Марийское село Починок Кучук
Статус: село
Муниципальное образование: сельское поселение Починок-Кучуковское
(центр муниципального образования)
Входит в: Кукморский район
Субъект Федерации: Республика Татарстан
Подчинение: районное
Население (тыс.чел.): 0,403 (2010г.)
Территория (кв.км.):
Координаты: 56°04'42'' с.ш. 50°52'37'' в.д.
Код ОКАТО: 92233860001
Почтовые индексы: 422131
Телефонный код: +7 84364
Автомобильные коды: 16, 116
НА МАРИЙСКОМ ПРАЗДНИКЕ СЕМЫК
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ сельского поселения Починок-Кучуковское
Починок Кучук (Мултан, У - Ял)
деревня в Кукморском районе на реке Кня (бассейн р. Вятка) в 16 км к югу от поселка Кукмор.
Основана во 2-й половине 16 в. , возродился после запустения к середине 17 в. Основателем этой деревни называют черемиса язычника Мултана и Кучука. Из-за того, что в окрестностях росло много камыша, деревню еще назвали Камышлы. Сами марийцы называли свою деревню У-Ял – Новая Деревня, т.к. деревня переселилась с места первого поселения на правый берег р. Кна на более возвышенное и удобное место. Место первого поселения затоплялось и места были болотистые. Первыми переселенцами были четыре рода – Амир, Тойберды, Петышка, Бегай. До 1967 года жили одни марийцы, а с 1967 года переселили погорельцев из татарской деревни Красный Октябрь, построив им общими усилиями кирпичные дома на новом месте по дороге в Кукмор.
Починок Кучук относился к Мамадышскому уезду Асан-Елгинской волости, с 1930 года входит в Кукморский район. В 1963 году район был упразднен и территория передана в состав Сабинского района, Кукморский район восстановлен в 1965 году.
В 1929 – 31 годы личные хозяйства деревни объединялись в колхоз «Коммунар». Первым председателем состоял Сергеев Иван. «Коммунар» существовал до 1952 года, а затем отдельные колхозы объединились в единый колхоз «Дружба».
В 1989 году в деревне насчитывалось 423 жителя, а на 1997 год – 457 жителей. На 2000 год марийцев, проживающих в деревне, 264.
В 1898 году открыта братская школа Святого Гурия. Учителем состоял Прокопий Ефремов.
Мирную жизнь нарушила Великая Отечественная война. На фронт ушли 78 сельчан, а вернулись с победой 36. Семья Михайловых в войну потеряла четверых сыновей; семья Назыровых- трех сыновей.
В настоящее время деревня выросла на 4 улицы. Построены СДК, новая школа. Деревня соединена с райцентром асфальтовой дорогой.
Синерь
Деревня Синерь получила свое название от речки СИНЕРЬ – от марийского слова ШИЙ ЭҤЕР – серебристая река. Сюда поселились русские переселенцы из д. Ершовка, из Кукмора Шахмаевы, Постниковы, Белянины. Основное занятие – земледелие, т. к. земли было достаточно, также были шорники, сапожники, портные.
В деревне было 40 домов. Состав деревни состоял в основном из руских, но были и марийцы: 4 дома. Была в деревне и своя контора, в подвале которой находилась кладовка.
В 1892 году открыта школа грамоты, содержалась уездным отделением. Учителем состоял исполнитель должности псаломщика дьякон Алексей Ташевский. В дальнейшем открылась четырехлетная школа. Первой учительницей была Дюдина Александра Дмитриевна. Затем преподовали Закина Ольга Николаевна, Соловьев В. К., Корпачева Мария. Вскоре школу перевели в деревню Кашкара. После войны школу вновь открыли. В первой половине были классы, а во второй распологалась квартира Федоровой Л.К. преподовавший в деревне Поч-Кучук, и Качаловой А.А. преподавший в Синере. Однако в 1952г. дети вновь стали ходить на обучение в Кашкару. В 1959-60г. школу открыли. Преподователями были Аксанова Р. М., Искакова Г. Е.
Деревенская церковь также распологалась в Синере. Священником был приезжий Хрюсталев Федор, а певчими Обжарова П.Г. и Павлова Елена- жена священника. Вскоре после войны пришло указание разобрать церковь, что и было сделано.
В деревне был магазин, из которого позже сделали ферму-овчарню; ясли куда во время весенне-полевых работ женщины водили детей; картофелехранилище, здесь хранили кортошку для весенней посадки. И был колхозный мед; 2 посеки находились в деревне Кашкара.
Некоторое время председателем был Бурмистров. В 1959 г. соединили 2 соседствующих колхоза “Победа”и “Коммунар” и переименовали в колхоз “Дружба”.
В послевоенные годы в Синере появился первый гусеничный трактор, за руль которого сел Мусин Сагит. Чуть позже Р.Т.С. начал давать колхозам другие тракторы и комбайны.
РЕПЕТИЦИЯ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ
Чигайка
Черемисский Куюк, выселилась в конце ХVIII века из Вятской губернии Малмышского уезда. На занятой ею местности были пни из-под сгоревшего леса, от чего деревня и получила название Куюк – горелый, гарь, а по населению «черемисский». Название Чигайка дано по имени основателя деревни, черемисина Чигая. В последствии в деревне кроме марийцев появились русские – бывшие крепостные из Лаишевского уезда.
Чигайская братская школа Святого Гурия открыта в 1898 году. Учителем начал работать Сергей Михайлов.
Деревня единоличными хозяйствами существовала до образования колхоза «Дирижабль» в 1931 году, руководимого Михайловым Григорием. В деревне насчитывалось более 50 дворов. К 2000 году числится 13 дворов.
На Великую Отечественную войну деревня проводила 57 сельчан. Из их числа вернулись только 13.
Деревне есть кем гордиться. Например, Героем Социалисти- ческого труда - токарем Челябинского завода Захаровым С. А.
Старая Кня – Тошто Кна
Деревня расположена на левом и правом берегах реки Кна, составляя две улицы: Большая и Малая. Название получила от реки Кна. Кна в переводе обозначает алый цвет. Первые поселенцы, выходцы из Малмыжского уезда Вятской губернии, приметили множество алых цветов на берегах реки и это послужило названием реки и деревни. От первых же поселенцев продолжается четыре больших рода – Васька, Эшман, Карп, Тоймет.
В 1930 году единоличные хозяйства начали объединяться в колхоз «Йошкар Кна». В колхозе был яблоневый сад, выращивали овощи на отдельном участке.
Старо – Книнская школа грамоты открыта уездным отделом в 1897 году и содержалась на средства Отделения. Учителем состоял Павел Андреев. В школе занимались до 6 класса.
В свое время деревня была центром в округе. В деревне размещались сельпо, сельсовет, правление колхоза, медпункт, почта.
Со временем все эти объекты переведены в Поч-Кучук и сам колхоз «Йошкар Кна» вошел в состав колхоза «Дружба».
С началом Великой Отечественной войны 57 сельчан ушли на фронт. Вернулись с войны 21 человек.
На 1998 год в деревне 60 дворов и 222 марийца.
Княгор – Курык Ўмбал
Деревня расположена на горе. Есть легенда о том, что первые поселенцы во главе Эртыш определили место деревне с помощью кур. Следили: выведет курица цыплят – быть деревне.
Деревня Княгор обосновалась в конце ХVIII века. Население - марийцы - язычники. Ими выбрано место для молений - Кугусӳ, куда впоследствии начали ходить и марийцы других деревень. Население деревни Княгор составляют потомки родов Опанька, Яппар, Кадыр, Кунапкай, Ахтям, Андрей.
Школа начала существовать с 1870 года. По инициативе учителя Карпова была посажена березовая роща, яблоневый сад.
Основным ремеслом населения было катание валенок в зимнее время, занимались животноводством.
В 1931 году был образован колхоз «У вий», в дальнейшем колхоз вместе с другими деревнями вошел в состав колхоза «Дружба». В деревне есть свой медпункт, клуб, библиотека и др. объекты.
Мирную жизнь людей нарушила Великая Отечественная война. Деревня проводила 74 сельчан, из них только 29 вернулись.
В данное время опорой и центром культуры деревни является Княгорская начальная школа.
Красный Октябрь - Күчкән Көек
Деревня заселена переселенцами из деревни Асан–Елга в 1929 году. Причиной переселения послужило начало образования колхозов, а у Асан – Елгинцев были именные земли в тех краях. Таким образом они оставили за собой участки и образовали свой колхоз «Красный Октябрь». И деревня тоже начала носить это же название. Самая большая проблема в деревне - это отсутствие водоема. Обеспечиваются водой только из колодцев.
В 1967 году в деревне возник большой пожар: сгорела половина деревни. Погорельцев переселили в Поч – Кучук.
В деревне была своя школа. Учителями состояли: Фаттахов Кавий, Ягудин Назип Гаязович, Ягудина Лябиба Назиповна.
Деревня на войну проводила 33 односельчан, 11 вернулись домой.
В настоящее время деревня возрождается, немало молодых семей, растут дети.
Малая Кня – Кна Тÿҥ
Деревня поселилась из Малмыжского уезда Вятской губернии, со смешанным (русские и марийцы) населением. Название «Кна Тÿҥ» обозначает с марийского языка - устье реки Кна. В деревне была водяная мельница, конюшня, был магазин. Было отдельное помещение, которое служило канцелярией, а в последствии располагались ясли, клуб, а в последнюю очередь шерстобитка. В деревне школы не было. Дети учились в деревне Старая Кня.
В годы коллективизации был образован колхоз «Красный трудовик», далее деревня вошла в состав колхоза «Коммунар», а затем в состав колхоза «Дружба».
С началом Великой Отечественной войны деревня проводила 22 сельчан на фронт, вернулись только 5. 13 женщин остались вдовами.
С 1946 года по 1966 год у деревни добывали торф. На торфодобыче работали жители близлежащих деревень. Торфом обеспечивали фабрики и больницу поселка Кукмор.
Если до войны было 25 домов, то после войны их осталось только 12. В настоящее время деревни не существует.
О социально-экономическом развитии
На территории сельского поселения расположено 8 населенных пункта, где проживают 1161 человек. В том числе пенсионеров 298, инвалидов 142 чел. из них 15 с детства.
На территории сельского поселения расположена 1 - средняя школа, 2 - начальные школы, 2 - детских сада, 2 - ФАП, 1 – ЦСДК, 3 – сельских клуба, 1 - отделение связи, 1 - филиал сберкассы, 4 - частные магазины.
В средней школе обучаются 153 ученика. Отопление газовое, для питания учеников работает столовая.
В начальных школах обучаются 24 ученика, отопление тоже газовое,питание учеников обеспечена.
В ЦСДК и сельских клубах осуществляют культурно-массовую работу. При ЦСДК работает ансамбль «Кна-Вел». Ансамбль часто участвует в районных мероприятиях,з а пределами района,выезжают с концертами.
Население пользуется природным газом, из 396 домов в 282 природный газ. В дер.Починок-Кучук, Старая Кня, Кня-Баш проведен водопровод.
Население содержит 331 КРС из них 190 коров. Собрано от населения 117670 л молока на сумму 764855 тыс.руб. Трудоспособное население работают на стороне.
Земельные налоги и налог на имущество выплачивают своевременно.
Земельный налог 41 тыс.руб. налог на имущество 74 тыс.руб.
Доходная часть бюджета составляет 3033,0 тыс.руб.
При Совете сельского поселения работают 10 депутатов. Ведут прием: последняя суббота каждого месяца с 13-00 до 16-00 ч. Тел. Для обращения 30-2-93.
Руководитель муниципального образования Гайнутдинов Фаниз Асхатович тел. 30-2-93 часы приема с 8-00 до 10-00 вторник и пятницу еженедельно.
СТАТЬЯ: Марийцы, слышь, танцуют
Починок-Кучук – древнее поселение марийцев в Кукморском районе Татарстана. Здесь есть детский сад и средняя школа, в которых изучается родной язык. А вот республиканский праздник марийской культуры Семык здесь проводится впервые. 5 июня он собрал фольклорные коллективы марийцев из 14 районов и городов Татарстана, а также из Удмуртии, Марий Эл и Кировской области и стал незабываемым событием в жизни.
Перед началом праздника глава Кукморского муниципального района Рауиль Рахматуллин показывает почетным гостям отремонтированный Дом культуры. Новые сиденья, красивый занавес, а главное – пол на сцене из свежевыструганных деревянных половиц.
- Ну, это точно для марийцев! Они ведь как начнут плясать – лихо стучать каблуками, пол под ними того и гляди рухнет! – метко подмечает Николай Владимиров – руководитель Исполкома Совета Ассамблеи народов Татарстана.
Идем по селу, и как будто в продолжение темы то там, то здесь раздается стук каблуков…
- И как так можно ритмично, гармонично «выдавать» на сцене дробь? Сколько пробовала, ничего не получается, – говорю гостье из Марий Эл - заместителю министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галине Ширяевой.
- Отбивать дробь мы не учимся! Мы с этим рождаемся! – отзывается она, смеясь.
В МЕСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ
Тем временем на импровизированной сцене – огромной цветочной поляне – начинается зрелищное театрализованное представление. Крепко подхватив друг друга за локотки, первыми выходят убеленные сединой участницы местного фольклорного ансамбля «Кнавел». А капелла они исполняют марийскую народную песню. Затем на майдане появляются девушки, их выступление похоже на танец лебедей: белые вышитые полотенца в их руках - как огромные расправленные крылья.
- В далекие незапамятные времена на родословном древе финно-угорских племен образовалась марийская ветвь, - просвещает ведущий. – Марийцы охотились на зверей, ловили рыбу, занимались земледелием и ремеслами – всем тем, что необходимо для жизни. Ткали холсты, отбеливали и шили из них белые одежды. Поэтому и назвали эти края обиталищем белого народа.
Далее зрители узнают про славного представителя марийского народа – патыр (по-русски богатырь) Чумбылат был могучим заступником своего народа. И решил Чумбылат отправиться в дальние края – учиться уму-разуму. Кузнецы, ткачи, мельники – все открывали ему тайны своих ремесел.
- Когда же наступила десятая весна, увидел Чумбылат лебединую стаю и вспомнил родные края, - продолжает ведущий комментировать происходящее на поляне-сцене. – И прошел патыр через леса и поля, и увидел марийца, пашущего деревянной сохой, и оковал соху железом. Встретил лесоруба – и подарил ему топор. Мужику, который растирал зерно камнями, показал, как построить мельницу. Так научил Чумбылат сородичей всему, что узнал в далеких краях. И пришел праздник на марийскую землю!
Глядя на происходящее на майдане, одна из почетных гостей праздника из Марий Эл – Галина Ширяева не может скрыть своих чувств:
- Знаете, я никак не ожидала, что в глубинке Татарстана так точно, достоверно передадут марийскую историю! – восторгается она. – И дело не только в содержательности, увиденное на сцене трогает до глубины души…
У ПАМЯТНИКА ПОГИБШИМ ВОЙНАМ
Звучит гимн марийцев Татарстана. Победитель конкурса «Марий патыр-2010» Роман Назаров и призер конкурса «Марийская красавица» Елена Иштуганова торжественно поднимают флаг праздника. И вот уже над поляной-сценой развевается белое полотнище с надписью Семык.
Между тем праздник набирает обороты, ведущий сообщает о том, что на торжество марийского народа съехались фольклорные коллективы со всего Татарстана, соседних республик и областей:
- Встречайте! На майдане – представители Агрызского района, в котором компактно проживают марийцы, в пяти учебных заведениях дети изучают основные дисциплины на родном языке, открыты школьные музеи, в которых представлены культура, быт и традиции марийцев.
Стройными колоннами идут по майдану марийцы из многих районов Татарстана: Агрызского, Арского, Актанышского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Муслюмовского. Уже через приветствия можно подробно узнать о жизни марийцев в том или ином регионе.
- Своеобразным островком марийской культуры можно назвать село Мари-Суксы Актанышского района, - сообщает ведущий. – Все учителя в этом селе – марийцы, и потому родная речь звучит и в школе, и в детсаду, и в клубе. А вот гордостью села Шурабаш Арского района стал прославленный ансамбль «Шишор», созданный еще в 1939-м году. В 1975 году коллектив даже выступал на Центральном телевидении в Москве.
- А вот только что наши прошли! Видели?! - с нескрываемой гордостью говорит сидящая рядом со мной Зинаида Мухтина – представитель народного фольклорного ансамбля «Поляр кас» из Мари-Булярского сельского дома культуры Муслюмовского района. – Знаете, на Семык я приехала с сыном и снохой, да вообще радость такая, что все марийцы опять вместе собрались!
На поляне-сцене – представители марийской традиционной религии. Все мужчины в годах одеты в белые национальные одежды. По очереди к микрофону подходят верховный карт (жрец) марийцев Татарстана Олег Третьяков и карт марийцев Кукморского района Моисей Ямбулатов. Они обращаются к Всевышнему, просят дождя. Дождь не заставляет себя ждать – приходит в разгар праздника.
… И под проливным дождем не смолкает дробь. Марийская дробь…
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Лариса Яковлева, депутат Госдумы России, председатель межрегионального общественного движения «Мер Канаш» («Всемарийский Совет»):
- В Республике Татарстан разумная, грамотная национальная политика. Сегодня я в этом убедилась, когда побывала в сельском клубе, в детском садике, в средней школе, при общении с местными жителями села Починок-Кучук. Я увидела, что каждый народ в вашей республике, будь то марийский, татарский или русский, чувствует себя как дома, на своей территории. «Наш дом – Татарстан» - именно так, как называется ваш журнал, может сказать каждый народ, проживающий здесь, ведь каждому уделяется большое внимание, и на таких национальных праздниках, как этот Семык, народ может продемонстрировать себя с самой лучшей стороны, показать культуру, самобытность. Приятно было видеть и то, что на празднике Семык выступают детские коллективы, это говорит о том, что молодое поколение уже не забудет свой родной язык, обычаи.
Рауиль Рахматуллин, глава Кукморского муниципального района:
- В нашем районе бок о бок дружно живут татары, русские, кряшены, удмурты, марийцы. Последних 600, в основном они занимаются земледелием. Село Починок-Кучук, в котором проходит сегодняшний праздник, – самое крупное их поселение. Марийцы делают все для того, чтобы подрастающее поколение не забывало родной язык, культуру, традиции своего народа. Даже в марийском ансамбле «Кнавел» Кукморского района поют и танцуют как пожилые, так и молодые марийцы. Кстати, ансамбль известен далеко за пределами не только Татарстана, но и России – на ура, с размахом прошло их выступление в Финляндии.
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ ПРАЗДНИК СЕМЫК
С мая по июль в городах и селах нашей республики проходят традиционные праздники летнего календарного цикла, отражающие своеобразие и самобытность культур народов Республики Татарстан.
4 июня в селе Починок-Кучук Кукморского муниципального района состоится XIV Республиканский праздник марийской культуры «Семык». Этот праздник является одним из значимых и любимых праздников марийцев.
В празднике примут участие гости из Татарстана, Марий Эл, Кировской области, других регионов России. Под стук каблуков, народные напевы и веселые звуки баяна пройдет национальный марийский праздник на татарстанской земле.
«Семык» начнется в 11.00 часов. На празднике можно будет увидеть выступления фольклорных ансамблей марийских танцев и песен 17 фольклорных коллектив из 12 муниципальных образований Республики Татарстан (Агрызский, Актанышский, Арский, Балтасинский, Елабужский, Кукморский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Набережные Челны, Казань) и 4 коллектива из регионов Российской Федерации.
Праздник состоится на зеленой поляне села Починок-Кучук, где будет выстроена этнографическая деревня, отображающая быт местного марийского населения. Гости праздника смогут посетить выставку народных мастеров декоративно-прикладного творчества «В руках умельца – душа народа», поучаствовать в народных играх и состязаниях, насладиться народными песнями в исполнении фольклорных коллективов и звезд марийской эстрады.
Неотъемлемым элементом праздника станут традиционная кухня и обрядовая пища. Способы ее приготовления сохраняются у сельчан и по сей день. Во время праздника обязательным считается приготовление ряда блюд – это блюда из петуха, блины (мелна), ватрушки с картофельным пюре (парен перемеч), яичная запеканка (салмамуно), маслянные сырки из творога (уян туара), сочни из пресного теста с начинкой (кыстывий), квас, пиво (пуро).
Украшением праздника станет традиционный конкурс «Марийская красавица-2011». В основу оценок участниц конкурса положены сценическое мастерство, творческая индивидуальность, знание культурных традиций мари, истории национального костюма, традиционной кухни.
Праздник завершится конкурсом «Мари патыр-2011», а для детей будет работать городок аттракционов.
Напомним, основной идеей марийского праздника «Семык» является поминовение умерших родственников, у которых просят благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. В прошлом все сложные и многообразные обряды были направлены на упрочение хозяйства, семейного благополучия людей. Праздник способствовал сплочению сельской общины, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению. Во время праздника, как и в старину, жители села ходят друг к другу в гости, поют и пляшут под аккомпанемент барабанов и гармошек. Молодежь устраивает игры, поет песни. Кругом царит праздничная атмосфера.
Сегодняшний «Семык» не является прямым продолжением древнего марийского праздника. Он стал массовым национальным праздником марийцев. В него вошло многое от массового общественного праздника, но вместе с тем присутствуют элементы народной культуры: национальные костюмы участников праздника. В марийских селах Татарстана на праздник традиционно надевают национальную одежду, сообщает отдел по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями Исполкома Казани.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.an-tat.ru/zhurnal-nash-dom-tatarstan/
https://old.kzn.ru/
https://www.bankgorodov.ru/
https://kukmor.tatarstan.ru/
https://www.kukmor-rt.ru/
https://aboutmari.com/wiki/
https://www.tatfolk.ru/test/
Вложение | Размер |
---|---|
pochk (1).jpg | 93.76 КБ |
pochk (2).jpg | 79.19 КБ |
pochk (3).jpg | 94.22 КБ |
pochk (4).jpg | 60.34 КБ |
pochk (5).jpg | 34.08 КБ |
pochk (6).jpg | 30.04 КБ |
pochk (7).jpg | 87.7 КБ |
pochk (8).jpg | 34.66 КБ |
pochk (9).jpg | 80.58 КБ |
pochk (10).jpg | 95.06 КБ |
pochk (11).jpg | 101.75 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 13549 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий