Марийские села Агрызского района

Путешествие по марийским селам

Всего в Агрызском районе проживает 3035 марийцев. В Бимском сельском поселении – 1053 марийцев, Кулегашском – 497, Кадряковском – 517, Азевском – 283, Красноборском – 150, Терсинском – 85, в Агрызе – 450. Марийцы – третье по численности население.    

СЕЛО КУЛЕГАШ - СТАТЬЯ ТУТ!

МАРИЙСКОЕ СЕЛО БИМА - ТУТ!

 

 

БИМА

Признанный исторический центр марийских деревень Агрызского района. В состав Бимского сельского поселения входят 4 населенных пункта: Бима, Мадык, Новая Чекалда, Пелемеш.

Селению Бима более 300 лет. В 1921 году деревня пережила страшный голод, заметно сократилось население селения. В 1929 году был организован колхоз по названием «Мариец»: туда вошли 10 беднейших крестьянских хозяйств. В настоящее время в селе существует отделение «Бима»  ООО «Агрофирма–Агрыз». Имеется 168 индивидуальных хозяйств с личным подворьем.

В настоящее время в Бимском поселении проживает 1053 человек. Средний возраст населения – 34 года. В Бимской средней школе обучаются 120 детей. Нынче на свет появилось 6 малышей.

В Биме работает самодеятельный фольклорный коллектив «Эр ужара» под руководством Владимира Корнева. В 2010 году ансамблю присвоено звание народного самодеятельного коллектива.  

 

Мадык

Одна из маленьких деревушек этого поселения. Исторические вехи жизни этой деревни таковы: в 1919 году через Мадык прошли войска Колчака, а в 1921 году мадыковцы пережили страшный голод. В 1922 году деревню настигла другая беда – в огне пожара сгорела половина села.

С древних времен здесь проживает марийское население, которое уважает и соблюдает традиционные обычаи и традиции.

 

Пелемеш

Село расположено на реке Пелемеш. Основанием села считается 1764 год. Известно, что в прошлом деревня Пелемеш подчинялась князю Чингизу, который утаил от жителей деревни известие об отмене крепостного права. Но потом каким-то образом в деревню попала газета «Искра». В 1910 году было организовано Пелемешское сельское общество, в 1918 году помещичьи земли раздали крестьянам, в 1919 году жители познакомились с белогвардейцами. В 1929 году началась коллективизация и закончилась лишь в 1937 году.

В Пелемеше живет трудолюбивый, талантливый во всех сферах народ. В 1990-х годах организован  ансамбль «Рвезылык сем» по руководством Нины Михайловой. С 1998 года начал руководить Владимир Осипов. Вместе с супругой Ириной продолжают культурную работу и по сей день. На базе нового сельского клуба организованы три группы ансамбля «Ош вис-вис»: младшая, средняя, старшая. По республиканской программе построен новый клуб.    

 

 

 КАДРЯКОВО

Единственная деревня, которая образовалась не от потомков деревни Бима. Первое документальное упоминание о деревне датируется 1850 годом. В домовой книге от 1878 года указывается, что в селении Кадряково 75 дворов, население – 600 человек. У каждого хозяйства было в наличии по 3 и более лошадей, крупного рогатого скота и несколько десятков пчелиных семей. 

Как и многие тысячи сел и городов нашей страны, село Кадряково тоже внесло свою лепту в Великую Победу. В летописи деревни есть одна памятная страница. Через Кадряково проходила санная дорога Мензелинск–Агрыз. Знаменитый татарский поэт Муса Джалиль, только что закончивший школу политруков в Мензелинске направлялся на фронт.  Он остановился на ночлег в доме деда Имая. Это было в конце декабря 1941 года.

После войны трудоспособное население составляли женщины и дети. На их плечи легло восстановление хозяйства. В 1957 году колхоз «Звено» был передовиком в районе. А в 1960 году вошел в состав колхоза «Дружба».

Жизнь продолжается, меняются поколения. Сегодня в Кадрякове проживает … человек. Средний возраст населения – .... лет. В деревне работает средняя школа, где обучаются 34 детей.  В Кадрякове работает фольклорный коллектив «Кадрек сем» под руководством Марии Артемьевой. В 1992 году ансамбль удостоен звания «Народный».

 

 КУЛЕГАШ

На территории поселения 4 деревни – Кулегаш, Байтуганово, Ожбуй, Волково. Кулегаш основан в XVIII веке. Расположен в 94 км от Агрыза, у реки Кулегаш. Первый колхоз под названием «Коммунар» был организован в 1929 году, в 1968 году он вошел в состав совхоза «Красноборский». В 1988 году отделился совхоз «Кулегашский». В настоящее время в деревне существует ООО «Агрофирма–Агрыз», «Навруз», на территории сельского поселения расположена конеферма.   

В 1992 году при Кулегашском клубе был создан ансамбль «Курмызак олык». Участники ансамбля – жители деревни Кулегаш и Байтуганово. В его копилке – несколько почетных грамот, дипломов, благодарственных писем. Меняется состав ансамбля, меняются руководители, неизменным остается дух, любовь  к родной культуре, желание оставить это богатое наследие молодому поколению.

Численность населения – 484 человека, в том числе пенсионеров – 84, трудового населения – 224, до 18 лет – 125 человек. Средний возраст жителей – 35 лет.  Есть средняя школа, где обучаются 76 детей. 

 

Байтуганово

Деревня основана в конце XVII, начале  XVIII века. Некоторым она знакома, как   Шуар, Алиш. Она расположена в 87 км от Агрыза, возле реки Бима. В 1992 году в деревне числилось 148 человек, сегодня проживает 137 человек. Пенсионеров всего 13. Средний возраст населения – 34 года. Основной источник пополнения семейного бюджета – личное хозяйство. Многие в своем хозяйстве содержат лошадей, овец, кроликов, гусей, куриц, разводят пчел.     

                                                       открытие детского сада в Байтуганово                                    

 

Ожбуй

Старая деревня, основана в XVIII веке. Со слов пожилых людей известно, что раньше в деревне было около 40 хозяйств, а сейчас их только 9. Во время формирования колхозов был создан колхоз «Ударник». При укрупнении хозяйств деревня присоединилась к Кулегашу. Жил народ, жила деревня, народу было достаточно, не бедствовали. Существовал магазин-лавка при частном доме, в 70-е годы он закрылся. В 70-е годы закрыли и клуб.

В настоящее время здесь производства нет, кто-то ходит в Кулегаш на конеферму. Многие занимаются различным промыслом: катают валенки, разводят пчел, занимаются животноводством.

 

КАМЕННЫЙ КЛЮЧ

Единственная марийская деревня, которая относится к АЗЕВСКОМУ сельскому поселению. Основана в 1808 году. Расположена в 92 км от Агрыза, возле реки Каменная. Протекающая за деревней река действительно берет свое начало в каменных ущельях. До 1890-х годов жители относились к башкирскому сословию. Занимались земледелием, разведением скота, лесными промыслами. 

В 1929 году в деревне был организован колхоз «Застрельщик».  В 1959 году его объединяют с колхозом «Маяк».

В Каменном Ключе живет трудолюбивый народ. Работает клуб, молодежи много. В свободное от работы время, по праздникам в клубе проводятся различные мероприятия.    

 
ДЕНЬ МАТЕРИ
Марийцы Агрызского района отметили День Матери
(10 ноября 2016) В Пелемешском доме культуры Агрызского района Татарстана прошел праздничный концерт, посвященный Дню Матери, где на одной сцене встретились представители разных поколений.
Средняя и старшая группы артистов подарили прекрасные стихи, юмористические сценки, современные танцы, русские и марийские песни и, конечно, марийский национальный танец. Изюминкой, одним их важных номеров, стало исполнение взрослой группой старинного марийского танца в советующих костюмах. 
В течении всего мероприятия чувствовалась теплота, искренность, а некоторые маымы не удержали слез радости.
После завершения выступления зрители еще долго благодарили артистов за этот вечер.

                                                        село Пелемеш                                                            

   
СОХРАНЯЯ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Сохраняя традиции
Трудно в чужой среде сохранить свой язык и национальность. Так уж вышло волей судьбы, что марийский народ раскидало практически по всей России. Особенно сложно стало для тех марийцев, кто попал в края инородцев совсем не похожего вероисповедания и менталитета, не особо лояльных к другим. Так случилось с марийцами, переселенными в годы жестокой внутренней политики нашего государства, в соседний татарский край. Но, не смотря на нападки местного населения, марийцы веками сохраняли свою культуру. Как же сейчас они с этим справляются с учетом всемирной глобализации, где малочисленные народы просто теряются!? Об этом мы расспросим молодую марийку и жительницу г. Агрыз республики Татарстан Любовь Михайлову.
 

Вопросы марийской национальности
Любви двадцать два года. В этом году девушка окончила Удмуртский государственный университет по специальности «Реклама» и через некоторое время устроилась на работу в редакцию районной газеты «Агрызские вести» редактором сайта. Поэтому ей, как представительнице местной прессы и как молодежной активистке, не понаслышке известно о том, как обстоят дела с сохранением родной марийской культуре и национального самосознания. Как говорит Любовь, в Агрызском районе республики Татарстан живут преимущественно татары, поэтому тяжело в такой чужой среде сохранить свой родной язык, культуру. Даже дети-марийцы в обязательном порядке изучают татарский язык с детского сада, чужой язык в школе изучают пять раз в неделю, сдают экзамены. Концерты, мероприятия проходят с преобладанием татарского языка. Все это пагубно сказывается на развитии марийской культуры, на сохранении наших традиций, обычаев, а главное происходит вытеснение родного языка. Но не все так страшно, как кажется на самом деле. Марийцы Агрызского района с особым рвением стараются не забыть свои корни.

 

                                                               село Пелемеш                                                      

Моя любимая Малая Родина
Так происходит и в деревне Пелемеш Агрызского района, которую Любовь называет скромно «моей любимой Малой Родиной». Там с делами сохранения национального самосознания все замечательно. В ее «марийском округе» все еще говорят на родном языке, поют песни, танцуют, соблюдают обычаи и традиции предков, готовят национальные блюда: «коман мелна», «шергом когольем», «шыдан пучумуш» и т.д. Частенько их навещают артисты из Марий Эл, Башкирии, Удмуртии. Есть так же ансамбли, созданные в марийских деревнях. В деревне Бима организовали коллектив «Эр Южара» (народный ансамбль с 2010 года), в Пелемеше - «Ош вис-вис», в Кулегаше - «Курмызак олык», в Кадряково - «Кадрек сем». И во всех ансамблях есть две возрастные группы: младшая и старшая. Коллективы ездят друг к другу, в различные города и села с концертами на родном языке, участвуют в разнообразных конкурсах и фестивалях. Не одно событие жизни марийцев Агрызского района не проходит без песен: будь то похороны, свадьба, рождение ребенка и тому подобное. Каждое мероприятие сопровождается национальными марийскими танцами, марийскую «восьмерку», делать «дробушку» умеют и стар и млад. Так же отрадно, что школах вышеуказанных деревень изучается марийский язык и литература наравне с татарским. В библиотеки школ, сел приходят книги, газеты, журналы. Все это благодаря тому, что детей обучают родному языку настоящие профессионалы: Эмма Ильина, Алексей Исанаев, Лидия Ишманова. Их ученики участвуют на конференциях различного уровня, на республиканской олимпиаде по марийскому языку и литературе. И каждый год становятся призерами.

 

«Мари лыжня»
Выше уже упоминалось о мероприятиях с марийским колоритом, но мне бы хотелось остановиться на одном из них. С 2008 года в «марийской округе» Агрызского района по очереди в деревнях проходит «Мари лыжня». Организатором является папа Любви, директор Бимской СОШ Эдуард Иванович Михайлов. В феврале 2015 «Мари лыжня–7» проходила в д.Пелемеш., где собралось более 300 участников, 12 семейных команд из Удмуртии, Татарстана, Башкирии, Марий Эл. Так же был поставлен своеобразный рекорд: 2 больших котла каши, 2 больших котла рагу, 60 ведер чая, 16 кг оладьев, около 500 национальных блинов. Поэтому не удивительно, что с каждым годом спортивный праздник расширяет свою географию, и из районного мероприятия он уже перерос в межрегиональный (в перспективе федеральный) уровень. На этом спортивном празднике готовиться национальные блюда, проводятся игры, проходят другие спортивные состязания: перетягивание каната, поднятие гири, прыжки на мешках. Весь день играют марийские песни, слышны задорные танцы. В будущем зимнем сезоне «Мари лыжня – 8» будет в д.Кулегаш, куда Любовь всех и приглашает.

 

В городе родная культура забывается
Но не все так гладко как хотелось бы. Молодежь уезжает в город, создают семьи, и все…останавливается развитие. На родном языке не говорят, на марийские концерты ходят редко, забываются песни и танцы, не говоря о том, что книги, газеты, журналы лежат нетронутыми на полках. И никто об этом не задумывается, словно так и должно быть – это пугает. Будем надеяться на то, что они осознают свою ошибку.

 
Ради сохранения культуры
Как уже выше упоминалось, Любовь живет в Агрызе. Недавно в ее районе официально зарегистрировалась местная общественная организация «Национально-культурная автономия марийцев Агрызского района». Ее председателем был избран Владимир Кибатов. Это очень знаменательное событие, так как раньше у марийцев, которых в Агрызском районе насчитывается 8%, не было общей организации. Теперь в дальнейшем организацией будет проводиться работа над сохранением родной марийской культуры, жизни: проводить дискотеки, планируется открыть «воскресную» школу с изучением марийского языка, приглашение марийских артистов и певцов из других регионов России.

 

Надежда на молодежь
Не смотря на трудности, чувствуется, что именно более молодое поколение неравнодушно к национальному вопросу. Они все чаще покупают и носят одежду с надписью «Марий улам», «Сылне марий удыр-рвезе», слушают марийские песни, устраивают «Мari party», ездят на форумы. Отрадно, что в Марий Эл проводится Всероссийский слет марийский молодежи, куда съездила и Люба вместе с земляками. Там она и ребята встретились с другими молодыми людьми их национальности, узнали много интересного и полезного.
 

«Ош пеледыш»
Сама Любовь почувствовала тягу к марийской культуре только тогда, когда переехала учиться в город. Ей очень не хватало чего-то родного, поэтому она и вступила в марийский ансамбль «Ош пеледыш». В этом коллективе Любовь научилась петь, танцевать, вместе с ребятами ездила по разным городам, даже выступала на мероприятиях в Ижевске.
 
Любовь к своему народу
«Сердце болит за свой народ. Хочется, чтобы он цвел и развивался. То, что я марийка, не разу не жалела и даже больше, горжусь этим. Считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать свой язык, традиции и обычаи. Мне знание языка позволяет свободно общаться на родном языке с родными, друзьями, односельчанами. Преимущество еще в том, что можно писать статьи, материалы, держать связи с другими марийцами, живущими в других регионах», - говорит Любовь в конце интервью.
Думаю с ее словами согласиться каждый мариец, уважающий свою национальность. А как по-другому!? Если ты родился марийцем, так неси с гордостью свой крест до конца своей жизни. Зачем связывать свою судьбу с западными и прочими культурами, обезличивая свою национальную принадлежность!? Зачем идти вопреки судьбе!? Родители подарили тебе жизнь, так будь же благодарен им и прими их национальность.

 

СЕЛО КУЛЯГАШ

Кулегашское сельское поселение Агрызского муниципального района расположено в 90 км от районного центра г. Агрыза. Территория муниципального образования занимает – 4270,8 га, площадь земель сельскохозяйственного назначения – 3266 га.

В состав Кулегашского сельского поселения входят 4 населенных пунктов: с. Кулегаш, д. Байтуганово, д. Ожбуй, с. Волково. Административным центром поселения является населенный пункт – с. Кулегаш.

Село является местом компактного проживания народа мари.

                                                          СЕЛО КУЛЯГАШ                                        

Площадь, численность и состав населения

Территория муниципального образования занимает – 4270,8 га, в т.ч. площадь земель сельскохозяйственного назначения 3266 га.
Численность постоянного населения (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) составляет 508 человек, в т.ч. в возрасте:
моложе трудоспособного – 129 чел.
трудоспособном – 277 чел.
старше трудоспособного – 102 чел.
 
Краткая историческая справка

Сельское поселение образовано в 1670 году.

с. Кулегаш 

По рассказам старожилов, участник Разинского восстания боясь расправы царского прави-тельства, поселился у речки (сейчас река Кулегаш) в лесу, вместе со своей семьей в 15 км. севернее от Камы. По национальности он был черемисом (марийцем) и звали его Кюльга (Кольга –по марийски). Отсюда и произошло название деревни Кюлегаш (Колегеш). «Еш» - в переводе на русский язык – семья. В буквальном переводе на русский язык означает «семья Кюльги». По русски название деревни звучит немного иначе – Кулегаш.


С большими трудностями столкнулись жители Кулегаша. Нужно было вложить большой труд, чтобы построить жилье выкорчевывать лес, распахать землю для посева. В земледелии преобладала трехпольная система севооборота, с применением отсталой сельскохозяйственной техники (соха), поэтому урожаи были плохими. Широкое развитие имело рыболовство и охота на пушного зверя.
Деревня была разделена межой на две части. На одной стороне жили крещеные марийцы, на другой – некрещеные. Жители имели приусадебные участки, но небольшие. Земля давалась толь-ко мужчинам. Деревня не принадлежала помещикам, был в деревне староста, сельский писарь. Жители платили подати, кто не мог уплатить, забирали силой. Часто в Кулегаш из Пьяного-Бора приезжали купцы и за бесценок забирали у марийцев мех, хлеб, продукты животных.
С развитием капитализма в сельском хозяйстве на селе ускоряется процесс расслоения крестьян на кулаков, середняков и бедняков.
Установление Советской власти осуществлялось в основном мирным путем.
В апреле 1918 года бело-чешские войска заняли д.Волково. Красные стояли в д.Кулегаше и между ними завязался бой, в результате белые отступили в сторону Каменного-Ключа, но и красные, чувствуя превосходство белых, вынуждены были отступить на запад. Белым не удалось долго удержаться в наших местах. В конце октября 1918 года они отступили под натиском 245го смоленского полка 28-Азинской дивизии.
В апреле 1919 года по распутице вновь наступили суровые времена, с востока наступала 400 тысячная армия Колчака. Белогвардейцы наступали из Бимы. Летом 1919 года колчаковские полчища стали терпеть поражения на всех фронтах, стало очевидным, что полный разгром Колчака не за горами. Советская власть в деревне была восстановлена.

                                                     открытие клуба в селе Кулягаш                                    


Молодая советская республика была окружена тесным кольцом врагов. В стране царили разруха и голод. Не хватало продовольствия, угля, керосина, с перебоями работал железнодорожный транспорт.
По рекомендации Казанского Губкома партии, группа питерских рабочих (М.П. Шахунов и др.) прибыли в село Красный Бор, чтобы помочь продовольственным отрядам Елабужского кантона в отправке продовольствия для Красной Армии, Москвы, Петрограда. Опираясь на бедноту, организованные в комбеды они стали изымать хлеб у кулаков и спекулянтов. Председателем комитета бедноты в то время был Самутов Изерге.

Комитетчики ходили по деревням и организовывали сбор яиц, пшена, гороха, сухарей, махорки и увозили в Красный Бор для отправки в Елабугу. Снова наступили будни. Положение на фронтах еще было угрожающим. Шли кровопролитные бои на Южном и Западном фронтах. В Пьяный-Бор чаще стали прибывать больные и раненные красноармейцы.
Не дремлет и внутренний враг. Наглеют подкулачники, все больше угрожая расправой комсомольцам. Образованный в 1919 году Бимский волисполком партии (размещался в доме Ижболдина Кузьмы) принимает решение вооружить всех коммунистов и комсомольцев и установить дежурство в сельсовете.
В 1920 году по поручению Елабужского контона РКП (б) председателем пьяноборской партийной ячейки Гурьевым В.Н. был организован Пьяноборский районный комитет РКП (б), его секретарем был избран Гурьев В.Н.
Райком руководил пятью волостями: Пьяноборской, Кучуковской, Салаушской, Чекалдин-ской и в том числе Бимской, куда входила деревня Кулегаш.


После окончания Гражданской войны наша страна приступила к хозяйственному строительству, которое было затруднено страшным голодом в 1921 году были организованы столовые детям, для спасения их от голодной смерти. В Кулегаше было их два: так называемая «русская столовая» в доме Семенова С.С. и «американская столовая», в доме Иштуганова Ишима.
В декабре 1929 года из Красного-Бора приехал тов.Апышев работник ГПУ, с целью организации колхоза. Колхозу дали название «Коммунар», а первым его председателем стал Петров Трофим Ипполитович.
Переселившиеся в 1926-27 годах на хутора (такие как «Ужара», «Бородино», «Изенер») часть крестьян стали возвращаться со своими постройками в д.Кулегаш, д.Кам-Ключ. Большую агит-массовую работу в организации колхоза и в освоении новой техники сыграли комсомольцы. Первая комсомольская организация в Кулегаше была организована в 1924 году.
В 1927-28 годах была проведена телефонная связь из Красного Бора, что облегчило работу комсомольской организации и Сельского Совета.


В 1937 году в здании С/Совета было установлено и первое радио, а двумя годами раньше была получена и первая автомашина и первым шофером стал Субаев Сибат.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Из Кулегаша ушли всего 64 защитника Родины, увезли самых лучших лошадей и многое другое. В деревне остались чуть более 100 рабочих рук, в основном женщины, старики идети, на которых ложилась вся тяжесть трудового фронта.
Кончилась война. Надо было возрождать народное хозяйство, укреплять колхозы, залечивать раны. Люди нашего села, как бы продолжая свое «наступление» на трудовом фронте совместно с возвратившимся фронтовиками вели колхозное производство. В 1950 году Кулегашский сельский совет объеденил деревни Кулегаш, Кам-Ключ, Байтуганово и Ожбуй. В 1962 году центр Сельского Совета был перенесен в д.Волково и Сельский Совет стал называться Волковским, а в 1978 году снова был перенесен в д.Кулегаш. В настоящее время депутатами Совета Кулегашского сельского поселения являются 7 человек.
В корне изменились условия труда во всех отраслях производства, где на смену ручному труду пришла механизация и автоматизация. В настоящее время в совхозе на фермах внедрено механизированное удаление навоза, автопоение скота, приготовление и раздача кормов. В корне изменился труд механизаторов, построены мастерские, теплые гаражи, имеются станции техобслуживания машин. В марте 2006 года решением общего собрания граждан СХПК «Кулегаш» вступил в холдинговую компанию «Ак Барс Банк».

 

СЕЛО БИМА

Бима (тат. Бимә) — село Агрызского района Республики Татарстан. Является административным центром и самым крупным населённым пунктом Бимского сельского поселения.

Основание населённого пункта местные исследователи относят к XV веку, что доказывается находками в огородах села монет, ходивших в обращении в тот период. До 1920 года село входило в Бимскую волость Елабужского уезда Вятской губернии.

С 1920 года включено в состав Вотской автономной области. С 1921 года перешло в состав Агрызского кантона ТАССР, с 1924 — в состав Елабужского кантона, с 1927 — в состав Челнинского кантона.

С 10 августа 1930 года село переходит в состав Красноборского района, с 28 октября 1960 года — в состав Агрызского района, с 1 февраля 1963 года — в состав Елабужского района. 4 марта 1964 года село окончательно вернулось в состав Агрызского района. Село расположено на левом берегу реки Бима. Ближайший населённый пункт Бимского сельского поселения, деревня Мадык, расположен в 2 км к юго-востоку.

Расстояние до административного центра Агрызского района, города Агрыз, составляет 61 км. По данным на 1 января 2012 года в селе проживает 623 человека, средний возраст жителей — 32 года, количество дворов — 181.

Оп

В населённом пункте расположены следующие объекты инфраструктуры: Бимская средняя общеобразовательная школа Бимское дошкольное образовательное учреждение Бимская библиотека Бимский сельский клуб Бимский фельдшерско-акушерский пункт Филиал № 1 ООО «Агрофирма „Ак Барс — Агрыз“», отделение «Бима». Действует Бимский краеведческий музей!

Около деревни расположена марийская священная роща.

Бимское сельское поселение Агрызского муниципального района Республики Татарстан 422219, Республика Татарстан, Агрызский район, с. Бима, ул. Ленина, д. 2 а Телефон: (85551) 3-37-18 Глава: Шамеев Владимир Васильевич Приемные дни и часы: Четверг с 8-00 до 16-00 

Оп

В состав Бимского сельского поселения входят 4 населенных пунктов:

с. Бима, д. Мадык, с. Новая Чекалда, с. Пелемеш.

Административным центром поселения является насаленный пункт – с. Бима. Село расположено на реке Бима на границе с Удмуртской Республикой, в 96 км к Юго - Востоку от г. Агрыз. Мадык (Мандык)

Деревня расположена в юго-восточной части района на границе с Удмуртской Республикой, в 61 км от г. Агрыз. Здесь проживает марийское население.

Основное занятие населения сельскохозяйственное производство: выращивают зерновые и кормовые культуры, развито молочно-мясное скотоводство.

 

История села Бима

Основанием села Бима (Буймо) местные исследователи относят к XV веку, то есть ко времени правления Ивана III. В XV в. несколько марийских семей вместе с русскими поднялись по реке Кама и обосновались на её правом берегу. Русские основали на гористой местности своё поселение - Пьяный Бор (нынче с. Красный Бор). Но марийцы не ужились с русскими. Найдя ручеёк, текущий на север, решили отправиться по нему в поисках места для своего жительства. На прощание они «обменялись речами», поклялись жить друг с другом в согласии. Ими руководил старик по имени Янай.

Дойдя до крупного притока, решили обосноваться на этом месте, так как природные условия показались благоприятными для развития земледелия. И на этом месте основали они марийское селение Буймо. Название деревни произошло от образного выражения «Вуй шуо» («Голова нашла»). Обоснование марийцев в этих краях именно в XV в. доказывается находками в огородах этой деревни медных монет с гербами двуглавого орла, которые были в обращении в тот далёкий период.

После основания деревни Бима была проведена граница её достаточно обширного участка земли.

Прошло время. На соседние участки начали поселяться русские, и марийцы, стремясь сохранить границу землевладений, решили построить другие марийские деревни. В течение довольно продолжительного времени марийское население этого региона занимались охотой, бортничеством, затем земледелием и скотоводством (последние виды трудовой деятельности сохранились вплоть до наших дней).

В переписи населения 1723 года указано, что в селении Бима расположено 20 хозяйств, проживало 53 мужчины. Таким образом, имеем полное право утверждать, что селению Бима более 300 лег. В 1921 году деревня пережила страшный голод, заметно сократилось население селения. В 1929 году был организован колхоз под названием «Мариец»: туда вошли 10 беднейших крестьянских хозяйств. В настоящее время в селе существует отделение «Бима» филиала агрофирмы Ак Барс, имеется 168 индивидуальных хозяйств с личным подворьем. Жители села строят новые дома, обновляют хозяйственные постройки. В 2000 году началась газификация, в 2001 году проложена асфальтированная дорога. 

Оп

  

 

________________________________________________________________________________________________________

 
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.agryz-rt.ru/ru/the-news/item/11622-puteshestvie-po-mariyskim-selam-agryizskogo-rayona.html
группа деревни Вконтакте
http://mary.addnt.ru/marijjcy-agryzskogo-rajjona-otmetili-d/
http://www.agryz-rt.ru/ru/photorubrika/item/11640-sem
http://kidsher.ru/ru/archives/2077
http://agryz.tatarstan.ru/kulegashskoye/about.htm

ВложениеРазмер
8k2cmmP (1).jpg76.7 КБ
8k2cmmP (2).jpg66.39 КБ
8k2cmmP (3).jpg264.61 КБ
8k2cmmP (4).jpg222.78 КБ
8k2cmmP (5).jpg239.04 КБ
8k2cmmP (6).jpg245.29 КБ
8k2cmmP (7).JPG341.66 КБ
8k2cmmP (8).jpg327.97 КБ