Устье Юшута

 

Данное место настолько популярно, что, наверно, здесь побывал каждый казанский и марийский турист! И побывал не один раз!  Чего стоят только весенние сплавы по Юшуту и Илети – в это время никто не может миновать Устья Юшута (разве только если снимется с маршрута, испугавшись непогоды)!

Поэтому  в цикле рассказов про Старый Казанский (Галицкий, Царевококшайский) тракт нельзя обойти стороной это примечательное место, точнее настоящий комплекс данных мест.

                                                                Устье ЮшутаУстье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

                                                                         Устье ЮшутаУстье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

 

Здесь почти в одном месте собираются такие достопримечательности:

- Илеть;

- Юшут;

- пойменное озеро Голубая старица;

- бывший поселок Лушмарский с легендарным Золотым (Лушмарским) мостом;

- сам Казанский (Галицкий) тракт;

- археологический памятник - стоянки первобытных людей;

- комплекс Юшутских родников (в т.ч. Долина гейзеров);

- рядом Грязевое озеро с лечебными грязями;

- Царские ворота с легендами;

- рядом Кленовая гора с минеральными источниками;

- деревня Озерки и священная роща;

- и т.д.

Здесь пересечение  пеших, водных, лыжных и конных маршрутов.Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

                                                              Устье Юшута         Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

 

Немного хочется сказать про Лушмарский – Золотой мост! Почему его так прозвали?

Моя мать мне рассказывала, что до лесосплава на Илети и Юшуте, данный мост работал почти ежегодно, так как именно тут проходила стратегическая дорога в Казань – столицу губернии. Причем мост был укреплен очень мощными для тех времен сваями (а также «бабами») и ледорезами. Зная коварный нрав на вид спокойных марийских рек, были выделены средства, и мост был укреплен кованными стальными стяжками. Однако, не смотря на это, каждую вторую весну мост либо сносило, либо основательно портило. Причем, как говорили старожилы, опасность представляли не многоснежные зимы, а зимы со средним уровнем снега, но теплой и быстрой весной, когда снег в тайге начинал быстро таять, отчего подпор весеннего яроводья был очень силен и могуч. Бывали случаи, когда половодье сносило мост на глазах купеческих караванов, и при этом часть подвод оставалось на правом берегу, а другая часть – на левом. Бывали и трагические случаи…Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

 

 

Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

 

Для наблюдения за мостом, для его охраны и ремонта, а также для предупреждения вышеуказанных несчастных случаев в Лушмарском лесничем домике был предусмотрен по весне обходчик моста, в обязанность которого входило предупреждение подобных опасных случаев. По этой же причине мост в шутку стал называться местными жителями – Золотой! Таким образом, они давали понять, что если бы хоть раз был сделан этот мост из Золота – на века, то на него бы надо было столько же денег, сколько ушло на восстановление деревянного моста за всю его многовековую историю существования, наверно, со времен казанских ханов!

Так это или нет, уже сложно подсчитать, но  такая легенда сохранилась!Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

                                                                       Устье ЮшутаУстье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

 

Следует указать, что в стародавние времена часть государственных налогов заменялась разными повинностями и работами, так, местное население привлекалось к работам по содержанию казённых дорог и мостов, которые соединяли города, деревни и сёла. Казанский тракт также не был исключением в этом правиле – крестьяне Большешигаковской волости ремонтировали эту дорогу, настилали гати в болотистых местах, убирали перед половодьем Лушмарский мост и ремонтировали его.

Местное население само было заинтересовано в хорошем состоянии Тракта, ибо от него зависела и их хозяйственная жизнь. По этому тракту возили они на продажу в Казань дичь, грибы, ягоды, пеньку, древесный уголь, мед, живицу и прочий продукт нехитрого лесного хозяйства. Обратно же доставлялись одежда, инвентарь, руда и различные припасы.

 

Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

 

Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

 

Для ремонта и укрепления дороги были свои каменоломни и карьеры. Например, один карьер с давних пор располагался у Устья Юшута, рядом с Лушмарским мостом. Также была каменоломня недалеко от Зеленого ключа – на склоне Кленовой горы, сейчас она практически заросла. Камнем мостили Тракт на крутых подъёмах Кленовогорья, до сих пор щебёночная дорога ведёт от подъёма в гору у озера Конан-ер до Александровской поляны и дальше к повороту на Санаторий. Также камнем укладывали подъем со стороны Устья Юшута, сейчас тут асфальтовая дорога от Санатория к Зелёному ключу. Мостили болотистые  и сырые участки каждый год после того, как уходила весенняя распутица и половодье. На время половодья разбирали Лушмарский мост, на это время прекращалось сообщение по Тракту до середины мая.

Бывали случаи, когда резкое таянье снегов и подъём воды в Илети сносил мост, поэтому тут весной в Лушмаре, в домике лесничего, дежурил специальный человек, который должен был оповещать местных жителей при резком паводке.

В любом случае на Николу вешнего (22 мая по новому стилю) движение по Тракту должно быть восстановлено. К этому дню было оживленное торговое движение по Казанской дороге:  съезжались купцы, прочие торговые люди, крестьяне из окрестных и глухих деревень – обычно на Николу проводили ярмарки. Хорошо продавался сельхозинвентарь, ибо впереди была трудовая летняя пора, когда даже обычный серп ценился на вес золота!

С началом массового лесосплава на Илети в середине 20-х годов, мост значительно укрепили, а перед ним была построена огромная плотина-запонь, она служила для сбора, сортировки и скрепления сплавляемого леса в плоты (боны). Выше Устья Юшута шёл обычный молевой сплав, когда деревья беспорядочно сплавляли по руслу обоих рек, из-за этого были огромные потери древесины и заторы. А на Лушморской плотине начинался боновый сплав леса – деревья скрепляли в плоты, и уже их гнали до Волги, а с 1929 года до Красногорской лесопилки (когда построили ж/д ветку от Зеленого Дола на Й-Олу).

Активный сплав леса по Илети и Юшуту продолжался и после Отечественной войны, нужно было много древесины для восстановления разрушенного войной народного хозяйства, лес снова сплавляли до Волги, а потом его  перевозили в Волгоградскую и Воронежскую область, которые наиболее пострадали от фашистов. Основная часть сплава леса в этих местах шла по рекам Илеть, Юшут, Ировка, Шора и Ашит, а в Устье Юшута всё это собиралось для сортировки и связки в плоты. Часть древесины снимали в  районе Красного Стекловара, часть древесины сплавлялась до Красногорского, а остальное шло по реке до Волжска.

Пик лесосплава пришёлся на послевоенные: 40-е и 50-е  годы прошлого века. По статистике: в среднем за год по Илети к Лушмарскому мосту сплавлялось до 500 тыс. куб. метров древесины. В свою очередь, по реке Шора сплавлялось до 80 тыс. куб. метров древесины, по Ировке – 30 тыс. куб. метров древесины.

А  по Юшуту к Лушмарскому мосту сплавлялось в год до 350 тыс. куб. метров древесины.

Итого в Волгу Илеть приносила свыше 900 тыс. куб. метров древесины в год (с учетом того, что лес добавлялся ниже по течению Илети).

По этой причине, на лесозаготовках, на лесосплаве и на переработке леса трудилось множество приезжего народа. Вместе с ними тогда работали и мои родители, которые переехали в Марийский край в 50-х годах: отец – с Урала, а мать – из-под Елабуги.

Мать вспоминала, что зимой они вручную чистили от снега Казанский тракт, начиная с Лушмора (Устье Юшута), и до Сушинского поселка. Там были бараки Лесхоза – буквально на берегу озера Долгого, где работники и ночевали. Зимой начинали работать затемно, и заканчивали также в полной темноте, переночевав в бараках, на другой день возвращались обратно. Работа была тяжёлая, питание было достаточно скудным, но после голодных военных лет – для моих родителей и это было существенным достатком. Следует напомнить, что тогда была шестидневная рабочая неделя, и отдыхали только в воскресенье! Несмотря на трудности, жили все дружно, многие рабочие вечерами учились.

Следует отметить и тот факт, что поселок Лушморский был основан на месте древнего поселения людей на Устье Юшута. В начале 90-х годов на скатах Лушморской горы каждое лето проводились раскопки археологами из Йошкар-Олы, там же был летний лагерь студентов исторического факультета МарГУ.

 

                                             Устье ЮшутаУстье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть

 

Интересен и тот факт (зафиксировано в летописях пгт. Красногорского), что название поселка Красногорский произошло от Красной горки – так называли живописную возвышенность Лушмора, что возвышается у Устья Юшута. На ней и вокруг неё были заросли малины, шиповника, рябины и калины – из-за этого эта гора окрашивалась в конце лета и осенью в красный цвет от ягод. Поэтому в народе её так и прозвали – Красная горка, а потом, и основанный в 1929 году поселок, также назвали – Красногорский, поскольку изначально лесопилка, лесосплавная контора, магазин, и бараки рабочих были именно в Лушморе. Лушмор был своеобразным транспортным центром на Старом Казанском тракте и Илети.  Поворотом ниже на Илети был построен посёлок Спеццех, где также жили рабочие, занимающиеся лесосплавом и первичной обработкой древесины, в поселке был магазин и пекарня. Сейчас на его месте молодая сосновая роща (рядом известное озеро Грязевое).Устье Юшута - Лушморский мост

 

Когда же было принято решение строить железную дорогу: Краснококшайск (Й-Ола) – Зеленодольск, то лесопилку и часть бараков перенесли на правый берег Илети, чуть ниже нынешнего ж/д моста, где сейчас располагается территория Красногорского КАФ. За ним же перенесли название – Красногорский.

Существует такое предание, что изначально посёлок должен был быть столицей Звениговского р-на, при этом ему был бы присвоен статус города. А назвать его должны были – Пугачев, в честь легендарных событий, связанных с восстанием Пугачёва в наших краях. Но из-за транспортных и технических трудностей, по причине невозможности построить большую ж/д станцию (кстати, из-за карстовых провалов) столицу оставили в Звенигово.

 

 (Устье Юшута -  настоящее место Лушмарского моста  - сейчас Лушмарский  брод) место Лушморского моста

 

Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны  с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника. В частности, есть такая легенда.

 

ЛЕГЕНДА  О ЧОТКАР-ПАТЫРЕ (литературная обработка  Кима Васина)

На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар.
Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его.

А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб. Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар-патыр. Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.

Это было давно. Русские еще не строили городов около нас по Волге, а воинствующие ханы жили в степях, где пасли свой скот, и часто нападали на марийские селения.

Узнал об этом Чоткар-патыр. Собрал людей своего лесного края и пошел на степняков войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь. Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские. Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар-патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.

— Дорогие мои! — сказал Чоткар. — Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырем Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их:

«Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжелый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар-патыр умер. Он лежал как живой среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

С тех пор прошло много лет. Вокруг холма вырос густой лес. Каждую весну холм покрывался душистыми цветами, он был весь в узорах, как красивый дорогой ковер. Близко к холму никто не подходил. Все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что трудовые люди ведут себя непокорно. Поэтому богачи задумали черное дело. Они подкупили одного марийца по имени Эш-полдо, чтобы без нужды поднять Чоткара из могилы. И однажды он тёмной ночью, чтобы не видели люди, подкрался к могиле богатыря и трижды произнёс:

«Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!».

Задрожала мать-земля, раздвинула свои недра, и оттуда с мечом в руках и в боевых доспехах встал Чоткар-патыр.

Продажный Эш-полдо в страхе бежал от могилы героя. А Чоткар, не заметив вокруг никаких врагов, воскликнул в сердцах:

- Горе тебе, марийский народ, понапрасну поднял ты меня из могилы, вздумал пошутить надо мной! Не будет больше у тебя такого заступника! –  И на веки вечные лёг в могилу.

Напрасно потом народ мари звал на помощь Чоткара, когда на их землю нападали враги – герой их покоился вечным сном на берегах прекрасной Илети.                                                  Устье Юшута

 

 

ФОТО  КОЧУЮЩИХ.

В статье использовались материалы из летописи поселка Красногорского и из работ краеведа Олега Чубарёва.

 

 

 

ВложениеРазмер
Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть124.37 КБ
Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть161.24 КБ
Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть154.91 КБ
Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть169.84 КБ
Устье Юшута - Лушмарский мост - река Илеть216.24 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

планы?

какие у нас планы на эти выходные?
ПВД на Кленовку будет?

аватар: Лоцман

ХЗ

 Я пока без конкретики.
 Даже с учетом разговора с тобой.
100% в субботу на кленовке по грибам ходить буду, а остальное не знаю.

аватар: Кэп

в субботу

в субботу  собираемся на Каменку!
официальное начало в 18.00
лучше поехать в 2-3 часа дня...
можно на великах!
можно и на электричке...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru