Моление восточных мари (эрвел мари) – деревня Калмаш

 Команда Кочующие - моление

 

Представляем вашему вниманию статью Елены Минилбаевой из Уфы:

 

Юмын йула – так называется марийская традиционная религия, которая и по сей день остается островком непознанного и таинственного, хотя она старше христианства и ислама на несколько тысяч лет. Даже специалисты затрудняются с ее определением в ряду мировых религий. Религию мари называли и языческой, и единобожием, и даже огнепоклонством.
 

Этим летом я отправилась в поездку в деревню Калмаш, чтобы своими глазами увидеть марийский религиозный обряд. Хотелось посмотреть на марийское моление в его естественном бытовании, в тех местах, где проведение марийских религиозных обрядов не прекращалось даже в годы Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. Именно здесь, на северо-западе Башкортостана, расселились мари, бежавшие в 17-18 вв. от насильственной христианизации и сохранившие обычаи и религию предков в первозданном виде (прим: следует отметить, что мари бежали не сколько от насильственной христианизации, а больше от произвола чиновников и непомерных налогов, а также следует добавить, что древняя вера  мари сохранилась и на территории Марий Эл…).
 

 

Моление – кюсо – проходило в день нарождения новой луны. По марийской традиционной религии обряды проводятся по лунному, а не по солнечному календарю.
Я была наслышана о карте – священнослужителе этих краев Шамрате Шамыкаеве - уже давно, и личное общение с ним только подтвердило мнение о нем, как о неординарном человеке. Священное знание обладает собственной силой. Проводник светлой энергии – юзо вий – сам должен быть искренним, честным, прямодушным человеком, только тогда его моление будет услышано богами. У мари не принято говорить о сбывшихся надеждах, но общая благодарность Шамрату наводила на мысли об исполнении чаяний участников молений. Свою роль сыграло также и личное приглашение этого уважаемого человека.

 

 

Красоту калтасинских предгорий не передать словами… Мало таких мест на земле, при виде которых хочется петь душой! Нежные пролески и аккуратные поля, покрытые утренней росой, сонные еще деревушки в мягком облаке зеленых садов – все вокруг дышит невинной чистотой свежего июльского утра. Автобус то ныряет в уютные долины, то взмывает на вершины холмов, и открывающиеся просторные дали заставляют замирать от восторга!

 

 

Аккуратная круглая священная роща – кюсото – расположена у подножия горы чуть поодаль деревенской околицы. Деревенские женщины – все в белых национальных одеждах. Белый цвет – цвет праздника, особенно ярко выделяется на фоне буйной зелени. У мари запрещена вырубка деревьев священной рощи. По преданиям, тех, кто осмелится нарушить этот запрет, ждет тяжкое божье наказание (прим: согласно марийским представлениям, не сами боги наказывают того человека, который осмелился осквернить рощу, а сколько сам человек, который по безумию своему рубит священные деревья, он сам себя отрывает от своей природы и разрушает связь с космосом, нарушает свою энергетику «Ю», вследствие этого человек и страдает: болеет и умирает…).

В глубине рощи тянет дымом жертвенного костра. Костров два. Один – жертвенный, второй – вспомогательный. У костров – онаенг Шамрат и специально назначенные помощники карта. Испокон веков из рода в род переходит не только звание карта, но и звание его помощников. Так обеспечивается преемственность священных знаний и точное исполнение обряда, где каждое движение и слово наполнено особым потаенным смыслом.
 

 

Происходящее на ровной, расчищенной поляне священнодействие напоминает мистерию. Предметы называются не обычными бытовыми, а иными словами. Поляна становится «столом» - «устел», молоко называется не «шёр», а «суво» - амброзией, огонь – не «тул», а «апа» - сестра. И сами молящиеся ощущают себя иначе – не зрителями, а участниками великого таинства.
 

Нас проводят по ходу солнца по краю поляны к высокой, ровной липе, которая в обряде становится «онапу» - священным деревом. Возле нее горит толстая восковая свеча. Липа опоясана лыком. На лыке – красные отметины. Это кровь жертвенной белой овцы, приобретенной на средства жителей деревни. Под липой разостланы полотенца. На полотенцах – подношения участников моления.

На кюсо принято приходить с блинами, завернутыми в чистое полотенце, круглой чашкой и ковриком для колен. Еще одно условие – чистой должна быть не только одежда, но и тело и мысли. Поэтому накануне все участники моются в бане, а в священной роще запрещено ругаться, думать о плохом, сквернословить, курить и пить спиртные напитки. Невольно вспоминаются слова русского ученого Н.П. Рычкова, писавшего о марийской религии в 1770 г.: «Сие есть лучшее из всех размышлений: ибо уподобляться своим предкам, сохранять их непорочные нравы похвально и для других народов».

 


 

Начинается моление обращением карта: Онаенг громким звучным голосом начинает молитву. Рядом стоят его помощники, участники – по краю поляны на войлочных молельных ковриках. Слова молитвы отдаются в глубине кусото, наполняя пространство особой энергетикой. Создается ощущение, что к этим словам прислушивается весь свет – ведь и молимся мы обо всех людях на свете. Еще раз поражаешься, насколько веротерпима марийская религия – в ней нет отвержения других религий, наоборот, ласковая забота обо всех народах, живущих рядом с мари, о счастье, о мире, об исполнении природного порядка. Это, наверное, самое большое отличие от остальных верований – у марийцев нет понятия наказания за веру в других богов. Марийская традиционная религия всеобъемлюща – человек здесь равнозначная часть единой гармоничной Вселенной, в которой нет разделения на христиан и мусульман, расы или нации. Легкая, светлая, наполненная оптимизмом и бесконечной терпимостью, желанием помочь человеку достойно прожить свою жизнь – только такая религия и смогла бы прожить тысячелетия, не обращая никого без его личного желания и не ставя целью многочисленностью оправдать грех насилия.

 


 

Торжественность и приподнятость моления в естественном храме – среди высоких, стройных деревьев подчеркивают столбы света, проступающие сквозь кроны деревьев. Кажется, что свет идет не от солнца, а наоборот, вверх от молящихся. Чувство родства от единодушного обращения к Великому Доброму Белому Богу наполняет сердце необыкновенной радостью и тихим трепетом. Преклонив колени, мы повторяем вслед за картом: «Аминь!»

По окончании молитвы карт освящает приношения, в специальных пиалах смешиваются по три кусочка от каждого приношения и мед. Помощники карта по одному проходят по солнцевороту и с молитвой выливают содержимое в огонь. Это – жертвоприношения богам второго порядка: богам семьи, богам земли и богам потустороннего мира. Затем из большого котла всем участникам раздают мясо жертвенной овцы, пробуют кашу, сваренную из муки, собранной от каждого двора. Кашу запиваем крепким ржаным квасом или бульоном. Женщины приносят освященные блины, меняясь блюдами, чтобы все попробовали выпечку разных хозяек.

Все косточки собираются в отдельную посуду и сжигаются во вспомогательном костре. В огонь отправляется и белоснежная шкура жертвенной овцы – на поляне должна остаться первозданная чистота.

Наступает час личных молений. Участники берут на руки полотенце или салфетку и с нее выкладывают в специальную коробочку «надыр» денежные приношения. Кладут и мелочь, и бумажные деньги - по 10, 100 и 500 рублей. Просят карта помолиться специально за кого-то из членов семьи или за весь род сразу. Молясь, карт просит назвать детей и членов семьи поименно. Все происходит возле онапу, где во время моления горит свеча. Красивое осанистое лицо карта светится вдохновением, и не верится, что этому человеку уже больше 75 лет.

 

Получив благословение карта, участники отходят в сторонку и вполголоса делятся впечатлениями. «Веришь – нет, а как он заговорил, меня словно пот прошиб», - говорит одна из женщин. Вторая подхватывает: «Не говори, у моей снохи после моления радикулит как рукой сняло».

После последней реплики многие участники спешат поделиться случаями неожиданного выздоровления родных или разрешения каких-либо житейских проблем, свидетелями которых они стали после молений.

«Шамрату – дано!», - заключают они многозначительно. Стоит ли говорить, что после моления и мы почувствовали в себе самые положительные изменения, и попутная машина нам попалась сразу же, и довезла нас в соседний район до самого дома! Повезло? Как знать, как знать.

Финальным же аккордом моления стал густой освежающий ливень, пронесшийся над Калмашем. Добрый дождь означает добрый урожай. Хвала тебе, земля предков, где мы можем прикоснуться к великой тайне религии, в которой каждый человек не слуга, не раб, а часть доброй и гармоничной Вселенной!

 

 

Источник: 
         
Корр. АНН Елена Минилбаева.

http://finno-ugric-publications.com/

Автор фото д. Калмаш:  Марисанка.

 

 

 
ВложениеРазмер
Моление восточных мари (эрвел мари) – деревня Калмаш320.6 КБ
Моление восточных мари (эрвел мари) – деревня Калмаш488.8 КБ
Моление восточных мари (эрвел мари) – деревня Калмаш372.7 КБ
эрвел мари509.15 КБ
Моление восточных мари573.16 КБ
Моление восточных мари (эрвел мари) 689.12 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru