Композитор Яков Эшпай
Я́ков Андре́евич Эшпа́й (фамилия при рождении — Ишпайкин; 18 [30] октября 1890, деревня Кокшамары — 20 февраля 1963, Москва) — советский и российский композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог.
Родился в 1890 году в деревне Кокшамары (ныне — Звениговский район Республики Марий Эл), расположенной у впадения Кокшаги в Волгу. Мариец. Заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1941). Отец композитора Андрея Яковлевича Эшпая.
Кокшамары - Родина легендарных композиторов
Супруга — Валентина Константиновна Тогаева (1898—1982), уроженка чувашского села Акулево (Шемшер) Чебоксарского уезда, племянница композитора Анатолия Тогаева, учительница русского языка и литературы, знаток русских, марийских, чувашских, мордовских песен.
Был создателем первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. Записал и обработал более 500 народных мелодий. В 1920 году вместе с двоюродным братом И. С. Палантаем (Ключниковым) и В. М. Васильевым участвовал в экспедиции по сбору и записи песен горных мари. Кандидат искусствоведения (1946).
Награждён орденами Красной Звезды (1946) и Знак Почёта (1951), двумя медалями.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
На родине Эшпая, в селе Кокшамары, установлена мемориальная доска, его имя носит одна из центральных улиц в Йошкар-Оле и дворец культуры в городе Козьмодемьянск.
Я.Эшпай с семьёй, сын Андрей на руках отца
СТАТЬЯ ПРО ЯКОВА ЭШПАЯ
18 октября 2015 года исполнилось 125 лет со дня рождения Якова Андреевича Эшпая. Разносторонняя музыкальная деятельность этого замечательного марийского композитора и фольклориста началась одновременно с деятельностью И.С. Палантая. Среда, породившая обоих, национальные корни творчества этих столь разных и ярких дарований едины. Принадлежа к одной большой и дружной семье Ключниковых–Ишпайкиных (мать И.С. Ключникова – Палантая и отец Я.А. Эшпая – родные сестра и брат), где музыка являлась органически необходимой частью жизни, они вместе провели суровое , полное материальных лишений детство в родной деревне Кокшамары среди живописной природы.
Оба крепкими узами были связаны с жизнью родного народа, боролись за народное счастье, приняли участие в Кокшамарском восстании в 1906 году. Подобно брату Я. Эшпай начал музыкальную деятельность как пропагандист хорового пения: восемнадцатилетний юношей руководил сельскими школьными хорами, а в 1910 году поступил на хоровое отделение Казанского музыкального училища.
Его привлекала не только хоровая, но и инструментальная музыка. Работая учителем пения в Уфимской духовной семинарии, он еще руководил любительским симфоническим оркестром, живя в Козьмодемьянске, играл в струнном квартете.
«Отец был удивительно талантлив, - рассказывал Андрей Яковлевич Эшпай. – Я говорю не только о музыке. Впрочем,и здесь его творческая натура проявлялась очень своеобразно. Природу знал, любил, понимал он необыкновенно: отец был «лесной человек». Он мог идти по лесу, вдруг срезать камышинку, тут же сделать из неё флейту и заиграть. Отец был и художником – рисовал превосходно, в основном природу, пейзажи – всегда с громадным настроением. Это был человек тонкой культуры".
В годы Первой мировой войны Я. Эшпай становится регентом полкового хора, играет на трубе и скрипке в полковом оркестре.
Композиторская деятельность Я. Эшпая началась вскоре после Октябрьской революции. В 1920-е годы им созданы хоровые обработки народных песен. Закончив в 1930 году Московскую консерваторию по классу Г. Э. Конюса, а в 1933 году - аспирантуру под руководством В.Я. Шебалина, Я. Эшпай пишет первые в марийской музыке инструментальные сочинения. Очень многое им сделано в марийской профессиональной музыке впервые: первые пьесы для фортепиано, различного рода инструментальных ансамблей и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического), опыт создания марийской национальной оперы.
Поражает и созидательная деятельность Я. Эшпая – в 1920-х годах он преподавал музыкально – теоретические дисциплины в Козьмодемьянском педагогическом техникуме, в 1930-е годы возглавлял сектор искусства областного отдела народного образования. По окончании аспирантуры Яков Андреевич работал редактором Государственного музыкального издательства (Музгиз) в Москве, научным сотрудником Марийского научно – исследовательского института языка, литературы и истории (МарНИИ) в Йошкар–Оле. Почти три десятилетия Яков Эшпай был единственным марийским профессиональным музыковедом. Им написаны первые очерки, в которых определены склад и характер народного песнетворчества, монография о музыкальных инструментах марийского народа, замечательная статья об И.С. Палантае.
Я.Эшпай и его двоюродный брат И.Палантай, также родная Сестра
Живя в Москве, Яков Андреевич постоянно участвовал в культурной жизни своей республики: писал музыку к спектаклям Марийского драматического театра, выступал на страницах местных газет, пропагандировал марийскую музыку с трибуны всесоюзных конференций, принимал деятельное участие в фольклорных экспедициях и публикациях сборников народных песен. К его замечательным записям при создании сочинений на марийском материале обращались русские советские композиторы: М. Гнесин, А. Лепин, Гр. Лобачев, Н. Раков, М. Старокадомский, В. Шебалин.
Музыкантов разных возрастов и специальностей влекли к Я. Эшпаю не только его богатые познания в области фольклора Поволжья, но и замечательные человеческие качества: «Скромный, проявляющий какую-то всеобъемлющую доброту к окружающим, – вспоминал обЯкове Андреевиче композитор А. Балтин, - он умел многое понимать и многое отдавать, ничего не требуя взамен. Якову Андреевичу было чуждо всякое честолюбие, он никогда не заботился о продвижении своих сочинений на эстраду; силы для неустанной творческой работы он черпал в любви к музыкальному искусству своего народа, которому посвятил всю жизнь». Марийские песни в обработке Я. Эшпая вошли в репертуар народной артистки СССР Ирмы Петровны Яунзем.
Прекрасный знаток марийского музыкального фольклора, композитор в своих сочинениях исходил из образного содержания народной песни, её мелодико– ритмической основы. Светлый взгляд на мир, задорные, бодрые ритмы маршей, танцев, частушек, свойственные народной песне, характеризуют и музыку Я. Эшпая, преимущественно, жизнерадостную по настрою.
Жизненный путь его закончился 20 февраля 1963 года в Москве.
За большие заслуги в области развития музыкального искусства Я.А. Эшпай был награжден орденами Красной Звезды (1946) и Знак Почета (1951), Почетными грамотами ПВС МАССР (1946, 1948, 1957).
В память о Якове Эшпае марийский народ установил на его родине в деревне Кокшамары мемориальную доску, присвоил его имя одной из улиц города Йошкар-Олы. Его именем назван Дворец культуры в городе Козьмодемьянске.
Я.Эшпай с сыном Андреем - тоже композитором
БИОГРАФИЯ ЯКОВА ЭШПАЯ
1. Биография
Яков Андреевич Ишпайкин (Эшпай) родился 11 ноября 1890 года в с. Кокшамары, в семье, в которой музыка являлась органически необходимой частью жизни. В ней многие, и мужчины и женщины, славились своей музыкальностью. В своих воспоминаниях, описывая родословную, Яков Андреевич отмечал, что его далекий прадед был одним из первых поселенцев этих мест и основателем целого рода, многие представители которого славились своей музыкальностью. Замечательным гусляром был дед - Яков Афанасьевич. Хорошо играла на гуслях и пела народные песни бабушка. Ее песни и колыбельные через много лет вошли в золотой фонд фольклорных записей Якова Эшпая. Отец - Андрей Яковлевич, его братья и сестры - так же хороршо играли на гуслях. А уже более молодое поколение начало больше играть на гармони. Когда знакомишься с родословной этой семьи, то неожиданно приходит сравнение с … И.С.Бахом. Несколько поколений музыкантов из рода Бахов подготовили появление музыкального гения. Так и здесь. Несколько поколений далекого предка Эшпая как бы сконцентрировали свой музыкальный дар - вначале в музыке Я.Эшпая, а затем ярко, могуче взошли в творческом явлении его сына Андрея Яковлевича Эшпая.
краеведческий музей - деревня Кокшамары
Биография Якова Андреевича насыщена яркими и разнообразными событиями. Он прошел путь от простого крестьянского паренька до видного музыканта, кандидата искусствоведческих наук. И кто знает, как бы сложилась его судьба, не будь тех благоприятных факторов в детстве, которые и сформировали его творчество.
Вспоминая детские и творческие годы и ту родовую среду, в которой он рос, Яков Андреевич позднее писал: "Мой двоюродный брат - Палантай. И хотя он был старше меня на четыре года, росли мы вместе. Его мать хорошо играла на гуслях, а дяди Андрей и Игнатий - на гуслях и гармонике. А другой наш дядя, учитель Уфимского двухклассного инородческого училища Иван Павлович Ишпайкин, хорошо играл на скрипке. На скрипке также играл и двоюродный брат, учитель Бирской учительской школы Николай Матвеевич Орлов. Часто мы, двоюродные братья Ваня, Николай Орлов и я, собирались вместе и музицировали. Брат был хорошим организатором всяких игр, а главное - хорового пения, и он собирал из нас, двоюродных братьев и сестер, целую капеллу. Входили в нее две дочери дяди Игнатия Яковлевича (старшая, уже учительница в Красном Яре - Наташа, а другая - Валя, она училась в Казанской женской семинарии, играла на скрипке, пела). Летом к нам присоединялся брат Николая Иван Матвеевич Орлов (он тогда учительствовал в Пермской губернии), а также племянник Ивана Павловича Александр Васильевич Ишпайкин (он учился вместе с Николаем Орловым в Бирской учительской семинарии, хорошо пел, играл на английском концертино). Вот такая компания у нас летом собиралась в деревне Кокшамары! Мы устраивали пикники и прогулки на луга к Волге, плавали на лодках по Кокшаге вверх в леса. Так проводили время до конца июля, а после уже участвовали в полевых работах и на сенокосе. Осенью все разъезжались, а мы оставались с Ваней и Алешей в деревне. Алеша - совсем юнец, был младшим сыном Василия Павловича Ишпайкина. Он хорошо играл на окарине (род свистковой флейты), которую ему подарил дядя. Втроем мы ходили в лес за грибами и там срезали дягиль-траву, из трубки ее вырезали шиялтыш и наигрывали народные мелодии".
2. Вехи
Прошло много лет, прежде чем Яков стал профессиональным музыкантом. А сначала были сельская школа, участие в школьном хоре, работа (когда он подрос) сплавщиком леса по рекам Большая Кокшага и Волга в летние месяцы, неудачная попытка поступить в Бирскую семинарию (был признан врачом непригодным к учебе). Затем учеба в Михайло-Архангельской школе Козьмодемьянского уезда. Именно здесь Яков стал много внимания уделять занятиям музыкой - играл на скрипке в ансамбле, был помощником регента школьного хора. Как же пригодились ему тогда навыки, полученные в хоре сельской школы, и азы скрипичной игры, которыми он овладел самостоятельно в детстве (5-летнему мальчику отцом по случаю была куплена маленькая скрипочка).
И вот уже Яков Андреевич учитель Кукшенерской школы Помарской волости и одновременно преподаватель пения в земской школе соседнего села Алексеевского. Энтузиазм молодого педагога не находит ни понимания, ни поддержки, а конфликт с курирующим церковно-приходскую школу попом вынуждает Эшпая оставить работу. Но это обстоятельство дало возможность осуществить окончательно созревшее решение получить профессиональное музыкальное образование. Воспользовавшись советом Палантая, Эшпай едет в Казань для поступления в регентские классы музыкального училища (год спустя он перейдет на отделение теории). Оставшись без средств к существованию, он вынужден, первое время поступить певчим в хор Ивановской монастырской обители, что давало ему маленькое жалованье, а также ночлег. А вскоре пришла помощь в лице директора музыкального училища, известного музыканта, композитора, активного инициатора музыкального образования Р.А. Гуммерта. Заметив неподдельный интерес и старание Якова к учебе, а также увидев большие потенциальные возможности юноши, директор училища освобождает его от платы за учебу и дает ему рекомендации для работы учителем пения в двух городских приходских школах.
Последующие два года после окончания музыкального училища были связаны с работой в Уфимской духовной семинарии, где Эшпай - учитель пения и музыки. Одновременно с этим он руководит хорами семинарии и женского епархиального училища, а также участвует в струнном квартете учительского института, играя на скрипке и альте. Надо отметить, что любовь к ансамблевой игре у Эшпая сохранится и позднее.
В 1915 году он мобилизован на военную службу, которая, с учетом его музыкального образования проходила в полковом оркестре и полковом хоре, где он был подрегентом.
События 1917 года сначала направляют Эшпая в политическое русло. После февральской революции солдаты избирают его секретарем гарнизонного Совета, а затем делегируют в Совет солдатских депутатов в Петроград. Однако болезнь не позволяет ему активно заняться политической деятельностью. Депутат Эшпай отпущен для выздоравливания домой, и последующие 10 лет его деятельности будут связаны с родным краем.
3. Снова на родине
Приехав на родину, в д. Кокшамары, Эшпай вместе с братом Николаем Орловым (вернулся из сибирской ссылки, куда попал за участие в кокшамарских волнениях 1906 года) и при поддержке сельчан организовал Школу повышенного типа и Народный дом. Видя активность Эшпая и его желание помочь сельчанам, кокшамарцы ходатайствуют об освобождении его от армейской службы.
И вот уже Яков Андреевич учительствует в родном селе, преподает пение в Чувашской учительской семинарии, в Марпосадской школе II ступени, а в 1924 году Мароблоно назначает Эшпая преподавателем в Горномарийский техникум (г. Козьмодемьянск), где он организует квартет, ставший для Эшпая не просто хобби, а любимейшим занятием и средством общения. Выступая перед слушателями, квартет стал пропагандистом классической музыки, в частности, произведений А. Чайковского, М. Глинки,
А. Бородина, Э. Грига и др. Нередко эти концерты предварялись вступительной беседой об исполняемых произведениях и их авторах (обычно выступал Эшпай).
В Козьмодемьянск Яков Андреевич приехал с семьей, женой Валентиной Константиновной (урожденная Тогаева) и маленьким сыном Валей. А в 1925 году в семье Эшпаев появляется второй сын - Андрей, ныне известный композитор, народный артист СССР, достойный продолжатель творчества отца.
Энергия молодости, жажда активности, желание как можно больше успеть сделать полезного и доброго - вот что, прежде всего, двигало Эшпаем в то время. Его деятельность разностороння, интересы, связанные с музыкальной областью - широки. Он работает как лектор на учительских курсах в Краснококшайске, на горномарийских курсах учителей (1918-1920 гг.), делегируется от Марийской области в Москву на Всесоюзный съезд работников просвещения-националов (1919 г.), избирается Заволжским районом делегатом во ВЦИК по вопросу выделения района из состава Чувашской области и присоединения к Марийской (1924 г.). Вместе с Палантаем и В.М. Васильевым Эшпай принимает участие в первой в истории края музыкально-этнографической экспедиции. Собранные ими в Горномарийском районе песни вошли в сборник "Мари чодра" под редакцией В. Васильева (Центриздат, М., 1923).
Впоследствии Эшпай будет неоднократно участвовать в этнографических экспедициях, а собранные им песни и инструментальные мелодии будут использованы в его композиторском творчестве, войдут в различные фольклорные сборники, останутся в рукописях научных фондов. А вышедшая в Москве в 1957 году его книга "Марийские народные песни", включающая 80 марийских мелодий, собранных Эшпаем, станет своего рода, кульминацией его фольклорной деятельности.
место, где стоял дом Я.Эшпая
4. «Салым сола» - начало начал
1 марта 1921 г. - день, который стал важной вехой в судьбе Я.А. Эшпая. Эту дату можно, без преувеличения назвать днем рождения Эшпая - композитора. Именно тогда в торжественном концерте, посвященном образованию МАО (Марийской автономной области), прозвучало первое сочинение Якова Андреевича - обработка горномарийской песни "Салым сола" для скрипки и фортепиано. Солировал сам автор, а партию фортепиано исполнял И. Палантай. Несмотря на то, что это была первая проба пера, песня "Салым сола" по праву считается одним из лучших сочинений композитора.
Примечательно данное событие еще и тем, что впоследствии Эшпай будет постоянно творчески откликаться на юбилейные даты республики. Так, к 10-летию МАО он написал Юбилейный марш для духового оркестра, к 15-детию - "Былину" для симфонического оркестра, Пьесу для флейты и фортепиано, а к 25-летию - Юбилейную кантату (совместно с Б. Шехтером, текст Ю. Данцигера).
5. Московская консерватория. Аспирантура (1927-1933 гг.)
В 1927 г. несмотря на возраст (37 лет), Яков Андреевич поступает в Московскую государственную консерваторию. С этого момента начинается серьезная исследовательская работа Эшпая в области марийской народной музыки. Именно в консерваторские годы Эшпай начинает серьезно заниматься композицией.
Основу тематизма написанных тогда сочинений (Две марийские песни для голоса фортепиано, Три хоровые песни, Мелодия народа мари для гобоя и фортепиано, Квинтет для деревянных духовых инструментов, Три марийских танца для секстета домр) составляют подлинные марийские мелодии. В вокально-хоровых композициях Эшпай развивает метод многоголосной обработки марийских мелодий, найденный И. Палантаем. И более того, подобные приемы он перенес, индивидуально переосмыслив их, в область инструментальной музыки.
Приехав в Москву, Эшпай быстро находит друзей, завязывает творческие контакты. Среди его сокурсников по консерватории Н. Раков, А. Хачатурян, З. Компанеец. Особенно теплые дружеские отношения, несмотря на разницу в возрасте, сложились у него с Николаем Раковым. Яков Андреевич, по воспоминаниям Ракова, так увлеченно и трепетно знакомил его с марийскими мелодиями, с таким воодушевлением говорил о них, что сподвигнул своего сокурсника на создание произведения на основе марийского тематизма.
Впрочем, темы своему другу для произведения предложил сам Эшпай. Так, созданная Раковым в 1931 г. "Марийская сюита" стала хронологически первым симфоническим произведением на марийские темы, а впоследствии по праву стала считаться классикой марийского симфонизма. Не случайно именно это произведение на конкурсе в честь 10-летия МАО было удостоено I премии.
В истории марийской музыки 30-е годы связаны с рождением марийской симфонической музыки. Корифеями этого жанра стали Я. Эшпай ("Былина", Марийский марш) и К. Смирнов ("Вечер в Морках", "Весна"), которые в числе первых марийских композиторов освоили приемы и технику оркестрового письма, искали пути претворения особенностей народной марийской музыки в новых для нее формах и жанрах.
памятники Я.Эшпаю и И.Палантаю - Кокшамары
6. Наследие (1933-1941 гг.)
В 1933 году Яков Андреевич приезжает в Йошкар-Олу. Здесь он работает зав. сектором искусств при ОБЛОНо, зав. музыкальным отделом Маргостеатра, музыкальным редактором Радиокомитета, научным сотрудником МарНИИ (Марийский научно-исследовательский институт). И параллельно с этим Эшпай работает в техникуме искусств (ныне музыкальное училище им. И.С. Палантая). Он преподает теоретические дисциплины, фольклор, помогает техникуму в привлечении преподавательских кадров, приобретении инструментов, а также является инициатором создания симфонического оркестра. Так же в эти годы он активно сочиняет музыку. Среди сочинений этого времени - обработки народных песен, песни для хора, музыкальное оформление пьес марийского драмтеатра («Шурно», Шкетана, «Пасека», «Марийская рота» С. Чавайна). В эти годы были написаны «15 марийских песен» для голоса с фортепиано, Пьеса для струнного квартета, подготовлены два сборника песен для школ и пр.
В эти же годы Я.А. Эшпай приступает к созданию марийской оперы. Это была еще неизведанная в марийской музыке и огромная работа. Я. Эшпай осознавал недостаточность своего композиторского мастерства, сложность задачи. И вновь Эшпай испытывает тягу продолжить учебу, совершенствуясь в композиторской технике. Он начинает заниматься у таких маститых композиторов, как В. Шебалин и А. Александров. Появляются произведения: Поэма для скрипки и фортепиано, Большая сюита для хора, Сюита для духового оркестра, хоровые опусы.
Помимо композиторского творчества, следует особо выделить деятельность Я. Эшпая как ученого-музыковеда. Он автор большого количества статей, первые из которых появились на страницах журнала "У илыш" ("Новая жизнь") еще в 1925 году. Яков Андреевич - первый в республике профессиональный музыковед, и, более того, свыше тридцати лет он был единственным представителем в данной области. Яков Андреевич первым стал серьезно и углубленно исследовать марийский музыкальный фольклор. Остается только сожалеть о том, что ряд исследовательских работ так и остались лишь в рукописном варианте, хранятся в научных фондах.
Разносторонняя активная деятельность Я.А. Эшпая была отмечена присвоением ему в 1941 г. звания заслуженного деятеля искусств МАССР.
Война круто повернула жизнь Якова Андреевича. Пришлось приостановить только что начатую работу над оперой "Мирон Мумарин". Из Москвы семье Эшпаев пришлось эвакуироваться к родственникам в Мариинский Посад, чтобы дать возможность младшему сыну Андрею закончить школу. Война принесла большое горе в дом Эшпаев: старший сын Валентин погиб… В это тяжелое время Я. Эшпай не оставляет творчество - он пишет патриотические песни о войне, о бойцах: «Не надо нам войны», «Бойцу комсомольцу» и др.
Яков Андреевич продолжал работу и над оперой, но она не продвигалась из-за отсутствия нормальных условий, в частности из-за отсутствия инструмента. Он просит Совнарком МАССР найти для него возможность работать, и в апреле 1942 г. он по вызову Союза композиторов СССР возвращается в Москву для усиленной работы по созданию первой марийской оперы. В 1943 году первый акт оперы был завершен, показан и принят в Комитете по делам искусств СНК РСФСР. Работа над оперой принесла Якову Эшпаю очень много переживаний и к сожалению из-за ряда причин так и не была завершена, но путь, по которому прошел композитор, во многом оказался перспективным и предвосхитил рождение первой марийской оперы «Акпатыр» Э.Н. Сапаева.
Продвигается вперед научная работа Якова Эшпая - труд о марийских народных инструментах, который он оформляет как диссертацию на тему «Музыкальные инструменты марийского народа». Защита состоялась в 1946 г. на Ученом Совете теоретико-композиторского факультета МГК. Яков Эшпай стал первым марийским кандидатом искусствоведения.
С 1947 по 1953 гг. Я.А. Эшпай работает в Марийском научно-исследовательском институте, являясь его старшим научным сотрудником. Тема его исследовательской работы в институте - «Музыкальная культура народа мари». Половину его рабочего времени занимала научная, другую - творческая работа. Научная работа замысливалась как капитальный труд, однако работа продвигалась медленно. Якова Эшпая больше привлекала творческая работа. В 1947 г. Он принял активное участие в работе творческого совещания и съезда композиторов автономных республик РСФСР, проходившем в Казани. Здесь он выступил с докладом «Марийская музыка за 30 лет», показал свою «Марийскую сюиту». В 1949 г. Он работает над составлением сборника марийских народных песен и инструментальных мелодий ( не опубликован, хранится в научном рукописном фонде МарНИИ). В 1951 г. На основе своего доклада в Казани пишет очерк «Марийская музыка за 30 лет». Среди опубликованных работ Я. Эшпая как музыковеда - замечательная статья «Палантай - первый марийский композитор». Среди музыкальных произведений, созданных композитором в эти годы, - кантата «Лес», «Сюита для квартета деревянных духовых инструментов, хоровые обработки народных песен. За большие заслуги в области развития музыкального искусства Я.А. Эшпай в 1951 г. Был награжден орденом «Знак почета», а затем двумя правительственными медалями.
7. Последние годы
В 1953 г. Яков Андреевич оставляет институт. Однако продолжает работать. В 1954 г. Пишет свои воспоминания - очерк «50 лет жизни в музыке». Итогом долгого пути фольклориста, собравшего и записавшего много народных песен и инструментальных мелодий, явилась его книга «Марийские народные песни», вышедшая в Москве в 1957 г. Сборник включает 80 песен, среди которых есть уникальные записи старинных песен. Живя в Москве, Яков Андреевич постоянно участвовал в жизни своей республики : писал музыку к спектаклям марийского драматического театра, выступал на страницах местных газет, пропагандировал марийскую музыку с трибун различных конференций и в публикациях сборников народных песен.
В последние годы жизни Яков Андреевич нередко ездил на родину, в Марийскую республику. Ему было интересно общаться с молодыми композиторами, привлекала и природа, возвращавшая его в незабываемое детство и юность, в родные Кокшамары. Здесь, на природе, Яков Андреевич много рисовал карандашом с натуры. В последние годы жизни - это более 15 лет Якова Андреевича Эшпая радовали успехи сына - Андрея Эшпая, вырастающего в крупного, яркого композитора. Перед самой смертью Я.А. Эшпай начал готовить сборник своих хоровых произведений. Он умер в Москве в 1963 г. Сборник «Муралтем колтена» («Дружно споем») под редакцией А.И. Искандерова вышел уже после смерти автора в том же году. В память о выдающемся музыканте марийский народ установил на его родине в селе Кокшамары мемориальную доску, присвоил его имя одной из улиц столицы республики Марий Эл, города Йошкар-Олы.
Заключение
Свыше 500 народных песен и инструментальных мелодий собрал и записал Яков Эшпай, он явился автором первых марийских инструментальных сочинений, приступил к национальной опере, был первым ученым-исследователем марийской музыки. Какое разностороннее проявление творческой натуры! Слова его знаменитого сына - Андрея Яковлевича Эшпая не только прекрасно сказаны, но и по сути верны : « Отец был поразительно талантлив и не только как этнограф - страстный собиратель мелодий своего народа, но и как человек, «ощущавший себя частью родной природы…»
Яков Андреевич Эшпай прожил большую и долгую жизнь. В ней были светлые дни и месяцы, связанные со сбором и обработкой мелодий родного народа, с работой по душе, периоды творческого подъема и создания оригинальных музыкальных произведений. Однако постоянно меняющиеся жизненные условия в обществе, не всегда способствовали творчеству: предвоенный период массовых репрессий, потеря старшего сына на войне и еще многие и большие, и малые жизненные неурядицы послужили причиной того, что некоторые большие начинания композитора так и не были завершены.
Однако значение деятельности Я. Эшпая в его творческой преданности искусству своего народа. Вот почему произведения его не теряют оригинальности и по сей день, а научные труды по-прежнему вызывают интерес всех, кому не безразличны проблемы национального искусства.
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.fumus.ru/
Музеи Марий Эл
Мысина В.Г., Русинова Л.И., Соколова Е.Г. Воды текут… – Йошкар-Ола, 2010.
Кондратьев А.А. Эшпаи – музыканты и композиторы из Кокшамар. – Уфа, 2003.
Кузнецова В., Кульшетова Л., Чеснокова В. Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2006.
Коновалова З. Яков Эшпай. – Йошкар-Ола, 1985.
Казанская Л. Очерки истории марийской советской музыки. – М., 1983.
Вложение | Размер |
---|---|
66767667 (1).jpg | 38.63 КБ |
66767667 (2).jpg | 226.12 КБ |
66767667 (3).jpg | 93.67 КБ |
66767667.jpg | 27.8 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 8089 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий