Художественно-исторический музей, Козьмодемьянск
Началом нашей картинной галереи стала Волжско-Камская передвижная выставка.
В 1918 году художники Казани организовали передвижную выставку, назвали ее Волжско-Камской. В нее вошли картины казанских художников и картины из частных собраний жителей Казани. Идея самая замечательная – приблизить искусство к народу.
Сопровождали ее художники Павел Александрович Радимов и Григорий Михайлович Медведев. (Их картины – первые экспонаты нашего музея).
ПРАЗДНИК БЕНДЕРИАДА В КОЗЬМОДЕМЬЯНСКЕ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО КОЗЬМОДЕМЬЯНСК - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ГОРНОМАРИЙСКИЙ РАЙОН РИЭ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Художники смогли показать выставку лишь в Козмодемьянске. Фронтом гражданской войны Казань оказалась отрезанной: ее захватили белые. Радимов и Медведев побоялись туда вернуться и остались в городе и в селе Еласы.
Художники жили у нас два года, ездили по деревням, рисовали природу горномарийского края, в их картинах нашли отражение бытовые сцены из жизни марийского народа. (П. Радимов «В марийской деревне», Г. Медведев «Думы старика», «Крыльцо»). Радимов в селе Еласы открывает рисовальные курсы, учит марийцев рисовать.
Таким образом, картины Волжско-Камской выставки застряли в Козьмодемьянске. В 1919-ом г., когда Григорьев занялся организацией музея, они пришлись кстати. 40-а картин было недостаточно. Григорьев едет в Казань к друзьям-однокашникам. Кто-то дарит ему картины, кто-то продает. Общается с известным в Казани знатоком искусства, коллекционером Александром Фердинандовичем Мантелем.
Приобретает у него живописные и графические произведения. Хлопочет и получает картины из Москвы из Центрального хранилища государственного музейного фонда. В 1922 году Григорьева отзывают в Москву. Работает зав. отделом при Главнауке, заместителем директора по науке в Третьяковской галерее. Занимая такие посты, не забывает о родном городе и музее, всячески способствует пополнению его коллекций.
Общается с художниками, последние, в знак признательности, уважения, дарят ему свои картины, которые постепенно поступают в наш музей. После смерти А. В. Григорьева его жена – Евгения Григорьевна – передала в дар нашему музею живописные полотна, графику Григорьева и других художников, а также интересный архив, где имеются многочисленные письма известных советских художников, адресованных Григорьеву.
В 70-80-е годы фонды пополнялись за счет картин ленинградских художников. Большая заслуга в этом Григория Осокина.
В последние годы музей приобретает только картины марийский художников.
В экспозиции музея находятся работы художников разных направлений, что позволяет проследить этапы развития русского изобразительного искусства, начиная с 1-й половины 19-го века, заканчивая 21-м веком.
Расположен Козьмодемьянск в очень живописном месте, на высоком правом берегу Волги Республики Марий Эл. Более четырехсот лет назад облюбовал этот берег царь Иван Грозный. В 1583г. повелел он поставить город и назвать его именем святых, братьев-врачевателей Козьмы и Дамиана.
В городе функционирует целый музейный комплекс, объединяющий на данный момент 4 музея, каждый из которых, по-своему, уникален.
Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева – "Малая Третьяковка на Волге" – одна из старейших картинных галерей на Волге, основанная в 1919 г. Музей купеческого быта – это памятник купечеству, которое в 19 в. сыграло важную роль в развитии Козьмодемьянска и превращении его в один из крупных центров лесной торговли в России. Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова – небольшая "деревенька", где полностью воссоздана жизнь и быт горных мари. Музей сатиры и юмора им. О. Бендера популяризует роман И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев", в котором г. Козьмодемьянск явился прообразом г. Васюки.
Город привлекает внимание гостей не только своими музеями. В любую погоду приятно пройтись по узким улочкам старого города. Радует глаз множество купеческих домов, которые сохранились и до наших дней и через столько лет очаровывают своими кружевными нарядами – великолепной ажурной, накладной и пропильной резьбой.
БИОГРАФИЯ ГРИГОРЬЕВА
Судьба А. В. Григорьева - судьба человека, делающего историю. Все, что оставил после себя Александр Владимирович, значимо для нас - это Козъмодемъянский музей его творческое наследие.
Основатель музея А. В. Григорьев мечтал создать на своей родине «малую Третьяковку». И мечта его сбылась: в Козьмодемьянске появился музей с яркой коллекцией живописи.
Огромная организаторская работоспособность, искреннее отношение к людям, скромность и талант просто быть человеком и оставаться им даже во время самых серьезных испытаний судьбы - то, что присуще Александру Владимировичу Григорьеву. Его судьба типична для судьбы думающего интеллигента, которого пытались перемолоть жернова сталинского молота.
А. В. Григорьев родился 28 мая 1891 года в семье учителя в селе Пертнуры, что недалеко от Козьмодемьянска. Одним из первых среди народа мари Александр Владимирович получает профессиональное художественное образование. Сначала Казанская художественная школа, где его учителем был Н. И. Фешин, затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился у А. Архипова, И. Машкова.
В 1919 г. Григорьев вместе со своей молодой женой, москвичкой Евгенией Григорьевной Баклановой, возвращается из Москвы на родину.
Григорьев, возглавляя в это время волостной отдел народного образования, развернул бурную деятельность, которая заметно подняла уровень культурного образования в крае; открывается декоративно-художественная мастерская, организуется Первая местная художественная выставка, создается художественная школа и краеведческий музей с художественным отделом.
В 1922 г. Григорьева отзывают в Москву, где он занимается делами музеев к вопросами изобразительного искусства.
В этом же году П. А. Радимов, Е. А. Кацман и А. В. Григорьев стали организаторами АХРРа (Ассоциации художников революционной России). Этим крупным объединением художников, стоящих на реалистических позициях в живописи,с 1923 по 1927гг.руководитГригорьев.
Огромная организаторская работа мало оставляла времени Григорьеву для творчества. Лишь в 30-ые гг. Григорьев делает свой творческий отчет в клубе московского завода «Каучук». То была первая и единственная выставка художника.
Очень оживленную переписку в эти годы ведет Александр Владимирович с художниками, живущими в самых разных городах, но объединенными «Всекохудожником», организацией возглавляемой А. В. Григорьевым (1933-1936 гг.) после выхода из АХРРа. Кому-то помочь материалами, кому-то советом, кто-то плох здоровьем и нуждается в материальной поддержке - все обращаются к нему, зная, что получат помощь. Доказательством этого служат многочисленные письма, адресованные А. В. Григорьеву известными русскими художниками. Вот отрывок из одного из них. А. В. Куприн пишет: «.. .Часто мысли мои обращаются к Вам, Вы -явление редкое. У Вас единственного художника доброжелательное отношение к старшим товарищам и Вы многим помогали...Славная фигура Ваша вселяет бодрость...»
Тем временем Александр Владимирович был сильно болен: нервное перенапряжение, малокровие, частые сердечные приступы, головные боли - собой заниматься ему некогда. И вот в такой напряженной общественной, творческой, организаторской атмосфере над ним начинают сгущаться тучи: машина репрессий 30-ых гг. продолжает набирать обороты. Первые доносы, комиссии.
В ночь с 6-ого на 7-е ноября 1938 г. его арестовали. Жизнь и судьба Григорьева были разломлены этим страшным 1938 г. Григорьеву предстоял долгий путь в Казахстан, где неподалеку от Караганды в одном из совхозов НКВД он и провел 8 лет, вычеркнутых из жизни.
А.В. Григорьев пытался найти справедливость. Сохранилось несколько вариантов его заявлений в самые высшие инстанции с единственной просьбой: «...внимательно, чутко, по-сталински разобрать мое дело. Был я честным советским гражданином и членом ВКП(б), отдавая все силы, здоровье, умение, старание, искренность для нашей страны, нашей партии. Я хочу восстановить честное, доброе имя и с ним умереть... Я абсолютно ни в чем антисоветском не виновен!»
В 1946 г. после возвращения из лагеря ярлык «враг народа» еще не был снят. Григорьев вновь добивается реабилитации. Нужно было восстановить все утраченное, начиная со здоровья. В Москве жить не разрешили. К счастью, в Тарусе сохранился дом с небольшим участком. Правда, дом был разрушен немцами. Друзей поубавилось. Подрабатывал тем, что писал вывески для столовых и закусочных.
А. Григорьев оказался в страшных жерновах судьбы: имя у музея отобрали, на долгие годы вычеркнули из книг, лицо смыли с фотографий, которые печатались в литературе об АХХРе. В одной из книг о И. Е. Репине начала 50-ых гг. вместо Григорьева, неподалеку от сидящего Репина была впечатана. ваза.
В 1954 г. А. В. Григорьева реабилитировали. В трудные годы рядом всегда были проверенные судьбой и временем друз ья-художники, его семья.
После реабилитации о А. В. Григорьеве уже открыто вспоминают как о председателе АХРР. В 1956 г. Григорьеву назначается персональная пенсия общесоюзного значения, он избирается делегатом 1-ого съезда советских художников. В 1959 г. Григорьеву присваивается звание заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, а 1966 г. музею в Козьмодемьянске возвращается его имя.
Александр Владимирович Григорьев скончался 25 августа 1961 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
О таких людях, как Григорьев, говорят - бессребреники, они делают добро людям и ничего не просят взамен, «страстотерпцы, которых в старинные годы заживо причисляли к лику cвятых».
Творческое окружение А.В.Григорьева - К 125-летию со дня рождения
Есть чудесные люди, которые чтят память о своих близких. Случайные встречи в музее с ними, открывают возможность прикоснуться к культурному наследию целой эпохи .
Так, знакомство с Мариной Дмитриевной Жиловой, дочерью известного художника Д.С. Жилова из г. Москва перешли в переписку, в ходе которой раскрывались новые сведения об основателе Козьмодемьянского художественно-исторического музея А.В.Григорьеве. В ходе переписки с ней музей узнал о творческом окружении и о друзьях А.В. Григорьева. когда он учился в Художественной школе г.Казани.
Далее мы предлагаем познакомиться с ходом переписки музея и Жиловой М.Д.:
«Добрый день, уважаемая Марина Дмитриевна!
Весьма, признательна за письмо. Наш музей собирает все, что касается А.В.Григорьева. Только так мы имеем возможность проследить его жизнедеятельность в разные годы. Если вы можете отсканировать и отправить нам переписку и фото, было бы здорово. И еще хотелось бы помечтать, как музейному сотруднику, заиметь все, что у вас есть!!!!! Но вы как владелец богатого культурного наследия, решаете сами , как с им распорядиться..
До скорой встречи. С уважением, Жанна Васильевна (8.12.2014)
Уважаемая Жанна Васильевна!
У меня в семейном архиве есть 9 писем А.В.Григорьева: 7 - моему отцу Жилову Д.С. и 2 - моей матери по поводу внезапной смерти отца. Еще у меня есть фотографии 1915 года: отца с Григорьевым А.В. в скульптурном классе, когда они учились в Казанской художественной школе. И есть фотография 1955 года в Сочи, а так же фото Григорьева с А.Архиповым в 1924 году, его с П. Беньковым в 1930 году и он один на прогулке с этюдником в Хосте, видимо тоже в 1955 году. Я Вам посылаю фото то, что в Сочи и фото с конвертами писем (8.12.2014)
Уважаемая Жанна Васильевна! Простите за мое долгое молчание - у меня были неполадки с компьютером. На днях сканировала письма и некоторые фото Григорьева А.В, которые Вам и пересылаю. Также посылаю Вам биографию моего отца - Д.С. Жилова, чтобы Вы имели представление о близком друге А.Григорьева.(26.01.2015)
Уважаемая Жанна Васильевна! Простите за задержку с ответом на Ваше письмо. Была очень занята: ездила к сыну, посидеть с внуками. У меня большая семья: дочь и три сына, а всех внуков - 17! И еще две невестки должны в этом году родить, поэтому приходиться помогать. К тому же, последнее время я занимаюсь наследием моего отца и мечтаю сделать выставку его работ. Теперь постараюсь ответить на Ваши вопросы. Василий Сергеевич Тихонов, в то время, как я понимаю, был молодым скульптором, вернувшимся с войны инвалидом (у него не гнулась в колене, по-моему, правая нога), и без работы. Он был родом из Тарусы, где после войны жил А.В.Григорьев, и они были знакомы. Григорьев попросил моего отца, который тогда работал скульптором в Архитектурно-художественном отделе ВСХВ, помочь Василию с работой. Я не знаю, какие работы выполнял Василий Тихонов, видимо, какие-то вспомогательные, но у нас в доме бывал часто и даже жил по нескольку дней, т.к. жилья в Москве у него не было. Отец мой с товарищами хлопотали, чтобы Василию, как инвалиду ВОВ, дали комнату. В конце концов, он ее получил, правда, уже после смерти моего отца. К сожалению, он прожил в ней не долго: он умер при непонятных обстоятельствах. У нас в семье сохранилось несколько его портретов, написанных моим отцом.
Анна Александровна Герасимова - это моя мама. Она окончила Темерязевскую академию и до войны работала зоотехником в Всесоюзном институте животноводства (ВИЖе), где одно время работал ст. научным сотрудником и мой отец, после войны она работала в министерстве сельского хозяйства СССР, с1959 года - на ВДНХ.
Письмо Григорьева от 16.VII. 52 г. скопировано полностью. В конце приписка: "Да. Не достал Вася мои член. книжки?". Что за книжки - не знаю.
На одном фото 1915 г., где Григорьев сидит, подперев рукой подбородок, Жилов стоит сразу за натурщиком, слегка согнувшись, как бы разглядывая его, а за ним стоит Г.Козлов.
На другой фотографии Григорьев стоит рядом с Козловым, а Жилов сидит, тоже подперев голову.
Посылаю фото: два карандашных и один живописный портреты Василия Тихонова работы Д.Жилова. (15.02.2015)
Г. Козлов учился вместе с моим отцом, в Казанской художественной школе на скульптурном отделении. На протяжении всей жизни они поддерживали дружеские отношения: встречались, переписывались. Где он жил и работал, я не знаю. Посылаю Вам еще две фотографии: одна - Г.Козлов с Д.Жиловым в скульптурном классе в 1915 году, другая - они в мастерской в Москве где-то в конце 40-х - начале 50-х годов. (1.03.2015)
Жилов Дмитрий Степанович
1891-1959
Жилов Дмитрий Степанович родился 8 октября (по старому стилю) 1891 года в крестьянской семье села Базарный Карбулак Саратовской губернии, где окончил начальную двухлетнюю школу. С 1909 по 1911 гг. учился в Вольской учительской семинарии. Осенью 1911 года он поступил в Казанскую художественную школу, где обучался на живописном отделении у Н.И. Фешина и скульптурном – у В.С. Богатырева, которую закончил с отличием по живописи и скульптуре в 1916 году.
По окончании школы был призван в действующую армию, откуда в декабре 1916 года был направлен в школу прапорщиков в Киев, оттуда – в качестве комвзвода в 91-й запасной пехотный полк в Саратов. После демобилизации из армии в 1918 году Дмитрий Степанович преподавал в школе второй ступени и был заведующим подотдела искусств Базарно-карбулакского отделения союза Работников просвещения. В 1923 году правлением Саратовского культотдела профсоюза Работников просвещения он командируется в Московские высшие художественные мастерские для продолжения образования. К тому времени у Дмитрия Степановича уже была семья и дети, и, беря во внимание положение в стране: разруху, голод, тем более в Поволжье, он был вынужден оставить занятия искусством. В 1923 году он поступает на агрономический факультет Саратовского сельскохозяйственного института, который заканчивает в 1927 году. Работает агрономом, преподает в техникуме. Осенью 1931 года его командируют в аспирантуру в Москву. В 1932-33 гг. – он аспирант Всесоюзного института животноводства; защищает диссертацию и получает степень кандидата биологических наук. В мае 1933 года постановлением Президиума Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина приказом директора был зачислен старшим научным сотрудником ВИЖа, где проработал до 1938 года.
Все эти годы, занимаясь наукой, Дмитрий Степанович не расставался с карандашом и кистью, не переставал интересоваться художественной жизнью, достижениями в разных областях искусства, поддерживал дружеские связи с товарищами-художниками, такими как Г. Козлов, А. Григорьев, Н. Христенко.
В 1938 году, когда открывается Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка, Дмитрий Степанович переходит работать скульптором в Архитектурно-Художественные мастерские при Управлении оформления ВСХВ. Им был выполнен ряд творческих работ, которые экспонировались в 1939-41 гг. на ВСХВ. Все эти работы принимались с отличной оценкой Художественного Совета выставки. Начавшаяся война опять прервала творческие планы художника. Во время Великой Отечественной войны в 1941-42 гг. Дмитрий Степанович был направлен на работу в прифронтовой полосе Уполномоченным Наркома земледелия СССР по эвакуации скота Крыма и Сев. Кавказа. Участвовал в боевых действиях, был награжден медалью «За оборону Кавказа». С 1945 года он снова работает скульптором на ВСХВ. В 1948 г. по рекомендации скульпторов С. Меркурова и В. Мухиной и директора ВСХВ академика Н. Цицина Жилов Д.С. был принят членом МОСХа. В 1954 г. на ВСХВ был открыт памятник В. Мичурину работы Жилова Д.С. Этот памятник стоит на ВДНХ и до сих пор.
В 1957 году автопортрет Жилова Д.С. выполненный в дереве экспонировался на Всесоюзной выставке в Манеже.
Последней работой, над которой трудился Дмитрий Степанович, был проект памятника Покорителям Севера для Коми АССР. Он был утвержден и принят Художественным Советом для выполнения, но внезапная смерть, наступившая 7 января 1959 года, не дала завершить этот творческий замысел скульптора.
КОЗЬМОДЕМЬЯНСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС
Козьмодемьянский музейный комплекс — культурно-образовательное и научно-исследовательское учреждение Республики Марий Эл. Музейный комплекс расположен в городе Козьмодемьянск.
Музейный комплекс создан в целях: собирания и хранения музейных предметов и музейных коллекций; выявления музейных предметов и музейных коллекций; изучения музейных предметов и музейных коллекций; публикации музейных предметов и музейных коллекций; осуществления просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности.
В Козьмодемьянском культурно-историческом музейном комплексе состоит на учёте 55 873 предмета основного фонда (на 01.01.2012):
Произведения живописи — 1203 ед.
Графические работы — 1970 ед.
Скульптуры — 89 ед.
Произведения прикладного искусства, быта и этнографии — 3572 ед.
Предметы археологии — 5382 ед.
Нумизматика — 4625 ед.
Редкие книги — 8425 ед.
Оружие — 113 ед.
Документы — 30 286 ед.
Предметы естественно-научной коллекции — 2 ед.
Прочие предметы — 206 ед.
Предметы научно-вспомогательного фонда — 10 479 ед.
Структура
Художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева — своего рода «Малая Третьяковка на Волге» — одна из старейших картинных галерей на Волге, основанная в 1919 году.
Музей купеческого быта — это памятник купечеству, которое в XIX веке сыграло важную роль в развитии Козьмодемьянска и превращении его в один из крупных центров лесной торговли в России.
Этнографический музей под открытым небом им. В. И. Романова — небольшая «деревенька», где полностью воссоздана жизнь и быт горных мари.
Музей сатиры и юмора им. О. Бендера, популяризирующий роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев», в котором г. Козьмодемьянск явился прообразом г. Васюки.
Гостиничное хозяйство «Лада».
Музей «Дом морёного дуба», работает постоянная экспозиция «Сокровище реки», под сокровищем реки понимается морёный дуб. Экспозиция является единственной в России.
В мае 2013 г. на сайте музейного комплекса был запущен виртуальный тур.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. А.В. ГРИГОРЬЕВА
I. Общие положения
1.1. Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева является структурным подразделением МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс».
1.2. Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева – музей по сбору, хранению и презентации музейных экспонатов Художественных произведений и изобразительное искусства.
1.3. Количество обслуживающего персонала структурного подразделения определено штатным расписанием, утвержденным руководителем учреждения.
1.4. Распределение обязанностей между сотрудниками Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева регламентируется должностными инструкциями.
1.5. В своей деятельности структурное подразделение руководствуется:
- Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
- Инструкция по учету и хранению музейных ценностей находящихся в государственных музеях СССР;
- Уставом учреждения;
- Положение об Экспертной фондово-закупочной комиссии МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»
- Положением о своем структурном подразделении;
- Программой работ структурного подразделения;
- Планом работы структурного подразделения;
- Приказами и распоряжениями руководителя учреждения.
1.6. Положение о структурном подразделении Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева разработано на основании Устава МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» и утверждается руководителем учреждения на базе которого создается и действует данное структурное подразделение.
II. Организационная структура
2.1. В состав Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева входят:
- Экспозиции;
- Выставочный зал.
- Фондовые помещения.
III. Цели деятельности.
Основной целью деятельности Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева является информационное обеспечение основных видов деятельности: фондовой, экспозиционно-выставочной, экскурсионной, научно-исследовательской, методической.
IV. Задачи подразделения
Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева выполняет следующие задачи:
4.1. Организует сбор, учет музейных предметов, музейных коллекций.
4.2. Обеспечивает сохранность фондов музея.
4.3. Организует и осуществляет показ экспонатов из своего собрания в постоянных экспозициях.
4.4. Обеспечивает экскурсионное, лекционное и консультативное обслуживание посетителей музея, другую просветительную и культурно-массовую деятельность.
4.5. Организует проведение выставок.
4.6. Участвует в создание музейных каталогов.
V. Права структурного подразделения
Для выполнения основных задач Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева имеет право:
5.1. Устанавливать по согласованию с руководителем учреждения режим доступа посетителей и порядок охраны музейных ценностей и имущества.
5.2. Осуществлять традиционную (сбор и хранение музейных предметов, музейных коллекций, экспозиционно-выставочная деятельность, научно- исследовательская, просветительная методическая работа, культурно-просветительская и образовательная деятельность) и нетрадиционную (фестивали и представления, туризм, специальные программы с образовательными учреждениями, национально-культурными обществами) деятельность.
VI. Ответственность
Ответственность за сохранность, научную инвентаризацию, учет и использование музейного фонда несут:
6.1. Собрания коллекций музея – главный хранитель Музейного комплекса, хранители фондов, сотрудники, закрепленные за коллекциями или ответственные на время использования коллекций или групп коллекций во время экспонирования.
6.2. За охрану труда и пожарную безопасность ответственность несут лица назначенные приказом директора.
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
https://www.kmkmuzey.ru/
Достопримечательности Марий Эл
https://www.trip-guide.ru/
Козьмодемьянский Музейный Комплекс Вконтакте.
Вложение | Размер |
---|---|
Художественно-исторический музей, Козьмодемьянск | 129.78 КБ |
Художественно-исторический музей, Козьмодемьянск | 293.65 КБ |
Художественно-исторический музей, Козьмодемьянск | 643.92 КБ |
Художественно-исторический музей, Козьмодемьянск | 86.91 КБ |
Художественно-исторический музей, Козьмодемьянск | 93.87 КБ |
8104273 (6).jpg | 102.46 КБ |
8104273 (7).jpg | 99.32 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 6914 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий