Дорогами Ивана Грозного – село Турминское

Команда Кочующие - Дорогами Ивана Грозного – село Турминское

 

Зеленый купол каменной церкви, старинный двухэтажный барский дом с остатками аллеи и заснеженные крыши домишек, рассыпавшихся вдоль извилистой речки...

Эта живописная панорама открывается с возвышенности на подъезде к селу Турминское Кайбицкого района. Первые упоминания об этом селе относятся ко второй половине XVI века.

 

 

Дорогой Ивана Грозного

Интересно географическое положение села Турминское, которое находится вблизи от административной границы с Чувашией. Если посмотреть на карту Татарстана, видно, что русские села Большое Подберезье, Корноухово, Федоровское, Патрикеево, Харино протянулись отсюда по линии, направленной к острову Свияжск. И это не случайно. Основаны они были по пути продвижения войска Ивана Грозного к столице Казанского ханства. По всем этим населенным пунктам можно проследить маршрут движения стрельцов на Казань. В тех местах, где войско останавливалось лагерем, впоследствии возникли поселения на землях, пожалованных российским государем боярам и воеводам, отличившимся при взятии столицы покоренного ханства.

 

                                 МОСТ ЧЕРЕЗ РЕЧКУ КУБНЯ  - СЕЛО ТУРМИНСКОЕ                  

 

Вот и первыми поселенцами Турминского были стрельцы, пушкари, пищальники, ставившие свои избы на берегу полноводной тогда Кубни. В каждом селе строили церковь или часовенку возле родника.

В окрестностях села таковых сразу три. Иванов ключ – наиболее почитаемый среди местных жителей.

 

 

 

По следам Шакура-карака

Турминская начальная школа располагается в доме, построенном в 1872 году. До революции в нем находились почта и контора станционного смотрителя. Рядом – конюшня и постоялый двор, где останавливались на ночь ямщики и проезжающие. Здесь они чувствовали себя под надежной защитой. Времена тогда были неспокойные, на дорогах пошаливали разбойники.

Кстати, неподалеку находится село Чутеево – родина известного в 20 – 30-е годы прошлого века конокрада Шакура-карака. Дорога, пролегавшая поблизости через лес, звалась в народе Шакурской.

– Мой дед рассказывал, что по этой дороге Шакур успевал доехать до Казани почти за четверть часа, – вспоминает директор школы Татьяна Маркелова. – За это время даже сваренная каша в горшке остынуть не успевала... По всей дороге были у конокрада тайные схроны, где он менял лошадей на свежих, отдохнувших.

Прадед наш у здешнего барина Есипова кучером служил. Как-то раз на станцию Канаш по железной дороге пришла барину по почте посылка – кожаный мешок с золотыми червонцами. Об этом узнал гроза местных табунщиков Шакур. Так Есипов тайно ночью вместе со своим кучером в Канаш выехал. Под утро добрались они до станции, получили ценный груз, уложили в тарантас. Барин говорит: «Гони, Степан, что есть духу, лошадей не жалей!..» Весь обратный путь стрелой до усадьбы летели. Доставили груз в сохранности. Барин ножом тот мешок вспорол, а из него червонцы так и посыпались... Тут же отсчитал кучеру дюжину золотых – за верную службу. А потом узнали: через полчаса после того, как они из Канаша выехали, Шакур туда со своими головорезами нагрянул. Узнал, что золото забрали, в погоню кинулся, да уж поздно...

 

 

На барских развалинах

Двухэтажное здание помещичьей усадьбы смотрит пустыми глазницами окон на старинный храм. Над березами у бывшего парадного входа, уныло каркая, кружат вороны.

После революции барин умер, усадьба перешла в руки его дочерей. Их большевики выселили из имения, которое разграбили подчистую. Тогда же вырубили аллею из лип и тополей. Старожилы говорят, что, когда вырубали аллею, последняя наследница в сердцах бросила разорителям: «Хоть пару деревьев оставьте себе, а то ведь и повеситься не на чем будет...»

После революции в здании барского дома разместилась участковая больница: стационар на два десятка мест, операционная и роддом.

Лет десять назад при возведении пристроя к зданию больницы из-за скопившихся сточных вод, которые размыли почву, осел фундамент. Образовались трещины, стала заваливаться стена, здание пришло в аварийное состояние. Больницу закрыли. Так и стоит здание без окон и дверей, с частично разобранной кровлей.

– Здание усадьбы является памятником архитектуры, – говорит заместитель председателя совета Кайбицкого муниципального района Рамис Хаялиев. – Как его сохранить? Выход один: по примеру Казани продать дом богатому меценату с условием, что его новый хозяин восстановит первозданный облик усадьбы. В ее стенах могли бы разместиться не только офис или гостиница для любителей сельского туризма, но и краеведческий музей. И как знать, может быть, со временем найдется хозяин, который сумеет вдохнуть новую жизнь в разоренное дворянское гнездо. Усадьба вполне могла бы стать местом отдыха горожан, желающих провести дни летнего отпуска на природе. Для них здесь все условия – грибные леса, ягодные поляны, да и рыба в Кубне не перевелась и поныне.

 

 

 

Время собирать камни

Настоятелю храма Святой Троицы отцу Николаю еще в середине девяностых пришлось восстанавливать поруганную безбожниками церковь. Ее построили здесь еще в 1805 году на средства помещика Леонтия Есипова. Прихожанами являлись не только турминцы, но и жители из соседних сел, где проживали молькеевские кряшены. Особенно многолюдно было в храме на Троицу. После службы на площади устраивали шумную ярмарку, где шла бойкая торговля.

Закрыли храм в 1937 году, передав под колхозный зерносклад. После пожара он долгое время стоял заброшенный.

– Вы посмотрели бы, что здесь творилось! – вспоминает батюшка, осматривая своды и стены восстановленного храма. – Роспись вся осыпалась, с потолка кирпичи падали, плиты пола выворочены – кто-то клады искал...

Большую помощь в восстановлении святыни оказали местные жители. Бригада кровельщиков Алексея Королева заново перекрыла купол, укрепив его каркас. А деньги на колокола собирали всем миром – и православные, и мусульмане. И теперь плывет в праздничные дни над селом перезвон, как это было много лет назад, когда поблизости шумели кронами вековые тополя и липы старинной усадьбы.

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Турминское — село в Кайбицком районе Республики Татарстан. Входит в состав Хозесановского сельского поселения.

Численность населения села — 187 человек (2010).

В старые времена в верховьях речушки Турмы (притока р. Кубни) существовало поселение, которое по-чувашски назыв. «Тёрём» (венгерское слово, означает «стоянка»). Речушка Турма своим течением впадает в реку Кубня. Здесь р. Кубня делает большой изгиб («Аслё кукёр»). На этом месте во время похода на Казань русские войска царя Ивана IV Грозного разбили военный лагерь, изгиб р. Кубни соединили по прямой вырытым вручную каналом. Не вступив в бой с ногайцами, отправились к Казани. После падения Казани (1552) отличившиеся в боях князья, воеводы стали получать земли вдоль р. Кубни. Так в 1566 году Богдан Путилов получил 195 десятин земли. В низовьях речушки Турмы русскими основана деревня, названная князем Пожарским Турминское (чув. Вырёс Тёрём).

 

 

 

Церковь Святой Троицы. Трехпрестольный каменный храм построен в 1805 году. Тогда же образован приход. Приделы освящены во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Святого Пророка Ильи. Крупный, крестообразный в плане храм с невысокой двухъярусной колокольней, яркий образец раннего классицизма с некоторыми элементами барокко.

 

Храм построен на средства местного помещика Леонтия Петровича Есипова. Прихожанами особо почиталась икона Иоанна Предтечи, которая появилась в селе задолго до строительства храма и, вероятно, еще с XVII в. находилась в старинной часовне, по преданию поставленной на месте обретения иконы. Ежегодно, 25 мая, в день третьего обретения главы Иоанна Предтечи, совершался крестный ход от храма до часовни, собиравший богомольцев из Свияжского и Цивильского уездов.

 

 

В престольный праздник — в день Святой Троицы в Турминском проводилась ярмарка, обороты которой достигали ста тысяч рублей.

Большую часть прихожан составляли татары, принадлежащие к этнографической группе, называемой «молькеевские кряшены». Они проживали в деревнях Тябердино, Полевая Буа, Баймурзино (в этой деревне в 1910 году была построена церковь), Молькеево.

 

В 1842—1896 гг. в приходе служил священник Гавриил Иванович Новошешминский (1819-?) (окончил КДС в 1842 г.). В 1896—1918 гг. настоятелем храма был священник Порфирий Михайлович Соловьев (1869-?) (окончил КДС в 1891 г.). В настоящее время храм передан Казанской епархии и в нём совершаются богослужения.

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Автор статьи: СУББОТКИН Артем, газета «Республика Татарстан».

http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/legendy_i_byli_sela_turminskoe/

http://www.kazan.eparhia.ru/temples/poblagochiniym/kaibickoe/hrampresvtoytroici/

http://iske-kazaner.livejournal.com/

http://sobory.ru/photo/

http://forum.na-svyazi.ru/

ВИКИПЕДИЯ.

 _

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru