Музеи Марий Эл
Особым достоянием республики – являются музеи, особенно национальные и этнографические, где можно познакомиться с бытом, культурой и историей марийского народа. Главным музеем РМЭ – является Национальный музей в Йошкар-Оле, который обязательно рекомендуем посетить всех гостей марийской столицы. Интересными местами также являются город Козьмодемьянск и поселок Юрино, где находятся уникальные музейные комплексы.
Путешествуя по республики, интересно побывать и в небольших музеях в разных частях РМЭ.
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева (ГБУК «НМ РМЭ») — региональный краеведческий музей, расположенный в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл.
Открыт 3 апреля 1920 года, является старейшим музеем республики.
Назван в честь одного из основателей музея, директора, учёного-этнографа, краеведа Тимофея Евсеева.
4 марта 1920 года коллегия Краснококшайского уездного отдела народного образования приняла решение об организации Центрального музея в Краснококшайске. 3 апреля того же года музей открылся для посетителей в здании 32 по улице Советской (дом Суворова). 17 октября 1921 года коллегия народного образования Марийской автономной области приняла решение о преобразовании уездного музея в областной краеведческий. Заведующим назначен преподаватель марийского языка и этнографии Марийского педагогического техникума Ф. Е. Егоров.
катание девушек на санях
Музей разместили в здании педтехникума. В 1922 году государство отказалось от финансовой поддержки, и музей был закрыт. Все имеющиеся экспонаты музея были переданы на хранение в этнографический отдел Марийского педтехникума. Музей возобновил свою деятельность 5 декабря 1924 года. Не имея собственного помещения, музей временно оставался в этнографическом кабинете Марпедтехникума.
По рекомендации съезда учителей Марийской автономной области в музей был направлен учитель Тимофей Евсеевич Евсеев, который начал сбор этнографического материала среди марийцев.
В 1925 году музей был переименован в Центральный марийский музей. В начале 1927 года музей был переведён в отдельное небольшое каменное здание. В 1930 году музей помещался в каменном одноэтажном здании. Выставочные залы занимали три комнаты.
В июне 1932 года музей переведён в здание закрытой церкви, где удалось провести одну краткосрочную выставку. После капитального ремонта здания церкви в 1934 году были созданы условия для восстановления исторической ценности музея, оборудован этаж для картинной галереи.
Музей взаимодействовал с московским Центральным музеем народоведения, Вятским институтом краеведения и с Хельсинкским этнографическим музеем в Финляндии.
С февраля 1934 года Тимофей Евсеев стал работать в должности директора музея. В связи с преобразованием Марийской АО в Марийскую АССР музей стал подчиняться Народному комиссариату просвещения Марийской АССР. В 1937 году музей был переведён в новое здание. С 20 января 1939 года музей был открыт после реорганизации с отделами природы, истории, социалистического строительства.
С 1941 по 1946 годы музей был временно закрыт, а фонды были вывезены и хранились в маленьком каменном помещении колхоза Ронгинского района Марийской АССР.
В 1946 году переименован в Марийский научно-краеведческий музей и стал подчиняться Управлению по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров Марийской АССР. Тогда же музею было отдано нынешнее двухэтажное здание.
Здание музея является памятником архитектуры регионального значения.
Здание построено в 1903 году как арестный дом. Позже в нём размещался рабфак, а в годы Великой Отечественной войны — Ленинградский оптико-механический институт, где работал академик Сергей Вавилов. Музей занимает здание с 1946 года. В 1960 году к юбилею республики здание был реконструировано, надстроен третий этаж, построено правое крыло.
Здание участвует в формировании фронта застройки восточной стороны Советской улицы. Представляет собой прямоугольное трёхэтажное кирпичное строение с ризалитом с восточной стороны. Имеет коридорную планировку в объёме постройки 1903 года и зальную — в дополнительном объеме 1960 года. В оформлении фасада использованы рустовка, профилированные карнизы, полосы каннелюров в простенках окон 2-го и 3-го этажей, украшения в виде марийского национального орнамента.
Фондовые коллекции
В настоящее время Национальный музей является крупным культурным центром, его коллекции насчитывают свыше 230 тысяч единиц хранения. Все эти экспонаты представлены в экспозициях и на выставках, как в Национальном музее, так и его филиалах.
Ежегодно музей с филиалами посещают свыше 130 тыс. жителей и гостей города. Открывается более 70 выставок.
В музее располагаются три постоянные выставки:
Удивительный мир животных. Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл.
Страницы истории Марийского края с древнейших времен до 80-х годов XX века.
Обряды жизненного цикла: традиционная культура народа мари XIX—XX веков.
В музее имеется уникальная коллекция (около 260 единиц) художественно-этнографических зарисовок и живописных работ 20-30-х годов XX века, выполненная привлечёнными Т. Евсеевым для пополнения фондов художниками, знакомыми с жизнью края (К. Ф. Егоров, Е. Д. Атлашкина, П. Т. Горбунцов), а также художниками из Казани (Г. А. Медведев, П. А. Радимов, В. К. Тимофеев). В результате их работы на протяжении второй половины 20-х — первой половины 30-х годов была сформирована коллекция работ о повседневной жизнедеятельности марийцев и их этнокультурных особенностях. Она включает в себя этюды, рисунки, этнографические зарисовки и наброски документального характера, выполненные в экспедициях в Моркинский и Звениговский кантоны Марийской автономной области, организованных Т. Евсеевым в 1928—1929 годах, и после их завершения.
ремесла народа мари
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО МУЗЕЙ
Где находится, как доехать:
Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева
Телефон: (8362) 45-2333, 45-2639, 45-1737
Адрес: 424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, 153
Проезд: Тролл. №№ 2, 8, 6, 11; маршр. такси №№ 1, 28, 32, 20, авт. №№ 1, 9 до ост. "Музей"
ЗАМОК ШЕРЕМЕТЕВЫХ И КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ЮРИНО
В юго-западной части Марий Эл на левом берегу Волги между старинными городами Козьмодемьянским и Васильсурским раскинулся п. Юрино.
Широко и привольно течет здесь, великая красавица Волга. В глубине волжского берега увидишь полусказочный средневековый замок с зубчатыми башнями, с цветными витражами и куполом зимнего сада. Замок удачно вписан в окружающий пейзаж - вечно зеленый парк со стройными соснами соснами и кудрявыми березами. Овеянный легендами, неведомой таинственностью и своеобразной красотой, уводит в глубокую старину...
В прошлом поселок Юрино назывался селом Архангельским. История не сохранила даты возникновения Юрино. Не исключено, что Юрино и было образовано русскими крестьянами. Уже в 17в., как подтверждают исторические документы, село переходило от одного владельца к другому. Граф Головин продал Юрино с соседними деревнями известному в петровские времена заводопромышленнику владыке железного Урала, Никите Демидову. Он Юрино подарил своему наследнику-сыну Николаю. Николай ехать в эту глушь не хотел. Юринские земли перешли к камергеру Александру Жеребцову. И только в тяжелый год, когда русский народ отстаивал свою землю от наполеоновского нашествия, село с прилегающими землями купил у вдовы Жеребцовой Ольги В.С. Шереметьев - внучатый племянник известного вельможи петровских времен фельдмаршала Шереметьева. Юринские земли, находящиеся в отдаленной лесной глуши, не зря привлекали его внимание. Там было много строительного леса, нетронутых заливных лугов. Близость Волги и сплавной Ветлуги сулило ему большие барыши. Он уже тогда понимал, что нищенские крестьянские хозяйства через некоторое время не принесут ему тех доходов, которых жаждал получить в будущем от своей вотчины .В Юринской вотчине на полном ходу крутятся жернова водяных и ветряных мельниц, работают маслобойни. В лесах крепостные Шереметьева заготовляют древесину, курят смолу, гонят деготь, жгут уголь и все это на помещика, который продукцию дешевого крестьянского труда отправлял на нижегородский рынок. Трудятся на Шереметьева крестьяне, гнут спины на барских заводах, создают в имении оранжереи, разбивают цветники, парки, сады.
Для обслуживания помещичьих фабрик и заводов устанавливаются водяные прессы и паровые машины. В усадьбе строится большой скотный двор, в сосновом парке - пятиэтажная паровая мельница. Жизнь помещика протекала в роскоши, а нищие и босые крестьяне страдали от голода и болезни. Крепостные устраивали побеги, беглецов ловили, пороли и бросали в тюрьмы, сдавали в рекруты и даже избивали на смерть. Помещик распоряжался личностью крепостных. Покупал и продавал крестьян, менял и проигрывал в карты, закладывал и дарил. Без разрешения помещика в Юринской вотчине крестьяне не могли создавать семью. Он сам назначал, кому за кем быть. Не редко понравившуюся Шереметьеву женщину увозили прямо со свадьбы в его барскую усадьбу. В сороковых годах в Шереметьевской вотчине господствовал мало производительный крепостной труд. На ровне со взрослыми на помещика работали изможденные старики и дети. Тогда помещик перевел основную часть крестьян с барщины на оброк. Но и это не помогло поднять производительность труда. Низкий урожаи, упадок животноводства, убыточность предприятий привело шереметевское хозяйство к тому, что оно все больше запутывалось в долгах. Тогда Шереметев предложил крестьянам добровольный выкуп, назначив за каждый рубль оброка по 25 рублей выкупной суммы. Крепостные отказались подписать соглашение, тогда он выделил "думчих", которые от лица всех крестьян должны были подписать договор. "Думчие" тоже отказались. За это они были жестоко наказаны Шереметевым.
ПРАЗДНИК БЕНДЕРИАДА И МУЗЕЙ ОСТАПА БЕНДЕРА - КОЗЬМОДЕМЬЯНСК
Музей юмора имени Остапа Бендера:
Считается, что Козьмодемьянск послужил прообразом города Васюки из знаменитого романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Любовь горожан к сыну турецкоподданного воистину сильна — каждый второй дом украшен шахматной доской, есть памятник стульям, за день можно встретить не меньше пяти Лжебендеров. Здесь даже есть музей, посвященный пребыванию великого комбинатора в Васюках — Музей юмора имени Остапа Бендера.
В двух из четырёх залах музея хранятся предметы, так или иначе иллюстрирующие ту часть романа Ильфа и Петрова, в которой Остап Бендер проводил одновременный сеанс игры на 160 досках и строил планы по проведению межпланетного шахматного турнира. Здесь же собраны материалы, связанные с фестивалем юмора «Бендериада», который проходит с 1995 года. Вся история этого веселого праздника (фотографии, рекламные буклеты) представлена в музее.
В двух других залах выставлены сатирические рисунки Игоря Иванова и Анатолия Смирнова, коллажи Анатолия Смирнова и скульптуры Николая Леденейкина.
В музее можно увидеть табличку «Пиво отпускается только членам профсоюза», которая непродолжительное время висела над местным продуктовым магазином.
Наравне с другими музеями города входит в Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.
МУЗЕЙ МАРИЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ НА ИЛЕТИ
Вот так примерно пока выглядят вещи из моего музея. Безусловно здесь не вся коллекция, кое что на реставрации, кое что в другом помещении, кое что я просто не хочу пока обнародовать, но то, что здесь кратенько могу показать и рассказать.
Уже заметили колесо от телеги, на переднем плане высокая и цилиндрическая - это маслобойка. На заднем плане черное пальто из войлока и старинное зеркала, а также бросаются в глаза в верхней части фотографии разнообразные лопаты для выпечки хлеба.
12. Здесь на переднем плане старая печатная машинка, платье совсем старое в плохом состоянии, счеты, в центре картонная коробка со старинными стеклянными бутылями ( дальше вы увидите), деревянная воронка внизу в центре, бочонок деревянный для брожения пива, а на бочонке металлические крючья и чесалка для лошадей.
13. Вот она во всей красе- СОХА, а точнее самая главная деталь сохи с кованными наконечниками, та которая вгрызается в землю и пашет её. На подиуме вы видите утеса из бересты их у меня несколько штук разных размеров, в центре маленькое деревянное ведерко- это самая первая вещь с которой, собственно, и начался мой маленький частный музей. Справа на подиуме стоят большие цилиндрические емкости ручной обработки, выдолбленные из стволов деревьев заготовки под кадки для соления грибов и помидор, возможно для мучения яблок, в них воткнуты и лопаты печные, ухваты, мотыги, прялки, короче чего там только нет.
часть сохи - та что рогатообразная - называется рассоха, это по-русски, кованные же наконечники - сошники, в далеком детстве даже на деревенских огородах использовали, с помощью оглобли - прикрепляли к лошади.
14. Справа стоит корзина с веретенами, колодками под лапти, и челноками для прядильных станков. Вообще надо сказать у меня очень много разнообразных деталей прядильного станка, но вот целый станок - это пока мечта.
15. Сверху вниз - колодка для лаптей, затем инструмент которым плетут лапти, затем наш недоплетенный лапоть. Кстати, я так и нашла его лежащим на столе в сарае, а над ним в балку был воткнут этот странный инструмент, будто люди работали, затем вышли на минуту и больше никогда не вернулись. Я не смогла его оставить там валяться. теперь они все у меня отреставрированные в моем музее. Блестящие , гладкие, приятные на ощупь, и держа в руках эти вещи, которые в последний раз были в руках человека много лет назад, я будто попадая на одну волну с ним... Эй....где ты там в глубине веков, о чем думал, когда плел эти лапти, какие песни пел..., и почему не закончил работу...? Что заставило тебя бросить все и уйти...?
по-русски кочедык - инструмент для плетения
также инструмент называли коточик, он назывался у марийцев – с:узло.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ЗВЕНИГОВО
животный мир Звениговского района Марий Эл
Также уверенно можем сказать, что именно в Звениговском районе наиболее развито и популяризировано краеведение, например, посмотрите сайт Команды Кочующих из п.Красногорский! И всё это возникло не на пустом месте – стараниями многих сторожил, краеведов, учителей и обычных людей удалось создать огромный архив данных по истории, как Марий Эл, так и Звениговского района! А центр изучения краеведения и истории Звениговского района РМЭ – расположен в краеведческом музее города Звенигово, о котором мы сейчас расскажем!
такой раритетный Гимн милиции нашли мы в музее
О жизни нашего любимого города и района, о его прошлом и настоящем Вам с удовольствием расскажут в Звениговском районном краеведческом музее, который располагается в здании, где в начале 20 в. жил один из самых первых революционеров в Марийском краев - Х.А. Саулитис.
Уютный, домашний музей вот уже больше 10 лет работает над тем, чтобы сохранить историю нашего района в вещах, документах, фотографиях. Здесь Вы можете увидеть интересные коллекции предметов крестьянского быта, традиционной одежды, а также художественные работы, фотодокументы и многое другое.
Коллекция музея создавалась во многом благодаря старожилам города и краеведам-любителям, и сегодня насчитывает больше 7 тысяч экспонатов.
В музее действуют как постоянные, освещающие историю района 9 например, «Зал боевой Славы»), так и временные в выставочном зале.
Помимо выставочной деятельности и научно-исследовательской работы, большое внимание музеем уделяется и культурно-просветительским вопросам. Музей совместно с отделом культуры проводить разнообразные конкурсы, целевой аудиторией которых часто становятся дети школьного возраста.
СЕРНУРСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ КОНАКОВА
Сернурский музейно-выставочный комплекс имени Александра Конакова.
Музей – это уникальное культурное пространство, функциональная деятельность которого сводится не только к комплектованию, учету и хранению фондов, организации выставок, экскурсий и мероприятий.
На современном этапе музей осуществляет серьезную научно-исследовательскую, просветительную и культурно-образовательную работу.
В связи с этим музеям отводится огромная роль в духовно-нравственном, патриотическом воспитании, этнокультурном развитии подрастающего поколения.
Сернурский музейно-выставочный комплекс осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- сбор, научная обработка, учет и хранение экспонатов и музейных коллекций;
- выставочная деятельность;
- экспозиционная деятельность;
- культурно-просветительская деятельность;
- научная деятельность;
- проектная деятельность;
- экспедиционная работа;
- экскурсионное обслуживание;
- лекционное обслуживание;
- издательская деятельность;
- деятельность в области сохранения объектов культурного наследия в Сернурском муниципальном районе;
- туристическая деятельность.
Особенность современных музеев проявляется в их многофункциональности. Сегодня музей - это сложная, многоуровневая система, решающая ряд значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает организация досуга, сочетание познавательной, развлекательной и творческой функции деятельности музея.
Современные музеи все чаще выходят за рамки привычного экскурсионного показа и становятся инициаторами и проводниками оригинальных форм социально-культурной деятельности. Работники музея вынуждены прибегать к различным формам проведения мероприятий, чтобы привлечь посетителей.
Формирование привлекательного образа музея, расширение его аудитории за счет использования информационных средств, учет объективных потребностей людей в свое свободное время сочетать познание с развлечением заставляет современные музеи использовать в своей деятельности зрелищно-игровые, конкурсные программы и иные методики. Диапазон методик достаточно широк - от «погружения в глубь веков» до литературных и музыкальных вечеров.
Взаимодействуя с музейной средой, организованной в игровой форме, документальный материал воспринимается на новом качественном уровне, более полно и глубоко. При этом посетитель музея получает не только информационную нагрузку, но и эмоциональную разрядку. Это способствует появлению интереса у посетителя к более углубленному восприятию материала.
Кто сегодня ходит в музей? Учителя, школьники, краеведы, туристы, просто посетители. Одни приходят за знанием, другие – за развлечением. И, чтобы удовлетворять потребностям и тех и других, современный музей должен для одних быть – культурно-развлекательным центром, для других - духовным. При этом, важное значение имеет качество предоставляемых услуг. Таким образом, традиционная по содержанию и инновационная по форме работа любого музея – основа его существования и укрепления.
зал родной природы
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ - КОЗЬМОДЕМЬЯНСК
Расположен Козьмодемьянск в очень живописном месте, на высоком правом берегу Волги Республики Марий Эл. Более четырехсот лет назад облюбовал этот берег царь Иван Грозный. В 1583г. повелел он поставить город и назвать его именем святых, братьев-врачевателей Козьмы и Дамиана.
В городе функционирует целый музейный комплекс, объединяющий на данный момент 4 музея, каждый из которых, по-своему, уникален.
Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева – "Малая Третьяковка на Волге" – одна из старейших картинных галерей на Волге, основанная в 1919 г. Музей купеческого быта – это памятник купечеству, которое в 19 в. сыграло важную роль в развитии Козьмодемьянска и превращении его в один из крупных центров лесной торговли в России. Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова – небольшая "деревенька", где полностью воссоздана жизнь и быт горных мари. Музей сатиры и юмора им. О. Бендера популяризует роман И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев", в котором г. Козьмодемьянск явился прообразом г. Васюки.
Город привлекает внимание гостей не только своими музеями. В любую погоду приятно пройтись по узким улочкам старого города. Радует глаз множество купеческих домов, которые сохранились и до наших дней и через столько лет очаровывают своими кружевными нарядами – великолепной ажурной, накладной и пропильной резьбой.
На самой высокой точке города Козьмодемьянска расположился Этнографический музей марийского народа. Основная экспозиция музея, состоящая из деревянных изб, бань, мельницы, колодца, кузницы и других строений, находится под открытым небом в живописном месте с видом на реку Волгу.
Созданный из построек марийского народа музей был перевезён из зоны затопления Чебоксарской ГЭС в начале 1980-х годов и обрёл этнографическую направленность. На первый взгляд музей напоминает обычную русскую деревеньку, но если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что резьба, украшающая усадьбу и часовню, торчащие из стен декоративные ветки и традиционные атрибуты искусства марийцев придают каждому строению свой уникальный, неповторимый вид.
Визитная карточка Марийского Этнографического музея – действующая деревянная мельница, внутри которой можно осмотреть механизмы, приводящиеся в действия вращающимися крыльями мельницы в ветренную погоду. Туристический интерес вызывают уже забытые в современном мире объекты быта: колодец-журавль, летний шалаш, плетеные заборы, высокие качели и телега с деревянными колёсами. Музей украшает усадьба зажиточного крестьянина с экспозицией национальной одежды и обуви, а также кузница, баня, овины, риги с полностью воссозданным интерьером каждой постройки.
Этнографический музей в Козьмодемьянске является единственным музеем, знакомящим с историей марийского народа, и один из двух в европейской части России, целиком посвящённый этнографии малых народов.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - КОЗЬМОДЕМЬЯНСК
Началом нашей картинной галереи стала Волжско-Камская передвижная выставка.
В 1918 году художники Казани организовали передвижную выставку, назвали ее Волжско-Камской. В нее вошли картины казанских художников и картины из частных собраний жителей Казани. Идея самая замечательная – приблизить искусство к народу.
Сопровождали ее художники Павел Александрович Радимов и Григорий Михайлович Медведев. (Их картины – первые экспонаты нашего музея).
Художники смогли показать выставку лишь в Козмодемьянске. Фронтом гражданской войны Казань оказалась отрезанной: ее захватили белые. Радимов и Медведев побоялись туда вернуться и остались в городе и в селе Еласы.
Художники жили у нас два года, ездили по деревням, рисовали природу горномарийского края, в их картинах нашли отражение бытовые сцены из жизни марийского народа. (П. Радимов «В марийской деревне», Г. Медведев «Думы старика», «Крыльцо»). Радимов в селе Еласы открывает рисовальные курсы, учит марийцев рисовать.
Таким образом, картины Волжско-Камской выставки застряли в Козьмодемьянске. В 1919-ом г., когда Григорьев занялся организацией музея, они пришлись кстати. 40-а картин было недостаточно. Григорьев едет в Казань к друзьям-однокашникам. Кто-то дарит ему картины, кто-то продает. Общается с известным в Казани знатоком искусства, коллекционером Александром Фердинандовичем Мантелем.
Приобретает у него живописные и графические произведения. Хлопочет и получает картины из Москвы из Центрального хранилища государственного музейного фонда. В 1922 году Григорьева отзывают в Москву. Работает зав. отделом при Главнауке, заместителем директора по науке в Третьяковской галерее. Занимая такие посты, не забывает о родном городе и музее, всячески способствует пополнению его коллекций.
Общается с художниками, последние, в знак признательности, уважения, дарят ему свои картины, которые постепенно поступают в наш музей. После смерти А. В. Григорьева его жена – Евгения Григорьевна – передала в дар нашему музею живописные полотна, графику Григорьева и других художников, а также интересный архив, где имеются многочисленные письма известных советских художников, адресованных Григорьеву.
В 70-80-е годы фонды пополнялись за счет картин ленинградских художников. Большая заслуга в этом Григория Осокина.
В последние годы музей приобретает только картины марийский художников.
В экспозиции музея находятся работы художников разных направлений, что позволяет проследить этапы развития русского изобразительного искусства, начиная с 1-й половины 19-го века, заканчивая 21-м веком.
Расположен Козьмодемьянск в очень живописном месте, на высоком правом берегу Волги Республики Марий Эл. Более четырехсот лет назад облюбовал этот берег царь Иван Грозный. В 1583г. повелел он поставить город и назвать его именем святых, братьев-врачевателей Козьмы и Дамиана.
В городе функционирует целый музейный комплекс, объединяющий на данный момент 4 музея, каждый из которых, по-своему, уникален.
ОРШАНСКИЙ МУЗЕЙ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА
В республике Марий Эл в небольшом поселение Оршанка находится уникальный музей, рассказывающий о жизни, труде и быте крестьян. Для большинства будет не только интересно, но и полезно посетить этот музей, чтобы собственными глазами увидеть как жили люди на Руси, как они трудились.
Создан музей был в старинном купеческом доме в 1983 году. Основателем стал ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный учитель и местный житель поселка Оршанка Николай Мотовилов. Благодаря усердию этого человека, в настоящее время музей насчитывает более 2000 экспонатов.
Главной гордостью музея является коллекция колоколов и колокольчиков, которые были отлиты в разное время на дореволюционных заводах.
Помимо колоколов, в музее находятся старинные монеты и марки, разнообразные книги того времени, а также предметы быта и обихода крестьян.
Посетители могут полюбоваться представленной экспозицией станков, конной тяги, ручных и столярных машин, самоварами и предметами прикладного искусства.
Помимо этого есть экспонаты в виде орудий, которыми работали в поле - мотыги, сохи, бороны, сеялки и вилы.
Старинные сани и телеги. А также многое другое, что связано с жизнью и бытом крестьян на Руси.
Ежегодно на территории музея устраиваются тематические вечера, на которых рассказываются интересные истории из жизни крестьян поселка Оршанка, а также из жизни всего крестьянства дореволюционного времени. Народный музей крестьянского труда и быта - это не просто интересное место, оно еще и несет большую пользу в массы. Ведь в настоящее время, молодое поколение так мало знает о том, как жили предки и каким трудом зарабатывали себе на жизнь.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МУЗЕЕ
Контакты:
Оршанский музей крестьянского труда и быта
Телефон: (83641) 2-35-65
Где находится, как доехать:
Адрес:
425250, Республика Марий Эл, п.г.т. Оршанка, ул. Советская, 112
Проезд:
Автобус "Йошкар-Ола - Оршанка".
От центра Оршанки - пешком (100 метров)
МУЗЕЙ В ЧАВАЙННУРЕ - МАРИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ ЧАВАЙН
Сергей Григорьевич Чавайн (настоящая его фамилия Григорьев) родился 6 октября 1888 года в деревне Малые Карамасы Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне эта деревня входит в состав Моркинского района Республики Марий Эл.).
(рабочее место классика марийской литературы Сергея Чавайна)
Отец его - Григорий Михайлов - был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура. Мать будущего поэта - Татьяна Анисимовна - была одаренной сказительницей, знавшей множество песен и сказок. С детских лет Сергей приобщился к ее удивительному сказочному миру, переняв от нее дар песнетворцa и сказителя.
(верхнее среднее фото - Чавайн с матерью, верхнее левое - с детьми, нижнее левое - с женой)
Несмотря на бедность, родители поэта решили ему дать образование. Успешно окончив сельскую школу, Сергей Чавайн в 1904 году поступает учиться в Казанскую учительскую семинарию. Время его учебы совпало с первой русской революцией. События той поры оставили глубокий след в сознании юного семинариста.
2 декабря 1905 года он написал стихотворение "Роща", проникнутое освободительными идеями. Это стихотворение стало первым оригинальным произведением марийской письменной поэзии.
МУЗЕЙ В ЧАЛОМКИНО - ПИСАТЕЛЬ Н.В. ИГНАТЬЕВ
10 июня 1995 года, в честь 100-летнего юбилея писателя-классика, основоположника горномарийской литературы Н.В. Игнатьева, уроженца деревни Чаломкино, торжественно открыт Литературно-художественный музей. Музей открыт с целью сбора, хранения, экспонирования предметов материальной и духовной культуры, пропаганды творчества Н.В. Игнатьева, удовлетворения этнокультурных запросов граждан, сохранения языка, культуры, традиций и обычаев горномарийского народа, осуществления просветительной и образовательной деятельности. В современном меняющемся мире мы возвращаемся к историческому прошлому своего народа, что позволяет нам не утерять связь поколений, сохранить свои корни. У музея сложилась своя история, история создания, становления, развития и деятельности.
Располагается музей в одноэтажном, бревенчатом, специально построенном деревянном здании. Площадь его составляет 189 м². Имеется два зала – экспозиционный и выставочный, каждый из которых занимает соответственно 58 и 65 м².
Еще с 1993 года началась подготовка к проведению 100-летнего юбилея Н.В. Игнатьева. Был создан оргкомитет как в районе, так и в республике. В архиве музея хранятся Протокола заседаний организационного комитета, первое заседание которого состоялось в марте 1993 года. Членами организационного комитета были: В.Л. Николаев – министр культуры Республики Марий Эл, С.И. Художникова – заместитель главы администрации Горномарийского района, А.И. Хват – начальник отдела культуры района, сотрудники районной газеты, отдела образования, краеведы, учителя школ района и другие. Республиканским оргкомитетом была разработана программа, куда вошло строительство дороги к деревне Чаломкино, создание музея, бюста Н.В. Игнатьева. Марийскому книжному издательству поручено выпустить собрание сочинений Н.В. Игнатьева, а Марийскому национальному театру – постановку по произведениям Н.В. Игнатьева. Неоценимую помощь оказал первый президент Республики Марий Эл Владислав Максимович Зотин.
Дим. Ора́й (псевдоним, настоящее имя — Богосло́вский Дми́трий Фёдорович, 5 [18] сентября 1901, деревня Мари-Пижай Уржумского уезда Вятской губернии — 22 января 1950, село Косолапово Мари-Турекского района Марийской АССР) — марийский советский писатель, журналист.
Классик марийской художественной литературы.
Родился в деревне Мари-Пижай (ныне — д. Малый Пижай, Сернурский район, Марий Эл) в бедной крестьянской семье. Семья Дмитрия была бедной: отец Федор Алексеевич работал у зажиточных людей, был плотником, впоследствии работал на уральском заводе вблизи п. Богословск (ныне г. Карпинск Свердловской области), а мать Прасковья Васильевна воспитывала детей, трудилась в родной деревне.
В 1913 году Дмитрий, окончив Удельно-Пижайское начальное училище, стал работать переписчиком волостного правления, после 1917 года служил в советских учреждениях секретарём, статистиком.
В детстве будущий писатель носил фамилию отца Иванов, но когда его отец после жизни рядом с поселком на Урале, где он работал на заводе, поменял свою фамилию на фамилию Богословский, мальчик также стал носить фамилию отца.
В 1920 году Дмитрия Богословского призвали в ряды РККА, но в 1921 году он был комиссован по болезни. Затем работал в Сернурском и Мари-Турекском волостном и кантонном земотделах, в Шляпинском сельсовете и кантисполкоме, один год преподавал в начальной школе.
Женился в 1922 году, жена Мария Михайловна Савельева родом из д. Токтамыж (ныне — Сернурский район), в семье было 3 дочери: Зинаида, Ираида, Нина.
Я́ков Андре́евич Эшпа́й (фамилия при рождении — Ишпайкин; 18 [30] октября 1890, деревня Кокшамары — 20 февраля 1963, Москва) — советский и российский композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог.
Родился в 1890 году в деревне Кокшамары (ныне — Звениговский район Республики Марий Эл), расположенной у впадения Кокшаги в Волгу. Мариец. Заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1941). Отец композитора Андрея Яковлевича Эшпая.
Кокшамары - Родина легендарных композиторов
Супруга — Валентина Константиновна Тогаева (1898—1982), уроженка чувашского села Акулево (Шемшер) Чебоксарского уезда, племянница композитора Анатолия Тогаева, учительница русского языка и литературы, знаток русских, марийских, чувашских, мордовских песен.
Был создателем первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. Записал и обработал более 500 народных мелодий. В 1920 году вместе с двоюродным братом И. С. Палантаем (Ключниковым) и В. М. Васильевым участвовал в экспедиции по сбору и записи песен горных мари. Кандидат искусствоведения (1946).
Награждён орденами Красной Звезды (1946) и Знак Почёта (1951), двумя медалями.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
На родине Эшпая, в селе Кокшамары, установлена мемориальная доска, его имя носит одна из центральных улиц в Йошкар-Оле и дворец культуры в городе Козьмодемьянск.
Я.Эшпай с семьёй, сын Андрей на руках отца
МУЗЕЙ В ДЕРЕВНЕ СТАРОЕ КРЕЩЕНО - ПИСАТЕЛЬ МАЙОРОВ-ШКЕТАН
М. Шкета́н (от луговомар. шкет — одинокий; настоящее имя Яков Павлович Майоров, 29 октября 1898, д. Старое Крещено, Ернурская волость Яранского уезда Вятской губернии — 16 мая 1937, Оршанка) — марийский журналист, писатель и общественный деятель. Основоположник марийской драматургии.
Родился в д. Старое Крещено Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии. Из крестьянской семьи. Учился в Ернурском 2-классном училище (1910—1912 годы), работал в хозяйстве отца. Свободное время отдавал чтению, увлекался русской классикой.
С 1917 года в царской армии, участник Первой мировой войны.
С 1918 года работник советских учреждений, заведовал отделом Ернурского волисполкома, активный проводник политики Советской власти в Оршанском районе, за что в 1920 году во время бунта в с. Ернур был избит кулаками. С 1920 года М. Шкетан — секретарь, заведующий Яранским уездным отделом национальностей.
С 1921 года в Краснококшайске: сотрудник областного земельного отдела; литературный работник, секретарь, и. о. редактора газеты «Йошкар кече». Один из организаторов и постоянный автор сатирического журнала «Арлан ден Кестен», литературного журнала «Ончыко».
Актёр, драматург и режиссёр Марийского государственного театра. С 1922 года на сцене передвижного театра были поставлены спектакли по его пьесам «Сардай», «Ачийжат-авийжат» («Эх, родители», 1923), «Шошым сеҥен» («Весна победила», 1924), «Шурно» («Урожай», 1933) и др., в своих постановках зачастую сам исполнял главные роли.
В 1929 году вернулся в Оршанский район, один из организаторов колхоза (в настоящее время носит его имя), в нём же председатель ревизионной комиссии, руководитель сельского драматического кружка.
В ходе кампании против т. н. «троцкистов» и «буржуазных националистов» заочно подвергнут оскорблениям, назван «политическим хулиганом» (06.05.1937), что подорвало и без того слабое здоровье. Скончался в Оршанской больнице 16 мая 1937 года, похоронен в парке, ныне носящем его имя.
МУЗЕЙ В ОЛЫКЯЛЕ - МАРИЙСКИЙ ПОЭТ НИКОЛАЙ МУХИН
Родился 25 ноября 1890 г. в д. Олыкъял - ныне Моркинского района Республики Марий Эл в семье сельского учителя.
Окончив в 1907 г. Уньжинскую школу, Н. Мухин начал работать учителем.
Участвовал в Первой мировой войне.
В 1918 г. возвратился к педагогической деятельности, работал в ряде марийских школ. В 1931 г. поступил учиться в педагогический институт, который окончил с отличием.
Работал в Моркин-ском педагогическом училище, преподавал язык и литературу, был завучем. В этот период им были составлены учебники по языку для семилетних школ, переведены на марийский язык книги для внеклассного чтения по географии, естествознанию, обществоведению.
В 1931 г. Н.С.Мухин принял участие в семинаре-совещании авторов национальных учебников в Москве.
Писать начал в 1906 г., впервые несколько стихотворений были опубликованы в 1917 г. на страницах газеты «Ӱжара».
В 1919 г. в Казани вышла его первая книга - поэма «Илышын ойыртышыжо» («Признаки жизни»).
Затем появились другие его сборники: «Почеламут» («Стихи»), «Эрык саска» («Плоды свободы»). Им создано свыше десятка пьес: «Ушан дурак» («Умный дурак»), «Кок тул коклаште» («Меж двух огней»), «Ивук» и другие.
Иван Степанович Палантай (Ключников)
(11 апреля 1886 г.— 11 июля 1926 г.) – первый марийский композитор.
Иван Степанович Ключников родился в д. Кокшамары Посадско-Сотниковой волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне д.Кокшамары Звениговского района РМЭ) в большой крестьянской семье.
В семье было пятеро детей – два брата и три сестры. Отец, Степан Петрович, был хлебопашцем. Мать, Анастасия Яковлевна, отличалась неплохими музыкальными способностями, хорошо играла на гуслях, пела и прививала любовь к музыке детям.
Особенно отличался пристрастием к музыке Иван. Будучи музыкально одаренным, он очень скоро научился играть на гармошке и уже в девятилетнем возрасте участвовал на девичьих вечеринках, называемых «Ӱдыр сыра» (« Девичья брага»), где играл марийские песни и пляски.
Учеба
В семь лет Ваня поступил в школу и был круглым отличником.
Его детство проходило в суровых условиях – из-за материального недостатка в столь большой семье десятилетнему Ивану приходилось работать на лесосплаве.
Окончив школу, Иван поступил в Уфимское двухклассное училище, где он научился играть на скрипке.
По окончании училища в 1904 году он сделал попытку поступить в Бирскую учительскую школу, однако по состоянию здоровья не был принят, и ему пришлось вернуться на родину. Там он под руководством учительницы А. Б. Бобровой готовится к экзаменам на звание учителя начальной школы (псевдоним «Палантай» был взят Иваном в честь уважаемой учительницы – это было имя ее деда). Параллельно с подготовкой он организовал хор из учителей и учеников соседнего села Кокшайска.
Наконец, весной 1905 г. Иван на отлично сдал экзамен на звание учителя начальной школы, однако учителем впоследствии он не стал. Вместо этого осенью 1905 г. он поступил на регентские курсы при Казанском музыкальном училище русского музыкального общества на первый курс по специальности «хоровое дирижирование».
МУЗЕЙ В СЕБЕУСАДЕ - МАРИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ВАЛЕНТИН КОЛУМБ
Валентин Колумб – талантливый марийский поэт и гражданин, чья судьба овеяна десятками легенд. Он прожил недолгую, но стремительную жизнь – словно спешил успеть исполнить свое земное предназначение. Без его творчества немыслима сегодня марийская литература.
Родился Валентин Христофорович Колумб в Моркинском районе, в деревне Мызинер, 3 мая 1935 года. Деревня Пумор, где прошли детство и юность поэта, оставила неизгладимый след в его творчестве. Вокруг деревни были расположены красивейшие леса, родники и луга. Все это окружение воспитало Валентина Колумба любознательным, наблюдательным, умеющим тонко воспринимать красоту. Фамилия поэта всегда вызывала интерес у его современников. В письме поэту Николаю Старшинову Валентин Колумб писал: «Загадка с фамилией. Отца в честь какого-то святого назвали Христофором. Учился он хорошо. В придачу от учителя за свои успехи получил и фамилию Колумб, вместо Декина».
Семья поэта была самой обыкновенной. Отец его работал секретарем волостного исполнительного комитета. Мать, Прасковья Николаевна, работала в колхозе. В деревне она славилась как искусная рассказчица. Благодаря ей - маленький Валентин с детства полюбил родное слово.
Со слов поэта:
«Очень любил книги. Однажды мать послала меня на базар за десять километров купить горшок-подойник. Я остановился у первого же книжного киоска и набрал целую охапку книг. Помню, там был томик Лермонтова и «Записки охотника» Тургенева. А когда вспомнил о горшке, побежал на базар, народу почти не было, да и денег осталось мало. Купил горшочек, в который взрослый не просунул бы и кулак. Пошёл домой. Брат меня очень ругал, а мать прятала от него книги».
Когда началась Великая Отечественная война Колумбу было 6 лет. Отец и двоюродный брат Володя ушли на фронт и не вернулись - погибли, защищая Родину.
Душа поэта была навечно опалена огнем памяти о минувшей войне. Мальчишки того поколения взрослели рано и жизнь познавали в тяжелом деревенском труде. Живя в постоянной тревоге за ушедших на фронт отцов и братьев, из последних сил старались заменить их в работе.
МУЗЕЙ БАБЫ ЯГИ И ОВДЫ
В Марий Эл на территории исправительной колонии появился Фольклорный музей народных суеверий «Веселая Овда».
Обычно в русских народных сказах Баба Яга всегда олицетворяет темную сторону, находиться рядом с ней неуютно и страшно. Но в Фольклорном музее народных суеверий «Веселая Овда», где старые колдуньи со всех сторон окружают посетителей, ощущения совсем иные: чувствуется тепло, забота и доброжелательность.
Необычный музей нечисти появился в нашей республике в исправительной колонии № 7, где отбывают наказания женщины. Их руками и создавались герои сказочного мира: гномы, лешие, многочисленные Бабки Ежки, русалки, марийская Овда …
Каждая игрушка достойна внимания. У каждой свой «характер» и образ. Вот, к примеру, веселая Ягуся с метелкой и фартучке с заплатками, а рядышком – армянская колдунья Кохард. Ниже на полке – современные русские Бабки Ежки в новомодных кедах, чуть поодаль – изящная английская ведьма вместе с грациозной черной кошкой. У самовара расположились бабуси, словно барыни в пышных юбках явно богатого покроя, наверху – мордовские Вирявы, которые охраняют лесную чащу и водную стихию, а над всеми возвышается домовой или, как его называют создатели, Дед Шишок.
Мысль открыть музей суеверий появилась пять лет назад, когда осужденные сшили первых старушек-ведьм. Заведующая клубом, который находится на территории казенного заведения, Ирина Цветкова – человек деятельный, талантливый и творческий – связалась с известными в России мастерами-кукольниками. Они помогли с выкройками, прислали некоторые свои работы.
К примеру, шикарный подарок колонии – лесную Бабу Ягу – сделала мастер авторских кукол Светлана Веселова из Санкт-Петербурга. После «приехала» Ягуся из Владимира. Тем временем, и своя коллекция пополнялась. Вначале даже была идея: открыть музей Бабы Яги, но после передумали и посвятили его народным суевериям.
Осужденная Наталья Князева сшила наибольшее количество игрушек для нового музея Марий Эл. История этой игрушки - Бабы Яги с ребенком на руках - необычная.
Наталья рассказала, что одна из девушек как-то задалась вопросом: а как рождается Бабка Ежка? Наталья задумалась: "И вправду, ведь нигде в сказках не говорится о родителях Яги или ее детях". Вот девушка и подсказала идею: "А ты сшей ей Бабояженка какого-нибудь". Сказано - сделано.
МЕДВЕДЕВСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Основа музея заложена в 1989 г. в СОШ № 2, но только в 2003 г. ему был официально присвоен статус и звание «Школьный музей» на базе СОШ № 3 п. Медведево.
Детям и организатору создания музея выпал уникальный случай: совместно, от идеи, с чистого листа создать музей, подобного которому не было в Республике Марий Эл. Сложность проекта состояла в том, что организатор музея, работая учителем в СОШ № 2, археологический музей создавал в СОШ № 3.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться руководителю музея, – полное отсутствие финансирования. Ремонт помещения пришлось проводить, используя личные средства.
Коллекция музея
В 2003/2004 гг. проведена полная реконструкция и оформление помещения. Общая площадь музея составляет свыше 80 м2. Объем музейных фондов насчитывает более 1200 единиц хранения. Экспозиция музея расположена в семнадцати витринах и поделена на восемь основных раздела (восьмой раздел – выставочный).
Коллекция состоит из археологических, палеонтологических, этнографических и нумизматических экспонатов. Преобладают находки из Марийского края, также имеются находки, обнаруженные в соседних регионах, в античных городах Северного Причерноморья, Великом Новгороде и на Бородинском поле.
Палеонтологические экспонаты включают аммониты, белемниты, экземпляры каменного угля с отпечатками растений и животных, фрагменты окаменевшего дерева, кости и зубы мамонта, рога бизона и носорога. Находки относятся к Палеозойской и Кайнозойской эре.
Эпоха камня представлена орудиями труда из кремня: нуклеусы, скребки, проколки, ножевидные пластины, наконечники стрел, тесла, топоры и т.п. Большим разнообразием отличается коллекция фрагментов керамической посуды эпохи неолита, раннего металла и античности.
В экспозиции имеются уникальные предметы, найденные на раскопках в античной Ольвии: образцы расписной керамики, ручки амфор с клеймами и надписями на древнегреческом языке, монеты (дельфинчики, борисфены), бронзовые и костяные наконечники стрел, железные ножи, гвозди, украшения из стекла.
Большой интерес по эпохе средневековья вызывает русская свинцовая печать XII в. (булла) из Великого Новгорода и железный меч раннего средневековья. Разнообразны предметы массового пользования: железные ножи, наконечники стрел, копий, дротиков, топоры и ручной каменный жернов.
Богатейший материал состоит из комплекса украшений и предметов женского костюма: серьги, височное кольцо, подвески, украшения на поясницу и фрагмент пояса.
Интересен и нумизматический материал, который широко использовался марийцами в качестве украшений – московские копейки XVI – XVII вв. и монеты эпохи Золотой Орды. Экспонаты более позднего времени: колокольчик, икона – складень, ключ, замок, чарки, самовары и монеты – отражают культуру и быт XVIII – XIX вв.
В разделе экспозиции «Бородино (1812, 1941)» демонстрируются экспонаты, напрямую связанные с событиями героического Бородинского сражения: пули, ядра, осколки от бомб, подкова, предметы конской утвари. Другая часть предметов имеет бытовое предназначение: фрагменты фарфоровой и стеклянной посуды, ключ, монеты. О героических событиях 1941 г. свидетельствуют экспонаты: немецкая и советская каски, пистолеты (браунинг, револьвер), солдатский ремень, гильзы снарядов и патроны. Важное место в экспозиции занимают медали и ордена Великой Отечественной войны.
Один из разделов экспозиции «Летопись школьной археологии Республики Марий Эл» посвящен юным археологам разных поколений. Через газетные публикации, фотоматериалы, исследовательские проекты, научно-тематические серийные сборники, дипломы и грамоты отражена история школьной археологии Республики Марий Эл и деятельность археологических кружков в Медведевском районе. Начало раздела представлено стендом «Гордость Медведевской школьной археологии» с фотографиями лучших кружковцев разных поколений. Дети, которые много лет изучали историю, «копали» её, сами стали объектом изучения, частью истории.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.museum.ru/
Книга: Марийцы. Историко-этнографические очерки/Коллективная монография - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005./ Традиционная культура.
Музеи Марий Эл.
Музеи Йошкар-Олы
Марийцы / Марийцы восточные / Марийцы горные / Марийцы луговые / Марийцы северо-западные / // Энциклопедия Республики Марий Эл / Гл. редкол.: М. З. Васютин, Л. А. Гаранин и др.; Отв. лит. ред. Н. И. Сараева; МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева. — М.: Галерия, 2009. — С. 519—524. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
М. В. Пенькова, Д. Ю. Ефремова, А. П. Конкка. Материалы по духовной культуре марийцев // Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 376—415.
С. В. Стариков. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX—XX веков. — Филокартия, 2009, № 4(14) — с. 2—6.
- 8432 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий