Большая Юнга

 Команда Кочующие - река Юнга

 

Юнга (мар. Йынгы) — река в Республике Марий Эл (Россия), правый приток Волги.

Длина около 56 км.

Исток реки расположен близ села Никасы (Чувашия), устье недалеко от села Троицкий Посад (Волга).

Юнга — река в Чувашии (21 км) и Марий Эл (35 км), правый приток Волги.

Река протекает через населённые пункты: Юнга, Оргум, Юнга-Кушерга, Миняшкино, Еласы, Амануры, Покровское и Троицкий Посад  (Горномарийский район).

 

 

 

Река ЮНГА

Код водного объекта        08010400112110000040564

Тип водного объекта        Река

Название                       Большая ЮНГА

Местоположение        КАС/ВОЛГА/2029

 

Впадает в          реку  Волга в 2029 км от устья

 

Бассейновый округ           Верхневолжский бассейновый округ

Речной бассейн         (Верхняя) Волга до Куйбышевского водохр (без бассейна Оки)

Речной подбассейн          Волга от впадения Оки до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Суры)

Водохозяйственный участок         Ветлуга от истока до г.Ветлуга

Длина водотока        56  км

Водосборная площадь      1940 км²

Код по гидрологической изученности       110004056

Номер тома по ГИ            10

Выпуск по ГИ       0

 

 

 

 

Гидроним Юнги (Ювня) восходит к прамордовскому юнге "овраг с водой", "река".

O финно-угорском происхождении гидронима пишет и профессор И. С. Галкин; "Юнга - название двух рек - Большой и Малой Юнги, впадающих в р. Волгу на территории Горномарийского района Марийской АССР. На материале современного марийского языка это название нельзя объяснить. Оно очень древнее, видимо, финно-угорского периода, со значением "вода" (см. И, С. Галкин. "Тайны марийской топонимики", Иошкар-Ола, Маркиз, 1985).

 

 

 

Правобережная  часть Республики  Марий Эл (Горная сторона)   представляет собой возвышенную местность изрезанную малыми реками, впадающими в Волгу.  Богата история и культура горных мари.

Археологические памятники и памятники природы, такие как гора Аламнер, Керемет нер, Сиухинское городище и другие  хранят в своих недрах множество тайн и загадок…

Сиухинском городище (I тыс. н.э.), которое располагается на высоком мысу правого берега реки Большая Юнга в 1 км к северо-западу от деревни Сиухино. Основная функция подобного рода "городищ-убежищ" заключалась во временной защите населения. На данный момент на территории Сиухинского городища ведутся работы по восстановлению защитных, жилых и хозяйственных сооружений.

Именно поэтому ежегодно здесь проводится фестиваль исторической реконструкции раннесредневековой культуры «Аламнер», где клубы исторической реконструкции представляют костюмы, вооружение и быт средневековых народов, населявших эти места.

 

 

 

 

 

Волга в Марийской республике

На территорию Республики Марий Эл (Марийской республики) Волга попадает сразу за Васильсурском. Протяженность Волги на территории республики - 70 км.

1103 — 1113 км: слева впадает река Ветлуга (длина 889 км) — третий по величине приток Волги. С наполнением Чебоксарского водохранилища устье Ветлуги фактически растворилось в водах Волги и превратилось в большой залив. 1106 км — справа впадает река Большая Юнга, в устье которой расположены села Троицкий Посад и Покровское.

1109 км: справа впадает река Малая Юнга.

1113 — 1116 км: на правом берегу находится город Козьмодемьянск. В районе Козьмодемьянска Волга поворачивает на юго-восток.

1138 км: справа впадает река Сундырь.

 

 

 

На берегу Большой Юнги празднуется  «Пеледыш Айо» - праздник цветов, песен и труда.

«Пеледыш Айо» - любимый праздник марийского народа (горных мари), который проводится около 80 лет. Из года в год после завершения весенне-полевых работ люди широко отмечали свой праздник: надевали свои самые лучшие наряды, национальные украшения. От души веселились, пели, плясали. Самые лучшие труженики села отмечались призами, подарками. С годами праздник становился все краше, разнообразнее, богаче и стал поистине народным.

В  2002 году открылась новая страница в истории культуры нашего края: впервые был проведен певческий праздник в живописном уголке Горномарийского района, где река Большая Юнга впадает в Волгу.

 

Удивлены были все - и гости, и участники, и зрители. Никто не ожидал увидеть такой большой хор, который объединил около 700 самодеятельных исполнителей. Руководила хором заслуженный работник культуры Республики Марий Эл Татьяна Толстова. Над Большой Юнгой и Волгой зазвучало величавое пение хора.

 

И с тех пор горный край Республики Марий Эл каждый год гостеприимно и радушно встречает гостей республиканского певческого праздника «Пеледыш Айо», который стал традиционным, любимым праздником хоровых коллективов, вокальных ансамблей, солистов, музыкантов и артистов различных жанров. Большой сводный хор объединил любителей песенного творчества, людей разных профессий и возрастов. И каждый год Певческая поляна расцветает от обилия нарядных колоритных национальных костюмов.

 

Праздник пользуется большой популярностью не только у местного населения, но и у гостей из других районов Республики Марий Эл, а также республик, областей Поволжья и Приветлужья.

Много всего интересного происходит на празднике «Пеледыш Айо». Начинается он великолепным шествием творческих коллективов и гостей праздника, зажигается огонь фестиваля, поднимаются флаги, звучит гимн. После традиционного чествования тружеников села начинается веселое действо: с живописного склона, обрамленного красивым березняком, со своей многочисленной свитой спускается национальный герой горномарийского народа - легендарный сотный князь горных мари Акпарс. А на центральной сцене в это время в исполнении большого сводного ансамбля гусляров звучит славный «Марш Акпарса».

 

С песнями, хлебом-солью, шутками-прибаутками хозяева праздника встречают гостей. И тут звучат песни - русские, горномарийские, песни луговых мари в исполнении многочисленного хора.

Также много интересного и удивительного происходит на различных площадках. Это и конкурс «Сельское подворье», конкурс горномарийской народной песни «Мыры - халыкын шумжы» («Песня - душа народа»), подводятся итоги районного смотра-конкурса «Туан солана мыра» («Поет село родное»), работают «Семейный дворик», «Юмористическая сцена». А на спортивной площадке проходят различные состязания, народные игры, забавы (метание топоров, стрельба из лука на приз имени Акпарса).

 

 

 

На берегу Большой Юнги расположены такие известные и исторические населенные пункты:

Горномарийский район РМЭ

 

Самое известное – это село Еласы (Йоласал)!

Знаменитое марийское село, расположено на правом берегу р. Большая Юнга, в 25 км от районного центра Козьмодемьянска.  Это село связано с марийским князем Акпарсом и с походом царя Ивана Грозного на Казань. Марийское название "Йоласал" состоит из имени одного из первопоселенцев "Йолас" и слова "ал / "йал" - "деревня" / "селение". В архивных документах XVIII в. известно под названиями "деревня Эласова" и "выселок Большой Юласов".   Церковное название "Христорождественское" утвердилось за этим селом с момента постройки здесь каменной церкви в 1827 г. В настоящее время село имеет сложную конфигурацию, в которой четко выделяются три улицы и разделенная оврагом д. Малые Еласы.

Это старинное марийское селение в XVI-XVIII вв. являлось составной частью общины-деревни "Большая Юл Шудермара" Акпарсовой сотни.

 

 

 

Юнго-Кушерга (Йынгы Кушергы),

Расположена на левом берегу р. Большая Юнга, в 5 км от с. Еласы. Марийское название "Йынгы Кушергы" состоит из слов "Йынгы" - название реки "Юнга" и "кого шыргы" - "большой лес", то есть "Деревня в большом лесу при реке Юнга". В окрестностях деревни находится древнейшая в крае Юнго-Кушергинская стоянка людей периода палеолита (возраст составляет около 30 тыс. лет), раскопанная в 1959 г. казанским археологом, профессором А. Х. Халиковым.

В начале XX в. на противоположном берегу р. Большая Юнга был основан небольшой мужской Аштавайнырский монастырь.

На основе исторического предания, записанного со слов местного крестьянина Столярова, известный писатель краевед Ким Васин написал книгу "Сабля атамана" об Аштывае.

Эта старинная марийская деревня в XVI-XVIII вв. относилась к Акпарсовой сотне.

Жители исстари занимались хлебопашеством, животноводством, различными домашними и отхожими промыслами. По описанию 1889 г., земельные угодья крестьян этой деревни составляли одно Юнго-Кушергское сельское общество Мало-Карачкинской волости. Площадь пашни равнялась 535, 7 дес, сенокосных лугов - 193, 5 дес, лесов - 69, 4 дес. В 1890 г. крестьяне содержали 207 лошадей, 143 головы КРС, 602 головы мелкого скота; в 1891 г. соответственно - 205 лошадей, 39 жеребят, 158 коров, 2 быков, 59 телят, 378 овец, 54 свиньи и разную домашнюю птицу. В деревне многие имели яблоневые сады и пчельники. Здесь были развиты мукомольный, кузнечный, столярный и другие промыслы.

 

 

 

Село ПЕРТНУРЫ (ПОРТНЫР)

  Расположено на пригорье в 0, 5 км от левого берега р. Большая Юнга, на расстоянии 6 км от с. Емешево и 24 км от Козьмодемьянска. В округе села местность изрезана глубокими и сильно заросшими оврагами. Сразу за лесом и оврагом видны д. Заовражные Пертнуры, а дальше через поле - д. Запольные Пертнуры и другие деревни, растянувшиеся около р. Большая Юнга. Марийское название "Портныр" состоит из слов "порт" - "дом" / "двор" и "ныр" - "поле". Другое марийское название - "Церкысир" означает "церковь на берегу / пригорке". В XVI - середине XVIII вв. это селение называлось "деревня Ценибекова" (по имени родоначальника "Ценибек" / "Цонибек" / ). С открытием в 1752 г. православного прихода и строительством в 1754 г. деревянной церкви, д. Ценибекова стала "селом Вознесенским". Одновременно оно называлось "селом Шапкили" (в годы массовой христианизации горных марийцев середины XVIII в. крестьяне соседней д. Шапкили-Кадышево, стремясь не допустить постройки у себя церкви, тайком перенесли крест, поставленный на месте будущего церковного строения в д. Ценибекова - Пертнуры). В XIX в. это селение также было известно как "село Шапкили, Пертнуры" и "село Вознесенское, Ценибеково Первое, Пертнуры".

По данным 1859 г., в с. Пертнуры, Ценибеково, Вознесенское, располагавшемся на знаменитом Московско-Казанском екатерининском тракте ("Сибирская дорога", "Владимирка"), имелось 39 дворов (94 муж. и 77 жен.). На правой стороне Московского тракта, около Юнгинского моста, располагался "выселок Пертнурские Стоялые Дворы (Шапкили)" с 2 дворами (4 муж. и 3 жен.), возле которых останавливались длинные вереницы обозов. С тех пор, как обозы пошли вдоль Волги, д. Стоялые Дворы превратилась в питейные дома. После волостных сходов здесь, по словам современников, "часто собиралась толпа мужиков, пользующихся даровым угощением от кого-либо своих собратьев, освобожденных сходом от какой-нибудь должности или от рекрутов". В 1897 г. в с. Ценибеково - Пертнуры было 32 двора (85 муж. и 83 жен.), а в 1915 г. - 28 дворов с населением в 124 чел.

 По воспоминаниям уроженца с. Пертнуры самодеятельного художника С. С. Максимова, в начале XX в. "при въезде в село справа была красивая каменная церковь, двухпрестольная; были зимняя и летняя церкви. Особой красотой отличалось внутреннее оформление летней церкви, высокий купол, красивая многоплановая люстра; блистал алтарь, ажурный с овальными ликами святых. Все в ней было торжественно и красиво.  Большими были церковные сады, справа и сзади церкви. Здесь было множество яблонь всех сортов, много вишни, сливы, малины и даже орешки". В 1922 г. церковь была передана верующим прихода в "бессрочное бесплатное" пользование. Однако предписанием властей в 1939 г. церковь была закрыта и разрушена. На месте церкви и сельского кладбища поставили дом быта и проложили дорогу; предали забвению почти двухвековую историю православного прихода.

Между тем, многие поколения священо-церковнослужителей этого села приложили большие усилия по внедрению основ христианского просвещения среди своих прихожан. Среди них пертнурский священник, православный миссионер, учитель, автор книги "Черемисская грамматика" (изд. в Казанском университете в 1837 г.), переводчик Библии на марийский язык (изд. в Санкт-Петербурге в 1821 г.), широкообразованный богослов Андрей Данилович Альбинский (1790 г. - умер не ранее 1832 г.). Он не только собственноручно рубил священные рощи марийских язычников, но одним из первых среди горных марийцев с 1812 г. начал учить у себя дома чтению и письму детей марийских прихожан.

 

 

Село ПАРАТМАРЫ (ПАРАТМАР)

  Расположено недалеко от р. Большая Юнга и отстоит от с. Виловатово на расстоянии 6 км. Является одним из старинных селений. В старину с. Паратмары имело несколько марийских названий: "Изи Паратмар" (слово "изи" означает "малый", "Паратмар" - "Паратские марийцы"); "Йынгы Паратмар" - "Йынгы" - название р. Юнга; "Кого Сир" - "Большой Берег"; "Церкы сола" - "церкы" - "церковь"; "сола" - деревня. Происхождение названия "околодок Пердвяков" связано с именем его первооснователя "Пердвек", перешедшего сюда из д. Малая Паратмара.

Впервые на исторической земле Аказиной сотни упоминается в 1717 г. как "деревня Изи Паратмара" (30 дворов; 108 муж. и 107 жен.) с несколькими выселками. Паратмарцы приняли активное участие в известном "Акрамовском" восстании марийских и чувашских крестьян 1842 г.

 

 

Село ЕМЕЛЕВО (ПИСТЕРЛА)

  Расположено на пригорье в междуречье Пинель (Сумка) и Большая Юнга в 5 км от с. Еласы и 31 км от райцентра. Марийское название связано с характером местности, наличием в старину большого липового леса; по-марийски "пистерла" означает "липняки". Официальное название возникло от имени одного из первопоселенцев "Емеля" / "Эмела", поставившего здесь свое жилище - илем. В XVI-XVIII вв. это селение являлось составной частью общины-деревни Большая Шудермара Козьм. уезда и была известна под этим названием.

Впервые на исторической земле Акпарсовой сотни д. Емелево с 10 дворами упоминается в 1795 г. По данным 1859 г., в д. Емелево, расположенной при речке Когоангер, левом притоке р. Большая Юнга, числилось 68 дворов (193 муж. и 184 жен.).

Жители исстари занимались хлебопашеством, домашним животноводством и различными промыслами.

Заметим, что, по данным 1898 г., в с. Емелево имелась каменная церковь, 2 церковно-приходские школы и школа грамоты, хлебозапасиый магазин (амбар с зерном), торговая лавка и трактирное заведение.

С 1872 г. с. Емелево стало центром церковного прихода, выделившегося из прихода с. Чермышево (Еласы). Здесь на средства марийских прихожан в 1876 г. была построена каменная церковь, теплая, двухпрестольная: главный престол во имя святой Троицы; придел во имя святых Гурия, Варсонофия и Германа - Казанских чудотворцев. По данным 1909 г., Емелевский приход включал само с. Емелево (100 дворов; 247 муж. и 263 жен.) и марийские деревни Изикина, Олехина, Санукова, Пертюково, Егорейкина, Верашангер, Якнуры, Старый и Новый Тарашнуры с 362 дворами (967 муж. и 938 жен.). Священником был Алексей Иванович Шестаков, одновременно - законоучителем при местной школе. В советское время, в 1937 г. церковь закрыли, а вышеназванного священника безвинно репрессировали. В октябре 1945 г. верующие (342 чел.) Елас. района обратились с просьбой к властям об открытии церкви в с. Емелево. С января 1946 г. к церковной службе вновь приступил вернувшийся сюда реабилитированный священник А. И. Шестаков (1885 г. рожд.). С марта 1960 г. настоятелем Емелевской церкви стал Николай Андреевич Ясинский.

 

 

 

Село ПОКРОВСКОЕ (ПОХРОСОЛА)

  Расположено в устье р. Большая Юнга, на левом ее берегу, при впадении в р. Волга. Напротив, через р. Большая Юнга, находится с. Троицкий Посад (расстояние менее 1 км). Официальное название селения связано с церковным храмом в честь "Покрова Богородицы". Утвердилось и другое народное название "село Большая Юнга". Марийское название "Похросола" состоит из слов "Похро" - "Покровское" и "сола" - "селение".

Это старинное русское селение было основано в 1587 г. в Козьм. уезде на вотчинной "понизовой" земле суздальского архиепископа. Здесь появились временные стоянки архиерейских рыболовов и заложен деревянный мужской Покровский монастырь, впервые упоминаемый в источниках в 1607 г. Со временем сюда на царскую пожалованную землю была переселена часть крепостных крестьян из суздальской земли. Здесь же находили пристанище пришлые русские крестьяне, бобыли и посадские люди из центральных уездов. По данным переписной книги 1646 г., в "понизовой вотчине суздальского архиепископа при Покровском монастыре, стоявшем в 8 верстах от Козьмодемьянска, числился "двор служки монастырского Демки Трофимова (3 муж.), 57 двора крестьянских (160 муж.), 22 бобыльских двора (49 муж.), а всего 80 дворов (212 душ муж пола

В 1717 г. в селе "Покровском, Большая Юнга тож" было 68 дворов с населением в 930 чел. (351 муж. и 579 жен.). В этом оживленном волжском селе, где крестьяне, помимо хлебопашества и животноводства, активно занимались судовыми волжскими промыслами, бурлачеством, торговлей, речным судостроением, сплавом леса, плотничными и другими делами, уже в 1727 г. упоминалось наличие небольшой ярмарки. По данным "экономических примечаний 1795 г., в с. Покровском, Юнга тож" имеется "церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, деревянная. Во оном селе 1 октября бывает небольшая ярмонка, на которую приезжают из городов Козьмодемьянска, Василя, Макария купцы и мещане с шелковыми и бумажными товарами и разного мелочью; потребною для деревенских жителей посудою; а из ближних селениев жители с сермяжными сукнами, холстом, овечью шерстью, телегами, колесами, ведрами, кадками и съестными припасами". При селе на р. Большая Юнга действовали две водяные мукомольные мельницы. По материальному положению покровские крестьяне "в зажитке некоторые достаточны, но более посредственны" были.

В 1852 г. известный историк-краевед С. М. Михайлов писал следующее относительно этого села: "Казенное село Покровское, Большая Юнга тож, на правой стороне реки Волги, отделяется от Троицкого посада одним только устьем реки Большой Юнги, впадающей в Волгу. Это село можно назвать первым в уезде по зажиточности жителей-судопромышленников и по ежегодной ярмарке. Здесь считается государственных крестьян по 9-й народной переписи мужчин 392 и женщин 529 душ. Церковь каменная, построена вместо прежде бывшей деревянной в 1814 году тщанием прихожан. Главный храм во имя Покрова пресвятой богородицы, а теплый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Ярмарка открыта с незапамятных времен и называется Покровского; торговля начинается обыкновенно с 1 и продолжается по 5 число октября. Для нее устроено 4 деревянных корпуса с 120 лавками. Торговцы съезжаются, кроме Козьмодемьянска, из разных городов и селений Казанской, Нижегородской, Костромской и Вятской губерний. Предмет торговли составляют: суконные, шелковые и бумажные материи, сахар, чай, фрукты, посуда фарфоровая, глиняная, хрустальная, стеклянная и деревянная, железные, москательные и разные мелочные товары, всего привозом на сумму от 53000 до 83000 рублей серебром; продается же от 6000 до 10000 рублей серебром. Сбор с лавок простирается до 400 рублей серебром, и сумма эта поступает в пользу церкви, по согласию самих жителей. Кроме ярмарки, бывает значительное стечение народа здесь весною во время перегрузки лесов, сплавляемых по реке Ветлуге".

Далее, подчеркивая особое значение Покровской ярмарки в Козьмодемьянском уезде, С. М. Михайлов писал: "Кроме пользы для церкви, духовенства и местных жителей, Покровская ярмарка приносит еще и ту немаловажную пользу, что через оную инородцы, сближаясь с русскими, перенимают их нравы и обычаи. Известно, что русский народ в храмовые праздники, помолившись богу, имеет обычай принимать к себе гостей и веселиться, как говорится, от трудов своих праведных. Так точно и покровские жители, проведши все летнее время в судовой промышленности и работе на Волге, к дню Покрова возвращаются восвояси с барышами и препровождают свой годовой праздник с ликованиями не менее других. Горные черемисы многих ближайших деревень, глядя на таковое обыкновение русских, усвоили его себе и, вместо прежних, после окончания молотьбы хлеба, полудиких обрядов, начали праздновать праздник Покрова наравне с Покровскими жителями. Из них бывает на ярмарке много и порядочных торговцев с мелочными товарами, а ныне стали появляться торгаши мылом и другими русскими изделиями. Проходя по рядам их лавок, никак нельзя отличить их от русских: сидят они в таких же красных рубахах и в желтых чапанах верблюжьего сукна, как и русские сельские торговцы, и узнаешь черемисина-торгаша разве тогда только, если сидят с ним в лавке жена его или дочери, не изменяющие национального костюма, кроме покрытия головы платком по русскому обычаю. Любят горные черемисы попить и поесть получше, чем чуваши и другие племена. Так, на Покровской ярмарке часто встретите их сидящих в гостинице за чаем с товарищами по торговле, также с женами и детьми, которые становятся ныне большими любителями этого напитка. Но в нынешнем году не было открыто на ярмарке гостиницы, и черемисы очень сетовали, что им негде попить чайку, а в домах редкие из них имеют самовары и чайные приборы. Убивать же понапрасну деньги на вине они не охотники.

Приходят на ярмарку толпами и черемисские девушки для высматривания себе женихов, покупки в приданое сундуков, платков и других нарядов. Гуляют они по ярмарке за молодцами особою группою, во всех праздничных нарядах, т. е. в новых суконных бористых белых кафтанах мижер, покрывшись красными платками, выпустив локоны, в чопорных лапотках, блестящих на груди серебряных шалкамах с особо надетыми на шею и выпущенными наружу на цепочках и красивых лентах серебряными и оловянными большими крестами, которые у здешних черемисок и чувашек считаются единственными украшениями, заменившими старинные их бисерные ожерелья и борки. Черемисские девицы весьма грациозны и, можно сказать, не хуже русских красавиц, приходящих на ярмарку из окрестных деревень в своих бористых куртках на заячьем меху, покупать у тороватых нижегородских торгашей или ситцу на московский сарафан, или кумачу на душегрейку.

 Прежде оживление на лесной пристани с. Юнги по веснам было очень большое: "Юнга - вторая Москва", - говорили стекавшиеся сюда ветлужские бурлаки - сплавщики леса. Ныне, с перенесением Ветлужской лесной биржи вниз по течению Волги - к Козьмодемьянску, это оживление затихло. В 1897 г. на пристани с. Покровского построено 4 баржи с подъемной способностью в 100 тыс. пуд и первоначальной стоимостью в 7150 руб. ".

 

 

Село ТРОИЦКИЙ ПОСАД (КОГОСОЛА)

  Село Троицкий Посад является центром одноименной сельской администрации. Расположено в устье р. Большая Юнга, на правом ее берегу, при впадении в р. Волга. Состоит из двух частей: верхней и нижней. С верхней части, раскинувшейся на высоком волжском берегу, открывается великолепная панорама. Напротив, через р. Большая Юнга, размещается с. Покровское. Расстояние до райцентра водным путем по р. Волга составляет 6 км, а шоссейной дорогой - 12 км. Официальное название селения связано с приходским церковным храмом в честь "Святой Троицы" и спецификой типа селения пригородного "посада", приписанного к Козьмодемьянску. Марийское название "Когосола" состоит из слов "кого" - "большое" и "сола" - "деревня" / "село".

 

 

 

 

 

ПАМЯТНИКИ в долине реки Большая Юнга

 

Пернянгаши. Жертвенник. Марийский, языческий. Пернянгаши (Юнга-Пернянгаши) д.Троицко-Посадской с. адм., пр. б. р. Большой Юнги.

В 200 м к Ю от д. на мысу пр. б. безымянного пр. прит. р. Б.Юнги (местное название мыса – «Важото» - родовая роща), образованном двумя оврагами. Мыс вытянут по линии З-В. Высота мыса над уровнем поймы около 16 м. площадка мыса задернована, поверхность сильно изрыта поздними ямами. Западный край мыса сильно разрушается обрывом. В ходе работ было выявлено 5 кострищ (130 см, 80 см, 90 см, 80 см, 45 см) вокруг одного центрального (280 см). Мощность заполнения кострищ до 35 см. Заполнение всех кострищ сильно насыщено мелкой кальцинированной костью.

 

Сиухино. Жертвенник. Марийский, языческий. XVIII-XIX вв. Сиухино, д.Троицко-Посадской с. адм., пр. б. р.Большая Юнга.

На останце коренной террасы пр. б. р.Б. Юнга на месте городища II. Изучили остатки жертвенных кострищ с вещами, костьми животных и монетами 1735-1815 гг. Изучен полностью.

 

                              ДОЛИНА ЮНГИ ОКОЛО СИУХИНСКОГО ГОРОДИЩА       

 

Миняшкино. Курганный могильник. Эпоха бронзы. Абашевская культура. II тыс. до н.э. Миняшкино, д.Еласовской с. адм., пр. б. р. Большой Юнги, пр. б. р.Волги.

На 3 конце д. отметили группу из шестнадцати насыпей. Шесть из них были застроены, остальные заняты усадьбами. Высота курганов достигала от 0,3 м до 2 м; диаметр 10 м – 30 м. В 1958 г. раскопали две насыпи в которых изучили остатки пяти захоронений. Костяки не сохранились. Сопровождающий инвентарь: глиняная посуда, медный браслет.

 

Писералы. Стоянка II. Эпоха бронзы. Культура текстильной керамики. II тыс. до н.э. Писералы, д.Еласовской с. адм., пр. б. р.Большой Юнги, пр. б. р.Волги.

В 700 м к СЗ от д., в 80 м к Ю от колхозной фермы на мысу над луговой террасы пр. б. р.Б.Юнги заложили траншею (16 кв. м) и собрали фрагменты лепной посуды, украшенной ямками, клиновидными вдавливаниями и оттисками гребенчатых штампов.

 

 

В окрестностях деревни Юнго-Кушерга находится древнейшая в крае Юнго-Кушергинская стоянка людей периода палеолита (возраст составляет около 30 тыс. лет), раскопанная в 1959 г. казанским археологом, профессором А. Х. Халиковым.

 

 

 

 

КАМЕНЬ АКПАРСА

 

 

На горномарийской земле стало еще одним памятником больше. На высоком берегу реки Б.Юнга, в том месте, где она скрывается под “свадебным” мостом (женихи носят через него невест), в нескольких десятках метрах от старого Екатерининского тракта, возлежит теперь огромный камень природного происхождения весом в 4 тонны. И написано на нем: “Сия есть земля Акпарсова!..”

 

 

Красивейшее место, от которого рукой подать до деревни Нуженалы, выбрано не случайно. Если верить легенде, жил там сотный князь Акпарс - национальный герой горных мари. Предание гласит: в стародавние времена Акпарс поднял камень и, бросив его наземь, произнес: “Это моя земля!”

По решению администрации Горномарийского района, глава которого Леонид Кубеков думает о развитии сельского туризма, памятное место выбрано просто идеально. Очень красивая видовая площадка географически связана с родиной Акпарса и в то же время доступна для подъезда, осмотра.

Официальное открытие камня Акпарса еще впереди, необходимо завершить строительные работы, установить информационный щит, но уже со среды прошлой недели камень возлежит на месте. Первыми его увидели участники рабочего совещания по развитию сельского туризма в районе.

Рабочее-то оно рабочее, но с широким размахом. На нем присутствовал и поделился опытом гость из Германии доктор Герхард Вандке, международный эксперт по вопросам бизнес-планирования, рентабельности, экономического развития. Он прибыл с чувашскими специалистами института туризма и сервиса.

Йошкар-Ола прислала мощный “десант” специалистов, заинтересованных в грамотном использовании имеющихся в горномарийском крае  памятников и ресурсов - географических, исторических, экономических и т.п.

Интересными были выступления известного археолога Татьяны Никитиной, ее комментарии по части археологических памятников на остановках будущего туристического маршрута, по которому в заключение проехали участники совещания.

Все были в восхищении от Сиухинского археологического комплекса. Это три разновременных памятника: ананьинское поселение VII-V вв. до н.э., кузница ХII-XIII вв. и марийское святилище XVIII- XIX вв.

“Мы являемся сторонниками такого подхода, когда сохраняется археологическое наследие, - заявила Т.Никитина, показывая гостям один из древнемарийских сиухинских объектов, с которого, словно со скалы, открывается сказочный вид на Б.Юнгу, бегущую где-то внизу голубой лентой. - Сделаем настил в форме древнемарийского жилища, будет организованный мангал. Рядом находится поляна песен. Это достижение Горномарийского района, праздник, на который ежегодно собирается несколько тысяч человек. Он приобрел республиканский характер”.

Да, показать есть что. Хотя турист нынче привередливый. Кому-то нужны еще поездки в храмы, кому-то - активный отдых, походы, приключения, рыбалка, песни у костра, а кому-то - хороший номер в сельской гостинице. Пора отлаживать формы приема!

АВТОР:  Галина Кныш-Ковешникова.

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Фото Александра Стрепетова

http://www.12rus.ru/

http://fotki.yandex.ru/

http://kovart.com/

http://www.vokrugsveta.ru/

Алексей Котлов.

http://www.marpravda.ru/news/culture/2008/10/28/kamen-akparsa/

http://gornomari.ru/arxpam

   _

 

Комментарии

аватар: Гость

 Нельзя ли вернуть на место

 Нельзя ли вернуть на место деревню Актушево на карте туристических маршрутов.

аватар: Кэп

к сожалению...

это не в нашей компетенции, тут надо обратиться к администрации района!

аватар: Кэп

Дом ремесел

В Горномарийском районе Марий Эл открылся Дом ремесел, который поможет развивать внутренний туризм в республике.

В Горномарийском районе Марий Эл в селе Еласы открылся Горномарийский Дом ремесел.

Его создали для того, чтобы сохранять культурное наследие жителей района, а также развивать внутренний туризм на территории республики, сообщили в Козьмодемьянском культурно-историческом музейном комплексе. 

В день открытия были вручены благодарности всем, кто принимал участие в создании Дома ремесел. Для посетителей провели экскурсию и показали мастер-классы. 

Здесь собраны различные предметы быта и ремесла горных марийцев. Действует четыре студии: гончарная, ткачество, шитьё-вышивание и резьба по дереву.

В планах у сотрудников Дома ремёсел открыть ещё две студии: мелко-кузнечных и ювелирных изделий и студию плетёных изделий. Также планируется возведение бревенчатого дома, клети и других хозяйственных построек 
 

 

аватар: Кэп

князь Акпарс

Аказ Тугаев - настоящее имя горномарийского сотного князя Акпарса, сподвижника Ивана Грозного, отличившегося при взятии Казани в 1552-м году. Он командовал Горным полком, в котором сражались горные мари, чуваши, мордва. Стяг горного полка, по некоторым данным, представлял белое полотнище с восьмиконечным православным крестом посередине (Акпарс был сознательно крещен в православие) и марийским орнаментом по краям.
Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую (серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным - орла) жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.

Легенда повествует о роли акпарса во взятии Казани: долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. Иван Грозный обвиняет Акпарс в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. «Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст».

В Горномарийском районе Марий Эл 20 ноября 2007 года открыт памятник князю Акпарсу. Памятник установлен на пути из Чебоксар в Йошкар-Олу, на Картуковском повороте. Это место, где сходятся основные горномарийские дороги. Именно здесь, по преданию, начинались родовые земли Акпарса.

Князь изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширнина и С.Яндубаева.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.