Пермяки – Пановка - Эстачи (Высокогорский район)

Команда Кочующие - Эстачинский склон - балка, вид на начало склона, деревня Эстачи

 

            Буквально рядом с Казанью - в полях и перелесках расположен исток речки Киндерки, а вдоль речушки расположены три древние деревни Пермяки, Пановка и Эстачи. Оказывается, что там есть и святые источники, озеро и бывшая дворянская усадьба, а также памятник природы - Эстачинская балка, где растут редкие первоцветы!

            Про это и будет дальнейший рассказ!

 

            В источниках часто Пановка и Пермяки путали. Название Пановка возникло позже.

«с.Пановка, при реч. Киндеркъ, по прав. стор. Сибир. почтов. тракта. Отъ гор.19 вер., волостное правление 9 верст. Въ прежнее время Пановкъ было всего четыре двора, принадлежащихъ однодворцамъ, которых звали панами, а отъ них и селение называлось Пановкой».

 

                                            Деревни Пермяки и  Пановка - речка Киндерка

 

Деревни Пермяки и Пановка - речка Киндерка

 

            Во второй половине XIX в. Жители Пановки считали, что деревня основана в начале XIXв. князем Тенишевым. Это не совсем так. Уже в 1593г. за литвином Мартыном Болинским было поместье в Пермяках.

В 1646 году поместье Осипа Мартыновича Болинского, его двор, 6 крестьянских дворов 20 душ муж.п. и 8 бобыльских дворов 20 душ м.п. Между 1646 и 1650гг. поместье получил бывший брянчанин Степан Игнатьевич Тютчев, служивший в Казани стрелецким головой.

            В 1770 г. В Пановке было 12 душ муж.п. за Анной Пыхачевой и 20 душ за Екатериной Рыльевой.

В 1780-е имение приобрел генерал князь Василий Борисович Тенишев. В первые годы XIX в. Новый помещик князь Д.В.Тенишев переселил в Пановку около 20 семей своих крестьян из родовых вотчин в Мордовии.

            Дмитрий Васильевич Тенишев (р.1768) был гвардейским офицером, в 1797-1802 г.г. Казанский вице-губернатор, в 1802-1808 гг. астраханский губернатор. В 1840-е гг. Тенишевы продали имение Дмитрию Ивановичу Мамаеву. В 1860 г. У Авдотьи Петровны Мамаевой 54 двора, 208 крестьян на барщине. Мамаева имела в Пановке усадьбу, в 1860 г. 9 дворовых. В 1884 г. 72 двора, в 1897 г. – 704 человека.

         

памятный Крест у церкви

 

  В начале ХХ века усадьба принадлежала дочери Мамаевых М.Д.Языковой.

            Разного рода ремеслами занималось большинство пановцев. С 1860-х гг. полтора десятка человек изготовляли деревянные могильные кресты. С 1880-х гг. важным источником доходов стала работа на расположенным рядом водозаборе городского водопровода. (Крестьяне занимались копанием каналов и расчисткою Киндерских ключей). У деревни Пановка находится исток реки Киндерка.

 

         часовенька Николаю чудотворцу у святого родника - исток Киндерки

 

часовенька Николаю чудотворцу у святого родника

 

 

            Однопрестольная каменная церковь построена в 1824 году. Престол освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. Сохранился в сильно измененном виде, к сожалению, утрачены оригинальное завершение храма и две симметричные колокольни. Сохранились торжественно оформленные входы в виде портиков с треугольными фронтонами. Классицизм. Храм построен на средства местного помещика князя Дмитрия Васильевича Тенишева.

 

 храм

 

            Большой известностью пользовалась хранившаяся в церкви икона Святителя и Чудотворца Николая, обретенная в XVII веке на источнике недалеко от села. 9 мая в село сходилось множество богомольцев, и проводился крестный ход к часовне на ключе.

Часовня в с.Пермяки стоит и сейчас.

 

                                часовня - молельный дом в Пермяках

 

часовня - молельный дом в Пермяках

 

            В 1869 г. В Пановке была построена земская школа. В 1886 году построено специальное здание (за счет Мамаевых) с 1889 г. Школа мужская (женская открыта в Пермяках).

            В 1912-13 гг. за счет уездной земской управы для школы построены два одноэтажных здания. Строительством руководил А.Н.Баратынский (один из потомков поэта Баратынского) – видный общественный деятель, уездный предводитель дворянства, депутат III Государственной Думы.

         

  В 1919 году Пановскую школу во время агитрейса по Волге посетила Н.К.Крупская. В республике организовывались учительские курсы, а Пановская школа была базовой. В честь этого события до сих пор одна из улиц Пановки носит имя  Н.К.Крупской – по иронии судьбы эта улица и ведет к святому источнику.

 

 

            Особое сожаление вызывает разгром барского дома помещика Языкова, который еще после гражданской войны использовался для курсов учителей республики. В архитектурном отношении он был одним из красивейших зданий те только в районе. С молчаливого согласия коменданта здания дом был буквально растащен на кирпичи за несколько дней жителями деревни.

 

 

 

Большой интерес представляет Эстачинский склон – балка, которая находится на берегу Киндерки, рядом с деревней Эстачи и Пермяки, но ехать сюда надо весной, когда цветут степные первоцветы, в том числе адонис весенний.

 

                 Эстачинский склон - балка, вид на начало склона, деревня Эстачи

 

Эстачинский склон - балка, вид на начало склона, деревня Эстачи

 

 

ЭСТАЧИНСКИЙ СКЛОН (65)

Статус: памятник природы.

Утвержден Постановлением СМ ТАССР от 26.12.86 г. N 649.

Площадь: 5 га.

Местоположение: Высокогорский район РТ. У д. Эстачи.

Характеристика объекта и его значение: остепненный луг на склоне южной экспозиции по левому берегу р. Киндерки.

Луг образовался на смытых эродированных почвах, подстилаемых карбонатными породами, вследствие вырубки широколиственных лесов и регулярного сенокошения.

Флора включает виды суходольных лугов и степей. Из видов растений, занесенных в Красную книгу РТ, отмечен адонис весенний.

Имеет научно-практическое значение (как сохранение генофонда степных растений).

Меры охраны: запрет выпаса скота, добычи камня, распашки, регулирование сенокошения.

 

 

 

 

 

Далее Статья Марата Миргазизова  из газеты  «Казанские ведомости»:

 

Ходят слухи, что в целях оптимизации сельскую школу в Пановке собираются закрывать - девятилетка сейчас не нужна. Детей станут возить на автобусе в ближайшую одиннадцатилетку в райцентр Высокая Гора. Сельчане-ветераны качают головой: от закрытия школы село много потеряет. Кто расскажет местным ребятишкам о ее удивительной истории?

Пановка, да не та

В Татарстане Пановки две. Одно село находится в Пестречинском районе, там печально известная исправительно-трудовая колония. А другое раскинулось на берегу речки Киндерки в шести километрах от Высокой Горы. О нем и пойдет речь.

История и современность переплетаются здесь очень тесно. В Пановке много интересного - и название, и старая церковь, и забытый керамический водопровод.

 

                           пановское озеро -  далее гора  и лес, где исток Киндерки

 

пановское озеро - лес, где исток Киндерки

 

К Пановке примыкают еще два селения - Пермяки и Эстачи. Все они основаны во второй половине ХVI века сразу после завоевания Казани войсками царя Ивана Грозного. Упоминание о Пановке и действующей в ней Николаевской церкви с ее приходом содержит ревизская сказка No57 от 1834 года. Покопавшись в старинных книгах, можно узнать, что название село получило от четырех семей однодворцев - основателей деревни. Они жили в достатке и потому звались панами. В церкви Пановки до революции находились иконы Казанской Божьей Матери и святого Николая Чудотворца. До сих пор ходит легенда, что последняя каким-то чудным образом явилась на ключ рядом с селом. Кстати, некоторые жители видели икону святого и чудотворного Николая и в советское время.

 

                                   Святой источник  Николая  чудотворца - исток Киндерки

 

Святой источник Николая чудотворца - исток Киндерки

 

- В довоенные годы недалеко от нашего дома стояла небольшая часовня, - рассказывает мне старожил Владимир Гордеев. - Внутри нее находился колодец с чистой прозрачной водой. На дне ключа лежали разноцветные стекла и икона святого Николая Чудотворца. Старые люди часто приходили туда и усердно молились.

За огромными коттеджами казанцев, раскинувшимися вдоль асфальтированных улиц в центре села, у окраины стоят небольшие почерневшие от времени деревянные избы коренных жителей. Сразу обращаешь внимание на местный диалект, совсем не характерный для Заказанья, - оканье. Оказывается, в старину так говорили не только паны-однодворцы, но и все село.

В ХIХ веке в Пановке работала солидная казанская организация - водоканал. «Пановская ключевая сеть» в то время по проложенному водопроводу снабжала всю Казань питьевой водой. Родниковая вода из многочисленных ключей собиралась в керамические трубы и шла под землей вдоль оврагов к селу Аки (недалеко от Дербышек). Там она сливалась в резервуар, а потом через село Нагорное поступала в город. Между прочим, забытый водопровод работает и поныне. Только сейчас недалеко от Аков вода просто выливается в реку Киндерку. Важная деталь: в достатке пановские крестьяне жили именно благодаря водопроводу. Плата пешему рабочему по очистке киндерских ключей за день составляла на нем от 70 до 90 коп., конному - 1 р. 20 коп. Это были весьма неплохие для тех лет деньги...

 

Школу жалко

Директор Пановской 9-летней школы историк Равиль Салиев рассказывает, что в ХIХ веке в село приезжал друг Пушкина поэт Боратынский. А после революции сюда с агитбригадой и лекциями нагрянула Надежда Крупская. После этого на базе местной школы начали проводить курсы усовершенствования сельских учителей. Местные долгожители помнят и о том, как после войны в Пановку к одному своему другу частенько наведывался находившийся в казанской ссылке Василий Сталин.

 

В Пановской школе есть маленький местный музей. Среди традиционных экспонатов - ручной ткацкий станок, столярные и плотницкие инструменты, бросается в глаза непонятная железяка с крючком и шипами на концах.

- Это инструмент, которым размельчали сандальное дерево, - поясняет директор. - В виде высушенных опилок оно применялось для обработки мехов. В XVIII - XIX веках здесь работал сандальный цех, а опилки на лошадях увозили на меховую фабрику в Казань.

директор переключается на свою боль:

- От закрытия школы село многое потеряет, - считает Равиль Зуфарович. - Сельская школа - это не только детское образование и воспитание. Это визитная карточка местных жителей и определенный нравственный барьер. Если его не будет, начнется деградация. Деревенская школа - костяк сельской интеллигенции.

Директору удалось внести в педагогический коллектив дух творческого начала - в ее стенах работает дружный коллектив опытных педагогов. В их числе - супруга директора преподаватель географии и биологии Сазида Закиевна Салиева. Помимо основной работы она возглавляет кружок юных экологов, которые ведут работу по охране природной зоны окрестных сел. А она богата и разнообразна. Взять, к примеру, уникальный уголок живой природы - хорошо известную всем экологам республики Эстачинскую балку, расположенную в трех километрах от Пановки.

- Жаль, что вы приехали к нам осенью, а не в мае, - говорит Сазида Закиевна. - А то бы увидели, как красиво цветет адонис весенний. Этот редкий цветок, занесенный в Красную книгу, произрастает в лесах здешней охраняемой зоны.

 

Ожидание

Села Пановка, Пермяки и деревня Эстачи ( от тат. «уста» - мастер) составляют Совет местного самоуправления. В них, не считая приезжих и дачников, проживают 513 человек. Для сравнения: в конце ХIХ века в этих селах жили 1460 человек, а в Высокой Горе на пути Сибирского почтового тракта - только 840. Пановка и Пермяки газифицированы. Сюда из Казани несколько раз в день ходит рейсовый автобус, благо асфальтовую дорогу из Высокой Горы проложили еще в середине 80-х.

- До этого мы пешком ходили в райцентр, а иногда и в Дербышки, до которых напрямую 15 километров, - вспоминает старожил Алексей Михеев.

Дяде Леше семьдесят девять лет. Всю жизнь прожил в Пановке, работал трактористом, шофером, кочегаром и даже парикмахером. «На все руки от скуки», - шутит пенсионер. Прекрасно зная окрестности, он до сих пор на стареньком трехколесном мотоцикле «Урал» ездит в лес за орехами, грибами и ягодами. Минувшей урожайной на лесные орехи осенью он собрал их несколько мешков. Еще дядя Леша любит на утренней зорьке посидеть на берегу пруда с удочкой - половить окуньков и карпов.

Молодежь Пановки, конечно, сориентирована на город. Причина, как везде в селе: нет работы и достойной зарплаты. Большинство сельчан ездят на работу в Высокую Гору или Казань.

Кроме школы в Пановке есть почта, детсад, продуктовые магазины. На просторных полях ежегодно сеют пшеницу, рожь, кормовые культуры. До недавнего времени было развито и животноводство. Однако в этом году ферму закрыли, а животных перевезли в другое место.

До сих пор на возвышенности у пруда стоит полуразрушенная Николаевская церковь, построенная в 1824 году. По словам Татьяны Закамской, заместителя председателя Совета местного самоуправления, чтобы отстроить ее заново, нет средств. Нет пока и спонсоров. Между тем в Высокой Горе точно такая же церковь отреставрирована в 90-х годах и работает. Жители Пановки не отчаиваются. «Всему свое время. Когда-нибудь наступит и наш час», - считают они.

 

 

 ФОТО  КОЧУЮЩИХ

 

 
аватар: Кэп

некоторое уточнение по статье...

Никольский родник как таковой не является истоком Киндерки,
он является одним из истоков, а Киндерка берет начало от источников в Пановском лесу, что в принципе недалеко...

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Источник р.Киндерки дальше в

Источник р.Киндерки дальше в лесу, ближе к бывшей деревне Николаевка !

В Пановке лишь начало водопровода и бригада была по охране и обслуживанию этого участка системы. В 1950-х годах руководил этой структурой и жил в громадном доме с большой семьёй рядом с служебными зданиями некто Егоров .

Обходчиками трассы были пановские мужики (Денисов и др), но спуску нарушителям в этой зоне не давали.

аватар: Гость

Названа деревня Эстачи

Названа деревня Эстачи вероятнее всего в период восстановления Казанского кремля(после взятия Казани войсками Ивана Грозного) и названа так потому , что там поселили эстонцев , пригнанных из Эстонии, мастеров по работе с камнем и его кладкой . Тогда татарского населения близ Казани не было ( отодвинули) , посему название от населения -от эстонцев.

аватар: Кэп

есть ли источник?

есть ли достоверный источник, что именно от эстонцев пошло название деревни?

весь вопрос в том, что в те времена Казань была достаточно далеко от Пановки и Эстачей, 

как каменщики могли добираться домой - расстояние равнялось дневному перегону по Сибирскому тракту - в направлении которого и была деревня, а ведь ещё с Высокой горы до Эстачей - тоже около 8-9 км., что не мало...

а автобусов тогда не было...

вероятнее всего каменщиков бы поселили поближе, в к/н слободе у Казани...

ИМХО.

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Сменами работать начали

Сменами работать начали позднее , а в во времена восстановления Казани в деревне жили семьи, старики, больные, раненые на стройке. Отпускали (пешком!) за "надобностью" на день -два . А так где работали - там и ночевали .В историческом музее в казани тесть рисунки таких ночлежек. В советское время без дороги , без автобусов женщины ходили в Казань через Чебаксу продавать молоко (в т.н. четвертях- стеклянных бутылях) в корзинках плоских через плечо.

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Местное население никуда не

Местное население никуда не отодвигалось в отличии от нынешних времён, когда красивые участки земли забираю\т под фазенды, ранчо, имения сильные мира сего.

А Эстонцы жили в Эстачах (потому так и названа деревня). Их не возили Каждый день в Казань и обратно - просто раз в 10-12 (а то и 15 дней) они пешком ходили домой -в Эстачи- помыться , одёжку подправить , семью повидать.

Хоть и придурком был царский чиновник Беклемишев (башня в Москве его фамилией названа...за деньги) , но порядок и санитарно-гигиенические нормы соблюдал.

аватар: Гость

Огромное спасибо вам, ребята

Огромное спасибо вам, ребята за информацию! Я, с недавнего времени, живу в Пермяках, очень хотелось узнать историю места, которое как-то сразу легло на душу и вызвало желание - жить тут. Бывая в разных местах за границей, вижу, как в маленьких городках и деревеньках люди хранят историю своего поселения, проводят совместные праздники. Очень хочется чтобы и у нас привились такие традиции. А церковь - восстанавливается! И купола появились! Так что не перевелись еще настоящие подвижники на земле нашей, поклон им за это.

аватар: Кэп

про музей?

и Вам также спасибо за отзыв!

присылайте новые фото и материал про ваши края - обязательно выставим!

весной в Эстачинской балке цветет  первоцвет - адонис весенний!

было бы интересно также получить фото и инфу про школьный музей  - в статье про это упомянуто!

аватар: Руслан116

Мы с супругой вообще с

Мы с супругой вообще с недавних пор переехали жить на постоянной основе в Пермяки! До этого долго подыскивали место под строительство дома, объездили практически все поселки и деревни вокруг Казани, но когда приехали в Пермяки, что-то в душе подсказало, что именно тут и надо жить))) Чудесная природа, рядом озера, развитая инфраструктура, спокойные люди вокруг, а самое главное- поселок располагается достаточно близко к городу, чтоб ездить туда на работу, и одновременно на достаточном удалении от городской суеты и экологии! Пермяки, Пановка, Эстачи и Инеш довольно таки неплохо развиваются и растут в последнее время. Подъезжая к поселкам со стороны высокой горы, можно сразу оценить, сколько много новых шикарных коттеджей построилось тут.

аватар: Petro

Эстачи

Эстачи ( от тат. «уста» - мастер). Откуда Вы взяли? Старожилы говорят что название пошло от барина-эстонца. А вообще как местный житель могу с уверенностью сказать что ни одного татарина в этой деревне нет и как говорят никогда не было. Разве только сейчас появятся на шустро осваиваемых полях у пруда.

аватар: Кэп

согласен...

согласен с вами...

по архивным данным - название села произошло от эстонцев, причем не только от помещиков, 

но и от переселенных с ним крепостных крестьян.

чуть позже в текст статьи будет добавление...

аватар: Гость

Были -2 семьи : Бикбаевы и

Были -2 семьи : Бикбаевы и Хайбуллины в 1950-1960 годах .Может и раньше и позже тоже.

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Бикбаевы жили на улице ,

Бикбаевы жили на улице , идущей от площади к водоканалу , Бачевке (второй дом справа от площади). Ребята Бикбаевы : Фая, Ринат, ....Фая вообще была отличницей по русскому языку и литературе (училась у моего отца) .

Хайбуллин жил на задах , за огородом Куразовых-Евлампиевых . Как звали апу , не помню, а самого всю жизнь звали Иваном .

Пановские фамилии : Куразовы , Гордеевы, Денисовы, Потаповы, Перфиловы, Горшковы, Добросмысловы, Бикбаевы, Галактионовы, Звездины, Скворцовы, Семёновы, Макшановы, Гавриловы, Агеевы, Самойловы и т.д.

В центре нынешней Пановки была площадь с тремя берёзами посредине. Рядом сгоревшая церковь,Ю переделанная под клуб (на 2-м этаже, магазин. На площади было отличное футбольное поле.

Школа была ЕДИНСТВЕННАЯ в Высокогорском районе -10 летка(потом -8 летка ) в 2-х кирпичных просторных зданиях . В ней выступала Наркомпрос РСФСР Н.К.Крупская . Директором школы самое долгое время был Г.А.Егоров , образованнейший человек того времени , и педколлектив был очень отличный( Кузнецов АП, Потапова АВ, Галактионова ЕГ, Тамбовцева ЛМ, Евлампиев ПИ, Спиридонова МА, Львов ЛГ,и др. . В то время немало выпускников получали в Казани высшее образование . Летом в школе был пионерский лагерь от школы-интерната г.Казань. Ребята местные и казанские НИКОГДА не выясняли отношения .

Был колхоз "Ленинский путь" (председатели Ахвледиани Г, Таланов , Евлампиев ПИ и другие). В речке Киндерке (от немецкого "kinder") водились пескари (скозобки) , огольцы (вьюны). В лесу ("Языковская дача" ) местные набирали на зиму бочки грибов (подберёзовики, подосиновики, лисички, рыжики , грузди , опята , белые и др) , лесных и луговых ягод , диких яблок , разных трав.

Каждую неделю в село привозили кино . При школе был интернат для детей из Приютова и др . мелких деревень. В парке из помещичьего имения сохранилась только церковь (недавно восстановлена).

Далёкое прошлое Пановки ,а также 50-60-ые годы мне хорошо известны.

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Смотрите выше по названию

Смотрите выше по названию Эстачей. А ещё сходите в Казани в музей , побывайте в Тапе (эстония) .Там есть материал об отправке в Казань мастеровых людей .

аватар: Илона

Здравствуйте! Хоть я родилась

Здравствуйте! Хоть я родилась и проживаю в Челябинске Казань и Пановка прочно сидят в моей жизни. Казань это мое детство, там до сих пор живет мой дядя. там на Арском кладбище лежать мои родственники со стороны мамы. А в Пановке родился мой дед, мамин отец Емельянов (Матвеев) Иван Игнатьевич 1906 года рождения. Его родители Игнат Емельянов Матвеев и Мария Хрисанфовна. Так записано в метрических записях. Мы до сих пор мучаемся и не знаем какая настоящая фамилия Матвеев или Емельянов. Мой дядя всегда с удовольствием вспоминает время, проведенное в Пановке. В прошлом году его возили в Пановку, впечатлений было масса. И вообще по воспоминаниям его и моей старшей сестры это было сказочное место. Мой дед кстати, хоть и был из крестьянской семьи, но достиг больших успехов в карьере. Работал лектором обкома партии Татарстана. Умер очень рано от воспаления легких. в Пановке проживали его братья Степан, Илья и Николай, а также сестра Анна, которая так замуж и не вышла. По легенде отец Игнат после смерти жены не разрешил ей выходить замуж. Она должна была ухаживать за ним. Такие раньше были порядки. Спасибо Вам за сохранение истории Пановки.

аватар: Кэп

рады, что откликнулись!

рады, что откликнулись на нашу статью!

нам очень интересно краеведение, поэтому стараемся выставлять статьи про историю интересных сел и деревень, а поскольку история нашей Родины богата событиями, то эта тема бесконечна!

И всегда рады, что жители этих сел и их потомки находят для себя что-то интересное в статьях!

Насчет двойной фамилии, то тут все просто, в нкоторых местах России был такой обычай, 

что если соединяются два именитых рода, или два равных рода, то могли оставить фамилии обоих родов.

В частности, про это есть описание у Пришвина и Мамина-Сибиряка, 

вероятно, потом многие теряли вторую фамилию, по разным причинам...

так что ныне это редкость!

Но вы можете считать настоящей обе фамилии, и те и другие роды дали вам жизнь!

аватар: Александр 1492

Емельяновых вроде там не было

Матвеевы с пановки родом ,сейчас неподалёку живут,в д эстачи.
Может родственники

аватар: Илона

Ну как же не было

Ну как же не было Емельяновых! В книге памяти Татарстана (ее я лично просматривала в республиканском архиве, когда гостила у дяди в Казани)есть запись о погибших Емельяновых Степане и Николае Игнатьевичах. Он родом из Пановки Высокогорского района.

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Коля Матвеев (примерно

Коля Матвеев (примерно 1944-1947 годов рождения) жил с матерью в домишке , окнами выходящими на площадь Пановки (метров 200 до магазина(клуба) , что было раньше сгоревшей году в 1952-53 церкви (селянской). Позже Коля жил в бараке справа от РК КПСС. Его соседом был Егоров Григорий Александрович, вышедший на пенсию директор Пановской средней школы , единственной в прежние годы в районе!

аватар: Эколог

река Киндерка

Добрый день. Может кто знает почему река так названа.

Очень важно. напишите кто что может слышал.

Буду очень благодарна.

аватар: Кэп

по Киндерке...

название реки Киндерка произошло от татарского:

киндер - это конопля,

дело в том, что стебли конопли вымачивали в воде, 

что делало их пригодными для употребления в качестве основы ткани, 

от этого и название реки - Киндерка, 

то есть там вымачивали коноплю...

аватар: Эколог

спасибо.

спасибо.

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Речку в Пановке в 16 веке ещё

Речку в Пановке в 16 веке ещё назвали Киндеркой(от немецкого слова KINDER) дети помещика Елагина , потомки Елагина Ивана Порфирьевича , вельможи екатерининских времён. Конопля тут не причём .У села очень давнее прошлое (как , кстати, и у Мульмы , Алдермыша !) .Даже лес на Бачевке называется Языковской дачей , приобретённой в своё время зятем Елагиных , родственником -троюродным- поэта Языкова . Как только ныне не переиначивают названия !Даже нынешняя улица Азина в соседней деревне Пермяки (крестьяне были привезены из пермских краёв и являлись государственными ) прежде имела ....4 названия ! Граждане ! Больше читайте книг (старых) .В НОВЫХ -"каша" : в РТ есть аж 4 версии происхождения Казани , 3 версии про башню Сююмбиеке(то Иван Грозный её сватал, то крымский хан, то табунщик - калмык ). Пишут, что левая пятка захочет....

аватар: Илона

Здравствуйте! Хочу еще

Здравствуйте! Хочу еще добавить информацию к моему отзыву. Мой дед Емельянов Иван Игнатьевич в начале работал избачом в избе читальне в Пановке. Это было где-то около 1920 года. Есть такая семейная история, которую я слышала от своего дяди. После революции, когда уехали так называемые помещики, все жители Пановки участвовали в разграблении усадьбы. И моему деду тоже было велено что-нибудь от туда принести. В первый раз он принес книги, а во второй раз два мешка с неизвестной крупой. С крупой вышла проблема: ни куры, ни свиньи ее не ели. Хотели уже выбросить, но какой-то заезжий офицер с удовольствием забрал ее. Потом уже выяснили, что это были зеленые зерна кофе. Мой дед был очень красивым мужчиной и главное умным. Из самой простой крестьянской семьи. Уехал в город учиться, но его отец не понял его стремление к образованию и почти с ним не общался. Кстати женился Иван Игнатьевич на дочери Симбирского жандармского полковника. Вот какой парадокс получился.

аватар: Гостьлюбовь.

Моя мама также из Пановки

Моя мама также из Пановки Качалова Полина Ивановна, после фильма свинарка и пастух её прозвали Глашка)). всё лето обычно были у бабушки с дедушкой, соседи были напротив Андрияновы.

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Напротив Андреяновых была

Напротив Андреяновых была ПЛОЩАДЬ до парка помещичьего !

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

А Качаловы жили вначале

А Качаловы жили вначале около пруда , правый дом у проулка. Позднее дядя Коля с семьёй переселился на ул.Воскресенскую (ныне она по-иному названа) .напротив жили Евлампиевы, наискосок -Кузнецов АП(учитель нем. языка), рядом , через проулок- Макшанов дядя Вася . Ребятишек их я помню : Сашка(мой одноклассник ), повесился лет под 20 ..., сестра его Рая и младший вроде Вовка. Других Качаловых в Пановке в то время НЕ БЫЛО ! Был в В.Горе (в райцентре) брат дяди Коли -дядя Ваня , наш участковый .Но жил в райцентре. Его семью не знаю.

аватар: Илона

И еще на нашем Челябинском

И еще на нашем Челябинском тракторном заводе не давно назначен новый директор Переведенцев Петр Павлович - родился и вырос в Пановке.

аватар: СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕВЛАМПИЕВ

Юрий Переведенцев -ныне

Юрий Переведенцев -ныне профессор метеорологии КФУ . В инете есть о нём. 1940-1942 примерно года рождения . В Челябинске не был.

аватар: Христофоров

О жителях Пермячей и Пановки

Вы так с интересом пишите про эти места что хотелось бы подключиться. Я составлял свою родословную и выяснилось что мой дед Христофоров Алексей Дмитриевич 1905г.р. родился в Пермяках в семье Дмитрия Христофорова (в семье было 7 детей) от которого и пошла наша ветвь. У прадеда Дмитрия был брат Андрей от которого тоже идет большая ветка Христофоровых. Многие продолжатели рода Андрея Христофорова продолжают жить в ваших краях. Мы даже ездили их навещать. Но по линии моего прадеда Дмитрия Христофорова никого не нашли. У меня есть фото Христофоровых оставшееся от отца. Может у вас есть знакомые из нашего рода с кем можно было бы пообщаться и обменяться информацией и фотографиями предков? Я нашел на сайте статью о Приходе Николая Чудотворца. Там написана благодарность помогающим восстановлению храма. Так вот там указана семья ХристАфоровых. Что это за семья (возможно опечатка А)? Моя родня? Кто может помочь?

аватар: Антон

Ответ Христофорову

Здравствуйте. Я хорошо знаком с д.Юрой Христафоровым из Пермяков. Живу здесь недавно, и по мере возможности изучаю историю наших мест. И именно д.Юра первый из старожилов, кто поведал мне об истории Пановки и Пермяков. Думаю, и Вам стоит, пообщаться с ним, если ведёте родословную. Буду рад помочь чем могу. Свяжитесь со мной 890 три три 438 545, или по почте anton_belonogov@bk.ru.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.