Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

священная роща

Марийцы Республики Башкортостан провели 10 августа (2013г.) моление в общемарийской священной роще Султан-Керемет, расположенной в Мишкинском районе, между деревнями Тынбаево и Большесухоязово.
Долгие годы в роще традиционно проводились лишь семейно-родовые моления. В этом году активистами было принято решение провести массовое моление с участием представителей всех районов компактного проживания народа мари в Башкортостане, а также гостей из Свердловской области и Пермского края, республик Татарстан, Удмуртия, Марий Эл и т.д. Организаторы надеются, что проведение таких молений также будет способствовать укреплению нравственности, традиций и объединит марийцев, раскиданных по районам Башкирии.

 

                                   в   Султан Керемети

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

С 2012 года активистами осуществлялся сбор добровольных пожертвований для облагораживания священного места - были проведены субботники по расчистке территории, установлена железная ограда и памятный камень. Люди живо откликнулись на призыв и каждый вносил свою посильную лепту в общее дело возрождения духовности и объединения.
В тот же день в райцентре Калтасы Республики Башкортостан в рамках целевой программы "Культура России 2012-2013 годы" состоялся III Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандыра» («Серебряная веревочка») с участием фольклорных коллективов мари и просто желающих из республик Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, Пермского края, Свердловской, Кировской областей и других регионов РФ.

                                                священная роща Султан-Керемет

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Старейшее марийское  святилище (священной рощи) «Сурт тумер (Султан керемет)». Историко-культурный центр «Султан керемет (Сурт тумер)» представляет собой эколого-музейный комплекс. 
Его составными частями выступают:   действующее святилище;    музейное помещение; макеты культовых и хозяйственных построек, отражающих особенности быта и верований марийского населения в XVI - XIX вв.

                                                марийская   деревня Тынбаево

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Деревня Тынбаево
Тынбаево (башк. Тымбай) — деревня в Мишкинском районе Башкортостана, относится к Тынбаевскому сельсовету. 
Население на 1 января 2009 года составляло 462 человек.
Почтовый индекс — 452352, код ОКАТО — 80243865001.

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Динамика населения:
Общие демографические показатели
Всё население    
2002      2009    
517       462    
Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — марийцы (98%).

                                               марийский праздник

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Географическое положение
Расстояние до:
районного центра (Мишкино): 43 км
ближайшей ж/д станции («Загородная» г. Уфа): 112 км.

 

Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево

Муниципальное образование:              сельское поселение Тынбаевский сельсовет (центр муниципального образования)
Входит в:              Мишкинский район
Субъект Федерации:              Республика Башкортостан 

Координаты:          
    55°36'04'' с.ш.    55°27'27'' в.д. 
Телефонный код:              +7 347 49 

 

 

                            Султан-Керемет

Марийские верования в Башкирии
Подавляющая число мигрантов из Поволжья в Башкортостан была язычниками. Это мари, мордва, удмурты, чуваши. Мир, по представлениям язычников, разделен на 3 осн. зоны: верхняя (небо с Полярной звездой в ц.), средняя (земля, окруженная водами океана), нижняя (загробный мир холода и мрака). Мировой осью служит дерево или гора. Верховный бог и высшие божества - обитатели верхней зоны, второстепенные и бол-во духов - средней, силы зла - нижней. 
Напр., в марийском язычестве к высшим богам причислялись: Туня-юмо, управляющий ветрами и облаками, Ош-кече-кугу-юмо - солнца и света, Кава-юмо - неба, Меркугу-юмо - покровитель людей и Кудырчы-юмо - урожая, дом. ж-ных, он же гл. борец со злыми духами. Меньшим почитанием пользовались божества: Ужара (заря), Тылызе (луна), Шудыр-шамьи (звезды) и др. Злых духов загробного мира (бога смерти Азырен и др.) возглавлял его владыка Киямат. Ряд духов был в подчинении у бога Кугурака (Кугуен) - покровителя мари. Отд. явления природы олицетворяли духов-матерей (ава): воды - Вют-ава, солнца - Кече-ава (одновр. покровительница семьи), ветра - Мардеж-ава. Почитались священные деревья (липа, береза, дуб), личное дерево (люмдымопу), тотем деревни - шукум и гр. деревень - мир кюсе. 

 

              карт в Султан Керемети


Язычники-переселенцы на протяжении неск. столетий подвергались давлению со стороны христианства и ислама. К 1917 были крещены: мордва - вся, чуваши - 92%, удмурты - 8,9%, вост. марийцы - 4,7%. Следы исламского влияния отразились в ряде обрядов марийских язычников (вера в пьямбора - пророка; начальное слово, произносимое жрецами при обрядах: Бисмилла, кугу-юмо ; поминки по умершим на 40-й день после погребения и т.д.). 
Языческие обряды и обычаи наименее затронуты христианизацией у мари. В 20-60-е гг. 20 в. они активно отмечали осн. языческие праздники Кую-кюсе , Шошоала - пайрэм (завершение вспашки весной) и др. Центром марийского Я. в респ. являлись Мишкинский р-н (дд.Чураево, Большесухоязово, где находится общемарийская священная роща Султан Керемет , Тынбаево, Букленды, Баймурзино, Кайраково, Кемеево, Староарзаматово), а также дд. в Калтасинском, Балтачевском р-нах. По данным 1972 в респ. насчитывалось 8 священных рощ и 25 нелегальных религ. гр., которым было отказано в регистрации. В нач. 90-х гг. инициативная гр. марийских язычников получила возможность легально совершать свои обряды.

                                            моление восточных мари

Султан керемет
Кугу Юмо пребывает в своем небесном доме на золотом престоле, откуда ему видны все дела людей. В былые времена, когда открывались небесные ворота, он являлся людям сидящим на облаках и играющим на гуслях - вот тогда ему и молились. В семью высшего бога входили Юман-ава - «Мать бога» (или Шочын-ава, «Дающая рождение»), покровительница рождений и свадеб; у Кугу Юмо был и сын по имени Эрге-Пугощ-юмо (он предопределял, у кого родится мальчик). Верховный бог стоял во главе целой иерархии небесных существ, представления о которой сложились у марийцев под влиянием ислама и христианства. Имена «юмо» («небо») и «кугу-юмо» стали обозначать всякого бога вообще, К высшим богам причислялись: Туня-юмо, бог всего сущего, также управляющий ветрами и облаками; Ош-кече-кугу-юмо, «белый» бог солнца и света;. Кава-юмо, бог небосвода; Мэр-кугу-юмо, покровитель людей, Пурышо-юмо, предопределитель судьбы; Сакче-юмо, бог-хранитель. Волгенче-юмо был богом молнии, а Кудырчоюмо - громовником, побивающим злых духов, защитником урожая, человека и скота.Рассказывают, будто гром происходит оттого, что Юмо скатывает с неба камни. Такие камни, падающие на землю, называют «молниевыми камнями»: их можно потушить молоком, а не водой.

                                          моление восточных мари

Богов насчитывалось 77: столько же было на земле языков и народов, целебных трав, перечисляемых в заговорах, и т. п. Священное число 77 было общим для марийцев, удмуртов, мордвы, обских угров и венгров. Оно восходит к космогоническим символам: четыре стороны света и три яруса Вселенной дают число 7, семи дневной была лунная неделя. Считалось, что по 7 богов покровительствует хлебу, пашне и пчеловодству.

В услужении у высших богов находился целый штат духов, сформировавшийся под влиянием ислама и государственных традиций Золотой Орды и Казанского ханства: недаром одним из наиболее почитаемых духов (и святилищ) был Султан-керемет, носивший тюркский царский титул. Духи пиямбар были посланниками богов; суксо или сакче - ангелами-хранителями; пурышо или пуйыршо предопределяли человеческие судьбы (все эти термины в основном тюркского происхождения). Витнызе (также от волжско-болгарского слова «писарь») или алак (Аляк-инмар был известен и удмуртам) сообщали обо всем, что творится на земле, и были посредниками между богами и людьми при жертвоприношениях.

                                    окрестности священной рощи

 

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

 Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!

Общественный быт и обряды марийского народа - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!

Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

Предания и легенды про Овду - тут!

История и археология ветлужских марийцев - тут!

Легенда про марийского князя Болтуша - тут!

Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!

Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!

Марийский национальный костюм - тут!

Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!

Марийский эпос Юпу - Дерево  богов - тут!

 

________________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
http://old.ddnrb.ru/
http://finugor.ru/
http://tunbaevoschool.ucoz.ru/
http://www.panoramio.com/
http://pagandom.ru/yazychestvo/

ВложениеРазмер
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево43.27 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево48.81 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево61.53 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево34.92 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево50.15 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет56.01 КБ
деревня Тынбаево104.87 КБ
Марийская священная роща Султан-Керемет, деревня Тынбаево69.17 КБ
sultan_keremet (8).jpg108.37 КБ
sultan_keremet (9).jpg49.52 КБ
sultan_keremet (10).jpg62.43 КБ

Комментарии

Никакого отношения прямого

Никакого отношения прямого отношения Султан Керемет к деревне Тынбаево, а тем более к Атело султану не имеет. Атело султан это вымышленный придуманный персонаж одним из одиозных жителей тынбыево и просто легенда существующая только у жителей тынбаево, не потверждается больше никакими легендами марийцев близлежащих деревень и тем более историческими источниками.
Многие века практический для всех близлежащих марийцев культовым центром являлась деревня Большой Сухояз с историей которого и связана роща Султан Керемет, но самым главным культовым местом всегда оставалась КУСО ОТО которая находилась не далеко на берегу реки Кынгыр, от этого Кусо Ото примерно в 200 метрах находилась одна из выселок деревни Большой Сухояз, что подверждается картами времен генерального межевания, жители всех деревень собирались где проводились самые главные моления для марийцев, что тоже подверждается источниками.

Отправить комментарий