Памятники археологии Высокогорского района РТ
На территории Высокогорского района зафиксированы 68 различных археологических объектов. Это, прежде всего, поселения (стоянки, селища и городища) и могильники и кладбища (чаще с надгробными сооружениями), а также отдельные находки и местонахождения. Почти по каждой эпохе, за исключением периода раннего железа, имеются отдельные памятники или комплекс памятников. Треть памятников района относится к эпохам камня и раннего металла (22 объекта).
СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
РАЙОННЫЙ ЦЕНТР - ВЫСОКАЯ ГОРА - ТУТ!
ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Значительная часть памятников относится к эпохе средневековья – периодам Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Большинство из них относится к золотоордынскому времени и, особенно, периоду существования Казанского ханства. Наличие на территории района 22 остатков поселений и кладбищ с надгробьями XV – XVI вв. подтверждает факт широкого заселения рассматриваемой территории именно в этот период.
И это естественно, так как Заказанье являлось основной частью Казанского ханства и центром формирования этноса казанских татар.
1. Памятники эпохи камня и раннего металла. Близость к Волге и наличие на территории Высокогорского района и Заказанья в целом многих водных источников и богатых природных условий обусловили появление здесь человека еще в эпоху каменного века. Наиболее древними археологическими памятниками на рассматриваемой территории следует считать орудия и предметы, относящиеся к неолитической культуре: миниатюрный наконечник стрелы на ножевидной пластине и кремневые отщепы. Также найдены вещи более широкого временного диапазона – эпохи неолита-бронзы. Среди находок выделяются наконечники стрел из кремня, костяной гарпун, ножевидные пластины, тесла и др.
Каменные наконечники
Костяные гарпуны
На рубеже III-II тысячелетия до н.э. в Заказанье наступает эпоха раннего металла, что связано с возникновением в хозяйстве производящих отраслей – земледелия и скотоводства и началом употребления для изготовления орудий труда качественно нового материала – цветных металлов: меди и ее сплавов.
В первой половине эпохи раннего металла (первая половина II тысячелетия до н.э.) в прибрежных районах Заказанья расселяются племена так называемой волосовской культуры. Памятники этой культуры чаще встречаются на левом берегу Волги. Определяющим для этих памятников является своеобразная керамика с примесью толченых раковин, органических остатков и огрубленным орнаментом.
На территории Заказанья имеется ряд местонахождений каменных сверленных и полированных топоров. Они найдены в районе деревень Большие Дербышки, Теплый Ключ, Семиозерка, Русский Урмат. Большинство из них имеют ромбическую форму с коротким обушком и намеченной лопастью.
Во второй половине II тысячелетия до н.э. наступает новая вторая фаза эпохи раннего металла – бронзовый век. Почти все Заказанье занимают племена так называемой приказанской культуры. По уровню развития хозяйства и общественных отношений приказанская культура явилась шагом вперед по сравнению с развитием предшествующих неолитических и энеолитических племен. В экономической жизни решающее место стало принадлежать земледелию и скотоводству.
По-прежнему широко употребляются каменные орудия, однако постепенно на первый план выходит использование металлических орудий и предметов. В Высокогорском районе следы приказанской культуры ясно отмечены только на одной стоянке, расположенной у села Бикнарат. Здесь найдены фрагменты лепной без орнамента керамики и кремневые сколы.
2. Эпоха раннего железа.
В VIII –VII вв. до н.э. в жизни населения среднего Поволжья происходят большие изменения. Они были вызваны широким распространением и изготовлением изделий из железа. Качество железа и общедоступность добычи железных руд в крае способствовали окончательному вытеснению вначале камня, а затем постепенно меди и бронзы как сырья для изготовления орудий труда и оружия.
В этот период происходят значительные изменения в общественной, хозяйственной и культурной жизни местных племен. К сожалению, памятников рассматриваемого периода на территории Высокогорского района практически не выявлено.
В связи с этим обратим внимание на весьма ценную и уникальную находку – два бронзовых зеркала VI века до н.э., т.е. 2500-летней давности, обнаруженную в бассейне реки Казанки, неподалеку от Камаевкского городища. Одно из зеркал, наиболее ценное, имеет ручку, сделанную в так называемом «зверином стиле» в виде головы барана.
3. Памятники предбулгарского времени (III – VII вв.).
В середине I тысячелетия н.э. из-за проникновения новых племен в Заказанье и дальнейшего развития местных традиций происходит значительное изменение этнокультурной среды региона. Здесь широко распространяются памятники азелинской, мазунинской, именьковской культур.
В Высокогорском районе зафиксированы три памятника азелинского времени: Соловцовское и Камаевское – II городища и Айшинский могильник.
Так в Айшинском могильнике обнаружен костяк, при котором сохранился комплекс украшений азелинской культуры. Азелинская посуда найдена в обоих вышеуказанных городищах и представлена характерными для этой культуры фрагментами неорнаментированных круглодонных сосудов с примесями толченных раковин.
4. Памятники эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Самая многочисленная группа памятников относится к эпохе развитого средневековья – их 43. Из них городищ – 2, селищ – 10, могильников – 2, кладбищ с надгробиями – 15, отдельных надгробий – 5, местонахождений – 7, находок отдельных вещей и монет – 2.
С начала II тысячелетия н.э. началось интенсивное заселение Заказанья тюркоязычными булгарами и родственными им другими племенами, что было связано с расширением государственных границ Волжской Булгарии на север и восток. Однако незначительность археологических объектов указанного периода говорит о том, что в целом Заказанье во второй половине домонгольского времени была периферийной частью Волжской Булгарии.
Памятников золотоордынского периода второй половины XIII – начала XV вв. в Заказанье гораздо больше. Эти памятники распространены на более широкой площади, чем памятники предыдущего периода. Все это говорит о более глубоком освоении булгарским населением в это время всей территории Заказанья и о переселении сюда значительной части жителей Закамья в связи с монгольским завоеванием среднего Поволжья.
В золоордынское время продолжает существовать и достигает наивысшего развития Урматское поселение, а в конце рассматриваемого периода возникает Камаевское городище на правом берегу казанки.
Зеркало бронзовое VI век до н.э. Кувшин. Русско-Урматское селище XII-XIII вв.
Наибольшее число памятников золотоордынской эпохи составляют селища и находящиеся вблизи них кладбища с булгарскими надгробиями. Так, в частности надгробные камни Урматского и Ямашурминского кладбищ соответственно датируются XIII и XIV вв.
Памятник надгробный. Иске-Казанское кладбище
Памятники периода Казанского ханства представлены культурными остатками Усадского селища и других городищ – Камаевского и Бимерского. Но, в большей степени – остатками кладбищ с надгробиями XV – XVI вв., которые в основном сосредоточены в бассейне Казанки и ее притоков. Большинство поселений рассматриваемой эпохи затем переросло в татарские и русские села XVI – XVII вв. Многие из них развивались и далее, дошли до настоящего времени и поэтому уничтожили или перекрыли культурные остатки средневековой поры.
ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ
памятник археологии Замок Айша-Бике
Адрес: Айша
Номер объекта: 1600327000
Описание: Памятник археологии федерального значения
памятник археологии Городище "Иске-Казань" ("Камаевское")
Адрес: Камаево , севернее села, правый берег р.Казанка
Номер объекта: 1610082000
Описание: XIII-XV вв. Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Иски-Казанское кладбище с 3 надгробиями
Адрес: Камаево , 1 км сев.-вост.
Номер объекта: 1600323000
Описание: XV-XVI вв. Памятник археологии федерального значения.[5]
памятник археологии Куркачинская группа надгробных камней (5 камней)
Адрес: Куркачи, 200 м сев.
Номер объекта: 1600326000
Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Селище "Иске-Казань" ("Русско-Урматское")
Адрес: Русский Урмат , севернее села, берег р. Урматка
Номер объекта: 1610083000
Описание: XII-XV вв. Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Чемерцинское кладбище с 2 надгробиями
Адрес: Чемерцы , кладбище
Номер объекта: 1600328000
Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Ямашурминское кладбище с 7 надгробиями
Адрес: Ямашурма , восточная окраина
Номер объекта: 1600329000
Описание: XIV-XVI вв. Памятник археологии федерального значения
ИСТОРИЯ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА
Во время правления Петра I территория России делилась на 8 губерний. В Казанскую губернию входили территории ныне существующих республик, относящихся в прошлом к Казанскому ханству. Казанская губерния делилась на 72 уезда. Город Алаты был уездным центром.
При правлении Петра I Казанская губерния была также распределена по бояринам, дворянам Алатский уезд попал под попечительство друга Петра I Михляева П.А. царское правительство не ограничивалось политическим подчинением края, осуществляло колонизацию, раздавая земли, проводило русификацию населения путём обращения их в православную веру. С этой целью было построено огромное количество церквей.
С появлением большого количества церквей в сёлах, деревнях открывались церковно-приходские школы.
При царствовании Петра I и в дальнейшем мусульманам запрещалось владеть крепостными крестьянами, а также заниматься кузнечным делом, ибо они могли готовить оружие против завоевателей. Не допускалось объединение мусульман. Но не могли запретить им превратиться в торговую буржуазию. Начавшиеся в 13-14 веке базары по понедельникам получили и в дальнейшем своё развитие. Этому способствовали огромное количество природных ресурсов и умение населения.
Стало возможным развитие кожевенного в Потанихе, ткацкого в Алатах, валяльного дела, бортничество мелкокустарных промыслов, включая винокуренное производство в посёлке Алатского спиртзавода. В Алатах открывается медеплавильное дело. Колокола близлежащих церквей плавлены в Алатах в 1749 году. Наличие в двух местах через речку Ашит запрудов позволило открыть мукомольное хозяйство и кирпичный завод. Из особого сорта глины делали кирпичи хорошего качества, применяемые только церковными строителями. Тысяча штук таких кирпичей стоило 2 рубля 10 копеек. Для сравнения: 4 литра церковного вина стоило 1руб.20 коп., 3 пуда пшеничной муки- 60 копеек, 8 сажен дров- 3 рубля 80 копеек.
Кирпичный завод находился в глубоком лесу на горе. Называли эту местность Спасскими пещерами. До сих пор в народе существуют разные сказания, будто в дремучем лесу творились разные казни - за попытку освободиться от русского гнёта татар там сжигали. Винокуренный завод был построен в 1720-х годах приказчиком Шуваловым, в 1758 году он был перенесён на другое место, к ключу возле реки Ашит (нынешнее место спиртзавода).
Всё это позволило разнообразить рынок. На базары сюда приезжали торговцы с соседних уездов - марийцы, удмурты, чуваши. Беглые черемисы с Царевокакшайских лесов привозили много древесных углей для кузнечного дела, из Казани - мануфактуру, бакалейные и разные перекупные товары, гончарные (Топкино), скорняжные изделия. Татары здесь умели показывать свою торговую способность. Они умели говорить на нескольких языках и наречиях.
Рядом с Алатами находились Царевокакшайские леса. Само понятие Царевокакшай означает «царский голубой чай». Тогда в этих местах много росло очень известной в народе родственницы зверобоя - душицы. И она в большом количестве доставлялась с нетронутых полян к царскому столу. Отсюда и название края, лесов. Наши предки душицу называли кок-чай.
В непроходимых лесах вокруг города Алаты много было пушных зверей, в том числе и дикого соболя. При Петре I каждой семье был налог, в год сдать шкуру соболя или другого зверя для кожевенного дела в селе Потаниха, возле Предтеченского храма.
В начале 17 века город Алаты был окружён густым стройным лесом. Когда в Казани строили Адмиралтейство и верфь, то в этих лесах работали круглый год посменно до 20000 лашманщиков, т.е. людей занимающихся заготовкой и вывозкой леса. Мачтовые сосны вывозились десятилетиями на строительство судов для укрепления русского флота.
При всех работах жестоко эксплуатировалось коренное население края. В Алаты переселились 2 семьи немцев, направленные из Петербурга для организации всяких полезных работ.
Крестьяне Алатского уезда, не имевшие возможность уходить со своих мест и принуждённые работать на своих колонизаторов, начинают отходничество. Они убегают в города, на Урал, Донбасс и втягиваются в капиталистическое производство. Это уменьшило количество населения Алат. С 1803 года во всех документах город Алаты уже пишется как село. До 18 столетия прихожане Алат писались купцами, мещанами и потомки стрельцов - пахотными солдатами.
В конце 18 века, в связи с истощением природных богатств влияние уездного центра Алат снизилось. Купцы и мещане, немцы переезжали в другие края. Возможно. На это повлияли и социальные потрясения. Село Алаты стало в экономическом развитии отставать от других уездов. Здесь оставались лишь потомки коренных жителей и незначительное количество укоренившихся переселенцев.
ИСКЕ-КАЗАНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
Иске-Казанский музей-заповедник – это точка отсчета истории современного Татарстана, это священные места поклонения мусульман, это холмы, не одно столетие манящие к себе археологов, это земли, хранящие в себе ответы на многие вопросы, это камни, умеющие говорить. И задача человечества расслышать их шепот, раскрыть загадку, скрытую в земле, поросшую травой…
Все в мире имеет свое начало, и Казань, город с тысячелетним прошлым, когда-то была небольшим населенным пунктом. До сих пор существуют белые пятна в ее истории. В частности, по-прежнему спорным остается вопрос о связи «Старой» (Иске) и «Новой» Казани.
Средневековая Иске Казан (Старая Казань), о существовании которой свидетельствуют два древних городища, расположенные у деревень Камаево, Русский Урмат, Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан, по преданиям была основана булгарскими царевичами. Семилетний Алтын-бек и девятилетний Алим-бек, чудом уцелевшие при взятии Булгар воинственным Тамерланом, построили город в верховьях реки Казанки, там, где течением образована огромная подковообразная «излучина», а особенности ландшафта тем самым напоминают обширный полукотел (полуказан).
Сегодня вместо легендарного древнего города Старая Казань (Иске Казан) – лишь холмы, камни, останки построек и захоронений.
На первый взгляд, это так мало, но ученые знают, что даже монетка может восстановить упущенное звено в развитии человечества. То, что верховья реки Казанки с останками древнего города, занимают важное место в истории Татарии, не вызывает сомнений. Начиная с 1992 года поиски ответов на многие исторические вопросы ведутся здесь под контролем сотрудников Иске-Казанского государственного музея-заповедника, создание которого призвано обеспечить сохранность древнего наследия татарского народа.
Территория Иске-Казанского музея-заповедника, расположенного всего в 40 км от столицы Татарстана города Казани, составляет 137,2 га. Охранная зона ИКГМЗ представляет собой комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов:
- Камаевское (Иске-Казанское) городище XIII – XVI вв.;
- Русско-Урматское селище ХII – ХVI вв.;
- Иске-Казанское кладбище XIII – XVI вв.;
- Русско-Урматское кладбище ХII – ХVI вв.;
- Природный ландшафт (река Казанка, ее приток река Урмат, склоны подпойменной террасы р. Казанка);
- Историко-этнографический музей в д. Камаево с площадью 6 га.
- Святые места: могила Гайши-бике, Иске-Казанское кладбище, родник «Святого Муллы-Хаджи», «Ханский» родник, родник «Самовар».
Археологический комплекс Иске Казани состоит из двух основных памятников – Камаевского (Иске-Казанского) городища и Русско-Урматского селища с прилегающими к ним кладбищами.
Камаевское городище, по мнению археологов, восходит к XIII-XVI вв. Здесь был политический центр Иске Казани, о чем свидетельствуют остатки Кремля. Сегодня от разрушенного в 1552 году войсками Ивана Грозного города остались фрагменты белокаменных домов, жилых и хозяйственных построек. Среди находок – орудия труда и быта, металлическое оружие, керамика, джучидские монеты конца XIV-начала XV вв.
Торгово-ремесленная жизнь Иске Казани кипела в другой части города, останки которой ученые назвают Русско-Урматским селищем. Его площадь составляет 124 га, возраст датируется ХII-ХVI вв. Местные жители были искусными гончарами, это подтверждают выявленные археологами остатки металлургических горнов и гончарных печей, а также разнообразные керамические изделия. Кроме того, на территории памятника неоднократно находили медные и серебряные монеты XIII-XV вв., вещицы из металла, камня, кости, стекла.
Предметы, найденные в разные годы в результате археологических раскопок на объектах Иске-Казанского комплекса, представлены в Историко-этнографическом музее, устроенном в деревне Камаево. Кроме уникальных экспонатов археологии, в музее действует экспозиция этнографии татар Заказанья, объединяющая предметы быта, одежду, украшения, орудия труда, изделия ремесленников. Эта выставка – своеобразное путешествие в прошлое, позволяющая открыть страницы жизни предков современных татар: какими промыслами они занимались, как сажали хлеб и готовили пищу, как обустраивали свой быт бедняки и зажиточные селяне, какие украшения носили местные красавицы, как проводили будни и праздники, в общем, чем была наполнена жизнь татар Заказанья несколько столетий назад.
К востоку от Камаевского городища сохранились остатки древних захоронений иске-казанского кладбища. Наибольший интерес для ученых представляли три надгробных камня с рельефной арабско-татарской надписью, подобной надписям на булгарских камнях. Однако в 70-е годы, в связи с распространением атеизмом, они были сняты и увезены. Лишь одно из надгробий сохранилось и ныне его можно увидеть в отделе археологии музея ИКГМЗ.
Иске-Казанское кладбище почитается у верующих как святое место. По преданиям, здесь покоится Мулла-Хаджи, полководец Алтын-бека, участвовавший в основании города Иске Казан. Мулла-Хаджи, очевидно, сыграл большую роль в те годы, раз его имя со временем не только сохранилось, но и было канонизировано. В его честь назван и родник со святой водой, находящийся также на территории Иске Казани. По легенде, бравый полководец стал мужем Гайши-бике, «несгораемой царевны», сестры Алтын-бека. С именем царевны народные сказания связывают перенос Иске Казани на новое место, а ее могила, расположенная недалеко от деревни Татарская Айша, также является местом паломничества мусульман.
Кроме родника «Святого Муллы-Хаджи», на территории Иске-Казанского музея-заповедника бьет «Ханский» родник, воды которого также считаются целебными. Рассказы об исцелении больных и немощных, испивших святой водицы, здесь не редкость.
Великолепный природный ландшафт – склоны подпойменной террасы реки Казанка, луговина поймы, русло самой реки, пойменные озера – являются заповедной зоной и находятся под охраной ИКГМЗ. У заповедника богатый потенциал: имеющиеся здесь высокие горы, ровные обширные поля, полноводная река Казанка дают возможность организовать для туристов санное и лыжное катание, летнюю и зимнюю рыбалку. В планах руководства ИКГМЗ создание крупного туристического центра, включающего комплекс-музей под открытым небом «Татарская деревня», который позволит создать макеты объектов архитектуры, предметов быта татарского народа; проведение фестивалей татарской песни и национальных праздников, спортивных мероприятий; строительство мемориальной зоны жертвоприношения и паломничества.
(автор: Ирина Марыкова)
Адрес:4 422730, республика Татарстан, Высокогорский район, д. Камаево
Телефон: (84365) 7-02-78
Моб.: 8 917 290 16 43
E-mail: iskekazan@mail.ru
_______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://biektau.belem.ru/ru/history
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995
Список выявленных объектов культурного наследия
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997
Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993
Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981
Вложение | Размер |
---|---|
Памятники археологии Высокогорского района РТ | 23.49 КБ |
Памятники археологии Высокогорского района РТ | 242.44 КБ |
Памятники археологии Высокогорского района РТ | 10.25 КБ |
Памятники археологии Высокогорского района РТ | 196.37 КБ |
Иске-Казан | 11.26 КБ |
Памятники археологии Высокогорского района РТ | 182.51 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 3967 просмотров
Комментарии
около Казанки
В 2011 году река Казанка подмыла берег во время половодья, недалеко от деревни Чубарово (Высокогорский район) и там открылся слой грунта с остатками древних орудий и костей. Так как Казанка постоянно подмывает берега, то приезжали из Казани археологи и там делали раскопки.
Про эти находки писали в районной газете, но так и не удалось узнать что там было обнаружено, при этом и в интернете нет тоже никакой информации.
Якобы там было найдено древнее селище, но что там за народ жил, когда это было, в каких веках, очень хотелось бы узнать?
Статья про памятники интересная, но про эту археологическую экспедицию ничего узнать не удается.
Может быть у вас есть какая-то информация про этот памятник археологии?
Отправить комментарий