Старый Казанский (Галицкий, Царевококшайский) тракт – Александровская поляна

Продолжим  наше повествование про Старый Казанский тракт.

Как мы уже писали – тракт этот вел не просто из Царевококшайска в Казань, он соединял Казань с Галицкими землями,  и соединял Царевококшайск с Большим Сибирским трактом, который проходил через Казань, а потом от Казани уходил на Восток по бывшей Арской дороге.

В память об этом в Казани до сих пор есть крупные улицы с такими названиями: Сибирский тракт и Краснококшайская (до революции - Царевококшайская).

 

           (участок Тракта  между  Устьем  Юшута  и  Кленовой  горой)   Старый Казанский Галицкий тракт

 

Кроме торговых и почтовых нужд тракт служил путем для отправки арестантов и ссыльных в Сибирь, а путь этот был неблизкий. Поездов и машин в стародавние времена не было, и всё это огромное расстояние приходилось проходить пешком, причем арестантов вели в кандалах и колодках, чтобы они не сбежали.

В Царевококшайске, как в уездном городе, имелся большой острог, где содержали арестантов и ссыльных, по мере накопления большого отряда, их по Старому Казанскому тракту вели в Сибирь. Переход этот был многодневный, вот примерный путь по книге Олега Чубарёва «Легенды и были Кленовогорья»:

- 1 день пути: Царевококшайск – Куяр – Студенка – Кундыш (там был ночлежный дом, где они ночевали и баня для арестантов);

- 2 день пути: Кундыш – казенный дом Половинка (около озера Сайвер) – заезжий дом Бабье болото – Памаштур – Яктер-Любал – Большое Шигаково (сторожка, ночлежный дом и баня);

 

  (Устье  Юшута  -  место бывшего  Лушморского  моста) Устье Юшута - Лушморский мост

 

 

- 3 день пути: Большое Шигаково – Озёрки (Памьялы) – Лушмарский мост (Устье Юшута, рядом Голубая старица) – езжалый двор Кленовая гора (поляна Александрова, рядом Дуб Пугачёва) – Сушинский казенный дом (у озера Долгое) – Люйская мельница (у впадении речки Люйки в реку Пётку) – Кожла-Сола – Петьялы (Никольское – там ночевали 3-й раз);

- 4 день пути:   Петьялы – Кургузи – Сухая речка – Казань.

Дорога для заключенных была очень тяжела и изнурительна, в день они проходили не более 40 вёрст, кандалы, непогодье, холод, жажда, скудное питание – до пункта назначения доходил не каждый арестант.

Казань в те времена была хоть и огромным губернским городом, но по столичным меркам - считалась глухой провинцией Российской Империи. По этой причине считалось, что если арестант дошёл до Казани, то уже оторвался на приличное расстояние от центральной России – и не будет делать попыток убежать, а поэтому в Казани заключенных расковывали, и дальше они по Большому Сибирскому тракту шли «налегке». Но даже и с таким условием, путь до Сибирских гор длился порой целый год.

Расковывали заключенных не в самой Казани, а на Арском поле, по преданию кузница стояла сразу за Варваринской церковью (ныне церковь св. вмч. Варвары, что у Парка Горького), где город кончался и начинался бесконечный Сибирский тракт.

(историческая справка: Церковь Святой Варвары возведена в 1780 г. на месте, где начинался Сибирский тракт (путь осужденных на ссылку и каторгу). Арские поля отделялись от города оврагом, через который был перекинут мост, за мостом была Сибирская застава. Здесь прошли декабристы, А.Н.Радищев, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и другие известные люди российской истории.  Церковь известна и тем, что в её  хоре пел молодой Шаляпин).

 

                         (церковь  св. вмч. Варвары  в Казани) Церковь св. вмч. Варвары в Казани

 

Мы же опять вернемся в Марийский край! В стародавние времена часть государственных налогов заменялась разными повинностями и работами, так, местное население привлекалось к работам по содержанию казённых дорог и мостов, которые соединяли города, деревни и сёла. Казанский тракт также не был исключением в этом правиле – крестьяне Большешигаковской волости ремонтировали эту дорогу, настилали гати в болотистых местах, убирали перед половодьем Лушмарский мост.

Местное население само было заинтересовано в хорошем состоянии Тракта, ибо от него зависела и их хозяйственная жизнь. По этому тракту возили они на продажу в Казань зерно, грибы, ягоды, пеньку, древесный уголь, мед, живицу и прочий продукт нехитрого лесного хозяйства. Обратно же доставлялись одежда, инвентарь, руда и различные припасы.

 

 

   (участок  Казанского  тракта  около  Лещиновой  Дубравы Кленовогорская дубрава

 

Для ремонта и укрепления дороги были свои каменоломни и карьеры. Например, один карьер с давних пор располагался у Устья Юшута, рядом с Лушмарским мостом. Также была каменоломня недалеко от Зеленого ключа – на склоне Кленовой горы, сейчас она практически заросла. Камнем мостили Тракт на крутых подъёмах Кленовогорья, до сих пор щебёночная дорога ведёт от подъёма в гору у озера Конан-ер до Александровской поляны и дальше к повороту на Санаторий. Также камнем укладывали подъем со стороны Устья Юшута, сейчас тут асфальтовая дорога от Санатория к Зелёному ключу. Мостили болотистые  и сырые участки каждый год после того, как уходила весенняя распутица и половодье. На время половодья разбирали Лушмарский мост, на это время прекращалось сообщение по Тракту до середины мая.

 

 (Устье  Юшута  -  место бывшего  Лушморского  моста) место Лушморского моста

 

 

Бывали случаи, когда резкое таянье снегов и подъём воды в Илети сносил мост, поэтому тут весной в Лушмаре, в домике лесничего, дежурил специальный человек, который должен был оповещать местных жителей при резком паводке.

В любом случае на Николу вешнего (22 мая по новому стилю) движение по Тракту должно быть восстановлено. К этому дню было оживленное торговое движение по Казанской дороге:  съезжались купцы, прочие торговые люди, крестьяне из окрестных и глухих деревень – обычно на Николу проводили ярмарки. Хорошо продавался сельхозинвентарь, ибо впереди была трудовая летняя пора, когда даже обычный серп ценился на вес золота!

 

 

 

 

Далее хочу Вам  рассказать и про Александровскую поляну, что расположена на самом гребне Кленовой горы у Тракта.

Раньше тут был езжалый двор Кленовая гора, домик лесника с надворными постройками, а также пасека. Как мы рассказывали ранее: с 1922 по 1939 год на этом месте жил с дочерьми первооткрыватель кленовогорских грязей и источников – Александров Андрей Александрович, о чём говорит памятная доска, которая венчает данную Поляну!

Про это место также существуют свои предания и легенды!

Одна из легенд связывает это место с загадочным карстовым озером Конан-ер, якобы именно тут остановился татарский купец, который вёз свою прекрасную дочь Фатиму в Царевококшайск, чтобы отдать замуж за местного воеводу. Легенду эту мы оставим для следующего рассказа про озеро Конан-ер, а сейчас расскажу такую историю по эту Поляну, что услышал от библиотекаря Санатория Кленовая гора – Сушенцовой Г.И.

 

 

 

Надо отметить, что постоялый двор на Поляне просуществовал до 30-х годов прошлого века, после открытия ж/д и автодороги, соединившей Й-Олу с Казанью (через Волжск и З.Дол), надобность в Тракте отпала. Однако до 70-х годов тут располагался кордон лесной охраны, который по Тракту был соединен телефонной линией с Лушмарским кордоном и с Сушинским домом лесной охраны.

В этом домике отдыхали лесные обходчики, также тут ночевали или пережидали непогоду охотники и грибники.

И вот с одним охотником приключился в этом месте такой случай. Решил он как-то осенью переночевать в домике. Перекусил, погасил свет и лёг спать. Однако, ему сразу показалось, что в доме ещё кто-то есть. Как будто кто-то скрипит половицами, тяжко вздыхает и что-то шепчет в темноте.

Охотнику стало не по себе, он зажег светильник – но никого в избушке не было. «Наверно, осенний ветер за окном шумит» - подумал он, и снова погасил свет.

И только было, хотел уснуть, уже впал в дрёму, как кто-то невидимый  подошёл к его кровати и стал щекотать пятки. Он вскочил, снова зажёг светильник – в избе ни души!

Так  повторялось несколько раз, и,  не смотря на усталость, охотник смог немного поспать только под самое утро.

 

   (поляна   Александрова -  бывший  заезжий  двор на Кленовой горе) поляна Александрова

 

Случай этот охотник рассказал одному местному старожилу, тот сразу смекнул - в чём дело и научил того мужика, как быть в этих ситуациях. А подсказал ему он вот что: как придёшь снова в ту избушку, то налей маленькую стопку водки и поставь её на столе, а если сам ужинаешь, то можешь оставить ещё и кусочек простой еды, а после этого ложись спокойно спать – никто тебя ночью не тронет!

Охотник так и сделал, как снова побывал в том домике, то за ужином налил стопку водки и в придачу положил рядом ломоть ржаного хлеба. Сам также перекусил и лёг спать. И, действительно, этой ночью его никто не тревожил. А когда он встал утром, то заметил, что кусочек хлеба цел, а вот водки не осталось! Будто испарилась?

С тех пор так он и поступал, а хозяин той избушки больше никогда не досаждал ему.

 

 

 ПЕРВЫЙ  РАССКАЗ ПРО СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ - ТУТ!

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАРОМУ КАЗАНСКОМУ ТРАКТУ - ТУТ!

 

ДЕРЕВНЯ ОЗЕРКИ - ГАЛИЦКИЙ  ТРАКТ - ТУТ!

 

ПРЕДАНИЯ ЛУШМОРСКОЙ СТОРОНЫ - ПУГАЧЕВ-КОРЕМ - ТУТ!

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

ФОТО  КОЧУЮЩИХ,

Фото Варваринской церкви с сайта:

http://sobory.ru/

Часть материала взята из книги Олега Чубарёва «Легенды и были Кленовогорья».

 

 

 

 

 
ВложениеРазмер
Храм св. вмч. Варвары108.1 КБ
Казанский тракт270.69 КБ
Лушморский мост227.38 КБ
Лушморский мост254.78 КБ
Тракт на пойменном лугу196.39 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

продолжение

продолжение  рассказа про Казанский тракт!
вроде  мета-ярлыки поставил...

аватар: Лоцман

А компот? (с)

 фотографии, как проехать, где находится...

аватар: Кэп

правим

понемногу ставим...

аватар: Андрей Т.

Добрый день. Не плохо было бы

Добрый день.

Не плохо было бы выложить карту через какие места проходил Старый Казанский тракт.

И ещё.... как это железная дорога из й-Олы до Казани проходит через Волжск?))) Красногорский, Илеть да. Но не через Волжск. Так что не вводите в заблуждение читателей.

Спасибо.

аватар: Кэп

карта

Добрый день!

карта Тракта есть тут - /node/986/ - от Стрельбицкого!

как она была в прошлых веках...

Насчет ж/д - уважаемый Андрей, прочитайте ещё раз текст статьи - Внимательнее!!!

Там такого не написано!!!

В заблуждение мы никого не вводим - указано про ж/д и про автодорогу!

аватар: alexmabus

где можно приобрести книгу

где можно приобрести книгу Олега Чубарёва «Легенды и были Кленовогорья»,может быть есть в электронном виде?

аватар: Кэп

я сам бы купил...

дело в том что это раритет,  тиражи были в 200-300 экземпляров, 

Олег Чубарев буквально раздавал их посетителям санатория КГ, 

три книжки его были в библиотеке санатория - 

я там отдыхал в 2010 году, но ксерокса не было...

тогда я по старинке просто законспектировал эти книжки - 

вторая - "Зори над Шунгалданом",  и ещё книжка - про историю лесосплава на Илети...

Очень интересные книжки, можно сказать брошюрки - 

по ним написано множество статей на нашем сайте!

(тогда библиотекарем работала Галина Сушенцова)

Вероятно книжки есть у кого-то из красногорцев,  

мне Володя Анисимов сказал, что у него есть экземпляр с подписью Чубарева!

в электронном виде их конечно  нигде нет...

аватар: Лоцман

У меня тоже есть)))

И даже с подписью)))

И купил лично у него в санатории)))

[Важно прохаживается]

аватар: Гость

Добрый вечер. А вы знаете,

Добрый вечер. А вы знаете, что помимо этого тракта существовала ещё одна дорога в Казань. Она проходила по нынешнему Моркинском у району. Через деревни Янситово, Кинер ( этой деревни сейчас нет ) по этой дороге можно и сейчас проехать.

аватар: Кэп

да, про это знаем...

не только мы про это знаем, 

но про это у нас указано в статье - 

http://komanda-k.ru/2010/mariiel/старая-казанская-дорога-царевококшайский-галицкий-тракт

дорога эта шла через Морки и Ронгу на Царевококшайск и соединялась с Алатской дорогой, 

это переходило в Уржумский тракт.

у мари она называлась Озанг корно - дорога на Казань, 

именно по ней ездил на учебу молодой Чавайн в пед. училище в Казани, 

про эту дорогу тоже есть легенды...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru