Велопоход: Высокая гора – Пермяки – Пановка - Эстачи

 

Команда Кочующие - велопоход

 

 

 

        СПИСОК  ВЕЛОМАРШРУТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПВД ОКОЛО  КАЗАНИ - ТУТ!!!

            Команда   Кочующих  в  велопоходе

 

Для увеличения маршрута мы поехали через дербышкинский лес и через Кульсеитово.

Богородичный храм на Высокой горе.

 

Богородичный храм на Высокой горе

 

          В источниках часто Пановка и Пермяки путали. Название Пановка возникло позже.

«с.Пановка, при реч. Киндеркъ, по прав. стор. Сибир. почтов. тракта. Отъ гор.19 вер., волостное правление 9 верст. Въ прежнее время Пановкъ было всего четыре двора, принадлежащихъ однодворцамъ, которых звали панами, а отъ них и селение называлось Пановкой».

 

                                            Деревни Пермяки и  Пановка - речка Киндерка

 

 

Деревни Пермяки и Пановка - речка Киндерка

 

            Во второй половине XIX в. Жители Пановки считали, что деревня основана в начале XIXв. князем Тенишевым. Это не совсем так. Уже в 1593г. за литвином Мартыном Болинским было поместье в Пермяках.

В 1646 году поместье Осипа Мартыновича Болинского, его двор, 6 крестьянских дворов 20 душ муж.п. и 8 бобыльских дворов 20 душ м.п. Между 1646 и 1650гг. поместье получил бывший брянчанин Степан Игнатьевич Тютчев, служивший в Казани стрелецким головой.

            В 1770 г. В Пановке было 12 душ муж.п. за Анной Пыхачевой и 20 душ за Екатериной Рыльевой.

В 1780-е имение приобрел генерал князь Василий Борисович Тенишев. В первые годы XIX в. Новый помещик князь Д.В.Тенишев переселил в Пановку около 20 семей своих крестьян из родовых вотчин в Мордовии.

            Дмитрий Васильевич Тенишев (р.1768) был гвардейским офицером, в 1797-1802 г.г. Казанский вице-губернатор, в 1802-1808 гг. астраханский губернатор. В 1840-е гг. Тенишевы продали имение Дмитрию Ивановичу Мамаеву. В 1860 г. У Авдотьи Петровны Мамаевой 54 двора, 208 крестьян на барщине. Мамаева имела в Пановке усадьбу, в 1860 г. 9 дворовых. В 1884 г. 72 двора, в 1897 г. – 704 человека.

 

         

памятный Крест у церкви

 

  В начале ХХ века усадьба принадлежала дочери Мамаевых М.Д.Языковой.

            Разного рода ремеслами занималось большинство пановцев. С 1860-х гг. полтора десятка человек изготовляли деревянные могильные кресты. С 1880-х гг. важным источником доходов стала работа на расположенным рядом водозаборе городского водопровода. (Крестьяне занимались копанием каналов и расчисткою Киндерских ключей). У деревни Пановка находится исток реки Киндерка.

 

         часовенька Николаю чудотворцу у святого родника - исток Киндерки

 

часовенька Николаю чудотворцу у святого родника

 

 

            Однопрестольная каменная церковь построена в 1824 году. Престол освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. Сохранился в сильно измененном виде, к сожалению, утрачены оригинальное завершение храма и две симметричные колокольни. Сохранились торжественно оформленные входы в виде портиков с треугольными фронтонами. Классицизм. Храм построен на средства местного помещика князя Дмитрия Васильевича Тенишева.

 

 

храм

 

            Большой известностью пользовалась хранившаяся в церкви икона Святителя и Чудотворца Николая, обретенная в XVII веке на источнике недалеко от села. 9 мая в село сходилось множество богомольцев, и проводился крестный ход к часовне на ключе.

Часовня в с.Пермяки стоит и сейчас.

 

                                часовня - молельный дом в Пермяках

 

 

часовня - молельный дом в Пермяках

 

            В 1869 г. В Пановке была построена земская школа. В 1886 году построено специальное здание (за счет Мамаевых) с 1889 г. Школа мужская (женская открыта в Пермяках).

            В 1912-13 гг. за счет уездной земской управы для школы построены два одноэтажных здания. Строительством руководил А.Н.Баратынский (один из потомков поэта Баратынского) – видный общественный деятель, уездный предводитель дворянства, депутат III Государственной Думы.

         

  В 1919 году Пановскую школу во время агитрейса по Волге посетила Н.К.Крупская. В республике организовывались учительские курсы, а Пановская школа была базовой. В честь этого события до сих пор одна из улиц Пановки носит имя  Н.К.Крупской – по иронии судьбы эта улица и ведет к святому источнику.

 

 

            Особое сожаление вызывает разгром барского дома помещика Языкова, который еще после гражданской войны использовался для курсов учителей республики. В архитектурном отношении он был одним из красивейших зданий те только в районе. С молчаливого согласия коменданта здания дом был буквально растащен на кирпичи за несколько дней жителями деревни.

 

 

 

Большой интерес представляет Эстачинский склон – балка, которая находится на берегу Киндерки, рядом с деревней Эстачи и Пермяки, но ехать сюда надо весной, когда цветут степные первоцветы, в том числе адонис весенний.

 

                 Эстачинский склон - балка, вид на начало склона, деревня Эстачи

 

Эстачинский склон - балка, вид на начало склона, деревня Эстачи

 

 

ЭСТАЧИНСКИЙ СКЛОН (65)

Статус: памятник природы.

Утвержден Постановлением СМ ТАССР от 26.12.86 г. N 649.

Площадь: 5 га.

Местоположение: Высокогорский район РТ. У д. Эстачи.

Характеристика объекта и его значение: остепненный луг на склоне южной экспозиции по левому берегу р. Киндерки.

Луг образовался на смытых эродированных почвах, подстилаемых карбонатными породами, вследствие вырубки широколиственных лесов и регулярного сенокошения.

Флора включает виды суходольных лугов и степей. Из видов растений, занесенных в Красную книгу РТ, отмечен адонис весенний.

Имеет научно-практическое значение (как сохранение генофонда степных растений).

Меры охраны: запрет выпаса скота, добычи камня, распашки, регулирование сенокошения.

 

 

 

 

 

Далее Статья Марата Миргазизова  из газеты  «Казанские ведомости»:

 

Ходят слухи, что в целях оптимизации сельскую школу в Пановке собираются закрывать - девятилетка сейчас не нужна. Детей станут возить на автобусе в ближайшую одиннадцатилетку в райцентр Высокая Гора. Сельчане-ветераны качают головой: от закрытия школы село много потеряет. Кто расскажет местным ребятишкам о ее удивительной истории?

Пановка, да не та

В Татарстане Пановки две. Одно село находится в Пестречинском районе, там печально известная исправительно-трудовая колония. А другое раскинулось на берегу речки Киндерки в шести километрах от Высокой Горы. О нем и пойдет речь.

История и современность переплетаются здесь очень тесно. В Пановке много интересного - и название, и старая церковь, и забытый керамический водопровод.

 

                           пановское озеро -  далее гора  и лес, где исток Киндерки

 

 

пановское озеро - лес, где исток Киндерки

 

К Пановке примыкают еще два селения - Пермяки и Эстачи. Все они основаны во второй половине ХVI века сразу после завоевания Казани войсками царя Ивана Грозного. Упоминание о Пановке и действующей в ней Николаевской церкви с ее приходом содержит ревизская сказка No57 от 1834 года. Покопавшись в старинных книгах, можно узнать, что название село получило от четырех семей однодворцев - основателей деревни. Они жили в достатке и потому звались панами. В церкви Пановки до революции находились иконы Казанской Божьей Матери и святого Николая Чудотворца. До сих пор ходит легенда, что последняя каким-то чудным образом явилась на ключ рядом с селом. Кстати, некоторые жители видели икону святого и чудотворного Николая и в советское время.

 

                                   Святой источник  Николая  чудотворца - исток Киндерки

 

 

Святой источник Николая чудотворца - исток Киндерки

 

- В довоенные годы недалеко от нашего дома стояла небольшая часовня, - рассказывает мне старожил Владимир Гордеев. - Внутри нее находился колодец с чистой прозрачной водой. На дне ключа лежали разноцветные стекла и икона святого Николая Чудотворца. Старые люди часто приходили туда и усердно молились.

За огромными коттеджами казанцев, раскинувшимися вдоль асфальтированных улиц в центре села, у окраины стоят небольшие почерневшие от времени деревянные избы коренных жителей. Сразу обращаешь внимание на местный диалект, совсем не характерный для Заказанья, - оканье. Оказывается, в старину так говорили не только паны-однодворцы, но и все село.

В ХIХ веке в Пановке работала солидная казанская организация - водоканал. «Пановская ключевая сеть» в то время по проложенному водопроводу снабжала всю Казань питьевой водой. Родниковая вода из многочисленных ключей собиралась в керамические трубы и шла под землей вдоль оврагов к селу Аки (недалеко от Дербышек). Там она сливалась в резервуар, а потом через село Нагорное поступала в город. Между прочим, забытый водопровод работает и поныне. Только сейчас недалеко от Аков вода просто выливается в реку Киндерку. Важная деталь: в достатке пановские крестьяне жили именно благодаря водопроводу. Плата пешему рабочему по очистке киндерских ключей за день составляла на нем от 70 до 90 коп., конному - 1 р. 20 коп. Это были весьма неплохие для тех лет деньги...

 

Школу жалко

Директор Пановской 9-летней школы историк Равиль Салиев рассказывает, что в ХIХ веке в село приезжал друг Пушкина поэт Боратынский. А после революции сюда с агитбригадой и лекциями нагрянула Надежда Крупская. После этого на базе местной школы начали проводить курсы усовершенствования сельских учителей. Местные долгожители помнят и о том, как после войны в Пановку к одному своему другу частенько наведывался находившийся в казанской ссылке Василий Сталин.

 

В Пановской школе есть маленький местный музей. Среди традиционных экспонатов - ручной ткацкий станок, столярные и плотницкие инструменты, бросается в глаза непонятная железяка с крючком и шипами на концах.

- Это инструмент, которым размельчали сандальное дерево, - поясняет директор. - В виде высушенных опилок оно применялось для обработки мехов. В XVIII - XIX веках здесь работал сандальный цех, а опилки на лошадях увозили на меховую фабрику в Казань.

директор переключается на свою боль:

- От закрытия школы село многое потеряет, - считает Равиль Зуфарович. - Сельская школа - это не только детское образование и воспитание. Это визитная карточка местных жителей и определенный нравственный барьер. Если его не будет, начнется деградация. Деревенская школа - костяк сельской интеллигенции.

Директору удалось внести в педагогический коллектив дух творческого начала - в ее стенах работает дружный коллектив опытных педагогов. В их числе - супруга директора преподаватель географии и биологии Сазида Закиевна Салиева. Помимо основной работы она возглавляет кружок юных экологов, которые ведут работу по охране природной зоны окрестных сел. А она богата и разнообразна. Взять, к примеру, уникальный уголок живой природы - хорошо известную всем экологам республики Эстачинскую балку, расположенную в трех километрах от Пановки.

- Жаль, что вы приехали к нам осенью, а не в мае, - говорит Сазида Закиевна. - А то бы увидели, как красиво цветет адонис весенний. Этот редкий цветок, занесенный в Красную книгу, произрастает в лесах здешней охраняемой зоны.

 

Ожидание

Села Пановка, Пермяки и деревня Эстачи ( от тат. «уста» - мастер) составляют Совет местного самоуправления. В них, не считая приезжих и дачников, проживают 513 человек. Для сравнения: в конце ХIХ века в этих селах жили 1460 человек, а в Высокой Горе на пути Сибирского почтового тракта - только 840. Пановка и Пермяки газифицированы. Сюда из Казани несколько раз в день ходит рейсовый автобус, благо асфальтовую дорогу из Высокой Горы проложили еще в середине 80-х.

- До этого мы пешком ходили в райцентр, а иногда и в Дербышки, до которых напрямую 15 километров, - вспоминает старожил Алексей Михеев.

Дяде Леше семьдесят девять лет. Всю жизнь прожил в Пановке, работал трактористом, шофером, кочегаром и даже парикмахером. «На все руки от скуки», - шутит пенсионер. Прекрасно зная окрестности, он до сих пор на стареньком трехколесном мотоцикле «Урал» ездит в лес за орехами, грибами и ягодами. Минувшей урожайной на лесные орехи осенью он собрал их несколько мешков. Еще дядя Леша любит на утренней зорьке посидеть на берегу пруда с удочкой - половить окуньков и карпов.

Молодежь Пановки, конечно, сориентирована на город. Причина, как везде в селе: нет работы и достойной зарплаты. Большинство сельчан ездят на работу в Высокую Гору или Казань.

Кроме школы в Пановке есть почта, детсад, продуктовые магазины. На просторных полях ежегодно сеют пшеницу, рожь, кормовые культуры. До недавнего времени было развито и животноводство. Однако в этом году ферму закрыли, а животных перевезли в другое место.

До сих пор на возвышенности у пруда стоит полуразрушенная Николаевская церковь, построенная в 1824 году. По словам Татьяны Закамской, заместителя председателя Совета местного самоуправления, чтобы отстроить ее заново, нет средств. Нет пока и спонсоров. Между тем в Высокой Горе точно такая же церковь отреставрирована в 90-х годах и работает. Жители Пановки не отчаиваются. «Всему свое время. Когда-нибудь наступит и наш час», - считают они.

 

 

 ФОТО  КОЧУЮЩИХ

 

 

 

ВложениеРазмер
Богородичный храм147.39 КБ
храм219.46 КБ
молельный дом - часовня128.23 КБ
Кочующие178.18 КБ
Команда260.62 КБ
Команда192.68 КБ
памятный Крест231.18 КБ
Часовенька226.72 КБ
Пермяки126.35 КБ
Пермяки96.46 КБ
Пермяки132.03 КБ
святой родник223.25 КБ

Комментарии

история

не слушали меня там -
почитайте тогда здесь!!!

Молодцы!!!!

 Здорово ребята, я вам завидую.К вашим велопрогулкам можно присоединиться , велик и здоровье есть?

конечно, можно!

из-за поздней весны  планируем 14 или 21 мая сделать первый выезд...

смотрите на сайте

 Молодцы ребята ! Я родился и

 Молодцы ребята ! Я родился и рос в Пановке и знаю более подробную и более точную историю села , но ваш  экскурс вполне достаточен , чтобы вызвать у юных жителей этого села интерес к своей малой родине . 

про балку

расскажите нам про Эстачинскую балку -

когда там лучше побывать???

 А ещё в Пановке есть гора

 А ещё в Пановке есть гора ,именуемая Бачевкой .С неё видно и Пановку,и Пермяки, и Угрюмовку, и Эстачи.

А так же -Светительская гора , использовавшаяся во времена Булгарии  и раннего Казанского ханства как часть системы  раннего предупреждения о приближении тех или иных врагов . 

фото

присылайте фото - обязательно выставим!!!

 Отыщу - обязательно перешлю

 Отыщу - обязательно перешлю Вам .

Спасибо - узнал много интересного про свою Малую Родину

Мои предки - коренные жители с.Пановка.

Жил в Казани, но на лето и в зимние каникулы гостил у своих дедушки и бабушки.

Сейчас я живу далеко, но часто вспоминаю свою Малую Родину. Жаль, что нет уже наших Дедушек и Бабушек, которые бы могли дополнить этот рассказ.

Буду рад любой информации о с.Пановка. Сергей.(fsn2003@mail.ru)

а вы откуда? 

а вы откуда?

 

Местные мы

 Казанские теперича.

 /биография-команда-кочующие

Пановская речка Киндерка

В прошлом веке Казань получала питьевую воду в том числе от речки Киндерка, исток которой начинается близ Пановки.

в статье...

в статье про это указано, 

в т.ч. про работы по расчистке русла речки и родников местными жителями.

Отправить комментарий