Общественный быт и обряды народа мари

 Команда Кочующие - Общественный быт и обряды народа мари

 

Умение регулировать взаимоотношения людей между собой, налаживать нормальные условия жизни – один из показателей культуры общества. Общественная жизнь дореволюционной марийской деревни регулировалась соседско-территориальной общиной. Она руководила хозяйственной деятельностью сельчан, осуществляла раскладку податей и их взимание, контролировала исполнение мирских повинностей, занималась разбором гражданских и некоторых уголовных дел, судопроизводством, поддерживала правопорядок в деревне.

Сельский мир строго следил за соблюдением общепринятых нравственных норм, установившихся традиций в семейной жизни, за взаимоотношениями людей между собой. Управление общиной осуществлялось за счет системы социального контроля, главенствующую роль в котором играли советы стариков, суд соседей [Шаров, 1981. С.45], обычаи.

 

                                                   (поминальный  обряд  у мари)                    

 

                                Общественный  быт и обряды народа  мари                                           

 

Община обеспечивала материальное существование людей, на основе взаимности и поддержки предоставляла им защиту и помощь, давала возможность каждому ее члену удовлетворять собственные социальные потребности. Проявляя заботу о сохранении хозяйственной дееспособности каждой семьи, сельская община стремилась своевременно поддержать малоимущих, сирот и больных. В ее функции входили организация досуга, проведение религиозных обрядов, праздников. Жизнь каждого человека органично срасталась с повседневными заботами других членов общины. Здесь человек воспитывался, получал свой социально-правовой статус. Приученные с детства подчиняться существующей дисциплине, сложившемуся образу жизни, люди стремились сохранить и упрочить социальные связи внутри общины. Единство односельчан достигалось за счет налаживания родственных, соседских, хозяйственных, групповых (молодежных и др.) отношений. Важную регулирующую роль в жизни сельчан играл сельский сход. Марийские общины, в отличие от русских, состояли большей частью из нескольких (иногда более 10) селений, в которых созывались свои малые сходы.

 

 ФОТО:

("Участники специализированной музейно-образовательной программы "В краю звонких гуслей" Национального музея РМЭ им. Т.Евсеева". Автор Иванова З.П. Фото показывает участников программы в костюмах территориальных групп мари: луговых (центральная "сорокан мари", северо-восточная "шымакшан мари", "моркинско-звениговская "Шарпанан-нашмакан мари", Горных мари (с гуслями), свадебном костюме северо-восточной группы, дети в костюмах восточных мари)                       

Марийцы, как отмечали дореволюционные исследователи, жили между собой дружно и честно [Черемисы, 1878. С.4]. Воровство, хулиганство, злоумышленные действия в марийских деревнях встречались редко. Нарушители строго наказывались, иногда даже физически. Строго преследовалось конокрадство, кража хлеба, скота, личного имущества, любое проявление прелюбодеяния и разврата [Износков, 1869. С.6]. В таких случаях крестьяне проводили самосуды; иногда виновного убивали. Важную роль в процессе выявления нарушителя марийцы отводили присяге. Подозреваемого в проступке заставляли перешагивать через палочку, принесенную из священной рощи. При этом он произносил такое заклинание: «Пусть я так же засохну, как эта палка, если я говорю неправду!». Затем ему давали с кончика ножа кусок круто посоленного хлеба. Люди верили, что при ложной присяге обвиняемый получит неизлечимую рану от ножа. После присяги палка переламывалась пополам, что должно было привести к неминуемой смерти нарушителя [РГИА. Ф.821. Оп.133. Д.429. Л.26 об.–28].

 

                                        (праздничное   выступление  у мари)           

 

Большое значение в жизни односельчан имела соседская взаимопомощь. «Будь ты живой или умирать станешь – пусть рядом будет твой сосед» – говорит народная мудрость. Помимо широко практиковавшейся соседской взаимопомощи в деревнях периодически устраивались коллективные формы взаимопомощи (мÿма). Существовала поочередная помочь при вывозке навоза на паровые поля, кошении и уборке сена, толчении кудели, разминании конопли. Мÿма устраивали иногда в день завершения уборки хлеба. Перед тем, как сжать последние колосья, проводили обряд «угощения серпа» (сорла пукшымаш).

 

Помочь устраивали также при строительстве дома (коллективная вывозка бревен, подъем сруба и матицы). В оказании помощи принимали участие все взрослые жители деревни. После подъема матицы, сопровождавшегося выполнением магических обрядов, проводилось коллективное угощение участников помочи. Богатые крестьяне редко прибегали к помочам, чаще всего ими пользовались при недостатке рабочих сил или лошадей. На помочь приглашались родственники и соседи заранее, участвовать в работе могли и не приглашенные. Для того чтобы созвать родственников из соседних деревень, по древней традиции могли вывесить на длинном шесте цветной платок [Кандаратский, 1889. С.5]. Отказ от участия в помочи расценивался как безнравственный поступок [Евсевьев, 1928. С.132]. Безжалостно осуждались те, кто отказывался помочь погорельцам, осиротевшим семьям. Каждый хорошо понимал: помогая односельчанину, он может рассчитывать на взаимопомощь в любое другое время. К тому же тот, кому оказывалась коллективная помощь, считал себя обязанным отработать за это у каждого присутствующего на помочи.

                                  (обряд  коллективного  угощения у народа мари)

 

Сельская община, проявляя заботу о своевременном и качественном завершении сельскохозяйственных работ, стремилась наиболее оптимально организовать начало полевых работ. Прежде чем выехать в поле, крестьяне неоднократно обсуждали, когда начать пахоту, определяли человека «с легкой рукой» и наиболее удачливого в работе. Первый выезд на поля сопровождался выполнением всевозможных магических обрядов. Такое же внимание обращалось на начало сева и уборку урожая. В целях защиты полей от засухи, заморозков и града организовывались коллективные молебны со святыми иконами или же языческие моления и жертвоприношения. По мнению марийцев, наибольшей опасности зерновые подвергались в период цветения. Считалось, что в это время Мать-земля была беременной и нуждалась в особой заботе. В данный период, известный у мари и чувашей под названием сынкса, запрещалось производить любые строительные работы, рыть землю, вывозить навоз, красить холсты и пряжу и т.д. Нарушители запретов наказывались общиной [Магницкий, 1881. С.37–40].

                                                                 (общественный  работы)           

 

Община строго следила за соблюдением календаря сельскохозяйственных работ. Ленивые, нерасторопные хозяева подвергались всевозможным насмешкам, получали позорные прозвища. В выходные дни (в пятницу – у приверженцев дохристианских верований, в воскресенье – у православных верующих), а также в дни христианских и народных праздников запрещались все виды работ по хозяйству. В свободное время мужчины, собравшись группами, обменивались новостями, рассказывали легенды, предания, былички, балагурили, курили табак. Иногда устраивались коллективные игры. В конце XIX – начале XX вв. в отдельных деревнях стали проводиться коллективные чтения. Они носили случайный характер и устраивались по домам [Народное образование, 1905. С.44–89]. Книги или газеты для совместного чтения крестьяне брали из училищных и сельских библиотек. Состоятельные крестьяне сами выписывали газеты и журналы. Однако большинство марийцев из-за незнания русского языка не имело возможности знакомиться с книгами и газетами. Чаще всего они узнавали о политических событиях от пересказчиков в помещении мирской караулки [Там же. С.69–70].

В осенне-зимний период деревенская молодежь по вечерам собиралась на посиделки с работой (шинчаш коштмаш). Девушки приходили с рукоделием (пряжей, вышивкой), а парни приносили заготовки для плетения лаптей, гармонь, угощение для девушек. На посиделках занятия рукоделием чередовались с играми, песнями и плясками. Длились они до полуночи, поскольку задерживаться более не разрешалось.

Марийская община придавала большое значение проведению в священных рощах коллективных жертвоприношений домашних животных и птиц в честь древнемарийских божеств. Возле каждой деревни на возвышенных местах посреди поля бережно сохранялись местные святыни – березовые, липовые, чаще смешанные рощи (кÿсото). Они могли иметь статус святыни всей деревни или отдельной родственной группы. Существовали специальные рощи, предназначенные для проведения коллективных молений во время праздников Агавайрем (праздник пашни), Семык (семик), Кÿсö (мирское коллективное жертвоприношение) и др. Вопросы организации и проведения моления обсуждались на совете руководителей жертвоприношения (картов), решение которого в дальнейшем получало официальное подтверждение на общедеревенской сходке. Здесь же договаривались о сроке проведения моления, сумме взносов от каждой семьи, порядке подготовки к священному обычаю, нормах поведения членов общины до, во время и после моления и т.д.

                                                   (общественный  праздник  у  мари)     

 

Решение сходки, как правило, выполнялось всеми жителями деревни, так как не только выборные лица, но и все представители старшего поколения были заинтересованы в успешном проведении моления.

При засухе, непрерывных дождях, эпидемии и эпизоотии община могла организовать внеочередные моления. Иногда (при засухе) ограничивались молением возле источника. Обычай этот назывался йÿр пучымыш (каша в честь дождя). Выборные лица собирали со всех жителей деревни крупы, масло, деньги на покупку барана для жертвоприношения. В назначенный день вся деревня собиралась у намеченного водоема (возле пруда, на берегу реки или родника). Здесь проводилось жертвоприношение черного барана, варилась каша. Собравшиеся молились Богине Воды (Вÿд Ава) и просили ее ниспослать на землю влагу. Шкура и части сваренного животного, несколько ложек каши предавались воде, сваренная ритуальная пища съедалась. После этого присутствующие начинали обливать друг друга водой. Марийцы верили, что после такого моления обязательно пойдет дождь.

С принятием православия и воцерковлением марийцев происходила переоценка устоявшихся понятий о святости. Появились новые ценностные ориентиры, святыни (церкви, часовни и монастыри). На сходке стали обсуждаться вопросы, связанные с участием сельчан в строительстве или реконструкции местного храма, часовни. Православные обычаи и обряды приобретали общественную значимость. В деревнях и селах периодически стали проводиться крестные ходы с иконами, общественные молебны с водосвятием.

Жители близлежащих к церквям деревень несколько раз в год приглашали священников с иконами для проведения молебнов и крестных ходов вокруг своих полей. Молебны с водоосвящением периодически проводились и при часовнях.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в общественной жизни марийских крестьян важную роль стали играть сельские ярмарки, базары. Они обычно проводились накануне престольного праздника. Посетив церковь, люди шли на базар, покупали там необходимые товары. Иногда после этого они отправлялись к родственникам, которые устраивали в честь гостей застолье.

 

                                     (свадебный   обряд  народа  мари)                   

 

                                         Общественный  быт и обряды народа  мари

В общественном быту марийцев важное значение имели семейные обряды и обычаи, связанные с родами, крестинами и наречением имени, первой стрижкой, началом хождения ребенка, свадьбой (сÿан), проводами в рекруты, похоронами и поминками. Община строго контролировала семейную жизнь односельчан, в необходимых случаях оказывала влияние на взаимоотношения между мужем и женой, родителями и детьми. Развод совершался только с согласия общины по решению шести ее выборных представителей. При этом супруги подвергались всенародному осмеянию: разводящихся привязывали спинами друг к другу и отпускали лишь после объявления решения выборных. Женщине, которая уходила от мужа по собственному желанию, обрезали косы, чтобы она впредь не могла надеть головной убор замужней женщины [НРФ МарНИИ. Оп.1. Д.380. л.29 об.].

В настоящее время жители деревни принимают активное участие при проведении семейных обычаев и обрядов. Свадьбы – по-прежнему важное событие в жизни деревни. Они сохранили национальный колорит, однако обычай умыкания (кражи) невесты и обряды, связанные со сватовством и одариванием родных невестки и уплатой «олно», исчезли. Нередко проводятся современные молодежные свадьбы. Деревенские жители, проявляя солидарность друг с другом, оказывают практическую помощь семьям новобрачных, совместно потчуя участников свадьбы и невестину родню. Деревня сохраняет негласный контроль не только за порядком проведения свадьбы, но и за поведением новобрачных в повседневной жизни. Жители деревни принимают непосредственное участие в организации и проведении похорон и поминок, которые проводятся в соответствии с устоявшимися обычаями. Православные верующие отпевают умерших в церкви. Приверженцы традиционных верований в день похорон поминают умершего. Во время таких поминок обычно собираются все жители деревни. Сельхозпредприятия помогают изготовить гроб, выделяют транспорт для доставки умершего на кладбище, заказывают венки.

 

 

ТАКЖЕ  МАТЕРИАЛ  ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ МАРИ - ТУТ!

 

 

ИСТОЧНИК:

Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография. (Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005).

 http://mari.ter12.ru/

ВложениеРазмер
обряд поминок145.29 КБ
сельские посиделки222.64 КБ
праздник225.98 КБ
праздник149.1 КБ
общественная работа193.86 КБ
свадьба177.7 КБ
свадьба155.79 КБ
общественное угощение177.44 КБ

Комментарии

аватар: Иванова Зинаида Петровна

 фотография неправильно

 фотография неправильно аннотирована. Фотография эта сделана мной, не знаю, как она попала к вам. Ее нужно назвать так "Участники специализированной музейно-образовательной программы "В краю звонких гуслей" Национального музея РМЭ им. Т.Евсеева". Автор Иванова З.П. Фото показывает участников программы в костюмах территориальных групп мари: луговых (центральная "сорокан мари", северо-восточная "шымакшан мари", "моркинско-звениговская "Шарпанан-нашмакан мари", Горных мари (с гуслями), свадебном костюме северо-восточной группы, дети в костюмах восточных мари. Надеюсь, вы знаете что у марийцев три группы, каждая из которых еще подразделяется территориально. Конечно, мне как-то неприятно видеть свое фото. Насколько я знаю, у меня разрешения никто не брал. Фото, конечно, хорощее, не спорю. Мой телефон: 89278731408, зав.метод.отделом музея.

аватар: Кэп

Уважаемая Зинаида Петровна!

фото взято с сайта:

 http://mari.ter12.ru/ 

автор там не указан  - просто указана ссылка на Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева", что фото сделано вами  мы не знали,

обязательно исправим и укажем авторство!

очень признательны что вы нас поправили!

аватар: Гостьирина

Доброго времени суток!

Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста,а где и когда сделано фото 9 сверху (под цветным фото "Свадебный обряд мари")?

аватар: Кэп

скорее всего...

скорее всего, судя по улице, фото сделано в селе Шоруньжа, 

что в Моркинском р-не.

хотя вероятно я ошибаюсь.

Дату фото не знаем, в тексте сделана ссылка на ресурсы  откуда было взято фото.

В настоящее время и у нас есть достаточный материал для данной статьи, но статью решили не менять...

аватар: Гостьирина

Благодарю:) Я спрашивала про

Благодарю:) Я спрашивала про чёрно-белое фото:) Мне давно было интересно прочитать про культуру своих предков. Эта и другие статьи достаточно содержательные. Всё собрано в одном месте, что очень удобно.Ещё раз благодарю:)Q

аватар: Гость

А нет информации, когда были

А нет информации, когда были сделаны фото, которые здесь представлены?

аватар: Кэп

сложно сказать...

сложно сказать, ведь тут представлены фото разных лет.

Черно-белые, скорее всего, сделаны ещё в 20-30-х годах прошлого века, если не раньше, 

просто я их прогнал через фотошоп и отртушировал, 

цветные фото низкого качества - в 80-90-х годах, 

цветные в цифре - сделаны недавно...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru