходили мы на оживленную трассу, благо не далеко от деревни то было, продавать, всякую мелочь. Ягоды, картошку, молоко, грибы – все такое. Деньги на жвачку, да сигареты зарабатывать. Тогда курить-то, и пробовал начинать в первый раз.

Был уже август месяц, поля с пшеницей были уже убраны, возвращались мы в деревню с очередного похода на трассу. Идем, смеемся, прикалываемся втроем, думаем, что будем делать завтра. И не дойдя до деревни метров 30, в стороне за деревней замечаем, существо (ОВДА), идет по скошенной пшенице!  На дорогу песчаную вот-вот выйдет, дорога, которая огибает деревню по задам огородов. Расстояние до «существа» метров 60-70,  не больше. Вид у нас отличный, так как, случаем мы оказались немного на возвышенности, а деревня чуть в низине справа, а это существо, двигалось поодаль впереди слева. Я схватил камень, стоим втроем - смотрим, я Сашке говорю:  «Свисни».

 

Тот свистнул, и она обернулась, ускорила шаг, вышла на эту дорогу, прошла по ней метров 15, зашла за куст, и дальше мы уже ее не видели. Я говорю:  «Пойдем следы смотреть, она же по песку шла, значит следы остались».

Пацаны мне боятся признаться, что ли, мол, пошли домой, быстрей. Одному мне было очково идти - следы смотреть. И мы быстро пошли по домам.

Я домой пришёл, все рассказал бабушке, бабушка в очередной раз просветила своей историей. По описанию бабушки была она точь-в-точь, песчано-рыжеватая, да высокая. Обратил внимание, что шерсть у нее комками, как у собак бездомных. Всю ночь я ворочался, всю ночь не мог уснуть, всю ночь в нашей маленькой деревне лаяли все собаки. Что-то, в 14 лет мне было очень страшно. Совпадения были в том, что мне, когда я увидел это,  было 14 лет, как и тогда бабушке. Второе, что на том же самом месте, так как участок все тот же, что и 100 лет назад. Может там тропа её?  На зрение пожаловаться тоже не могу. Не пили, курить баловались (табак не более). Да и было нас трое.

 

Потом когда я уже был студентом, я вычитал информацию в библиотеке, о марийской мифологии. Может, похоже на ОВДУ. Правда вот грудей за спиной мы не заметили, и вся в шерсти.

Еще один раз по каналу ТНТ показывали передачу «Необъяснимо, но факт»,  о том, как Сергей Дружко, искал эту ОВДУ, в наших марийских лесах. Он рассказывает, что ОВДА, это какой-то динозавр (мамонт), чушь полная. Но посмеяться можно.

Хожу теперь лесам да по полям нашей марийской республике с МД, и думаю, какая вероятность еще раз повстречаться…

****************************************

 

 

Начав с данной истории, и мы также расскажем наши мысли и предположения об этом загадочном гоминиде, который не даёт покоя этнографам, фольклористам и искателям приключений. А чтобы было понятно – все наши мысли разложим по тематикам. Точнее по официальным определениям Овды и по нашим догадкам и предположениям (по пунктам).

Начнем мы с мифологических представлений народа мари про Овду.

 

   1. Так сложилось, что именем Овда мари называли дьявола, точнее Киямата (Керемета). Так как было принято: ни в коем случае не произносится имя бога смерти, владыки подземного мира Киямата, и даже его посланца ангела смерти Азырена.

Однако со временем произошло дробление культа Киямата (Керемета), из которого выделились мелкие злые духи кереметы (что-то наподобие русских чертей), силы которых незначительны и соблюдение предосторожностей может оградить человека от них. Но обозначение Овда – для этого персонажа сохранилось. Поэтому иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор "грехопадения" и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в "иной мир", где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо. С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (Акцорин).

Таким образом, Овда – это один из собирательных образов духа мирового зла.

 

2. Исходя из пункта 1 (Керемет) – понятие Овда стало часто использоваться в марийском фольклоре  как общее обозначение нечистой силы. По легендам и преданиям  - Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей и в воде (ср. вюд ия), в лесу (ср. таргылтыш).

Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни.

 

Поэтому в образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти).

В одной быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать - Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (Акцорин).

  Овду можно поймать, можно наказать, но не стоит этого делать, так как последует месть. Известны легенды, в которых мари женятся на овде. В этом случае они преимущественно живут хорошо, в достатке, поскольку женщина-овда очень вынослива, и трудолюбива. Дети овды и человека ничем не отличаются от иных детей, разве что несколько смугловаты.

Следует напомнить, что среди старинных марийских имен есть имена, которые произошли от слова «Овда», это мужское имя - мужское имя Овдек, и женское имя – Овдачи.

Мужчина-овда прекрасный воин, причем в этом отношении обладает некоторыми волшебными свойствами - его не берут ни пуля, ни сабля. Следует добавить, что понятия злой дух Овда и существо овда со временем так смешались, что ныне этого культа практически не существует, и трудно попять, что имеется в виду в том или ином случае, когда произносится это имя.

Таким образом, в марийской мифологии возникло несколько понятий со словом Овда.

Однако кроме нечистой силы – Овда представлялась в реальных существах!

 

 

3. Продолжим разговор о настоящих существах по имени Овда.

По многим предположениям,   ОВДА (овыда, диал. овыча "овда", овда калык "народ Овда") - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо "удмурт" и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный (?)  для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего, он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы.

Действительно,  как видно из сохранившихся исторических источников, восточные районы Марий Эл в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо-марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить эти земли. Памятниками их пребывания (например, в Моркинском районе)  осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Около Абдаево есть место под названием 'ОВДАНУР'. Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование.

  Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск, и окрестные горы Большой и Малый (Одо) Карман-Курык, которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками.

 Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем - "АР" (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.

 До сих пор старожилы близлежащей деревни Малонмаш могут показать место, где по преданиям находится древнее захоронение удмуртов. Место это считается нечистым (или проклятым), и местные мари туда стараются не ходить. Впрочем, в этих местах есть и другие древние поселения, например, на краю деревни Чевернур находится "Ярамари селище" - памятник археологии (7-8 км. от горы) - племена ярамари жили в тех местах почти тысячу лет назад. Местные жители, от греха подальше, также стараются и не поминать Овду, чтобы не навлечь на себя беды и болезни.

 

 

Аналогично про это говорят археологические памятники по реке Пижма, (у которой находится, кстати, селение ОДОшнур),  их относят к культуре удмуртов племенного объединения Калмез. Сюда, к западным рубежам расселения удмуртов (места племенного объединения Ватка), теснимые волнами переселений гуннов и пр. тюркских, угорских и самодийских племён Западной Сибири, удмурты-калмезы приходят к III в. н.э., а затем, спустя столетия, и войны с марийцами, вытесняются ими за Вятку.

С тех далёких времён, быть может, и ведут свои начала представления о жителях Одошнура как о странном, чуждом "народе овд".

При этом  Овды имеют свою культуру (земляные дома, одежду, быт, обычаи), понятный марийцам язык,  а также магические способности, связанные с «хтоническим» - в природе (обрывы рек, земля и подземные пространства, лесная чаща),  и в своём облике (длинноволосы, волосаты, грудасты, могут быть когтисты, "неправильность" - вывернутые ступни, прозрачная грудь и пр.). Они взаимодействуют с людьми (брачные связи с людьми, пристрастие кататься на хозяйских лошадях и пр.), но считаются стоящими на более низком уровне культуры - "ир енг", то есть дикими людьми.

В пользу этой версии говорит тот факт, что для мари язык Овд был понятен. Хотя и с трудом, но мариец примерно понимал: о чем говорят Овды, так как удмуртский язык принадлежит к той же языковой группе, что и марийский. По другим легендам: мари почти не понимали язык Овд, но некоторые марийцы довольно быстро ему обучались, так, что могли общаться с Овдами.

По этому поводу есть реальная история, которую нам прислали на сайт. Написал нам уже пожилой мужчина про случай, который произошёл в Параньгинском районе. Дело было ещё в довоенные годы, он (будучи мальчиком) шёл с матерью из соседней деревни, и они по дороге повстречали двух женщин. Женщины эти были очень странно одеты, и явно были не марийки. Мать остановилась около них, но сына подтолкнула вперед, мол, иди пока в деревню без меня. А сама стала разговаривать с теми женщинами на непонятном языке, но среди речи слышались как бы знакомые слова. Потом мальчик ушёл по дороге и больше ничего не слышал. Через некоторое время мать его догнала, но на вопрос сына: «Кто это был?», ответила, что это не его ума дело! Больше про эту встречу мать никогда не вспоминала и ничего не говорила, но сына этот вопрос мучил всю жизнь. И уже через много-много лет, когда мать смертельно заболела, а у её сына были свои дети – он снова поинтересовался: кто были те женщины. Тогда мать ответила, что это были Овды, но больше так ничего и не рассказала!

 

 

Таким образом, ряд приведенных фактов указывает на некоторую идентичность народа Овды и удмуртов, как правило, это связано с тем, что в древности эти земли были обжиты удмуртами. Однако здесь есть явное противоречие, которое состоит в том, что племена удмуртов в те времена по своему уровню развития практически не отличались от марийских племён, то есть находились на одном уровне экономического и культурного развития. Поэтому при контактах мари и удмуртов (как мирных, так и военных) у народа мари не могло остаться такого мифологически-сказочного восприятия этого народа! Вряд ли мари могли осознавать соседний и похожий на себя народ (по языку, культуре, происхождению, образу жизни и т.д.) как «нечистую силу», или как чуждый «иной» этнос!

Это, кстати, выражено и в названии удмуртов – то есть одо-марий, получается, что марийцы практически их также называли, как и своё племя, или как близкое или родственное себе племя. А это было бы невозможно, если бы удмурты явно отличались бы от марийцев, то есть настолько явно, чтобы иметь такие фантастические свойства тела, образа жизни и поведения! Следовательно,  удмурты не могли в полной мере называться (идентифицироваться) мифическим народом - Овда!

Косвенно это подтверждается преданиями вятских мари, например, где рассказано о споре между марийскими и удмуртскими племенами за земли на правом берегу Вятки. В этом предании об удмуртах указано, именно, как о соседнем обычном племени; язык, нравы и особенности которого не вызывают удивления и не несут мистического образа. Удмуртов в этих преданиях никто не называет овдами.

Поэтому можно рассмотреть следующие гипотезы.

 

4. Вероятнее всего, народ Овда жил на нынешних марийских землях ещё до прихода удмуртов. Ведь в древности не было такой плотности заселения территорий, как сейчас. Поэтому в глухих и дремучих лесах, достаточно близко друг от друга могли параллельно существовать два разных народа, которые находились на разном уровне общественного развития (что говорить, частично это можно наблюдать даже в наше время!).

По археологическим памятникам известно, что эти территории заселяли пермские племена азелинской культуры. Например, их поселения были в долине реки Юшут, около д. Мари-Луговая, в Звениговском, Моркинском и Куженерском районах.

Например, из преданий деревни Кужмара (Звениговский р-н) известно, что не менее тысячи лет назад в этих краях (на левобережье  Волги) обитали бургасы — одно из многих финно-угорских племен. Название села образовалось сочетанием двух слов: "куж" — поляна, долина  и "мар(ий)" — человек, мужчина, мариец. По-марийски название села так и звучит — Кужмарий. Видимо, в древности слово "кужмара" обозначало род людей, живущих на полянах. В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата — к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность "кужмарцам" — полянным или долинным жителям — основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли "Овда", так как в их роду главенствовали женщины.

Предания о древних племенах также сохранились в местностях около озер Большой Плеер и Зелёное (Волжский р-н).

Аналогичные  поселения древних племен были недалеко от Карман-Курык в Моркинском районе.

По этой причине народом Овда, скорее всего, называли не удмуртов, а более древние племена, которые находились в первобытном состоянии, и явно отличались по образу жизни от марийцев.

 

Как вариантом данной версии можно назвать и другое предположение – среди удмуртов (как и среди прочих средневековых народов) всегда выделялась группа людей, которая жила обособленной жизнью (знахари, целители, колдуны, ворожеи и т.д.). Обычный человек старался избегать общения с ними без особой нужды, так как знал об их необыкновенных способностях. Но когда удмурты стали отступать на восток – за Вятку из-за натиска марийских племен, то эти люди остались в своих глухих урочищах и берлогах, так как движение народов в те времена было достаточно условным. На самом деле, можно было веками прожить в лесной глуши, не ведая, что по твоему краю проходят гунны, хазары, мари, булгары, монголо-татары, славяне, так как отсутствие дорог, дремучесть и болота этого края надежно скрывали отшельников от посторонних глаз. Но, тем не менее, этот таинственный народ жил в марийской тайге! И когда мари стали осваивать лесные чащи, основывали новые илемы, расширяли поля и луга, то уже явно столкнулись здесь с загадочными Овдами, которые и были аборигенами на этих землях. Подобную легенду можно прочитать в статье про Юрдурскую гору (Ёртур-курык).

Похожая ситуация была и у восточных славян (русских), когда они двигались на восток и занимали территории финно-угорских племён, в те времена они также сталкивались с остатками загадочного народа в лесных чащобах. Народ этот звался собирательно – «Чудь», вероятно, это были отшельники-представители разных племён. Многие из них владели ведовством, колдовством и магией, и от этого и пошло их название – от слова «Чудо». Вполне возможно, что мари также сталкивались на новых землях с остатками «чудесного» народа, который до них населял эти таёжные девственные просторы.

 

 

Данные встречи происходили не только на востоке Марий Эл и на Вятке, но и на землях восточных мари (Пермский край, Урал), так, на сайте (http://blog.religiopolis.org/kopilov/2011/) указывалось, что у пермских мари кроме великих почиталось и множество мелких божеств. Известны были марийцам духи хозяйственных и жилых построек: хозяин дома порт ойза, хозяин конюшни, банник шукшондал. Из духов природы марийцы особо почитают хозяйку воды вуд ава, рассказывают истории о русалке вуд ия, хозяйке леса нур ава. Прежде чем зайти в лес, считалось необходимым предупредить хозяйку: «Ты не пугайся, мы пришли за грибами и ягодами!» По сей день бытуют в деревне Тляково многочисленные рассказы о мифологическом персонаже обда, овда. Неподалеку от этой деревни располагалась гора Обда курык, где, по преданиям, обитало это существо.

То есть, налицо многочисленные факты встречи мари с представителями загадочного народа практически по всей территории марийского расселения от Волги до Урала.

В связи с этим есть ещё одна версия происхождения Овды.

 

5.  (Прислал пользователь по имени ПАВУК): Из истории народов ханты и манси было известно, что в 17 веке Царь Алексей Михайлович за большую помощь при завоевании и освоении земель остяков (хантов) и вогулов (манси) подарил одному из вогульских (мансийских) князей   большую территорию Европейской тайги в районе Яранска (от слова "яранге" - "чум")  - ныне Кировской области.

Этот мансийский князь переселил туда весь многочисленный род, с оленями, чумами и прочим добром. Они жили там долго и хорошо, так как  климат в тех краях намного лучше Ханты-Мансийского!

Разводили они оленей, лошадей, которые и зимой питаются подснежной травой. Кто был на "Северах", тот знает, что таежные олени намного крупнее и упитаннее тундровых. Предки марийцев в Моркинском, Куженерском и Сернурском  районах даже охотились на них ("пучо", аналогично озеро Пучеер).

Куда делись эти вогулы (манси)?

  Конечно, ассимилировались. Мужчины манси женились на марийках, языки в данном случае были хотя и отдаленные, но родственные. А уродов-женщин даже в те годы не брали в жены, изгоняли. Вот вам и "овды", "керемети" и "таргылтыши" (ведьмы).   Отсюда же и браки между мари и овдами, а также общие дети от этих брачных союзов.

Надо также отметить, что манси имели свои магические культы, в частности, шаманизм, что, конечно, не могло быть незамеченным марийцами, которые вступали с ними в контакт, вероятно, от этого и пошли разного рода легенды и предания про Овду.

 

6. Овда – это Снежный человек.

Такая версия  в настоящее время часто встречается в прессе и на телевиденье, а также в интернете.

Действительно, образ Овды, который был показан в истории (в начале нашей статьи), очень похож на снежного человека. В частности, шерсть на теле, способ передвижения, поведение и т.д. Если бы на месте мальчишек был бы профессиональный наблюдатель, однозначно, он расценил бы это как встречу с йети!

В пользу этого факта также говорят параллели образа Овды с персонажами марийской мифологии, например, с марийским лешим (таргылтыш). Он чем-то напоминает медведя, зарос шерстью, живет в берлогах и пещерах, прячется в лесной глуши, редко появляется у человеческого жилья. По лесу передвигается бесшумно, поэтому неожиданно появляется и также быстро исчезает. Но его чувствуют собаки, поэтому Овда старается избегать их. Он оставляет огромные следы на земле.

Марийские охотники, грибники и пастухи нередко находили жильё Овды, как правило, оно находилось в пещерках или под корнями поваленного дерева (типа берлоги). Дно жилища было устлано лапником, сухой травой или звериными шкурами.

Повсеместно отмечалось, что при вырубке лесов, расширении полей и лугов – Овды покидали эти места, так как были лесными жителями, и обычно не могли перенести приход человека в их край.

В легендах и быличках Овдам приписывались многие волшебные свойства, некоторые из них можно объяснить, изучая особенности поведения снежного человека, которые описаны в литературе.

Как указывалось выше, Овды могли неожиданно появляться и быстро исчезать, так как имели сноровку лесного жителя. Вывернутые ступни  (следы) - это способ, которым снежный человек путает свои следы, отводя охотников от своего жилья или других мест, в этом случае он идёт задом наперед. Поэтому кажется, что у Овды вывернуты ступни.

Овды были покрыты густой шерстью, поэтому периодически она у них облазила, линяла, и если снять клочки шерсти с груди было легко, то, вероятно, на спине комки шерсти имели большой размер  По этой причине человек думал, что у Овды груди находятся сзади.

По мифам и рассказам известно, что Овды явно тяготеют к геопатогенным местам. Скорее всего, такое свойство их организма. Напомним, что кошка также часто лежит в доме на патогенном месте, где человеку лучше не находится, а вот собака в таком месте никогда не ляжет! По этой причине Овды часто жили в «плохих, нечистых» местах, а человек в таких местах себя плохо чувствовал, терял ориентацию, болел! Поэтому в народных быличках для таких зон указывалось, что, мол, леший в чаще закружил, что привиделась всякая чертовщина, что Овда послала порчу и т.д.

Этим также можно объяснить и феномен «проклятых деревень» в Марийском крае. Такие предания (и они ведь сбываются!) встречаются практически в каждом районе Марий Эл, и особенно часто в восточных частях республики. Про географию этих мест мы поговорим попозже, а сейчас следует понять, что, если Овды водились в геопатогенных местах, то в этом месте не следовало бы строить деревни, добра людям от такого поселения не будет! Конечно, в древности у марийцев было много способов определения «чистоты» или «нечистоты» места, мари безошибочно определяли тот участок леса, где будет священная роща, новый илем и т.д.,  например, делалось это по быкам…

Но ведь в жизни бывают и такие случаи, когда спешно бежали марийцы от всякой напасти большими семьями по тайге, и если попадалось удобное место (река, озеро, ключ), то селились здесь. Ведь впереди была зима, морозы, вьюги! Времени на поиск «хорошего»  места не было! Так и появлялась деревня в «нечистой» геопатогенной зоне. Эта же зона притягивала Овд, либо они уже жили здесь, но уходить не собирались. Рано или поздно человек вступал в конфликт с Овдами, что могло закончиться плохо как для человека, так и для Овды (мари были воинственным племенем). Но с исчезновением Овды из окрестностей деревни – напасти для людей не заканчивались, приходили моры, от молний часто возникали пожары, происходил падёж скота, умирали младенцы, продолжительность жизни была небольшой и т.д. Все эти факторы марийское народное сознание связывало с проклятием Овды, которые жили в этих краях, но  которых потом прогнали (или убили) люди! Мол, перед смертью Овда прокляла деревню (род, семью), и теперь счастья в этом месте никому не будет!

Действительно, если деревня находилась в патогенном месте, то такие «проклятия Овд» сбывались, и людям приходилось, либо уезжать отсюда, либо наблюдать, как чахнет их род!

Примеров этому великое множество!

Например, история деревни Нурото, что была расположена недалеко от Галицкого тракта (между Шигаково и Шелангером – Звениговский р-н).  Из архивных данных известно, что в 1902 году дворов здесь было  7, но впоследствии их число уже не увеличивалось. С этой цифрой связана легенда. В марийском фольклоре существует полумифическая женщина по имени Овда. Однажды она чем-то прогневала своего покровителя, и Кугу Юмо проклял ее, повелев жить в пещере под землей. Она ночью выбиралась из пещеры и каталась на лошадях, которых нередко загоняла насмерть. Хозяин лошадей как-то намазал им спины серой. Овда прилипла к крупу лошади, и хозяин, как следует, ее проучил. Овда прокляла и мужика, и его деревню. Считается, что это проклятье коснулось именно деревни Нурото. Этой деревне, якобы, предстояло навсегда оставаться деревней семи дворов, появляющийся восьмой дом приносил беду — или кто-то умирал, или один из домов сгорал.

Судите сами:

В 1902 году дворов здесь было  7.

В 1922 году в деревне Нурото Большешигаковской волости Краснококшайского кантона в 7 дворах проживали 32 человека.

В 1926 году в деревне Нурото Большешигаковского сельсовета в 7 хозяйствах проживал 31 житель.

Примерно в 1935 году 7 семей крестьян подали коллективное заявление с просьбой разрешить им переселиться в основной населенный пункт колхоза и оказать материальную помощь в размере 1000 рублей на каждый двор.

В итоге - выселок Нурото  (Большешигаковского сельсовета)  Указом Президиума Верховного Совета Марийской республики от 27 ноября 1940 года исключен из списка населенных пунктов!

 

Рассказ про эту «заколдованную» деревню (а также про загадочные места вокруг неё) будет в наших следующих статьях, а сейчас особо подчеркнем, что в случае с Нурото (и с другими историями о проклятых деревнях)  есть своя статистика и свои закономерности.

Из архивных данных сел и деревень Марий Эл (а также на основе собранной нами  информации, часть которой предоставлена читателями сайта)  мы выделили около 25 населенных пунктов (и мест) в различных районах Марийского края, где явно встречаются легенды или упоминания про Овду (о некоторых деревнях мы уже рассказывали), а также существуют объекты (овраги, поляны, рощи, леса), в названиях которых встречается «Овда». Это не может быть случайным совпадением, или игрой фантазии марийского народа. Явно Овды присутствовали в реальной жизни мари, а также и влияли на неё. Марийцы нередко вступали в контакт с этими загадочными существами.

 

 

Далее примерный список таких деревень с упоминанием Овды:

1. Деревня Кусола находится на расстоянии 6 км на северо-восток от д. Петъялы (Волжский р-н). Предание гласит, что деревню в давние времена прокляла Овда, которую чем-то обидели жители деревни. Овда предсказала, что деревня постепенно исчезнет с лица земли. Деревня действительно постепенно таяла. Молодые уезжали в города, некоторые строили дома в соседнем селе Сотнур. Дома сиротели, часто бывали пожары. Как правило, огонь охватывал не один двор, а сразу 4-7 хозяйств.

 

2. По преданиям мари, живущих около села Помары, в древности на этих землях жил «дикий» лесной народ, который после заселения этой территории марийскими племенами, пропал неизвестно куда (Волжский р-н).

 

3. Есть любопытная легенда об овде в деревне Пинжан-Кукмор. Эта деревня расположена километрах в 7 от Петьял Волжского района. Между этой деревней и деревней Малые Олыкьялы (теперь такой не существует давно), на берегу реки Петьялки, в отдалении от всех, жила овда. Это была старая уже, но, как бы сейчас сказали, хорошо сохранившаяся женщина. Даже для своего возраста она выглядела красивой, сохранив стать и физическую силу. Жила она с дочкой, которая была тоже очень красивой. Жили они во вполне определенный временной промежуток – несколько десятков лет, до, по некоторым данным, 1905 года. Примерно в это время старая овда умерла, а дочь ее куда-то уехала. Вела себя эта овда, как и прочие – лечила людей, колдовала понемногу, брала за это продукты и различную утварь. Дочь ее в ночи, когда светила полная луна, похищала из стада коней и скакала на них так, что к утру они были все в пене. Но каждый раз возвращала их в стойло.

(рассказ про это место будет позднее).

 

4. Кужмара — одно из древнейших сел марийского края (Звениговский р-н).  Существует предположение, что селу не менее тысячи лет. В те времена на Волге обитали бургасы — одно из многих финно-угорских племен. В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата — к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность "кужмарцам" — полянным или долинным жителям — основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли "Овда", так как в их роду главенствовали женщины.

 

5. Деревня НУРОТО (Звениговский р-н).  

8 1902 году дворов здесь было уже 7, но впоследствии их число уже не увеличивалось. С этой цифрой связана легенда. В марийском фольклоре существует полумифическая женщина по имени Овда. Однажды она чем-то прогневала своего покровителя, и Кугу Юмо проклял ее, повелев жить в пещере под землей. Она ночью выбиралась из пещеры и каталась на лошадях, которых нередко загоняла насмерть. Хозяин лошадей как-то намазал им спины серой. Овда прилипла к крупу лошади, и хозяин как следует ее проучил. Овда прокляла и мужика, и его деревню. Считается, что это проклятье коснулось именно деревни Нурото. Этой деревне, якобы, предстояло навсегда оставаться деревней семи дворов, появляющийся восьмой дом приносил беду — или кто-то умирал, или один из домов сгорал.

(рассказ про это место будет позднее).

 

6. Предание про Овду есть у жителей села Исменцы (Звениговский р-н).  

В древности один крестьянин на лугах сохранил для Овды (по её просьбе) стог сена, чтобы она могла  там ночевать. После чего Овда пообещала, что у крестьянина сено (трава) никогда не кончится. Действительно, около села всегда были обильные луга и пастбища, что позволяло вести успешное животноводство.

 

7. Деревня МАКАРОВО (МАКАР починта, МАКАРСОЛА, ИЗИ ТОРАЙБЕЛЯК) Куженерский р-н;

Существует легенда, что эта деревня была проклята ведьмами. По легенде, по деревне протекала речка, около которой водились ведьмы. Днем ведьмы спали, а в полночь приходили в деревню и до утренних петухов катались на лошадях, отпущенных в ночное. Дед Макар решил поймать ведьм, смазав перед ночным спины лошадей дегтем. Одна ведьма попалась, дед Макар ее убил. Ведьма прокляла деревню: "Пусть в этой деревне никогда не будет больше 7 дворов". Речку, где водились ведьмы, жители назвали Овда корем.

В 2003 году из деревни уехали последние жители.

 

8. Нурсола – Овда корем (Куженерский р-н). Загадочный овраг, где по легендам обитали Овды.

Чуть в стороне от Горняка, у деревни Нурсола находится еще один знаменитый овраг – Овда-корем. Именно здесь по местным преданиям жили овды – лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Женщины-овды обладали столь огромными грудями, что им приходилось перекидывать их на спину. Любимое развлечение овд – катание по ночам на украденных у местных жителей лошадях, причем садились они на лошадь весьма своеобразно – вдвоем, спиной друг к другу. Наутро хозяева находили коней загнанными и мокрыми от пота. По легендам, по проклятию овд в незапамятные времена ушла под землю деревня Нольнур, находившаяся недалеко от верховьев Овда-корем.

Левый склон оврага – практически голый, с редкими вкраплениями кустов и одиноко стоящими деревьями, зато правый покрыт зарослями ельника вперемешку с можжевельником. Здесь встречаются можжевельники, достигающие рекордной для наших мест восьми–девятиметровой высоты! Говорят, что еще относительно недавно – в послевоенные годы – на дне оврага находили круглые, примерно полуметрового диаметра, входы в подземные жилища овд, а в самом начале шестидесятых овды переселились отсюда, ушли подальше от цивилизации, в лесные дебри Кировской области.

Исследователи поначалу относились к этим рассказам со скептицизмом, пока не услышали – уже из Кировской области о случаях встреч с йети – таинственным снежным человеком. Организовали экспедицию по его следам и, говорят, следы эти нашли. При этом "стоянки йети" очень напоминали все, что связано с марийскими овдами…

(рассказ про это место будет позднее).

 

9.  Деревня Мари-Шои (Куженерский р-н).

На расположенной рядом с деревней горами (тут проходит Вятский вал) местные жители и пастухи находили карстовую пещеру, где якобы кто-то жил.   Старые жители считают, что в ней в древности обитала семья Овды (вероятно, еще до появления деревни Каменная гора). В отличии от пещеры овды горы Карман-Курык или тех же пещер на севере Вятского Увала, кроме легенд, в пещере Каменной горы есть следы обитания Овды!  Те немногочисленные храбрецы,  как известно, мари демонизировали овду, поэтому места их обитания считались нечистыми), кто в ней побывал по необходимости (известен один случай,  когда искали пропавшего козленка), описывали в глубине что-то наподобие стола и лежанку. Местные жители  д. Визимбирь и д.Мари-Шои не сомневаются ( по крайней мере старики) в существовании в совсем недалеком прошлом в окрестностях этих деревень овды. 

(рассказ про это место будет позднее).

 

10. Деревня АКПАТЫРЕВО (КУШЫЛ ВОЧАРМА, АГАРМУЧКА), Мари-Турекский р-н;

Сохранилась легенда, согласно которой деревня была проклята Овдой - мифологическим существом женского пола, обладающим сверхъестественными способностями. За какие-то обиды, нанесенные ей, Овда якобы заповедовала деревне не иметь более 30 домов.

 

11. Деревня ТУМЕРСОЛА, Медведевский р-н;

Существовала даже такая легенда: жителей заколдовала овда, поэтому не было высокой рождаемости детей. Число коренных жителей достигало лишь 70-75 человек.

И дальше число домов не было больше семи:

В 90-е гг. XX в. д. Тумер вошла в совхоз "Пригородный". В ней 7 хозяйств, где проживают 16 человек.

В деревне к 2002 г. -7 деревянных домов, 4 дачных. Проложен водопровод.

 

12. Деревня САПУНЬЖА (ШАЛ УНЧО, ВТОРОЙ УНЖА, САП УНЖА), Моркинский р-н;

  Деревня расположена в 5 км юго-западнее с. Шоруньжа. По рассказам старожилов, название произошло от древних переписчиков во времена Екатерины Великой, которые пытались узнать название этой местности. Жители не понимали русского языка и подумали, что переписчики спрашивают направление дороги, ответили "Шап", а дорога ведет в Шоруньжу. Таким образом, деревню и записали "Сапуньжа". Соседи, татары, называли поселение "Яибаса", что означает "душу забирающий". Это объясняется наличием на окраине одного из оврагов "Куполат" останков развалившихся нор и землянок. По преданию, здесь проживали овды, марийские ведьмы.

 

13. Деревня ПАШКАНСОЛА; Моркинский р-н;

Около деревни расположено нечистое место, называемое местными Овда-нур. Якобы в древности на этом поле водились овды, которые по ночам катались на лошадях.

 

14. Деревня ПАПАНИНО, Моркинский р-н;

В окрестностях этой деревни, в глухих лесах парка Марий Чодра, находили странные жилища, типа землянок, но сделанные явно не человеком. Эти землянки были обитаемы. Также  в окрестных лесах якобы видели людей в звериных шкурах.

 

15. Деревня ЮРДУР, Моркинский р-н;

Около деревни расположена Юрдурская гора (Ёртур курык), где по преданиям в пещерах и норах жила семья Овды. Их застали первопоселенцы, которые переселились в этот дремучий край с правого берега Волги. По легенде конфликтов между людьми и Овдами не было. Потом (когда деревня стала расти) Овды ушли куда-то в безлюдную тайгу. Данное предание есть на сайте.

 

16. Деревня АБДАЕВО (ОВДАСОЛА), Моркинский р-н;

  Деревня Абдаево расположена в 5 км севернее центра сельсовета, д. Коркатово, вблизи автотрассы Морки-Йошкар-Ола. Около деревни раньше располагалась проклятая деревня Посянур, которую за что-то  прокляли овды. После чего деревня потихоньку вымерла. Рядом располагаются Большой и Малый Карман-Курык, где в подземных пещерах по преданиям также обитали овды. Остатки пещер сохранились до нашего времени.

(рассказ про это место частично выставлен на сайте, продолжение  будет позднее).

 

17. Деревня ЯМАШИ; Новоторъяльский р-н,

  Не существующая ныне деревня. Находилась в 3 км к северо-востоку от центра сельской администрации, деревни Токтарсола. Название восходит к имени первопоселенца Ямаш. Сразу же за деревней пролегает большой овраг — Овда корем, есть предание, что в этом овраге раньше обитало семейство Овды. К западу от деревни находилась молельная роща — Саваран кусото. До сих пор раз в пять лет приезжают сюда со всех сторон жители на большое моление.

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины погибли. Жители деревни постепенно переезжали в другие места. Указом Президиума Верховного Совета МАССР от 5 апреля 1973 года деревня Ямаши исключена из учетных данных административно-территориального деления.

 

18. Деревня ШЕМЕРМУЧАШ, Новоторъяльский р-н,

 В окрестностях селения множество оврагов: Йошкар корем, Овда корем, Йуле корем, Лакенур корем.

 

19. Деревня КОКШАМБАЛ (КАКШАМБАЛ), Новоторъяльский р-н,

Не существующая ныне деревня. Находилась на расстоянии 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Кузнецы. Название означает "за рекой Какшан". Селение располагалось у реки Какшан, берущей начало от родников деревни Максакродо и впадающей в реку Немда. Возле селения есть овраги: Овда вынем, Тосмет корем, Арака шолтымо корем, Сакар корем, Кусото корем.

В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 19 человек, из них 8 не вернулись.

С 1 января 2002 года деревня Кокшамбал в документах не числилась. Зимой здесь уже никто не живет. А на лето приезжают два жителя — бывший учитель В.К. Веденькин с супругой Л.М. Веденькиной.

 

20. Деревня КОЖЛАСОЛА (ЕЛЬНИКОВО, починок КОЖЪЯЛ), Новоторъяльский р-н,

Не существующая ныне деревня. Находится в 3 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Старый Торъял. Деревня находилась на ровной местности, с двух сторон была окружена оврагами, один из оврагов имел название Пий корем (Собачий овраг). Вокруг рос хвойный лес. В старину, когда раскорчевывали поля, вокруг деревни образовалось несколько перелесков: Чашка (Ельник), Аганур (поле), Пунчерйымал (Сосновый бор), Овда чодыра (Ведьмин лес).

 

21. Деревня ВЕДЕНЬКИНО (ВЕДЕНКАН), Новоторъяльский р-н,

Находится на расстоянии 3 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Кузнецы. Название восходит к личному имени Воденга. На левобережье к северу находилось болото, его осушили, и журавли, селившиеся в этих местах, навсегда их покинули.  На возвышенности, недалеко от луга, находится молельная роща. В настоящее время это место считают неблагоприятным, там не пасут скот, обходя его стороной. За оврагом Эман корем была глубокая яма — Овда вынем (Овдин провал).

 

22. Деревня ОБДАСОЛА (ОВДАСОЛА), Сернурский р-н,

  Находится в 1, 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Марисола.

Обдасола — официальное название деревни, местные — Овдасола, Овдаево. С названием связана легенда. В деревне жил зажиточный крестьянин Миклай, имевший много лошадей. Как-то раз он заметил, что лошади возвращаются по утрам уставшие и грязные. Тогда он намазал их спины смолой. На следующее утро одна из лошадей вернулась с девушкой-овдой на спине. Миклай, хлестая ее плеткой, провел по деревне. Измученная девушка прокляла род Миклая и деревню. Ее пророчество сбылось: род Миклая исчез, а название за деревней сохранилось.

 

23. Деревня НИЖНИЙ КУГЕНЕР (КОЙСОЛА), Сернурский р-н,

  Находится в 1 км от центра сельской администрации, деревни Верхний Кугенер. По преданиям, первыми жителями являлись переселенцы из-под Казани, из деревни Коймары. Название Койсола пришло вместе с переселенцами. Кой — марийское мужское личное имя, сола — "селение, деревня", то есть "селение Коя". Рядом с селением имеется священная роща Овда салма кусото (интересно, что дословно с марийского это: священная роща Сковорода Овды).

 

24. Деревня ЛАЖЪЯЛ (ЛАЖЪЯЛЬСКАЯ), Сернурский р-н,

Находится в 12 км к юго-востоку от поселка Сернур на берегу реки Лаж. Является центром Лажъяльской сельской администрации. Название в переводе на русский язык означает "деревня на реке Лаж". По преданию, первыми здесь поселились марийцы, пришедшие со стороны Атни и реки Волги. Другая часть марийцев пришла со стороны реки Вятки.

Селение окружают поля и овраги, имеющие свои названия: овраг Овдасалма (Овдасалма корем), поля Медвежий ряд (Маска рат), Конфетный ряд (Кампетке рат), ряд Лапши (Лашка рат).

Возле деревни находится низменность Кумыж кудо: "кумыж" — береста, берестяной и "кудо" — лачуга, шалаш, летняя кухня, то есть "низина, где расположена лачуга, покрытая берестой". По рассказам старожилов, там раньше было пристанище дезертиров и беглых. У въезда в деревню находится Никитин овpаг (Мигытан корем, Пигдан корем), другой овраг рядом называется Салтак корем (Солдатский овраг). За Солдатским оврагом находится Овдасалма корем, где по легенде жили Овда.

 

25. Деревня КОЧАНУР (КУЧАНУР, КОЛЧАНУР, КУЛЧАНУР), Сернурский р-н,

  Находится в 11 км от центра сельской администрации, деревни Дубники. Название в переводе с марийского языка означает "дедово поле". По местному преданию, в жаркую летнюю пору мимо безымянного поселения проезжал свадебный поезд. Напившись холодной родниковой воды, люди заболели: у них опухли щеки и губы. Поэтому, проезжая мимо родника, обычно говорили: "Нас поймал этот родник". Так починок при роднике получил название Кучанур, что в буквальном переводе означает "поймал" или "держит поле".

Около деревни, на возвышенной левой стороне реки Сердяжки, вдоль реки лентой протянулся сосново-еловый лес Яктер, в котором имеется несколько сухих оврагов: Келге корем, Йол корем, Овда корем (там по преданиям жили Овды). Крутые обнаженные берега Сердяжки вдоль деревни получили название Вакш курык и Йыван Чара.

 

 

**************************************

Таким образом, из географии собранных легенд и преданий видно, что места проживания Овды явно тяготеют к восточным районам Марий Эл, если в западных и центральных районах таких преданий мало (или совсем нет), то в Волжском, Звениговском, и особенно, в Куженерском, Моркинском, Сернурском, Новоторъяльском районах – таких преданий множество!

Данный факт отчасти подтверждает идентичность Овды и одо-мари (удмуртов), или идентичность с древними пермскими племенами, который проживали здесь тысячу лет назад, но были постепенно оттеснены марийцами на север и восток. Но, как мы уже указывали, при достаточно тесных экономических и хозяйственных связях с удмуртами – вряд ли бы марийцы назвали этот обычный народ – загадочной Овдой.

Параллельно с этим, нельзя не отметить, что вполне справедливо примечание фольклористов (например, Акцорина), что по преданиям Овды наиболее часто встречались в следующих районах:

Первая территория обитания ограничивается междуречьем Илети и Малого Кундыша, вторая охватывает бассейны рек Немда и Иж, включая верхние течения Малой и Большой Кокшаги. В пределах этих территорий распространены марийские  сказания о "свадьбах овд". Здесь же якобы пролегали и "дороги овд", по которым следовали их свадебные процессии. Этих дорог было три: первая - вверх по течению Илети, затем по реке Лаж, вторая - по реке Малый Кундыш и далее на север по Немде, третья - вверх по Малой Кокшаге, потом по реке Иж.

Как мы видим, множество преданий про Овду сосредоточены в долине реки Илеть, а также в долинах рек Лаж и Немда, но, соответственно, здесь же расположены отроги Вятского увала. По легендам же – обычное поселение Овды располагается в пещерах, глубоких оврагах и в карстовых норах! А пещеры как раз сосредоточены в  горах и возвышенностях  Вятского увала (Сотнурское нагорье, Карман-Курык, Ёртур-курык, Маришойская и Визимбирьская горы, Каменная гора и т.д.). Поэтому не случайно совпадение многих легенд с территорией Вятского увала!

Далее, из приведенной в начале статьи истории про Овду, видно, что у Овды есть свои дороги (тропы, пути, Овда корно), то есть такие места, где они появляются наиболее часто, или продвигаются этим путём в определенном направлении! В памяти народа такие дороги остались как Овда корно, при этом Овду видели на таких тропах периодически в течение долгого времени (и если верить свежей информации – видят до сих пор). Является ли это доказательством естественной миграции Овды, или же по самым фантастическим теориям – это тропы-переходы в параллельные измерения, этого никто сказать не может.

Интересен также  такой факт, что как Овда, так и Снежный человек могут внезапно пропадать с того места, где они только что были, про указывается в легендах, и в реальных историях.

 

Есть ещё одно предположение, что места обитания Овды – могут быть аномальными зонами с особенными свойствами пространства-времени!?!?!? Поэтому там происходят такие непонятные явления – но   данному вопросу будет посвящена отдельная статья!

 

В заключение следует указать, что нам продолжают присылать материал про Овду, и про места её обитания, а также разные случаи и истории, которые связаны с этим загадочным существом. Поэтому рассказ про Овду будет продолжен. Если у кого-то есть какая-нибудь информация по данной теме – присылайте её на наш адрес с указанием авторства и места событий, это будет с благодарностью опубликовано на нашем сайте!

Адрес:

Hafizof@rambler.ru

 

Будем также рады, если нам пришлют и фотографии тех мест, где по легендам обитали Овды, может быть, фото пещер, оврагов, гор, карстовых нор, загадочных следов, проклятых деревень и т.д.

Весь этот материал с указанием авторов – также будет выставлен на сайте в следующих статьях про Овду!

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО СТАТЬИ,  ГДЕ УПОМИНАЕТСЯ ОВДА НА НАШЕМ САЙТЕ:

 

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ ПРО ОВДУ ТУТ!

 

ПРЕДАНИЕ ПРО ОВДА КЮЙ ОКОЛО ПЕТЬЯЛ - ТУТ!

 

СТАТЬЯ ПРО БОЛЬШОЙ КАРМАН-КУРЫК - ТУТ!

 

СТАТЬЯ ПРО МАЛЫЙ КАРМАН КУРЫК (ОДО-КУРЫК) - ТУТ!

 

ЛЕГЕНДЫ ПРО ОВДУ В ДОЛИНЕ РЕКИ ЛАЖ - ТУТ!

 

ПРЕДАНИЕ ПРО ПРОКЛЯТИЕ ОВДЫ - ДЕРЕВНЯ КУСОЛА -  ТУТ

 

ОВДА КУРЕМ (КОРЕМ) - ВЕДЬМИН ОВРАГ ОКОЛО РЕЧКИ СЕРДЯЖКА - ТУТ!

 

 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:

http://www.kubar.ru/

http://www.12rus.ru/

http://www.virginia.ru/mari-mythology/

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ К. СИТНИКОВА "Словарь марийской мифологии»

http://ru.wikipedia.org/

http://www.liveinternet.ru/

http://www.scorp12on.narod.ru/

 

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

кто и что...

кто и что скажет по поводу данной статьи???

может есть собственные соображения насчет Овды?

аватар: екатерина иосифова

Еще одна легенда про абдаеево

  Деревня АБДАЕВО (ОВДАСОЛА), Моркинский р-н;

По легенде там жили овды, да действительно так рассказывают местные жители. Описание этих овд было такое : что были они высокие, с белыми волосами, груди были очень длинные, что даже могли перекидывать из за спину,  ноги были ступи повернуты назад. Очень любили угонять лошадей ночью , и кататься на них,  когда наступало утро лошадь была в таком возбуждении , как говорят с пенной у рта. Сначала местное население не понимало , что происходит с их скотом. Но как и везде нашлись люди ,и придумали намазать белой  лошади бока смолой. И на следующие утро привезла она в деревню овду, просто прилипшую к ней. Местные жестоко избили ее, она же в свою очередь прокляла их деревню, и сказала что больше сорока домов в ней никогда в ней не будет, так и есть это по сегодняшней день. А сами якобы овды ушли на чукшинскую гору ( моркинского р-Н)
аватар: Кэп

про Овду

действительно, такая и похожие легенды - в разных вариантах -
есть в тех краях, но сами абдаевцы говорят, что проклята была деревня Посянур - именно её жители поймали Овду, этой деревни уже давно нет...

аватар: Кэп

по статье Марийской правды

Новый фильм из цикла "Народы России" готовят журналисты телекомпании "Мир" совместно с Русским географическим обществом. Проект направлен на знакомство с традициями финно-угорских народов. В прошлом году съемочная группа побывала в гостях у карелов, коми, ханты и манси. В этом году съемки велись в Удмуртии и сейчас завершаются в Марий Эл.
Несмотря на то, что съемочная группа фильма уже не понаслышке знает о финно-угорской культуре, марийский край стал для них настоящим открытием. Для автора сценария Елены Заднепровской марийцы - интересный и загадочный народ. Прежде всего потому, что это один из тех немногих народов, у которых жива традиция. Народная культура здесь представлена не просто как музейный экспонат, а является самой жизнью, делится впечатлениями журналист.
Любимым персонажем марийского края для автора фильма, увлекающейся мифами и сказками народов, стала Овда, героиня легенд мари.
- На протяжении всей командировки я думала, почему же Овда так запала мне в душу? - говорит Елена. - Только рассматривая картины одного местного художника, на которых он изобразил Овду, но самого ее портрета не было, я поняла, что меня привлекло. В ней для меня слились образы марийского народа и природы. Она бывает, с одной стороны, строга, сурова, но с другой - может наградить бесценными дарами. Как подойдешь к ней. Вообще, марийцы - очень сказочный народ. Здесь сохранилось множество легенд, видимо, потому, что люди продолжают верить в природу, видеть в ней свое начало.

аватар: Гость

История похожа как и в

История похожа как и в предисловии приезжал к бабушке на лето дело было в августе сидели в лесу( небольшой лесок за деревней между полями горел костер мы услышали сильный хруст веток в леску и вскочили затем ещё один хруст погода была ясная без ветреная мы решили что что то тут не так и решили поднять на пригорок и просто обомлели возле костра стояло что то высокое высотой метра 2 -2.5 мы просто ужаснулись и убежали наутро решили проверить и действительно там они были как будто он лежал в леску и слушал нас (д.салтак корем медведевский район)

аватар: Кэп

интересно!

очень интересно!

а можно написать подробнее!

и когда это было?

как оно выглядело?

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru