Татарские мари, Марийские села Татарстана

В далеком 1990 году я с матерью ездил из Марий Эл на её родину – Елабужский район (д. Сосновый Юраш). И вот случился с нами такой забавный случай.
На вокзале в Елабуге мы услыхали как две женщины между собой бойко говорят по-марийски. Мать очень хорошо говорила на марийском и спросила их, мол, они из республики Марий Эл (тогда МАССР)?
Они ответили, что родом из Елабужского района – татарские марийцы, на что мать ответила, что мы, наоборот  – марийские татары! Такая вот история...
Далее статья про марийцев, которые проживают в Татарстане. Марийские села, деревни, места компактного проживания, обычаи, традиции и праздники.
 

 
Марийское население Татарстана насчитывает около 24 тыс. человек. Его сельскую часть представляют более 30 сел и деревень, рассредоточенных в бассейнах Вятки и Камы, в северных и восточных районах республики. 
Около двух третей из существующих в Татарстане марийских населенных пунктов расположены восточнее Вятки, и их, таким образом, можно считать восточно-марийскими.

Проживающие в Татарстане восточные марийцы разделяются на несколько этно-ареальных групп. Северную группу, которая расселена в Вятско-Камском междуречье и через ареал проживания которой проходит татарстанско-удмуртская граница, принято называть камской или вятско-камской. В Татарстане селения этой группы распространены в Елабужском, Менделеевском и Агрызском районах (об этническом составе этих районов см. табл. 8). 


Самое большое число марийцев, 2,9 тыс., сосредоточено в Агрызском районе
Они образуют как бы переходное звено между камскими и проживающими к юго-востоку от Камы икско-сюньскими марийцами (Актанышский, Мензелинский и Муслюмовский районы, см. табл. 8). От Татарстана ареал икско-сюньской группы простирается и в западные районы Башкортостана.

С 1960–1970-х годов регион нижней Камы испытывал бурный индустриально-урбанизационный подъем, связанный прежде всего с развитием автомобилестроения и нефтеперерабатывающей промышленности. Новые рабочие места в растущих городах (Набережные Челны, Нижнекамск и др.) привлекали из прилегающих сельских районов рабочую силу, в том числе и марийскую. 
В результате урбанизация марийцев ускорилась. Притяжение больших центров, таких, например, как Набережные Челны, наблюдалось как внутри Татарстана, так и за его пределами. Поэтому их марийское население состоит не только из восточных марийцев ближайших районов. Среди них немало и более далеких мигрантов, в том числе из Марий Эл. В этой связи интересно отметить, что из городов Татарстана самое большое число марийских жителей имеет не Казань, а Набережные Челны, где их насчитывается около 4 тыс.

Главной группой непосредственных этнических контактов для сельских марийцев Татарстана является, как правило, титульная нация республики. Прежде всего это касается икско-сюньских марийцев, которые оказались практически в полном окружении татар. Поэтому представители этой группы марийцев в качестве второго языка используют в основном татарский, а русский язык стоит только на третьем месте. Через школу и средства массовой информации знание русского языка распространяется в молодежной среде, но среди старшего поколения встречается еще немало людей слабо знающих этот язык.
 
   

МАРИЙСКИЕ СЕЛА АГРЫЗСКОГО РАЙОНА РТ

Всего в Агрызском районе проживает 3035 марийцев. В Бимском сельском поселении – 1053 марийцев, Кулегашском – 497, Кадряковском – 517, Азевском – 283, Красноборском – 150, Терсинском – 85, в Агрызе – 450. Марийцы – третье по численности население.    

СЕЛО КУЛЯГАШ - СТАТЬЯ ТУТ!

МАРИЙСКОЕ СЕЛО БИМА - ТУТ!

БИМА

Признанный исторический центр марийских деревень Агрызского района. В состав Бимского сельского поселения входят 4 населенных пункта: Бима, Мадык, Новая Чекалда, Пелемеш.

Селению Бима более 300 лет. В 1921 году деревня пережила страшный голод, заметно сократилось население селения. В 1929 году был организован колхоз по названием «Мариец»: туда вошли 10 беднейших крестьянских хозяйств. В настоящее время в селе существует отделение «Бима»  ООО «Агрофирма–Агрыз». Имеется 168 индивидуальных хозяйств с личным подворьем.

В настоящее время в Бимском поселении проживает 1053 человек. Средний возраст населения – 34 года. В Бимской средней школе обучаются 120 детей. Нынче на свет появилось 6 малышей.

В Биме работает самодеятельный фольклорный коллектив «Эр ужара» под руководством Владимира Корнева. В 2010 году ансамблю присвоено звание народного самодеятельного коллектива.  

 

Мадык

Одна из маленьких деревушек этого поселения. Исторические вехи жизни этой деревни таковы: в 1919 году через Мадык прошли войска Колчака, а в 1921 году мадыковцы пережили страшный голод. В 1922 году деревню настигла другая беда – в огне пожара сгорела половина села.

С древних времен здесь проживает марийское население, которое уважает и соблюдает традиционные обычаи и традиции.

 

Пелемеш

Село расположено на реке Пелемеш. Основанием села считается 1764 год. Известно, что в прошлом деревня Пелемеш подчинялась князю Чингизу, который утаил от жителей деревни известие об отмене крепостного права. Но потом каким-то образом в деревню попала газета «Искра». В 1910 году было организовано Пелемешское сельское общество, в 1918 году помещичьи земли раздали крестьянам, в 1919 году жители познакомились с белогвардейцами. В 1929 году началась коллективизация и закончилась лишь в 1937 году.

В Пелемеше живет трудолюбивый, талантливый во всех сферах народ. В 1990-х годах организован  ансамбль «Рвезылык сем» по руководством Нины Михайловой. С 1998 года начал руководить Владимир Осипов. Вместе с супругой Ириной продолжают культурную работу и по сей день. На базе нового сельского клуба организованы три группы ансамбля «Ош вис-вис»: младшая, средняя, старшая. По республиканской программе построен новый клуб.    

 

 КАДРЯКОВО

Единственная деревня, которая образовалась не от потомков деревни Бима. Первое документальное упоминание о деревне датируется 1850 годом. В домовой книге от 1878 года указывается, что в селении Кадряково 75 дворов, население – 600 человек. У каждого хозяйства было в наличии по 3 и более лошадей, крупного рогатого скота и несколько десятков пчелиных семей. 

Как и многие тысячи сел и городов нашей страны, село Кадряково тоже внесло свою лепту в Великую Победу. В летописи деревни есть одна памятная страница. Через Кадряково проходила санная дорога Мензелинск–Агрыз. Знаменитый татарский поэт Муса Джалиль, только что закончивший школу политруков в Мензелинске направлялся на фронт.  Он остановился на ночлег в доме деда Имая. Это было в конце декабря 1941 года.

После войны трудоспособное население составляли женщины и дети. На их плечи легло восстановление хозяйства. В 1957 году колхоз «Звено» был передовиком в районе. А в 1960 году вошел в состав колхоза «Дружба».

Жизнь продолжается, меняются поколения. Сегодня в Кадрякове проживает … человек. Средний возраст населения – .... лет. В деревне работает средняя школа, где обучаются 34 детей.  В Кадрякове работает фольклорный коллектив «Кадрек сем» под руководством Марии Артемьевой. В 1992 году ансамбль удостоен звания «Народный».

 

 КУЛЕГАШ

На территории поселения 4 деревни – Кулегаш, Байтуганово, Ожбуй, Волково. Кулегаш основан в XVIII веке. Расположен в 94 км от Агрыза, у реки Кулегаш. Первый колхоз под названием «Коммунар» был организован в 1929 году, в 1968 году он вошел в состав совхоза «Красноборский». В 1988 году отделился совхоз «Кулегашский». В настоящее время в деревне существует ООО «Агрофирма–Агрыз», «Навруз», на территории сельского поселения расположена конеферма.   

В 1992 году при Кулегашском клубе был создан ансамбль «Курмызак олык». Участники ансамбля – жители деревни Кулегаш и Байтуганово. В его копилке – несколько почетных грамот, дипломов, благодарственных писем. Меняется состав ансамбля, меняются руководители, неизменным остается дух, любовь  к родной культуре, желание оставить это богатое наследие молодому поколению.

Численность населения – 484 человека, в том числе пенсионеров – 84, трудового населения – 224, до 18 лет – 125 человек. Средний возраст жителей – 35 лет.  Есть средняя школа, где обучаются 76 детей. 

 

Байтуганово

Деревня основана в конце XVII, начале  XVIII века. Некоторым она знакома, как   Шуар, Алиш. Она расположена в 87 км от Агрыза, возле реки Бима. В 1992 году в деревне числилось 148 человек, сегодня проживает 137 человек. Пенсионеров всего 13. Средний возраст населения – 34 года. Основной источник пополнения семейного бюджета – личное хозяйство. Многие в своем хозяйстве содержат лошадей, овец, кроликов, гусей, куриц, разводят пчел.     

                                                       открытие детского сада в Байтуганово                                    

 

Ожбуй

Старая деревня, основана в XVIII веке. Со слов пожилых людей известно, что раньше в деревне было около 40 хозяйств, а сейчас их только 9. Во время формирования колхозов был создан колхоз «Ударник». При укрупнении хозяйств деревня присоединилась к Кулегашу. Жил народ, жила деревня, народу было достаточно, не бедствовали. Существовал магазин-лавка при частном доме, в 70-е годы он закрылся. В 70-е годы закрыли и клуб.

В настоящее время здесь производства нет, кто-то ходит в Кулегаш на конеферму. Многие занимаются различным промыслом: катают валенки, разводят пчел, занимаются животноводством.

 

КАМЕННЫЙ КЛЮЧ

Единственная марийская деревня, которая относится к АЗЕВСКОМУ сельскому поселению. Основана в 1808 году. Расположена в 92 км от Агрыза, возле реки Каменная. Протекающая за деревней река действительно берет свое начало в каменных ущельях. До 1890-х годов жители относились к башкирскому сословию. Занимались земледелием, разведением скота, лесными промыслами. 

В 1929 году в деревне был организован колхоз «Застрельщик».  В 1959 году его объединяют с колхозом «Маяк».

В Каменном Ключе живет трудолюбивый народ. Работает клуб, молодежи много. В свободное от работы время, по праздникам в клубе проводятся различные мероприятия.    

 

СЕЛО КУЛЯГАШ

Кулегашское сельское поселение Агрызского муниципального района расположено в 90 км от районного центра г. Агрыза. Территория муниципального образования занимает – 4270,8 га, площадь земель сельскохозяйственного назначения – 3266 га.

В состав Кулегашского сельского поселения входят 4 населенных пунктов: с. Кулегаш, д. Байтуганово, д. Ожбуй, с. Волково. Административным центром поселения является населенный пункт – с. Кулегаш.

Село является местом компактного проживания народа мари.

                                                          СЕЛО КУЛЯГАШ                                        

Площадь, численность и состав населения

Территория муниципального образования занимает – 4270,8 га, в т.ч. площадь земель сельскохозяйственного назначения 3266 га.
Численность постоянного населения (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) составляет 508 человек, в т.ч. в возрасте:
моложе трудоспособного – 129 чел.
трудоспособном – 277 чел.
старше трудоспособного – 102 чел.
 
Краткая историческая справка

Сельское поселение образовано в 1670 году.

с. Кулегаш 

По рассказам старожилов, участник Разинского восстания боясь расправы царского прави-тельства, поселился у речки (сейчас река Кулегаш) в лесу, вместе со своей семьей в 15 км. севернее от Камы. По национальности он был черемисом (марийцем) и звали его Кюльга (Кольга –по марийски). Отсюда и произошло название деревни Кюлегаш (Колегеш). «Еш» - в переводе на русский язык – семья. В буквальном переводе на русский язык означает «семья Кюльги». По русски название деревни звучит немного иначе – Кулегаш.


С большими трудностями столкнулись жители Кулегаша. Нужно было вложить большой труд, чтобы построить жилье выкорчевывать лес, распахать землю для посева. В земледелии преобладала трехпольная система севооборота, с применением отсталой сельскохозяйственной техники (соха), поэтому урожаи были плохими. Широкое развитие имело рыболовство и охота на пушного зверя.
Деревня была разделена межой на две части. На одной стороне жили крещеные марийцы, на другой – некрещеные. Жители имели приусадебные участки, но небольшие. Земля давалась толь-ко мужчинам. Деревня не принадлежала помещикам, был в деревне староста, сельский писарь. Жители платили подати, кто не мог уплатить, забирали силой. Часто в Кулегаш из Пьяного-Бора приезжали купцы и за бесценок забирали у марийцев мех, хлеб, продукты животных.
С развитием капитализма в сельском хозяйстве на селе ускоряется процесс расслоения крестьян на кулаков, середняков и бедняков.
Установление Советской власти осуществлялось в основном мирным путем.
В апреле 1918 года бело-чешские войска заняли д.Волково. Красные стояли в д.Кулегаше и между ними завязался бой, в результате белые отступили в сторону Каменного-Ключа, но и красные, чувствуя превосходство белых, вынуждены были отступить на запад. Белым не удалось долго удержаться в наших местах. В конце октября 1918 года они отступили под натиском 245го смоленского полка 28-Азинской дивизии.
В апреле 1919 года по распутице вновь наступили суровые времена, с востока наступала 400 тысячная армия Колчака. Белогвардейцы наступали из Бимы. Летом 1919 года колчаковские полчища стали терпеть поражения на всех фронтах, стало очевидным, что полный разгром Колчака не за горами. Советская власть в деревне была восстановлена.

                                                     открытие клуба в селе Кулягаш                                    

 

ДЕРЕВНЯ УЛИСЬЯЛ - БАЛТАСИНСКИЙ РАЙОН

Улисьял — деревня которая находится в Республике Татарстан Балтасинского района
В деревне компактно проживают марийцы. Якобы в древности их предков прокляла Овда, и они переселились на новое место!
Деревня расположена на левом берегу реки Арборка (приток Вятки), в 90 км к северо-востоку от Казани (Арборка берет исток на территории Марий Эл).
Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Шемордан — 25 км, до речного порта города Малмыж Кировской области — 40 км.

 

                                         счастливое детство - без айфонов и планшетов                       
Марийская деревня Улисьял

Марийская деревня Улисьял

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Статус:     деревня   
Дата основания:       17 в.
Муниципальное образование:     сельское поселение Кугунурское
(входит в состав муниципального образования)  
Входит в:     Балтасинский район 
Субъект Федерации:     Республика Татарстан   
Подчинение:     районное  
Население (тыс. чел.):       0,278 (2010)  
Территория (кв.км.):       3,5
Код ОКАТО:     92215820006  
Почтовые индексы:     422249  
Телефонный код:     +7 84368  
Автомобильные коды:     16, 116  

 

ДЕРЕВНЯ ГРИШКИНО - МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН

Статус:     деревня 

Дата основания:   1710 ГОД.  

Муниципальное образование:     сельское поселение Куюк-Ерыксинское, (входит в состав муниципального образования)

Входит в:     Мамадышский район.

Субъект Федерации:     Республика Татарстан. 

Подчинение:     районное.

Население (чел.):      149  (2010Г.)

Код ОКАТО:     92238836003

Почтовые индексы:     422151

Телефонный код:     +7 85563

 

ГРИШКИНО – ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Деревня в Мамадышском р-не, на р. Шия (прав. приток р. Вятка), в 25 км к С. от г.Мамадыш.

На 2002 - 169 жит. (марийцы).

Полеводство, мясное скот-во.

Изв. с 1710 как д. Кучу Помаш (Качи Памаш).

До 1860-х гг. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота.

В нач. 20 в. в Г. функционировали школа Братства святителя Гурия (открыта в 1890), мельница.

В этот период земельный надел сел. общины составлял 303,3 дес.

До 1920 деревня входила в Зюринскую вол. Мамадышского у. Казанской губ.

С 1920 в составе Мамадышского кантона ТАССР.

С 10.8.1930 в Мамадышском р-не.

Число жит.: в 1782 - 33 души муж. пола; в 1859 - 131, в 1897 - 197, в 1908 - 197, в 1926 - 186, в 1949 - 183, в 1958 - 217, в 1970 - 254, в 1979 - 222, в 1989 - 182 чел.

В деревне действует фольклорный коллектив «Марий Памаш»

Наименование базового учреждения, ведомственная принадлежность: Гришкинский СК

 Полное наименование коллектива:

Марий Памаш

 Национальная идентификация коллектива: марийский

Дата создания: 1979

Дата присвоения звания «народный»: 1994

Дата подтверждения коллективом звания «народный»:

Руководитель коллектива:

- Ф.И.О.: Кунаев Альберт Ахметович

- Год рождения: 1959

- Образование: высшее

- Специальность по диплому (свидетельству, при отсутствии -): руководитель театрального коллектива

- Стаж работы в данном коллективе: 7

Наличие коллективов-спутников: детская группа коллектива -

младшие школьники - 7 ,

старшие школьники - 9.

 

СЕЛО ПОЧИНОК-КУЧУК -  КУКМОРСКИЙ РАЙОН

Статус:     село 

Муниципальное образование:     сельское поселение Починок-Кучуковское

(центр муниципального образования)

Входит в:     Кукморский район

Субъект Федерации:     Республика Татарстан 

Подчинение:     районное

Население (тыс.чел.):       0,403 (2010г.)

Территория (кв.км.):     

Координаты:     56°04'42'' с.ш. 50°52'37'' в.д.

Код ОКАТО:     92233860001

Почтовые индексы:     422131

Телефонный код:     +7 84364

Автомобильные коды:     16, 116

 

                           НА МАРИЙСКОМ ПРАЗДНИКЕ СЕМЫК                                                                  

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ сельского поселения Починок-Кучуковское

Починок  Кучук  (Мултан,  У - Ял)

деревня  в  Кукморском  районе  на  реке  Кня  (бассейн  р. Вятка) в 16 км к  югу  от  поселка  Кукмор.

Основана  во   2-й  половине  16 в. ,  возродился  после  запустения  к  середине  17 в.  Основателем  этой  деревни  называют  черемиса  язычника  Мултана  и  Кучука.  Из-за  того,  что  в  окрестностях  росло  много  камыша,  деревню  еще  назвали    Камышлы. Сами  марийцы  называли  свою  деревню  У-Ял – Новая  Деревня, т.к.  деревня  переселилась  с  места  первого  поселения  на  правый  берег  р. Кна  на  более  возвышенное  и  удобное  место.  Место  первого  поселения  затоплялось  и  места  были  болотистые.  Первыми  переселенцами  были  четыре  рода – Амир,  Тойберды,  Петышка,  Бегай.  До  1967  года  жили  одни  марийцы,   а  с  1967  года  переселили  погорельцев  из  татарской  деревни  Красный  Октябрь,  построив  им  общими  усилиями  кирпичные  дома  на   новом  месте  по  дороге  в  Кукмор. 

Починок  Кучук  относился  к  Мамадышскому  уезду  Асан-Елгинской  волости,  с  1930  года  входит  в  Кукморский  район.  В  1963  году  район  был  упразднен  и  территория  передана  в  состав  Сабинского  района,  Кукморский  район  восстановлен  в  1965  году.

В  1929 – 31  годы  личные  хозяйства  деревни  объединялись  в  колхоз  «Коммунар».   Первым  председателем  состоял  Сергеев  Иван.  «Коммунар»  существовал  до  1952  года,  а  затем  отдельные  колхозы  объединились  в  единый  колхоз  «Дружба».

В  1989  году  в  деревне  насчитывалось  423  жителя,  а  на  1997  год – 457  жителей.  На  2000  год  марийцев,   проживающих  в  деревне,  264.

В  1898  году  открыта  братская  школа  Святого  Гурия.  Учителем  состоял  Прокопий  Ефремов.

Мирную  жизнь  нарушила  Великая  Отечественная  война.  На  фронт  ушли  78  сельчан,    а  вернулись  с  победой  36.  Семья  Михайловых  в  войну  потеряла  четверых  сыновей;  семья Назыровых-  трех  сыновей.

В  настоящее  время  деревня  выросла  на  4  улицы.  Построены  СДК,  новая  школа.   Деревня  соединена  с  райцентром  асфальтовой  дорогой.

 

ДЕРЕВНЯ Синерь

Деревня Синерь получила свое название от речки СИНЕРЬ – от марийского слова ШИЙ ЭҤЕР – серебристая река. Сюда поселились русские переселенцы из д. Ершовка, из Кукмора Шахмаевы, Постниковы, Белянины. Основное занятие – земледелие, т. к.   земли было достаточно, также были шорники,   сапожники, портные.

В деревне было 40 домов. Состав деревни состоял в основном   из руских, но были и марийцы: 4 дома. Была в деревне и своя контора, в подвале которой   находилась кладовка.

В 1892 году открыта школа   грамоты, содержалась уездным отделением. Учителем состоял исполнитель должности псаломщика дьякон Алексей Ташевский. В дальнейшем открылась четырехлетная школа. Первой учительницей была Дюдина Александра Дмитриевна. Затем преподовали Закина Ольга Николаевна, Соловьев В. К., Корпачева Мария. Вскоре школу перевели в деревню Кашкара. После войны школу вновь открыли. В первой половине были классы, а во второй распологалась квартира Федоровой Л.К. преподовавший в деревне   Поч-Кучук, и Качаловой А.А. преподавший в Синере. Однако в 1952г. дети вновь стали ходить на обучение   в Кашкару. В 1959-60г. школу открыли. Преподователями были Аксанова Р. М., Искакова Г. Е.

Деревенская   церковь также распологалась в Синере. Священником был приезжий Хрюсталев Федор,   а певчими Обжарова П.Г. и Павлова Елена- жена священника. Вскоре после войны пришло указание разобрать церковь, что и   было сделано.

В деревне был магазин, из которого позже сделали ферму-овчарню; ясли куда во время весенне-полевых работ женщины водили детей; картофелехранилище,   здесь хранили кортошку для весенней посадки. И был колхозный мед; 2 посеки находились в деревне Кашкара.

Некоторое время председателем был Бурмистров. В 1959 г. соединили 2 соседствующих колхоза “Победа”и “Коммунар” и переименовали в колхоз “Дружба”.

В послевоенные годы в Синере появился первый гусеничный трактор, за руль которого сел Мусин Сагит. Чуть позже Р.Т.С. начал давать колхозам другие тракторы и комбайны.         

 

ДЕРЕВНЯ МАРИ-СУКСЫ - АКТАНЫШСКИЙ РАЙОН

Статус:              село  
Дата основания:     17 в.          
Муниципальное образование:    сельское поселение Татарско-Суксинское
(входит в состав муниципального образования)
Место компактного проживания восточных марийцев.
Входит в:              Актанышский район
Субъект Федерации:         Республика Татарстан 
Подчинение:              районное 
Население (тыс.чел.):           0,497 (2010) 
Территория (кв.км.):          2,8      

                                      праздник Уярня - Масленица в деревне                   Деревня Мари-Суксы

Координаты:              55°44'44'' с.ш.         53°38'55'' в.д. 

Код ОКАТО:              92205870004 
Код ОКТМО:               
Почтовые индексы:              423736 
Телефонный код:              +7 85552 
Автомобильные коды:          16, 116

 

Деревня Мари-Суксы
Прекрасно живут и трудятся в Актанышском районе в полном взаимопонимании татары и марийцы, я часто бываю в этих местах, так как я из деревни Кулегаш Агрызского района, а рядом с Мари-Суксы расположно озеро Кулегаш, и была деревня с таким же названием и поэтому мне не безразлично, когда пишут и говорят неправду. На самом деле, село Мари-Суксы единственная марийская деревня в Актанышском районе Республики Татарстан, которая сохранила свою идентичность как народ мари. 
Конечно же, это благодаря национальной средней школе, где обучаются в настоящее время 62 ученика, которых обучают 16 педагогов.

 

Марийский ансамбль "Ший памаш" в деревне Мари-Суксы        Деревня Мари-Суксы

Да, именно школа в Мари-Суксах, была и остается центром сохранения и развития родного языка, традиций, обычаев, культуры испокон веков. 
Это центр притяжения детей и взрослых, очаг культуры на селе, тропинка, с которой начинается жизнь каждого жителя.

 

ДЕРЕВНЯ КУКЛЮК - ЕЛАБУЖСКИЙ РАЙОН

Население сельского поселения Старый Куклюк насчитывает более 500 человек. 

Кто-то из сельчан занимается разведением скота, кто-то занят в бюджетной сфере, а те, кто не нашел работы в селе, ездят на заработки в город. 

В поселении есть школа, детский сад, клуб. 

Примечательно то, что Старый Куклюк сегодня - единственное поселение в Елабужском районе, которому удалось собрать налоги в местную казну в полном объеме. Доход составил 245 тысяч рублей, пусть сумма не такая большая, зато план по сбору налогов по сравнению с прошлым годом перевыполнен на 8 %.

Старый Куклюк – единственное марийское поселение в районе: более половины населения марийской национальности. Здесь сохранили обычаи и традиции предков. 

 

 

В этом году в селе была организована встреча с туристическими агентствами. Гостям устроили экскурсию по деревне, рассказали об истории села, тем более что, судя по документам, оно основано еще в 16 веке. Так что туристам есть на что посмотреть, а сельчанам - что рассказать. 

Вот и на этот раз гости остались довольны, а на память приобрели изделия народного промысла, сделанные умельцами села. По словам Аркадия Бахметова, сейчас для Старого Куклюка развитие этнотуризма является приоритетным направлением в развитии поселения.

Глава Елабужского муниципального района отметил, что сельчане для привлечения инвесторов могут воспользоваться и своим вольготным географическим положением: через деревню будет проходить федеральная трасса. К тому же здесь расположен благоустроенный пруд Атияз, а в скором времени на территории поселения обоснуют охотничье хозяйство.

 

 

XV Республиканский праздник марийской традиционной культуры «СЕМЫК-2012»

9.00-10.00 — Регистрация участников и коллективов.

С 10 до 16 часов будут работать "национальные сельские подворья" марийцев, русских, татар, кряшен, мастеров декоративно-прикладного искусства.

11.00 — Торжественное открытие праздника. Парад делегаций.

12.00 — Гала-концерт марийских фольклорных коллективов Республики Татарстан, Марий Эл и гостей праздника.

— Конкурс «Чевер удыр - 2012» («Марийская красавица -2012»).

 — Национальные игры.

15.00 — Концертная программа «Таланты из народа».

16.00 — Награждение победителей конкурсов и спортивных состязаний.

16.40 — Торжественное закрытие праздника. Награждение.

17.00-22-00 — Молодежная дискотека.

 В празднике марийского народа приняли участие более 14 районов Татарстана, представители Республики Марий Эл и Кировской области. Приехало более  500 человек.

Девушки от 16 до 24 лет участвовали в конкурсе «Марийская красавица». Главное – чтобы они были хорошо знакомы с бытом и традициями марийского народа. Для юношей прошла традиционная борьба на ремнях, в которой выявится марийский батыр.

 

 

СЕЛО ИЛЬНЕТЬ - МЕНДЕЛЕЕВСКИЙ РАЙОН

                                               марийская фольклорная группа Элнет                                 Село Ильнеть, история татарских мари

Село Ильнеть, история татарских мари

     Село в Менделеевском районе, на р. Ерыкса, в 16 км к северу от г. Менделеевск. 

     На 2002 г. - 354 жителя (марийцы). 
     Полеводство, молочное скотоводство, свиноводство. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. 
     Известно с 1678 г. В дореволюционных источниках известно также под названием Малая Ярыкса. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1879, в селе функционировали хлебозапасный магазин, водяная мельница. 
В 1871 г. была открыта миссионерская школа. В 1887-88 гг. заводчик П.К. Ушков выстроил для неё здание (ныне памятник архитектуры), одновременно выполнявшее функции церкви. 
     До 1921 г. село входило в Кураковскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 10.02.1935 г. в Бондюжском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 16.08.1985 г. в Менделеевском районах. 
     Число жителей: в 1781 г. - 59 душ мужского пола, в 1859 г. - 288, в 1870 г. - 306, в 1920 г. - 579, в 1926 г. - 607, в 1938 г. - 544, в 1949 г. - 479, в 1958 г. - 419, в 1970 г. - 553, в 1979 г. - 457, в 1989 г. - 362 чел. 
     Деревня Ильнеть образована выходцами из Марий-Эл, предположительно Моркинский район, что на реке Элнет. Одна из версий — язычники-марийцы переселились, уходя от насильственного крещения, во времена Ивана Грозного. Перепись Вятской губернии 1842 года показывает 290 человек жителей. 

     Сегодня между деревнями Ильнеть и Ерыкса (в одном километре от Ильнети) имеется памятник, поставленный к 400 летию основания этих деревень. Памятник установлен сообществом марийских поселений «Марий-ушем». Таким образом, примерное время образования данных деревень относится к 1600-м годам. 
     1930 год - на общем собрании жителей деревни Ильнеть образован колхоз «Мари» при Ильнетском сельсовете; 
     1950 год - решением Бондюжского районного исполнительного комитета объединяются хозяйства деревень - Монашево, Куяново, Актазики, Татарский Кокшан, поселок Кокшан, Кураково и образовали колхоз «Победа» при Монашевском сельсовете. 
     1958 год - укрупнение колхозов. Колхоз «Победа» объединяется с колхозом «Мари» с деревнями — Ильнеть и Выселки и образует колхоз им. Калинина. Решением Бондюжского РИК от 31 марта 1959 года в связи с укрупнением колхозов объединяются сельские советы Монашево и Ильнеть при Монашевском сельсовете, куда вошли все вышеуказанные деревни. 
     1963 год - объединение Бондюжского и Елабужского районов.    

Село Ильнеть, история татарских мари

   Школа 
     Одной из старейших школ района является церковно-приходская школа села Ильнеть. Открыта в 1871 году. В дальнейшем - четырехлетняя, семилетняя, средняя школа. 
     В годы Великой Отечественной войны школа опять становится четырехлетней, в связи с тем, что мужчины-учителя уходят на фронт — Филиппов Иван Филиппович, Иванов Иван Алексеевич, Кузнецов Иван Леонтьевич, Шапеев Николай Шапеевич. 
     После войны школа опять восстанавливает свой статус средней школы. Сегодня в Ильнетской средней общеобразовательной школе имени М.С. Герасимова обучается 42 ученика, работают 12 учителей. Директор школы — Вершинин Василий Иванович. 

 

ДЕРЕВНЯ КАЛТАКОВО - МЕНЗЕЛИНСКИЙ РАЙОН

13-14 июня 2015г.  в деревне Калтаково Мензелинского района прошёл праздник марийской культуры Семык, в котором приняли участие более 300 гостей из марийских деревень Татарстана и Республики Марий Эл.

Перед гостями выступили 15 фольклорных коллективов. 
Также прошли народные игры и состязания.

На празднике каждый коллектив представил участницу конкурса "Марийская красавица".                  Деревня Калтаково, праздник Семык

 «Семык» – древний праздник марийцев, проводимый в начале лета. Его основной идеей является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Современный «Семык» - это массовый национальный праздник марийцев, проводимый в формате фестиваля. 

Его обязательными элементами являются этнические составляющие: национальные костюмы участников, народные песни и танцы, национальная инструментальная музыка (в том числе игра на гуслях «кюсле» и волынке «шювыр»), игры, традиционная кухня.
Более 300 гостей приняли участие в празднике Семык.

Фотогалерея - Фестиваль марийской культуры «Семык».

Село Калтаково, Мензелинский район

Деревня Калтаково, праздник Семык

Деревня Калтаково, праздник Семык

 

Деревня Калтаково, праздник Семык
Деревня Калтаково, праздник Семык
Деревня Калтаково, праздник Семык
Деревня Калтаково, праздник Семык
Деревня Калтаково, праздник Семык

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________

  
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.agryz-rt.ru/
http://mary.addnt.ru
http://www.elisanet.fi/

ВложениеРазмер
map6a.jpg69.95 КБ
аватар: Гость

расскажите, а какая была

расскажите, а какая была языковая ситуация в Красногорском в разные годы? реально ли было русскому или татарину, переехавшему туда освоить марийский язык, у всех ли это выходило, и какой процент в итоге учился марийскому языку?

аватар: Кэп

в Красногорском...

в Красногорском в 50-60-х годах было многоязычие, туда приезжали татары и чуваши, много было марийцев из окрестных деревень, но основным языком общения всегда был русский, 

разве что в Кожла-соле, что потихоньку сливалась с поселком - говорили в основном на марийском,

уже в 70-80-х в основном говорили на русском.

Кто хотел - мог выучить марийский - это была не проблема, но таких было достаточно мало.

В нашей школе всегда был национальный класс, где обучали марийскому языку.

Моя мать просто несколько лет жила в Керебеляке, а потом в Шигаково - все вокруг говорили на марийском, поэтому она быстро выучилась марийскому языку и свободно владела им, а потом уже переехала в Красногорский.

аватар: Гость

Ещё деревни

В мамадышском районе есть ещё марийские деревни- это Каргали и Большая Шия

аватар: Кэп

присылайте нам...

если есть ещё какая нибудь инфа о марийских деревнях РТ,

может, фото или предания - 

присылайте нам:

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

аватар: Эрвел марий

Нас. пункты Восточных мари

Сельские населенные пункты с долей марийского населения не менее 20 процентов; регионы проживания восточных марийцев (Республика Башкортостан и Удмуртская Республика, Пермская и Свердловская области, а также левобережье Вятки в Республике Татарстан и Кировской области). По данным переписи 1989 г.
Tatarstan
http://www.elisanet.fi/seppo/eastmari/eng/roster.htm#t

аватар: Кэп

благодарим!!!

благодарим за ссылку!

пригодится для продолжения темы!

аватар: Кэп

татарские марийцы

18 ноября в Доме Дружбы народов города Казани прошел V съезд организации Национально-культурной автономии марийцев Республики Татарстан. Марийцы восточных районов Татарстана проигнорировали приглашение по разным причинам, что не помешало их избрать руководителями местных НКА.

Из высокопоставленных чиновников гостями съезда стали: руководители ФНКА РФ Лариса Яковлева, Всемарийского совета Мер Каҥаш Эдуард Александров, начальник управления по реализации национальной политики департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Данил Мустафин, заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галина Ширяева, председатель совета НКА марийцев Удмуртии Анатолий Радыгин, директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов, которых, не скупясь на похвалы, представил руководителя НКА РТ Олега Третьякова.

Совет НКА марийцев РТ отчитался о проделанной работе за 3-х летний период. Всего в республике зарегистрировано пять марийских организаций: НКА марийцев г. Казани, Менделеевского, Агрызского и Балтасинского районов, община г. Набережные Челны. Отчет филиалов сводился, в основном, к тому, что кто-то два раза провел концерт, другие сходили друг к другу на дискотеку в соседние села. Была озвучена проблема отсутствия дороги в марийском селе Балтасинского района. Мельком прошлись по вопросам преподавания родного языка.

Мысли преемственности поколений стали преамбулой выступления руководителя Исполкома Совета Ассамблеи народов Татарстана Николая Владимирова.

Для переизбрания первого и единственного руководителя НКА, делегаты внесли изменения в Устав. Учитывая, что НКА держится в основном на Третьякове, это было ожидаемое действие.

Успешно прошла презентация работ художника Ивана Ямбердова. Работы были прекрасные, особенно удачные получились портреты. Жаль без национальных мотивов.

Итогом стал концерт из постоянно выступающих коллективов и дискотека в «Корстоне». Главной хозяйкой съезда была Людмила Мусихина, благодаря которой состоялся съезд. Много теплых слов было сказано спонсору марийских мероприятий Казани Натальи Кукушкиной.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru