Нолькин Камень

Съездить на Урочище Нолькин камень, что находится в Куженерском районе Марий Эл, я планировала и мечтала съездить целый год. Постоянно что-то срывалось и переносилось, и все же я надеялась, что восторг от посещения этого места перекроет, накопившуюся от постоянных срывов поездок, горечь. И я не ошиблась!
Не найдя попутчиц (или попутчиков) себе в поездку, чтобы хоть как-то ополовинить расходы на бензин 270 км, я все же двинулась в путь 10 мая 2014 года.
Машина летела по Йошкар-Олинской трассе уже в 8 утра, и вот они опять, эти ценные мгновенья жизни - дорога за еще одной мечтой. Ну что же, за все надо платить. (Дороговизна бензина компенсируется остротой переживания жизненных моментов).
И вот уже он, знаменитый памятник Горнякам. Сделанный скульптором В.Н.Савельевым, автором монумента памятника каменного зодчества.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СПЛАВЫ ПО РЕКАМ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

Проезжающие мимо люди обязательно обращают внимание на живописную скульптуру, изображающую могучего человека, поднимающего камень, которая возвышается возле автомобильной трассы на повороте к пос. Горняк.

Владимир Николаевич жил с семьей в Горняке два года. Заказ на изготовление скульптуры для Памашъяльского каменного карьера получил случайно.
У меня был заказ проектного института Марийскеражда проект» на изготовление скульптуры «Муза», которая и сейчас там стоит (в Йошкар-Оле). Для изготовления мне нужен был камень и я поехал в Памашьяльский каменный карьер.

А директор Иван Павлович Конкин сказал мне: «Вот сделаешь мне скульптуру у въезда в Горняк, тогда выделю камень». Пришлось сначала делать её.
Год ушел на проектную работу. Думал об образе, и в голову пришла мысль о сизифе, герое древнегреческой мифологии. Представил, как он поднимает тяжелый камень. Работа в карьере – это тяжелый труд. Изготовил эскизы памятника, показал Конкину, он одобрил.
Вместе с директором мы походили по карьеру и выбрали подходящий цельный огромный камень-известняк.
Рубил долго, два года. Массив был огромный 6 метров в высоту, весом 60 тонн. Готовую скульптуру монтировали из двух частей, иначе не поднять. Это было осенью 1993 года. Надпись «Агропромдорстой Памашъяльский каменный карьер» мы придумали потом». За скульптуру получил 11 000 рублей не так много.
Идея создания памятника принадлежит директору карьера Конкину Ивану Павловичу, который возглавлял предп с 1985 по 1993 год.
В деревне Большая Коклала меня уже ждали.
Руководитель Краеведческого кружка Сернурского Дома Детского творчества и по совместительству директор музея Анастасия Ивановна и её сын Гриша, любезно согласились меня сопровождать в штольни.
Так как в одиночку ходить по урочищу во-первых не найдешь, во-вторых надо знать куда можно залезать, а куда нельзя (все осыпается и опасно), а Анастасия Ивановна с юных лет ходит туда (в первый раз пошла туда с мужем много лет назад).
Еще на кануне вечером, она позвонила и попросила взять фонарь, помимо тех, что я уже купила, чтобы надеть их на голову (давно мечтала о таких). Сын, собирая фонарь (который весит два килограмма) для меня сказал:
- Конечно, возьми его с собой. Он и освещает хорошо, и в случае чего им легко отбиваться можно.
- В смысле? От кого отбиваться?
- Ну, от тех, кто живет в горе? Ты же смотрела ужастик «Спуск»
- Вот спасибо! Удружил! (Там такие белые слепые люди-монстры жили…, убивали всех подряд). Жуть, теперь я бояться буду!
Короче, оделись на прохладную погоду (пещеру), плюс от клещей панама.
Машину я оставила в поселке Горняк, прямо на краю деревни. Дальше пешком. Тропинка в лесу вела вниз, вдоль тропинки шла заросшая молодыми деревцами дорога, по которой лошади тянули жернова, добываемые в горе.

Нолькин Камень

- Мечта у меня есть, - сказала Анастасия Ивановна. Вот бы все здесь обновить, и дорогу эту сделать, и в пещерах новые опоры поставить, тропу получше оформить, да туристические группы водить. Это ж интерес-то какой! Но вряд ли получится. Мало того, что деньжищи огромные нужны, так ещё экспертизу по безопасности провести надо. А её никто не подпишет.
Ну и потом, это ведь раньше наше Урочище было Сернурского района, только председатель, чтобы деньги не тратить на него, отдал его Куженерскому району в свое время. А сейчас не то, что обратно забрать, даже в аренду взять невозможно. Так и гибнет гора, засыпаются штольни.
Тропа нас вела уже вверх в гору, с одного края была почти пропасть, в общем не рискнула бы туда спускаться, а с другой стороны шла скала, будто нарезной батон, волнами…
- Смотри, каждая волна-это вход в штольню…
Нолькин Камень

Вся гора пронизана коридорами, по которым когда-то лошадьми вывозились жернова, которые шли во все концы России, и говорят даже в Персию…
На склонах горы тут и там лежали огромные старинные жернова-валуны, поросшие зеленым пушистым мхом. Даже на одном жернове, сквозь мох виднелись выскобленные цифры 1827 год (или 1823), некогда исследовать. Темные зевы горы манили внутрь. Сразу же я полезла вверх к отверстию в скале, чтобы сфотографироваться.
- Спускайся…туда нельзя. Там все обвалилось, - сказала Анастасия Ивановна.
Азарт приключений и поиска уже кипел в крови. Адреналин зашкаливал в предвкушении события, которое может изменить тебя изнутри. Которое может показать чего ты боишься, и чего ты стоишь. Да, в этом путешествии главное:  Не победа, главное – Участие. И приз не жалкая медаль, которую повесишь пылиться, а интересная наполненная яркими событиями, приключениями и путешествиями жизнь!

Нолькин Камень

По-моему это самый лучший приз в мире.
Бесконечное щелканье затворами двух фотоаппаратов. То необычный цветочек, то дерево, то панорама, то скала.
Зевы пещер манили и пугали своей открытостью. В этот теплый летний радостный день как-то с трудом верилось, что когда-то эти пещеры были тяжелой, страшной, утомительной, черной работой горняков.
- Теперь уже даже старинные инструменты горняков не достанешь, - говорит Анастасия Ивановна. Спрашивала у многих, кто-то выкинул за ненадобностью, кто-то бережет для себя на память. Так в музее и нет их инструментов.
И вот, наконец, долгожданная пещера, в которую мы войдем. Фото на память у входа, с керосиновой лампой в руках, и с фонарем во лбу.
                                                   ФОТО - А во лбу звезда горит.

Нолькин Камень

- Здесь надо передвигаться метров пять на четвереньках, потом можно будет выпрямиться.
Да, хорошо, что я взяла с собой огородные перчатки (не очень-то хочется голыми руками грязь месить да на мокрые камни опираться, ну а коленки и ботинки – это мелочи).
- Не кричи в пещере, руками стены не трогай, опоры не трогай, смотри на потолок, чтобы головой камни не задеть! - сказала Анастасия Ивановна.
И тут у меня засосало под ложечкой (это примерно то место, где говорят, наша душа к телу привязана) и стало страшно. Адреналин пошел так, что запылало все тело, а мозг превратился в метроном, который тикает и отсчитывает секунды. И вообще, все тело становится одним чувствующим мозгом. Да, тут тебе не сплав! Завалит, мало не покажется. Здесь страшно по-настоящему!
Мысленно я попросила Юмо (Ош Поро Кугу Юмо) помочь, спасти и сберечь меня, и мы двинулись!
Спасибо Грише, что взял у меня рюкзак и армейский фонарь. Большую камеру я волокла сама, а маленький фотоаппарат и керосиновую лампу Анастасия Ивановна. Она пошла первая, я-вторая, Гриша-третий.
На четвереньках я в последний раз, конечно, ходила очень давно. Скажу правду, если плевать на грязь, то это довольно приятное занятие, единственное неудобство в том, что фонарь на лбу освещает тебе только пол пещеры, а чтобы осветить коридор, приходиться держать голову высоко и перпендикулярно телу, а это не всегда возможно и неудобно.
И вот, первый коридор! Тишина! Время застыло. Камни смотрели на нас, казалось сквозь толщу времени, и фонарь беспорядочно выхватывал из тьмы стены, обложенные то мелкими, то крупными камнями. Трухлявые деревянные (совсем не внушающие доверия) опоры-столбы, перепады глыб на потолке, опасно висящие и грозящие вот-вот отвалиться…тут и там поблескивал мелкими бриллиантами иней, по стенам спускались ледяные столбики застывшей воды…

Путешествие к Хозяевам Каменной Горы

Почти сразу же погасла керосиновая лампа и перестали работать оба фотоаппарата. - - Тьфу-тьфу, тут случайно нет газа? - спросила я. - Где-то прочитала, что горняки определяли наличие газа в штольнях по погасшим свечам,...???
- Да нет, видно керосин кончился.
О мистике, и о тех, кто живет в горе, думать совсем не хотелось.
- Да…, - утешала я себя. – Фотики от перепада температур перестали работать, вероятно, а лампа погасла без керосина.
Так я думала, вспоминая свою прошлогоднюю встречу с КАРТОМ (жрецом Марийской Традиционной религии), который перед встречей попросил меня ничего не записывать, отключить и убрать в другую комнату всю аппаратуру, но главное, что у меня перестали писать сразу 3-4 шариковые и гелиевые ручки, а единственный карандаш (который я имею именно для таких случаев) куда-то запропастился.
Да, о мистике сегодня в этих пещерах не будем думать.
Пройдя на четвереньках коридор, казалось нужно было перелезть через огромный валун ничего не касаясь руками. Это не столько сложно, сколько страшно.
Скажу честно, мне хотелось обратно!
Все эти застывшие глыбы камней, грозящие обвалиться вот-вот давили на меня всей тяжестью веков, которые они так простояли. Особый ужас вызывали крошащиеся и гнилые столбы-опоры.
Мама-Миа! В голове тикало. Анастасия Ивановна будничным голосом рассказывала о непростой работе горняков…, потягивая меня за рукав и мягко направляя туда-куда надо, в глубь пещеры, пыталась сосредоточить и расшевелить меня. Но мои ноги постоянно тянули меня к выходу (совершенно независимо от меня) так, что я стала умоляюще смотреть ей в глаза, и мягко подталкивать её к выходу. Так и стояли, и ходили держась друг за друга, и подталкивая в разные стороны.
Пожалуй тиканье в голове прекратилось, когда я увидела ледяной сталагмит. Последний уцелевший!

Путешествие к Хозяевам Каменной Горы

- Они тают постепенно, раньше много было, а сейчас один остался! – сказала Анастасия Ивановна.
- И все-таки я успела его увидеть!

Нолькин Камень

Еще в прошлом году увидев фото Льва Киндулова и ледяной сталагмит, мечтала увидеть и сфотографировать его. И вот! Мечты сбываются. «Ледяной огурец» есть у меня в коллекции на фото.
Первая удача окрылила, и я поснимала ледяные наросты на стенах. На фото они никакие, ну а в реале. Шик-блеск!
И вот мы по коридорам дошли до места, где сохранились остатки костров, которые разводили для добычи жерновов.
- Сначала раскаляли породу докрасна, а затем по кругу лили ледяную воду… и порода лопалась в форме круга. Так получалась основа для жернова, - рассказывала Анастасия Ивановна.
Нолькин Камень

Очень красиво сверкал на камнях иней. В некоторых пещерах все стены и потолки были в копоти, в некоторых (тупиковых) было видно, что приспособлены для отдыха.

- Да-да, здесь горняки отдыхали.

Путешествие к Хозяевам Каменной Горы

Одни из пещер уже осыпались, а по другим можно было бы пройти вкруговую. Гора не пугала нас, хоть страх и не прошел, но любопытство все-таки брало верх.
Время остановилось, стояло и будто ждало чего-то от нас. Это я потом поняла, спустя какое-то время на обратном пути, но тогда я ещё не знала и не понимала этого.

Выползание из пещеры на четвереньках надо было сфотографировать, и потому я попросила чтобы вылезать из горы меня пропустили первой. Да и от мыслей остаться одной в горе меня охватывала жуть! Фото получилось – что надо! И мы пошли ко второй пещере, по пути фотографируясь на лежащих то тут, то там жерновах.
Нам встретилось даже приличное место отдыха: сложенный из камней очаг и беседка (довольно большая, человек на 25) на случай дождя.

И вот вторая пещера!
- Послушай меня, не бойся, здесь нужно метров 5-6 ползти на животе, затем коридор кончается и можно будет выпрямиться. Осторожно, руками не касайся стен и не кричи, - сказала Анастасия Ивановна.

сгнивающие сваи в старинных штольнях

полуобработанный жёрнов в штольне

На дне коридора пещеры была грязь. Было психологически не очень приятно ползти по грязи. Короче, я ещё раз сама себя поблагодарила, что взяла с собой огородные перчатки и сменную одежду. Кстати в пещерах было не так-уж и холодно. А мне, так и вообще тепло я даже пожалела, что не взяла с собой повязку на лоб от пота. Ну уж что-нибудь одно, либо фонарь во лбу, либо повязка!
Ну и ладно! Ну и проползла по грязи 5-6 метров, а то вдруг умру, а по грязи и не поползала! Шутка! Да и не грязь главное, а стенки коридора, которые психологически давят на тебя. Именно там ты чувствуешь насколько хрупка человеческая жизнь. Чик и всё.

Нолькин Камень

И никакие мы хозяева природы, лишь её составляющие. Мы и есть её составляющие, плоть от плоти её, как и все остальные звери, птицы, насекомые, деревья, камни…ничем не лучше, и ничем не хуже. Просто надо понять это.

выбитые жернова в пещере

Пещера дарила радость понимания и принятия жизни. Огромные брошенные жернова, внутри скалы, ждали своего часа, когда их выкатят на поверхность, и казалось, что это не они попали в наше время случайно, а мы переместились в их время, и сейчас из-за угла покажутся чумазые лица горняков, и усталые морды лошадей, и кажется я слышала цоканье копыт в дальних коридорах. Время… Время развесило на камнях бахрому плесени, и прошило эту бахрому кристалликами льда.

Путешествие к Хозяевам Каменной Горы

Фантастические переплетения по потолку и стенам переползали с камня на камень, протягивая беззастенчиво свои узорные щупальца сквозь стены в соседние тоннели.
- Не трогай руками плесень – это может быть смертельно опасно.
Жуть! Она ещё совершенно разных видов. А уж вот сучок на одной из трухлявых подпорок, плесень прямо-таки оплела и сделала произведение искусства! Весь в цветных огоньках, а с макушки свисает нить плесени с бусинкой льда внутри. Обалдеть! Фантастика!
Путешествие к Хозяевам Каменной Горы

Ну и красота! Прямо как у хозяйки Медной Горы украшения. С потолка свисали капли воды, раскачиваясь и болтаясь на каждой отдельной ниточке плесени.
Летучие мыши порхали вокруг моей головы, как бабочки. Их шелковые крылья касались моих волос, лица, но мне не было страшно. Я вообще люблю хомячков, крысок и мышей. А летучие милашки были мне чрезвычайно любопытны, жаль не дали себя сфотографировать.
Потом уже разглядывая всю эту плесневую бахрому через увеличение фотоаппарата, поймала себя на мысли, что она очень походит на рисунок нашей цивилизации из космоса. Вот эти основные нити – это трассы, ответвления поменьше – местные дороги, а огни, которыми усыпана бахрома – это огни городов и сел вдоль трасс. Красиво!
Так подумалось мне быть может мы тоже живем в чьей-то плесневой бахроме, в пещере каких-либо великанов. Но ведь плесень – целая цивилизация.

Нолькин Камень

Выползали на брюхе из пещеры по-очереди как всегда, но я - первая.
- Там еще 3-я шахта есть, но там 10 метров на животе ползти надо, пойдем?
- Ой! Нет! Нам ещё в Священную Рощу Меркюсото и овраг Овда-Корем. Вот уж мечтаю!
- Пойдем, там вообще чудо-чудесное! Так нравится!
Но я отказалась все же по двум причинам. Во-первых я испугалась, страх не отступал от меня (10 метров ползти на животе по тоннелю), а во-вторых, уж очень мне хотелось посетить ещё Меркюсото Священную Рощу и овраг Овда-Корем.
Короче! Сложно везде успеть, приходиться чем-то жертвовать.
Обратно двинулись другой дорогой, сразу резко в гору.

гора, рядом роща Меркюсото, слева деревья – овраг Овда-Корем

Нолькин Камень

Фотоаппарат не может показать глубину ущелья, но поверьте и подниматься трудно, и панорама красивая, короче вышли с другой стороны поселка Горняк.
Следующим пунктом путешествия была знаменитая Священная Роща Меркюсото. Заходить мы в неё не стали.
Зачем тревожить богов…

Нолькин Камень

Так, объехали вокруг, и я погордилась, что все-таки увидела Рощу, которая славится геопатогенной зоной, магнитными аномалиями, тем, что не работает там компас, и периодически можно увидеть галлюцинации.
Знаменитый овраг Овда-Корем. Надо сказать - приехали мы вовремя. Низкая трава не скрывала выхода камней на поверхность, а почти отвесные края делали овраг труднодоступным.

начало Овда-корем  - выходы загадочных энергий

Нолькин Камень

- Тут в старину жили Овды в пещерах. Люди помнят, что ещё в Великую Отечественную Войну они здесь жили, а после войны ушли в Кировскую область, в дремучие леса, - говорит Анастасия Ивановна.
- Они мужчин воровали, и у себя держали, затем, когда беременели - то отпускали, если рождался мальчик, то его подбрасывали в деревню, а если девочка, то себе оставляли. Вот таким образом и стали появляться люди с паранормальными способностями. Они и молились отдельно от нас.

Много ходит легенд об Овде, которую кто-то считает мифическим существом, кто-то снежным человеком – тупиковая ветвь развития человечества. Тупиковая не тупиковая, а паранормальными способностями они обладали. И люди в отчаянии приходили к ним, и просили исполнить желаемое, и они исполняли, только цену брали непомерную. Например, говорят что у одного мужчины умирал ребенок, он в отчаянье пришел к Овде со своей бедой, ну что же, спасли они ребенка, да только через полгода у мужика все подворье сгорело и дом, и хозяйственные постройки. Нищим остался. Такая цена…

Овда-корем,  Ведьмин овраг

Нолькин Камень

Спустились до середины оврага. Ну что место необычное видно сразу. Сосны и ели с искореженными извивающимися стволами (будто черт поломал) лезут из земли.
Стволы извиваются немыслимыми кольцами, и все с одной стороны оврага. Видимо поток энергии такой силы идет, что стволы сосен и елей закручивает в спираль, как танцующие змеи.

Путешествие к Хозяевам Каменной Горы

Ну что же вот и ещё одно путешествие почти закончилось. Ещё одна цель достигнута, а мечта исполнилась.
- Что же я вынесла из этой поездки? - думала я обратном пути.
Пещера звала меня… та третья… до которой я не дошла.
Да что там говорить, все три пещеры звали меня обратно. Страх и адреналин, который я испытала заставили меня прислушаться к себе, к своему страху, а я хотела другого. Я хотела слышать не себя, я хотела слышать Голос Горы. Она показала мне свои сокровища, но её голоса я не смогла услышать из-за своего Эго. Мой страх, мой адреналин – сто раз себе это говорила. Нет меня. Нет. Есть потрясающая в своей красоте Вселенная, и мы, лишь её частички.
Мне…, чтобы услышать Голос Горы надо было сесть в машину и отправится в обратный путь.
Что ж, спасибо Вселенной за ещё один прекрасный День, за ещё один жизненный урок.
Я вернусь к тебе ещё раз, Нолькин Камень, чтобы услышать Голос Горы.
Голос, которым будет со мной говорить сама Вселенная.
Я обязательно вернусь!

загадочный Овда-корем и таинственный плазмоид в аномальном месте

Нолькин Камень

_________________________________________________________________________________________

Автор статьи и фотографий:  Инесса Куляжева.