Вязовские горы

Команда Кочующие - Вязовские горы

 

ОБЩИЕ ФОТО И ОПИСАНИЕ ПОХОДА – ЗДЕСЬ!

Заключительный аккорд данного похода мы поставили на самой окраине  Республики Татарстан – на Вязовских горах, что на правом берегу Волги, около Зеленодольска.

Это тоже по-своему концептуальное место, так как тут, буквально в одном месте, сходятся границы трёх поволжских республик: Марий Эл, Татарстан и Чувашия.

Несмотря на наступившие сумерки, перед нами открывалась отличная панорама обеих берегов Волги!

Справа был виден Романовский мост и Нижние Вязовые, прямо перед нами расположился город Зеленодольск, а слева, в синеватой дымке, виднелся марийский город Волжск.

Русло Волги вверх по течению поворачивало немного вправо, и с нашего места хорошо просматривались Вязовские горы, которые растянулись от Романовского моста до Козловки – по правому берегу Волги.

 

                                 РЕКА ВОЛГА  И  РОМАНОВСКИЙ  МОСТ - ВЯЗОВСКИЕ ГОРЫ        

 

Надо отметить, что это горы не очень высокие, по меркам наших мест.

Мы стояли на горе в 2-3 км. выше Нижних Вязовых, вероятно, что раньше эти горы были густо покрыты широколиственными лесами, и особенно вязом (или его родичами из семейства вязовых, например, ильмом), поэтому горы так и были названы Вязовские.

 

                     ВИД  ВВЕРХ ПО РЕКЕ  ВОЛГЕ  -  ВДАЛЕКЕ  ГОРОД  ВОЛЖСК    И КОЗЛОВКА  

 

А от названия гор – пошло название населенным пунктам, пос. Нижние Вязовые расположен прямо у горы, как раз у Романовского моста, но, как правило, этот населенный пункт называют по железно-дорожной станции – Свияжск. Хотя поселок местные называют именно Н.Вязовые, точнее поселок поделен на 2 части, каждая из которых имеет своё название.

На вершине Вязовской горы находится маленькая часовня, а немного дальше расположены маленькие карстовые озера – Собакины ямы. Почему их так назвали – это нам неизвестно.

 

 

                                                    ВЯЗОВСКИЕ  ГОРЫ  -  ВИД  С  РЕКИ  ВОЛГА                

 

У подножья Вязовских гор – около Романовского моста – расположен памятный знак строителям этого  огромного моста через Волгу.

 

 

                          СЪЕМКА  МОСТА С ПАРОМА  -  ВЯЗОВСКИЕ ГОРЫ ЗА МОСТОМ                   

 

 

                        ВЯЗОВСКИЕ  ГОРЫ - ВИД В СТОРОНУ  ЧУВАШИИ И ГОРОДА ВОЛЖСК (МАРИЙ ЭЛ) 

 

С Вязовских гор Волга  заходит в Татарстан:

Огромные арки двойного железнодорожного моста Казанской, дороги как бы служат воротами, через которые великая русская, река входит в пределы Татарсана.

Выше моста на правом, берегу круто спускаются к Волге невысокие Вязовские «горы», а на левом, за залитой теперь поймой, на второй и третьей террасах высятся заводы, расположены города Волжск и Зеленодольск. Только длинная песчаная насыпь от железнодорожного моста до ст. Зеленый Дол напоминает о прежней пойме, которая широкой полосой отгораживала от главного русла Волги города и поселки левого берега.

                                                             ГОРОД  ЗЕЛЕНОДОЛЬСК           

 

 

Ниже моста возвышенности правого берега круто отходят вправо, давая место глубокому заливу, которым водохранилище входит в низовья р. Свияги; воды ее также подняты на значительном расстоянии. Свияжский залив имеет ширину около 10 км, с востока он ограничивается высотами правого берега Свияги, которые здесь пологой кривой переходят в правобережные массивы Волги.

На самом повороте, в 3-4 км от основного русла. Волги, близко к обрыву этих высот расположен небольшой, ныне со всех сторон окруженный водой, материковый останец, на котором находится древний, потерявший теперь свое значение город Свияжск.

(автор Н.И. Воробьёв «Волга»)

 

                                                      ГОРОД   ЗЕЛЕНОДОЛЬСК             

 

Вязовские горы входят в Приволжская возвышенность

Приволжская возвышенность — возвышенность на правом берегу Волги от Нижнего Новгорода до Волгограда. Высота до 384 м. Преобладающая высота 150—200 м. Ширина до 500 км. Приволжская возвышенность круто, местами уступами, обрывается к Волге и полого снижается к Окско-Донской низменности. Сильно расчленена овражно-балочной сетью. Отдельные части высокого волжского склона называют горами. Для Приволжской возвышенности характерно наличие тектонических валов, прогибов, вызывающих развитие структурных форм рельефа. Сложена известняками, глинами, песками, мергелями и др. породами. Развит карст.

В районе Приволжской возвышенности — добыча нефти, горючих газов, асфальта, фосфоритов и др.

Ледник касался лишь самого западного края Приволжской возвышенности. Поэтому осадочные породы здесь не прикрыты толщами ледниковых отложений и чаще выступают на поверхность. Это — известняки, мел, песчаники.

                                                        ВЯЗОВСКИЕ  ГОРЫ                 

 

 

 

 

Забытая часовня  на Вязовских горах

Без всякого сомнения, этот памятник истории и архитектуры, стоящий на крутом волжском берегу, может служить неким символом нашего края. И он служит — разрушенный, заброшенный... Но помнят о нем краеведы, историки, люди, чья душа болеет за родные места. Проезжающие мимо пассажиры поездов и теплоходов с удивлением вглядываются в строгие классические очертания полуразрушенного здания с колоннами из красного кирпича, явно старой постройки, и задаются вопросом: а что это?.. Мавзолей? Храм? Памятник? Кто построил? Для чего служит это творение рук человеческих? Смотришь на него лишь несколько секунд, а впечатление остается надолго...

 

 

Почти девяносто лет стоит на вязовской горе этот памятник, закладка которого состоялась в день открытия моста через Волгу. Построенная на пожертвования населения, часовня вместе с Романовским (Свияжским) мостом на фоне волжских просторов должны были образовать захватывающий душу ансамбль... Возведение часовни было утверждено специальной комиссией, этим хотели ознаменовать юбилейную, значимую для всей России дату — 300-летие правящей династии Романовых. Проект был сделан А.В. Щусевым, — тем самым архитектором, что впоследствии спроектировал Казанский вокзал в Москве... Торжественная закладка здания прошла в день открытия Романовского моста, 11 июля 1913 года. Торжества по этому случаю имели широкий размах — приехали именитые гости, надеялись даже на визит Николая II. Пришедший Крестным ходом со множеством верующих епископ Чебоксарский Михаил совершил молебен на площадке, отведенной под строительство часовни.

 

                                        ВЯЗОВСКИЕ  ГОРЫ  НА ГРАНИЦЕ  РЕСПУБЛИК         

 

Строить часовню начали в 1914 году. Но тогда этому замыслу не суждено было осуществиться: до начала первой мировой войны строители успели возвести лишь стены, колонны и перекрытие первого яруса, возвести колокольню и облицевать здание мрамором не успели. А потом о нем и вовсе забыли.

«Привести памятник-часовню в надлежащий вид, — поделился своими размышлениями настоятель Свято-Троицкой церкви села Нижние Вязовые иерей Валерий Моисеев, — дело, несомненно, благое и необходимое. Очень хочется, чтобы наш край украсила еще одна святыня. Однако строительство часовни не по силам даже епархии, не говоря уже о нашем приходе. За это дело обещало взяться правительство республики, но я очень сомневаюсь в том, что восстановление произойдет в скором времени...»

 

Попытки восстановить памятник были неоднократными. Архитектор-реставратор, специалист научно-реставрационного управления РТ Марина Степанова разыскала подлинные чертежи часовни — с этой целью она ездила в Москву. Внук Щусева разрешил произвести поиски в семейном архиве. Замысел архитектора стал известен точно: удалось найти окончательный вариант чертежей Романовской часовни.

 

                                                 ПРАВЫЙ БЕРЕГ ВОЛГИ  - ВЯЗОВСКИЕ  ГОРЫ               

 

Судостроительный завод Зеленодольска, который в 1987 году впервые предложил восстановить уникальный памятник архитектуры (тогда предполагалось разместить в часовне заводской музей), отказался от проекта восстановления часовни — экономическое положение гиганта татарстанского судостроения пошатнулось, и о памятнике вновь забыли на несколько лет.

 

Вновь идея восстановления реликвии появилась года четыре назад. Был заказан проект строительства памятника — уже по своему прямому назначению, то есть как часовни. Проект был выполнен, разработаны чертежи и эскизы для строительства. Однако недостаток финансирования вновь помешал воссоздать Романовскую часовню...

 

Два года назад вновь стало известно о возвращении к этой идее. Правда, финансовую часть проекта предполагалось возложить на Горьковскую железную дорогу. Но и по сей день одинокий храм на вязовской горе покрыт мраком запустения и забвения. Когда же облицованная мрамором Романовская часовня вознесет свой крест над высоким берегом Волги? Туманная перспектива...

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие – поход октябрь 2012 года.

Краткая географическая энциклопедия, Том 3/Гл.ред. Григорьев А. А. М.:Советская энциклопедия — 1962, 580 с. с илл., 19 л. карт

http://www.raifa.ru/numbers/vozr/

http://tourism.intat.ru/papers/39/

http://fotki.yandex.ru/users/patykov/

 фото Андрея Голубева. 

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

аватар: Хватит

Ну сколько можно уже называть

Ну сколько можно уже называть Волгу - великой русской.
Волга русская только до границы республики Марий Эл.

аватар: Кэп

в статье...

в основной статье про Волгу мы конечно же указали, 

что Волга великая русская, татарская, чувашская, марийская река - 

точнее говоря Волга - великая российская река, 

Она конечно принадлежит всем народам России!

слово "русский" - это тут в смысле советский или российский - 

кому как нравится!

аватар: Лоцман

Да русская она и дальше

О как, и к нам нацисты начала забегать и писать комментарии.

 

Был я в Марий Эл - надписи все преимущественно на русском, говорят на русском, пишут на русском, а река дальше не русская?)))

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru