Велопоход: Высокая гора – Пермяки – Пановка - Эстачи
СПИСОК ВЕЛОМАРШРУТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПВД ОКОЛО КАЗАНИ - ТУТ!!!
Команда Кочующих в велопоходе
Для увеличения маршрута мы поехали через дербышкинский лес и через Кульсеитово.
Богородичный храм на Высокой горе.
В источниках часто Пановка и Пермяки путали. Название Пановка возникло позже.
«с.Пановка, при реч. Киндеркъ, по прав. стор. Сибир. почтов. тракта. Отъ гор.19 вер., волостное правление 9 верст. Въ прежнее время Пановкъ было всего четыре двора, принадлежащихъ однодворцамъ, которых звали панами, а отъ них и селение называлось Пановкой».
Деревни Пермяки и Пановка - речка Киндерка
Во второй половине XIX в. Жители Пановки считали, что деревня основана в начале XIXв. князем Тенишевым. Это не совсем так. Уже в 1593г. за литвином Мартыном Болинским было поместье в Пермяках.
В 1646 году поместье Осипа Мартыновича Болинского, его двор, 6 крестьянских дворов 20 душ муж.п. и 8 бобыльских дворов 20 душ м.п. Между 1646 и 1650гг. поместье получил бывший брянчанин Степан Игнатьевич Тютчев, служивший в Казани стрелецким головой.
В 1770 г. В Пановке было 12 душ муж.п. за Анной Пыхачевой и 20 душ за Екатериной Рыльевой.
В 1780-е имение приобрел генерал князь Василий Борисович Тенишев. В первые годы XIX в. Новый помещик князь Д.В.Тенишев переселил в Пановку около 20 семей своих крестьян из родовых вотчин в Мордовии.
Дмитрий Васильевич Тенишев (р.1768) был гвардейским офицером, в 1797-1802 г.г. Казанский вице-губернатор, в 1802-1808 гг. астраханский губернатор. В 1840-е гг. Тенишевы продали имение Дмитрию Ивановичу Мамаеву. В 1860 г. У Авдотьи Петровны Мамаевой 54 двора, 208 крестьян на барщине. Мамаева имела в Пановке усадьбу, в 1860 г. 9 дворовых. В 1884 г. 72 двора, в 1897 г. – 704 человека.
В начале ХХ века усадьба принадлежала дочери Мамаевых М.Д.Языковой.
Разного рода ремеслами занималось большинство пановцев. С 1860-х гг. полтора десятка человек изготовляли деревянные могильные кресты. С 1880-х гг. важным источником доходов стала работа на расположенным рядом водозаборе городского водопровода. (Крестьяне занимались копанием каналов и расчисткою Киндерских ключей). У деревни Пановка находится исток реки Киндерка.
часовенька Николаю чудотворцу у святого родника - исток Киндерки
Однопрестольная каменная церковь построена в 1824 году. Престол освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. Сохранился в сильно измененном виде, к сожалению, утрачены оригинальное завершение храма и две симметричные колокольни. Сохранились торжественно оформленные входы в виде портиков с треугольными фронтонами. Классицизм. Храм построен на средства местного помещика князя Дмитрия Васильевича Тенишева.
Большой известностью пользовалась хранившаяся в церкви икона Святителя и Чудотворца Николая, обретенная в XVII веке на источнике недалеко от села. 9 мая в село сходилось множество богомольцев, и проводился крестный ход к часовне на ключе.
Часовня в с.Пермяки стоит и сейчас.
часовня - молельный дом в Пермяках
В 1869 г. В Пановке была построена земская школа. В 1886 году построено специальное здание (за счет Мамаевых) с 1889 г. Школа мужская (женская открыта в Пермяках).
В 1912-13 гг. за счет уездной земской управы для школы построены два одноэтажных здания. Строительством руководил А.Н.Баратынский (один из потомков поэта Баратынского) – видный общественный деятель, уездный предводитель дворянства, депутат III Государственной Думы.
В 1919 году Пановскую школу во время агитрейса по Волге посетила Н.К.Крупская. В республике организовывались учительские курсы, а Пановская школа была базовой. В честь этого события до сих пор одна из улиц Пановки носит имя Н.К.Крупской – по иронии судьбы эта улица и ведет к святому источнику.
Особое сожаление вызывает разгром барского дома помещика Языкова, который еще после гражданской войны использовался для курсов учителей республики. В архитектурном отношении он был одним из красивейших зданий те только в районе. С молчаливого согласия коменданта здания дом был буквально растащен на кирпичи за несколько дней жителями деревни.
Большой интерес представляет Эстачинский склон – балка, которая находится на берегу Киндерки, рядом с деревней Эстачи и Пермяки, но ехать сюда надо весной, когда цветут степные первоцветы, в том числе адонис весенний.
Эстачинский склон - балка, вид на начало склона, деревня Эстачи
ЭСТАЧИНСКИЙ СКЛОН (65)
Статус: памятник природы.
Утвержден Постановлением СМ ТАССР от 26.12.86 г. N 649.
Площадь: 5 га.
Местоположение: Высокогорский район РТ. У д. Эстачи.
Характеристика объекта и его значение: остепненный луг на склоне южной экспозиции по левому берегу р. Киндерки.
Луг образовался на смытых эродированных почвах, подстилаемых карбонатными породами, вследствие вырубки широколиственных лесов и регулярного сенокошения.
Флора включает виды суходольных лугов и степей. Из видов растений, занесенных в Красную книгу РТ, отмечен адонис весенний.
Имеет научно-практическое значение (как сохранение генофонда степных растений).
Меры охраны: запрет выпаса скота, добычи камня, распашки, регулирование сенокошения.
Далее Статья Марата Миргазизова из газеты «Казанские ведомости»:
Ходят слухи, что в целях оптимизации сельскую школу в Пановке собираются закрывать - девятилетка сейчас не нужна. Детей станут возить на автобусе в ближайшую одиннадцатилетку в райцентр Высокая Гора. Сельчане-ветераны качают головой: от закрытия школы село много потеряет. Кто расскажет местным ребятишкам о ее удивительной истории?
Пановка, да не та
В Татарстане Пановки две. Одно село находится в Пестречинском районе, там печально известная исправительно-трудовая колония. А другое раскинулось на берегу речки Киндерки в шести километрах от Высокой Горы. О нем и пойдет речь.
История и современность переплетаются здесь очень тесно. В Пановке много интересного - и название, и старая церковь, и забытый керамический водопровод.
пановское озеро - далее гора и лес, где исток Киндерки
К Пановке примыкают еще два селения - Пермяки и Эстачи. Все они основаны во второй половине ХVI века сразу после завоевания Казани войсками царя Ивана Грозного. Упоминание о Пановке и действующей в ней Николаевской церкви с ее приходом содержит ревизская сказка No57 от 1834 года. Покопавшись в старинных книгах, можно узнать, что название село получило от четырех семей однодворцев - основателей деревни. Они жили в достатке и потому звались панами. В церкви Пановки до революции находились иконы Казанской Божьей Матери и святого Николая Чудотворца. До сих пор ходит легенда, что последняя каким-то чудным образом явилась на ключ рядом с селом. Кстати, некоторые жители видели икону святого и чудотворного Николая и в советское время.
Святой источник Николая чудотворца - исток Киндерки
- В довоенные годы недалеко от нашего дома стояла небольшая часовня, - рассказывает мне старожил Владимир Гордеев. - Внутри нее находился колодец с чистой прозрачной водой. На дне ключа лежали разноцветные стекла и икона святого Николая Чудотворца. Старые люди часто приходили туда и усердно молились.
За огромными коттеджами казанцев, раскинувшимися вдоль асфальтированных улиц в центре села, у окраины стоят небольшие почерневшие от времени деревянные избы коренных жителей. Сразу обращаешь внимание на местный диалект, совсем не характерный для Заказанья, - оканье. Оказывается, в старину так говорили не только паны-однодворцы, но и все село.
В ХIХ веке в Пановке работала солидная казанская организация - водоканал. «Пановская ключевая сеть» в то время по проложенному водопроводу снабжала всю Казань питьевой водой. Родниковая вода из многочисленных ключей собиралась в керамические трубы и шла под землей вдоль оврагов к селу Аки (недалеко от Дербышек). Там она сливалась в резервуар, а потом через село Нагорное поступала в город. Между прочим, забытый водопровод работает и поныне. Только сейчас недалеко от Аков вода просто выливается в реку Киндерку. Важная деталь: в достатке пановские крестьяне жили именно благодаря водопроводу. Плата пешему рабочему по очистке киндерских ключей за день составляла на нем от 70 до 90 коп., конному - 1 р. 20 коп. Это были весьма неплохие для тех лет деньги...
Школу жалко
Директор Пановской 9-летней школы историк Равиль Салиев рассказывает, что в ХIХ веке в село приезжал друг Пушкина поэт Боратынский. А после революции сюда с агитбригадой и лекциями нагрянула Надежда Крупская. После этого на базе местной школы начали проводить курсы усовершенствования сельских учителей. Местные долгожители помнят и о том, как после войны в Пановку к одному своему другу частенько наведывался находившийся в казанской ссылке Василий Сталин.
В Пановской школе есть маленький местный музей. Среди традиционных экспонатов - ручной ткацкий станок, столярные и плотницкие инструменты, бросается в глаза непонятная железяка с крючком и шипами на концах.
- Это инструмент, которым размельчали сандальное дерево, - поясняет директор. - В виде высушенных опилок оно применялось для обработки мехов. В XVIII - XIX веках здесь работал сандальный цех, а опилки на лошадях увозили на меховую фабрику в Казань.
директор переключается на свою боль:
- От закрытия школы село многое потеряет, - считает Равиль Зуфарович. - Сельская школа - это не только детское образование и воспитание. Это визитная карточка местных жителей и определенный нравственный барьер. Если его не будет, начнется деградация. Деревенская школа - костяк сельской интеллигенции.
Директору удалось внести в педагогический коллектив дух творческого начала - в ее стенах работает дружный коллектив опытных педагогов. В их числе - супруга директора преподаватель географии и биологии Сазида Закиевна Салиева. Помимо основной работы она возглавляет кружок юных экологов, которые ведут работу по охране природной зоны окрестных сел. А она богата и разнообразна. Взять, к примеру, уникальный уголок живой природы - хорошо известную всем экологам республики Эстачинскую балку, расположенную в трех километрах от Пановки.
- Жаль, что вы приехали к нам осенью, а не в мае, - говорит Сазида Закиевна. - А то бы увидели, как красиво цветет адонис весенний. Этот редкий цветок, занесенный в Красную книгу, произрастает в лесах здешней охраняемой зоны.
Ожидание
Села Пановка, Пермяки и деревня Эстачи ( от тат. «уста» - мастер) составляют Совет местного самоуправления. В них, не считая приезжих и дачников, проживают 513 человек. Для сравнения: в конце ХIХ века в этих селах жили 1460 человек, а в Высокой Горе на пути Сибирского почтового тракта - только 840. Пановка и Пермяки газифицированы. Сюда из Казани несколько раз в день ходит рейсовый автобус, благо асфальтовую дорогу из Высокой Горы проложили еще в середине 80-х.
- До этого мы пешком ходили в райцентр, а иногда и в Дербышки, до которых напрямую 15 километров, - вспоминает старожил Алексей Михеев.
Дяде Леше семьдесят девять лет. Всю жизнь прожил в Пановке, работал трактористом, шофером, кочегаром и даже парикмахером. «На все руки от скуки», - шутит пенсионер. Прекрасно зная окрестности, он до сих пор на стареньком трехколесном мотоцикле «Урал» ездит в лес за орехами, грибами и ягодами. Минувшей урожайной на лесные орехи осенью он собрал их несколько мешков. Еще дядя Леша любит на утренней зорьке посидеть на берегу пруда с удочкой - половить окуньков и карпов.
Молодежь Пановки, конечно, сориентирована на город. Причина, как везде в селе: нет работы и достойной зарплаты. Большинство сельчан ездят на работу в Высокую Гору или Казань.
Кроме школы в Пановке есть почта, детсад, продуктовые магазины. На просторных полях ежегодно сеют пшеницу, рожь, кормовые культуры. До недавнего времени было развито и животноводство. Однако в этом году ферму закрыли, а животных перевезли в другое место.
До сих пор на возвышенности у пруда стоит полуразрушенная Николаевская церковь, построенная в 1824 году. По словам Татьяны Закамской, заместителя председателя Совета местного самоуправления, чтобы отстроить ее заново, нет средств. Нет пока и спонсоров. Между тем в Высокой Горе точно такая же церковь отреставрирована в 90-х годах и работает. Жители Пановки не отчаиваются. «Всему свое время. Когда-нибудь наступит и наш час», - считают они.
ФОТО КОЧУЮЩИХ
Вложение | Размер |
---|---|
Богородичный храм | 147.39 КБ |
храм | 219.46 КБ |
молельный дом - часовня | 128.23 КБ |
Кочующие | 178.18 КБ |
Команда | 260.62 КБ |
Команда | 192.68 КБ |
памятный Крест | 231.18 КБ |
Часовенька | 226.72 КБ |
Пермяки | 126.35 КБ |
Пермяки | 96.46 КБ |
Пермяки | 132.03 КБ |
святой родник | 223.25 КБ |
- Тэги:
- 10754 просмотра
Комментарии
история
не слушали меня там -
почитайте тогда здесь!!!
Молодцы!!!!
Здорово ребята, я вам завидую.К вашим велопрогулкам можно присоединиться , велик и здоровье есть?
конечно, можно!
из-за поздней весны планируем 14 или 21 мая сделать первый выезд...
смотрите на сайте
Молодцы ребята ! Я родился и
Молодцы ребята ! Я родился и рос в Пановке и знаю более подробную и более точную историю села , но ваш экскурс вполне достаточен , чтобы вызвать у юных жителей этого села интерес к своей малой родине .
про балку
расскажите нам про Эстачинскую балку -
когда там лучше побывать???
А ещё в Пановке есть гора
А ещё в Пановке есть гора ,именуемая Бачевкой .С неё видно и Пановку,и Пермяки, и Угрюмовку, и Эстачи.
А так же -Светительская гора , использовавшаяся во времена Булгарии и раннего Казанского ханства как часть системы раннего предупреждения о приближении тех или иных врагов .
фото
присылайте фото - обязательно выставим!!!
Отыщу - обязательно перешлю
Отыщу - обязательно перешлю Вам .
Спасибо - узнал много интересного про свою Малую Родину
Мои предки - коренные жители с.Пановка.
Жил в Казани, но на лето и в зимние каникулы гостил у своих дедушки и бабушки.
Сейчас я живу далеко, но часто вспоминаю свою Малую Родину. Жаль, что нет уже наших Дедушек и Бабушек, которые бы могли дополнить этот рассказ.
Буду рад любой информации о с.Пановка. Сергей.(fsn2003@mail.ru)
а вы откуда?
а вы откуда?
Местные мы
Казанские теперича.
/биография-команда-кочующие
Пановская речка Киндерка
В прошлом веке Казань получала питьевую воду в том числе от речки Киндерка, исток которой начинается близ Пановки.
в статье...
в статье про это указано,
в т.ч. про работы по расчистке русла речки и родников местными жителями.
Отправить комментарий