Сибирский тракт – Межевой столб – Золотая гора (Горномарийский район РМЭ)

 

 

По территории современного Горномарийского района Республики Марий Эл проходит старинная дорога, соединявшая Москву с Сибирью и имевшая большое значение для развития Марийского края в 19 веке.

Сибирский тракт - официальное название дороги. Но в народе существовало еще несколько названий - "Владимирка" - народное название существовавшего в XIX в начале XX веков этапного пути арестованных, пересылаемых от Москвы через Владимир в Сибирь.

Екатерининский тракт - так называлась эта дорога на Руси так, как при Екатерине II вышел указ о посадке берез вдоль дорог, "Кандальная дорога" - называли ее мари, так как жители близ лежащих деревень слышали звон кандалов приближающихся по этапу ссыльных.

В ведении земств было содержание дорог. Они распределяли по деревням, расположенным близ тракта присмотр за дорогой. Существовала дорожная повинность. Весной крестьяне выравнивали дорогу, ремонтировали мосты, следили за насаждениями вдоль дороги. Вдоль Сибирского тракта были посажены березы, которые служили не только украшением, но и указателями движения.

 

Особенно интересен Сибирский тракт тем, что в основном это была грунтовая дорога, Но на территории марийского края было очень много низких заболоченных мест, и поэтому дорогу укрепляли бревнами, кое - где их клали плашмя, скрепляя между собой, а кое - где в землю вбивали дубовые чурбаки торцом вверх. Такая дорога называлась 'Торцовка".

 

                      (пример дороги, выложенной чурбаками торцом - этнографический музей)                

 

У деревни Актушево Пайгусовского сельского поселения Горномарийского района стоит межевой (пограничный) столб на границе бывших Нижегородской и Казанской губернии, чудом сохранившийся здесь в то время, когда перекраивались губернии, края и области.
 

Столб установлен возле бывшего Московского тракта (в народе – «Владимирка», «Кандальная дорога», Екатерининский тракт) на высоком холме, с которого открывается великолепный вид в сторону деревни Емангаши, когда-то находившейся на территории Нижегородской губернии, и речку Сумку, на протекающие ручьи и березовые куртины, за которыми скрывается совсем близко деревня Актушево.

 

                                   (окрестности д. Актушево, где расположен  межевой столб)                   

 

Длина Московского тракта в XIX веке на территории бывшего Козьмодемьянского тракта составляла 63 версты 491 сажени (т.е. 68 км.), он проходил через селения Емангаши, Виловатый Враг, Кожважи и Старые Сундыри. В 1833 году по Московскому тракту проезжал Александр Сергеевич Пушкин.

 

                                   (участок  Сибирского тракта  на  Золотой  горе)      клад        

 

Для надзора за состоянием трактов в уездном земстве состояли 1 техник и 3 старосты. Исправление полотна трактов и содержание их управа производила подрядным способом и частью хозяйственным непосредственным наймом рабочих под наблюдением техника и старост.  Чаще встречаются столбы-обелиски у городских застав, выполняющих роль шлагбаумов (города Тула, Тифлис, Таганрок), или же при въезде в помещичьи усадьбы (например Аксиньино в усадьбе Давыдовых, Федоровке в усадьбе генеральши Муравьевой). Делались они четырехгранными, редко круглыми, с нишами, в которые устанавливались обычно губернские гербы. Завершали такие обелиски российским гербом.

 

По архитектонике Актушевскому столбу более близок пограничный столб Рязанской губернии в с. Щурово. В верхней его части на одной из сторон находится губернский герб, а верх заканчивается небольшой площадкой с карнизом.

 

На территории марийского края дорога проходила через Васильсурск - Микряково - Емангаши - Картуково - Виловатово. В Емангашах и Виловатово были почтовые станции и постоялые дворы. 

 

По народному преданию – по склону горы (от д.Новая до моста через р.Юнга в сторону д.Пёртнуры), проезжала царская карета со всей своей большой свитой и поклажей. Царская свита иногда доходила до ста человек, включая охрану, свиту,  докторов, даже библиотекаря. Подводы везли за царской кибиткой кухню, библиотеку, продукты и одежду. Кибитка с царской казной перевернулась – и вся золотая казна рассыпалась по склону горы.

С тех пор на склоне этой горы люди часто находят царские золотые монеты! А эту гору местные жители стали называть Шёртьы кырык (Золотая гора)! И в наши времена здесь находят люди золотые монеты, особенно когда проливные дожди промоют грунт.

 

                                                (вид с горы на  реку  Юнга)            

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.gornomari.ru/culturenasl/zolgora

http://www.naselo.ru/

 http://www.geocaching.su/

 

 

 
аватар: Кэп

Горномарийский...

надо туда организовать экспедицию!

столько интересных мест, арх. памятников, один Кузьма что стоит!!!

аватар: Кэп

Сибирский тракт

Оказывается, в былые годы именно в этом месте, под горой, проходила главная российская дорога. Называлась она «Московским трактом» (в народе «Владимиркой», «Екатерининским трактом», «кандальной» дорогой) и связывала Казань с Нижним Новгородом. По территории района большак растянулся на 63 версты от Васильсурска через Емангаши, Актушево, Картуково, Виловатово до Большого Сундыря. В 1833 году по Московскому тракту проехал Александр Пушкин.

Дорогой пользовались не только путешественники, по ней гнали в Сибирь каторжан. Тогда существовало правило: сколько кандальников вступало на этап, столько и должно было прийти в Сибирь. Если каторжник умирал, его тащили товарищи по несчастью. Отсюда появилось выражение «привести живым или мертвым». Если кто-то из осужденных умудрялся бежать, вместо него могли схватить подходящего простолюдина в деревне. Поэтому, едва заслышав звон кандалов, мужики прятались от греха подальше. Только сердобольные женщины выносили на дорогу хлеб и картошку. 

Арестантов вели по этапу небольшими отрядами-партиями. Оковы весили около двух килограммов, и их звон разносился далеко по окрестностям. Пройдя 15-25 верст, каторжники останавливались на привал. Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» тюрьмы с огороженным двором. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев. Ежегодно по тракту проходило до двенадцати тысяч каторжан.

По Владимирскому тракту везли на казнь в Москву в деревянной клетке Емельяна Пугачева. Владимирка стала дорогой в Сибирь для декабристов и Александра Радищева, расплатившегося свободой за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву». Немного позже тем же путем проехала в Сибирь жена декабриста Никиты Муравьева. Она привезла ссыльным переписанное на носовой платок пушкинское стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

РАРИТЕТ
Знак был поставлен на границе Нижегородской и Казанской губерний более ста лет тому назад: рубеж между административными единицами империи проходил как раз около тракта. Значение стелы было символическим, граница ведь как таковая существовала только на бумаге. Необычно то, что сооружение пережило и губернии, и саму империю. 

Актушевский межевой знак является историческим раритетом. Это один из двух доживших до наших дней пограничных столбов на территории России. Еще один сохранился у села Щурово под Рязанью, а ведь в царской России их было немало. Делались они четырехгранными, реже круглыми, с нишами, в которых монтировались губернские гербы. Такое сооружение обязательно завершалось российским двуглавым орлом. Скорее всего, из-за ненавистной державной символики люди не пощадили их. И именно в таком первозданном виде воссоздали его горномарийские любители истории.

От подножия знака открывается прекрасный вид в сторону деревни Емангаши, когда-то входившей в Нижегородскую губернию и где стояла ямская станция, на речку Сумку, причудливо петляющую среди березовых рощиц. Уже многие десятилетия не слышно под горой заливчатых бубенцов, гортанных ямщицких понуканий, щелканья арапника, лязга арестантских цепей. Тракт давно поглотили перелески, луга и поля. Но если в сумерках взобраться на холм и вслушаться в вечернюю тишину, то в далеком благовесте, долетающем сюда через перелески и холмы от сумской церкви, может почудиться печальный кандальный звон…

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru