Село Ильбухтино. Тукаевский район республика Татарстан

Еще в исторических хрониках ХVII века упоминается село Ильбахтино (ныне Ильбухтино Тукаевского района Татарстана) Макарьевской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии : "В 1650 из татарской деревни Ильбахтино выселились татары, а поселились на той земле новой пустыни строитель старец Левонтий и трое братьев и церковь устроили ...." Село находится в 8 км от Набережных Челнов по карте, в 15 км — по дороге. В XIX веке село было большое, богатое, и люди в нем — работящие. А еще там была церковь святого Макария Желтоводского с двумя приделами в честь Рождества Христова и Казанския Божия Матери, построенная на средства прихожан в 1820 году (до этого здесь была не-большая деревянная церковь). Красивый храм, величественный, вместительный (ведь церковный приход, кроме ильбухтинцев, состоял из жителей еще пяти соседних деревень : Батраково, Иванаево, Кырныш, Новые Гардали и Калмаш.

 

Из книги "Краткое описание церквей Менделеевского уезда": "Се-ло Ильбахтино. Каменная церковь построена усердием прихожан в 1820 г. и перестроена в 1871 г., имеет 3 престола : во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца, в честь Рождества Христова (освящена 19 мая 1880 г.) и Казанские Божия матери (освящена 5 июня 1881 г.). При церкви есть с 1880 г. попечительство; земли при ней 33 десятины.

В селе есть земская смешанная школа. Кроме села приход состоит из 4-х деревень с 2715 душ обоего пола (1348 муж. и 1367 жен.)".

около местного родника

 

В 1936 году эта церковь была закрыта ввиду невозможности содержать здание храма - окрестные жители, получив нормальное образование и условия жизни попросту отказались содержать за свой счет ненужное им заведение.

Из девяти колоколов до настоящего времени сохранился один, его взял под личную охрану Сергей Владимирович Морозов, бывший сотрудник Набережночелнинского управления внутренних дел (работал участковым инспектором в том же Ильбухтине и соседних поселениях), ныне ведомственный пенсионер, а "по совместительству" — энтузиаст-краевед, инициатор возрождения местной церкви. В 2000 году был зарегистрирован Ильбухтинский приход со своим уставом и расчетным счетом, и теперь храм Макария Желтоводского официально включен в состав Казанской епархии Русской православной церкви. А в 2002 году началось восстановление церкви.

 

древний колокол

 

В стремлении восстановить церковь в родном селе Сергей Морозов не одинок. При поддержке председателя местного Совета самоуправления В. В. Подьячева и при материальной помощи со стороны производственного кооператива «Камский» (председатель Ф. Г. Вилданов) он вместе с односельчанами-единомышленниками А. А. Шабровым и братьями-школьниками Павлом и Николаем Колупаевыми приступил к строительным работам. Кирпичом и другими стройматериалами помогает В. И. Голубев, генеральный директор ООО «КАМАЗстройиндустрия». Не остаются в стороне и местные жители. К примеру, частный предприниматель П. В. Комлев изготовил и привез пластиковые окна к одному из приделов. Но особенно трогателен поступок школьника Саши Хорькова, который, узнав о нуждах инициаторов восстановления церкви, принес 100 рублей. Примеру юного гражданина последовали и две женщины-пенсионерки, бывшие жительницы села Ильбухтино, выкроив из своих скромных пособий также по 100 рублей каждая. 

 

внутри восстановленного храма

 

Вчера в родную обитель — храм преподобного Макария Желтоводского в селе Ильбухтино вернулись иконы «Тайная Вечеря» и «Нагорная проповедь Иоанна Крестителя», хранителями которых в последние годы были бывшие учителя средней школы № 16 г. Н. Челны Диана Згогурина и Вера Суздальцева. — Трудно определить возраст икон, — говорит краевед Сергей Морозов, — но если учесть, что ильбухтинская церковь была основана в 1650 году, то лет им немало. Теперь они иконы постепенно возвращаются в церковь, как, например, «Тайная Вечеря» и «Нагорная проповедь Иоанна Крестителя». Предполагают, что по росписи это работы 19 века. 23 года назад, во время очередного этнографического похода с учениками по окрестным местам, Диана Згогурина заинтересовалась двумя старинными иконами. Люди покидали село. Нам разрешили переночевать в одном из домов, где мы и увидели иконы. Хозяева нам сказали, что они принадлежали их бабушке, а ей достались от ее мамы. С разрешения хозяев Диана Згогурина забрала иконы. До 1991 года они находились в краеведческом музее, которым руководила ее мама Вера Суздальцева. Потом его расформировали, и Вера Дмитриевна забрала их домой. Недавно, прочитав в журнале «Технополис» о восстановлении церкви в Ильбухтино, челнинка решила вернуть иконы.

 

В день своего 20-летия я нашла иконы, а когда моему сыну исполнилось 20 лет, возвращаю их. Перед выходом из дома последний раз помолилась перед «Тайной Вечерей», с ней связаны у меня воспоминания об отце. Он был религиозным человеком. Когда заболел и лежал в больнице, я зажгла свечу перед иконой и стала просить Бога о его выздоровлении. Свеча сразу же потухла, и меня пронзила мысль, что папа умер.

Постепенно церковь в Ильбухтино восстанавливается и обретает прежние формы. Мало, правда, еще икон, но каждая из них ценная и имеет свою историю.

 

Когда-то села Батраково, Кырныш, Иванаево, Крещеные Гардали, Ильбухтино входили в один приход. В Ильбухтинской церкви крестили, венчали и отпевали. Реставратор Анатолий Шабров и краевед Сергей Морозов пытаются вернуть храму былой вид. Частично церковь восстановлена, но до полной реставрации еще далеко. Нужны большие средства. Ильбухтинцы живут надеждой, что этот день когда-нибудь настанет.

 

СТАТЬЯ Гамира ГАДЕЛЬШИНА "Республика Татарстан, 27 января 2005 г.

Места здесь просто удивительные. Лишний раз убеждаешься, что совсем не случайно природа Нижней Камы служила источником вдохновения для великого русского живописца Шишкина. Эти густые сосновые боры, светлые березовые перелески, холмы, плавно стекающие к берегам речушек, обильные родники и изобилие всякой живности испокон веков влекли к себе разный люд. Может, и потому так богата история окрестностей нынешнего автограда? О полных превратностей судьбах Малой и Большой Шильны наша газета уже рассказывала. Но есть рядом с Шильнями еще одно селеньице, которое, имея богатую событиями биографию, еще несколько лет назад было на грани если не исчезновения, то забвения — точно. О том, как не дали превратить Ильбухтино в умирающий населенный пункт, скажу чуть позже. А сейчас окунемся в XVII век. Хотя местные краеведы и убеждены, что поселение на месте слияния речушек Шильна и Бескачнь на левобережье Камы появилось в незапамятные времена, официально село Ильбухтино, расположенное в двух десятках километров от Набережных Челнов, известно с 1690 года. По мнению авторитетного татарского писателя-краеведа академика Дамира Гарифуллина, корни этого названия — в древнетюркском имени Ильбакты. Это слово в литературном переводе звучит как "охраняющий родные края". Кстати, до недавнего времени поселение так и именовалось — Ильбахтино. Надо сказать, что аналогичные по звучанию имена прежде были довольно распространены в татарском языке.

 

— В старинных татарских родословных, — рассказывает Дамир Хайруллович, — часто встречаются такие имена, как Байбакты, Ишбакты, Уразбакты, Ханбакты, Янбакты и другие. И ряд этих имен увековечен в названиях населенных пунктов. В частности, в Мамадышском районе есть село Уразбахтино, известное со времен Казанского ханства. И если говорить об Ильбухтине, то в книге Хисамутдина Муслима аль-Булгари "Таварахы Булгария" ("Булгарские повествования") мы читаем : "...После того как господин мир-Тимур прибыл в Содом, то есть в город Елабугу. В то время в Содоме ханом был Ильбакты, сын Уразбакты-хана. Этот хан не знал никакой веры и религии, мир-Тимур обращал его в ислам, но он не согласился. Упоминаемый Содом был небольшой город, его также обратил в прах и, приказав разломать ворота, бросил их в Каму, жителей взял в плен, а остальных разогнал по разным сторонам света". Имя же своенравного хана осталось в истории навечно. В первые десятилетия после завоевания Казани войсками Ивана Грозного более трети бывших татарских деревень Казанского ханства были полностью заселены русскими крестьянами-переселенцами. Татарам же было запрещено селиться ближе чем за тридцать километров от Волги и Камы. А деревня Ильбакты (Ильбухтино) находилась именно в такой зоне. Со временем она осталась внутри Закамской оборонительной черты, а с вынужденным уходом прежних жителей появились бросовые земли — пустоши. Пришлые русские, причем в основном это были выходцы из Вятской и Казанской губерний, селились на казенных землях, таких, как левая прибрежная полоса Камы. Еще в конце XVI века некоторые монастыри имели здесь свои земли. Документы, датируемые XVII веком, сообщают : "... а деревня Илбахтина была за рекою Шильною и татаровя из тое деревни вышли, а поселились на той земле новой пустыни строитель Левонтий з братьею и церковь устроили, а земли им на пашню дано два поля Илбахтинские же татар за речкою Шильною. А от той Илбахтинской пашни вверх по Шильне реке до татарские же деревни Шемелины".

 

В конце XVII века Новорожденский мужской монастырь в Ильбухтине, возведенный Левонтием со товарищи, был приписан к Казанскому архиерейскому дому и в дальнейшем именовался домовым архиерейским приписным монастырем. Судьба детища старца Левонтия оказалась нелегкой. В 1707 году в этих краях вспыхнуло мощное национальное восстание, и монастырь, доведший местных жителелей до края, был сожжен дотла. Чуть позже деревню с церковью передали во владения Елабужского Троицкого монастыря. Не менее трагична судьба сельской церкви. Деревянная не выдержала испытания временем. Но на этом же месте была возведена другая. Вот что пишется по этому поводу в книге "Краткое описание церквей Менделеевского уезда" : "Село Ильбахтино. Каменная церковь построена усердием прихожан в 1820 г. и перестроена в 1871 г., имеет 3 престола: во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца, в честь Рождества Христова (освящена 19 мая 1880 г.) и Казанские Божия матери (освящена 5 июня 1881 г.). При церкви есть с 1880 г. попечительство; земли при ней 33 десятины. В селе есть земская смешанная школа. Кроме села приход состоит из 4-х деревень с 2715 душами обоего пола..."

Сергей Морозов — хранитель истории родного края. С детских лет он увлеченно записывал воспоминания стариков, по крупицам собирал факты и события села в единое целое. — Ильбухтино было большим процветающим селом, — говорит Сергей Владимирович. — В 1800 году здесь действовали 2 водяные мельницы, которые перемалывали до 800 четвертей зерна. Была красильня, народ не только пахал и сеял, но и активно занимался другими промыслами. Развито было у нас и пчеловодство. Если в самом начале заселения пустоши тут насчитывалось 90 дворов, то уже Пятая ревизия 1795 года подтвердила наличие 136 дворов, в которых проживали 600 крестьян обоего пола. С мая по октябрь 1918 года на территории Мензелинского уезда царило безвластие, — рассказывает краевед. Лютовали здесь белочехи. В конце октября 1918 года весь Мензелинский уезд был очищен от белых. В это время в рядах Красной Армии находились 36 ильбухтинских крестьян, которые защищали советскую власть в партизанской армии уполномоченного ВЦИК И. Кожевникова.

Не раз страдало Ильбухтино от пожаров. Летом 1885 года сгорели разом 132 двора. Погулял красный петух на здешних подворьях и в наше время. Только в 1972 году дотла сгорели 38 домов. Опустошительным для деревни оказалось и строительство автогиганта. Взрослое население, и особенно молодежь, рванули в город на заработки, деревня начала приходить в упадок.

Это время на памяти председателя кооператива "Камский" Фоата Вилданова, который тогда был здесь управляющим отделением. В ту пору Ильбухтино было отделением одноименного совхоза, центральная усадьба которого была на значительном расстоянии от села. И это создавало множество проблем — от социальных до бытовых. Именно Фоат Габдулхакович стал в свое время инициатором присоединения этого села к совхозу "Камский". Но мало было просто присоединить село к той сельской инфраструктуре, которая уже сложилась в тогдашнем совхозе. Нужна была работа для крестьян. И вот тогда Вилданов взялся за задачу, которую многие в ту пору сочли просто несбыточной : он решил создать на базе Ильбухтина современный молочнотоварный комплекс, который дал бы работу селянам. А их сегодня более двух с половиной сотен в ста дворах. Начали с восстановления небольшого коровника, работа закипела. То, как возрождалось Ильбухтино, — тема отдельного разговора. Наверное, на базе этого села вполне можно провести поучительный семинар для тех руководителей хозяйств республики, которые сетуют на убыточность своей отрасли. Пример "Камского" говорит об обратном. Есть у людей работа, есть и заработная плата, семьи сыты, одеты-обуты.

музей села

— Фоат Габдулхакович — человек поразительной души, — горячо говорит о Вилданове Сергей Морозов. — Ведь не зря шесть раз подряд ему присуждали звание "Человек — золотое сердце". Он строгий и требовательный руководитель и самый настоящий хозяин на земле, радеющий за своих ближних. А ближние его — это большой коллектив "Камского", это каждый житель наших сел.  

Село живет земными заботами. Народ здесь благодаря коопера-тиву "Камский" крепко стоит на ногах. Хозяйства добротные, много живности на дворах, тем более что кормами кооператив своих работников снабжает исправно. В районе шутят : мол, в этом кооперативе текут молочные реки да в картофельных берегах. Оно и правда. Молоко и картофель — основа благополучия тружеников "Камского". Здесь умеют выращивать свою фирменную культуру, получая высокие урожаи. Прибыльно и производство молока. Работать здесь умеют, потому и верят в свое будущее.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

  • http://sobory.ru/ http://ilbuhtino.narod.ru/
  • СТАТЬЯ Гамира ГАДЕЛЬШИНА "Республика Татарстан, 27 января 2005 г.
  • Газета «Вечерние Челны»

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.