Родники села Татарская Айша
Родник «Гайши-бике абыстай» у села Татарская Айша
Священный родник «Гайшә-бикә абыстай чишмәсе» расположен в овраге, в 1.4 км северо-западнее села Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан. Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний, для спуска к роднику оборудована лестница, над колодцем возведен колодезный домик.
СТАТЬЯ ПРО РЕКУ КАЗАНКА - ТУТ!
СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ИСКЕ-КАЗАН - ТУТ!
ИСКЕ-КАЗАНСКОЕ ГОРОДИЩЕ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!
Родник «Гайши-бике абыстай» у села Татарская Айша
Гайша-бике - «несгораемая царевна», почитаеся магометянами. Сохранившиеся татарские рукописи "Повесть о несгораемой царевне" и "Беан Дастан уд Тарих" повествуют, что при взятии Тимуром города Булгара - хан Абдулла со своими женами и некоторыми детьим заперся в судной палате. Но это здание по приказу победителя обложили снизу доверху бревнами, облитыми горючей жидкостью и зажгли.
Хан и все бывшие с ним погибли. Согласно легенде огонь не коснулся непорочной девушки. Невредимая, сидела она на своде сгоревшего здания в белом одеянии праведного муллы Хисамуддина. Тимур, пораженный чудом, а также умом и красотой "несгораемой царевны" даровал ей жизнь и взял с собою в Самарканд с одним из братьев Шеуне-беком, которому также удалось избегнуть гибели.
Из прочих детей Абдуллаха спаслись еще два малолетних сына Алтын-бек и Галим-бек. Скрытые в лесу во время погрома, они впоследствии основали на р. Казанке город Казань.
После смерти Тимура булгарская "несгораемая царевна" и Шеуне-бек, освободились из плена и вернулись на родину. Вначале они нашли себе приют в городе Кашан, где царевич скрывал свое настоящее звание под профессией учителя, но потом узнав о братьях, переселились к ним в Казань (городище Иске-Казань).
Здесь царевна вышла замуж за муллу Хозятаза (Мулла-Хаджи), который вместе с Алтын-беком был основателем Казани. Умер мулла в Старой Казани, там же и похоронен. В повествовании указывается, что его могилу в Иске-Казани, почитают как святую, и могилу его жены. Гайша-бике способствовала распространению ислама. Считается, что село Татарская Айша названа в её честь. По легенде, чтобы доказать святость жителям поселения, она прошла по воде как посуху. Недалеко от села у её могилы установлен надгробный камень и вытекает родник, названный в её честь.
Координаты: 56°02'48.0"N 49°39'12.8"E
Родник у села Татарская Айша
Родник расположен на правом берегу реки Казанка, через которую перекинут пешеходный мост от села Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан. Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний, над колодцем построен деревянный павильон, а рядом купальня с купелью.
Ключ известен с конца девятнадцатого. Старожилы рассказывают, что люди всегда пользовались родниковыми водами и называли его просто Чишмэ, просто белый родник (Ак чишмя). По поверьям татар, родники всегда подразделялись на чёрные — кара чишмэлэр и белые — ак чишмэлэр. К чёрным люди ездят специально в лечебных целях, как в санаторий, профилакторий. Вода в них тёмная, мутная. Белые родники, тоже целебные, но в большей мере они — духовные.
Не так давно нашёлся добродетель и сделал купальню, теперь местные и жители окрестных деревень приезжают, купаются. И зимой на Крещение и летом, в любое время года.
Координаты: 56°02'36.4"N 49°40'29.5"E
Родник «Самовар» Камаевское (Иске-Казанское) городище у сел Камаево и Татарская Айша
Родник «Самовар» расположен у Камаевского городища, на территории Иске-Казанского государственного природного музея-заповедника, в 1.4 км северо-западнее села Татарская Айша и в 1.2 км северо-северо-восточнее села Камаево Высокогорского района Республики Татарстан.
Источник выбивает на склоне горы, в долине реки Казанка, благоустроен, выход воды из красивого импровизированного самовара по трубе, дебет малый.
Поблизости находится несколько почитаемых мусульманами родников.
Родник «Самовар» Камаевское (Иске-Казанское) городище у сел Камаево и Татарская Айша
Как добраться, где находится:
общественным транспортом электропоездом Казань-Арск до остановки "Камаево";
личным транспортом из Казани по трассе Р-242, расстояние 45 км.
Координаты: 56°02'31.1"N 49°38'58.8"E
Загадка могилы Айша-Бике
"У татар Казанской губернии до сих пор бережно сохраняются старинные рукописи, касающиеся прошлого Камско-Волжской Булгарии...
Иногда на их долю выпадает и более высокая честь: быть единственным источником, который выдвигает из прошлого факт совершенно неведомый." так писал известный казанский археолог (1847-1919) Петр Алексеевич Пономарев в своей работе про булгарский город Кашан.
Татарские рукописи "Повесть о несгораемой царевне" и "Беан Дастан уд Тарих" повествуют , что при взятии Тимуром города Булгара - хан Абдулла со своими женами и некоторыми детьим заперся в судной палате. Но это здание по приказу победителя обложили снизу доверху бревнами, облитыми горючими веществами, и зажгли. Хан и все бывшие с ним погибли.Согласно легенде огнь не коснулся непорочной девушки. Невредимая, сидела она на своде сгоревшего здания в белом одеянии праведного муллы Хисамуддина, могила которого до ныне почитается магометянами. Тимур, пораженный чудом, а также умом и красотой "несгораемой царевны" даровал ей жизнь и взял с собою в Самарканд с одним из братьев Шеуне-беком, которому также удалось избегнуть гибели.
Из прочих детей Абдуллаха спаслись еще два малолетних сына Алтын-бек и Галим-бек. Скрытые в лесу во время погрома, они впоследствии основали на р.Казанке город Казань.
Что касается идеальной булгарской царевны и Шеуне-бека, то им после смерти Тимура удалось освободится из плена и пробраться на родину. Вначале они нашли себе приют в городе Кашан, где царевич скрывал свое настоящее звание под профессией учителя, но потом узнав о судьбе братьев, переселились к ним в Казань (сейчас известоно как городище Иске-Казань).Здесь царевна вышла замуж за муллу Хозятаза, которй вместе с Алтан-беком был основателем Казани. Умер мулла в Старой Казани, там же и похоронен."Повесть" указывает его могилу, почитаемую как святую, в Иске-Казани, а могилу его жены - у деревни Айша в двух км от Старой Казани
Городище Старая Казань (Иске-Казань) находится на самой высокой горе на правом берегу реки Казанка напротив села Камаево (дорога Казань-Арск, поворот налево под железную дорогу после Куркачей) и в трех км от деревни Татрская Айша.
Этот утес с западной и восточной сторон обрамлен оврагами, с южной стороны находится долина реки Казанка. С напольной стороны сохранились ров и вал. На месте городища - распаханное поле.
К этой надписи хочется добавить, что кому-то Великая империя, а кому-то разоренная Великая Булгария ( Билярск, Сувар и Булгар)
Старинное кладбище около городища Иске-Казань, которому уже более 500 лет, легко найти - накатанная дорога от деревни Татрская Айша ведет прямо к этому кладбищу.
К востоку от городища примерно в 1 км находится кладбище, где более 500 лет назад был похоронен полководец и один из основателей Казани Мулла Хозятаз (Мулла Ходжи, Мулла Хаззей ).
От старинных надгробий ничего не осталось, так как говорят в совесткое время кладбище было уничтожено. В старинных изданиях указывалось, что возле могилы Муллы Хозятаза протекал ключ. Ключ существует до сих пор, и к этому ключу приезжают на богомолье. Его называют родником святого Муллы-Хаззея.
Ленточки на оградах - символ кольца, они обязательно должны быть образовать замкнутую окружность.Что это означает, пока не знаю. Но по смыслу это не те ленточки, которые повязывают в Мари эл в святых местах.
В 1 км на восток от этого кладбища находится неприметное клабище, на котором три современных памятника
Гайши-бике, супруге святого
Гайши-бике, дочери Муллы
и третий памятник.
В татарских преданиях есть рассказ о том, что в племени Каджи (существует вариант племени Корса) в ауле Айши-Беки была сама Айша-Бека, дочь святого Хаджи Армалия. Могилы их находятся на берегу р.Казана. Т.е.в легендах встречается еще одна Айша-беки, но дочь Муллы Армалия. И два памятника отражают, что есть Гайша - супруга Муллы Хаззея, и есть Гайша - дочь Хаджи Армалия.
Нет сюда проторенной дорожки и отсутствуют ленты, связанные в кольцо, т.е. или люди забыли, где могила Гайши, или еще есть вариант могилы Гайши-бике.
В Татрстане несколько селений под названием Айша (Айша - под Зеленодольском, Татарская Айша на левом берегу Казанки, рядом с городищем Старая Казань, деревня Верхняя Айша - тоже рядом с городищем, но не на реке Казанке, а на реке Иша, а также деревня Русско-татарская Айша - в верховьях речки Крылай.
В литературных источниках пишут, что народные предания русских и татар указывают что на кладбище близ деревни Нижней Айши находится могила Гайши-бике, но она без всякого могильного камня.
В 2007 году в поисках гробницы несгораемой царевны отправилась группа из клуба "Древность". Есть коротенькая заметка об этом. В заметке, в часности, было написано
" Могила «несгораемой царевны» находится вблизи деревни Татарская Айша и до сих пор хранит в себе много тайн...
- Тайны могилы царевны Гайши мы решили попытаться разгадать в августе нынешнего лета. Сначала выясняли, «несгораемая царевна» – исторический персонаж или же вымысел сказочников? Прийти к одному мнению было трудно. Во-первых, в «татарских летописях» XVII века называются три даты сожжения Булгара. Во-вторых, до сих пор неясно, кто скрывался под псевдонимом Хромого Тимура: Тамерлан, Едигей, Тимур-Булат, Батый? И был ли такой хан вообще? И, в-третьих, возникает вопрос, как же девушке удалось избежать гибели в горящем здании? Но, несмотря на все возникающие загадки, все же рискнули попытать счастье. По прибытии рядом с могилой обнаружили поселение. Именно там, по нашим версиям, мы и должны были обнаружить массу старинных вещей. Начали копать. Жара стояла неимоверная. Пот с нас тек ручьями. Руки только за первый день покрылись мозолями, и держать лопаты в такую погоду становилось невыносимо. Но нельзя описать словами и ту радость, и тот адреналин, когда находишь старинные вещи. По найденным предметам установили, что поселение относится к концу XIV – началу XV века, а значит, мы на правильном пути. Большинство находок мы отдали в Институт истории АН РТ."
История села Татарская Айша
Село в Высокогорском районе, на р. Казанка, в 30 км к северо-востоку от железнодорожной станции Высокая Гора.
На 2008 г. - 158 жителей (татары).
Скотоводство.
Клуб, библиотека.
Известно с периода Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, верёвочным промыслом. В начале 20 в. в селе Татарская Айша функционировали мечеть, мектеб, водяная мельница, 2 мелочные, 2 мануфактурные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 554,3 десятины.
До 1920 г. село входило в Мульминскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском, с 10.02.1935 г. в Высокогорском, с 01.02.1963 г. в Арском, с 12.01.1965 г. в Высокогорском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 75 душ мужского пола, в 1859 г. - 392, в 1897 г. - 696, в 1908 г. - 756, в 1920 г. - 683, в 1926 г. - 773, в 1938 г. - 671, в 1949 г. - 592, в 1958 г. - 473, в 1970 г. - 375, в 1989 г. - 197, в 2002 г. - 189 чел.
На кладбище села Татарская Айша сохранилось каменное надгробие - эпиграфический памятник 1-й половины 16 в.
Родились в селе Татарская Айша:
Закиров Ильсур Рашитович - начальник ГКУ "Главное государственное сельскохозяйственное управление племенным делом в животноводстве МСХ и П РТ".
Святые родники Татарской земли
Восстанавливаем вехи дороги к роднику. Придорожная посадка, в которой мы в тот раз запалили костёр, пытаясь на пороге зимней ночи в ожидании электрички согреть себя и подростков-щенков, взятых с собой в поездку. Бревенчатое городище на холме, в тот раз оно было закрыто.
Сейчас нас должны ждать.
И снова рядом верный пёс.
Поворот дороги, знак и крепость - связываются в один образ-стиль. Сейчас на перепутье поисков постмодернистских смыслов его можно назвать модным словом «хипстерский». За дорогой, словами и смыслами всё отчётливее, громче нарастает зов: есть ли купель, и хозяин её, колодезный-водяной, не привиделось ли, не почудилось ли? После Займища («Земля легенд просит о помощи», № 6, 2015), где мы читали в земле и воде знаки переделанных мест, это сомнение - навсегда.
В музее-крепости «Иске Казан» нас встречает Фания Закирова, старший научный сотрудник, музейщица с двадцатилетним стажем, жительница Камаево. Сама крепость - новодел, явных следов древней пра-Казани здесь не сохранилось, только в изгибе ландшафта угадывается ров стоявшего некогда укрепления. Пустое пространство меж рубленых стен и строений просит людей, но по стендам в музее видно, как раскрывается крепость летом, согретая руками мастеровых в средневековых костюмах, воссоздающих древние промыслы для привлечения туристов. Новые стены, старое место и явленные из колодца памяти знания и обычаи создают нечто, к чему хочется прикоснуться. На груди Фании Шакировны подвеска - золотое солнце, в память о вере доисламских татар в Тенгре. Она может рассказать, откуда пошла Казань.
- Купель в бревенчатом домике, с полотенцами и войлочными тапочками, на склоне за деревней Татарская Айша - есть? - спрашиваем, не успев стряхнуть валенки.
- Это дальше, чем «Самовар» и ключ Мулла-Хаджи. Мостик через Казанку перейти надо будет. Пешком около часа. Вы присаживайтесь, я Харис абыйга позвоню, может, довезёт, и про родники пока расскажу.
- Почитание родников - это древнетатарское мировоззрение. И, несмотря на наш современный научный мир, отголоски прошлого и традиции татар сохранились по сегодняшний день. Людская тропа не зарастает ни к родникам, ни к нашим рекам. У нас с весны по осень активно посещаются и родники, священные места, и наш заповедник - музей «Иске Казан».
- Что для татар значат родники?
- Издревле их почитают пополам со страхом. Родник связывает разные сферы пространства. Течёт из-под земли, соединяя оба мира: подземный и срединный. Это уже философия, мировоззрение. Родники всегда подразделялись на чёрные - кара чишмэлэр и белые - ак чишмэлэр. Чёрные - это те, на которые люди ездят специально в лечебных целях, как в санаторий, профилакторий. Вода в них тёмная, мутная. Белые родники, конечно же, тоже целебные, но в большей мере они - духовные.
На наших заповедных охранных объектах есть несколько родников. Первый - в соседней деревне Татарская Айша, это тот самый, про который вы спросили. С конца девятнадцатого века он уже был известен, старожилы об этом рассказывают. Люди приходили, пили воду. Он назывался просто Чишмэ - Родник. Имя священное ему не было дано, просто - белый родник. Хотя в деревне, уже в советское время, были и колонки, и колодцев немало, но люди, кто имел возможность и физическую силу, всегда ходили за водой именно на этот родник. Брали воду для питания, чаепития, для консервирования. Находится он за речкой Казанкой.
А с купелью история такова. В Татарской Айше нашёлся спонсор, который сделал сруб, чтобы люди не только ходили к роднику за водой, но и могли там купаться. Теперь и жители окрестных деревень приезжают, купаются. Природа там девственная. И люди стараются поддерживать чистоту и порядок, берегут то, что для них кто-то создал. Летом очень много народу туда ходит, несмотря на то, что вода холодная - родниковая вода всегда такая. И сегодня, на Рождество, многие купались, и в тридцатиградусные морозы, бывало, ходили. Люди должны быть, конечно, и физически немножко подготовленные, и духовно.
История родников переплетается с историей края. Возьмём родник святого Муллы-Хаджи. Мулла здесь означает не священника, это обращение к уважаемому человеку. Мулла-Хаджи (Мулла-Хозятаз) был полководцем двух царевичей - Алтын-бека и Алим-бека, заложивших Старую Казань - Иске Казан после разрушения Булгара Тамерланом. И сыграл, видимо, в истории столь большую роль, что имя его сохранили для потомков. Женой его была сестра царевичей, «несгораемая царевна» Гайша-бике. Она также почитается как святая. Царевна много способствовала распространению ислама. Второй родник возле Татарской Айши - родник Гайши-бике.
В тюркских мифах Хозяйка родника представлялась в образе красивой девушки или женщины. Её считали дочерью Хозяина воды и любимицей Хозяина горы. Хозяйка родника была и любимицей Хозяина дождя, потому что всё это взаимосвязано. Ещё не было никаких намёков на дождь, а Хозяйка родника уже знала о его приближении. Она приветствовала приход дождя своим журчанием и показывала так ему свою любовь.
По отношению к родникам не только у татар, у многих народов существовал свой кодекс правил. Запрещалось плевать в родник, нарушать его ложе, бросать рядом мусор. Всегда надо было содержать воду в чистоте. Часто в родниках ставилась какая-то ёмкость, чтобы стекала туда вода. У нас на святых местах «Иске Казан» тоже есть такие ёмкости. Зачерпнуть воду разрешалось только чистой посудой. Все звери и птицы в округе издавна находились под покровительством Хозяйки родника, поэтому охота возле родника недопустима. Шуметь, пить вино, горланить песни, пугать зверей и птиц тоже не разрешалось.
В Камаево жители деревни рассказали, что у них тоже был родник свой. Вода была очень хорошая. Когда женщины возвращались с полей, они подходили к этому ключу и пили оттуда воду. В восьмидесятые годы этого родника уже не было, вода исчезла. При плохом отношении к роднику Хозяйка обижалась, и вода уходила. Скорее всего, с одним из наших родников в Камаево это и произошло. Татары говорили: «У людей, обидевших Хозяйку родника, отсыхают руки и ноги». Иногда, чтобы умилостивить Хозяйку, татары приносили в дар ей жертвенного барана или курицу, просили милость.
река Казанка около татарской Айши
Очень интересно: родник в деревне доверяли чистить чистым безгрешным людям, самым уважаемым. Тех, кто вёл неправедный образ жизни, пил, курил, старались к роднику не допускать. Хозяйке Родника приносили в дар серебряные монеты. А сейчас, если подняться на наши святые места, можно увидеть рассыпанные там медные монеты. Их кидают в знак благодарности за испитую воду, привязывают на горе платочки, ленточки к деревьям.
Приходят к родникам и больные, чтобы попросить исцеления, или, если у кого судьба круто повернётся, чтобы голову очистить, сделать ясными мысли и попросить всего. И таких историй было немало. Хворые находят у родника успокоение и души, и тела. Около родников часто хоронили святых людей, и источники тогда называются святыми.
Фания Закирова знакомит с книгой Рафаэля Безертдинова «Тенгрианство - религия тюрков и монголов», там много и о родниках Иске-казанского края. Говорится и про лечебное таинство: «После угощения хозяйки родника сообщали ей о своей болезни и просили от неё избавить или вылечить хотя бы на 2-3 года. После посещения источника соблюдался ряд запретов. Нельзя было в течение года рассказывать о том, что слышали и видели, даже во сне, во время лечения на источнике. Во время лечения не употребляли солёную пищу, не пили вина и араку и не ходили на свадьбы и похороны. Лечившегося на источнике нельзя было прямо спрашивать о состоянии его здоровья…»
Фания Закирова продолжает рассказ:
- Самым священным считается то место, где воды семи родников соединяются в единую реку. Хозяйку такого родника называют родственницей семи звёзд на небе,- и мы понимаем, что не случайно дорога вывела именно сюда, к истокам...
- Если сосчитать: первый - родник в деревне Татарская Айша, второй - родник святой Гайши-бике, ещё дальше; на горе - родник «Самовар», третий; четвёртый - Мулла-Хаджи чишмэсе; пятый Ханский родник, и ещё есть по пути от Камаево к горе, возле речки Казанки - шестой, и седьмой - родник в Камаево, который высох. Вот - семь родников у нас есть. И ещё старожилы рассказывали, что иногда родник обижался и пропадал, но в другом месте пробивался.
Подъезжает машина, и мы прерываемся, чтобы дослушать историю у родника, ещё не зная, что продолжение легенды встретит нас там само.
Полукружьем гряды очерчен окоём. Жемчужинами на склонах - родники. Идти до них гладью вышитым снежными колосьями полем. «Пока снега не глубоки, можно пешком дойти, а как поднимутся сугробы - на лыжах,- Харис абый останавливает машину,- я свожу, в другой раз». Нам дальше.
Склон холма-горы, кустарники полосой, дети гурьбой идут от горизонта, он близкий, от подножья холма, через первое синее январское небо, до дымков печных труб оставшейся за нами деревни. Меж кустов деревянный мостик, вода не спит, тёмным серебром шелестит у промоин.
Фания Закирова останавливается:
- Считается, что деревня Татарская Айша названа в честь «несгораемой царевны» Гайши-бике, которая чудом осталась жива после разгрома Булгарского государства, и по легенде пришла вслед за своими братьями Алим-беком и Алтын-беком на земли Иске Казани и вышла замуж за их полководца Муллу Хозятаса. Недалеко от деревни есть её захоронение, надгробный камень и родник, названный в её честь. Чтобы доказать святость жителям деревни, она прошла по воде как посуху.
Фания Закирова машет рукой в сторону речки, и кажется, несгораемая булгарская царевна ходила по воде именно здесь.
Мостик новый, речка по весне почитай что каждый год вздувается, чинить и перестраивать люди привыкли, сообразно к её нраву.
Это Казанка, и полнится она родниками. Тёмная вода по-весеннему звонкая. Но начинается она не здесь, а сорока километрами ранее, на границе с Балтасинским районом.
На снегу следы: звери ходят на водопой.
Там, где собрались семь родников у реки Казанки, где семь звёзд венчают Хозяйку вод, и встал город Казань. Столица выросла, и претендуя на межрегиональный статус, перебралась туда, где соединяется Казанка с Волгой. У Глазычева, первопроходца современной урбанистики в России, можно прочесть о том, что масштаб порта определяет масштаб города. Пётр I, возможно, не знал, но верил: расположив город на выходе в Балтийское море, этим определит значение Санкт-Петербурга для близлежащих стран. Города, подобно Шанхаю и Бомбею, с океанским портом, имеют уже трансконтинентальный характер.
На той стороне моста ключ являет себя дважды.
Колодец, в котором живёт-мерцает облачко: нет-нет паром поднимется из-под воды.
Фания-апа берёт припасённый для людей ковш, черпает из деревянной чаши ключевой воды и пьёт. Мы следуем её примеру. Как и всякая необыкновенная вода, она тут же высыхает на коже. Такова вода и в святых ключах Билярска и Булгара.
Купель в срубе - вся в пелене тончайших водных кружев. По потолку, по окнам, на ветках-вешалках вьётся морозная резьба.
Колодезный нынче перебрался из купели в колодец, судя по всему. Хотя - склонись над купелью, и оттуда подмигнёт. Фотокамера, говорят, обладает свойством запечатлеть то, что не видит человеческий глаз. «Чёрным квадратом» глядит со снимка морозное окно, отражённое в водах купели.
А у родника, меж тем, мы не одни. На внедорожниках и снегоходах люди приехали окунуться.
- Родители тут живут, на праздники к ним. Мы на родниках каждый раз бываем. Сейчас от «Самовара» и родника Мул-лы-Хаджи возвращаемся,- говорит Ирина Жихарева.
- За нашим домом тоже родник есть, заброшенный, мусора много, чашу некогда делали - так чаша в землю ушла. Вот потеплеет, трактор пригоню, старую выдерну, новую поставлю, почищу,- вторит муж Денис.
- Для всех будет? - спрашивает Фания Закирова.
- Конечно!
- Шестой? - одними губами шепчу экскурсоводу.
На обратном пути в электричке перелистываем книгу. История родника Хаджи-Муллы - как история людей, не горевших в огне и ходивших по воде. И понятно, откуда в народе истории о том, что карой губителям родников отсыхали у них руки и ноги.
«В середине XX в. после Великой Отечественной войны коммунистические партийные чиновники из бывшего руководства Татарской АССР дали указание руководству аула Айша об уничтожении родников на Батыевой горе. Руководство аула поручило исполнить это немыслимое и чудовищное задание троим: парторгу, директору школы и учителю.
Попытки забетонировать родники на Батыевой горе закончились неудачей. Забетонированные и засыпанные родники через некоторое время пробивались наружу в новом месте… Тогда осквернители решили действовать по-другому. Лес, окружавший западную сторону горы, где собирались снега и талые воды, подпитывающие родники, вырубили. А на гору пустили трактора…
Судьба партийного работника, директора школы и учителя была трагичной. Директор школы вскоре заболел. У него ныли, опухали руки и ноги. В конечном счёте он умер в муках и страданиях. Учитель попал в аварию на мотоцикле и стал калекой. Партийный работник заболел душевной болезнью. Местная прорицательница посоветовала ему задобрить Хозяйку родника, поставить ограду у осквернённого родника на священной горе. После установки ограды болезнь частично отошла».
Родник Хаджи-Муллы сейчас льётся, найдя новый выход.
Старожилы Камаево верят, что вернётся и седьмой родник. Вернётся - когда люди будут готовы, и его каплями вспыхнут семь звёзд, Хозяйка казанских вод станет им роднёй, обретая новую силу.
Возникшая на сплетении семи родников, повзрослевшая Казань утверждает свой региональный статус на сплетении двух рек. Сможет ли сохранить татарская столица народную память о том, как силы воды - могучие и своевольные, обратить в друзья? «Навлечь гнев воды» - сама фраза кажется пережитком прошлого. Как и традиция.
И спят родники по зимней поре, спят речки, закатанные в бетон. Но только тот, кто пил зимой воды родника, знает. На самом деле не спят зимой родники, не спят они никогда, вечно продолжая говорливый свой бег, связывая струями, как серебряной нитью, миры. Только умирают - от неправедной руки.
Капля за каплей собрать силу вод, каплями родников, питающих малые реки, каплями родников, наполняющих Волгу и Каму, каплями родников поднять силу городов, заложенных по их берегам, силу народа, который вспомнит: не спят родники и, призывая силу вод, и памяти людской, назовёт их по именам и капли перечтёт.
И таким тоже может стать итог Года водоохранных зон.
________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Родники и источники Татарстана.
Г.Н. Петров, Методы изучения рек, Татарское книжное издательство, 1978 г.
https://brunja.livejournal.com/46986.html
Е.А. Заикина, статья «Комплексная оценка экологического состояния реки», журнал «Биология в школе» №3, 2002 г.
С. Ежова, статья «Тальники вдоль рек», «Региональная экологическая газета», №15, 2004 г.
Э. Гатауллина, статья «Родникам особую заботу», «Региональная экологическая газета», №2, 2005 г.
Н. Корнеева, статья «Больше, чем быт», «Региональная экологическая газета», №2, 2005 г.
Высокая Гора на сайте Института Татарской Энциклопедии
Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. К., 1885
Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
Вложение | Размер |
---|---|
Родники села Татарская Айша | 127.63 КБ |
Родники села Татарская Айша | 263.58 КБ |
Родники села Татарская Айша | 228.58 КБ |
Иске-Казан | 57.42 КБ |
Родники села Татарская Айша | 437.05 КБ |
76476778 (6).jpg | 124.94 КБ |
76476778 (7).jpg | 147.53 КБ |
76476778 (8).jpg | 69.64 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 3018 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий