Родник село Альдермыш
Родник расположен в 200 м юго-восточнее села Альдермыш Высокогорского района Республики Татарстан.
Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний – около 1,5 литра в секунду. Вода имеет небольшую кислую реакцию.
СТАТЬЯ ПРО СЕЛО АЛЬДЕРМЫШ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!
Когда-то село разделялось на Малый Альдермыш и Большой, и там и там были мечети, при них – медресе, в которых учились шакирды, по 300 человек в каждом.
Учили их знаменитые учителя того времени. Например, в селе проживал мулла Муртаза, которого почитали святым. Говорят, на смертном одре Муртаза попросил, чтобы ему принесли воды из источника, и место указал.
А ему говорят: нет, мол, там никакого источника, одна земля. "А вы идите и увидите", – настоял старец.
Люди и впрямь источник нашли, уже в наше время всем селом обустроили и нарекли родник именем святого Муртазы. Потомки муллы по фамилии Муртазины и сейчас живут в Альдермыше.
Где находится:
Координаты: 56°00'57.1"N 49°14'10.0"E
Дата основания: 12-13 век, Казанское ханство.
Муниципальное образование: сельское поселение Альдермышское (центр муниципального образования).
Входит в: Высокогорский район.
Субъект Федерации: Республика Татарстан.
Село имеет марийскую историю происхождения.
В названии села есть марийское слово: Алдыр и глагольное окончание: мыш (маш),
Алдыр - это большой ковш для разливания пива, обычно таким ритуальным ковшом разливали медовуху и пиво при праздновании марийских праздников, обычно весене-летнего цикла (например, Семык), таким образом, в названии Альдермыш - это место празднования определенного цикла марийских праздников. Что и закрепилось в названии.
В окрестностях Альдермыша много марийских топонимов, например, Каймары (кай мари - то есть ушедшие марийцы). В названиях рек также есть финно-угорские корни (Ашит, Шешма и т.д.).
Уже позже татары выдвинули свою версию происхождения названия.
АЛЬДЕРМЫШ (Ђлдермеш) – ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Село в Высокогорском р-не, на р. Саинка, в 12 км к С. от ж.-д. ст.Высокая Гора.
На 2000 — 519 жит. (татары). Скот-во.
Ср. школа, дом культуры, б-ка.
В дорев. источниках изв. также под назв. Б.Альдербыш, Альдербыш-Казак.
В 18 — 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом.
В кон. 18 в. на средства казан. купца И.Апанаева в селе была выстроена дер. мечеть (сгорела в 1829, отстроена заново в 1832). При мечети действовал мектеб.
В нач. 20 в. в А. функционировали 2 кузницы, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1741,1 дес.
До 1920 село входило в Студёно-Ключинскую вол. Казанского у. Казанской губ.
С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах.
Число жит.: в 1782 — 183 души муж. пола; в 1859 — 1161, в 1878 — 1065, в 1908 — 1083, в 1920 — 913, в 1926 — 1059, в 1938 — 1299, в 1949 — 889, в 1958 — 838, в 1970 — 787, в 1989 — 564 чел. А. — родина композитора Э.З.Бакирова.
В конце XVIII века здесь на средства казанского купца Исмагила Апанаева была выстроена деревянная мечеть. В 1829 здание мечети сгорело. В 1832 на средства внука Исмагила Апанаева - Хасана Мусича Апанаева храм отстроили заново.
Именно это здание, обновлённое в 1899,сохранилось до сегодняшних дней. В начале XX века в махалле насчитывалось 553 прихожанина мужского пола,536 женского, проживавших в 183 домах.
Село Альдермыш издревле славилось своими династиями священно - служителей, среди которых особо выделяется род Муртазы бин Нурмухамеда аль-Альдермеши. Один из его сыновей - Губайдулла в конце XVIII века исполнял обязанности имам-хатиба в родной деревне, другой сын - Абдулвагап был духовным наставником в д.Б.Айбаш и, наконец, третий его сын Хамид Муртазин - известен тем, что являлся старшим муллой сначала мечети №11,а затем и мечети №10 г.Казани.
Мы не располагаем более пространными сведения о судьбе альдермышской веточки рода, однако, документы середины XIX века фиксируют здесь имена представителей другой династии мусульманских проповедников, восходящих к имаму Хасану бин Салимзяну бин Исхаку аль-Альдермыши.
Этот священнослужитель получил фундаментальное теологическое образование, проучившись несколько лет в медресе Хамида Исламова в д.Юртуш. На должности же муллы альдермышской мечети казанское губернское правление утвердило его 19 февраля 1844,выдав указ за №1117.
С 11 декабря 1872 состарившемуся Хасану Салимзянову в ведении служб начал помогать сын Абдрахман. Именно он после смерти отца в середине 80-х годов XIX века стал единоличным руководителем прихода.В 1895 в помощь Абдрахману хазрету был избран вторым имам-хатибом Габдулла Абдрахманович Салимзянов. В 1909 Габдулла мулла занял должность своего покойного отца и возглавил первую махаллю с.Альдермыш. Здесь он проводил занятия в медресе,в котором обучалось 49 мальчиков и 45 девочек.
______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Родники и источники Татарстана.
Г.Н. Петров, Методы изучения рек, Татарское книжное издательство, 1978 г.
Е.А. Заикина, статья «Комплексная оценка экологического состояния реки», журнал «Биология в школе» №3, 2002 г.
С. Ежова, статья «Тальники вдоль рек», «Региональная экологическая газета», №15, 2004 г.
Э. Гатауллина, статья «Родникам особую заботу», «Региональная экологическая газета», №2, 2005 г.
Н. Корнеева, статья «Больше, чем быт», «Региональная экологическая газета», №2, 2005 г.
Высокая Гора на сайте Института Татарской Энциклопедии
Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. К., 1885
Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
Вложение | Размер |
---|---|
Родник село Альдермыш | 96.28 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 2048 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий