Марийское село Починок Кучук

 

Статус:     село 

Муниципальное образование:     сельское поселение Починок-Кучуковское

(центр муниципального образования)

Входит в:     Кукморский район

Субъект Федерации:     Республика Татарстан 

Подчинение:     районное

Население (тыс.чел.):       0,403 (2010г.)

Территория (кв.км.):     

Координаты:     56°04'42'' с.ш. 50°52'37'' в.д.

Код ОКАТО:     92233860001

Почтовые индексы:     422131

Телефонный код:     +7 84364

Автомобильные коды:     16, 116

 

 

                           НА МАРИЙСКОМ ПРАЗДНИКЕ СЕМЫК

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ сельского поселения Починок-Кучуковское

 

Починок  Кучук  (Мултан,  У - Ял)

деревня  в  Кукморском  районе  на  реке  Кня  (бассейн  р. Вятка) в 16 км к  югу  от  поселка  Кукмор.

Основана  во   2-й  половине  16 в. ,  возродился  после  запустения  к  середине  17 в.  Основателем  этой  деревни  называют  черемиса  язычника  Мултана  и  Кучука.  Из-за  того,  что  в  окрестностях  росло  много  камыша,  деревню  еще  назвали    Камышлы. Сами  марийцы  называли  свою  деревню  У-Ял – Новая  Деревня, т.к.  деревня  переселилась  с  места  первого  поселения  на  правый  берег  р. Кна  на  более  возвышенное  и  удобное  место.  Место  первого  поселения  затоплялось  и  места  были  болотистые.  Первыми  переселенцами  были  четыре  рода – Амир,  Тойберды,  Петышка,  Бегай.  До  1967  года  жили  одни  марийцы,   а  с  1967  года  переселили  погорельцев  из  татарской  деревни  Красный  Октябрь,  построив  им  общими  усилиями  кирпичные  дома  на   новом  месте  по  дороге  в  Кукмор. 

Починок  Кучук  относился  к  Мамадышскому  уезду  Асан-Елгинской  волости,  с  1930  года  входит  в  Кукморский  район.  В  1963  году  район  был  упразднен  и  территория  передана  в  состав  Сабинского  района,  Кукморский  район  восстановлен  в  1965  году.

В  1929 – 31  годы  личные  хозяйства  деревни  объединялись  в  колхоз  «Коммунар».   Первым  председателем  состоял  Сергеев  Иван.  «Коммунар»  существовал  до  1952  года,  а  затем  отдельные  колхозы  объединились  в  единый  колхоз  «Дружба».

В  1989  году  в  деревне  насчитывалось  423  жителя,  а  на  1997  год – 457  жителей.  На  2000  год  марийцев,   проживающих  в  деревне,  264.

В  1898  году  открыта  братская  школа  Святого  Гурия.  Учителем  состоял  Прокопий  Ефремов.

Мирную  жизнь  нарушила  Великая  Отечественная  война.  На  фронт  ушли  78  сельчан,    а  вернулись  с  победой  36.  Семья  Михайловых  в  войну  потеряла  четверых  сыновей;  семья Назыровых-  трех  сыновей.

В  настоящее  время  деревня  выросла  на  4  улицы.  Построены  СДК,  новая  школа.   Деревня  соединена  с  райцентром  асфальтовой  дорогой.

 

Синерь

Деревня Синерь получила свое название от речки СИНЕРЬ – от марийского слова ШИЙ ЭҤЕР – серебристая река. Сюда поселились русские переселенцы из д. Ершовка, из Кукмора Шахмаевы, Постниковы, Белянины. Основное занятие – земледелие, т. к.   земли было достаточно, также были шорники,   сапожники, портные.

В деревне было 40 домов. Состав деревни состоял в основном   из руских, но были и марийцы: 4 дома. Была в деревне и своя контора, в подвале которой   находилась кладовка.

В 1892 году открыта школа   грамоты, содержалась уездным отделением. Учителем состоял исполнитель должности псаломщика дьякон Алексей Ташевский. В дальнейшем открылась четырехлетная школа. Первой учительницей была Дюдина Александра Дмитриевна. Затем преподовали Закина Ольга Николаевна, Соловьев В. К., Корпачева Мария. Вскоре школу перевели в деревню Кашкара. После войны школу вновь открыли. В первой половине были классы, а во второй распологалась квартира Федоровой Л.К. преподовавший в деревне   Поч-Кучук, и Качаловой А.А. преподавший в Синере. Однако в 1952г. дети вновь стали ходить на обучение   в Кашкару. В 1959-60г. школу открыли. Преподователями были Аксанова Р. М., Искакова Г. Е.

Деревенская   церковь также распологалась в Синере. Священником был приезжий Хрюсталев Федор,   а певчими Обжарова П.Г. и Павлова Елена- жена священника. Вскоре после войны пришло указание разобрать церковь, что и   было сделано.

В деревне был магазин, из которого позже сделали ферму-овчарню; ясли куда во время весенне-полевых работ женщины водили детей; картофелехранилище,   здесь хранили кортошку для весенней посадки. И был колхозный мед; 2 посеки находились в деревне Кашкара.

Некоторое время председателем был Бурмистров. В 1959 г. соединили 2 соседствующих колхоза “Победа”и “Коммунар” и переименовали в колхоз “Дружба”.

В послевоенные годы в Синере появился первый гусеничный трактор, за руль которого сел Мусин Сагит. Чуть позже Р.Т.С. начал давать колхозам другие тракторы и комбайны.         

 

                                               РЕПЕТИЦИЯ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ    

  

 

Чигайка

Черемисский  Куюк,  выселилась  в  конце  ХVIII века   из  Вятской  губернии  Малмышского  уезда.  На  занятой  ею  местности  были  пни  из-под  сгоревшего  леса,  от  чего  деревня  и  получила  название    Куюк – горелый,  гарь,  а  по  населению  «черемисский».  Название  Чигайка   дано  по  имени  основателя  деревни,  черемисина  Чигая.  В  последствии  в  деревне  кроме  марийцев  появились  русские – бывшие  крепостные  из  Лаишевского  уезда.

Чигайская  братская  школа  Святого  Гурия  открыта  в  1898  году.  Учителем  начал  работать  Сергей  Михайлов.

Деревня  единоличными  хозяйствами  существовала  до  образования  колхоза  «Дирижабль»  в  1931  году,  руководимого  Михайловым  Григорием.  В  деревне  насчитывалось  более   50  дворов.  К  2000  году  числится  13  дворов.

На  Великую  Отечественную  войну  деревня  проводила  57  сельчан.  Из  их  числа  вернулись  только  13.

Деревне  есть  кем  гордиться.  Например,     Героем  Социалисти- ческого  труда  -  токарем  Челябинского   завода   Захаровым  С.  А.

 

Старая  Кня – Тошто  Кна

Деревня  расположена  на  левом  и  правом  берегах  реки  Кна,  составляя  две  улицы:  Большая  и  Малая.  Название  получила  от  реки  Кна.  Кна  в  переводе  обозначает  алый  цвет.   Первые  поселенцы,  выходцы  из  Малмыжского  уезда  Вятской  губернии,   приметили  множество  алых  цветов  на  берегах  реки  и  это  послужило  названием  реки  и  деревни.  От  первых  же  поселенцев  продолжается  четыре  больших  рода – Васька,  Эшман,  Карп,  Тоймет.

В  1930  году  единоличные  хозяйства  начали  объединяться  в  колхоз  «Йошкар  Кна».  В  колхозе  был  яблоневый  сад,  выращивали  овощи  на  отдельном  участке.

Старо – Книнская  школа  грамоты  открыта  уездным  отделом  в  1897  году  и  содержалась  на  средства  Отделения.  Учителем  состоял  Павел  Андреев.   В  школе  занимались до  6 класса.

В   свое  время  деревня  была  центром  в  округе.   В  деревне  размещались  сельпо,  сельсовет,  правление  колхоза,  медпункт,  почта.

Со  временем  все  эти  объекты   переведены  в  Поч-Кучук  и  сам  колхоз  «Йошкар Кна»  вошел  в  состав  колхоза  «Дружба».

С  началом  Великой  Отечественной  войны   57  сельчан  ушли  на  фронт.   Вернулись  с  войны  21  человек.

На  1998  год  в деревне  60  дворов  и  222   марийца.    

 

Княгор – Курык  Ўмбал

Деревня  расположена  на  горе.   Есть  легенда  о  том,  что  первые  поселенцы  во  главе  Эртыш  определили  место  деревне  с  помощью  кур.  Следили:  выведет  курица  цыплят – быть  деревне.

Деревня  Княгор  обосновалась  в  конце  ХVIII  века. Население -   марийцы - язычники.   Ими  выбрано  место  для  молений - Кугусӳ,  куда  впоследствии  начали  ходить  и  марийцы  других  деревень. Население  деревни  Княгор  составляют   потомки  родов   Опанька,   Яппар,   Кадыр,   Кунапкай,   Ахтям,   Андрей.

Школа  начала  существовать  с  1870  года.  По  инициативе  учителя  Карпова  была    посажена  березовая  роща,   яблоневый сад.

Основным  ремеслом  населения   было  катание  валенок  в  зимнее  время,   занимались   животноводством.

В   1931  году  был  образован  колхоз  «У  вий»,   в  дальнейшем  колхоз  вместе  с другими  деревнями  вошел  в  состав  колхоза  «Дружба».  В  деревне  есть  свой  медпункт,  клуб,   библиотека  и  др.  объекты.

Мирную  жизнь  людей   нарушила   Великая  Отечественная  война.  Деревня  проводила  74  сельчан,   из  них   только   29  вернулись.

В  данное  время   опорой  и  центром  культуры  деревни   является   Княгорская  начальная  школа.

 

Красный  Октябрь  -  Күчкән  Көек

Деревня  заселена  переселенцами  из  деревни  Асан–Елга  в  1929  году.  Причиной  переселения   послужило  начало  образования   колхозов,  а  у  Асан – Елгинцев  были  именные  земли  в  тех  краях.  Таким  образом  они  оставили  за  собой   участки  и  образовали   свой  колхоз  «Красный  Октябрь».   И  деревня  тоже  начала  носить  это  же  название.   Самая  большая  проблема  в деревне  - это  отсутствие  водоема.   Обеспечиваются  водой  только  из  колодцев. 

 

В  1967  году  в  деревне  возник  большой  пожар:  сгорела  половина    деревни.  Погорельцев  переселили  в  Поч – Кучук.

В  деревне  была  своя  школа.   Учителями  состояли:  Фаттахов  Кавий,   Ягудин   Назип   Гаязович,   Ягудина  Лябиба  Назиповна.

Деревня  на  войну  проводила   33  односельчан,   11  вернулись  домой.

В  настоящее  время  деревня   возрождается,  немало  молодых  семей,  растут  дети.

 

Малая  Кня – Кна  Тÿҥ

Деревня  поселилась из  Малмыжского  уезда  Вятской  губернии,  со  смешанным (русские  и  марийцы)   населением.    Название   «Кна  Тÿҥ»  обозначает  с  марийского  языка - устье  реки  Кна.  В  деревне  была  водяная  мельница,  конюшня,   был  магазин.   Было  отдельное  помещение,  которое  служило  канцелярией,  а  в  последствии  располагались  ясли,  клуб,  а  в  последнюю  очередь  шерстобитка.  В  деревне  школы  не  было.  Дети  учились  в  деревне  Старая  Кня.

В  годы    коллективизации  был  образован  колхоз  «Красный  трудовик»,   далее  деревня   вошла  в  состав  колхоза  «Коммунар»,  а  затем  в  состав  колхоза  «Дружба».

С  началом  Великой  Отечественной  войны   деревня  проводила  22  сельчан  на  фронт,  вернулись  только   5.  13  женщин  остались  вдовами.

С   1946  года  по  1966  год   у  деревни  добывали  торф.  На  торфодобыче  работали  жители  близлежащих  деревень.   Торфом  обеспечивали   фабрики  и  больницу   поселка  Кукмор.

Если  до  войны  было  25  домов,  то  после  войны  их  осталось  только  12.   В  настоящее  время  деревни  не  существует.

 

О социально-экономическом развитии

На территории сельского поселения расположено 8 населенных пункта, где проживают 1161 человек. В том числе пенсионеров 298, инвалидов 142 чел. из них 15 с детства.

На территории сельского поселения расположена 1 -  средняя школа, 2 - начальные школы, 2 - детских сада, 2 - ФАП, 1 – ЦСДК, 3 – сельских клуба, 1 - отделение связи, 1 - филиал сберкассы, 4 - частные магазины.

В средней школе обучаются 153 ученика. Отопление газовое, для питания учеников работает столовая.

В начальных  школах обучаются 24 ученика, отопление тоже газовое,питание учеников обеспечена.

В ЦСДК и сельских клубах осуществляют культурно-массовую работу. При ЦСДК работает ансамбль «Кна-Вел». Ансамбль часто участвует в районных мероприятиях,з а пределами района,выезжают с концертами.

Население пользуется природным газом, из 396 домов в 282 природный газ. В дер.Починок-Кучук, Старая Кня, Кня-Баш проведен водопровод.

Население содержит 331 КРС из них 190 коров. Собрано от населения 117670 л молока на сумму 764855 тыс.руб. Трудоспособное население работают на стороне.

Земельные налоги и налог на имущество выплачивают своевременно.

Земельный налог 41 тыс.руб. налог на имущество 74 тыс.руб.

Доходная часть бюджета составляет 3033,0 тыс.руб.

При Совете сельского поселения работают 10 депутатов. Ведут прием: последняя суббота каждого месяца с 13-00 до 16-00 ч. Тел. Для обращения 30-2-93.

Руководитель муниципального образования Гайнутдинов Фаниз Асхатович тел. 30-2-93 часы приема с 8-00 до 10-00 вторник и пятницу еженедельно.

СТАТЬЯ: Марийцы, слышь, танцуют

Починок-Кучук – древнее поселение марийцев в Кукморском районе Татарстана. Здесь есть детский сад и средняя школа, в которых изучается родной язык. А вот республиканский праздник марийской культуры Семык здесь проводится впервые. 5 июня он собрал фольклорные коллективы марийцев из 14 районов и городов Татарстана, а также из Удмуртии, Марий Эл и Кировской области и стал незабываемым событием в жизни. 

Перед началом праздника глава Кукморского муниципального района Рауиль Рахматуллин показывает почетным гостям отремонтированный Дом культуры. Новые сиденья, красивый занавес, а главное – пол на сцене из свежевыструганных деревянных половиц.

- Ну, это точно для марийцев! Они ведь как начнут плясать – лихо стучать каблуками, пол под ними того и гляди рухнет! – метко подмечает Николай Владимиров – руководитель Исполкома Совета Ассамблеи народов Татарстана.

Идем по селу, и как будто в продолжение темы то там, то здесь раздается стук каблуков… 

- И как так можно ритмично, гармонично «выдавать» на сцене дробь? Сколько пробовала, ничего не получается, – говорю гостье из Марий Эл - заместителю министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галине Ширяевой.

- Отбивать дробь мы не учимся! Мы с этим рождаемся! – отзывается она, смеясь.  

 

       В МЕСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ

 

Тем временем на импровизированной сцене – огромной цветочной поляне – начинается зрелищное театрализованное представление. Крепко подхватив друг друга за локотки, первыми выходят убеленные сединой участницы местного фольклорного ансамбля «Кнавел». А капелла они исполняют марийскую народную песню. Затем на майдане появляются девушки, их выступление похоже на танец лебедей: белые вышитые полотенца в их руках - как огромные расправленные крылья.    

- В далекие незапамятные времена на родословном древе финно-угорских племен образовалась марийская ветвь, - просвещает ведущий. – Марийцы охотились на зверей, ловили рыбу, занимались земледелием и ремеслами – всем тем, что необходимо для жизни. Ткали холсты, отбеливали и шили из них белые одежды. Поэтому и назвали эти края обиталищем белого народа.  

Далее зрители узнают про славного представителя марийского народа – патыр (по-русски богатырь) Чумбылат был могучим заступником своего народа. И решил Чумбылат отправиться в дальние края – учиться уму-разуму. Кузнецы, ткачи, мельники – все открывали ему тайны своих ремесел.

- Когда же наступила десятая весна, увидел Чумбылат лебединую стаю и вспомнил родные края, - продолжает ведущий комментировать происходящее на поляне-сцене. – И прошел патыр через леса и поля, и увидел марийца, пашущего деревянной сохой, и оковал соху железом. Встретил лесоруба – и подарил ему топор. Мужику, который растирал зерно камнями, показал, как построить мельницу. Так научил Чумбылат сородичей всему, что узнал в далеких краях. И пришел праздник на марийскую землю!

Глядя на происходящее на майдане, одна из почетных гостей праздника из Марий Эл – Галина Ширяева не может скрыть своих чувств:

- Знаете, я никак не ожидала, что в глубинке Татарстана так точно, достоверно передадут марийскую историю! – восторгается она. – И дело не только в содержательности, увиденное на сцене трогает до глубины души…

 

                                 У ПАМЯТНИКА ПОГИБШИМ ВОЙНАМ

Звучит гимн марийцев Татарстана. Победитель конкурса «Марий патыр-2010» Роман Назаров и призер конкурса «Марийская красавица» Елена Иштуганова торжественно поднимают флаг праздника. И вот уже над поляной-сценой развевается белое полотнище с надписью Семык.

Между тем праздник набирает обороты, ведущий сообщает о том, что на торжество марийского народа съехались фольклорные коллективы со всего Татарстана, соседних республик и областей:

- Встречайте! На майдане – представители Агрызского района, в котором компактно проживают марийцы, в пяти учебных заведениях дети изучают основные дисциплины на родном языке, открыты школьные музеи, в которых представлены культура, быт и традиции марийцев. 

Стройными колоннами идут по майдану марийцы из многих районов Татарстана: Агрызского, Арского, Актанышского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Муслюмовского. Уже через приветствия можно подробно узнать о жизни марийцев в том или ином регионе.

- Своеобразным островком марийской культуры можно назвать село Мари-Суксы Актанышского района, - сообщает ведущий. – Все учителя в этом селе – марийцы, и потому родная речь звучит и в школе, и в детсаду, и в клубе. А вот гордостью села Шурабаш Арского района стал прославленный ансамбль «Шишор», созданный еще в 1939-м году. В 1975 году коллектив даже выступал на Центральном телевидении в Москве.      

- А вот только что наши прошли! Видели?! - с нескрываемой гордостью говорит сидящая рядом со мной Зинаида Мухтина – представитель народного фольклорного ансамбля «Поляр кас» из Мари-Булярского сельского дома культуры Муслюмовского района. – Знаете, на Семык я приехала с сыном и снохой, да вообще радость такая, что все марийцы опять вместе собрались!

На поляне-сцене – представители марийской традиционной религии. Все мужчины в годах одеты в белые национальные одежды. По очереди к микрофону подходят  верховный карт (жрец) марийцев Татарстана Олег Третьяков и карт марийцев Кукморского района Моисей Ямбулатов. Они обращаются к Всевышнему, просят дождя. Дождь не заставляет себя ждать – приходит в разгар праздника.

… И под проливным дождем не смолкает дробь. Марийская дробь… 

 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Лариса Яковлева, депутат Госдумы России, председатель межрегионального общественного движения «Мер Канаш» («Всемарийский Совет»):

- В Республике Татарстан разумная, грамотная национальная политика. Сегодня я в этом убедилась, когда побывала в сельском клубе, в детском садике, в средней школе, при общении с местными жителями села Починок-Кучук. Я увидела, что каждый народ в вашей республике, будь то марийский, татарский или русский, чувствует себя как дома, на своей территории. «Наш дом – Татарстан» - именно так, как называется ваш журнал, может сказать каждый народ, проживающий здесь, ведь каждому уделяется большое внимание, и на таких национальных праздниках, как этот Семык, народ может продемонстрировать себя с самой лучшей стороны, показать культуру, самобытность. Приятно было видеть и то, что на празднике Семык выступают детские коллективы, это говорит о том, что молодое поколение уже не забудет свой родной язык, обычаи.   

Рауиль Рахматуллин, глава Кукморского муниципального района:

- В нашем районе бок о бок дружно живут татары, русские, кряшены, удмурты, марийцы. Последних 600, в основном они занимаются земледелием. Село Починок-Кучук, в котором проходит сегодняшний праздник, – самое крупное их поселение. Марийцы делают все для того, чтобы подрастающее поколение не забывало родной язык, культуру, традиции своего народа. Даже в марийском ансамбле «Кнавел» Кукморского района поют и танцуют как пожилые, так и молодые марийцы. Кстати, ансамбль известен далеко за пределами не только Татарстана, но и России – на ура, с размахом прошло их выступление в Финляндии.

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ ПРАЗДНИК СЕМЫК

С мая по июль в городах и селах нашей республики проходят традиционные праздники летнего календарного цикла, отражающие своеобразие и самобытность культур народов Республики Татарстан.

4 июня в селе Починок-Кучук Кукморского муниципального района состоится XIV Республиканский праздник марийской культуры «Семык». Этот праздник является одним из значимых и любимых праздников марийцев.

В празднике примут участие гости из Татарстана, Марий Эл, Кировской области, других регионов России. Под стук каблуков, народные напевы и веселые звуки баяна пройдет национальный марийский праздник на татарстанской земле.

«Семык» начнется в 11.00 часов. На празднике можно будет увидеть выступления фольклорных ансамблей марийских танцев и песен 17 фольклорных коллектив из 12 муниципальных образований Республики Татарстан (Агрызский, Актанышский, Арский, Балтасинский, Елабужский, Кукморский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Набережные Челны, Казань) и 4 коллектива из регионов Российской Федерации.

Праздник состоится на зеленой поляне села Починок-Кучук, где будет выстроена этнографическая деревня, отображающая быт местного марийского населения. Гости праздника смогут посетить выставку народных мастеров декоративно-прикладного творчества «В руках умельца – душа народа», поучаствовать в народных играх и состязаниях, насладиться народными песнями в исполнении фольклорных коллективов и звезд марийской эстрады.

Неотъемлемым элементом праздника станут традиционная кухня и обрядовая пища. Способы ее приготовления сохраняются у сельчан и по сей день. Во время праздника обязательным считается приготовление ряда блюд – это блюда из петуха, блины (мелна), ватрушки с картофельным пюре (парен перемеч), яичная запеканка (салмамуно), маслянные сырки из творога (уян туара), сочни из пресного теста с начинкой (кыстывий), квас, пиво (пуро).

Украшением праздника станет традиционный конкурс «Марийская красавица-2011». В основу оценок участниц конкурса положены сценическое мастерство, творческая индивидуальность, знание культурных традиций мари, истории национального костюма, традиционной кухни.

Праздник завершится конкурсом «Мари патыр-2011», а для детей будет работать городок аттракционов.

Напомним, основной идеей марийского праздника «Семык» является поминовение умерших родственников, у которых просят благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. В прошлом все сложные и многообразные обряды были направлены на упрочение хозяйства, семейного благополучия людей. Праздник способствовал сплочению сельской общины, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению. Во время праздника, как и в старину, жители села ходят друг к другу в гости, поют и пляшут под аккомпанемент барабанов и гармошек. Молодежь устраивает игры, поет песни. Кругом царит праздничная атмосфера.

Сегодняшний «Семык» не является прямым продолжением древнего марийского праздника. Он стал массовым национальным праздником марийцев. В него вошло многое от массового общественного праздника, но вместе с тем присутствуют элементы народной культуры: национальные костюмы участников праздника. В марийских селах Татарстана на праздник традиционно надевают национальную одежду, сообщает отдел по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями Исполкома Казани.

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

https://www.an-tat.ru/zhurnal-nash-dom-tatarstan/

https://old.kzn.ru/

https://www.bankgorodov.ru/

https://kukmor.tatarstan.ru/

https://www.kukmor-rt.ru/

https://aboutmari.com/wiki/

https://www.tatfolk.ru/test/

 

 

ВложениеРазмер
pochk (1).jpg93.76 КБ
pochk (2).jpg79.19 КБ
pochk (3).jpg94.22 КБ
pochk (4).jpg60.34 КБ
pochk (5).jpg34.08 КБ
pochk (6).jpg30.04 КБ
pochk (7).jpg87.7 КБ
pochk (8).jpg34.66 КБ
pochk (9).jpg80.58 КБ
pochk (10).jpg95.06 КБ
pochk (11).jpg101.75 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.