Марийская волынка - Шувыр

 

Есть в Куженерском крае  ничем не примечательная деревенька – Регеж, но оказывается, что и про неё есть что рассказать! Дело в том, что Верхний Регеж считается родиной марийской волынки!

Но начнем рассказ с другой стороны.

Яркое выражение народное творчество находило в музыкальной культуре.

 

Марийцы предусматривали использование национальных музыкальных инструментов в религиозных обрядах и ритуалах, в течение длительного времени сохраняли волынку (шувыр) и барабан (тумыр), гусли (кусле), музыкально-сигнальную трубу (тотрет пуч, удыр пуч, пайрем пуч), свирель (шиалтыш).

По древним традициям каждая марийская девушка должна была уметь играть на гуслях, струны которых раньше изготовлялись из особым способом обработанных кишок ягнят. Каждая девушка умела выводить красивые мелодии из зеленого листа.

Особое место среди марийских музыкальных инструментов занимали сигнальные деревянные трубы. Использовались они в разных целях: оповещали об опасности, призывали на помощь, приглашали в гости, возвещали о разных событиях, сопровождали торжественные моменты, объявляли сбор и т.д. На каждый случай имелся свой сигнал. Каждой весной девушки с этим инструментом поднимались на возвышенное место и специальными мелодиями приглашали женихов соседних селений.                                 

Одним из уникальных и архаичных инструментов  у мари – это  Шувыр!

(в марийском языке  звучит ближе к шювыр, т.к. используется звук «у:»)

Шувыр,  (шявыр), шювыр, шувюр, шюббер, - мар. нар. дух. инструмент. Разновидность волынки. Родствен чуваш. шапару и морд. волынке - пузырю.

Состоит из бычьего или лошадиного пузыря (диаметр 600-900 мм), в который вставлены трубки: одна для нагнетания воздуха (с запирающим клапаном) и 2 игровые, мелодические - из птичьих костей, меди или олова, одинаковой длины (180-300 мм); левая имеет 2 отверстия (диапазон - терция), правая - 4 (диапазон - секста).

Игровые трубки укреплены в деревянном ложе; на них и на ложе надет раструб из коровьего рога. В отверстия трубок, находящиеся внутри пузыря, вставлены расщеплённые тростниковые пищики, действующие как язычки (для настройки Шувыра  - к ним прикрепляют кусочки воска).

Звукоряд диатонический. Звук резкий, сильный, жужжащий. На Шувыре исполняют гл. обр. мелодии обрядовых, трудовых и свадебных песен, а также нар. танцев.

Поскольку обе трубки звучат одновременно, возможно исполнение 2-гол. наигрышей. Ныне выходит из употребления; сохранился лишь в сев. районах Mapий Эл (чаще используется в ансамбле с тумыром). Играют на Шувыре  гл. обр. мужчины на свадьбах, гуляньях, праздниках.

(Лит.:  Эшпай Я. А., Национальные музыкальные инструменты марийцев, Йошкар-Ола, 1940, с. 23—28; Никифоров П. Н., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959, с. 48—58).

 

(использование  волынки в марийском свадебном обряде)  музей в Йошкар-Оле                       

 

Очень интересный факт, что шувыр использовался у мари в религиозных и культовых обрядах!

Вот следующее описание:

«Карт, марийский шаман, при совершении обрядов надевает особую одежду: длинный белый балахон с красными и черными нашивками, с высокой из бересты шапкой. Вместо шаманского бубна у карта в руках шувыр, нечто вроде волынки. Считается, что их струны вызывали вибрации в верхнем мире, а величавые мелодии способствовали эффекту очищения, катарсиса.

Волынщик - любимый гость и на марийских свадьбах.
Современные карты утверждают, что примитивная музыка, основанная на ритме и имитации звуков животных и природы, есть попытка установить контакт с миром духов.

Чувашская волынка "шапар" использовалась на церемонии изгнания бесов "вирми", а коготь лисицы или рыси, привязанный к марийской волынке "шувыр" (для прочистки игровых отверстий), считался обладающим магической силой, способной излечивать болезни».

                                     (современный  шувырзо  - волынщик)                                                      

Сейчас  мастеров в Марий Эл, изготавливающих волынки, можно сейчас по пальцам пересчитать.

Один из них, йошкаролинец Александр Рыбаков оказался самым старшим участником фестиваля Волынщиков -  ему 82. По словам пенсионера, изготовление волынки кропотливый труд. Год или больше пройдет, прежде чем капризная волынка «заговорит». Уникальность этого инструмента в том, что его основные части сделаны из натуральных материалов.

Резонатор из коровьих рогов, мех из желудка или мочевого пузыря крупного рогатого скота. А пищики игровой трубы, через которую извлекается звук, Александр Петрович выстругал из камыша. Специально ездил за ним на побережье Черного моря.

                                                       Марийская волынка - Шувыр                                                  

Неофициально родиной волынки (шувыра) считается деревня ВЕРХНИЙ РЕГЕЖ (ИЗИ РЕГЕЖ, КУШЫЛ РЕГЕЖ, КОРЕМБАЛ) Куженерского района РМЭ:

«Деревня Верхний Регеж находится в 8 км к северу от центра сельской администрации, села Юледур. Глубокий овраг с маленькой речушкой отделяет Верхний Регеж от деревни Нижний Регеж. Эта была двухсторонняя деревня в одну улицу из 13 домов с двухэтажными амбарами и другими хозяйственными постройками. Деревня расположена среди лесов, холмов и нагорий. В 700 метрах к северо-западу от деревни Верхний Регеж находится Верхнерегежское городище I — II тысячелетия н.э. Рядом с деревней находились овраги: Олманур, Олмалук, Мор курык, Ку памаш, Келге корем (глубокий овраг)».

***

По легенде, в древние времена жил здесь Эшмет патыр, ростом как дуб, силой как медведь, умом как сам народ, очень трудолюбивый. За эту черту его называли Эшмет-мукш (Эшмет-пчела).

В конце жизни он дал наказ-завещание своим потомкам: "Запомните, только труд и родина — ваше счастье". Название деревни произошло от слова регеж. Древние финно-угорские народы называли регежами своих народных певцов-акынов.

В 1795 году в деревне Регеж было 58 мужчин. В 1811 году в деревне было 20 дворов, в них проживало 70 мужчин, из них 28 некрещенных. В деревне проживали жители с именами: Алексей Семенов Ячик, Емей, Ермикай, Мика, Ерка, Никишка, Орми, Ошерга, Параси, Семен, Семен-малой. В 1834 году в деревне Регеж было 84 мужчины и 84 женщины, в 1858 году — 77 мужчин и 101 женщина.

Уроженцы деревни Регеж: братья М.П.Горохов, С.П.Горохов, Е.П. Горохов служили в царской и в Красной армии. Кроме того, Егор был мастером по изготовлению национального музыкального инструмента шувыр — волынка. Верхний Регеж считается родиной марийской волынки. До 1960 года в деревню приезжали люди и покупали волынки — настоящие шедевры музыкального народного искусства.

 

Народный артист Республики Марий Эл Г.М. Пушкин, приобретая волынки, сделанные Е.П. Гороховым, говорил: "Волынки эти можно узнать на ощупь, они такие гладкие и ровные, словно языком вылизанные, а какая мелодичность". У мастера была своя именная волынка — большая, почти с метр, с серебряными трубочками и с большим, как самовар, пузырем.

Михаил был специалистом по изготовлению инструментов из металла: ножей, пил, кетменей, Семен шил ботинки и сапоги из кожи, катал валенки и чулки.

Часть жителей деревни исповедовала православие, часть были некрещенные чимари.

 Около деревни было 8 молельных рощ, где молились и крещеные и чимари: каждый род — тукым — на своих местах. На самом высоком месте стояли три священные березы, они были видны со всех сторон: с Сернурской, Юледурской и с Лажъяльской.

 

Летом и осенью регежцы постоянно торговали на Сернурском базаре, что в 5 километрах от деревни. Жители, особенно дети послевоенной поры вспоминают, что на базар летом несли черемуху, землянику, клубнику, осенью — смородину и яблоки. Яблок было много, у каждого жителя росло по 30-40 яблонь. Как говорили старожилы "Яблоки спасали от нищеты".

В деревне Верхний Регеж родился Василий Михайлович Горохов (Василий Регеж-Горохов), заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, известный писатель, драматург и артист. Многие легенды и предания, стихи и песни, повести "Филипп-И", "Лум умбал пеледыш" (Цветок на снегу), пьеса "Кугезе муро" ("Песня предков") написаны Василием Михайловичем на местном материале.

 

Нити конец— есть начало клубка,
Речка рождается из родника,
А про Регеж,
Если хочешь ты знать,
Я постараюсь тебе рассказать.
Это деревня в тринадцать дворов,
С маленьким стадом молочных коров,
С перепелиною песней во ржи,
С небом, где лето проводят стрижи.
Это деревня, где волей судеб
Души, как масло, а слово, как хлеб.
Первый мой шаг здесь и первый мой смех
Мир оценил, словно первый успех.
Где бы я ни был, сквозь даль и года
Волей любви возвращаюсь сюда.
И хоть отчизна моя велика,
Нет в ней милей для меня уголка.
И неспроста здесь
Друзья и родня.
"Василий Регеж"
 

 

ДАЛЕЕ СТАТЬЯ ИЗ МАРИЙСКОЙ  ПРАВДЫ ПРО НАСТОЯЩЕГО ВОЛЫНЩИКА (ШУВЫРЗО):

Сельский работник культуры Евгений Каменщиков с волынкой, изготовленной мастером из деревни Регеж Егором Гороховым, стал непременным участником международных конкурсов.

В жизни Евгения Каменщикова крутые повороты бывали не раз. Выпускник экономического факультета МарГУ шесть лет проработал бухгалтером в колхозе, потом заведовал детским садом в родной деревне Купсола, оттуда ушел художественным руководителем в местный Дом культуры. И все эти годы он стоял у руля своего детища - ансамбля "Мурсескем".

Сейчас коллективу 30 лет. А начиналось все с того, что приехавшие на летние каникулы студенты решили создать агитбригаду, но не обычную, а фольклорную. Выступали по сельским клубам, людям нравилось. Пришли новые добровольцы, коллектив вырос до 28 человек, даже свой хор был. И это в небольшой деревне! “Засветились” на ТВ. Первая "заграничная" гастроль была на фестиваль в город Киров, потом позвали в Эстонию. Уже через два года после рождения "Мурсескем" получил звание народного, стал лауреатом премии им. Олыка Ипая.

Репертуар исключительно народный, фольклорный, ничего авторского. Ищут по деревням старинные мелодии, танцы, старики еще многое помнят. "Когда мы выступаем, иностранцы удивляются, - рассказывает Евгений Анисимович, - говорят, у вас фольклор живой, настоящий. А в Европе это уже стилизация, реанимация утраченного народного творчества. В марийских деревнях корни еще не потеряны".
Конечно, за 30 лет много воды утекло. От того первого состава осталось всего несколько человек, но на "старой гвардии" ансамбль в основном и держится. Ходят люди самых разных профессий: учительница, доярка, продавец, социальный работник, безработная и даже вахтовики, когда бывают дома.

При всей деревенской занятости люди находят время, чтобы сбегать на репетицию, съездить с концертом. Хотя с кадрами сейчас непросто, в мужском составе почти сплошь школьники. Взрослые мужики или на заработках, или пьют без меры. У женщин, наоборот, народ зрелый, потому что девчонки, чуть повзрослев, почти поголовно бегут из деревни. Вот и танцуют мама с сыном, а то и бабушка с внуком. У Каменщикова вся семья в ансамбле: супруга Вера, сын Иван играет на свирели. Глава семейства освоил волынку. А куда деваться - создавали свой инструментальный ансамбль, а с волынкой никто не в ладах. Пришлось браться самому.

Инструмент у него замечательный - работы покойного мастера Егора Михайловича Горохова. Той волынке около ста лет. И мог ли подумать старый мастер из Регежа, что его творение объедет и покорит чуть не пол-Европы! Со своей волынкой Евгений побывал во многих странах: в Бельгии, Германии, Чехии, Эстонии. В Европе к волынке отношение почтительное, там проводятся международные волыночные конкурсы, на которые теперь обязательно зовут и Каменщикова.

В германском городе Балингене, например, были музыканты из 17 стран. Марийская волынка вызывает особенный интерес: оказывается, среди собратьев это самый древний архаичный инструмент. В других странах они усовершенствовались, модернизировались, а шувыр сохранился в своем первозданном виде. На Западе это давно уже фабричный серийный продукт, а шувыр - штучный, ручная работа. Даже в Марий Эл многие не представляют, что это такое. Основа инструмента - специальным образом выделанный мочевой пузырь коровы или быка, в результате он становится мягким и эластичным, как замша. Конструкция несложная: вдувник для нагнетания воздуха, мелодические трубки из костей цапли или журавля, пищик из зрелого камыша, на выходе - раструб из рога.

Раньше еще обязательно был коготь рыси или лисицы - для прочистки музыкальных отверстий. В пузырь нагнетается воздух, игрой пальцев на отверстиях мелодических трубок извлекаются звуки - резкие, жужжащие. Кстати послушать марийский шувыр можно даже в центре Европы: в Брюсселе есть музей, в котором собраны народные музыкальные инструменты со всего мира. Там на марийскую волынку можно посмотреть, можно и послушать запись ее звука. Кстати, наша волынка только для индивидуального исполнения, а вот в Англии существует королевский волыночный оркестр, он непременный участник всех парадов и официальных приемов. Участие в конкурсах для Евгения всегда было удачным, как правило, он в числе призеров. Может, исполнитель хорош, может, старинная волынка, или оба они молодцы.
Недавно Евгению Каменщикову было присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации!

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

- сайт газеты Марийская правда;

- http://www.12rus.ru/

 

 

ВложениеРазмер
ed77ef392d56.jpg96.88 КБ
MariFolk_5.jpg124.16 КБ
shuvyrzo.jpg136.92 КБ
Shyvyr_tymir.jpg101.08 КБ
Регеж.jpg87.15 КБ
Каменщиков-Регеж.jpg60.72 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Ого

Думаю после этой статьи буду ещё чаще заходить на этот блог, постоянно что-то новенькое. Спасибо

аватар: Кэп

заходите в гости!

всегда рады гостям!!!

аватар: васли ольош

а что, и в старину,

а что, и в старину, получается,  ездили на юга за камышом? не может быть.... обходились же, делали хорошие пищики. вот как? может подскажет кто? делаю из местного камыша. действительно, не очень крепкие получаются ...

аватар: Кэп

к сожалению...

к сожалению с производством мы практически не знакомы,

и насчет камыша ничего сказать не можем!

надо попытаться в Й-Оле узнать, кто делает и кто играет -

они должны дать точную информацию!

вполне возможно что и сейчас делают из местного сырья...

аватар: васли ольош

да-да! уже интересуемся... 

да-да! уже интересуемся... 

аватар: Кэп

музыкальные инструменты финно-угров

В быту финно-угров Поволжья, а в частности у мари и удмуртов, функционируют многие традиционные инструменты. Некоторые из них сторонний наблюдатель не принял бы за музыкальные инструменты. Однако для марийской и удмуртской традиции это очень важные, несущие сакральный смысл шумовые, так называемые самозвучащие идиофоны. Это колокольчики, бубенчики, ботала и разного вида подвески, монеты, металлические пластинки, бусы из бисера и раковин каури, украшающие праздничные традиционные костюмы женщин и их головные уборы. Обилие таких украшений образуют своеобразный "металлический" наряд. Издаваемые при каждом движении во время обряда шумы, позванивания, позвякивания создают "звуковой покров" фигуры. У марийцев и удмуртов и по сей день металлический звон или звук носит магическую функцию оберега, защиту человека от злых духов. Эти же звуки защищают и животных: шейные подвески в виде колокольчиков, ботала.

Самозвучащие идиофоны выполняли специальную, обрядовую функцию во время свадьбы удмуртов и мари. Так, в удмуртской свадьбе колокольчик подвешивали к дугам лошадей, открывающих свадебный поезд. Магическое значение этих звуков оказывало и эмоционально-психологическое воздействие на участников обряда. У марийцев колокольчики были специальным атрибутом руководителя свадебного поезда - шафера ("савуша"). Прикрепив их на короткую деревянную палку, украшенную разноцветными лентами, савуш потряхивал ею в ряде эпизодов свадьбы.

Звук колокольчиков выполнял ритуальную функцию и в поминальном обряде удмуртов "Йыр пыд сётон". По описанию В.Е. Владыкина и Р.А.Чураковой1, в данном обряде после завершения жертвенной трапезы, одному из участников ритуального действия подвешивали колокольчик от дуги - "пар гырлы" или коровье ботало - "кутазы". Вся ритуальная пляска с песнями, возгласами сопровождалась звоном колокольчиков.

Кроме самозвучащих идиофонов, в традиционной культуре мари и удмуртов особое распространение получили ударяемые и соударяемые идиофоны: различные деревянные палки, кочерга, печная заслонка, колотушки, трещетки. Иногда в качестве ударяемых идиофонов использовались и предметы кухонной утвари - сковороды и кастрюли.

В традиционных обрядах ряженья "Портмаськон" удмуртов и "Шорык иол" ("Овечья нога") марийцев, кроме названных идиофонов, использова лись плётки, ремни, толстые кручёные верёвки. Собственно музыкальными инструментами их вряд ли можно назвать, однако звуки производимых ими ударов, дополняли шумовую атмосферу обрядового обхода домов.

Во время обрядового праздника марийцев "Шорык йол" хождение по дворам сопровождалось игрой на ударяемом идиофоне "пу барабан" ("деревянный барабан"). Такая игра у мари имела фиксированный ритм. Это подчеркивало динамику и императивный характер звучания "шумового ансамбля".

Активная роль ритмического начала выступала и в традиционном обряде удмуртов "Нуны сюан" ("Свадьба ребёнка"). В Алнашском районе Удмуртии и сегодня во время "Нуны сюан" игра на печной заслонке сопровождает песни и пляски.

Многие языческие моления в священных рощах марийцев и удмуртов в качестве непременного ритуала включали игру на кусле и крезе, струнно-щипковых инструментах, типологически родственных русским гуслям. Марийские кусле - это щипковый хордофон. Удмуртское название инструмента звучит иначе - крезь. У удмуртов существует два вида крезя. Первый из них - быдзым крезь ("великие гусли") - служил для сопровождения священных молений. Второй - бытовой крезь. Он выполнял несколько функций, сакральную (оберег жениха и невесты) и эстетическую (сопровождение пения и плясок во время свадебного обряда). Такое полифункциональное использование инструментов свойственно и для свадебной обрядности соседних поволжских народов - мари, мордве, чувашам.

Отметим полифункциональность использования самого термина "крезь". Помимо того, что словом "крезь" удмурты обозначают музыкальный инструмент вообще, гусли в частности, а также древний инструмент варган ("ымкрезь") и позднее - заимствованную гармонику, этим же словом завьяловские удмурты называют плясовые мелодии, исполняемые "под язык", т.е. без сопровождения музыкального инструмента. У северных удмуртов название "крезь" получают мелодии, текст которых состоит из различных асемантических выкриков, возгласов. Трудно сказать, является ли такая синкретическая нерасчлененность термина изначальной, либо в процессе бытования это слово объединило несколько значений.

Что касается марийского кусле, то по сохранившимся преданиям и легендам можно утверждать, что на кусле в XVI веке играли марийские военачальники и князья. Особо важную роль кусле несли во время религиозных обрядов, молений в священных рощах. Ритуальная функция кусле сохранялась вплоть до 80-х годов XX столетия.

Марийскому исследователю Т.Е Ефремову еще в начале прошлого столетия удалось зафиксировать около 50 гусельных мелодий, большинство из которых - наигрыши культового назначения. Этнографы XIX века А.Ф. Риттих и А. Фукс отмечают использование кусле на свадьбах, праздничных вечерах и гуляниях'.

В настоящее время традиционных исполнителей на удмуртском крезе и марийском кусле осталось очень мало. Традиции игры на этих инструментах сохранились только благодаря внедрению их изучения в программы специализированных школ и музыкальных училищ.

Самым распространенным музыкальным инструментом в традиционной культуре удмуртов и марийцев сегодня является гармонь ("арган" у удмуртов, или "марла гармонь" у мари). Она выполняет прежде всего прикладную функцию и используется как во время свадебного обряда, так и во время уличных гуляний.

Наряду с гармонистами в свадебном обряде мари ещё в конце XX века наиболее желаемыми гостями были шувырзо (волынщик) и тумырзо (барабанщик). От Шабер дина В. И. нами записано два наигрыша, которые с давних времён исполнялись во время свадебного обряда.

В современной органологии подавляющая часть исследований народной инструментальной традиции касается собственно функционирования и конструкции музыкальных инструментов. Сами инструментальные наигрыши пока действительно мало изучены, и их исследование является проблемой будущего, а на долю современных любителей традиционной инструментальной музыки остаётся счастье слышать её звучание.

аватар: Кэп

гусли и волынка

В рамках Дней Республики Марий Эл в Совете Федерации на выставке не обошли стороной и марийскую национальную культуру, точнее, музыкальную ее сторону.  

Среди других экспонатов на выставке на втором этаже здания Совета Федерации разместился стенд с марийскими народными музыкальными инструментами.

Его представлял Николай Смирнов из Национальной президентской школы искусств города Йошкар-Олы.

Он показал корреспонденту "Марийской правды", как звучат кюсле (марийские гусли) и еще один музыкальный инструмент под названием шувыр (марийская волынка).

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru