Деревня Мари-Луговая

 Команда Кочующие - деревня Мари-Луговая

 

 

В ходе летнего похода к Устью Илети - август 2010 года - Кочующие посетили  ещё одно примечательное место в Марий Эл - это деревня Мари-Луговая!

В окрестностях деревни Мари-Луговая и на территории Исменецкого сельского поселения находятся многие археологические и исторические памятники, в том числе, и самые древние на территории Марий Эл. Эти места связаны с самым ранним расселением народа мари в Поволжье!

 

                                           ДЕРЕВНЯ   МАРИ-ЛУГОВАЯ

 

Племена, составившие этническое ядро древних марийцев, появляются на территории Ветлужско-Волго-Вятского междуречья в середине I тыс.н.э. До середины I тыс. н.э. значительная часть территории Ветлужско-Волго-Вятского междуречья и левобережье Волги в районе устья р. Большой Кокшаги и бассейне р. Илети были населены пермоязычными племенами азелинской культуры, оставившими  Мари-Луговской, Арзебелякский, Лушморский (Устье Юшута) могильники, функционирование которых в основном прекращается к указанному периоду. К приходу предков марийского народа на территории Ветлужско-Волго-Вятского региона остаются лишь незначительные островки азелинцев: Шор-Унжинский могильник, отдельные захоронения Арзебелякского (Ясачного) могильника, керамика азелинского облика на Кубашевском городище.

Могильники на Чортовом городище, Мари-Луговской , у д.Ахмылово и Юльялы, Сомовское II городище являются наиболее ранними археологическими свидетельствами пришедших на эту территорию предков мари. Древнемарийский этнический массив еще не представлял собой единого этносоциального организма, а скорее всего являлся «лишь этно-лингвистической группировкой целого ряда автономных племенных объединений». Но общие специфические черты в погребальном обряде и материальной культуре позволяют сделать вывод о том, что население уже оформилось этнически.

                                                            Деревня Мари-Луговая

 

В частности, в этих археологических памятниках найдены изображения коней в виде цельнолитых нагрудных подвесок, достаточно реалистично передающих образ коня. Часто к ним крепились привески из бубенчиков. Стилизованные изображения лошади встречаются и в верхних частях ажурных арочных нагрудников. Позднее в древнемарийских могильниках  (IX–XI века) найдены цельнолитые двухголовые коньковые подвески с шумящими конусообразными привесками или привесками в виде «утиных лапок». К этому периоду относятся, и изображения коней на рукоятях кресал. Интересно изображение на кресале из погребения 12 Веселовского могильника, где как считает автор раскопок – Г.А. Архипов изображены крылатые кони и солярный символ, переданный изображением круглой розетки. Известно еще несколько изображений повернутых друг к другу голов коней на кресалах из средневековых могильников.

 

                                           ДЕРЕВНЯ   МАРИ-ЛУГОВАЯ

Заметное влияние на Мари-Луговую оставил и золотоордынский период!

В середине XIII века марийцы, как и другие народы Среднего Поволжья, оказались в составе Золотой Орды. Имеющиеся письменные источники ничего не сообщают о непосредственном вторжении монголо-татар в 30–40-е гг. XIII века на марийскую территорию. По видимому, нашествие задело марийские поселения, расположенные близ районов, подвергшихся наиболее жестокому разорению (Волжско-Камская Булгария, Мордовия) – это Правобережье Волги и примыкающие к Булгарии левобережные марийские земли.
Золотая Орда осуществляла управление марийским населением, привлекая булгарских феодалов и ханских даруг. Основная часть населения была разделена на административно-территориальные и податные единицы – улусы, сотни и десятки, во главе которых стояли зависимые от ханской администрации сотники и десятники, как правило, из местной знати. Марийцы, как и многие другие подвластные золотоордынскому хану народы, должны были выплачивать ясак, ряд других податей, нести различные повинности, в том числе и воинскую.

Они преимущественно поставляли пушнину, мед, воск.
Административным центром края, по всей видимости, была крепость Аламнер [Михайлов, 1972. С. 35], известная по археологическим исследованиям как Важнангерское (Мало-Сундырское) городище XIV–XV вв. Контроль над приволжским марийским населением, видимо, осуществлялся из булгарских городов (Казань, Иски-Казань и др.) и золотоордынского военного поселения на левом берегу Волги, известного ныне как Мари-Луговское селище [Газимзянов, 2004. С.130–131]. Скорее всего, это военное поселение контролировало  реку Волгу, устье Илети, а также проходивший в этих местах Заволжский Кокшайский тракт, который существовал здесь с древнейших времен! Именно в этом месте была местная администрация, контролирующая территорию между Илетью и Кокшагами, то есть существенную территорию проживания луговых мари.

                                                       ДЕРЕВНЯ   МАРИ-ЛУГОВАЯ

 

Эти края были населены человеком с давних времен. Река Волга (Юл, Идель), устье реки Илеть, плодородные почвы, пойменные и провальные озера с чистой водой, обширные заливные луга, рядом непроходимые дремучие леса левобережья – всё это давало возможность успешно заниматься охотой, рыбной ловлей, бортничеством, скотоводством и земледелием! Поэтому рядом с деревней масса археологических памятников и примечательных исторических мест.

В "Атласе археологических памятников Республики Марий Эл" указывается, что при археологических раскопках на восточной окраине деревни Мари-Луговая было открыто древнее поселение, относящееся к I тысячелетию до нашей эры. В 1914 году при любительских раскопках местного помещика Тилле на широком мысу над луговой террасой на юго-восточной окраине нынешней деревни были обнаружены захоронения, относящиеся к периоду раннего средневековья (IV-VI вв. н.э.).

                                                          УСТЬЕ    ИЛЕТИ

На окраине пойменных приволжских лугов,  в одной версте к югу от деревни (недалеко от Устья Илети) находится древнее урочище Городец, а на востоке на таком же расстоянии — древнее кладбище и поселение, на котором жители находят разные древние металлические вещи, утварь и остатки оружия.

Рядом с деревней до сих пор сохранились и священные рощи, так, в 500 м. на Ю-З находится кюсото «Кильван Курык», а чуть восточнее, ближе к Исменцам – кюсото «Истер» и  «Эсмек-пляк».

На левом берегу Волги, в 5-6 км. на север от деревни (в сторону Звенигово) находится археологический памятник – Сергушкинское мольбище.

 

                            от Мари-Луговой в сторону  древнего  городища и Устья  Илети  

 

С Мари-луговским городищем связана такая легенда!

В книге "Приволжские города и селения в Казанской губернии" описывается предание о марийском князе Мелекше. Около околотка жил во времена похода царя Иоанна Васильевича Грозного под Казань предводитель Мелекш, который вместе с двумя другими князьками хотел воспрепятствовать этому походу. Русские Войска шли по Заволжскому тракту на Казань. Произошла битва, и Мелекш был убит, так как его дружина была невелика.

По другому преданию, князь был задавлен мельничным камнем во время игры с ним. Обладая невероятной силой, он каждый день играл жерновом: скатывал его с горы, которая носит название Мелекш курык — Гора Мелекша, и останавливал на середине горы.

Но мать Мелекша — она была колдунья и могла уменьшать и увеличивать силу в людях — при виде такой забавы сына рассердилась на него за что-то и убавила у него силу. Не подозревая об этом, Мелекш отправился катать жернов с горы и, когда тот докатился до ее половины, не смог удержать его. Камень задавил Мелекша.

 

                    обширные пойменные озера  и  луга  около Мари-Луговой  (ястреб)

Из-за множества археологических и исторических мест – здесь очень часты  разные находки, клады и разные старинные предметы. Про эти находки ходят различные легенды и предания. Так, по местному поверью – жители никогда не трогали вещей из древних могильников и поселений, ибо считали, что вещи, принадлежащие умершим, так и должны быть скрытыми в земле, и их трогать нельзя ни в каком случае! Если же кто осмелится взять себе что-то из вещей, то с ним может приключиться несчастье! Народная молва была основана не на пустом месте, скорее всего Провидение наказывало расхитителей могильников и древних поселений предков.

Один такой случай произошел в деревне уже в начале 21 века. Один безработный житель деревни выкопал около Городища настоящий клад из древних монет и прочих вещей древних поселенцев. Ясно дело, что всё это добро было продано за бесценок перекупщикам исторических ценностей, а потом деньги были успешно пропиты. После обильной попойки мужчина уснул у себя в доме, и в это время у него загорелось хозяйство.  Пожар заметили в деревне, и народ стал сбегаться к месту происшествия! Интересно то, что пожар начался сперва в бане, а потом перекинулся и на дом. Пострадавшего всё же смогли вынести из избы, но было поздно – он задохнулся от угарного газа. Огонь перекинулся и на соседние дома, тогда сгорело 3 дома. Так, выкопанное в древних могильниках добро, не принесло добра…

                                                                  Деревня Мари-Луговая

Деревня Мари-Луговая  (ОЛЫКТУР, ЛУГОВОЙ околоток)

Деревня Мари-Луговая расположена по правую сторону Заволжского Кокшайского тракта и находилась от губернского города Казани в 76 верстах, от уездного города Чебоксары — в 80, до почтового и телеграфного отделений было 12 верст, до волостного правления — 10, до квартиры врача — 16, до квартиры ветврача — 80.

Расположена в 6 км к югу от центра сельской администрации — села Исменцы.

Луговой околоток (прихода села Исменцы Помарской волости Чебоксарского уезда) носит еще и другое название Олыктур, по-русски — на краю лугов.

Местоположение марийского околотка около Волги и Илети давало возможность жителям иметь заработок от сплава леса. Число дворов в околотке — 15, жилых помещений — 21. Жители — марийцы, православные. Земли под полями, лугами и огородами отдельно у селения не имелось, так как она находилась в общем пользовании с другими, находящимися вблизи околотками: Отары, Степанкин и Церковный. Они занимались земледелием.

По воспоминаниям старожилов, люди, заселявшие эти места, издревле занимались рыбалкой и охотой.

 

                                  Волжская  старица  в  Мари-Луговой

 

Название деревни соответствует окружающей местности — кругом находятся луга и озера. Печи местные жители в старые времена клали без дымохода — дым выходил прямо в избы, поэтому во время топки периодически приходилось открывать окна и двери. Окна были маленькими, на них натягивали пузыри животных, на ночь закрывали деревянными ставнями.

В 1859 году в деревне проживали 44 человека, в 1875 году — 128, в 1897 году — 149. В 1913 году в деревне Мари-Луговая насчитывалось 37 хозяйств.

Издавна местные жители наравне с христианством исповедовали язычество, недалеко от деревни есть возвышенность Кильвеарка или Кильван курык, где проводили моления традиционным марийским богам, в конце XX века там была установлена небольшая часовня.

В начале XX века в деревне имелась водяная мельница "Ярандай вудвакш".

30 апреля 1925 года Внуторг зарегистрировал устав Мари-Луговского общества потребителей "Заря". 7 февраля 1926 года оно было ликвидировано.

В 1926 году в деревне Мари-Луговая организовали товарищескую артель "Пила", а на окраине деревни, в Чидане, построили пилораму, рамщиком работал Ефим Матвеевич Орехов. В 1926 году три хозяйства — братья Куликовы, Андрей Степанович и Филипп Степанович, а также Степан Никитович Скворцов — начали строить паром. Помогал им русский мастер Улитин. Паром был готов только в 1927 году, а в 1929 году их раскулачили и паром конфисковали. Тогда же конфисковали маслозавод у Спиридона Веселова и Николая Якимовича Охотина. Они выдавливали масло из семян конопли. У Сергея Дмитриевича Короткова и Ивана Охотина конфисковали лавки, у Федора Охотина и Василия Филипповича Куликова — пасеку.

 

                             пойменное озеро  с дубравой  в  Устье  Илети

В деревне появилась первая государственная лавка "Заря", построили Рикпромовский лесопильный завод. Его называли "навесным" или "инвалидом". Навесным называли потому, что от него к реке Волге провели навесную дорогу на рельсах. По ней и перевозили бревна и сплавляли по реке. На берегу построили домик сплавщиков. У Рикпромовского завода были построены бараки, где жили принудчики. Судя по тому, как этих людей называли, работали они принудительно, вполне возможно, по приговору суда. Среди них были русские, чуваши, татары. Во время Великой Отечественной войны на заводе работали немецкие военнопленные. Очевидцы упоминали, что принудчики на производстве нередко гибли. На заводе также делали деревянные бочки, миски.

В деревне была открыта мастерская по изготовлению тачанок, колес, саней. В 1928 году из деревни Шалангуш привезли сруб для клуба.

В июле 1931 года в деревне образовали колхоз имени Ленина. Первым председателем избрали Гаврила Тимофеевича Яметкина. Правление колхоза разместилось в доме Филиппа Степановича Куликова. При этом же доме держали 7 коров, 10 свиней, 20 овец, лошадей. Ухаживала за ними Агафья Алексеевна Большакова. В доме Петра Никитовича Салтыкова открыли школу, первым учителем был Сергей Иванович Спасов из деревни Мари-Отары. В доме Никиты Салтыкова открыли столовую. В 1931 году распределили участки для корчевки по хозяйствам. Начали строить ферму, конюшню.

К 1933 году в колхозе имени Ленина насчитывался 121 человек, 72 из них — трудоспособные. Колхоз располагал 183 га земли, из них пашни — 80 га. Было обобществлено 15 лошадей, 5 коров, 3 свиньи. Из сельхозорудий в колхозе имелись 14 плугов, 11 железных борон, сеялка, лобогрейка, сортировка "Клейтон", соломорезка, 14 телег. При колхозе имелось гончарное производство. На трудодень в 1933 году начислялось зерном — 5 кг, прочими продуктами — на 0,51 руб., деньгами — 1,47 руб. В 1934 году в доме Евдокии Георгиевны Тресковой, которая потом работала учительницей, открыли ясли. В 1935-1936 годах в деревне воссоздали гончарное производство. С организацией колхоза было принято решение открыть смолокуренный завод и кузнечную мастерскую. На смолокуренном заводе первыми начали работать Василий Филиппович Куликов, Василий Иванович Войков, Николай Дмитриев. Они проработали три года, а после них завод принял Павел Сидорович Груднов, который потом трудился здесь целых двадцать восемь лет. Колхозники построили зерносклад, силосную яму, зерносушилку, ток, подвал для хранения картофеля, открыли пасеку. В 1939-1940 годах была построена хмелесушилка.

В 1939 году в деревне проживали 309 человек, из них старше 18 лет— 188.

В 1940 году колхоз имени Ленина объединял 53 хозяйства, 206 человек, 93 из них были трудоспособными. По Государственному акту от 5 ноября 1936 года на вечное пользование за колхозом закрепляли 244 га земли, из них 187 га пашни. Колхоз имел 36 лошадей, 39 голов крупного рогатого скота, 12 свиней, 25 овец, 102 головы птицы, 152 пчелосемьи. В колхозе имелись молотилка, 2 сеялки, 2 лобогрейки, 28 плугов, 2 культиватора, 14 борон, сортировка, 2 веялки, соломорезка, 21 повозка, 22 единицы саней. На 1 трудодень в 1940 году начислялось зерном — 1,8 кг, картофелем — 1,15 кг, соломой — 7,2 кг, деньгами — 0,57 руб. Председателем колхоза работал Николай Орехов.

В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 84 жителя деревни Мари-Луговая, 45 из них погибли. К 2004 году из мужчин 1923-1925 годов рождения в живых остался лишь Николай Максимович Лыков. В боях с фашистами особо прославился уроженец деревни Родион Артемьевич Охотин. Он командовал партизанской бригадой в Белоруссии, награжден орденом Ленина. В деревне установлен памятник-бюст комбригу Р.А. Охотину.

В 50-е годы небольшие колхозы из соседних деревень объединились в одно хозяйство — колхоз имени Ленина, его правление было переведено в деревню Кукшенеры. В деревне Мари-Луговая открыли медпункт, где фельдшером работала Нина Гурьевна Морозова.

В 1960 году в Чидане построили небольшой кирпичный завод. В 1963-1964 годах провели электричество. Электроэнергию получали от передвижной дизельной электростанции в селе Исменцы. В 1973 году колхозы "У куат" села Исменцы и имени Ленина деревни Мари-Луговая объединились в колхоз (совхоз) имени Ленина, его центр перевели в Исменцы, а из Мари-Луговой убрали фермы и склады. В 1977 году чехи построили хмелекомбайн и хмелесушилку, а в 1995 году хмель выращивать перестали.

На 1 января 1986 года в 50 хозяйствах жители деревни Мари-Луговая держали коров, в 52 — свиней, в 111 — овец. На 1 января 2003 года на 55 деревенских подворьях содержали коров, на 24 — свиней, на 85 — овец.

В 2000 году насчитывалось 116 дворов, 24 крыты железом, 3 — тесом, 2 — черепицей, 87 — шифером. Окна 77 домов имеют резные наличники. Из 271 человека русских в деревне насчитывалось 3, чувашей — 7, мари — 261. В 2001 году появились первые дачники.

В 1996 году в Мари-Луговой провели водопровод. Половина улиц деревни асфальтирована.

Наиболее распространенные фамилии — Ореховы, Охотины, Куликовы, Ярандайкины.

Около деревни Мари-Луговая находятся 5 археологических памятников.

 

 

ФОТО  КОЧУЮЩИХ.

 

Материал с сайтов:

http://www.12rus.ru/

www.mari-el.name.ru

http://mari.ter12.ru/

http://aboutmari.com/

 

 ПРО КЛАДЫ  МАРИЙСКОГО  КРАЯ!

ВложениеРазмер
Мари-Луговая187.62 КБ
Мари-Луговая118.89 КБ
Мари-Луговая133.75 КБ
Мари-Луговая135.89 КБ
Мари-Луговая194.36 КБ
Мари-Луговая172.21 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

ИЗ ЛЕТА

еще одна статья из летнего похода!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru