Деревня Озёрки и её окрестности - Галицкий (Старый Казанский) тракт

 

Команда Кочующие - Деревня Озёрки и её окрестности

 

Продолжаем серию рассказов про Галицкий (Старый Казанский или Царевококшайский) тракт, который географически словно медиана проходит через середину республики Марий Эл, и делит республику на две равные части.

Практически на равном удалении от Казани и Йошкар-Олы на Тракте расположена известная всем деревня Озёрки (если по Галицкому тракту: до губернского города Казани была 71 верста, до уездного города Царевококшайска — 66).

 

Популярность данной местности объясняется, прежде всего, тем, что рядом располагается Слитие Илети и Юшута (как говорят местные жители) или Устье Юшута (что более известно многочисленным туристам), а также комплекс Юшутских оолитовых источников.

Также интересен Карстовый лес, стоящий недалеко от деревни. 

 

                                         (участок Галицкого  тракта от Петьял до озера  Шарь-ер - Сайвер)         

 

Следует указать, что территория, на которой ныне расположены Озёрки, была заселена человеком уже в давние времена. Об этом, в частности, можно судить по материалам археологических раскопок (Ошутъяль-ская вторая и первая стоянки, Лушмаринский могильник, Агавайрем арка, Ташнурское, Ошутьяльское третье поселение). Археологи утверждают, что  бассейны рек Илети и Юшута были населены пермоязычными племенами азелинской культуры, которые и оставили эти памятники.

После распада Золотой Орды образовалось несколько ханств: Ногайское, Астраханское, Сибирское и другие. На территории Казанского ханства образовались уезды. Марийцы жили в Царевококшайском, Царевосанчурском, Уржумском, Козьмодемьянском, Яранском, Кокшайском и Казанском. Наряду с уездами существовало деление на дороги, которые обозначали определенную местность. На Галицкой дороге Казанского уезда располагались волости, в числе которых упоминались:  Другая Мусмора, Мусмора, Третья Мусмора. Под названием Мушмара – подразумевались деревни Озерки, Ошутьялы, Шигаково и Кожла-Сола, жители которых были единоплеменниками – из рода мушмарий.

 

                 (участок  Галицкого тракта в Озерках - вид в сторону  Устья  Юшута)         

 

По одной из легенд, которая сохранилась в селе Красный Яр (Звениговский р-н), род Мушмарий произошел от Пашкана:

Когда-то давным-давно в дубраве на берегу озера Урышъер жил мариец по имени Пашкан.

Был он охотником и рыболовом. У него было четыре сына.

Подросшие сыновья стали жить своими хозяйствами.

Одному построили дом неподалеку от отца, и с этого дома началась история деревень Красноярской стороны, объединившихся под общим названием Чакмарий ("ближние марийцы").

Другой сын Пашкана, за свой высокий рост получивший имя Кужмарий, осел в 12 км от брата (от слова: кужо - длинный). От него произошло село Кужмара.

Третий забрался еще дальше, начал сеять коноплю и стал прародителем рода Мушмари (муш – конопля, кудель). От этого рода произошли мари, населяющие деревни в окрестностях п.Красногорского.

Четвертый ушел жить в лес к оврагу, на дне которого бил родник, с тех пор его стали звать Паммарий (от слова памаш - родник). Они живут сейчас в Памьялах.

 

 (деревня  Озерки -  боковая  дорога от Галицкого тракта в сторону Кожла-Солы и Кужмары)          

 

Якобы такое расселение произошло тысячу лет тому назад, когда здесь был небольшой илем из нескольких изимец (землянок), вырытых на пригорке. Поселение называлось Пимъял или Пумъял. Возвышенную часть улицы и сейчас называют Пумъял. Предки озерцев, как и предки жителей соседних деревень, когда-то входили в род Мушмарий, разрастаясь, он разъединился, образовав несколько семей, позднее ветвей.

Также по местным преданиям, из рода мушмари произошел легендарный марийский богатырь Чоткар, защитник марийского народа от нападений кочевников, который родился в семье охотника и жил на Устье Юшута. С его именем связаны несколько легенд, которые мы по возможности выставим позднее, когда будем рассказывать про достопримечательности этого края.

 

                                         (пруд-озеро в Озерках - после жаркого лета 2010 года)      

 

Первое официальное упоминание о деревне Озёрки  встречается в "Экономических примечаниях Царевококшайского уезда 1796 года". Она входила в Лушмарскую волость, состоявшую из 28 селений. В "Известиях общества археологии, истории и этнографии" упоминались населенные пункты, существовавшие в конце XVIII века: "Деревня Первая, Другая, Третья Мушмара, Шигак тож, при болоте, живут крещеные черемисы".

Деревни Шигаково, Шелангер, Керебеляк, Ошутьялы, Озерки, Кожласола ранее были объединены общим названием Мушмарий.

Считалось, что жители этих мест возделывали кудель. От слова "муш" — кудель, якобы, и возникло название этой местности. Это представление в Звениговском районе существовало многие десятилетия. Совершенно неожиданно в этом контексте в 1991 году прозвучало другое мнение — ученые назвали вышеупомянутое утверждение тополегендой.

По их предположению топоним Мушмарий не имеет никакой связи со словом "муш" (кудель). Он возник из сложения двух слов: "Муш" — "Мус" — название реки и "мэрий", "мариец", то есть мушинские мари. Слово "муш" не марийское, этот гидроним можно сравнить с гидронимом на территории Литвы и Латвии — это река Муша (на территории Латвии — Муса).

Эта версия выглядит не совсем правдоподобной, так как было неясно – откуда в Литве появились мари. Однако было выяснено, что во времена Ивана Грозного горных мари переселяли на границу с Литвой, для заселения пограничных земель. Так что эта версия  происхождения названия «мушмари» также может иметь место.

 

В конце XVII — начале XVIII веков большая часть местных марийцев, из-за тяжелых условий жизни,  покинула насиженные места и переселилась в Прикамье и Приуралье. Переписчик 1678 года отмечал жителей волостей: Первой Мушмары и Другой Мушмары, "бежавших в Уфимский уезд". Таким образом, среди восточных мари (эрвел мари) на Урале и в Башкирии до сих пор живут потомки мушмари.

 

                                         (часовня  в Озерках на Галицком тракте)         

 

В дореволюционные годы Озёрки и Шигаково были самыми крупными населенными пунктами Галицкого  (Старого Казанского) тракта между двумя столицами.

Деревня Озерки выделялась тем, что здесь от Тракта уходил в сторону Кокшайска и Кужмары почтово-торговая дорога, по которой отступал отряд Пугачева в июле 1774 года. Наличие такого перекрестка явно выделяла деревню Озерки, и делала её заметным транспортным узлом в Марийском крае.

 

Перекресток этот можно увидеть и сейчас по приметной Часовне, которая сохранилась на главной улице Озёрок. Эту Часовню в 1907 году на свои средства построил Максим Иванович Белоусов, построена она была из кирпича, а до этого на приметном перекрестке стояла деревянная часовня, около которой молились и ставили свечки перед тем, как пуститься в дальнюю дорогу – в Кленовогорские леса. Путь по тем временам был долгий и  не безопасный. Ещё одна часовня стояла на Кленовой горе – около постоялого двора на Александровской поляне, эта часовня отмечена на карте  генерального межевания Стрельбицкого.

Есть предположение, что именно с неё рисовал свои картины известный художник Константин Васильев (« Часовня» и «В марийской деревне»). У этого известного художника есть ряд картин, которые были нарисованы в окрестностях деревни Озерок. Например, картина «Облако» написана на реке Юшут. Отдельно есть картины с изображением рек Юшут и Илеть, что  также недалеко от этих мест.

 

 

              (картина К.Васильева -   "В марийской  деревне")                            

 

 

Дорога же от этой Часовни уходила в сторону деревни Кожла-Сола (на запад), что сейчас слилась с поселком Красногорский, и была до недавнего времени очень оживленной, так как этот тракт  был центральным транспортным путем совхоза «Кожласолинский». При этом на ней даже имелся переезд через железную дорогу «Казань – Й-Ола», что был расположен в самом начале деревни Кожла-Сола, переезд позднее демонтировали.

 

Но мало кто сейчас знает, что в другую сторону от перекрестка из Озерок брала начало Керебелякская дорога, что вела на восток, проходила через деревню Ошутьялы (а раньше между отдельными деревнями Верхние и Нижние Ошутьялы), пересекала Юшут и через Катай-гору вела к Селу Керебеляк.

В довоенные годы, когда не было трассы Морки-Шелангер, эта дорога была главным транспортным путем из Керебелякской и Юрдурской стороны к административным центрам.

Для туристов этот маршрут известен тем, что позволяет посетить примечательную речку Юшут, а также цепь красивейших Керебелякских озер: Большой и Малый Тот-ер, Шуть-ер, Куж-ер.

В трудах местного краеведа Олега Чубарёва также указывается, что Керебелякская дорога, после того, как она пересекала Юшут, ответвляла от себя правую ветку – Илетскую дорогу, которая через Леушкино вдоль Илети вела на Кужер (Красный Стекловар).

Таким образом, в стародавние времена Озёрки представляли из себя пересечение многих хозяйственных и торговых дорог, что обуславливало рост и развитие деревни. И, вероятно, Озёрки могли бы получить и статус села (то есть населенного пункта, где есть церковный приход и храм), но приверженность коренных мари этого края к языческой вере, не позволили осуществиться этому событию.

часовня в Озерках

 

Из исторических рассказов про деревню Озерки (Мушмарий) сохранилось такое:

"В 70 верстах от Казани находится первая значительная черемисская деревня Озерки. Она лежит на самой дороге и построена... по плану, общепринятому для русских селений, то есть все жилые дома выходят своими концами на улицу, выведенную по прямой линии. А позади размещаются прочие хозяйственные постройки, образуя правильные четырехугольные дворы, примыкающие друг к другу. А потому, по первому взгляду, эта деревня отличается от прочих черемисских селений, особенно тех, которые лежат в стороне от проезжих дорог... Коренные черемисские деревни, как известно, строятся без особого плана: дворы вниз разбросаны по всем направлениям, соединены между собою множеством дорог, обставлены хозяйственными строениями и засажены множеством деревьев, придающих всему селению картинный и весьма приятный вид. По этой особенности устройства черемисская деревня живо напоминает деревни Эстляндской губернии, коренные жители коих считаются одноплеменными с черемисами. Нельзя не заметить, что деревня, расширенная и рассеченная дорогами по разным направлениям, и при самых сильных пожарах не может подвергнуться совершенному истреблению, как это нередко случается с русскими деревнями, выстроенными по одной линии, если от загоревшегося дома пламя переносится ветром по направлению дороги. Кроме того, обыкновенное устройство черемисских деревень имеет еще другие выгоды, оно дает возможность более расширяться строениям, что тоже способствует здоровью людей и меньшей опасности при пожарах. Деревья же, всегда встречаемые в черемисских деревнях, сохраняются крестьянами с каким-то религиозным чувством. Что касается хозяйств крестьян деревни Озерки, то опрятность и чистота, в которых содержатся дворы и дороги, могут служить доказательством заботливости и трудолюбия крестьян. В разительной противоположности к обыкновению русских крестьян Казанской губернии замечается у черемисов деревни Озерки особая тщательность, с которой они складывают удобрения: именно всякий помет с улиц. Песчаная и тощая земля этой деревни, лежащей среди соснового бора, требует усиленного удобрения... Легко различить черемисские поля от русских, лежащих около Царевококшайска по яровым хлебам, ими разводимым. Черемисы возделывают много яровой ржи и ячменя. Между тем, как русские крестьяне первой почти не сеют, а ячменя немного и только для пива. Черемисы же приготовляют из ячменя крупу и муку для хлеба, который русскими крестьянами не употребляется. Кроме означенных яровых растений, черемисы сеют коноплю и немного льна. Хмель разводят на огороженных местах, часто среди лугов, где для хмельников определяются более или менее обширные пространства. В огородах, кроме картофеля, капусты и прочих обыкновенных овощей, встретил я в Лушмаре у писаря управы белый высокий горох, бобы и огурцы, которые здесь часто побивают утренники, как случилось в 1855 году в июне месяце".

 

                 (вид на Озерки и  Кленовую гору со стороны  д. Шигаково на Галицком тракте)           

 

С самого раннего детства я помню, что мы обязательно посещали Озерки два раза в году: один раз весной, чтобы купить картофеля, которого нам на целый год не хватало. А второй раз обычно ближе к зиме, когда мы покупали там овечку, чтобы иметь запас мяса на зиму. Моя мать, прожившая в разных марийских деревнях более 20 лет, очень бойко говорила на марийском языке, и имела массу знакомых во всех местных деревнях. С ней мы быстро торговали нужные нам товары и возвращались в Красногорский.

 

Из детских и отроческих лет деревня Озерки мне запомнилась, прежде всего, огромным хмельником, который примыкал к деревне с западной стороны, остатки столбов этого хмельника сохранились до нашего времени. Каждую осень (в начале сентября) нас школьников посылали сюда на уборку хмеля, что было для нас весёлым временем, так как труд по уборке хмеля был хорошо оплачиваемым, физически не тяжёлым, и ненадолго отдалял от нас учебное время, продлевая  летние каникулы.

Мы проводили соревнования:  кто больше соберет хмеля, как между классами, так и внутри класса, и недели за 2 на хмельнике можно было заработать от 30 до 40 советских рублей. Для нас в школьные годы – это было целое состояние, именно на те заработки я впервые купил себе велосипед и фотоаппарат, что потом и сопровождали меня в многочисленных путешествиях и странствиях по родной земле!

Из вышеприведенного исторического рассказа мы видим, что хмелеводство в Озерках было распространено уже в стародавние времена. Поэтому в советское время здесь устроили огромный хмельник, так как это занятие было уже известно местным жителям. Хмель в те годы занимал 26 га, с него получали стабильный доход. Прямо на хмельнике работали чешские комбайны и сушилка.

К сожалению, перестройка уничтожила успешное хмелехозяйство, и теперь мы пьём иностранное пиво из иностранного же сырья…

 

                         (окрестные поля и перелески - вдали  священая роща Юмылтымо ото)         

 

Особое отношение к Озеркам и к истории родного края появилось у меня после того, как я впервые побывал в Озеркинской начальной школе. Про это я упоминал уже в рассказе о Ратной (Царской) тропе. Немного повторюсь, но с некоторыми оговорками.

В своей счастливой пионерской юности я состоял  в активе нашей школьной пионерской дружины, в Красногорской школе № 2. Заодно я был политинформатором в нашем классе (кстати, из этого же класса произошёл и Костровой Кочующих – Петров Сергей), и меня, как активного политинформатора и агитатора,  привлекали к различным выступлениям и лекциям, в том числе и в марийских деревнях Кожла-солинского сельсовета. Так я попал в состав делегации, которую направили от Красногорской школы в начальную  школу в деревню Озёрки (в средней школе они учились уже в Красногорске), чтобы там принять в октябрята учеников первого класса. Дело было в апреле 1981 года, вероятно, в День рождения товарища Ленина, или около того. Деревня в те годы была многолюдной, ещё не развалили совхоз «Кожласолинский», много в Озерках было и детей! Это сейчас деревни повымирали и опустели, а поля стали заброшенными, в советские  же времена на деревенских улицах было полно ребятни, и было, кому учиться в сельских школах!

Озеркинская школа была одноэтажной и деревянной, она стояла на другом краю деревни –  откуда вела дорога в сторону Ошутьял (и Керебеляка).

Недавно я узнал, что директором школы долгое время работала Елизавета Федоровна Москвина.  В 1973 году, ей, как директору начальной Озеркинской школы, присвоили звание "Заслуженный учитель школы Марийской АССР". Примечательно, что она была родной сестрой преподавателя Янаш-белякской школы – Николая Москвина, который активно занимался краеведеньем родной стороны. В частности, он записал легенду о Шёртно куп (Золотое болото), где Пугачевцы утопили воз с сокровищами – свою несметную казну!

Про это упоминал в своей книге «Легенды и были Кленовогорья» краевед Олег Чубарёв.

 

                           (центральная  улица  Озёрок -  тут проходил  Галицкий  тракт)           

 

Приняв в октябрята учеников озеркинской школы,  подарив им значки с улыбающимся Володькой, и рассказав детям про пионеров-героев, мы все сели в небольшой столовой школы. Нас угощали вкусным клюквенным киселем, чаем и выпечкой, и заодно рассказывали про историю этого края. Именно тогда от местных учителей мы услыхали  легенды и были про происхождение этой деревни, откуда пошёл род мушмаринских мари, про Старый Казанский (Галицкий) тракт, который проходил через Озерки, про восстание Пугачева, про его отступление через Озерки в сторону Кокшайска, и про то, что через их родную деревню проходило большое войско, посланное царем Грозным, чтобы воевать Казань!

В тот день я уже осознано прошёлся по Старому Казанскому (Галицкому) тракту, который проходил по центральной улице Озерок, уважительно наступая на землю, над которой пронеслось столько легендарных событий, а также посмотрел на старую часовеньку, что стояла на этой улице, как раз в том месте, где от Галицкого тракта когда-то отходила боковая дорога в сторону Кожла-Солы, Кужмары и Кокшайска.

Обычная заурядная деревня повернулась ко мне словно другим боком, будто пласты истории одновременно открылись перед нашим мысленным взором, дух и события иного времени ожили и стали местными легендами и преданиями!

 

                                  (Галицкий  тракт  от  Озерок  в сторону  деревни  Шигаково)                      

 

Интересное историческое предание по Озёрки я услыхал недавно, отдыхая в санатории на Кленовой горе. Библиотекарь санатория – Г.Сушенцова рассказывала, что в давние времена в этой деревне жили два брата. Были они лютые разбойники, и грабили купеческие караваны на Старом Казанском тракте. Были они настолько свирепы, что не считались ни с какими законами, а имея большие деньги, подкупали местного старшину, и поэтому он закрывал глаза на их разбои. Вероятно, старшина имел и долю с их грабежей. Местные жители боялись братьёв-разбойников, и также молчали, действовал как бы принцип круговой поруки.

У братьёв было большое хозяйство, которое окружал очень высокий забор из елового частокола. И за этим забором они держали всё добро, которое наворовали на Тракте. Было у них много лошадей, телег, всякой одежды и прочего инвентаря. До поры до времени всё это беззаконие сходило им с рук, но однажды случилось с ними следующее.  Пошли они как-то зимой промышлять свой разбой на Тракте, засели в засаду в глухом лесу около Кленовой горы. Но за весь день на дороге никого не показалось, и быстро стемнело. А ночью на них напала волчья стая, что рыскала по окрестным чащам. Братья хотели было развести костер, да не успели. Тогда встали они спиной друг к другу, и стали  отбиваться топорами да ножами от серых хищников, несколько волков им удалось убить, однако волкам удалось их разделить между собой! После этого волки без труда загрызли обоих братьёв, да так, что даже костей не оставили. На снегу были лишь клочки одежды и кровь.

Через несколько дней место побоища обнаружил лесной смотритель, он понял, что волки здесь напали на людей. Он и сообщил о случившемся в деревню. По топорам и по ножам люди поняли, что здесь погибли разбойники, о чём никто не жалел.

 

 

                             (картина Е.Д. Атлашкиной - Е.Пугачев в Кожласоле)                  

 

Историческая справка про деревню ОЗЕРКИ (ПИМЪЯЛ, ПУМЪЯЛ, МУШМАРИЙ):

  Расположена в 5 км к северо-востоку от центра сельской администрации — села Кожласола.

В 1864 году в деревне Пимъял Большешигаковской волости Царевококшайского округа общее число наличных душ 59 мужчин и 60 женщин, в том числе ревизских — 48 мужчин и 42 женщины, 3 солдатки. В 1872 году насчитывалось 22 дома. Селение построено правильно, состоит при болоте, которое удобно для водоемов. В 1875 году проживали 113 человек, в 1897 году — 175 человек, все по национальности мари. В 1879 году крестьяне деревни держали на подворьях 100 голов крупного рогатого скота, лошадей — 56, овец — 180, свиней — 40. В 1897 году имелась мелочная лавка для продажи съестных припасов. В 1900 году бакалейными товарами торговали 2 лавки (казанского купеческого сына Гаврилы Ивановича Ратманова и крестьянки Марии Ивановой), имелось трактирное заведение торгового дома "Булыгин и сын". На постоялом дворе крестьянина Флегонта Яковлевича Моряшева и других дворах продажа спиртных напитков и табака была запрещена.

В 1917 году в деревне Озерки проживали 255 человек. В этом же году открылось одноклассное земское училище. Деревня вплоть до конца 20-х годов являлась в лушмарской (мушмаринской) стороне одним из социально-хозяйственных центров. Здесь находились почта, постоялые дворы, кабак.

Для обеспечения охраны государственных учреждений стоял небольшой отряд солдат. Солдаты размещались в доме Александра Ивановича Тукманова.

Со слов старожила Алексея Ефимовича Осипова, начальником почты работал Никандр Петрович Колибров, чуваш по национальности. Он и его первая жена держали пасеку и свиней. В доме Ивана Михайловича Тукманова размещался кабак. Вино и водку завозили из Казани.

В доме Виктора Картушаева стояли ямщики. С прибытием почты из Казани меняли лошадей, затем почта следовала в Царевококшайск. Некий Миколка держал постоялый двор, имел двухэтажный дом. Его отец и сын работали кузнецами, ремонтировали повозки, телеги, сани, ковали лошадей. В деревне проживали несколько русских семей: Муряшевы, Сарбаевы, Черновы и другие.

В 1907 году на свои средства Максим Иванович Белоусов построил часовню.

В 1917 году открыли школу I ступени, обучались 24 человека, работал 1 учитель. В школьной библиотеке имелось 10 книг.

26 июля 1917 года основали общество потребителей, числилось 3634 члена. Занимались куплей и продажей товаров и лесоразработками по договорам с Марисоюзом и ЦУЛТОМ.

В 1923 году организовали рабоче-крестьянское общество потребителей, весной 1924 года — Средне-Илетское кредитное товарищество. Его первым председателем был Константин Сергеевич Корюкин. Товарищество выдавало ссуды на приобретение сельхозинвентаря, организовало работу кирпичного завода, пекарни. В период нэпа открыли магазин-пекарню от Казанской фабрики "Красный пищевик". На реке Илеть, недалеко от деревни, продолжительное время мололи зерно на водяной мельнице, которую построили татары, местные жители называли ее Суас вакш — татарская мельница. Была здесь и шерстобойка, услугами которой пользовались жители всей округи.

В 1922 году в 82 дворах проживали 430 жителей, в 1923 году — 420.

В 1926 году в деревне Озерки насчитывалось 104 хозяйства, проживал 501 житель. Зарегистрированы лесозаготовительная трудовая артель и мелиоративное товарищество. Размещалось Юшутское лесничество, а в 1929 году — Лужмарский учлеспромхоз.

В 1926 году в деревне начало работать почтово-телеграфное отделение с 3 сотрудниками в штате и кредитное товарищество с 4 сотрудниками.

В списке культурно-просветительных учреждений Звениговского кантона — Озеркинская школа I ступени и школа подростков.

В 1959 году колхоз "Красный орел" объединился с колхозом "Патыр" (село Кожласола) и колхозом "Ташнур". Укрупненный колхоз назвали "Россия". В 70-е годы картофель здесь сажали на 200-300 га, урожай получали по 150 ц с га, только на семена в 6 хранилищ озеркинцы засыпали 800-900 тонн клубней.

Хмель в те годы занимал 26 га, с него получали стабильный доход. Прямо на хмельнике работали чешские комбайн и сушилка. Урожайность зерновых в среднем составляла 17-18 ц с га. Колхозники ставили перед собой задачу — получать до 23 ц с га. Кукуруза сначала давала невысокие урожаи, но когда ее начали выращивать по интенсивной технологии, урожаи поднялись до 500 ц зеленой массы с га. В свое время в деревне Озерки было построено типовое картофелехранилище на 1000 тонн клубней. В 2001 году картофель сажали только для своей столовой.

Радио появилось в Озерках в 1944 году, телефон — в 1935 году, первый телевизор — в 1965 году.

В 2000 году в деревне Озерки было 58 дворов, в них проживали 139 человек. Наиболее распространенные фамилии — Горшковы, Кельмаковы. 43 семьи в деревне держали коров, 10 — свиней, 5 — овец, многие семьи держали птицу. Питьевую воду люди брали из колонки.

Поблизости от деревни имелась священная роща Юмылтымо ото. Местные жители соблюдали обычаи традиционной религии марийского народа. Здесь также имелись овраги Тос корем, Маскан куп, Арбан куп, Чывытай лап, Куп мучаш, Пистан корем, Апай корем, Пистер лап, Куп вончак, болота Изи куп, Шун вынем.

 

 

 

ФОТО  КОЧУЮЩИХ.

КАРТИНА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА.

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

http://www.12rus.ru/

http://www.tatar.museum.ru/Vasiliev/

 

 

Комментарии

Рядом с д. Озерки в лесу есть

Рядом с д. Озерки в лесу есть заросшие окопы, огневые точки и т.д. Откуда они взялись, не знаю, т.к. военных действий в Марийской АССР не было. 

действительно...

остатки военных сооружений там есть -

по словам того же Димы Курито -

во время войны местное население привлекали рыть окопы и в тылу -

ведь в 1941-42 - было неизвестно докуда может дойти враг,

а через Озерки проходил Казанский тракт -

эти окопы примерно прикрывали это направление...

много укреплений рыли на правом берегу Волги...

Прочитал на одном вздохе.

Прочитал на одном вздохе. Видно ТС спец!!!

Прчитал статья понравилась

Прчитал статья понравилась, много узнал нового, хотя я сам проживаю недолеко от этих мест.

Насчет окоп - они появились во время войны. Много этих окоп возле озера Серебрянного, там в годы войны какая-то резервная армия стояла. Там было наподобие учебки.

Много солдат от голода умерло в тех местах.

верно!

про это у нас также написано в статьях про Серебряное и Орьер!

я землячка

спасибо огромное, узнала о месте моего рождения много интересного, с нетерпением жду августа, объязательно приеду на родину.

про Озерки...

Вам также спасибо что зашли!

Про Озерки есть ещё материал на целую статью, но вот руки не доходят...

Красивык места, рядом Илеть и Юшут, Катай-гора!

Это тоже наша  малая Родина!!!

татарские марийцы

в преданиях и рассказах тоншаевских марийцев (Нижегородская обл.) есть упоминание про суас-мари - то есть татарские мари, точнее сказать, марийцы, которые пришли в эти земли со стороны Казани в давние времена.  Вероятнее всего, движение марийцев происходило во время войны Ивана Грозного и последующих Черемисских войн, когда множество марийцев из приказанья ушли в лесную глушь, кто на север, кто на восток.

Диалект, обычаи и одежда  суас-мари отличались от местных марийцев, причем достаточно существенно, так как до сих пор про это сами марийцы помнят!  Мало того, и в наше время такое языковое отличие официально закреплено в языках горных и луговых мари:

у горных мари - много русских заимствований, например, лапка - магазин, олица - улица, ырес - крест,  а у луговых: кевыт - магазин, урем-улица, мамык-вата, кишер-морковь  и т.д. - слова татарского происхождения.

Так вот, движение суас-мари на север происходило именно по Галицкому тракту, что вел в Галич от Казани по землям Тоншаевского и Шарангского районов НГО, гдей сейчас марийцы до сих пор проживают, а память о древней дороге жива в преданиях и легендах!

Суасламары (суасмари) - это

Суасламары (суасмари) - это чуваши, так их называют западные мари.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.