Родники и источники Высокогорского района
В Высокогорском районе Республики Татарстан находится более 100 родников, около 70 из них обустроены и пользуются популярностью у населения. Некоторые источники из-за расширения городской черты Казани попали в состав города.
Самые известные родники – это источник у Анисьиных грядок и Ближний источник Семиозерной пустыни.
СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!
Перечень родников и источников Высокогорского района РТ:
Родник «Ташлы чишмә» с. Айбаш
Родник «Тау асты чишмәсе» с. Айбаш
Родник «Куш чишмә» с. Айбаш
Родник «Каран чишмәләре ага» с. Айбаш
Родник «Чишмә» с. Алан-Бексер
Родник с. Альдермыш
Родник «Лашман» с. Дубъязы
Родник «Убыр» с. Дубъязы
Родник «Сабантуй» («Школьный») с. Дубъязы
Родник «Безымянный» с. Дубъязы
Родник п. Озёрный
Исток реки Киндерка у д. Пановка
Святой «Никольский» источник д. Пановка
Родник «Шамана» у реки Солонка, там собираются любители "мест силы" и медитаций
Святой «Дальний источник», «Анисьины грядки» у села Семиозёрка и деревни Яшь Кеч
Святой источник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» у села Семиозёрка
Родник д. Средний Алат благоустроен
«Серебряный» родник у д. Старые Бирюли
Родник «Гайши-бике абыстай» у с. Татарская Айша
Родник «Самовар» Камаевское (Иске-Казанское) городище у сел Камаево и Татарская Айша
«Родник святого Муллы-Хаджи» («Изге Мулла-Хаджи чишмэсе») Камаевское (Иске-Казанское) городище у сел Камаево и Татарская Айша
«Ханский родник» («Хан чишмэсе») Камаевское (Иске-Казанское) городище у сел Камаево и Татарская Айша
Родник с. Татарская Айша
Родник д. Тёплый ключ
Исток реки Касымов у д. Торнаяз
Родник «Белой Бабушки» («Ак эби чишмэсе») д. Торнаяз
Родник «Козленка» («Бэти чишмэсе») д. Торнаяз
Родник «Глэнди чишмэсе» д. Торнаяз
Родник «Ислам чишмэсе» (имя человека заботящегося о нём) д. Торнаяз
Родник «Каенлык бае» между д. Торнаяз и с. Дубъязы
Родник «Илһам чишмәсе» д. Чирша, возродил его местный житель Ильхам Гарифуллин
Родники (два) д. Чубарово
Родник с. Шигали
Родник у п. Щербаково (Казань)
Родник д. Эстачи
Источники Семиозерного леса (Ближний источник)
Источники Семиозерного леса расположены недалеко от Казани в Высокогорском районе Республики Татарстан (около 8-9 км. от Дербышек).
Рядом находится исторический памятник и действующий мужской монастырь - Седмиозерная Богородицкая пустынь.
Источники делятся на Дальние и Ближние – все они впадают в речку Солонку (правый приток Казанки). Про Дальние источники будет отдельная статья (Анисьины грядки), а само посещение монастыря удобно совместить с посещением Ближних семиозерных источников.
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы (там было их мольбище), поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.
Дорогу на Ближние источники покажут в монастыре – туда достаточно легко можно доехать на велосипеде.
На правом берегу Солонки преимущественно лиственный, а ближе к речке пойменный лес со множеством липы, осины, ветлы и ольхи. А левый берег Солонки порос могучими соснами, елями и березами. На этих склонах в сезон много земляники!
По дороге к Ближнему святому ключу - в 1 км от обители, - попадаются сосны и тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины. Тополя, еще сохранившиеся чудом в отдельных старых уголках Казани - просто карлики по сравнению с ними: ниже их раза в два...
Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.
Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: "Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня..." Жертвоприношения с тех пор прекратились.
Сам святой ключ расположен в овраге с извилистой быстрой речкой на дне. Над потоком стеной возвышается живописный склон - не глинистый, а белый известняковый... очень похожий на крутые волжские обрывы. Из этой кручи, примерно с середины его высоты, и бьет из трещин вода.
По специальному наклонному желобу над речкой - "римскому акведуху" в миниатюре, - она стекает в часовню (до революции на месте часовенки стоял каменный Скорбященский Богородицкий храм 1884 года). Чистейшая ледяная вода по вкусовым качествам даже превосходит раифскую.
Святой источник Анисьины грядки
Слышали ли вы о таком святом месте "Анисьины грядки"?
Это в Высокогорском р-не, возле Семиозерского монастыря (5 КМ. на северо-восток), представляет собой такое природное образование, похожее на грядки, на которых растет дикий лук.
Мы в прошлых статьях рассказывали о походах на ближний источник Семиозерной пустыни, тот, который располагается недалеко от монастыря - 1 км. А выше по речке Солонка (правый приток Казанки) - расположен святой источник у Анисьиных грядок!
Добраться сюда удобнее всего по шоссе, которое соединяет Объездную дорогу с деревней Альдермыш (там же поворот на Крутушку). Следует (если ехать от Казани) проехать селение Яшь Кёч, и сразу повернуть налево, проехать по грунтовке метров 400, тут дорога раздвоится.
Левая дорога уходит на Семиозерку, а правая уводит почти на север – в поле. По ней следует ехать километр, и будет слева виден геодезический знак – он виден издалека, почти от отправной деревни Яшь Кёч.
Знак этот стоит на самом высоком месте этой возвышенности, и от него открывается красивая панорама на окрестные поля и леса, а также на Казань.
После знака следует проехать по той же дороге метров 600-700, и будет поворот на лево (на запад), на этом повороте сейчас стоит Крест, как указатель. По этой дороге ехать ещё примерно километр: впереди будет виден перелесок, его надо проехать, и сразу повернуть налево – там будет указатель «источник».
Потом по дороге ещё метров 400, проехать через лесок метров 300 – и сразу попадете на поляну, которая огорожена от дороги столбами – это и есть Анисьины грядки!
Чуть ниже по склону, среди деревьев, стоит часовня. От неё тропа ведет к двум купальням.
Святые источники Иске-Казани
Иске-Казанский музей-заповедник – это точка отсчета истории современного Татарстана, это священные места поклонения мусульман, это холмы, не одно столетие манящие к себе археологов, это земли, хранящие в себе ответы на многие вопросы, это камни, умеющие говорить. И задача человечества расслышать их шепот, раскрыть загадку, скрытую в земле, поросшую травой…
Все в мире имеет свое начало, и Казань, город с тысячелетним прошлым, когда-то была небольшим населенным пунктом. До сих пор существуют белые пятна в ее истории. В частности, по-прежнему спорным остается вопрос о связи «Старой» (Иске) и «Новой» Казани.
В селе Камаево Высокогорского района республики Татарстан есть несколько достопримечательностей особенного интереса заслуживают - территория музея-заповедника - луга, старое русло реки Казанка, русло реки Урматка, река Казанка, место где было городище Иске-Казан, его кладбище и почитаемые родники.
Особенно привлекают паломников находящиеся здесь источники.
В советские времена во время богоборчества- поклонения аллаху, богу, безбожники старались уничтожить все святые места, кладбище уничтожали бульдозером а все три источника залили бетоном, но ключи пробились вновь.
У мусульман источник «Изге Мулла-Хаджи чишмэсе» («Родник Муллы-Хаджи») считается святым.
Родники, ключи, святые источники Иске-Казани
Координаты:
N 56° 2' 35.49"
E 49° 38' 51.38"
источник Самовар
Родник Самовар расположен ниже по склону горы «Родника святого Муллы-Хаджи».
К нему можно спуститься по лестнице. Выход воды из красивого импровизированного самовара.
Родники, ключи, святые источники Иске-Казани
Координаты:
N 56° 2' 32.23"
49° 38' 49.47"
На территории городища построена беседка для отдыха около «Ханского родника».
Источник «Хан чишмэсе» («Ханский родник») также почитается как святой и его воды также считаются целебными.
Родники, ключи, святые источники Иске-Казани
Координаты:
N 56° 2' 32.45"
E 49° 37' 45.55"
Телефон музея +7 (843) 657-02-78
Как добраться: общественным транспортом - электропоездом Казань-Арск до остановки "Камаево".
Личным транспортом по трассе Р-242 - 45 км от Казани.
Ханский источник
Родник Силы (родник у Щербаково)
Однажды мы ездили купаться на Голубое озеро, и там познакомились с интересным человеком.
Этот человек был врачом по специальности, но дополнительно увлекался «вибрационной» медициной, то есть занимался - изучал энергетическую вибрацию воды. По его рассказам у Голубых озер расположен один из самых мощных энергетических источников воды, из тех, что расположены в окрестностях города Казань.
Откроем маленький секрет – этот родник находится рядом с дальней стоянкой, что по пути на Малое Голубое озеро (что с купальнями). Как правило, мы оставляем машины на этой стоянке и идем купаться на озеро, а родник вытекает левее, метрах в 30 от края стоянки.
По словам врача – вода в источнике очень полезная, он каждую неделю приезжает сюда и набирает воду. Буквально полстакана этой воды могут зарядить своей вибрацией 5 литров любой воды, после этого эту воду можно пить как родниковую.
Оказывается, что полезные свойства родниковой воды зависят не только от чистоты и минерального состава, но во многом именно от вибрационных энергий, так сказать, эта вода определенным образом заряжена Природой! Именно обладая определенной частотой, вода становится близка к человеческим биологическим частотам, что благоприятно воздействует на организм, и укрепляет иммунитет.
Никольский родник у села Пановка
Рассказ про родники и источники хочется продолжить - статьёй про Никольский источник у села Пановка, что совсем недалеко от Казани.
Этот святой родник находится практически у истока речки Киндерка, что в Высокогорском районе, буквально в 7-8 км. от Высокой горы, и в 15 км. от города Казань.
Можно сказать, что на окраине Пановки и в окрестном лесу находится несколько источников, где и начинается речка Киндерка, которая по-своему примечательна.
В этот край легко доехать на велосипеде, что и проделали Кочующие, и не один раз.
Историческая справка про село Пановка:
«с.Пановка, при реч. Киндеркъ, по прав. стор. Сибир. почтов. тракта. Отъ гор.19 вер., волостное правление 9 верст. Въ прежнее время Пановкъ было всего четыре двора, принадлежащихъ однодворцамъ, которых звали панами, а отъ них и селение называлось Пановкой».
Во второй половине XIX в. Жители Пановки считали, что деревня основана в начале XIXв. князем Тенишевым. Это не совсем так. Уже в 1593г. за литвином Мартыном Болинским было поместье в Пермяках.
В 1646 году поместье Осипа Мартыновича Болинского, его двор, 6 крестьянских дворов 20 душ муж.п. и 8 бобыльских дворов 20 душ м.п. Между 1646 и 1650гг. поместье получил бывший брянчанин Степан Игнатьевич Тютчев, служивший в Казани стрелецким головой.
Родники села Дубъязы
Из изумрудных холмов Ашитско - Казанского водораздела, образованного песчаниками верхнепермских отложений татарского яруса, вытекают четыре родника, которые дают начало маленькой речушке. Грунтовые воды залегают в глубине 12-15 метров.
Эти родники носят очень интересные названия: первый называется Ак эби чишмэсе (родник Белой Бабушки); второй Бэти чишмэсе (родник Козленка), третий Глэнди чишмэсе; и наконец четвертый называется Ислам чишмэсе т.е. носит имя человека, который смотрит и ухаживает за этими родниками.
Родник Белой бабушки (Ак эби чишмэсе, Изгелэр чишмэсе).
По преданиям жителей села Турнаязы, первый родник носит название Белой бабушки (Ак эби чишмэсе). Она вытекает из водораздела реки Ашит и Казанка.
Давным – давно, еще до революции жила в селе бабушка она была травницей – целительницей. Она собирала травы у родника и говорила «Вот слышу запах спорыша, его полезно давать детям, страдающим от анемии. А там недалеко растет трилистник. Это растение не дает спокойно спать тем людям, которые выращивают его около дома, бедных людей мучают кошмары. Особенно ядовит трилистник впору цветения. Но все травы имеют свою силу». А также она говорила, что вода этого родника целебна и травы, растущие по берегам этой речки целебные вдвойне. И в память о целительнице этот родник называют родником Белой бабушки. В настоящее время многие считают этот родник святым, приходят сюда за святой водой, читают молитвы и загадывают желания.
Родник Козленка (Бэти чишмэсе).
Совсем недалеко от родника Белой бабушки, из оврага Козленка (Бэти ермагы, вытекает родник Козленка. Название этого родника взято из поверий. Жители села Турнаязы считали что, если животное приходило утолить жажду к этому роднику, то непременно приносило большой приплод (не менее 2 козлят).
Существует еще одно поверье. Каждый раз перед тем, как случиться несчастью, со стороны оврага козленка слышали жалобное блеяние. И люди считали, что козленок предупреждает об опасности.
Гидрологическое исследование родника
1.1. Характер выхода источника – вытекает спокойно.
1.2. Определение дебита родника – 0,6 литров в минуту.
Физико – химический анализ воды.
2.1. Температура воды- 12 С.
2.2.Цветность – 0 единиц.
2.3.Прозрачность воды - мутность не заметна.
2.4.Запах - запах не ощущается.
2.5.Вкус и привкус воды - вкус и привкус не ощущаются.
2.6.Жесткость воды - 12 единиц.
Родник Гуляндам (Гелэнди чишмэсе).
Недалеко от села Турнаязы есть овраг, который носит имя девушки Гуляндам. По рассказам старожилов деревни Турнаязы, это очень трагичная история. Давно в деревне жила очень красивая и трудолюбивая девушка Гуляндам. В нее влюбились сразу два парня. Соперники делали все, для того чтобы привлечь внимание девушки. Но она не выбирала никого. И в отместку парни подкараулили, ее возвращение от родника и убили ее. И с тех пор и овраг, и родник носят имя Гуляндам или в прстонародии Гелянди.
Родник Ислама (Ислам чишмэсе).
На восточной окраине деревни Турнаязы располагался безымянный родник, вода из этого родника вытекает слабо и поэтому жители деревни редко ходили за водой к этому роднику. И остался бы этот родник забытым, если б не Валиев Ислам, который построил сруб и сооружение над родником. В благодарность за это, люди начали называть родник Родником Ислама (Ислам Чишмэсе).
Родник Каенлык бае.
Между деревней Турнаяз и селом Дубъязы к турнаязским родникам присоединяется еще один родник Каенлык бае. Само название родника говорит о связи родника с березовой рощей. Действительно родник берет начало в березовой роще расположенной в одном км. от села Дубъязы.
Березовая роща раньше называлась Бай каенлыгы, потому что эти места принадлежали самому богатому человеку села Дубъязы Кариму. Но со временем слова в названии перепутались и в настоящее время родник носит название Каенлык бае.
А может название этого родника связано с силой вытекания воды. Ведь это самый крупный и сильный родник в нашей местности. Никогда, даже в самые лютые морозы, вода родника не замерзает. Наверно, именно про такой родник люди говорят – бьет ключом. Берега этого родника являются самым излюбленным местом жительства для бобров. В 2009 году бобры здесь соорудили плотину высотой 2,3 метра. Плотина образовала естественную запруду, где можно поймать рыбу и увидеть диких гусей.
Родник Ведьмы (Убыр чишмэсе).
На западе села Дубъязы выходит родник Ведьмы. Старожилы говорят, что название произошло от названия оврага, т.к. овраг, где выходит родник, называется Убыр елгасы (Ведьмин овраг). А само название оврага произошло из-за того что раньше по ночам над оврагом виднелись огни. И люди говорили, что это ведьмы по ночам собираются на шабаш. Насколько это правда, мы не знаем, но овраг и настоящее время выглядит устрашающе… Что касается родника, то он претерпел изменения, его по трубам провели до центра деревни, построили очень красивое сооружение. И, поменяли название: одни называют его придорожным родником, а другие центральным. Он обеспечивает водой всех желающих пешеходов и водителей.
Лашманов родник (Лашман чишмэсе).
Название этого родника связано со временами правления Петра 1. Лашманы (Laschmann, от немецкого laschen — обрубать, отесывать, обделывать и Маnn — человек) — государственные крестьяне участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России. В начале царствования Петра Великого заготовка корабельного леса в Азовской и Казанской губ. и доставка его в адмиралтейства производилась на счет денежной повинности «с уездных людей Казанской губернии».
Указом 31 января 1718 года повелено: в Казанской, Воронежской и Нижегородской губерниях и Симбирском уезде, для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы. Так образовалось особое сословие «лашманов». На Лашманов возложена обязанность заготовлять в губернии низового округа корабельных лесов — Казанской, Нижегородской, Вятской, Оренбургской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской и Саратовской — кроме мачтовых, до 28000 дубовых деревьев.
Когда Петр I в 1718 году издал Указ о закладке в Казани верфи по строительству кораблей для Каспийского флота, все последовавшие за ним тяготы и лишения легли на плечи, в первую очередь, татарских крестьян. Столетние дубы и сосны, пригодные для строительства кораблей, заготовлялись в лесах находящихся рядом с селениями Сулабаш, Битаманы и т.д.. Главная дорога лашман проходила через село Дубъязы. Где они останавливались, чтобы запастись водой. Именно, поэтому, утверждают старожилы, родник носит такое название. Жители села используют воду этого родника для питья. Учащиеся ежегодно очищают этот родник и прилегающие к нему территории.
Школьный родник (Кизлэу).
Этот родник носящий столь прозаическое название, вытекает с восточного склона водораздела. Название родника произошло из его местоположения, рядом с родником в 20-е годы прошлого столетия была построена ШКМ (школа крестьянской молодежи), где обучались крестьянские дети со всех соседних деревень.
Это и дало название роднику. В настоящее время, здесь нет школы, и старое название постепенно теряется, и многие уже называют родник Сабантуй чишмэсе, потому что, уже несколько десятилетий рядом с этим родником проводится праздник Сабан туе. Многие жители села используют воду этого родника для питья. Учащиеся ежегодно очищают этот родник и прилегающие к нему территории.
Безымянный родник.
Этот родник расположен в глубокой лощине под старой больницей, на юго - восточном склоне водораздела. Неудобное расположение и отсутствие путей подхода, стало причиной отсутствия интереса населения к этому роднику.
Родники села Татарская Айша
Родник «Гайши-бике абыстай» у села Татарская Айша
Священный родник «Гайшә-бикә абыстай чишмәсе» расположен в овраге, в 1.4 км северо-западнее села Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан. Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний, для спуска к роднику оборудована лестница, над колодцем возведен колодезный домик.
Родник «Гайши-бике абыстай» у села Татарская Айша
Гайша-бике - «несгораемая царевна», почитаеся магометянами. Сохранившиеся татарские рукописи "Повесть о несгораемой царевне" и "Беан Дастан уд Тарих" повествуют, что при взятии Тимуром города Булгара - хан Абдулла со своими женами и некоторыми детьим заперся в судной палате. Но это здание по приказу победителя обложили снизу доверху бревнами, облитыми горючей жидкостью и зажгли.
Хан и все бывшие с ним погибли. Согласно легенде огонь не коснулся непорочной девушки. Невредимая, сидела она на своде сгоревшего здания в белом одеянии праведного муллы Хисамуддина. Тимур, пораженный чудом, а также умом и красотой "несгораемой царевны" даровал ей жизнь и взял с собою в Самарканд с одним из братьев Шеуне-беком, которому также удалось избегнуть гибели.
Из прочих детей Абдуллаха спаслись еще два малолетних сына Алтын-бек и Галим-бек. Скрытые в лесу во время погрома, они впоследствии основали на р. Казанке город Казань.
После смерти Тимура булгарская "несгораемая царевна" и Шеуне-бек, освободились из плена и вернулись на родину. Вначале они нашли себе приют в городе Кашан, где царевич скрывал свое настоящее звание под профессией учителя, но потом узнав о братьях, переселились к ним в Казань (городище Иске-Казань).
Здесь царевна вышла замуж за муллу Хозятаза (Мулла-Хаджи), который вместе с Алтын-беком был основателем Казани. Умер мулла в Старой Казани, там же и похоронен. В повествовании указывается, что его могилу в Иске-Казани, почитают как святую, и могилу его жены. Гайша-бике способствовала распространению ислама. Считается, что село Татарская Айша названа в её честь. По легенде, чтобы доказать святость жителям поселения, она прошла по воде как посуху. Недалеко от села у её могилы установлен надгробный камень и вытекает родник, названный в её честь.
Координаты: 56°02'48.0"N 49°39'12.8"E
Родник у села Татарская Айша
Родник расположен на правом берегу реки Казанка, через которую перекинут пешеходный мост от села Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан. Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний, над колодцем построен деревянный павильон, а рядом купальня с купелью.
Ключ известен с конца девятнадцатого. Старожилы рассказывают, что люди всегда пользовались родниковыми водами и называли его просто Чишмэ, просто белый родник (Ак чишмя). По поверьям татар, родники всегда подразделялись на чёрные — кара чишмэлэр и белые — ак чишмэлэр. К чёрным люди ездят специально в лечебных целях, как в санаторий, профилакторий. Вода в них тёмная, мутная. Белые родники, тоже целебные, но в большей мере они — духовные.
Не так давно нашёлся добродетель и сделал купальню, теперь местные и жители окрестных деревень приезжают, купаются. И зимой на Крещение и летом, в любое время года.
Координаты: 56°02'36.4"N 49°40'29.5"E
Родник «Самовар» Камаевское (Иске-Казанское) городище у сел Камаево и Татарская Айша
Родник «Самовар» расположен у Камаевского городища, на территории Иске-Казанского государственного природного музея-заповедника, в 1.4 км северо-западнее села Татарская Айша и в 1.2 км северо-северо-восточнее села Камаево Высокогорского района Республики Татарстан.
Источник выбивает на склоне горы, в долине реки Казанка, благоустроен, выход воды из красивого импровизированного самовара по трубе, дебет малый.
Поблизости находится несколько почитаемых мусульманами родников.
Родник «Самовар» Камаевское (Иске-Казанское) городище у сел Камаево и Татарская Айша
Как добраться, где находится:
общественным транспортом электропоездом Казань-Арск до остановки "Камаево";
личным транспортом из Казани по трассе Р-242, расстояние 45 км.
Координаты: 56°02'31.1"N 49°38'58.8"E
Родник село Альдермыш
Родник расположен в 200 м юго-восточнее села Альдермыш Высокогорского района Республики Татарстан.
Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний – около 1,5 литра в секунду. Вода имеет небольшую кислую реакцию.
Когда-то село разделялось на Малый Альдермыш и Большой, и там и там были мечети, при них – медресе, в которых учились шакирды, по 300 человек в каждом.
Учили их знаменитые учителя того времени. Например, в селе проживал мулла Муртаза, которого почитали святым. Говорят, на смертном одре Муртаза попросил, чтобы ему принесли воды из источника, и место указал.
А ему говорят: нет, мол, там никакого источника, одна земля. "А вы идите и увидите", – настоял старец.
Люди и впрямь источник нашли, уже в наше время всем селом обустроили и нарекли родник именем святого Муртазы. Потомки муллы по фамилии Муртазины и сейчас живут в Альдермыше.
Где находится:
Координаты: 56°00'57.1"N 49°14'10.0"E
Родник село Алан-Бексер
В Алан-Бексери родник, который был благоустроен на средства самообложения граждан, стал достопримечательностью села. После того, как сделали удобную лестницу с перилами, ведущую к роднику, забор воды стал возможным и в зимнее время. Но после сильных снегопадов и метелей доступ к роднику затрудняется. Работники сельского поселения и сельского дома культуры периодически устраивают субботники по очистке территории родника от снега и льда. Последний такой субботник был организован 13 декабря.
Где находится, как добраться:
Родник расположен в залешенном овраге, по которому протекает ручей-приток реки Ашит, близ въездной автодороги, на юго-восточной окраине села Алан-Бексер Высокогорского района Республики Татарстан. Источник обустроен, каптирован, слив воды по трубе, примерно в 2015 году произведена масштабная реконструкция. Вода чистая, прозрачная, дебет выше среднего.
Спуск оборудован удобной лестницей с перилами, забор воды стал возможным и в зимнее время года, рядом с закрытым колодцем, из камня построен павильон для набора воды.
С этим источником связывают основание села, и его история насчитывает уже более 300 лет. Вкусной и мягкой родниковой водой пользуются не только местные жители, но и приезжие.
Родник село Алан-Бексер
Координаты: 56°10'40.9"N 49°06'57.8"E
Родник в селе Шигали
В пригородах Казани есть маленькая речка Солонка, в пойме которой есть несколько интересных родников и источников. На сайте мы уже рассказывали про источник на Анисьиных грядках, про Ближний источник Семиозерного монастыря – все они дают воду речке Солонке.
Источник в селе Шигали расположен в пойме речки Солонки в пределах села, на берегу пруда, который питается водами вышеназванной речушки.
Речка Солонка имеет длину около 26 км., берет исток в окрестностях села Большие Ковали, а впадает в реку Казанку в черте города, примерно в 10 км. от устья Казанки (река Волга).
Общая водосборная площадь р. Солонка 152 кв. км.
Про речку Солонку мы расскажем в отдельной статье, так как в этих местах есть несколько интересных объектов (например, ключ Шамана).
Родник село Шигали
Источник в Шигалях исполнен в виде колодца.
Колодец «Чишмэ» расположен у пруда, на правом берегу реки Солонка, в селе Шигали Высокогорского района Республики Татарстан.
Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний, над колодцем устроен навес.
Вода из источника имеет жесткость 4 единицы и имеет небольшую щелочную реакцию.
Где находится:
Республика Татарстан, Высокогорский район
Координаты: 55°58'02.8"N 49°03'44.0"E
Поселок «Шигали» находится в Высокогорском районе, в 25 километрах от центра Казани, неподалеку от одноименного села.
Как добраться?
Вариант первый - через Авиастроительный район, Сухую реку, проезжаем объездную по эстакаде и все, «почти» на месте. Правда до этого «почти» нам пришлось проехать через все пробки Авиастроя. Дорога там во многих местах узковатая - одна полоса в одну сторону, одна в другую. Заторы и гигантские пробки в случае аварии останавливают все движение.
Однако, если повезет и пробок нет, или же вы едете в такое время, когда их не бывает, то из центра Казани можно добраться минут за 45.
Второй вариант - через Горьковское шоссе, есть еще вариант - через Константиновку и объездную. Расстояние увеличится до 40 с лишним километров, зато если удастся проскочить пробочные места выезда из города, то дальше будете лететь по качественной, широкой трассе. В любом случае, утром и вечером в пробках стоять придется не полчаса, а гораздо больше. От улицы Чистопольской мы добирались чуть более часа.
Нужно отметить, что до Шигалей ходит регулярный автобус 7 раз в день.
________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Работа «Родники Высокогорского района» Подготовила: ученица 9б класса Шарипова Алсу Ильдаровна, Руководитель: учитель биологии и географии Абдуллина Халиса Нуриахметовна
Г.Н. Петров, Методы изучения рек, Татарское книжное издательство, 1978 г.
Е.А. Заикина, статья «Комплексная оценка экологического состояния реки», журнал «Биология в школе» №3, 2002 г.
С. Ежова, статья «Тальники вдоль рек», «Региональная экологическая газета», №15, 2004 г.
Э. Гатауллина, статья «Родникам особую заботу», «Региональная экологическая газета», №2, 2005 г.
Высокогорский район на сайте Института Татарской Энциклопедии
Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. К., 1885
Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
Татарстан чишмэлэре. Родники земли Татарстана.
Авторы фото Rustem Zakirov, Артур Камаев, В.Докучаев, К.Федоренко.
- Татарстан:
- Тэги:
- 4315 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий