Село Хотня, усадьба Перцевых

Село в Арском районе, на реке Хотня, в 27 км к северу от города Арск. 
Ранее село Хотня обладало другим названием — Русский Боклауш, что относится к названию деревни Татарский Боклауш (по-другому Ак-Чишма), расположенной у истока реки Хотня. Известнее период, когда деревня, наравне с церковью, именовалась «Петропавловской». Помещиков красота природы села поражала настолько, что они называли его «Аркадием», то есть «райским уголком». Однако населению известно, прежде всего, название «Русский Боклауш».
  

 
Село Хотня, как гласит некое предание, приобрело своё название из-за проживания татар и русских в одном месте. Речь друг друга эти народы не понимали, а татарам русский язык и вовсе казался смешным. Это привело к тому, что татары стали называться среди русских «хохотня». Первый слог со временем пропал, отсюда и произошло название деревни «Хотня». Именно это наименование, начиная с советского периода, значится во всех официальных документах.
 
С 1871 года приходским священником Сосунцовым в селе открывается школа. При поддержке Перцовых в 1879 году её переводят в ведомство земства. Перцовы владели в Хотне во 2 половине XIX века винокуренным заводом, предприятием по производству муки для пивоварения, водяной мельницей, что расположена на речке Хотня. 
Функционировали в селе магазины, рюмочная. Вторник считался базарным днём. С 1908 года в селе зарегистрирована земская больница и кирпичный завод. Хотня в советские времена из-за политической неразберихи переживает серьёзные потери, а к концу XX века и вовсе находится на грани исчезновения.
   
ИСТОРИЯ СЕЛА
На 2010 год - 11 жителей (русские, татары).
Основано в начале 19 века помещиком П.А. Перцевым. В дореволюционных источниках упоминается также как Петропавловское, Урус-Баклауш, Аркадия. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, тканием холста. 
В начале 20 века здесь функционировали Петропавловская церковь (построена в 1830 году - памятник архитектуры), земские школа (открыта в 1870 году) и больница, винокуренный и кирпичный заводы, 3 мелочные лавки, базар по вторникам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 535,6 десятины.

До 1920 года село входило в Ново-Кишитскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона Татарской АССР. 
С 10.08.1930 года в Арском, с 10.02.1935 года в Кзыл-Юлском, с 18.07.1956 года в Тукаевском, с 01.02.1963 года в Арском районах. 
Число жителей: в 1859 году - 348, в 1897 году - 541, в 1908 году - 485, в 1920 году - 545, в 1926 году - 728, в 1938 году - 504, в 1949 году - 261, в 1958 году - 377, в 1970 году - 283, в 1979 году - 96, в 1989 году - 37, в 2002 году - 11 человек.
   


 ЛЕГЕНДЫ СЕЛА И ИСТОЧНИКА
Существует одна красивая и немного грустная легенда. Согласно ей, некая молодая женщина однажды родила дочку. Но семья не спешила раскрывать объятья новому члену семьи, так как девочка была незаконнорожденной. Женщине ничего не оставалось, как уйти в лес, а именно на правый берег реки. Там, положив свою дочку на землю, молодая мать очень долго проливала горькие слёзы.
Она и не заметила, как девочка её превратилась в дерево, которое затем стало расти. У подножья деревца расположился чудотворный родник «Изгелэр чишмэсе», что переводится как «Святой источник». Жители ближайших деревень хорошо знали об этом необычайном явлении, стекаясь к нему от мала до велика для лечения.

Село Хотня располагается вблизи серверной границы Арского района, вдали от больших дорог. Именно здесь, в глубинах соснового леса, в 50 км от Арска и 120 км от Казани, находятся мини-цеха, в которых производится Хотнинская серебряная природная питьевая вода 1 категории.
  


Основание «райского села»
Целых два прошедших века село Хотня являлось неизвестным русским островком. Основателем его был Перцов Пётр Алексеевич, дворянин Воронежской губернии. Он начинал свою карьеру в царской армии сначала с унтер-офицера, затем корнета, после чего в 1801 году в звании поручика вышел в отставку.
По одной из версий, Перцов выиграл в карты 12 семей, после чего поселил их в одно село. Ему принадлежали множество земель в уезде, но более всего полюбился далёкий уголок посреди лесного мира. Там Пётр Алексеевич и основал свою усадьбу.
  


Великолепный храм как памятник архитектуры
Пётр Перцов (1778–1830), выкупивший землю у казны, выступал за строительство прихода и храма. В итоге в 1830 году в Хотне была построена большая каменная Петропавловская церковь, своеобразная по архитектурному облику. Дизайн этого великолепия был в точности скопирован с Никольского храма города Ниццы во Франции. В целом, церкви присущ стиль позднего классицизма с элементами ампира. Проект храма был составлен архитектором Пятницким.
Церковь, кроме восточной стороны, со всех остальных трёх окружена четырёхколонными портиками. Для главного входа характерна высокая глубокая арка. В состав церкви входила, построенная отдельно, трёхъярусная каменная колокольня. До наших дней, увы, она не сохранилась. Основное здание церкви, за исключением верхней части, потолков и пола, что ликвидировались во время пожара 1970 года, существует до сих пор. Более того, благодаря своей уникальной конструкции, данное сооружение 1-й половины XIX века внесено в список архитектурных исторических памятников местности.


 
Постройка церкви пришлась на вторую половину 20-х годов 19 века. П.А. Перцов, скончавшийся в 1830 году, почти успел застать чудо-творение, которое было почти построено, только не освящено. Уже с 1830–1840 годов предпринимались первые попытки разрушения церкви в виде сожжения и подрыва динамитом. Однако злоумышленникам не удалось осуществить своё чёрное дело, так как стены, благодаря наличию яичного белка в составе, оказались на удивление крепкими.

Что касается прихода, то он был очень маленьким, существуя лишь на пожертвования помещиков. Долгие годы покровителем храма являлся Эраст Петрович Перцов (1804–1873), поэт-сатирик и общественный деятель. После смерти Э.П. Перцова приход закрывается, а затем восстанавливается только в 1897 году.
Настоящей реликвией из тех, что хранятся в храме, можно назвать ценную икону Святителя Тихона Воронежского. Всё началось с того, что Епископом Тихоном (1724–1798), иначе говоря, Тимофеем Соколовым свой портрет был преподнесён бабушке Э.П. Перцова, купчихе Наталье Бородиной из Воронежа. По прошествии лет Тихона канонизировали, значит, портрет его автоматически становился иконой и предметом почитания.
  


Таинственное захоронение
Данная усадьба является местом захоронения П.А.Перцова и всей его родни. Сама по себе могила Перцова окутана тайной. Как можно узнать из рассказов Л.И.Селиверстова, она обладала значительными размерами, с кирпичным потолком или стенами, и рассчитана на 6 табутов (гробов). Вход в могилу закрывался массивной чугунной плитой.
Многие делали попытки отыскать в этих захоронениях сокровища, однако, их усилия были тщетными. В 70-е годы были проложены потайные ходы, ведущие от церкви до дома Перцова. Ныне их зарыли, и того, где находились входы в потайные ходы, равно как и выходы из них, никто и никогда уже не узнает.
 
Культура и судьбы
Библиотека Казанского Федерального Университета хранит около 70 наименований печатных изданий, что были созданы представителями различных поколений Перцовых. Они относились к таким областям как наука, искусство, литература, хозяйственные отрасли. История села Хотни, которой насчитывается уже два столетия, также сохранила следы видных дворян и других династий: Лыковы, Есиповы и так далее.
Согласно опыту европейских государств в современности давно замечено, что привлекать туристов в строения и архитектурные памятники подобного рода является делом, которое весьма положительно сказывается как на развитии села с его жителями, так и на экономике края в целом.
Можно отметить и ещё одну судьбу, неразрывно связанную с историей деревни. Как уже было сказано, в 60–70-е годы здесь располагалась больница, которая затем была переквалифицирована в санаторий, предназначенный для детей, больных туберкулезом. Главврачом был Николай Константинович Радосский. Для того чтобы больным легче дышалось, в 1967 году по инициативе руководителя были посажены сосны, нынче достигшие значительной высоты. Известно и то, что Н.К. Радосский являлся отличным хирургом. Во время Великой Отечественной войны, находясь в плену у фашистов, он работал в военном госпитале и производил операции немецким солдатам. В целом, главврачу удалось дожить до 80 лет, но после окончания работы санатория о нём ничего более не было известно.

 
Чудесное возрождение
Возрождению деревни Хотня во многом способствовала деятельность предпринимателя Аскарова Ванилы Вакиловича, уроженца этих мест. Однажды он решил отправить воду в Москву на экспертизу. Достаточно быстро пришла приятная весть о том, что вода-то, оказывается, целебная! Природные показатели минерализации просто идеальны. Это касается содержания серебра, кальция, магния и прочих главных минералов для здоровья человека, а также вкуса — приятного и мягкого, что нынче большая редкость.
В итоге Ванил Вакилович загорелся перспективной идеей относительно того, чтобы довести эту целебную воду до всех. Под его руководством пробурили скважину, а затем построили цеха. Был обустроен и сам родник, к которому проложили мощёную тропинку.
В настоящее время люди употребляют воду «Хотнинская серебряная» в различных тарах. И при этом мало кто задумывается о том, что путь минеральной воды на поверхность составляет вплоть до десятков километров! Воды эти, сохраняя первозданную чистоту, веками хранились глубоко под землёй. Глубина водоносных пластов составляет более 1 км.
Минеральная вода способна сохранять свои наиболее полезные природные свойства только в том случае, если правильно организована её добыча, процесс розлива по бутылкам, хранение и доставка потребителям. Это, без сомнения, сложная задача, но вполне посильная для профессионалов. Истинным доказательством этого утверждения является вода «Хотнинская серебряная».
 
ООО «Хотнинская серебряная» — это сочетание современного производства с научным подходом относительно эксплуатации природных ресурсов. В воде сохранены микроэлементы и минералы абсолютно все до единого. Содержание различных микроэлементов и их групп соответствует всем стандартам и нормам, что применяются к минеральным питьевым, лечебным, лечебно-столовым и минерально-питьевым водам. Продукция проходит тщательную проверку в специальных лабораториях перед тем, как попадёт на прилавки. Именно поэтому в итоге потребитель получает воду «Хотнинскую серебряную» именно в том виде, какой она дарована природой.
 
  
ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕЛО ХОТНЯ
До села Хотня, что расположено в Арском районе, практически нет нормальной дороги, а если бы здесь не разместился цех розлива воды «Хотнинская», то дороги бы не было вообще никакой
В селе осталось несколько покошенных, но ещё жилых домов, здешние люди рады налаженному производству воды, так раньше, по весне, в магазин приходилось добираться в болотных сапогах.

Сейчас Хотня — это не только красивые места и пейзажи, но еще и маленький центр исторических событий и сохранившихся памятников истории под открытым небом.
 
В селе Хотня когда-то располагалась усадьба Перцевых. Перцев в 1799 году участвовал в сражениях с Французами, а 1801 году ушел в отставку в чине поручика
 
В 1811 семья переехала в Казань, где Петр Алексеевич приобретает у казны земли в 90 верстах от Казани и основывает село Хотня
Одна из легенд гласит о том, что Перцов проезжал около родника у реки Хотня и заболел, а вылечился водой из родника, после чего и основал на этом месте село
Надо отметить, что родников тут очень много, каждый из которых лечит из разных недугов
Например, есть глазной родник, промывая в нем глаза можно поправить зрение


  
Непонятная арочная конструкция "украшает" источник. Можно предположить, что это замурованный подземный ход к роднику, который копали крепостные Перцева
 Выложенный камнями ручей стекает по руслу в озеро
 
Есть легенда, что в земле похоронен великий святой, из могилы которого бьет ручей. Сам завод по производству воды планируют расширять и перестраивать
 Перцовы основали кирпичную Петропавловскую церковь, которая по неосторожности была сожжена студентами приехавшими на полевые работы в село
 
Приход получился очень маленьким, его существование обеспечивалось лишь пожертвованиями помещиков. Многие годы покровителем храма был известный поэт-сатирик, общественный деятель Эраст Петрович Перцов. Вскоре после смерти Эраста приход был закрыт и восстановлен лишь в 1897 году
 В храме хранилась ценная реликвия - икона Святителя Тихона Воронежского. Епископ Тихон подарил свой портрет воронежской купчихе Наталье Бородиной, бабушке Эраста. В 1861 г. Тихон был канонизирован, и его портрет, ставший иконой, превратился в предмет почитания
 
По данным историка Е. В. Липакова, церковь является копией Никольского храма в Ницце. По материалам В. В. Егерева, проект церкви составлен архитектором Петром Пятницким
 В конце 19 века Перцовы продают свое имение. Впоследствии в доме расположилась земская больница. По словам жителей, дом в конце концов был разобран
Сейчас идут споры о остатках церкви. Кто-то говорит, что это останки усадьбы, кто-то утверждает, что это останки церкви. Внешний осмотр дает понять, что это здание с небольшим количеством окон и внутренняя планировка напоминает храм.
        


   В СЕЛЕ ХОТНЯ ОСВЯЩЕНА ЧАСОВНЯ
В сентябре 2016 года в селе Хотня Арского района Республики Татарстан состоялось открытие и освящение часовни в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, расположенной напротив одноименного полуразрушенного храма.
Деревня Хотня (Русский Боклауш), со всех сторон окруженная татарскими деревнями, создавалась как дворянская усадьба. Ее основал воронежский дворянин, унтер-офицер, впоследствии корнет царской армии Петр Перцов, в 1801 году в звании поручика вышедший в отставку. В 1930 году он построил в Хотне Петропавловскую церковь. А до того, как появилось русское село, на этом месте находился хорошо известный в округе родник, вода которого была богата серебром и имела целебные свойства. Люди называли его Святым источником. Сюда с надеждой на исцеление приезжали из дальних краев.
В советский период деревня была на грани исчезновения. В 1970 году пожар уничтожил верхнюю часть церкви, пол и потолок. В годы, когда все, что было связано со святыми местами, было запрещено, дорогу к роднику с серебряной водой забыли.

К счастью, уроженец Старого Кишита Ваниль Аскаров и его коллеги пробурили здесь артезианскую скважину и открыли предприятие по производству минеральной воды. В деревню проложили дорогу. А выходец из села Симетбаш Арского района, инициатор многих добрых начинаний, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, генеральный директор акционерного общества «Таттелеком» Лутфулла Шафигуллин и его единомышленники вдохнули в деревню Хотня новую жизнь. Несколько лет назад церковь начали реставрировать. Заменили кровлю, установили двери и окна. Святой родник преобразился до неузнаваемости. Были установлены удобные лестницы и оборудованы места для забора воды. На реке появился пруд как во времена Перцовых. Для желающих сделали места для купания, посадили цветы и зелень.
И это еще не все. В нынешнем году работники Арского ЗУЭС около православного храма построили часовню, а рядом с тропинкой на родник — молельню для мусульман.
Чин освящения часовни совершил благочинный Пестречинского округа иерей Павел Кириллов. Ему сослужили иеромонах Василиск (Шумилов) и иерей Сергий Семенов. На богослужении присутствовали мухтасиб Арского района Раиль хазрат Гилязов, заместитель руководителя районного исполнительного комитета Рамиль Гарифзянов, благотворители и верующие села.
После освящения отец Павел обратился к присутствующим с приветственным словом, поздравив их со столь знаменательным для поселения событием. Священнослужитель рассказал им о жизни апостолов Петра и Павла и об их проповеди Христа. Также благочинный от имени духовенства и местных верующих выразил искреннюю благодарность всем, кто восстанавливает и благоукрашает святое место.
  
 ИСТОРИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ И УСАДЬБЫ
 История храма
Небольшой каменный храм нетрадиционной композиции и декора, не позволяющих отнести его к какому-либо стилю. Находится в аварийном состоянии. Утрачена отдельно стоящая колокольня.
Основатель Аркадии Петр Алексеевич Перцов, купивший землю у казны и переселивший сюда своих воронежских крестьян, выступил инициатором создания прихода и строителем храма. Церковь была заложена Петром Алексеевичем, но сам он умер в начале 1830 года, какой-то месяц не дожив до освящения храма.
Приход получился очень маленьким, его существование обеспечивалось лишь пожертвованиями помещиков. Многие годы покровителем храма был известный поэт-сатирик, общественный деятель Эраст Петрович Перцов(1804-1873). Вскоре после смерти Э.П. Перцова приход был закрыт и восстановлен лишь в 1897 году.
После 1917 года церковь была закрыта. В ней сделали второй этаж, и там обосновался детский дом, позже сменившийся клубом пионерского лагеря, расположенного в постройках усадьбы. В 1978 году из-за оставленной без присмотра электроплитки в церкви возник пожар, после которого, вероятно пионерский лагерь прекратил свое существование. В настоящее время сохранилась только церковь. Вернее, от нее остались только стены - без росписей, даже без штукатурки. На горелой земле внутри церкви растут деревья.
  
***
Об уникальности хотнинской церкви подчеркнуто в работе доктора архитекторы В.В. Егерева «Казанские архитекторы второй половины XVIII и первой половины XIX вв»:
«В пределах Казанского уезда … нет ни одного храма, примечательного в художественно-архитектурном отношении, кроме храма и ее колокольни в далекой Хотне, построенные из кирпича, поражают своей стильностью и своеобразием своего архитектурного облика…, в котором есть какое-то отдаленное сходство с образцами древне-восточного зодчества – с храмами в скалах нильской долины. Впечатление довольно неожиданное и необычное для русской деревенской церкви».
Церковь стоит на большом участке, пестреющем всеми цветами дикой флоры, огороженным деревянной на каменном цоколе сквозной оградой с железными пиками. По линии фасада церковного участка высилась двухэтажная колокольня, от которой к храму вел каменный плитовой тротуар. За храмом со стороны алтаря было расположено семейное кладбище со склепом. Большая железная плита одного из надгробий закрывала, как рассказывают, спуск в подземный склеп. Церковь, с трех сторон обрамленная высокими с колоннами папертями, каменная, оштукатуренная, была окрашена снаружи, как и колокольня, желтой краской, а колонны и архитектурные украшения – белые. Внутри храм был украшен темно-кубовым колером, купол – голубой с белыми звездочками. Над входом в храм были устроены темные хоры.
 
Об убранстве церкви описано в воспоминаниях П.Н. Перцова «Семейных архив Перцовых»:
«Икон в храме не много, все они, как и весь иконостас и хоругвей – художественно-живописные, без металлических окладов. Отсутствие в храме металлических покровов икон и хоругвей, излишка подсвечников и лампад, кратко сказать, отсутствие шаблона в убранстве храма, придавали ему особую серьезность и стиль и делали храм – своим, близким, родным…».
 
Опыт натурного обследования усадьбы Перцовых в селе Хотня Арского района
В литературе не раз упоминается про Петропавловскую церковь в стиле александровского ампира с колокольней в селе Хотня. По данным историка Е.В. Липакова, церковь является копией Никольского храма в Ницце. По материалам В.В. Егерева, проект церкви составлен архитектором Петром Пятницким. «Справочная книга Казанской епархии» указывает, что построен храм в 1830 году на средства помещика Петра Перцова. Существует и историческое описание церкви как части усадьбы в упомянутой статье Перцова.
Из строений усадьбы больше всего сохранилось только одно. Жители указывают, что это и есть упомянутая церковь, многие помнят даже ее внутреннее убранство и разрушенную позже колокольню. Рассказывают также и о нелепом пожаре 1970-х годов, уничтожившем все деревянные конструкции и внутреннюю штукатурку.

Строение действительно многим похоже на церковь: малым числом окон (только нижний ряд), симметричным по внутреннему пространству расположением крюков в стенах (для икон), свидетельствами сводчатого потолка. Позади здания расположено небольшое семейное кладбище Перцовых.
Вместе с тем было выяснено, что «церковь» ориентирована на северо-восток, что противоречит канонам и в этой ситуации малопонятно. Кроме того, обнаружились существенные разногласия между историческим описанием церкви и тем, что мы могли наблюдать.
Так, Перцов пишет о «правильно-четырехугольном», т.е. квадратном плане. Обмеры показали, что здание вытянутое. Далее упоминается о портиках со всех четырех сторон сооружения, мы же видим, что один из фасадов плоский. В описании также говорится о широком постаменте паперти со ступенями. Мы не обнаружили ни паперти, ни ступеней. Одним словом, вопрос о происхождении постройки все еще остается открытым.

           

Где находится, как доехать:
Родник расположен в Арском районе недалеко от деревни «Хотня» и носит название «Хотнинский источник». Деревня находится в восточной части Арского района, на границе с районом Балтасинским. 
Окружает ее густой лес с многочисленными земляничными полянами. В центре деревни есть луг, на котором цветут полевые герани, лютики, ромашки. В восточной части деревни протекает речка Кня. Ее правый берег – пологий, левый – крутой, на нем есть источник. Вода сохраняет в себе все минералы и микроэлементы.

 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://hotninskaya.ru/
Арский район РТ.
Фото Никиты Перфильева.
https://www.kazan.kp.ru/daily/26401.4/3277176/
Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862. 
http://www.tatmitropolia.ru/

   

ВложениеРазмер
Hotnya (2).jpg392.21 КБ
Hotnya (3).jpg341.92 КБ
Hotnya (4).jpg378.84 КБ
Hotnya (5).jpg446.61 КБ
Hotnya (7).jpg397.56 КБ
Hotnya (8).jpg366.68 КБ
Hotnya (9).jpg306.77 КБ
аватар: ИльсурН

хорошее место!

Замечательная статья, это ведь достаточно близко к Казани - а там я не был, стоит съездить и все посмотреть, столько интересного на одном месте.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru