Музей Иске-Казан
В 45 км к северо-востоку от современной Казани, у деревень Татарская Айша, Камаево, Русский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан, на священном во всем Заказанье месте, располагается целый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов, ныне входящих в охранную зону Иске-Казанского государственного музея - заповедника (ИКГМЗ). "Иске Казан" в переводе на русский язык означает "Старая Казань" (пойма реки Казанка).
Иске-Казан является крупным и ярким связующим звеном булгарской и казанско-татарской материальной культуры. К особо ценным находкам, находящимся в музее, следует отнести Джучидские монеты XIV - XV вв., уникальными экспонатами являются 2 бронзовых зеркала VI века до н.э., найденных неподалеку от Камаевского городища, гуннский котел V в. н.э., 2 надгробные плиты: 1281/1282 гг. и 1494 года. К этой категории относятся также железные шарики-ядра и глиняный полый шарик XIII-XV вв.
СТАТЬЯ ПРО РЕКУ КАЗАНКА - ТУТ!
СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ИСКЕ-КАЗАН - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!
Музей Иске-Казан
Старая Казань
Старая Казань
Богата и этнографическая коллекция музея, относящаяся к концу XIX - началу ХХ вв. Она представляет основные формы занятий казанских татар, земледелие и животноводство, промысла и ремесла, а также их одежду и украшения, интересные комплексы различных социальных слоев сельского населения. Посетители могут познакомиться с коллекцией декоративных тканых полотенец, салфеток, нарукавников, выполненных в рамках орнаментальных и технологических традиций, образцами татарских самотканых дорожек и орудием их изготовления - ткацким станком. Богата коллекция ювелирных женских украшений: чулпы, браслеты, перстни, брошки. В районах Заказанья издавна жили не менее искусные мастера по изготовлению кожаной узорной обуви. Кожаные ичиги удивят посетителей сочностью цветов, тщательностью вышивки соединительных швов. Пройдясь по экспозиционно-этнографическому залу, можно познакомиться с интерьером крестьянской татарской избы, бытом зажиточной татарской семьи, уголком медресе (сельской школы), уголком ремесленника и пр.
Музей Иске-Казан
В состав музея-заповедника входят:
1. Археологические и эпиграфические памятники периода Волжской Булгарии IX - XVI вв.: Иске Казанское городище XIII - XV вв., остатки Кремля, политического центра Старой Казани площадью 7,2 га; Русско - Урматское селище XIII - XV вв., остатки основной торгово-ремесленной части Старой Казани площадью 124 га; Камаевское (Иске-Казанское) кладбище XIII - XV вв. с каменными надгробьями; Русско-Урматское кладбище XIII - XVI вв. с каменным надгробьями.
2. Природный ландшафт: склоны подпойменной террасы р.Казанка, луговины поймы с пойменными озерами, русло самой реки.
3. Историко-этнографический музей в д.Камаево площадью 6 га.
Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по музею-заповеднику
Древняя история края
Духовная и материальная культура татарского народа
Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека
Образовательные услуги:
Проводит лекционные циклы по темам: "Камаевское городище (XIII - 1552 г.)", "Русско-Урматское селище (XII - XIVвв.)", "Иске-Казань", "Археологические находки в изучении Иске-Казани", "Духовная и материальная культура казанских татар на рубеже конца XIX начала XX веков", "Пища татар Поволжья", "Ювелирный промысел Казанских татар", "Национальная обувь казанских татар", "Ткацкие станы, техника изготовления тканей".
Иске-Казанский государственный музей-заповедник совместно с эколого-археологическим лагерем "Сэлэт-Иске-Казан" организует цикл лекций "Экология нашего края" для детских пришкольных лагерей Арского и Высокогорского районов.
Проводит семинары с директорами школ на тему "Музей и святые места Иске-Казани".
Местные достопримечательности:
Территория музея-заповедника - луга, старое русло реки Казанка, русло реки Урматка, река Казанка
Телефон: (843) 657-02-78
Адрес: 422730, республика Татарстан, Высокогорский район, д. Камаево
Проезд: Проезд электропоездом Казань - Арск до остановочной площадки "Камаево". По шоссе в сторону Сибирского тракта - 45 км от Казани
Режим работы:* Ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья. В летнее время - без выходных дней Внимание:
только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности
Входная плата:* Полный - 30 рублей , детский - 20 рублей, зарубежным туристам - 50 рублей. Льготный - ветеранам и участникам войн, детям из детских домов, сиротам, инвалидам и многодетным семьям.
Музей-заповедник создан на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.02.1992 г. № 228 «Об организации Иске-Казанского историко-культурного и природного музея-заповедника в Высокогорском районе Республики Татарстан». Территория - 137,2 га, число экспонатов основного фонда - 1163 единиц хранения.
В состав музея-заповедника входят археологические и эпиграфические памятники периода Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства:
- Иске-Казанское (Камаевское) городище (XIII в. - 1552 г.) - культурный слой укрепленного мысового болгаро-татарского поселения, в XIII-XIV вв. крупного политического и экономического центра Заказанья. Город разрушен в 1552 г. русскими войсками. Выявлены остатки белокаменного дома, жилых и хозяйственных построек (в том числе кузнечной мастерской), орудия труда и быта, керамики, металлическое оружие, клады серебряных джучидских монет конца XIV-XV вв. Некоторые исследователи увязывают Иске-Казанское (Камаевское) городище с городом Иски-Казань;
- Русско-Урматское селище (XII-XIV вв.) - культурный слой болгарско-татарского торгового поселения. Выявлены остатки жилых и хозяйственных построек (металлургические и гончарные горны, ремесленные мастерские и т.п.). Найдены орудия труда, оружие, украшения;
- Иске-Казанское (Камаевское) кладбище (XIV в.) с каменными надгробиями;
- Русско-Урматское кладбище (XIII-XVI вв.) с каменными надгробиями на арабско-древнеболгарском языке;
- историко-этнографтескип музей в селе Камаево;
- природный ландшафт - склоны подпойменной террасы реки Казанки, луговина поймы с пойменными озерами, русло самой реки;
- святые места: могила Гайши-бике, источник «Изге Мулла-Хаджи чишмэсе» («Родник святого Муллы-Хаджи»), источник «Хан чишмэсе» («Ханский родник»).
Ежегодно ведутся археологические исследования памятников, сбор этнографического материала, завершается строительство нового здания музея с фондохранилищем.
ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ ПРО КАЗАНЬ - ТУТ!!!
СТАТЬЯ ПРО РЕКУ КАЗАНКА - ТУТ!
На высокой горе горел костер около шести веков тому назад – об этом свидетельствуют сохранившиеся тут же монеты начала XV века. Монеты серебряные, однако они сильно потускнели, покрылись зеленым налетом, на некоторых даже заметны не догоревшие волокна какой-то материи, вероятно, от кошелька, по какой-то причине попавшего в огонь. Костер разжигали, высекая огонь из кремня – в золе найдены два железных кресала. Тут же разбитый горшок с красивыми узорами, череп лошади, огромное число костей мелкого скота, рыбы и птицы. Бесспорно, тут горел большой костер, вокруг которого сидели люди, проводя вечера, а может быть, и долгие осенние ночи. Он давал свет, тепло и пищу и, судя по толщине золы, возобновлялся неоднократно. Располагаясь на самом возвышенном месте, рядом с городскими укреплениями, костер, несомненно, служил для стражи. Невольно представляется одна историческая картина.
Город-крепость, расположенный на высоком утесе, окруженный крепкой дубовой стеной со сторожевыми башнями вдоль крепостного вала. На башнях, в проемах стен и у ворот расположена стража, вооруженная стрелами, копьями, пищалями. Из открытых крепостных ворот в сопровождении конной охраны выезжает большой обоз, направляющийся к северным племенам по торговым делам. Навстречу идет кавалькада во главе с послом марийского князя. Уже прибыли почти все посланцы, а то и правители многих княжеств и улусов Волго-Уральского региона. Сегодня у казанского эмира большой совет: решается вопрос о самостоятельности Казанского улуса.
Между тем в городских кварталах, внизу, в левобережье реки, кипит своя жизнь: дымят горны гончаров и металлургов, слышен стук молотков и кувалд кузнецов, летят щепки из-под топоров плотников. Скрипят колеса, звучат голоса разного городского люда, купцов, направляющихся на пристань, куда прибыли торговые суда из Нижнего Новгорода. А выше по реке разбирают плот, приплывший с верховьев Казанки, где сплавляют лес. Глухо стонут недалеко мельницы, снимают сети рыбаки.
Вечереет. Сменяется караул, закрываются городские ворота, на башнях зажигаются огни. Как бы отвечая им, в низине лугов зажигают свои костры мальчишки, оставшиеся на ночь сторожить коней.
Здесь самое высокое место городища, отсюда вся округа видна как на ладони, открывается широкая панорама на десятки километров вокруг. Со стратегической точки зрения место для города, для его военно-административной части выбрано очень удачно. И вещи, найденные тут, большей частью связаны с оборонными делами, с вооружением: множество различных наконечников стрел, большое число колец от кольчуг, обломки железных доспехов.
Пожалуй, самое интересное – выявленный впервые не только в иски-казанской, но и во всей средневолжской археологии свистящий глиняный снаряд со сквозными отверстиями. Это – поистине уникальная находка. Не менее ценны также редчайшие находки в виде трех железных шариков-ядер. Обнаружены они в нижнем, нетронутом культурном слое и являются подлинно иски-казанскими. Упомянутые находки – яркое свидетельство применения огнестрельного оружия и прекрасное археологическое подтверждение сообщения русских летописей о наличии подобного оружия в средневолжской земле уже в XIV веке. Правда, это сообщение имеет отношение к городу Булгару, однако и Старая Казань (Булгар ал-Джедид, по данным нумизматики, т. е. Новый Булгар) не составляла здесь исключения.
Иски-Казань являлась одним из центров чекана золото-ордынских монет, а к 20 – 30-м годам XV века, она стала единственным городом такого рода на севере, т. е. к этому времени Булгар перестал быть политическим и экономическим центром края. Роль подобного центра перешла к Иски-Казань.
Богата новыми сведениями «Повесть о несгораемой царевне». С началом этой легенды (о чудесном спасении дочери хана Абдуллы) мы уже знакомились с вами. Так вот, царевну привели к Тамерлану, который, прельщенный ее красотой и умом, решил взять ее с собой вместе с ее братом (обстоятельства спасения этого брата, Шеуне-бека, – третьего сына Абдуллы, не приводятся). После смерти Тамерлана они находились в услужении у его сына. Как-то во время царской трапезы Шеуне-бек провинился, разбил дорогую посуду, и сын Тамерлана велел отрубить ему голову. Тут государю сообщили, что молодой человек является царевичем, сыном покойного правителя Булгара, – и он был прощен, но с условием больше не находиться во дворце. Вскоре ему удалось вместе с сестрой бежать из плена. Они вернулись в родные края, но, увидев в развалинах город Булгар, пошли дальше на север, в город Кашан. Узнав, что их старшие братья живы и основали другой город Иски-Казань, они отправились к ним. Сестра вскоре вышла замуж за полководца Мулла-Хозятаза, который вместе с Алтын-беком был одним из основателей Казани.
Почитаемой является могила Гайши-бике, которая находится на правом берегу р. Казанка, неподалеку от деревни Татарская Айша. К северо-востоку от села Камаево и к востоку от Камаевского городища сохранились остатки древних захоронений Иске-Казанского кладбища. Здесь по легенде покоится Мулла-Хаджи или Мулла-Хозятаз. Привлекают людей расположенные рядом источники, которые в народе именуют «Родник святого Муллы-Хаджи», «Самовар». Сюда люди идут за эликсиром здоровья и долголетия. Испив святой водицы, и поднявшись повыше по лестнице, для посетителей открывается чудесная панорама.…
Для многочисленных паломников – мусульман в 2008 году построена мечеть.
На территории городище находятся беседка для отдыха и «Ханский родник», где из глубины земных недр течет серебряная водица.
В знак преданности и благодарности верующие и поныне совершают жертвоприношения, очищают души и приводят в порядок эти священные места.
Музей-заповедник очень дорог всем жителям края, молодому поколению он наглядно демонстрирует «дела давно минувших дней», быт и занятия предков, а людям старшего поколения представляет возможность вспомнить годы далекой молодости.
Сначала была Иске Казан?
Легенды и гипотезы об "остроге на высокой горе"
Мы понимали, что в марте, на месте древней Иске Казани практически ничего не увидеть. И все-таки поехали - хотя бы вдохнуть глоток воздуха Заказанья, которым в далекое средневековье дышали наши предки. Тем более что это всего в 40 километрах от современной Казани.
Действительно, холмы, которые вот уже несколько столетий притягивают сюда археологов, еще спят под снежным покровом. Гуляющий по склонам ветер словно зовет испробовать на мягкость это слепящее на весеннем солнце покрывало. Но измерить глубину снега никто из нас не рискнул. Даже знающий эти места, не раз копавший здесь руководитель Заказанской историко-археологической экспедиции Альберт Бурханов, любезно согласившийся проехать с нами в Высокогорский район и показать на месте, где располагались фортификационные сооружения древней крепости.
Если верить преданиям, то именно сюда, к верховьям реки Казанки, бежали чудом оставшиеся в живых при взятии Булгар Тамерланом два булгарских царевича - семилетний Алтын-бек и девятилетний Алим-бек. Здесь они и построили новый город, который впоследствии ученые назовут Иске Казан. А причиной переноса Иске Казани на современное место -туда, где сейчас живем мы, - по легендам, стало то, что местным женщинам трудно было носить воду снизу на высокую гору, где собственно и располагалась Иске-Казанская (Камаевская) крепость. Но легенды легендами (хотя и собирались они исстари известными людьми своего времени - например, К.Фуксом, М.Рыбушкиным и К.Насыри), а ученые, как известно, верят только фактам, историческим источникам и археологическим находкам. Первые сведения об этом памятнике появились еще в XVIII веке - после того как на месте Иске-Казанского комплекса побывал известный путешественник, офицер Российской армии Н.Рычков, который первым и назвал его "Иске Казанью, то есть Старой Казанью". А вот планомерные научные экспедиции стали проводиться только с 1928 года. В истории исследования Иске Казани - имена известных российских историков И.Бороздина, Н.Калинина, А.Смирнова. Уже в наше время - с 1972 по 1988 годы с небольшими перерывами здесь копал татарстанский археолог, доктор исторических наук Р.Фахрутдинов. Возобновились раскопки только в 1995 году благодаря А.Бурханову. Археологические находки впечатляют: гуннский бронзовый котел IV - V века и бронзовое зеркало VI века до н.э., железные орудия труда, обломки чугунных котлов, серебряный перстень, цепочка и миниатюрный кинжальчик-амулет, многочисленная керамика, клады монет и многое другое. Часть этого бесценного материала нам показали в Камаевском музее.
Итак, что же известно сегодня о Старой Казани? На территории Иске-Казанского историко-культурного комплекса находятся два археологических объекта - Урматское поселение и Камаевское городище, имеющие, по заключению историков, важное значение в истории Среднего Поволжья периодов Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Ученые неоднократно пытались связать историю легендарной Иске Казани с историей современной Казани, а некоторые датировали появление первого (Иске) города даже XII -XIII веками. Именно здесь, с их точки зрения, располагалось ядро Казанского княжества. Калинин, а затем Фахрутдинов считали Иске Казань первоначальным, а Новую Казань - вторичным центром, образовавшимся уже в самом конце XIV века после упадка города Булгара на Волге. Составители же издания "Древняя Казань", известные исследователи Казанского Кремля - Фаяз Хузин и Айрат Ситдиков, представляющие сегодняшнюю официальную точку зрения, - обращают внимание читателей на то, что Р.Фахрутдинов - единственный татарский историк, отрицающий раннюю дату возникновения Казани, и на то, что в действительности Новая Казань, по всем данным, оказывается древнее, чем Старая...
У Бурханова своя гипотеза.. Он считает, что Иске (Эчке - от слова "внутренняя") Казань была ядром образованного в составе Золотой Орды княжества, объединившего земли всего Заказанья последней четверти XIII - XIV веков. Но Новая Казань, с его точки зрения, в это время уже существовала. Позднее именно туда, подальше от разбойников-ушкуйников и междоусобицы кланов, перебираются жители Иске Казани. К началу XV века у верховья Казанки остаются в основном сельское население и небольшая группа мастеров-ремесленников, обслуживающих правителей и воинов крепости. Кстати, Камаевская крепость упоминается в русских летописях даже 1536 года в связи с убийством там казанского хана Джан-Али (Еналея).
- Крепость погибла, скорее всего, в 1552 году, - предполагает Альберт Бурханов, - когда войска князя Горбатого-Шуйского двигались на Арское городище. Как сообщает русская летопись, по пути они "взяли острог на высокой горе". Доказательство этому - у подножия внутреннего вала Камаевской крепости найдены кости и несколько разбитых черепов. Возможно, это остатки братской могилы погибших защитников крепости.
Поиск истины и доказательств оставим историкам. Мы же поняли одно: наша древняя земля таит еще немало загадок, которых хватит и детям нашим, и внукам. Другой вопрос - сохраним ли мы то, что имеем? В настоящее время в связи с грядущим 1000-летием Казани можно было бы вдохнуть в Иске-Казанский заповедник, образованный в 1992 году, новую жизнь. Администрация Высокогорского района надеется, что государство включит программу по развитию музея-заповедника особым разделом в план юбилейных мероприятий. А помощь и дополнительные финансовые вливания, надо сказать, здесь очень нужны. Первое, что бросается в глаза при посещении Камаевского музея, фактически являющегося центром заповедника - теснота (кроме того, здесь явно не хватает руки профессиональных методистов). Во дворе мы увидели заброшенный долгострой. Оказывается, новое здание музея начали возводить еще в начале 90-х. Было бы неплохо построить специальные павильоны около старинных родников, а к знаменитому "святому ключу" соорудить переходной мост через реку Казанку. Мечтают в заповеднике и о сооружении обзорной площадки у древнего кремля, вернее, у того, что сохранилось от него. Требуют обустройства и старинные кладбища с каменными надгробиями, которых в заповедной зоне несколько. В частности, могила Муллы-Хаджи - полководца, за которого, по преданию, вышла замуж Гайша-бике, основавшего вместе с ее братом Алтын-беком город Иске Казан, издавна является местом поклонения и паломничества. Привлекли бы сюда туристов не только исторические и археологические памятники, но и уникальный природный ландшафт - склоны подпойменной террасы реки Казанки, луговины поймы с пойменными озерами, русла самой реки. Это богатство - наше национальное достояние, независимо от того, к какому веку оно принадлежит.
Резеда ДАУТОВА
Иске-Казанский музей-заповедник – это точка отсчета истории современного Татарстана, это священные места поклонения мусульман, это холмы, не одно столетие манящие к себе археологов, это земли, хранящие в себе ответы на многие вопросы, это камни, умеющие говорить. И задача человечества расслышать их шепот, раскрыть загадку, скрытую в земле, поросшую травой…
Все в мире имеет свое начало, и Казань, город с тысячелетним прошлым, когда-то была небольшим населенным пунктом. До сих пор существуют белые пятна в ее истории. В частности, по-прежнему спорным остается вопрос о связи «Старой» (Иске) и «Новой» Казани.
Средневековая Иске Казан (Старая Казань), о существовании которой свидетельствуют два древних городища, расположенные у деревень Камаево, Русский Урмат, Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан, по преданиям была основана булгарскими царевичами. Семилетний Алтын-бек и девятилетний Алим-бек, чудом уцелевшие при взятии Булгар воинственным Тамерланом, построили город в верховьях реки Казанки, там, где течением образована огромная подковообразная «излучина», а особенности ландшафта тем самым напоминают обширный полукотел (полуказан).
Сегодня вместо легендарного древнего города Старая Казань (Иске Казан) – лишь холмы, камни, останки построек и захоронений.
На первый взгляд, это так мало, но ученые знают, что даже монетка может восстановить упущенное звено в развитии человечества. То, что верховья реки Казанки с останками древнего города, занимают важное место в истории Татарии, не вызывает сомнений. Начиная с 1992 года поиски ответов на многие исторические вопросы ведутся здесь под контролем сотрудников Иске-Казанского государственного музея-заповедника, создание которого призвано обеспечить сохранность древнего наследия татарского народа.
Территория Иске-Казанского музея-заповедника, расположенного всего в 40 км от столицы Татарстана города Казани, составляет 137,2 га. Охранная зона ИКГМЗ представляет собой комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов:
- Камаевское (Иске-Казанское) городище XIII – XVI вв.;
- Русско-Урматское селище ХII – ХVI вв.;
- Иске-Казанское кладбище XIII – XVI вв.;
- Русско-Урматское кладбище ХII – ХVI вв.;
- Природный ландшафт (река Казанка, ее приток река Урмат, склоны подпойменной террасы р. Казанка);
- Историко-этнографический музей в д. Камаево с площадью 6 га.
- Святые места: могила Гайши-бике, Иске-Казанское кладбище, родник «Святого Муллы-Хаджи», «Ханский» родник, родник «Самовар».
Археологический комплекс Иске Казани состоит из двух основных памятников – Камаевского (Иске-Казанского) городища и Русско-Урматского селища с прилегающими к ним кладбищами.
Камаевское городище, по мнению археологов, восходит к XIII-XVI вв. Здесь был политический центр Иске Казани, о чем свидетельствуют остатки Кремля. Сегодня от разрушенного в 1552 году войсками Ивана Грозного города остались фрагменты белокаменных домов, жилых и хозяйственных построек. Среди находок – орудия труда и быта, металлическое оружие, керамика, джучидские монеты конца XIV-начала XV вв.
Торгово-ремесленная жизнь Иске Казани кипела в другой части города, останки которой ученые назвают Русско-Урматским селищем. Его площадь составляет 124 га, возраст датируется ХII-ХVI вв. Местные жители были искусными гончарами, это подтверждают выявленные археологами остатки металлургических горнов и гончарных печей, а также разнообразные керамические изделия. Кроме того, на территории памятника неоднократно находили медные и серебряные монеты XIII-XV вв., вещицы из металла, камня, кости, стекла.
Предметы, найденные в разные годы в результате археологических раскопок на объектах Иске-Казанского комплекса, представлены в Историко-этнографическом музее, устроенном в деревне Камаево. Кроме уникальных экспонатов археологии, в музее действует экспозиция этнографии татар Заказанья, объединяющая предметы быта, одежду, украшения, орудия труда, изделия ремесленников. Эта выставка – своеобразное путешествие в прошлое, позволяющая открыть страницы жизни предков современных татар: какими промыслами они занимались, как сажали хлеб и готовили пищу, как обустраивали свой быт бедняки и зажиточные селяне, какие украшения носили местные красавицы, как проводили будни и праздники, в общем, чем была наполнена жизнь татар Заказанья несколько столетий назад.
К востоку от Камаевского городища сохранились остатки древних захоронений иске-казанского кладбища. Наибольший интерес для ученых представляли три надгробных камня с рельефной арабско-татарской надписью, подобной надписям на булгарских камнях. Однако в 70-е годы, в связи с распространением атеизмом, они были сняты и увезены. Лишь одно из надгробий сохранилось и ныне его можно увидеть в отделе археологии музея ИКГМЗ.
Иске-Казанское кладбище почитается у верующих как святое место. По преданиям, здесь покоится Мулла-Хаджи, полководец Алтын-бека, участвовавший в основании города Иске Казан. Мулла-Хаджи, очевидно, сыграл большую роль в те годы, раз его имя со временем не только сохранилось, но и было канонизировано. В его честь назван и родник со святой водой, находящийся также на территории Иске Казани. По легенде, бравый полководец стал мужем Гайши-бике, «несгораемой царевны», сестры Алтын-бека. С именем царевны народные сказания связывают перенос Иске Казани на новое место, а ее могила, расположенная недалеко от деревни Татарская Айша, также является местом паломничества мусульман.
Кроме родника «Святого Муллы-Хаджи», на территории Иске-Казанского музея-заповедника бьет «Ханский» родник, воды которого также считаются целебными. Рассказы об исцелении больных и немощных, испивших святой водицы, здесь не редкость.
Великолепный природный ландшафт – склоны подпойменной террасы реки Казанка, луговина поймы, русло самой реки, пойменные озера – являются заповедной зоной и находятся под охраной ИКГМЗ. У заповедника богатый потенциал: имеющиеся здесь высокие горы, ровные обширные поля, полноводная река Казанка дают возможность организовать для туристов санное и лыжное катание, летнюю и зимнюю рыбалку. В планах руководства ИКГМЗ создание крупного туристического центра, включающего комплекс-музей под открытым небом «Татарская деревня», который позволит создать макеты объектов архитектуры, предметов быта татарского народа; проведение фестивалей татарской песни и национальных праздников, спортивных мероприятий; строительство мемориальной зоны жертвоприношения и паломничества.
(автор: Ирина Марыкова)
Адрес:4 422730, республика Татарстан, Высокогорский район, д. Камаево
Телефон: (84365) 7-02-78
Моб.: 8 917 290 16 43
E-mail: iskekazan@mail.ru
СПИСОК МЕСТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЛОПОХОДОВ - ТУТ!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://www.personalguide.ru/museums/688/9963/
https://rt-museum.narod.ru/iske_kazan.html
https://turbina.ru/guide/Vysokaya-Gora-Rossiya-87067/
https://www.tattravel.ru/muzei-arsk/
https://tatarica.narod.ru/images/history/iske-qaz.jpg
https://forum.kazankosmo.ru/
https://www.nalog-iz.ru/admin/iske-kazan
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 27937 просмотров
Комментарии
велопоход!
предлагаю в мае туда съездить на великах - от Казани достаточно близко!
есть несколько интересных мест!
а тут я был
и всем советую побывать и погулять по округе, лучше в конце июня -
можно собрать клубнику.
Вид заповедных мест с высоты птичьего полета можно посмотреть!
Кому интересно посмотреть на заповедник с высоты, заходите в гости и смотрите фотки по адресуhttp://vk.com/album16934247_157420636
отлично!
поглядели!
хорошие фото!!!
присылайте, выставим под вашим авторством!
добавлены фото...
добавлены фото нашего путешествия в 2012 году (по Тукаевским местам РТ), и фото с воздуха Александра Гребнева!
У музей-заповедника "Иске
У музей-заповедника "Иске Казан" появился свой сайт!!! http://iskekazan.ru/
Отправить комментарий