Заволжский Кокшайский тракт – историческая дорога

 Команда Кочующие - Кокшайский тракт

 

Как  в былые времена, так и нынче дороги, тракты, автобаны и большаки – важнейшие транспортные артерии нашей необъятной страны. Без них сразу бы остановилось любое экономическое, торговое и культурное общение различных населенных пунктов! Мало того, вокруг дорог завязаны многие исторические и военные события самых разных лет. С дорогами также тесно  связаны различные предания, легенды и были Марийского края. Так и наш взгляд вглубь истории обязательно пройдет по дорогам и трактам Марий Эл:  тут  красивые озера и мосты через чистые реки, родники, храмы, часовни, священные рощи, деревни, большие города, самые непроходимые чащи.

 

                                       (мост через  Илеть  около деревни  Березники)        река Илеть

 

В этой статье будет рассказ про Заволжский  Кокшайский  тракт, который  проходил вдоль левого берега Волги, и связывал между собой столицу губернии – Казань и городок-крепость Кокшайск, стоящий между устьями рек Большая и Малая Кокшага.

Кокшайск был транспортным узлом на левобережье Волги, здесь была переправа через Волгу, сюда вела  дорога – Кокшайский тракт из Царевококшайска,  через Кокшайск проходили водные волжские пути, отсюда шли лесные дороги в западную часть Марийского края, и, наконец, Заволжский тракт вел сухим путем в Казань.

Заволжский Кокшайский тракт (не путать с Кокшайским трактом, который вел в Царевококшайск из Кокшайска) вел из Кокшайска сначала в Кужмару (переходя Малую Кокшагу), потом тракт попадал в крупное село Красный Яр, далее тракт проходил через Исменцы (мимо Мари-Луговой), и пересекал реку Илеть у Березников, где была переправа, потом тракт заходил в село Помары.  За Помарами была деревенька Часовенная (Кусола, она есть и сейчас), где была древняя часовня, в которой молились путники перед дальней дорогой! Далее тракт вел через  густые леса, мимо Раифы, к Казани.

 

(участок  Заволжского Кокшайского тракта от Кокшайска до Раифы - на стариной карте Стрельбицкого) 

 

Существует легенда о появлении названия деревни Часовенная.

Вдоль Заволжского Кокшайского тракта за озером Яран ер начинался таежный вековечный лес – он шёл почти до Казани. Этот лес считался опасным участком тракта. У самого леса, у озера, было разветвление тракта. Это разветвление шло к деревне Моркиялы, и далее к Большому Сибирскому тракту – в Казань (и даже к горам Саяна), а сам тракт лежал прямо в дремучих лесах. Эту дорогу жители называли - ола корно (олагорно – дорога к большому городу). Название сохранилось до сих пор, и сам тракт существовал практически до 60-х годов XX столетия. В настоящее время вдоль этого тракта построена объездная дорога, которая обходит Зеленодольск и Волжск.

 

 

                             (остатки  церковной колокольни в селе  Помары)  

 

Этот густой лес таил много опасностей: нападение диких зверей и разбойничьих шаек на проезжающих. Обычно нападение и ограбление заканчивалось убийством членов проезжающего экипажа. Перед въездом в лес, на развилке дороги к Моркиялам, дорожная служба поставила часовенку, чтобы люди могли помолиться Богу, попросить благополучно проехать опасный участок тракта. Существование этой часовенки жители деревни Часовенная еще помнят. Она стояла там, где в настоящее время находится комплекс крупного рогатого скота совхоза "Волжский".

Вторая часовенка стояла на развилке дороги в лесу. Здесь одна из дорог, как ветвь, шла в Козловку – к переправе через  Волгу. У этой часовенки путники молились, проезжая мимо. Между этими часовенками и располагалось селение, состоящее из двух участков: одна часть в одну сторону от большого болота Тосурт, другая за болотом, в некотором удалении в сторону Малых Парат.

 

                                                      (село  Помары  через которые  проходил  Тракт)               

 

 

Самые первые упоминания про этот  тракт известны со времен Золотой орды. Именно около него находился Административный центр лугового левобережного  Марийского края -  золотоордынское военное  поселения на левом берегу Волги, известного ныне как Мари-Луговское селище [Газимзянов, 2004. С.130–131].  По археологическим исследованиям это военное поселение контролировало  реку Волгу, устье Илети, а также проходивший в этих местах Заволжский Кокшайский тракт! Именно в этом месте была местная администрация, контролирующая территорию между Илетью и Кокшагами, то есть существенную территорию проживания луговых мари.

 

 

 

Эти края были населены человеком с давних времен. Река Волга (Юл, Идель), устье реки Илеть, плодородные почвы, пойменные и провальные озера с чистой водой, обширные заливные луга, рядом непроходимые дремучие леса левобережья – всё это давало возможность успешно заниматься охотой, рыбной ловлей, бортничеством, скотоводством и земледелием!

В этих местах множество археологических памятников, так,  между Звенигово и Мари-Луговой  находится археологический памятник – Сергушкинское мольбище.

 

 

                        (река  Илеть  на  Заволжском  тракте -  Березники)  река Илеть

 

Следующие исторические события на Заволжском  тракте связаны с походом Ивана Грозного на Казань! Известно, что один из его полков двигался по лесной левой Заволжской стороне, при это часть пути войска прокладывали в непроходимой лесной чаще.

В связи с этим среди местных жителей бытует предание (конечно, очень смутное), что Заволжский  тракт был связан с так называемой «Царской тропой». Якобы Иван Грозный при походах на Казань один из крупных отрядов послал через глухие марийские леса вдоль левого берега Волги. Этот отряд должен был зайти казанцам в тыл и перерезать Алатскую и Арскую дороги, чтобы начать планомерное окружение Казани. Этот царский полк, ведомый опытными проводниками, двигался со стороны нынешнего Козьмодемьянска, где они перебрались через Волгу. Отряд прорубал просеки в тайге, стелил гати, возможно,  где-то использовал местные тропы, а потом скрытно вышел к Казани, чтобы поддержать осаду города русскими войсками.

Параллельно русские отряды занимали укрепленные пункты вдоль левого берега Волги, которые контролировали водный путь по Волге, чтобы обеспечить движение военных сил по воде.

С этими боевыми действиями связано такое предание, где упомянуто  Мари-луговское городище (у деревни Мари-Луговая)!

В книге "Приволжские города и селения в Казанской губернии" описывается предание о марийском князе Мелекше. Около городища жил во времена похода царя  Иоанна Васильевича Грозного под Казань предводитель Мелекш, который вместе с двумя другими князьками хотел воспрепятствовать этому походу. Русские Войска шли по Заволжскому тракту на Казань. Произошла битва, и Мелекш был убит, так как его дружина была невелика.

 

                                     (в  деревне  Мари-Луговая  -  волжская  протока)        

 

Можно, конечно,  было усомниться в существовании самого Царского отряда, который двигался таким сложным путем. Однако недавно мы получили неожиданное подтверждение этому историческому событию, когда сплавлялись по Рутке в мае 2009 года. В ходе этого путешествия мы посетили Богородице-Сергиеву Пустынь на Рутке. Настоятель монастыря рассказал нам (кстати, снято на видео), что действительно, один из царских отрядов двигался по марийским лесам к Казани. Действительно, в Килемарских лесах была настоящая «Царская (Ратная) тропа», которая осталась после прохождения войска. Мало того, эта тропа, по словам Архимандрита, сохранялась, аж, до 60-х годов прошлого века, по крайней мере, отдельные участки. Я потом по советской карте 70-х годов, на самом деле, нашел упоминание «Царской тропы»  - кстати, эта карта выложена на популярном сайте  «ПОЕХАЛИ.ОРГ».

В ней как раз приведен участок в междуречье Рутки и Ветлуги, где указана Царская тропа!

 

 

 

Упоминания о походах Ивана Грозного на Казань сохранились и в других деревнях, расположенных вдоль Заволжского тракта.

В деревне Большое Иркино (несколько веков назад она называлась Потла) есть предания, которые относятся к тем временам, когда их жители вынуждены были прятаться от незваных гостей, чтобы избежать всевозможных несчастий. Жители деревни Потла, якобы, прятались от  врагов  в подпол — портйымалан (с марийского: место под домом), что и дало название их селению. Старожилы рассказывали, что левее лодочной станции находился Сар вончак (мост войны), по которому в свое время проходили войска Ивана Грозного (или по другой легенде -  Емельяна Пугачева). А поле возле моста и в конце XX века называли Сарданур.

 

 

Так, в селе Красный Яр (Чакмари) сохранилось предание, где говорится, что  во времена похода Ивана Грозного на Казань  в дремучих лесах, шумевших на месте нынешних населенных пунктов сельсовета, спрятались 7 воинов из русской армии.

Сохранились даже их имена: Акошкин, Арзекей, Тайчдан, Сапкын, Тавнек, Салдуган, Тайгечын. Несмотря на нерусские (за исключением первого) имена, эти люди не были марийцами. Вероятно, они были из мордвы, и по какой-то причине не хотели воевать.

По-марийски они научились говорить лишь через какое-то время, когда, освоившись на новом месте, женились на памъяльских девушках. Беглые солдаты занимались охотой, рыболовством, растили хлеб. У каждого имелось немало скотины. От них и пошло начало этому большому селу!

 

                                         (церковь  святой  Троицы в  селе  Красный  Яр)               

 

В двух верстах от Красного Яра расположилась деревня Торганово (Торган Илем).  Среди её жителей есть предание, что их деревня была самым первым населенным пунктом в стороне Чакмарий, якобы существуют старинные военные карты, на которых на территории нынешнего Звениговского района отмечен лишь один населенный пункт —  Торган Илем. Название деревни, как рассказывают старики, произошло от первых поселенцев — языческого рода Торган. До недавнего времени в деревне еще росла старая липа, около которой основатели деревни возводили свои первые постройки. В илеме Торган неоднократно останавливались на отдых торговцы, ходившие с товарами по обе стороны рек Большая и Малая Кокшага по Заволжскому тракту.

 

В деревне Кожласола (Обшиярское поселение) есть следующая легенда, что восточнее деревни - на равнинной местности возвышается гора с названием Олагурык, что в переводе с марийского языка означает "гора, где должен быть город". О горе существует такое предание. Проходило по берегу реки войско. Каждый солдат нес в подоле шинели глину на строительство крепости. Крепость не получилась, но гора эта стала считаться священным местом. Во многих селениях этих мест до сих пор живы предания о прохождении в давние времена этим краем большого войска. Обоснованием этого факта многие исследователи считают события времен Ивана Грозного, когда он воевал с Казанским ханством. Тогда один из царских полков продвигался по левому берегу Волги, чтобы скрытно выйти к Казани, и перерезать важнейшие транспортные пути.

 

 

Интересное историческое предание есть и про еще одно большое село, которое стояло на Заволжском тракте – про Кужмару (Помьялы)!

Существует предположение, что этому селу не менее тысячи лет. В те времена на берегах Волги  обитали бургасы — одно из многих финно-угорских племен, более близкое к нынешней мордве. Название села образовалось сочетанием двух слов: "куж" — поляна, долина (мордовское "кужо") и "мар(ий)" — человек, мужчина, мариец. По-марийски название села так и звучит — Кужмарий. Видимо, в древности слово "кужмара" обозначало род людей, живущих на полянах.

В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата — к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность "кужмарцам" — полянным или долинным жителям — основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли "овда", так как в их роду главенствовали женщины. Составная часть "куж" встречается в названиях ряда населенных пунктов Марийской республики: поселок Куженер, деревни Кужевотнур (Оршанский район), Кужнур (Новоторъяльский район), Кужолок (Килемарский район) и река Кужа в Килемарском районе.

 

                                           (в  Раифском  монастыре)                                         

 

Как и история Старого Казанского (Галицкого) тракта, история Заволжского Кокшайского тракта также связана с восстанием  Пугачёва.

В работах историка-краеведа Георгия Мюллера есть сведенья, что после разгрома под Казанью остатки  Пугачевских отрядов отступали по этим местам -   с двумя сотнями своих воинов Пугачев ушел от Казани на северо-запад.

«16 июля у стен Раифского монастыря появились конные, а затем пешие пугачевцы. Вид людей, злых, оборванных и вооруженных чем попало, напугал монахов.

Монастырь был закрыт. Игумен приказал выставить на стене единственную пушку, хранимую в стенах обители на худой случай. Вечером того же дня, 16 июля, в ворота постучался человек в красной рубахе с бородой в окружении вооруженной охраны. Все узнали в нем бунтовщика Пугачева. Ворота не открыли, лишь спустили со стен в корзинах еду и питье, требуемое незваными пришельцами.

                                                              Раифский монастырь                 

 

 

С вечера того же дня пугачевцы, ставшие лагерем у стен обители, стали рубить в юго-западном направлении дорогу, известную позже как «думная» дорога.

Уже днем 17 июля пугачевцы вышли к берегу Волги вблизи поселка Васильево и лесными тропами, минуя правительственные кордоны и рогатки, вышли к Кленовой горе близ реки Илеть. До сих пор место это знаменито своим «Пугачевским дубом», разменявшим уже давно четвертую сотню лет и охраняемым как памятник природы... 

18 июля пугачевцы переправились через Волгу кто на чем: на снятых домовых дверях, плетнях и даже разобранных телегах. Было это около  села Сундырь».

 

 

          ФОТО ХРАМА  ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КОКШАЙСКЕ – АВТОР АННА  МИХЕЕВА

 

Правда в этом повествовании всё же не совсем ясно: отряд Пугачева отходил по Галицкому или по Заволжскому тракту, ибо просто так прорубить дорогу в густом лесу за короткое время было невозможно!

Возможно, что один из отрядов Пугачева всё же прошел Заволжским трактом до Кокшайска, о чем сохранились предания, как в Раифском монастыре, так и в окрестных деревнях, расположенных у тракта.

С большой вероятностью и сам Пугачёв продвигался по Заволжскому тракту, так как у того же историка-краеведа Георгия Мюллера есть следующая информация:

«Отход пугачевцев не был мирным. Так в селе Вознесенском, что на Галицкой дороге, пугачевцы повесили прятавшегося там игумена Казанского Зилантьева монастыря, подожгли имение поручика М.Мельгунова, а священник села Мокри едва спасся бегством в лес от грозящей расправы. Местные жители, ободренные приходом «царя», вспоминали старые обиды и притеснения. Следственная комиссия насчитала до 300 погибших от рук злодея «лиц женского и мужского пола» при отходе пугачевцев по землям Зеленого Дола».

Хотя тут упомянут Галицкий тракт, но достоверно известно, что село Вознесенское (как указано выше) – это село Кужмара, а здесь как раз соединялись Заволжский тракт и боковая ветка от Галицкого тракта. Сам же Галицкий тракт вел от деревни Озерки на Царевокошайск, то есть отряд Пугачева мог двигаться как по Заволжскому тракту, так и по Галицкому тракту до Озерок, а потом через Кожласолу на Кужмару и далее, на Кокшайск.

В любом случае, представить себе, что отряд Пугачева мог легко пробраться через дремучие марийские леса с Заволжского тракта на Галицкий – очень трудно! Скорее всего, после разгрома Пугачевского войска под Казанью многочисленные отряды отступали по всем возможным дорогам в глубь марийских лесов, чтобы избежать пленения царскими войсками.

 

Однако  оставим разные версии движения Пугачёва по Марийскому краю – этому мы посвятим отдельную статью. Здесь мы просто упомянули про эту версию, чтобы исторически связать предания про Заволжский тракт с общей историей Казанского края. Но тем не менее предания про Пугачевское восстания сохранились и в этих краях!

Например, в деревне Ильнеттуры (недалеко от Березников на реке Илети)   род (фамилия) Казаковых связан с неким казаком, проживавшим в деревне, по другой легенде – он был потомок одного казака, который спрятался в этих местах после разгрома восстания Пугачёва.

 

                     (часовня  в  деревне  Ильнеттуры, где жил легендарный разбойник Актуган)      часовня в деревне Илетур

 

Очень интересно то, что наиболее распространенная фамилия в деревне Ильнеттуры -  это Актугановы. Из рассказов старожилов известно, что в деревне в давние времена появился какой-то разбойник по имени Актуган, от которого якобы пошел многочисленный род Актугановых. Этот разбойник Актуган грабил купеческие караваны  на Заволжском Кокшайском тракте, что проходил недалеко от деревни, это предание мы расскажем подробнее в следующей статье.

 

 

СТАТЬЯ ПРО КАЗАНСКИЕ ВОЙНЫ ИВАНА ГРОЗНОГО - ТУТ!

 

ФОТО  КОЧУЮЩИХ.

 

ИСТОЧНИКИ:

http://www.zelenodolsk.ru/

http://www.12rus.ru/

http://mari.eparhia.ru/

 

 

ВложениеРазмер
карта598.48 КБ
Покров133.73 КБ
Помары143.87 КБ
Заволжский тракт146.46 КБ
Раифа130.07 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

по Кокшайскому тракту!

поход по знаменательным местам Кокшайского тракта

август 2013 года!

продолжение рассказа про тракт!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru