Симбирско-Карсунская засечная черта

Симбирская черта — оборонительная укреплённая линия (Засечная черта) для прикрытия юго-восточной границы Русского царства.
Симбирская черта строилась в период с 1648 по 1654 год. Состояла из Симбирского и Карсунского участков. Проходила через Карсун, Сурский острог, Нижний Ломов, Верхний Ломов, Тамбов, Козлов. В районе Козлова соединялась с Белгородской чертой.
 

 
Симбирская черта состояла в лесных районах из засек, а на открытых пространствах из земляного вала и рва перед ним (местами был установлен частокол).
На самых важных направлениях были построены сторожевые башни, крепости, прочие укрепления.
В середине XVII века черту обороняли казаки общей численностью до 15 тысяч человек. К началу 18 века потеряла своё значение в связи с расширением границ Российского государства. Часть прежней функции "южной границы" России перешла к Царицынской сторожевой линии.


  

История Симбирска начинается со строительства Симбирско-Карсунской засечной черты.
Она стала не только надежной защитой русских границ, но и отправной точкой создания и развития сел и городов на Симбирской — Ульяновской земле.
В начале XVII века южные и восточные границы Московского государства постоянно подвергались разорительным набегам кочевников, в частности калмыков, ногайцев, башкир. Грабили и уводили обозы с товаром, захватывали в плен русских людей. По подсчетам современных историков, в течение первой половины XVII века было угнано для продажи на невольничьих рынках Крыма и Турции не менее 200 тысяч русских людей. И тогда было принято решение о строительстве системы оборонительных валов и засек. Строительство отечественной «китайской стены» началось с 1636 года при царе Михаиле Федоровиче.
Когда на российский трон взошел Алексей Михайлович Романов, освоение Среднего Поволжья резко активизировалось. Нужно было создать хорошие оборонительные сооружения, для чего города-крепости соединялись засечной оборонительной линией, на которой была четко организована подвижная сторожевая служба. Засечная линия представляла собой ров глубиной до 6-8 метров, вдоль рва насыпался земляной вал. 
Земляной вал укреплялся «тарасами» — деревянными ящиками, в которые засыпалась земля, и заостренными дубовыми бревнами. Через небольшие расстояния ставились башни, на которых устанавливались чаны с хворостом и смолой, которые за-жигались в случае подхода врага к российским землям. В лесных массивах строились «засеки» из срубленных деревьев полосой 80-200 метров.
Ключевой фигурой организации строительства крепостей и оборонительных валов стал молодой воевода, один из лучших военных строителей того времени, Богдан Матвеевич Хитрово.

                                         памятник Богдану Хитрово в Карсуне                                          

В 1646 году Хитрово назначают воеводой в Темников, он обводит земляным валом город Керенск. Керенская засечная черта через Верхний и Нижний Ломов, а также Инсар соединяется с Атемарской засечной чертой. От Атемара Б. Хитрово возводит укрепления засечной черты, которая направляется к реке Суре, и в 1647 г. он строит на реке Барыш город-крепость Карсун.
В 1847 г. в Карсун из Курмыша для строительства и вечного поселения переселяют пушкарей и зачинщиков с их семьями, а в 1848 г. поселяют 435 служилых татар с семьями.
Рядом с Карсуном расположились три слободы: Казачья и Стрелецкая на реке Карсунке, Пушкарская по реке Барыш.
За умелую организацию строительства засечных черт, «за Керенскую службу, за городовое и засечное строение… да за Карсунскую службу, за городовое и засечное строение» в 1647 г. Богдан Хитрово был пожалован в окольничьи (придворный чин), а к тому же получил еще 300 чети (около 150 га) земли да денег 80 рублей.
Первый документ (так называемая «память»), в котором говорится о продолжении строительства черты от Карсуна до Волги, датирован 7 января 1648 г.: «Лета 7156-го года (это год от сотворения мира по летоисчис-лению в допетровской России) генваря 7-го дня по государеву цареву великого князя Алексея Михайловича всея Руси … указал окольничему и воеводе Богдану Матвеевичу Хитрово быть на своей государеве службе для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги». 10 февраля следует другой царский указ о продолжении строительства черты: «7156-го года февраля в 10-й день указал государь и бояре приговорили: арзамасцом обоих половин, и нижегородцем и иных городов дворянином и детем боярским, и князем, и мурзам, и татаром быть на государеве службе с окольничим и воеводою, Богданом Матвеевичем Хитрово: а сбираться ему окольничему и воеводе, на Алатырь, а отпуск ему с Москвы вскоре, для того что ему на степи городы поставить и всякие крепости устроить до приходу воинских людей заранее с весны».
Строить Симбирско-Карсунскую черту начали на почти не заселенных местах силами крестьян Курмышского уезда. Ежегодно здесь работало до 5 тысяч человек. Сначала предполагалось сооружение черты только между реками Сурой и Барышом. Но уже в следующем после начала работ году из Москвы поступило указание продлить черту до Волги.


В течение весны и лета 1648 года Хитрово руководит строительством крепости Симбирска и острогов засечной черты. Так на высоком берегу Волги, в районе современной площади Ленина, был заложен город-крепость Симбирск, который сразу стал главным опорным военно-оборонительным и административным центром черты. Для его сооружения был выбран высокий холм Симбирской горы на правом берегу Волги, там, где Свияга ближе всего подходит к великой реке. Узкая «горловина» Волго-Свияжского водораздела прочно закрывала местность от набегов кочевников внутрь страны. Со стороны востока город надежно был защищен Волгой и ее крутым берегом. На юге, кроме склонов горы, подступы к городу затрудняли обширные заливные луга с большим количеством болотистых мест, стариц и озер. К северу находились глубокие овраги и речка Симбирка. С вершины Симбирской горы отлично просматривалась округа, так что лучшего места не придумать.
Основой города Симбирска стал кремль.

Судя по описи 1670 года, были построены следующие башни Симбирского кремля: Казанские ворота с тремя уровнями пушек (эта башня находилась в парке между эспланадой и краеведческим музеем), «Наугольная башня, что от мяснова ряда» с 4-мя уровнями пушек (в районе краеведческого музея), «Середняя башня от Волги реки» (в районе сельхозакадемии), «Наугольная башня, что от тутового саду» (между памятником Ленину и филармонией), «Крымская проезжая башня» (на площади перед зданием госпиталя), «Наугольная башня, что от Свияги», «Середняя башня, что от Свияги», «Наугольная башня, что от валу» (в районе памятника К. Марксу). Вокруг крепости шел ров глубиной в 2 сажени (чуть более 6 м). Высота крепостного вала, на котором стояли стены и башни, также составляла 2 сажени.
По удостоверению Невоструева в «Симбирском сборнике» 1870 г., то место, где ныне существует Симбирск, было покрыто лесом и представляло мордовский «бортный ухожий» (бортничество — пчеловодство из диких пчел), «бобровые гоны» (урочища в реках, где водились бобры и где проводилась их ловля, а в то время это был выгодный промысел) и рыбной ловли, вотчину мордовской деревни Татарвы, Кирдяева тож.
Кроме того, сделанные в 1878 г. раскопки на Старом Венце выявили нахождение большого кладбища. Это указывает, что рядом с кладбищем должна была быть деревня, обитатели которой, как показали исследования, принадлежали к мордовскому племени, жившему за долго до возникновения здесь Симбирска.
В «стрельной книге города Симбирска» есть указание, что на северной окраине нынешнего Ульяновска, близ берега реки Волги существовало «старинное татарское городище». Следы этого городища были заметны до конца XIX века. Во время построения Симбирска (1648 г.) им управлял государев окольничий Богдан Матвеевич Хитрово.


Остроги Симбирской черты
Дальнейший наш рассказ пойдет о местах прохождения исторически значимого оборонительного вала, первых острогах и крепостях впоследствии ставших селами Симбирского-Ульяновского края. Это строительство велось с 1647-го по 1654 год.
Первым после Симбирска опорным пунктом на Симбирской черте был город Юшанск (ныне село Юшанское Майнского района). На первом участке черты, протянувшемся от Симбирска до Юшанска, земляной вал проходил через черный лес и дубравы, но в основном эта была открытая территория с небольшими возвышенностями. На этом участке черты протяженностью более 20 километров было расположено около тринадцати башен — одна башня на каждые 1,5 километра. В настоящее время во многих местах земляные укрепления Юш-анского острога находятся в хорошем состоянии.
От острога Юшанского с поворотом на юго-запад, а потом на северо-запад (параллельно реке Сельдь) непрерывно длиной 12 километров 800 метров проходил земляной вал, на котором было расположено десять башен. Он заканчивался крепостью Тагай, которая была расположена на берегу речки Тагайки. В настоящее время от Тагайского острога практически ничего не осталось. Его территория застроена жилыми домами. Частично сохранилась лишь его восточная сторона.


От Тагайского острога начинался земляной вал, который тянулся в направлении на юго-запад сначала по открытой местности (4 километра 126 метров), затем «черным» Языково-Тагайским лесом (7 километров 736 метров), а потом по открытой местности (4 километра 300 метров). Черным лесом раньше называли лиственный лес, который местами был непроходимым. На этом участке черты было поставлено 7 башен. Вал подходил вплотную к речке Урень, на берегу которой возвышался Уренский острог (Урень). От него по возвышенной местности до леса шел земляной вал протяженностью 10 километров 110 метров. Затем начинался лес сосновый, по которому шла засека. Этот тип ортификационных укреплений встречается на Симбирской черте впервые. Засека представляла собой лесные завалы (лес рубили — «секли» на определенной высоте), специально созданные для того, чтобы воспрепятствовать прохождению неприятельской конницы через лесные участки укрепленной черты. Вал подходил вплотную к крепости Карсун.
От Карсуна начинался второй участок засечной черты «Карсунский». Первая часть вала простиралась на 11 километров 300 метров, на нем было поставлено 37 башен, имеющих в плане трапецию. Вал шел по возвышенной местности до правого берега реки Карсунки, где был расположен Мало-Карсунский острог (ныне село Старое Погорелово Вешкаймского района).
В юго-западном направлении от Малого Карсуна шел непрерывной линией по гребню возвышенности земляной вал. На этом участке черты располагалось 38 башен. Вал шел до речки Соколки, на берегу которой располагался Сокольский острог (деревня Соколка Вешкаймского района). Любопытно, что одной из сторон острога являлся сам вал черты.


На юго-запад от Сокольского острога простирался земляной вал со рвом на расстояние 3,5 километра, который заканчивался Тальским острогом (ныне Тальск Инзенского района) возле реки Тала.
От Тальского острога начинался вековой лес, по которому шла засека, кое-где в междулесье сменяясь земляными валами. На одной из больших полян сурского леса был выстроен пригород Аргаш (ныне село Аргаш Инзенского района). От вала к реке Аргаш (на северо-запад) отходят два ответвления — земляные насыпи, именуемые в народе «ноги». Они обрамляют село с западной и восточной сторон. Восточная «нога» сохранилась сейчас на протяжении 1602 метров, западная — 1980 метров. На первой расположены 4 башни, на второй — 2. Таких укреплений, какие были сделаны в Аргаше, Симбирская черта больше не имела ни на одном из своих участков.
От Аргаша продолжал простираться вековой лес, по которому шла засека, и заканчивалась она Сурским острогом (ныне село Первомайское Инзенского района). Сурский острог является последней крепостью Симбирско-Карсунской черты.
После постройки засечной черты случаи нападений банд кочевников на русские города и села стали значительно реже. Засечная черта стала исходным пунктом дальнейшего расширения Российского государства. Симбирская черта обеспечила заселение всего правобережья Симбирского Поволжья и способствовала быстрому включению его территории в экономическую и политическую жизнь всей страны.
Царь Алексей Михайлович, видя пользу Симбирско-Карсунской черты, указывает продолжить строительство оборонительного вала. Так, в 1652-1656 годах возводится Закамская черта, первой крепостью на которой стал Белый Яр. Эта черта протянулась на 450 км до Камы.
Сегодня на территории Ульяновской области сохранены участки земляных рвов и валов, оставшихся от засечной черты, протяженностью более 70 километров. Участок таких оборонительных сооружений в 1987 году был обнаружен и на территории Ульяновска, в районе улиц Толстого и Ленина. В 2000 году на этом месте был открыт историко-археологический центр под названием «Симбирская засечная черта». В частности, на том месте, где археологи нашли часть сохранившегося вала засечной черты, остатки сгоревшего частокола и часть рва, была установлена сторожевая башня. Симбирская черта объявлена государственным памятником истории и природы, памятником трудового и боевого героизма народа.
Так, в биографии современных городов и сел, деревень и поселков Ульяновской области была вписана самая первая страница.


 
ЗАСЕЧНАЯ ЧЕРТА
Засе́чная черта́ (засечная линия, засека, украинная линия) — система оборонительных сооружений, применявшаяся с XIII века на Руси и получившая особое развитие в XVI—XVII веках на южных границах Русского царства для защиты от нашествия монголо-татарских и крымских войск, а также в качестве опоры при наступлении на противника (см. Русско-крымские войны). Наиболее мощной фортификационной линией являлась «Большая засечная черта», которая входила в общую систему обороны Российского государства и состояла из укреплённых городов-крепостей (в 1630 году их насчитывалось свыше сорока), собственно засечной черты в полосе между Мещёрскими и Брянскими лесами, тыловой линии по течению реки Оки и поселений засечной стражи.

Состояла из звеньев.
За состоянием засек наблюдал Пушкарский приказ.
 
Засеки представляли собой заграждение, устраиваемые из деревьев средних и более размеров, поваленных крест-накрест вершинами в сторону противника. Помимо своей простоты и быстроты устроения, такие засеки являлись труднопреодолимым и трудноуничтожаемым препятствием для наступающих отрядов.


Некоторые сведения о засеках встречаются в Новгородской (1137—1139) и Троицкой (1216) летописях. Новгородцы, псковичи, ярославцы и другие устраивали засеки на путях движения врага.
В XIII веке на южных границах Руси стали применять для обороны засечные черты (линии), которые представляли уже довольно сложную оборонительную систему на путях движения монголов. В XIV веке великий князь владимирский Иван Данилович для защиты южных рубежей Владимирского великого княжества возвёл беспрерывную линию засек от реки Ока к реке Дон и далее к Волге. Протяженность отдельных засек со временем увеличивалась и они превращались в отдельные линии. Засечные линии состояли из засек в лесах и земляных валов на открытых местах с острожками или городами-крепостцами. Эти линии оборонялись особым земским ополчением, упоминаемым с XIV века под названием засечной стражи.

В 1520-30-х годах по Оке стала создаваться оборонительная линия, включавшая города-крепости Козельск, Калуга, Серпухов, Коломна, Муром, Нижний Новгород и другие. Южнее возводилась передовая линия, связывающая города Новгород-Северский, Путивль, Мценск, Пронск. На основе этих линий возникла «Большая Засечная черта». Строительство «Большой засечной черты» Русского государства было закончено в 1566 году. В
 том же году Иван Грозный проверял её готовность в районе Козельска, Белёва, Болхова и в других местах. Засечная черта состояла из отдельных участков — засек. Оборонительные сооружения создавались из лесных завалов-засек, чередовавшихся с частиками (частоколами), надолбами, земляными валами и рвами в безлесных промежутках. Глубина полосы засек местами достигала 20—30 км. Для засечной черты использовались также местные естественные препятствия: реки, озёра, болота, овраги. На лесных дорогах ставились укрепления-крепостцы, башни, которые были вооружены пушками. Здесь же селились и ратные люди. Оборона засек возлагалась на пограничную засечную стражу, состоявшую из жителей окрестных селений, собираемых по 1 человеку на 20 дворов. 


Эту задачу она решала совместно с гарнизонами городов-крепостей (насчитывали в каждом от нескольких сотен до 1,5 тысяч человек). Засечная стража была вооружена топорами, пищалями, от казны получала по 2 фунта пороха и столько же свинца. Засечная стража (ополчение) насчитывала во второй половине XVI века до 35 тысяч ратных людей. Они охраняли черту «станицами» (отрядами), высылавшими от себя «сторожей» (разъезды), которые наблюдали за обширным районом перед засечной чертой. Засеками ведали засечные приказчики, воеводы, головы, которым подчинялись поместные и приписные сторожа. Всей засечной чертой управлял пушкарский стол Рейтарского приказа (конец XVII века). Для покрытия расходов по укреплению засечной черты с населения собирались специальные подати — засечные деньги.
Лесистые участки засек представляли большие удобства для обороны и надёжные убежища для населения при нашествии врага. Засеки назывались по месту их расположения, например Тульская, Каширская, Шацкая и др. В лесах, где проходила засечная черта, запрещалась рубка леса и прокладывание новых дорог и троп. За порчу засечных сооружений и порубку леса взимался штраф. Население проходило через засечную черту только в определённых местах — засечных воротах.


Засечная черта служила не только для пассивной, но и для активной обороны и являлась рубежом, к которому стягивалось войско из укреплённых городков и тыла страны. В районе засечной черты располагалось и постоянное полевое войско, размещавшееся в Переяславле-Рязанском, Михайлове, Пронске, Венёве, Болхове, Туле, Ельце, Черни, Епифани, Богородицке, Дедилове, Крапивне, Одоеве, Новосиле, Ефремове, Данкове, Скопине, и Мценске. В 30-х годах XVII века основной линией обороны полевого войска были Рязань, Тула, Одоев. Штаб его находился в Туле, а передовой полк — в Мценске. В 1616 году в полевом войске было 6 279 человек, в 1636 году — 17 005 человек.
В 1638 году были предприняты крупные работы по восстановлению засечной черты, которая за период Смутного времени была заброшена и местами сильно разрушена. Составлено также её описание. В 1659—1660 и 1676—1679 годах вновь предпринимались попытки возобновления засечной черты, но, поскольку границы России продвинулись далеко на юг и потребовалось создание оборонительных сооружений значительно южнее, эти работы прекратились. В 1648—1654 годах была возведена Симбирская засека, в 1652—1656 — Закамская линия и др. В 1736 году на смену Закамской оборонительной линии было начато строительство Самаро-Оренбургской линии, но термин «засечная черта» к тому времени уже для обозначения фортификационных сооружений не употреблялся.
К нашему времени большинство засечных лесов просто вырублены, а небольшая оставшаяся часть была взята под охрану в заповедниках «Калужские засеки» и «Тульские засеки». Впрочем, последний существовал только до 1951 года, и сейчас рассматривается вопрос о его восстановлении.

 
  
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Памятники природы Ульяновской области
Автор статьи: Николай и Светлана Костины
https://ulpressa.ru/
http://dimablondin.ru/
http://alexio-marziano.livejournal.com/164547.html

ВложениеРазмер
407234 (1).jpg444.46 КБ
407234 (2).jpg436.81 КБ
407234 (3).jpg878.63 КБ
407234 (4).jpg950.43 КБ
407234 (5).jpg593.34 КБ
407234 (6).jpg168.17 КБ
407234 (7).jpg308.22 КБ
407234 (8).jpg263.04 КБ
407234 (9).jpg321.54 КБ
407234 (10).jpg288.48 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.