Село Ильнеть, история татарских мари
Как-то раз изучал я карту восточных районов Татарстана, что далеко за Вяткой, почти что Удмуртия и Предуралье, и увидел знакомое название – Ильнеть! Для тех, кто родился на реке Илеть – эти названия: Илеть, Элнет, Ильнет – родные на всю жизнь! И, конечно, сразу захотелось узнать – что это за село, почему оно так называется, связано ли это с историей марийского народа, откуда пришли в эти глухие уголки марийские переселенцы?
К счастью, история села Ильнеть – оказалась незабытой, очень интересной, а предки её жителей – были нашими земляками, что жили на нашей родной реке Илеть, но в Моркинском районе РМЭ.
СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСКИХ МАРИ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО МЕНДЕЛЕЕВСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
марийская фольклорная группа Элнет
карта Менделеевского района РТ - село Ильнеть
Село в Менделеевском районе, на р. Ерыкса, в 16 км к северу от г. Менделеевск.
На 2002 г. - 354 жителя (марийцы).
Полеводство, молочное скотоводство, свиноводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1678 г. В дореволюционных источниках известно также под названием Малая Ярыкса. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1879, в селе функционировали хлебозапасный магазин, водяная мельница.
В 1871 г. была открыта миссионерская школа. В 1887-88 гг. заводчик П.К. Ушков выстроил для неё здание (ныне памятник архитектуры), одновременно выполнявшее функции церкви.
До 1921 г. село входило в Кураковскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 10.02.1935 г. в Бондюжском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 16.08.1985 г. в Менделеевском районах.
Число жителей: в 1781 г. - 59 душ мужского пола, в 1859 г. - 288, в 1870 г. - 306, в 1920 г. - 579, в 1926 г. - 607, в 1938 г. - 544, в 1949 г. - 479, в 1958 г. - 419, в 1970 г. - 553, в 1979 г. - 457, в 1989 г. - 362 чел.
Деревня Ильнеть образована выходцами из Марий-Эл, предположительно Моркинский район, что на реке Элнет. Одна из версий — язычники-марийцы переселились, уходя от насильственного крещения, во времена Ивана Грозного. Перепись Вятской губернии 1842 года показывает 290 человек жителей.
Сегодня между деревнями Ильнеть и Ерыкса (в одном километре от Ильнети) имеется памятник, поставленный к 400 летию основания этих деревень. Памятник установлен сообществом марийских поселений «Марий-ушем». Таким образом, примерное время образования данных деревень относится к 1600-м годам.
1930 год - на общем собрании жителей деревни Ильнеть образован колхоз «Мари» при Ильнетском сельсовете;
1950 год - решением Бондюжского районного исполнительного комитета объединяются хозяйства деревень - Монашево, Куяново, Актазики, Татарский Кокшан, поселок Кокшан, Кураково и образовали колхоз «Победа» при Монашевском сельсовете.
1958 год - укрупнение колхозов. Колхоз «Победа» объединяется с колхозом «Мари» с деревнями — Ильнеть и Выселки и образует колхоз им. Калинина. Решением Бондюжского РИК от 31 марта 1959 года в связи с укрупнением колхозов объединяются сельские советы Монашево и Ильнеть при Монашевском сельсовете, куда вошли все вышеуказанные деревни.
1963 год - объединение Бондюжского и Елабужского районов.
Школа
Одной из старейших школ района является церковно-приходская школа села Ильнеть. Открыта в 1871 году. В дальнейшем - четырехлетняя, семилетняя, средняя школа.
В годы Великой Отечественной войны школа опять становится четырехлетней, в связи с тем, что мужчины-учителя уходят на фронт — Филиппов Иван Филиппович, Иванов Иван Алексеевич, Кузнецов Иван Леонтьевич, Шапеев Николай Шапеевич.
После войны школа опять восстанавливает свой статус средней школы. Сегодня в Ильнетской средней общеобразовательной школе имени М.С. Герасимова обучается 42 ученика, работают 12 учителей. Директор школы — Вершинин Василий Иванович.
День Победы - ветераны села
Детский сад
На территории нынешнего детского сада в селе Ильнеть во время Великой Отечественной войны действовала детская площадка, т.к. по решению собрания жителей во время уборки урожая работа в хозяйстве велась круглосуточно, конные молотилки работали круглосуточно.
Официально детский сад был построен и открыт в мае 1965 года. На бревнах строитель Петров Михаил оставил отметину - дату и имя (он называет себя «Изе Микай» - маленький Михаил). Также имеется фотография первого выпуска - 18 детей. Заведующая детсадом — Хузина Люция Нургаязовна (жительница деревни Татарский Кокшан), воспитательница — Гайнутдинова Васима (жительница деревни Татарский Кокшан).
Сегодня действует 1 группа - 11 детей. Заведующая - Чермакова Тамара Владимировна — выпускница первой группы детсада.
При сельском Доме культуры действуют народные коллективы - детский "Шушпек", взрослый "Элнет".
КАК ПОЯВИЛИСЬ МАРИЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
В километре от деревни в землю вбит камень с надписью: "Рядом течет Илеть - чистая, прозрачная, стремительная. Ее правый берег порос вековыми корабельными соснами. Тут мари жили испокон веку - охотники, рыболовы, землепашцы."
Черемисы, предки мари, как рассказывает история, приняли удар войск Ивана Грозного. Но побежденный языческий народ не пожелал расставаться со своим белым богом добра и злым, страшным Кереметом. Не захотел отказываться от языческих богов.
Тогда-то три самых сильных брата и увели свои роды на восток. Они шли долго, скрываясь от войск Ивана Грозного, где отбиваясь, где прячась. Они знали, что найдут землю, где будет чистое небо, река, где будет простор и лес для их охотников.
Так вот и возникли три населенных пункта - Большая Ерыкса, Мари Возжай и Ильнеть.
Coordinates: 56°0'57"N 52°14'25"E
ИСТОРИЯ СЕЛА ИЛЬНЕТ!!!!
Село Ильнеть является единственной усадьбой ПСК «Элнет», образованного в 1990 году. По количеству пашни это одно из самых маленьких хозяйств района – 1372 га, из них зерновых – 700, но здесь умеют трудиться на совесть.
В Ильнети имеются: средняя школа, детсад, клуб, медпункт, магазин, один исторический памятник республиканского значения (миссионерская школа-церковь), один памятник архитектуры (надгробный камень на могиле Микая).
В Великую Отечественную войну сложили головы на пути к победе 75 доблестных воинов из села Ильнеть.
С первого класса в Ильнетской национальной школе дети обучаются марийскому языку, литературе, культуре.
масленица - Уярня на селе
Деревня – долгожитель.
В конце 19 века по принятому в Царской России административному делению село Ильнеть относилось к Кураковской волости Елабужского уезда Вятской губернии.
Дата его основания точно неизвестна, но музейные архивы повествуют о том, что вероятное время возникновения села - середина 16 века. Получается, что Ильнеть из числа сел-долгожителей. «Именно во второй половине 16 века началось переселение марийцев на восток», - гласит Статистика Вятской губернии 1890 года. Как и первые жители села, нынешнее население в основном составляют марийцы. Раньше население было смешанным, но сейчас уже исчезла улица, называвшаяся когда-то Русской. Немногочисленные русские, что сейчас живут в Ильнети, могут свободно разговаривать на марийском языке. В прошлом Ильнеть была одним из самых населенных пунктов района. По данным переписи 1930 года в селе проживало 607 человек, в 1996 году - 391.
Откуда у села такое красивое, мелодичное название: Ильнеть? Его жители рассказывают, что когда-то в эти места переселились три брата с семьями.
Они были выходцами из местечка Элнет. Оно и сейчас существует в Моркинском районе республики Марий Эл. Есть там еще и река Илеть, воспетая в марийских былинах. Она и сейчас является символом республики, стала легендарной еще и благодаря марийскому писателю Сергею Чавайну и его роману «Плеть», переведенному теперь на русский язык. Вот оттуда и пошло, считают местные жители, название Ильнеть с добавлением в корень слова буквы -н-.
Хранительница истории.
Историческим памятником республиканского значения считается Ильнетская миссионерская школа-церковь. Расположена она на окраине села. Сейчас это полуразрушенное здание. Хотя оно ныне и в неприглядном виде, с заколоченными листовым заржавленным железом окнами-глазницами, и используется как склад, но тем не менее от этих стен веет давними легендами и как будто слышны голоса первых учеников школы.
Проследить историю миссионерской школы-церкви, а вместе с ней и историю деревни, сейчас можно благодаря альбому-летописи, которую сохранил школьный музей. Начал отсчитывать вехи в развитии и становлении Ильнетской школы Николай Тимков, ее директор с 1953 по 1975 годы.
По его сведениям, начальное обучение детей в Ильнети было начато в 1875 году Вятским миссионерским обществом Святых Гурия и Варсонофия.
Учащихся тогда было не более 10 человек. Сначала занятия проходили в домах крестьян первыми учителями, которые направлялись и чей труд оплачивался Елабужским уздным отделением Сарапульского Вознесенского Братства.
В1888 году для миссионерской школы на средства купца Петра Ушкова было сооружено трехкомнатное каменное здание. В одной из комнат был оборудован алтарь с иконостасом для совершения богослужения в праздничные дни. Отсюда и такое название: школа-церковь. С постройкой учебного здания количество учащихся резко возросло – приходили дети из деревень: Нижний Выселок, Актазики, Карманково, Монашево, Текашево, Куяново, Н.Купча, В.Купча, Варали, Мари Гондырево, Б.Ерыкса, Верхний Выселок, Крещенский Тыловай, Мари Возжай, Тайшинер, Н.Полянка, Тат.- Кокшан. Частные дома арендовались для общежития детей. В 1891 году рядом было построено каменное здание поменьше для квартир учителей и их стало двое. Школу преобразовали в двухкомплектную.
В 1931-32 годах в Ильнети открылась Школа колхозной молодежи.
Название Церковь в Ильнети
Тип постройки церковь
Дата основания 1887
Дата постройки последнего здания 1887-1888 (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная
Адрес на 1917 г. Вятская губ., Елабужский у., д. Ильнеть
Современный адрес респ. Татарстан, Менделеевский р-н, с. Ильнеть
Краткое описание Кирпичная церковь-школа, построенная в 1887-1888 на средства предпринимателя П. К. Ушкова как миссионерская в черемисской (марийской) деревне Кураковского прихода. Закрыта вскоре после революции, здание сохранилось, помещение храма выделено апсидой.
Людмила СУХАНОВА
СЕМЫК
На восьмую неделю после Пасхи, по окончании весенних полевых работ выходили в старину на луг, на священные огороженные места жители марийских сёл и деревень, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребёнка. Таинственные и мистические обряды совершались в древний праздник Семык. Поминали язычники-мари умерших предков, «угощали», желали им светлой, спокойной жизни в мире ином, просили заступничества, благословения на удачу и благополучия в делах живым. Во всех дворах топились бани.
По поверьям, все умершие родственники приходили в эти дни помыться и сменить одежду, и поэтому, идя в баню, мари приглашали их с собой. Этот обычай соблюдался всеми марийцами.
Принёс марийский народ через тяжёлое время колонизации и насильственного крещения свои обычаи, сохранил, уберёг. А в начале XXI века обряды праздника Семык, как и другие элементы язычества, получили второе рождение. Конечно же, долгое соседство с крещёными соплеменниками, общение с православными русскими наложило свой отпечаток. Взаимопроникновение культур и верований на протяжении столетий шло очень активно, и многие марийцы более чтут Пасху и Троицу, нежели Семык. Но есть деревни, где влияние христианства оказалось не столь значительным.
Деревня Ильнеть, как и две её соседки, по легенде была основана около 400 лет назад тремя братьями, бежавшими вместе со своими родами от насильственной христианизации с берегов Илети. Об этом гласит и надпись на камне, установленном на дороге недалеко от села. В Ильнети, по словам директора школы В.И. Вершинина, глубоко изучившего историю родной деревни, царское правительство безуспешно боролось с язычеством. Местная миссионерская школа – церковь святителей Гурия и Варсофония, построенная на деньги мецената заводчика Ушакова, толком не работала, так что пришлось перевести приход в другое село. А когда в 1920-е годы крещёные марийцы поехали в молельную рощу – главную святыню язычников села, ильнетинцы послали гонца в соседнее татарское село, и соседи, ворвавшись на лошадях в рощу, плетьми прогнали мари-христиан.
вид на деревню из поля
В.И. Вершинин рассказывает похожие на древние сказки истории Ильнети, в которой жили и колдуны, и знахарки, заговорами спасавшие скотину от мора, где и поныне Семык – главный праздник, как и у предков. Хотя и здесь не сохранились обряды Семыка не только в первозданном, древнейшем их виде, но даже такими, какими были они в веке XIX.
Это и натолкнуло Нафису Сагбиеву на мысль возродить этнографическую страничку истории марийского народа – вернуть Семыку его древнеязыческий колорит. За годы работы старшим научным сотрудником отдела традиционных культур, ей вместе с коллегами из Республиканского научного методического центра народного творчества и культпросветработы Министерства культуры республики удалось воссоздать народные празднества удмуртов «Гырон быдтон», мордвы «Балтай», марийцев «Пеледыш пайрем».
И всё чаще приходилось слышать от руководителей национальных общин о желании оживить языческие праздники как яркое и красочное действо, а не творить их скульптурные слепки, не превращать в театрализованное представление. И Семык-202 стал именно тем пробным камнем, первой ласточкой в осуществлении этого желания – был он живым, колоритным, ярким.
Конечно, по ряду причин не все обряды были соблюдены. Например, раньше этот праздник проводился обязательно в ночь со среды на четверг. В бане обязательно парились веником, связанным из 41 вида растений. В семье Николая и Елены Ивановых, в доме которых остановились сотрудники научно-методического центра накануне Семыка, баню, кончено, топили. А вот веники были обычные – берёзовые…
Ночь Семыка считалась самой опасной. Люди верили, что ночью оживляется деятельность нечистых сил, колдунов, которые напускают порчу. Чтобы уберечься, зажигали костры, стреляли из ружей, создавали шум, караулили деревню, свои дома.
В доме на столе куклы в нарядных марийских костюмах – это призы и подарки гостям праздника. Одежду куклам шила хозяйка – Елена Ивановна, известная в Ильнети мастерица. Почти 20 лет её умелые руки кроят и шьют платья в национальном тиле, которые ильнетинцы одевают не только по праздникам, но и предпочитают в повседневной жизни. Образцами для них служат платья из сундука бабушки Елены.
Судьба семьи хозяйки дома интересна и символична. Её отец, А. Мальгин, родом из христианской семьи. А вот жена его, Пашелче, оказалась истой язычницей. Когда с фронта долго не было весточек от мужа, Пашелче, отчаявшись, поклялась себе: «Если вернётся – приму христианство». Муж вернулся, и она сдержала слово. Крестили Мальгины и своих восьмерых детей, а вот внуков уже не всех. Может быть, именно им суждено возрождать языческие обряды, национальные традиции, древний уклад жизни марийцев Ильнети.
Марийцы ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки. Молодёжь устраивала игры. Затевали в этот день [Семык] и свадьбы. В субботу застолье заканчивалось. В воскресенье отмечалась русская Троица.
в священной роще
Елена Иванова вместе с братом Геннадием более 20 лет назад стояла у истоков создания марийского фольклорного коллектива. Подтолкнули их к этому воспоминания детства, когда во время народных праздников ходили они по дворам, собирая друзей, вместе веселились, пели, устраивали настоящие народные гуляния. Обычаи эти формировались веками и выжили, благодаря патриархальности марийской общины. Бережное отношение к своим традициям позволило сохранить языковую культуру, которая осталась почти в первозданном виде. Дошли из древних времён и около 50 песен.
Геннадий Мальгин, Заслуженный работник культуры Татарстана, делает ставку на молодёжь, обучает 8-9-летних мальчишек старинным песням и танцам. Сейчас они знаю все элементы народной хореографии и песни села Ильнети. Благодаря им, Семык в 2002 году обрёл настоящий национальный колорит.
Когда праздничная толпа гостей и хозяев огромным красочным кольцом опоясала поляну за деревней, мальчики в марийских рубахах под звуки волынок и стук ритуального барабана вывели в середину круга Карта – старейшину рода. Он на родном языке приветствовал собравшихся, пожелал хорошего урожая, счастья и здоровья. Эта сцена задала тон всему Семыку.
В этом году праздник собрал фольклорные коллективы из 13 районов. Самодеятельные артисты Арского, Балтасинского, Кукморского, Елабужского, Актанышского и других районов Татарстана подарили Семыку свои лучшие, ярчайшие номера. Особенно удивил и порадовал всех старейший коллектив республики из села Старое Гришкино, который специально приехал поздравить соседей-марийцев. Полагают, что ему уже 60 лет. Хотя старожилы утверждают, что в селе ещё с 1914 года пел самодеятельный ансамбль. Не удивительно, что этот коллектив привёз на Семык песню, которой более ста лет. Каждый участник народного действа смотрел, запоминал, впитывал в себя всё новое, увлекательное, чтобы привезти частичку его к себе на родину.
Какая же всё-таки главная цель Семыка: возрождение языческих обрядов, укрепление национальных традиций или же дружба народов? В этом году именно дружба народов стала «камертоном» праздничного действия, что отметили в приветственных речах и заместитель министра культуры Республики Татарстан И. Ибрагимов, и глава администрации Менделеевского района Р. Гафаров, и гость из Марий Эл – писатель А. Юзекайн. Такое единодушие оправдано, ибо ни что так не цементирует общество, как дружба и взаимопонимание.
Взаимопроникновение культур, их причудливое переплетение происходило буквально на глазах у благодарного зрителя. Пока со сцены лились песни и слышался лихой перестук каблуков, на поляне шла борьба, и, как на популярном татарском Сабантуе, молодые парни пытались покорить высокий шест, на котором был приз. Эти игры давно стали традиционными. Но были и обязательные элементы Семыка, без которых не обходится этот праздник. И хотя сейчас не часто увидишь ритуальное жертвоприношение бычка или жеребёнка, но горячим кулешом – главным праздничным блюдом – угощают всех гостей.
Вечером собрались марийцы в праздничный хоровод, и, взявшись за руки, спели свои общие песни. Теперь не ходят, как в старину, в молельные рощи, не караулят село в ночь Семыка. Ушли в прошлое страшные и дикие языческие предания. Стал светлым и радостным праздник Семык, объединяющий людей, несущий им любовь друг к другу и к родной земле.
праздник Семык
____________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://sobory.ru/photo/175559
пользователь: Терентий
https://nailtimler.com/rayony_pages/mendeleevsky_rayon/mendeleevsky_rayon_ilnet.html
https://www.an-tat.ru/ob-assamblee/library-assembly/magazine-anko/14/2513/
Сайт Банк городов.
группа села Ильнеть Вконтакте
Вложение | Размер |
---|---|
Село Ильнеть | 417.33 КБ |
Село Ильнеть | 451.82 КБ |
Село Ильнеть | 471.15 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 9870 просмотров
Комментарии
праздник Семык!
13 июня в деревне Калтаково Мензелинского района прошёл праздник марийской культуры Семык, в котором приняли участие более 300 гостей из марийских деревень Татарстана и Республики Марий Эл.
Перед гостями выступили 15 фольклорных коллективов. Также прошли народные игры и состязания.
На празднике каждый коллектив представил участницу конкурса "Марийская красавица".
моление в роще
Впервые, после 30-х годов прошлого столетия, в с.Ильнеть 8 октября, на территории священной рощи марийцев "Пекши Кусо", провели официальные традиционные осенние моления.
Долгое время в роще молились тайно или не молились совсем.
Отправить комментарий