Город Уржум


Уржу́м (луговомар. Вӱрзым, Ӱржӱм) — город (с 1796) в России, административный центр Уржумского района Кировской области.
Население — 11,4 тыс. чел. (2010).
Город расположен на левом берегу реки Уржумки, 10 километрами ниже по течению впадающей в Вятку.
Первые упоминания об Уржуме относятся к середине XVI века, когда Уржум был марийским племенным городком. 
Для подавления восстаний марийских и татарских феодалов было принято решение строить русские города в бассейнах Волги, Камы, Вятки. 
Таким укреплённым городом-крепостью стал в 1584 город Уржум. 

 

                                река Уржумка, Троицкий собор                         Город Уржум

В конце XVIII века Уржум становится одним из 11 уездных городов Вятского наместничества. В 1781 был утверждён герб Уржума.
На территории Уржумского уезда действовали Буйский железоделательный завод, Шурминский медеплавильный завод, пять винных заводов из 14 работавших в губернии. В 1883 открывается первая публичная библиотека, позднее — реальное училище.
В 1934 году жители города изъявляли желание назвать город именем своего земляка — Кирова, однако имя было присвоено Вятке.

 

                                 ул. Чернышевского, город Уржум 

Основные даты

1554 г.     - первое упоминание в летописи об Уржуме.                
1845 г.     - построена Воскресенская церковь.
1584 г.     - Уржум становится русской крепостью.        
1871 г.     - открылась женская прогимназия.
1708 г.     - Уржум включен в состав Казанской губернии.        
1886-1904гг.     - в Уржуме жил С.М.Костриков (Киров)
1780 г.     - Уржум передан Вятскому наместничеству.        
1913-1920гг.     - в Уржуме жил выдающийся русский поэт Н.А.Заболоцкий.
1781 г.     - утвержден герб города.        
1924 г.     - открылся краеведческий музей.
1835 г.     - построена Казанская церковь. Родился историк А.С.Верещагин.        1935 г.     - открылся дом - музей С.М.Кирова.

                                              гимназия в городе Уржум

СТИХИ УРЖУМСКИХ ПОЭТОВ ПРО РОДНОЙ КРАЙ

ПЕСНЯ ПРО УРЖУМ
Разлилась наша речка-река,
В небе синем плывут облака,
И весны говорливый шум
Наполняет тебя, Уржум.

   Припев:
   А кругом леса и поля
   И грачи кричат в тополях.
   Где бы, где бы ты не был в пути,
   Ты родной городок навести.

Не забыть огоньков твоих свет,
Тот заросший ромашками след.
И у дома, в котором рос,
Постоять хорошо до слез!

Припев.

Ты придешь, конечно, придешь,
Обойдешь все его уголки.
От шумящих березовых рощ
И до самой Уржумки-реки.

Припев.

                                                                       Город Уржум

УРЖУМКА-РЕКА
Не широка, не многоводна,
На шиверах видна до дна,
Среди цветов лиясь свободно,
В недальний путь спешит она.

За близким бором, косогором,
Где лес, как гребень,        струю
Подхватят воды, течь которым
К морям в полуденном краю.

Пока ж колеса мельниц малых
Она вертит. А вдоль реки
Идут косцы, - с их рук усталых
Сенинки падают, легки.

Парит котел над головешкой,
Под крышей весело бурля.
И в дальней дали, в створе с вешкой,
Видны деревни и поля.

И на плоту мальчонка русый -
Не я ли в детстве, уж не я ль? -
Сквозь даль
Где к лугу жмутся гуси
Спешит в неведомую даль.

Над ним в кустах звенит синица,
Петляет берегом тропа...
Так в речку светлую глядится
Весь край - от стога до снопа.

И так не коротко, не долго
Течет сквозь лето много лет
Река.
И пусть она не Волга,
Но без нее и Волги нет.

 

                                                                                 Город Уржум

 

                                                      дом-музей С.М. Кирова            Город Уржум

ИСТОРИЯ ГОРОДА
   О том, что на месте нынешнего города люди жили с глубокой древности, говорят археологические находки. Так, поясная женская пряжка, найденная в погребении, обнаруженном при строительстве детского комбината в 1965 году, датируется 2-1 веком до н.э.
   Первое упоминание об Уржуме в русских летописях и разрядных книгах относится ко времени так называемой "черемисской войны" 1553-1557 годов, когда после присоединения к России Казанского ханства русские воеводы подавляли восставших марийцев. 
   Что же означает загадочное слово Уржум? 
Общепринятый перевод с марийского - это "белку видел". 
Другая точка зрения - слово это домарийское, видимо, угорское. И означает оно "лесная речка", т.е. город назван по реке.
Третья версия – по-марийски город называется Вӱрзым, а вӱрзо – это стриж, то есть место (река, берег), где водится много стрижей.
   В актах бывшего Цепочкинского монастыря, основанного в 1624 году, было найдено любопытное известие. Оказывается, упомянутого в казанском документе Семейку Еропкина вместе с воеводой Владимиром Головиным марийцы при опросе в 1648 г. назвали основателями города.
   В смутное время военные действия не коснулись Уржума, хотя, например, уржумский стрелец М.Сальцов упоминается в исторических документах в числе главарей котельчан, восставших против царя В.Шуйского. 
В 1611 г. уржумцы участвовали в ополчении против поляков под началом казанского воеводы В.Морозова, в 1612 г.-в нижегородском ополчении Минина и Пожарского. С этого времени город на Уржумке все чаще встречается в грамотах и актах. 

В 1614 г. впервые упоминается уржумский караул (таможенная застава). В 1633 г. уржумские стрельцы участвовали в неудачных боях с поляками под Смоленском. 
   В 1680-е годы Уржум появляется на западноевропейских картах, например, в атласе Ф. де Вита, выпущенном в Амстердаме.
 

                                   Уржум, колокольня Троицкого собора

  В административном отношении со дня основания Уржум с уездом входил в состав Казанского края, подчиняясь приказу Казанского дворца. По городской реформе 1708 г. он был отнесен к Казанской губернии. При образовании Вятского наместничества в 1780 г. город был передан этому наместничеству, преобразованном в 1797 г. в губернию. В 1781 г. был утвержден герб города (в голубом поле дикий гусь).
   К концу 18 века Уржум насчитывал 3 каменных церкви, 300 обывательских домов и несколько лавок, 800 жителей, в том числе 25 купцов, 13 из них были из крестьян. В городе начинает развиваться местная промышленность - появляются небольшие заводы по обработке местного сырья. В 1782 г. здесь возник первый в этом крае лесопильный завод.

                                                                      Город Уржум
   Перед реформой 1861 года в Уржуме было уже около двух тысяч жителей. На плане этого года показаны 17 улиц и 4 переулка. Мещане и крестьяне занимались разведением скота, сеяли рожь и овес на городской пашенной земле, отдаваемой с торгов по участкам. В Уржумке вылавливали до 300 пудов рыбы в год. 
Насчитывалось до 300 ремесленников и промышленников: 190 мастеров, 50 рабочих и 60 учеников. Больше всего было лиц, изготавливавших обувь и одежду, а также продукты. Имелось 20 извозчиков и 22 бурлака. Торговля шла в лавках и ларьках, по воскресеньям и в праздничные дни на площадях устраивались базары.
   В начале 20 века в Уржуме было два кожевенных, казенный водочный, мыловаренный, лесопильный заводы, вялено-сапожное заведение и мельница. Уржумские лесопромышленники наживали миллионные состояния на вырубке леса в громадных лесных дачах, его сплаве. С пристаней по Уржумке отправлялись сотни пудов зерна, муки, крупы и льняного семени в Рыбинск, Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород. Из Рыбинска часть уржумского хлеба отправлялась в Архангельск для экспорта за границу.
   Уржум начала 20 века описывается так:
"В городе пять церквей. Главная улица почти сплошь застроена каменными домами и обсажена деревьями. Остальная часть города имеет простой, почти сельский вид: небольшие деревянные домики, длинные дощатые заборы, а то и плетни, пустынные улицы, заросшие травой. Вдоль берега речки Уржумки длинной узкой полосой тянется общественный парк".

                                                                  Уржум,  ул. Советская

Численность населения, чел.
1959    1970     1979     1989           2002    2010[1]    2012
10 874    11 387    11 957     12 101     11 514    11 427              10 213

 

                                Уржум, старые купеческие ряды

Достопримечательности
В городе и районе значатся 70 памятников культуры, истории и архитектуры, самый известный — ансамбль Свято-Троицкого Собора.

 

Уроженцы:
Киров, Сергей Миронович — видный политический деятель советского государства.         Город Уржум

Жители:
Заболоцкий, Николай Алексеевич - русский советский поэт, жил и учился в уржумском реальном училище с 1913 по 1920-й годы.
Жилка, Владимир Адамович - белорусский поэт, был сослан в Уржум, умер и похоронен в городе в 1933 г.

                                         мост на реке Уржумка                                Город Уржум

В 1808 году в семье уржумского священника родился И.А.Раевич - автор двух книг стихов и прозы.
   В семье священника родился в 1835 г. А.И.Верещагин - крупный исследователь Вятского края.
   В конце 19 - начале 20 века в Уржуме и пригородных селах и деревнях родились академик, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии А.Д.Сперанский, профессора Ленинградского университета братья Г.Е. и С.Е. Рудашевские, историк С.В.Токарев, ученый-химик, бывший ректор КГПИ (ныне педагогический университет) и Кировского политехнического института С.Я. Стародубцев.
   В разное время в Уржуме жили первая учительница музыки П.И.Чайковского М.М. Пальчикова-Логинова, известный советский певец А.В.Новиков, первый редактор журнала "Крокодил" К.С.Еремеев. 
   Уржумское реальное училище окончил выдающийся советский поэт Н.А.Заболоцкий.
   Село Лопьял Уржумского района является родиной Николая Михайловича и Виктора Михайловича Васнецовых.
   В Уржуме по ул.Кирова, 72 в 1886 г. родился Сергей Миронович Киров. 

 

Свято-Троицкий Собор г.Уржума

Одним из первых кирпичных сооружений в городе Уржуме был Троицкий собор. Этот старинный памятник культового строительства – не первый на этом месте. По плану города Уржума 1785 года Троицкий собор стоял несколько левее современного и ближе к реке. Этот старинный собор из-за трещины, образовавшейся в стене в 1811 году, было разрешено разобрать.

В Государственном архиве Кировской области в одном из документов, касающихся Троицкого собора и его строительства записано «...Старый собор разобрать и с колокольнею до нижнего этажа, в нижнем же этаже средний пролет (или проход) закласть и сделать в нем теплую палатку, а сверху покрыть крышею, дабы по времени сей этаж был обращен в жилище причетников по прочей бедности».

Однако в дальнейшем, на более поздних планах 1835 и 1845 годов эти строения не показаны. Очевидно, что палатка эта не сохранилась.

В 1811 году было начато строительство второго Троицкого собора (вместо обветшавшего), а в 1822 году этот собор был освящен. Скорее всего, колокольня современного собора и теплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811 – 1822 годов.

Современный Троицкий собор, как известно, строился в 1895 – 1900-х годах. Здание собора необыкновенно красиво и величественно. Сочетание красноватых кирпичных стен и украшений их из белого камня, серебристый высокий купол – оставляют большое впечатление. Ни в одном из районных городов Кировской области нет такого интересного здания.

Обратимся к истории постройки здания. В конце 1880-х годов именитые граждане города и прихожане решили просить Вятскую духовную консисторию о постройке нового здания собора.

Разрешение консистории было получено, и 12 декабря 1889 года она поручила составить проект собора и записку к нему Вятскому гражданскому архитектору В.М. Дружинину.

В первой половине 1890 года проект был составлен и утвержден Строительным отделением губернского правления.

За составление проекта В.М. Дружинину Уржумским купцом И.В. Бердинским было уплачено 100 рублей.

В 1890-м году проект В.М. Дружинина был отправлен в духовную консисторию. После рассмотрения проекта последовало разрешение на строительство. Выдано оно было в декабре 1893 года за № 14118.

Для отвода места под строительство собора в мае 1894 года в Уржум приезжал архитектор В.М. Дружинин.

Закладка собора была произведена 6 августа 1894 года. После чего начались строительные работы.

Собор практически был выстроен на деньги верующих. Самое деятельное участие в постройке принимал лесопромышленник С.И. Стародубцев, который вложил в строительство большие денежные суммы. Как говорили его современники – старанием Стародубцева и был воздвигнут собор.

Кирпич для строительства собора (самого высокого качества) заготовляли на Белой речке, покупали у крестьян. Белый камень, для украшения стен, возили из каменоломен на реке Нольке, невдалеке от Сернура (теперь это республика Марий-Эл) близь деревни Помашъял. Алебастр привозили из каменоломен, что находились невдалеке от деревни Красная гора на берегу Вятки. Известняк заготовляли у деревни Федькино.

Купола храма были покрыты белой жестью и отливали серебром на солнце. Для того чтобы доставлять кирпич к строящимся стенам, по Буйской улице (ныне Чернышевского) были устроены поднимающиеся к стенам мостки, длиною с квартал. Лошадей с грузом кирпича по этим мосткам под уздцы вели возчики.

Во время строительства В.М. Дружинин приезжал в Уржум каждое лето. Он был здесь в 1895, 1896, 1897 и 1898 годах.

                                Свято-Троицкий Собор                          Город Уржум

К концу 1899 года строительство собора было закончено, и для освидетельствования работ в Уржум 8 октября 1899 года приезжал губернский инженер Г.Е. Янчковский. Он «при почетных прихожанах» засвидетельствовал завершение работ, свидетельство передал в консисторию. При освидетельствовании присутствовали протоиерей Троицкого собора И.П. Мышкин, священник Е. Троицкий и дьякон Люстрицкий.

Окончательное устройство интерьера собора было завершено в 1900 году. 1 июня 1900 года был торжественно освящен главный  престол во имя Святой Троицы, в соборе началась служба. В 1901 году 30 сентября были освящены северный придел – в честь Божией Матери Живоносный источник. Отсюда в праздничные дни переносили икону Божией Матери Живоносный источник в Троицкую часовню на Белой речке. 6 июня 1902 года был освящен и южный придел в честь Святителя Николая Чудотворца.

Служба в соборе продолжалась до средины 1930-х годов, а потом началось уничтожение и разграбление убранства собора. Н.Н. Арбузова энтузиастка – краевед не один год пыталась найти остатки иконостаса, но даже следов его не нашла.

Собор использовался как склад, кровля его стала протекать, но в теплой церкви служба не прекращалась.

Когда собор был возвращен верующим, за восстановление его взялся настоятель Троицкой церкви, священник отец Александр (А.П. Зверев) и активные прихожане. Во второй половине 1980-х и начале 1990-х годов была проделана колоссальная работа. Были очищены от растительности стены собора, отремонтированы кровля и окна, восстановлен купол одной из четырех башенок, были воздвигнуты (спиленные в 1960-х годах) кресты. Купол был покрыт новым долговечным материалом (листы металла японского производства).

Сегодня собор выглядит почти также как 80 лет тому назад, правда интерьер храма пока не восстановлен.

 

Одним из интереснейших памятников церковного зодчества -  

является здание Казанской Богородицкой церкви,                          Город Уржум                           

где сохранились купол и подкупольная ротонда с 16 колоннами, расположенными попарно между окнами. Ротонда несет отзвуки классического стиля в русской архитектуре, который был распространен в России в XVIII и начале XIX веков.
    Проект Казанской Богородицкой церкви был разработан в 1834 году в Петербурге. В разработке проекта этой церкви участвовали архитекторы Петербургской комиссии проектов и смет А.Мельников и Висконти-второй. Здание церкви построено в 1836-1847 годах на месте ветхой каменной церкви, существовавшей с 1745 года.
    В настоящее время здесь размещается пивзавод.

 

 

Напротив Троицкого собора находится здание Воскресенской церкви, 

которое сегодня утеряло первоначальный вид - нет ни колокольни, ни купола церкви. Помещение церкви долгие годы использовалось не по назначению.
    Впервые о Воскресенской церкви в городе Уржуме упоминается в материалах переписи 1646 года. Скорее всего это была первая церковь в городе.
    В материалах археографического описания храмов нашего уезда, составленных в 1916 году протоиреем И.Осокиным, упоминаются древние иконы, которые находились в Воскресенской церкви. Одна из них - Св.Великомученицы Екатерины, особо почитаемая в приходе, была принесена по преданию стрельцами, основавшими этот город, из Москвы.
    В 1761 году по указу Казанской консистории был выстроен каменный двухэтажный храм. В 1831 году с ростом города Воскресенская церковь была расширена. Но перестройка на этом не закончилась. К 1845 году часть стен (постройки 1761 года) оказалось внутри здания.
    В церкви шесть престолов - в верхнем холодном храме - средний в честь Воскресения Господня, правый во имя Успения Божией Матери и левый во имя Св.Пророка Илии. В нижнем, теплом храме - средний престол во имя благовещения Пресвятой Богородице и левый - во имя Св.Великомученицы Екатерины.
      От прежнего облика церкви на сегодняшний день остались трехчастная апсида с востока и часть крыльца с запада, а стены здания уже не дают представления о том, как они выглядели 100 лет назад.

 

В 1843-1846 годах в Уржуме была выстроена небольшая каменная церковь - Митрофаниевская. 

По названию этой церкви получила имя и улица Митрофаниевская, ныне улица Елкина.
    Первоначальный проект этой церкви, представленный Вятской Епархией на утверждение в Санкт-Петербург был отклонен как "неблаговидный" и снова был разработан в 1842 году комиссией департамента проектов и смет и предложен к строительству.
    На плане 1842 года есть подписи архитекторов Висконти и Дуско, то есть церковь была одной из последних построек в стиле классицизма в городе.
    Церковь была выстроена в 1846 году. Колокольня вначале была деревянной и стояла отдельно. В 1912-1913 годах при церкви с западной ее стороны была построена каменная колокольня, которая была соединена с церковью трапезной. Расширенное новое здание с большими окнами, было очень светлым и нарядным внутри.
    Назначение колокольни было - служить одновременно и пожарной каланчой. Надо сказать, что место для пожарной каланчи, возвышающееся и сейчас над городом было выбрано удачно.
    Церковь разобрали в 1940-1950-х годах. А возле колокольни была выстроена пожарная часть.
    На цоколе бывшей колокольни и поныне можно увидеть надгробные плиты с именами купцов Матвеевых и Тотмениновых, которые, видимо, немало сделали для процветания Митрофаниевской церкви.
    Поскольку колокольня использовалась для наблюдения за городом с целью предупреждения пожаров, её купол имел завершение в виде металлической мачты, на которой находилась штанга-перекладина. На эту штангу при помощи тросиков поднимались сигнальные оповещательные знаки - красные вымпелы и шары. Вымпелы выбрасывались во время пожаров. Шары показывали температуру воздуха: красные - летом, черные - зимой.
    Осенью 1999 года по инициативе и при финансовой помощи одного из кировских предпринимателей купол был реставрирован. Над ним появилась мачта, в композицию которой включен стилизованный крест и флюгер в виде фигуры архангела Михаила с трубой и огненным мечом, оберегающего Уржум и его жителей от темных сил.

                                      деревянный тротуар

 

______________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://sobor-urzhum.ucoz.ru/
http://www.urzhum.ru/
http://savok.name/forum/topic/1601-urzhum-kirovskaja-vjatskaja-obl/
сайт Википедия
http://sobory.ru/
http://temples.ru/
фото Михеевой А. и Щепина А.

ВложениеРазмер
ChernyshUlU.jpg91.52 КБ
KalanchaMitrofan.jpg60.83 КБ
KazanBMU.jpg58.84 КБ
KirovDMU.jpg137.78 КБ
KirovDMU2.jpg63.72 КБ
ShkolaUrzhum.jpg105.11 КБ
Sobornariver.jpg72.82 КБ
Sobornariver3.jpg99.02 КБ
Sobornariver4.jpg127.75 КБ
SovetskayaUl.jpg118.66 КБ
urzhumG.jpg162.32 КБ
urzhumG (1).jpg79.46 КБ
urzhumG (2).JPG176.43 КБ
urzhumG (3).JPG112.88 КБ
urzhumG (4).jpg110.09 КБ
urzhumG (5).jpg69.89 КБ
vskrsCerk4.jpg83.37 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

небесный парад в Уржуме!

Черкну сюда свой пост с других ресурсов...Нло видел много раз. Но был в моей жизни  куда более интересный случай. Было это лет 15 назад. Лето. Возвращался от девушки. Естественно ночью. Случайно взглянул на небо. Звёзд много. Но что за хрень... Помимо звёзд увидел круглые, светящиеся объекты. Очень высоко.И... Они двигались!!! Перестраивались в  огромные фигуры и при этом передвигались по звёздному небу!!! Оглядевшись увидел ещё и ещё такие же объекты. Их было не единицы, не десятки— их было СОТНИ...

Как завороженный я смотрел на всё это действо. Было одновременно ужасно СТРАШНО и при этом я не мог оторвать взгляд от развернувшейся передо мной картины. Минут через 15 всё это исчезло.  Был абсолютно ТРЕЗВ!! Да и не увлекался я раньше этим.  Никогда больше такого не видел , да и наверное не увижу.    

Недавно в книге В. Черноброва " Энциклопедия загадочных мест земли и космоса" прочитал про нечто похожее-— Называется "Небесный парад".   21 сентября 1910 года над Нью-Йорком было массовое наблюдение сотен круглых светящихся объектов пролетавших в течение 3 часов над городом. Очевидцами"парада" явилось до миллиона человек...
Александр Мормышев, город Уржум.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru