Село Бима, татарские марийцы
Бима (тат. Бимә) — село Агрызского района Республики Татарстан. Является административным центром и самым крупным населённым пунктом Бимского сельского поселения.
Основание населённого пункта местные исследователи относят к XV веку, что доказывается находками в огородах села монет, ходивших в обращении в тот период. До 1920 года село входило в Бимскую волость Елабужского уезда Вятской губернии.
С 1920 года включено в состав Вотской автономной области. С 1921 года перешло в состав Агрызского кантона ТАССР, с 1924 — в состав Елабужского кантона, с 1927 — в состав Челнинского кантона.
С 10 августа 1930 года село переходит в состав Красноборского района, с 28 октября 1960 года — в состав Агрызского района, с 1 февраля 1963 года — в состав Елабужского района. 4 марта 1964 года село окончательно вернулось в состав Агрызского района. Село расположено на левом берегу реки Бима. Ближайший населённый пункт Бимского сельского поселения, деревня Мадык, расположен в 2 км к юго-востоку.
Расстояние до административного центра Агрызского района, города Агрыз, составляет 61 км. По данным на 1 января 2012 года в селе проживает 623 человека, средний возраст жителей — 32 года, количество дворов — 181.
В населённом пункте расположены следующие объекты инфраструктуры: Бимская средняя общеобразовательная школа Бимское дошкольное образовательное учреждение Бимская библиотека Бимский сельский клуб Бимский фельдшерско-акушерский пункт Филиал № 1 ООО «Агрофирма „Ак Барс — Агрыз“», отделение «Бима». Действует Бимский краеведческий музей!
Около деревни расположена марийская священная роща.
Бимское сельское поселение Агрызского муниципального района Республики Татарстан 422219, Республика Татарстан, Агрызский район, с. Бима, ул. Ленина, д. 2 а Телефон: (85551) 3-37-18 Глава: Шамеев Владимир Васильевич Приемные дни и часы: Четверг с 8-00 до 16-00
В состав Бимского сельского поселения входят 4 населенных пунктов:
с. Бима, д. Мадык, с. Новая Чекалда, с. Пелемеш.
Административным центром поселения является насаленный пункт – с. Бима. Село расположено на реке Бима на границе с Удмуртской Республикой, в 96 км к Юго - Востоку от г. Агрыз. Мадык (Мандык)
Деревня расположена в юго-восточной части района на границе с Удмуртской Республикой, в 61 км от г. Агрыз. Здесь проживает марийское население.
Основное занятие населения сельскохозяйственное производство: выращивают зерновые и кормовые культуры, развито молочно-мясное скотоводство.
История села Бима
Основанием села Бима (Буймо) местные исследователи относят к XV веку, то есть ко времени правления Ивана III. В XV в. несколько марийских семей вместе с русскими поднялись по реке Кама и обосновались на её правом берегу. Русские основали на гористой местности своё поселение - Пьяный Бор (нынче с. Красный Бор). Но марийцы не ужились с русскими. Найдя ручеёк, текущий на север, решили отправиться по нему в поисках места для своего жительства. На прощание они «обменялись речами», поклялись жить друг с другом в согласии. Ими руководил старик по имени Янай.
Дойдя до крупного притока, решили обосноваться на этом месте, так как природные условия показались благоприятными для развития земледелия. И на этом месте основали они марийское селение Буймо. Название деревни произошло от образного выражения «Вуй шуо» («Голова нашла»). Обоснование марийцев в этих краях именно в XV в. доказывается находками в огородах этой деревни медных монет с гербами двуглавого орла, которые были в обращении в тот далёкий период.
После основания деревни Бима была проведена граница её достаточно обширного участка земли.
Прошло время. На соседние участки начали поселяться русские, и марийцы, стремясь сохранить границу землевладений, решили построить другие марийские деревни. В течение довольно продолжительного времени марийское население этого региона занимались охотой, бортничеством, затем земледелием и скотоводством (последние виды трудовой деятельности сохранились вплоть до наших дней).
В переписи населения 1723 года указано, что в селении Бима расположено 20 хозяйств, проживало 53 мужчины. Таким образом, имеем полное право утверждать, что селению Бима более 300 лег. В 1921 году деревня пережила страшный голод, заметно сократилось население селения. В 1929 году был организован колхоз под названием «Мариец»: туда вошли 10 беднейших крестьянских хозяйств. В настоящее время в селе существует отделение «Бима» филиала агрофирмы Ак Барс, имеется 168 индивидуальных хозяйств с личным подворьем. Жители села строят новые дома, обновляют хозяйственные постройки. В 2000 году началась газификация, в 2001 году проложена асфальтированная дорога.
История Бимской школы.
Школа имеет вековую историю. В 1895 году Бимская школа была открыта как начальная школа. Первым учителем был Гаврил Константинович Константинов. В 1927 году стала семилетней. В 1937 году была открыта средняя школа и, директором школы в то время был марийский писатель Токмурзин–Ломберский.
В 1942 году был открыт детский дом, который работал до 1955 года. В 1950-е года учился марийский поэт В.Б.Исенеков. С 1961 по 1980 год Бимская школа была восьмилетней, с 1981 года стала средней. В 2000 году школе вручена грамота «Школа содействующая укреплению здоровья бронзового уровня». В 2000 году команда учеников 7 класса заняла первое место «в президентских соревнованиях» Республики Татарстан.
В городе Адлере на российских «Президентских соревнованиях» показала высокий уровень подготовленности и заняла 9 место. участница команды Михайлова Марина в кроссе заняла 2 место.
Известные люди Бимского сельского поселения
Макарова Нина Васильевна Родилась в Брянской области, окончив с отличием Казанский педагогический институт, по распределению попала в Бимскую школу. С 1961 года начала работать учителем математики, с 1963 по 1991 годы работала заместителем директора по учебно-воспительной работе и вела уроки математики. Учащиеся Нины Васильевны получали хорошие знания, легко поступали в высшие учебные заведения. Хорошо была поставлена учебно-методической работа, профориентационная работа, в этот период многие поступали в педагогические институты, в настоящее время почти все учителя Бимской школы являются учениками Нины Васильевны.
Имеет звание «Отличник народного просвещения». Награждена орденом «Знак Почета», медалями «За трудовую отличие», юбилейными медалями. Ильина Наталья Ильинична Родилась в октябре 1923 года. Начало трудовой деятельности совпало с лихими военными годами. В военные годы работала на лошади, возили грузы до Мамадыша, Казани, работала на лесозаготовках, участвовала на строительстве дороги в Пермской области. В послевоенные годы продолжала работать в родном колхозе. За достигнутые успехи отмечена правительственными наградами: имеет 2 Ордена Славы, несколько медалей «За трудовую отвагу», имеет звание «Ветеран труда», часто получала премии за ударный труд. Воспитала 5 детей. В настоящее время проживает в селе Бима. Ишмурзина Сакия Исламовна Родилась в 1929 году в селе Бима, закончив семилетнюю школу в 1941 году, начала работать в родном колхозе. В военные годы работала на лесозаготовках.
Долгие годы проработала дояркой и была в числе передовых. Воспитала семерых детей. За достигнутые успехи в сельскохозяйственном производстве награждена медалью «Победитель социалистического соревнования», почетными грамотами. Урысова Валентина Исааковна Родилась в селе Бима в 1958 году. Закончив восьмилетнюю школу, поступила в Мензелинское педагогическое училище, которое закончила с отличием, далее продолжила образование на факультете иностранных языков ЕГПИ.
Свою трудовую деятельность начала в Пестречинском районе учителем иностранных языков. В настоящее время занимает должность заместителя руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам. Исанаева Ольга Николаевна Родилась в селе Бима. Начало трудовой биографии связано с военными годами. Трудовая деятельность была связано с животноводческим производством, работала телятницей, дояркой, общий трудовой стаж 40 лет. Является участницей выставки ВДНХ, за достигнутые успехи награждена многими медалями и денежной премией.
Михайлов Михаил Викторович Родился 10.01.1925 года. После окончания школы начал трудовую деятельность в родном колхозе. В 1943 году призван в действующую армию, воевал на первом Украинском фронте, далее в саперной части второго Украинского фронта. В 1944 году был ранен.
Войну закончил в г. Вена, демобилизован в 1946 году. Награжден орденом Великой Отечественной Войны 2 степени. После войны работал в колхозе бригадиром, был хорошим столяром, за достигнутые успехи награжден многими медалями за трудовое отличие, и юбилейными медалями. В настоящее время проживает в селе Бима.
Дмитриев Разин Петрович Родился 23.09.1948 года в селе Бима Красноборского района ТАССР.
Окончив Бимскую восьмилетнюю школу, поступил учиться в Чегандинскую среднюю школу Удмуртской АССР. После окончания средней школы устроился на работу в электрогенераторный завод в г.Сарапул. В 1971 году вернулся в родное село и трудоустроился в Бимскую школу учителем музыки и физики. В 1976 году поступил на факультет физического воспитания Казанского пединститута и стал преподавать уроки физкультуры. В 1983-1988 годах работал директором школы, именно в этот период было построено новое здание современной школы.
В настоящее время работает в данной школе учителем технологии. Кабинет технологии, возглавляемый Дмитриевым, считается одним из лучших в районе, учащиеся занимают призовые места на районных олимпиадах по технологии. За плодотворный труд присвоено звание «Отличник народного просвещения», награжден многими грамотами, нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования».
СТАТЬЯ ПРО СЕЛО БИМА
По окружным проселочным дорогам, колдобинам и ухабам, по лесам и полям нужно ехать до марийских сел Кадряково, Кулегаш, Пелемеш, Бима. Самое большое – Бима. И средняя школа, красивая, уютная, теплая, любимая детьми и родителями, торит свою дорожку в образовании района.
С 1989 г. здесь работает историко-краеведческий музей, в котором собраны интересные экспонаты и материалы числом более 400 – «Марийская национальная одежда», «Предметы домашнего обихода», «История села» и т.д. Есть здесь и архив, где хранятся оформленные школьниками по всем музейным правилам исторические документы, образующие летопись человеческих судеб и жизни села. Прекрасное здание детского садика, оформленного в стиле марийских народных мотивов, дополняет национальный колорит села. В 1994 г. на базе Бимского детского сада состоялся республиканский семинар по вопросам интернационального образования и воспитания.
В 1999 г. учителя марийского языка и начальных классов были активными участниками научно-практического семинара, организованного министерствами образования Татарстана и Марий Эл на базе Менделеевского района. Любуешься прямыми улицами, ухоженными палисадниками, высокими домами с резными наличниками, и невольно приходит мысль: это тоже народная педагогика – видеть свой труд и радоваться ему.
МАРИЙСКИЙ ПРАЗДНИК СЕМЫК- 2010г.
5 июня в 10.00 на лесной поляне с.Бима Агрызского района Республики Татарстан состоится XII Республиканский праздник марийской культуры «Семык». Впервые в этом году накануне праздника состоится общее моление в «священной роще», в котором примут участие 25 картов из Татарстана и Марий Эл. На праздник приедут более 15 коллективов из 12 районов Татарстана, в составе более 300 человек. Также в этом году в празднике «Семык» примут участие представители соседних республик - Марийской и Удмуртской. Мероприятие пройдет на лугу, недалеко от населенного пункта, где специально устанавливается сцена для коллективов художественной самодеятельности и спортивные площадки.
В программу праздника входит экскурсия по рядам «Творческих мастерских» (презентации Республиканских выставок-конкурсов рисунков «Марийская капель», «Марийская вышивка» и районных выставок), парад делегаций на центральном майдане «Народ, который един - непобедим», концерт участников праздника, национальные конные скачки, игровые состязания, конкурсы. Украшением праздника традиционно является конкурс «Марийская красавица». В основу оценок участниц конкурса положены сценическое мастерство, творческая индивидуальность, знание культурных традиций мари, истории национального костюма, традиционной кухни. Праздником «Семык» начинается цикл летних праздников марийцев. В отличие от русского «Семыка», основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.
Сегодняшний «Семык» не является прямым продолжением древнего марийского праздника. Он стал массовым национальным праздником марийцев, в котором присутствуют элементы народной культуры: национальные костюмы участников праздника, народные песни и танцы, национальная инструментальная музыка, игры, традиционная кухня.
СТАТЬЯ ПРО ТАТРСКИХ МАРИЙЦЕВ
Вот так радушно могут пригласить вас в гости на татарстанскую "Камчатку" - в Агрызский район. Добро пожаловать в добрый дом, скажут вам марийцы, для которых эта земля - их малая родина. Многие века здесь живут бок о бок татары и марийцы. И вряд ли кто скажет с точностью не то что до года, а даже до века, кто раньше обосновался в густых лесах севера нашей республики - тюркское племя древних татар или столь же древняя финно-угорская семья марийцев. Откуда "есть пошел" черемис Это сейчас наших соседей именуют "мари", прежде в ходу было другое название - "черемисы". Древняя нация является не только коренным населением Марийской Республики, но и соседних с нею областей Поволжья и Урала.
Много марийских поселений в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Всего в Российской Федерации проживает около 645 тысяч марийцев. В нашей республике - 18 800, что составляет 0,5 процента населения Татарстана. А вот в Агрызе марийцев больше восьми процентов, почти три тысячи человек.
- Нас относят к субуральскому типу уральской расы. Так называемые европеоиды с некоторыми монголоидными чертами, - рассказывает кандидат педагогических наук Олег Третьяков, много лет исследующий историю агрызских мари.
- При этом этнос подразделяется на три основные подгруппы: горные, луговые и восточные марийцы. Горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые - Ветлужско-Вятское междуречье. А восточные марийцы, к которым относимся и мы, агрызские мари, живут в основном на территории Башкортостана, куда они переселились в XVI-XVIII веках. Как этнос наша нация сформировалась на базе финно-угорских племен, живших в Волго-Вятском междуречье в I тысячелетии нашей эры.
Горные марийцы находились под русским влиянием уже с XV века, а вот луговые, входившие в состав Казанского ханства, оказывали ожесточенное сопротивление пришлым русским, в частности, во время Казанского похода 1551-1552 годов. Традиционная вера народа мари, объявленная "презренным язычеством", жестоко преследовалась властями и церковью. Вырубали священные рощи, разгоняли моления, наказывали верующих. Многие марийцы, не желая осквернять себя чуждой верой, уходили с традиционных мест обитания в башкирские степи, на Урал. Сегодня там проживает около 150 тысяч мари, которые в своем подавляющем большинстве не приняли христианства и поклоняются древнемарийским богам.
В верованиях мари значительное место занимают культ природы, культ предков. Адам Олеарий в "Подробном описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Пермию в 1633 и 1639 годах" отметил у черемисов почитание солнца, огня, воды, луны, единого "бессмертного бога", а также "черта", чья "резиденция" находилась на реке Немде (тут имеется в виду народный герой и князь Чембулат), и "духов-мучителей", которым черемисы приносили "умилостивительные жертвы" (боги низшего порядка в марийском языческом пантеоне). В марте 1920 года второй съезд национальных меньшинств Вятской губернии, горячо поддержавший идею создания автономии марийского народа, рекомендовал марийцам сохранить "белую, как снег, одежду; быстрый, как молния, ум; ясные, как звезды, глаза; силу Онара в своем теле; пластичный, как воск, язык; прекрасные, как щебетание птиц, песни; неугомонный, как лист на дереве, характер; нежную, как крылья бабочки, душу".
И нашла голова это место
По-разному складывались судьбы марийских общин, но одно могу сказать: тот завет далекого от нас съезда агрызские марийцы смогли выполнить в точности. Своеобразным центром "марийского куста" этого района, куда входят восемь населенных пунктов, остается село Бима (Буймо). Именно оно дало в свое время жизнь еще нескольким деревням. Основание села Буймо местные исследователи относят к XV веку, ко времени правления Ивана III. Тогда несколько марийских семей вместе с русскими поднялись по Каме и обосновались на ее правом берегу. Русские основали на гористой местности свое поселение Пьяный Бор, которое ныне именуется Красным Бором. Но уж так сложилось, что марийцы не ужились с русскими. Найдя ручеек, текущий на север, решили они отправиться по нему в поисках нового места. На прощание они "обменялись речами" - поклялись жить друг с другом в согласии.
Дойдя до крупного притока, решили остановиться тут. И на этом месте заложили селение Буймо. Название произошло, по одной из версий, от образного выражения "вуй муо" ("голова нашла"). После основания деревни Бимы была проведена ее граница. Это были достаточно обширные земли. Прошло время. На соседних участках начали селиться русские, и марийцы, стремясь сохранить границу своих землевладений, решили построить другие марийские деревни. Так были основаны, как полагают местные жители, Пелемеш, Кулегаш, Каменный Ключ, Ожбуй, Шуар.
Для того чтобы узнать во всех подробностях историю этих мест, достаточно заглянуть в одну из марийских школ. Именно школа стала своеобразным культурным центром, где хранятся и развиваются традиции народа. С заместителем главы Агрызского муниципального района Равией Лутошниковой мы решили начать с Бимской средней школы. И совсем не случайно.
Дело в том, что здесь уже не один год существует научное общество учащихся "Альтаир", в котором занимаются ребята, неравнодушные к судьбе своего края. Хотя, видимо, это не совсем верно. Равнодушных-то как раз вы в этих краях и не встретите. Может, еще и потому так сильны здесь национальные истоки. Если у татар национальная одежда осталась практически только для сцены, то для агрызских мари в порядке вещей носить ее в быту, наряжаться на торжества. И дети относятся к этой одежде не как к реликвии из бабушкиного сундука, а как к привычным нарядам.
Воспитание начинается в семье
О школах, пожалуй, стоит рассказать отдельно. Знаете, какая проблема волнует здешних педагогов? Научить детей русскому языку в той же мере, в какой они владеют марийским. Думаю, не один педагог национальной школы при этих словах грустно вздохнет. Ведь зачастую проблема обстоит с точностью до наоборот - родного языка нынче не знают! - В нашей школе 140 учащихся, из них 29 мы привозим из соседнего Пелемеша, - рассказывает директор школы Георгий Кибатов. - Родной язык преподаем детям с первого класса по одиннадцатый.
Наш кабинет марийского языка и литературы занял второе место в республике по своей оснащенности, а наш педагог Эмма Ильина является председателем республиканской медальной комиссии по марийскому языку. Но воспитание детей начинается именно с семьи. Здесь сильны национальные устои, здесь растят своих чад в уважении к своей истории и культуре.
Это, наверное, особенность небольших селений. Конечно, в той же Биме, где и двухсот дворов нет, проще сохранить родные устои, нежели в большом городе. - Живут у нас одни марийцы, - замечает глава поселения Владимир Шамеев, но тут же задумывается: - Хотя нет, есть один татарин, но у него отец мариец. Посмеялись мы при этом от души, но не могли не обратить внимания на одну особенность здешних жителей: прекрасно владея родным языком, они так же легко переходят на татарский. Может, тяга к языкам - еще одна национальная особенность этого народа? А первую особенность мы испытали на себе. Куда бы мы ни попали в этот день, нас везде старались угостить чем-нибудь вкусненьким. Отказ не принимался, обижались совершенно искренне. Тем более что были мы в селе в пятницу - священный для марийцев день, когда предписывается общаться, ходить в гости друг к другу, посещать близких, накрывать столы и угощать. Два года назад Бимская средняя школа отметила свое 110-летие.
Ее богатая история дает основание говорить о том, что это учебное заведение занимает немаловажное место в культуре всего марийского народа. Здесь учились известный марийский баснописец Михаил Герасимов, журналисты Максим Кузнецов и Василий Бельский, а поэт Валентин Исенеков даже рассказал о Биме в одной из своих книг. Школа гордится тем, что все ее педагоги - ее же выпускники. Уникален и музей, созданный здесь при содействии практически всего села. Старинные наряды, древние орудия труда, предметы быта - многое удалось сохранить только благодаря этому музею. А благодаря таким ребятам, как Юля и Юра Дмитриевы, Ирина Юзыкова, Надя Самарина, которые увлеченно занимаются в научном кружке "Альтаир", история села обогащается новыми фактами.
Тем более что археологические и научные традиции были заложены здесь еще в двадцатые годы прошлого столетия известным марийским педагогом Эшпаем Михайловым, возглавлявшим тогда эту школу. Столь же богата история еще одной средней школы агрызских мари в селе Кулегаш.
В день приезда здесь проводилось плановое мероприятие - кустовой семинар учителей начальных классов и учителей марийского языка и литературы на тему "Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку". - В течение дня педагоги побывали на уроках, обменялись опытом работы, - рассказывает директор этой школы Вера Алексеева, которая работает здесь уже тридцать пять лет, а последние десять возглавляет школу. Вера Яковлевна - русская, но за годы, что живет среди марийцев, в совершенстве овладела языком, знает все тонкости местной культуры и быта. Кстати, именно здесь мы встретились с удивительным человеком, посвятившим свою жизнь изучению родного языка и культуры.
С него мы начинали этот материал - кандидат педагогических наук Олег Александрович Терентьев. Выпускник этой же школы, сейчас он живет и работает в Ханты-Мансийском округе, но скоро, по всей видимости, переберется в родные места. Дело в том, что пришлось ему взвалить на свои плечи ответственную миссию: неожиданно для себя он стал картом - жрецом, исполняющим языческие обряды агрызских марийцев. Живы традиции - жив народ - Так получилось, что обратился я несколько раз к нашему карту с просьбой провести по тому или иному случаю обряд, - вспоминает Олег Александрович. - Провели, но ведь человек он совсем немолодой, потому в следующий раз сказал: "Давай-ка, сынок, приступай сам, чего не знаешь - научу, подскажу". И вот уже пятнадцать обрядов провел самостоятельно, народ меня принял, а я стараюсь сделать все для того, чтобы сохранить нашу исконную веру и донести ее до потомков. Марийская вера никогда не чувствовала себя в абсолютной безопасности, тем не менее народ сберег свою святыню, ибо именно в ней он видел свое спасение, обновление, продолжение себя как частицы Вселенной. Вера в святость самих мест и проводимых там молебнов поддерживается свойствами и ландшафтом самой рощи - она окружена несколькими рядами внешне невидимых, но ощущаемых участков: охранная зона, зона очищения, место проведения семейных, родовых и племенных молений, место для проведения акта жертвоприношения и сам очаг.
- В каждой деревне имеется по три священные рощи, и каждая из них имеет свою функцию: в одной приносят жертву небесным силам, в другой - злым духам, а в третьей - высшим богам, - рассказывает Олег Терентьев. - Кроме того, для всех наших восьми населенных пунктов в прошлом функционировала одна общая роща ("мер кусо") для мирского, общественного моления, проводимого осенью после окончания уборочных работ. Но вот что я хотел бы подчеркнуть: духовное и физическое возрождение народа мы все более связываем с возвратом к жизни ранее забытых, но непременных слагаемых его полнокровной жизни - его песен и танцев, традиций общения, совместного труда и отдыха.
И все это сводится к самому важному - к возрождению традиционной народной веры. Но не механического ее возврата, а с учетом изменений психологии человека, его современного духовного потенциала, опираясь на который можно было бы вернуть вновь веру народа в свою силу, пробудить в нем его былые добродетели. Без песни марийцу не прожить И это сказано не для красного словца. Весь быт, вся жизнь марийца пронизана музыкой - от рождения и до самой смерти. Не знаю, есть ли народ более музыкальный, чем этот. Как заметил бывший директор Кулегашской средней школы, а ныне активный участник художественной самодеятельности села Сергей Семенов: "Мариец уже в зыбке танцует". Мы в этой школе приняли участие во внеклассном мероприятии под названием "Бабушкин сундучок". Так плясать, как это делают тут первоклашки, за год не научишь. Хоть сейчас на большую сцену выводи! А уж сколько здесь песен: покосные, плясовые, свадебные, обрядовые, бытовые, лирические. И главное, они не живут сами по себе в сценическом варианте, а привязаны к жизни агрызских мари. Одни только рекрутские песни чего стоят.
- Они ведь в армию ребят провожают всем селом, как полагалось в старину, - замечает заместитель главы района Равия Лутошникова. - Причем глава поселения прежде узнает, когда будут отправлять ребят из военкомата в Казань, чтобы проводить так, как полагается. Обряд этот долгий, наполненный глубоким смыслом и содержанием. Уходят с песнями, оглядываться нельзя. Провожающие платочками машут от себя, через плечо, как бы призывая уходящего. Так же машет и будущий солдат. Проходя мимо сельского погоста, не глядя, должен он бросить туда платочек. У околицы - столб деревянный, куда нужно воткнуть иголку с ниткой. А дома, в красном углу, остается на полочке кусочек хлеба, надкусанный солдатом. Отслужит солдат, и встретят его так же всей деревней с песнями. Песен мы в этот день услышали немало. Одна другой красивее и интереснее. Нас пригласили на обед к Надежде Николаевне Шамеевой, где собрались ее подруги по фольклорному коллективу "Эружара" Любовь Ишкатова, Маргарита Матвеева, Зинаида Шамеева и самый популярный в селе человек - баянист Владимир Корнев. - Пробуйте нашу яичницу, - пододвигает ко мне тарелку самая почтенная певунья Ольга Исанаева.
- Она не простая. Взбили с молоком, со сметаной, немного манной крупы добавили да сразу в жар-пыл печной. Такую в городе не приготовить. А вот наша "коман мелна". Готовим так: печешь блин, потом на сковороде покрываешь его тонким слоем творога и опять в печку допекать. Вот он и получается такой красивый и поджаристый. Любим мы и квас, его мастерицы наши по три дня готовят. Нужно специально солод да сусло запасти, работы много, зато вкусно! Готовить мы умеем, а гостей любим.
Впрочем, пагален ужына (добро пожаловать) к нам в Агрыз, убедитесь сами!
(Автор статьи: ГАДЕЛЬШИНА Гамира)
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.ite.antat.ru/articles/punkt_b/b134.htm
https://agryz.tatarstan.ru/rus/bimskoe/about.htm
https://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/73511/
https://mincult.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/
https://www.an-tat.ru/i/upl/img_3312.jpg
https://www.elabugacity.ru/news/2364.html
Вложение | Размер |
---|---|
bim (1).jpg | 31.78 КБ |
bim (2).jpg | 47.36 КБ |
bim (3).jpg | 51.72 КБ |
bim (4).jpg | 26.96 КБ |
bim (5).jpg | 77.51 КБ |
bim (6).jpg | 79.64 КБ |
bim (7).jpg | 102.09 КБ |
bim (8).jpg | 55.52 КБ |
bim (9).jpg | 214.05 КБ |
bim (10).jpg | 81.51 КБ |
bim (11).jpg | 49.65 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 13990 просмотров
Комментарии
Бима (тат. Бимә) — село
Бима (тат. Бимә) — село Агрызского района Республики Татарстан. Является административным центром и самым крупным населённым пунктом Бимского сельского поселения.
Скажите, что означает выше написанное?
Спасибо!
Каким образом можно добавить информацию о селе Исенбаево? Это самое крупное село в Агрузском районе (более 500 дворов), однако нет информации ни какой.
Исенбаево
если у вас есть материал о селе Исенбаево -
присылайте сюда:
Hafizow@yandex.ru
хорошо бы с фото - штук 8-10, можно больше.
интересно узнать про историю села, про людей и достопримечательности!
Кавказ
Говоря о черемисах, нашел некотрые названия в историии. Хазары в 10 веке упоминали о черемесах, есть названиях с - Чер на Кавказе, учитывая боевые качества черемисов, склоняюсь к тому , что черемисы, изначально, были горным народом. Осмелюсь предположить, что Черкесы и Адыги - родственные народы черемисам. Татары - нечистые Тюрки, а больше Тюркоугры.
И еще, осмелюсь утверждать, что Мари, Ары, Мадьяры - это родственники Казанских татар.
Отправить комментарий