Памятники археологии Высокогорского района РТ

На территории Высокогорского района зафиксированы 68 различных археологических объектов. Это, прежде всего, поселения (стоянки, селища и городища) и могильники и кладбища (чаще с надгробными сооружениями), а также отдельные находки и местонахождения. Почти по каждой эпохе, за исключением периода раннего железа, имеются отдельные памятники или комплекс памятников. Треть памятников района относится к эпохам камня и раннего металла (22 объекта). 

 

СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ! 

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР - ВЫСОКАЯ ГОРА - ТУТ!

ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!

РОДНИКИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

  

Значительная часть памятников относится к эпохе средневековья – периодам Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Большинство из них относится  к золотоордынскому времени и, особенно, периоду существования Казанского ханства. Наличие на территории района 22 остатков поселений и кладбищ с надгробьями XV – XVI вв. подтверждает факт широкого заселения рассматриваемой территории именно  в этот период. 

И это естественно, так как Заказанье являлось основной частью Казанского ханства и центром формирования этноса казанских татар.

1. Памятники эпохи камня и раннего металла. Близость к Волге и наличие на территории Высокогорского района и Заказанья в целом многих водных источников и богатых природных условий обусловили появление здесь человека еще в эпоху каменного века. Наиболее древними археологическими памятниками на рассматриваемой территории  следует считать орудия и предметы, относящиеся к неолитической культуре: миниатюрный наконечник стрелы на ножевидной пластине и кремневые отщепы. Также найдены вещи более широкого временного диапазона – эпохи неолита-бронзы. Среди находок выделяются наконечники стрел из кремня, костяной гарпун, ножевидные пластины, тесла и др.  

 

Каменные наконечники

 

Костяные гарпуны

На рубеже III-II  тысячелетия до н.э. в Заказанье наступает эпоха раннего металла, что связано с возникновением в хозяйстве производящих отраслей – земледелия и скотоводства и началом употребления для изготовления орудий труда качественно нового материала – цветных металлов: меди и ее сплавов. 

В первой половине эпохи раннего металла (первая половина II тысячелетия до н.э.) в прибрежных районах  Заказанья расселяются племена так называемой волосовской культуры. Памятники этой культуры чаще встречаются на левом берегу Волги. Определяющим для этих памятников является своеобразная керамика с примесью толченых раковин, органических остатков и огрубленным орнаментом. 

На территории Заказанья имеется ряд местонахождений каменных сверленных и полированных топоров. Они найдены в районе деревень Большие Дербышки, Теплый Ключ, Семиозерка, Русский Урмат. Большинство из них имеют ромбическую форму с коротким обушком и намеченной лопастью.

Во второй половине II тысячелетия до н.э.  наступает новая вторая фаза эпохи раннего металла – бронзовый век. Почти все Заказанье занимают племена так называемой приказанской культуры. По уровню развития хозяйства и общественных отношений приказанская культура явилась шагом вперед по сравнению с развитием предшествующих неолитических и энеолитических племен. В  экономической жизни решающее место стало принадлежать земледелию и скотоводству. 

По-прежнему широко употребляются каменные орудия, однако постепенно на первый план выходит использование металлических орудий и предметов. В Высокогорском районе следы приказанской культуры ясно отмечены только на одной стоянке, расположенной у села Бикнарат. Здесь найдены фрагменты лепной без орнамента керамики и кремневые сколы.

 

2. Эпоха раннего железа. 

В VIII –VII вв. до н.э. в жизни населения среднего Поволжья происходят большие изменения. Они были вызваны широким распространением и изготовлением изделий из железа. Качество железа и общедоступность добычи железных руд в крае  способствовали окончательному вытеснению вначале камня, а затем постепенно меди и бронзы как сырья для изготовления орудий труда и оружия. 

В этот период происходят значительные изменения в общественной, хозяйственной и культурной жизни местных племен. К сожалению, памятников рассматриваемого периода на территории Высокогорского района практически не выявлено. 

В связи с этим обратим внимание на весьма ценную и уникальную находку – два бронзовых зеркала VI века до н.э., т.е. 2500-летней давности, обнаруженную в бассейне реки Казанки, неподалеку от Камаевкского городища. Одно из зеркал, наиболее ценное, имеет ручку, сделанную в так называемом «зверином стиле» в виде головы барана.

 

3. Памятники предбулгарского времени (III – VII вв.).

В середине I тысячелетия н.э. из-за проникновения новых племен в Заказанье и дальнейшего развития местных традиций происходит значительное изменение этнокультурной среды региона. Здесь широко распространяются памятники азелинской, мазунинской, именьковской культур.

В Высокогорском районе зафиксированы три памятника азелинского времени: Соловцовское  и Камаевское – II городища и Айшинский могильник. 

Так в Айшинском могильнике обнаружен костяк, при котором сохранился комплекс украшений азелинской культуры. Азелинская посуда найдена в обоих вышеуказанных городищах и представлена характерными для этой культуры фрагментами неорнаментированных круглодонных  сосудов с примесями толченных раковин.

4. Памятники эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. 

Самая многочисленная группа памятников относится к эпохе развитого средневековья – их 43. Из них городищ – 2, селищ – 10, могильников – 2, кладбищ с надгробиями – 15, отдельных надгробий – 5, местонахождений – 7, находок отдельных вещей и монет – 2.

С начала II тысячелетия н.э. началось интенсивное заселение Заказанья тюркоязычными  булгарами и родственными им другими племенами, что было связано с расширением государственных границ Волжской Булгарии на север и восток. Однако незначительность археологических объектов указанного периода говорит о том, что в целом Заказанье во второй половине домонгольского времени была периферийной частью Волжской Булгарии.

Памятников золотоордынского периода второй половины XIII – начала XV вв. в Заказанье гораздо больше. Эти памятники распространены на более широкой площади, чем памятники предыдущего периода. Все это говорит  о более глубоком освоении булгарским населением в это время всей территории Заказанья и о переселении сюда значительной части жителей Закамья в связи с монгольским завоеванием среднего Поволжья.

В золоордынское время продолжает существовать и достигает наивысшего развития Урматское поселение, а в конце  рассматриваемого периода возникает Камаевское городище на правом берегу казанки. 

 

Зеркало бронзовое VI век до н.э. Кувшин. Русско-Урматское селище  XII-XIII вв.

Наибольшее число памятников золотоордынской эпохи составляют селища и находящиеся вблизи них кладбища с булгарскими надгробиями. Так, в частности надгробные камни Урматского и Ямашурминского кладбищ соответственно датируются XIII и XIV вв. 

 

 Памятник надгробный. Иске-Казанское кладбище  

Памятники периода Казанского ханства представлены культурными остатками Усадского селища и других городищ – Камаевского и Бимерского. Но, в большей степени – остатками кладбищ с надгробиями XV – XVI вв., которые в основном сосредоточены в бассейне Казанки и ее притоков. Большинство поселений рассматриваемой эпохи затем переросло в татарские и русские села XVI – XVII вв. Многие из них развивались и далее, дошли до настоящего времени и поэтому уничтожили или перекрыли культурные остатки средневековой поры.

 

 

 ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ

 

памятник археологии Замок Айша-Бике   

Адрес: Айша

Номер объекта: 1600327000     

Описание: Памятник археологии федерального значения

 

памятник археологии Городище "Иске-Казань" ("Камаевское")   

Адрес: Камаево  , севернее села, правый берег р.Казанка

Номер объекта: 1610082000     

Описание: XIII-XV вв. Памятник археологии федерального значения.

 

памятник археологии Иски-Казанское кладбище с 3 надгробиями   

Адрес: Камаево  , 1 км сев.-вост.

Номер объекта: 1600323000     

Описание: XV-XVI вв. Памятник археологии федерального значения.[5] 

памятник археологии Куркачинская группа надгробных камней (5 камней)  

Адрес: Куркачи, 200 м сев.

Номер объекта: 1600326000     

Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.   

 

памятник археологии Селище "Иске-Казань" ("Русско-Урматское")  

Адрес: Русский Урмат  , севернее села, берег р. Урматка

Номер объекта: 1610083000     

Описание: XII-XV вв. Памятник археологии федерального значения. 

 

памятник археологии Чемерцинское кладбище с 2 надгробиями   

Адрес: Чемерцы  , кладбище

Номер объекта: 1600328000     

Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.  

  

памятник археологии Ямашурминское кладбище с 7 надгробиями   

Адрес: Ямашурма  , восточная окраина

Номер объекта: 1600329000     

Описание: XIV-XVI вв. Памятник археологии федерального значения

 

  

 

 

ИСТОРИЯ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА

Во время правления Петра I территория России делилась на 8 губерний. В Казанскую губернию входили территории ныне существующих республик, относящихся в прошлом к Казанскому ханству. Казанская губерния делилась на 72 уезда. Город Алаты был уездным центром. 

 

При правлении Петра I Казанская губерния была также распределена по бояринам, дворянам Алатский уезд попал под попечительство друга Петра I  Михляева П.А. царское правительство не ограничивалось политическим подчинением края, осуществляло колонизацию, раздавая земли, проводило русификацию населения путём обращения их в православную веру. С этой целью было построено огромное количество церквей.

С появлением большого количества церквей в сёлах, деревнях открывались церковно-приходские школы.

 

При царствовании Петра I и в дальнейшем мусульманам запрещалось владеть крепостными крестьянами, а также заниматься кузнечным делом, ибо они могли готовить оружие против завоевателей. Не допускалось объединение мусульман. Но не могли запретить им превратиться в торговую буржуазию. Начавшиеся в 13-14 веке базары по понедельникам получили и в дальнейшем своё развитие. Этому способствовали огромное количество природных ресурсов и умение населения. 

Стало возможным  развитие кожевенного в Потанихе, ткацкого в Алатах, валяльного дела, бортничество мелкокустарных промыслов, включая винокуренное производство в посёлке Алатского спиртзавода. В Алатах открывается медеплавильное дело. Колокола близлежащих церквей плавлены в Алатах в 1749 году. Наличие в двух местах через речку Ашит запрудов позволило открыть мукомольное хозяйство и кирпичный завод. Из особого сорта глины делали кирпичи хорошего качества, применяемые только церковными строителями. Тысяча штук таких кирпичей стоило 2 рубля 10 копеек. Для сравнения: 4 литра церковного вина стоило 1руб.20 коп., 3 пуда пшеничной муки- 60 копеек, 8 сажен дров- 3 рубля 80 копеек.

 

Кирпичный завод находился в глубоком лесу на горе. Называли эту местность Спасскими пещерами. До сих пор в народе существуют разные сказания, будто в дремучем лесу творились разные казни - за попытку освободиться от русского гнёта татар там сжигали. Винокуренный завод был построен в 1720-х годах приказчиком Шуваловым, в 1758 году он был перенесён на другое место, к ключу возле реки Ашит (нынешнее место спиртзавода). 

Всё это позволило разнообразить рынок. На базары сюда приезжали торговцы с соседних уездов - марийцы, удмурты, чуваши. Беглые черемисы с Царевокакшайских лесов привозили много древесных углей для кузнечного дела, из Казани - мануфактуру, бакалейные и разные перекупные товары, гончарные (Топкино), скорняжные изделия. Татары здесь умели показывать свою торговую способность. Они умели говорить на нескольких языках и наречиях. 

Рядом с Алатами находились Царевокакшайские леса. Само понятие Царевокакшай означает «царский голубой чай». Тогда в этих местах много росло очень известной в народе родственницы зверобоя - душицы. И она в большом количестве  доставлялась с нетронутых полян к царскому столу. Отсюда и название края, лесов. Наши предки душицу называли кок-чай.

 

В непроходимых лесах вокруг города Алаты много было пушных зверей, в том числе и дикого соболя. При Петре I каждой семье был налог, в год сдать шкуру соболя или другого зверя для кожевенного дела в селе Потаниха, возле Предтеченского храма.

 

В начале 17 века город Алаты был окружён густым стройным лесом. Когда в Казани строили Адмиралтейство и верфь, то в этих лесах работали круглый год посменно до 20000 лашманщиков, т.е. людей занимающихся заготовкой и вывозкой леса. Мачтовые сосны вывозились десятилетиями на строительство судов для укрепления русского флота.

 

При всех работах жестоко эксплуатировалось коренное население края. В Алаты переселились 2 семьи немцев, направленные из Петербурга для организации всяких полезных работ.

Крестьяне Алатского уезда, не имевшие возможность уходить со своих мест и принуждённые работать на своих колонизаторов, начинают отходничество. Они убегают в города, на Урал, Донбасс и втягиваются в капиталистическое производство. Это уменьшило количество населения Алат. С 1803 года во всех документах город Алаты уже пишется как село. До 18 столетия прихожане Алат писались купцами, мещанами и потомки стрельцов - пахотными солдатами.

В конце 18 века, в связи с истощением природных богатств влияние уездного центра Алат снизилось. Купцы и мещане, немцы переезжали в другие края. Возможно. На это повлияли и социальные потрясения. Село Алаты стало в экономическом развитии отставать от других уездов. Здесь оставались лишь потомки коренных жителей и незначительное количество укоренившихся переселенцев.

 

  ИСКЕ-КАЗАНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Иске-Казанский музей-заповедник – это точка отсчета истории современного Татарстана, это священные места поклонения мусульман, это холмы, не одно столетие манящие к себе археологов, это земли, хранящие в себе ответы на многие вопросы, это камни, умеющие говорить. И задача человечества расслышать их шепот, раскрыть загадку, скрытую в земле, поросшую травой…

Все в мире имеет свое начало, и Казань, город с тысячелетним прошлым, когда-то была небольшим населенным пунктом. До сих пор существуют белые пятна в ее истории. В частности, по-прежнему спорным остается вопрос о связи «Старой» (Иске) и «Новой» Казани.

Средневековая Иске Казан (Старая Казань), о существовании которой свидетельствуют два древних городища, расположенные у деревень Камаево, Русский Урмат, Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан, по преданиям была основана булгарскими царевичами. Семилетний Алтын-бек и девятилетний Алим-бек, чудом уцелевшие при взятии Булгар воинственным Тамерланом, построили город в верховьях реки Казанки, там, где течением образована огромная подковообразная «излучина», а особенности ландшафта тем самым напоминают обширный полукотел (полуказан).

Сегодня вместо легендарного древнего города Старая Казань (Иске Казан) – лишь холмы, камни, останки построек и захоронений.

На первый взгляд, это так мало, но ученые знают, что даже монетка может восстановить упущенное звено в развитии человечества. То, что верховья реки Казанки с останками древнего города, занимают важное место в истории Татарии, не вызывает сомнений. Начиная с 1992 года поиски ответов на многие исторические вопросы ведутся здесь под контролем сотрудников Иске-Казанского государственного музея-заповедника, создание которого призвано обеспечить сохранность древнего наследия татарского народа.

Территория Иске-Казанского музея-заповедника, расположенного всего в 40 км от столицы Татарстана города Казани, составляет 137,2 га. Охранная зона ИКГМЗ представляет собой комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов:

 

- Камаевское (Иске-Казанское) городище XIII – XVI вв.;

- Русско-Урматское селище ХII – ХVI вв.;

- Иске-Казанское кладбище XIII – XVI вв.;

- Русско-Урматское кладбище ХII – ХVI вв.;

- Природный ландшафт (река Казанка, ее приток река Урмат, склоны подпойменной террасы р. Казанка);

- Историко-этнографический музей в д. Камаево с площадью 6 га.

- Святые места: могила Гайши-бике, Иске-Казанское кладбище, родник «Святого Муллы-Хаджи», «Ханский» родник, родник «Самовар».

 

Археологический комплекс Иске Казани состоит из двух основных памятников – Камаевского (Иске-Казанского) городища и Русско-Урматского селища с прилегающими к ним кладбищами.

 Камаевское городище, по мнению археологов, восходит к XIII-XVI вв. Здесь был политический центр Иске Казани, о чем свидетельствуют остатки Кремля. Сегодня от разрушенного в 1552 году войсками Ивана Грозного города остались фрагменты белокаменных домов, жилых и хозяйственных построек. Среди находок – орудия труда и быта, металлическое оружие, керамика, джучидские монеты конца XIV-начала XV вв.

Торгово-ремесленная жизнь Иске Казани кипела в другой части города, останки которой ученые назвают Русско-Урматским селищем. Его площадь составляет 124 га, возраст датируется ХII-ХVI вв. Местные жители были искусными гончарами, это подтверждают выявленные археологами остатки металлургических горнов и гончарных печей, а также разнообразные керамические изделия. Кроме того, на территории памятника неоднократно находили медные и серебряные монеты XIII-XV вв., вещицы из металла, камня, кости, стекла.

 

Предметы, найденные в разные годы в результате археологических раскопок на объектах Иске-Казанского комплекса, представлены в Историко-этнографическом музее, устроенном в деревне Камаево. Кроме уникальных экспонатов археологии, в музее действует экспозиция этнографии татар Заказанья, объединяющая предметы быта, одежду, украшения, орудия труда, изделия ремесленников. Эта выставка – своеобразное путешествие в прошлое, позволяющая открыть страницы жизни предков современных татар: какими промыслами они занимались, как сажали хлеб и готовили пищу, как обустраивали свой быт бедняки и зажиточные селяне, какие украшения носили местные красавицы, как проводили будни и праздники, в общем, чем была наполнена жизнь татар Заказанья несколько столетий назад.

К востоку от Камаевского городища сохранились остатки древних захоронений иске-казанского кладбища. Наибольший интерес для ученых представляли три надгробных камня с рельефной арабско-татарской надписью, подобной надписям на булгарских камнях. Однако в 70-е годы, в связи с распространением атеизмом, они были сняты и увезены. Лишь одно из надгробий сохранилось и ныне его можно увидеть в отделе археологии музея ИКГМЗ.

 

Иске-Казанское кладбище почитается у верующих как святое место. По преданиям, здесь покоится Мулла-Хаджи, полководец Алтын-бека, участвовавший в основании города Иске Казан. Мулла-Хаджи, очевидно, сыграл большую роль в те годы, раз его имя со временем не только сохранилось, но и было канонизировано. В его честь назван и родник со святой водой, находящийся также на территории Иске Казани. По легенде, бравый полководец стал мужем Гайши-бике, «несгораемой царевны», сестры Алтын-бека. С именем царевны народные сказания связывают перенос Иске Казани на новое место, а ее могила, расположенная недалеко от деревни Татарская Айша, также является местом паломничества мусульман.

Кроме родника «Святого Муллы-Хаджи», на территории Иске-Казанского музея-заповедника  бьет «Ханский» родник, воды которого также считаются целебными. Рассказы об исцелении больных и немощных, испивших святой водицы, здесь не редкость. 

Великолепный природный ландшафт – склоны подпойменной террасы реки Казанка, луговина поймы, русло самой реки, пойменные озера – являются заповедной зоной и находятся под охраной ИКГМЗ. У заповедника богатый потенциал: имеющиеся здесь высокие горы, ровные обширные поля, полноводная река Казанка дают возможность организовать для туристов санное и лыжное катание, летнюю и зимнюю рыбалку. В планах руководства ИКГМЗ создание крупного туристического центра, включающего комплекс-музей под открытым небом «Татарская деревня», который позволит создать макеты объектов архитектуры, предметов быта татарского народа; проведение фестивалей татарской песни и национальных праздников, спортивных мероприятий; строительство мемориальной зоны жертвоприношения и паломничества.

(автор:  Ирина Марыкова)

 

Адрес:4 422730, республика Татарстан, Высокогорский район, д. Камаево

Телефон: (84365) 7-02-78

Моб.: 8 917 290 16 43

E-mail: iskekazan@mail.ru

 

 

 

  _______________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

https://biektau.belem.ru/ru/history

Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995

Список выявленных объектов культурного наследия

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997

Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018

Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993

Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981

 

 

ВложениеРазмер
Памятники археологии Высокогорского района РТ23.49 КБ
Памятники археологии Высокогорского района РТ242.44 КБ
Памятники археологии Высокогорского района РТ10.25 КБ
Памятники археологии Высокогорского района РТ196.37 КБ
Иске-Казан11.26 КБ
Памятники археологии Высокогорского района РТ182.51 КБ

Комментарии

около Казанки

В 2011 году река Казанка подмыла берег во время половодья, недалеко от деревни Чубарово (Высокогорский район) и там открылся слой грунта с остатками древних орудий и костей. Так как Казанка постоянно подмывает берега, то приезжали из Казани археологи и там делали раскопки.
Про эти находки писали в районной газете, но так и не удалось узнать что там было обнаружено, при этом и в интернете нет тоже никакой информации.
Якобы там было найдено древнее селище, но что там за народ жил, когда это было, в каких веках, очень хотелось бы узнать?
Статья про памятники интересная, но про эту археологическую экспедицию ничего узнать не удается.
Может быть у вас есть какая-то информация про этот памятник археологии?

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.