Родники и источники Чувашии
Республика Чувашия очень богата на родники, ключи и источники. По данным государственных служб в республике более двух тысяч родников, при этом обустроены почти триста родников в разных селах и деревнях республики.
Сами чуваши с древних времен очень трепетно относились к родникам и источникам, часто именно у родника чуваши-язычники делали Кереметь. За родниками и источниками ухаживали всей семьёй.
Считалось, что кто обидит родник – у того отсохнут руки и ноги.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШИИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЧУВАШИИ - ТУТ!
ЧУВАШСКИЙ НАРОД - ЧУВАШИ - СТАТЬЯ!
РЕСПУБЛИКА ЧУВАШИЯ - ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ - ТУТ!
СТАТЬИ ПО ТЕМАТИКЕ - ЧУВАШИЯ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ АЛАТЫРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШИИ - ТУТ!
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ЧАВАШ ВАРМАНЕ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЧУВАШИИ - ТУТ!
Многие родники в настоящее время освящены по православной традиции, у источников проводят молебны и крестные ходы.
В статье расскажем о самых известных родниках и источниках Чувашии.
По возможности укажем предания и легенды о родниках..
чудо Чувашии: «Священное место древних чувашей. Дуб Киреметь И и Живой чувашский родник"
(Киреметь – в чувашской мифологии сын Бога, который остался на Земле, чтобы раздать людям счастье, но не поняли люди его и убили, а сундук со счастьем поднялся в небо).
Древние чуваши – уникальный самобытный народ. Каждое дело нашими предками начиналось осознанно с обращения к Богам и закреплялось действием – обрядом. В чувашской этнической культуре насчитывается 240 ритуалов – «йала-йерке» в сельской, домашней, индивидуальной обрядности.
Для каждого обряда было свое место. Одним из крупных межсельских обрядов, собиравших до 12 деревень, – был обряд Киреметь. И место для него было выбрано специальное. В Чувашии сегодня немного осталось таких священных мест. Но те, что сохранились, чтутся чувашами по сей день. Одно из таких мест – поляна Ясна и Дуб Киреметь – Седьмое чудо Чувашии.
Существует легенда, что в древние времена, задолго до появления на этой поляне Дуба-Киреметь, чужеземцы наступали на селение наших древних предков. Все взрослые мужчины ушли воевать… Никто не вернулся. И тогда встали женщины, старики и дети на защиту своей земли. Все были убиты, осталась одна женщина. Недалеко в лесу она вырыла траншею и похоронила всех… Уходя, произнесла: "Ты прости нас, матушка-земля, что не смогли уберечь тебя. Береги себя сама". И вознеслась. Остался только след от пяточки.
Люди сказывают, что когда придут на эту священную землю люди с осознанным отношением к себе и матушке-природе, поднимется из земли родник с живой водой, а рядом проявится камушек со следом от пяточки той женщины-богини, душа которой до сего дня охраняет это место.
А на пуповине этой земли, где даже зимой бывает проталина, поднимется огромный меч, который наделен божественной силой. Много веков с тех пор прошло, много веков пустовала земля. В конце 13 – начале 14 века известный болгаро-чуваш Ижек вывел из Золотой Орды древнечувашское племя, дабы сохранить веру в Бога единого и сына Киреметь, и основал в этих местах ряд поселений. Центральное село назвали его именем – Ишаки, а на северо-востоке выбрали на поляне Киреметь выране – место для обрядов Киреметь.
Здесь, на поляне, до Революции росла священная дубрава, и было много родников. Местные старожилы вспоминают, какой студеной и вкусной была родниковая вода, - таких сейчас нет. Но вновь ушли родники, как только вырубили священную дубраву в годы Революции. Чудом остался один священный Дуб. А рядом народились его детки – молодые дубочки, пытаясь возродить священную дубраву. Дуб - жив, к нему до сих пор ходят люди.
Огромный старик – великан, по мнению специалистов, оказался самым старым дубом в Чувашии. Его окружность 594см., на 30см больше чем у Ильинского Дуба. Три головы кроной смотрят с востока на запад. У древних предков 3 - означало триединство Мира: Мира Богов, Мира проявленного, Мира предков. Возможно, неслучайны ассоциации: Центральный ствол Дуба – Киреметь как отражение мира проявленного поражен молнией, а в легенде сказано, что люди убили Сына Бога – Киреметь. Есть над чем задуматься.
От этого дуба идет необыкновенная сила, а рядом с ним растворяешься в гармонии и покое. Независимо от погоды здесь всегда ощущается состояние благодати.
Травники называют его Дубом-энергетом, космоэнергеты – открытым космическим порталом. Знахари – священным Дубом, наши предки – Киреметем. Разные определения, но суть одна – это место Силы. Это памятник природы и священное место древних чувашей. Здесь раскрывается суть человека, и умножаются его качества…
И снова пришло время для возрождения этой земли. Рядом на поляне, которая похожа на Медведя, склонившегося в поклоне перед Дубом-Киреметем, зарождается экологическая этническая деревня ЯСНА, что в переводе означает – осознанность, просветленность. И здесь формируется новое отношение к жизни – экология жизни. В Ясне объединены два важных направления деятельности: сохранение самобытной культуры чувашского народа - через создание гостевого этнического центра для российских и иностранных гостей, и развитие органического земледелия - через создание сертификационной лаборатории, способствующей производству в Чувашии экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в Ясне – целый комплекс уникальных центров, способствующих формированию новой культуры жизни и сохранению наследия народа Чувашии. Это детский сад-школа по методикам педагогов-новаторов, преподавание факультативного предмета «Экология жизни» для городских школьников, обучающий центр народных промыслов и театр обряда, оздоровительный центр «Здравушка» по народным методам, мастер-классы по духовным практикам, музей леса, ансамбли деревянного зодчества «Тенче Хапхи» и «Древо Жизни», парк старинных качелей, общественный центр в стиле Теремов. Реализация этих проектов создаст в экопоселении пространство любви и гармонии, в котором будут вырастать дети с новым мышлением, в котором каждый гость будет становиться более осознанным и гармоничным.
Во многом всему этому способствует и само место, на котором должно расположиться экологическое этническое поселение Ясна. Эта земля с большим историческим прошлым. И Дуб – Киреметь, растущий на восточной окраине этой поляны, - эксклюзивный объект всего проекта: Объект для изучения, объект для восхищения, объект экскурсионного маршрута: «Священное место древних чувашей Дуб- Киреметь – Седьмое чудо Чувашии»
Дуб-Киреметь и поляна Ясна привлекут внимание и гостей и туристов, позволит сохранить самобытность древних чувашей и преумножить культуру края ста тысяч слов, ста тысяч вышивок, ста тысяч песен.
И тогда согласно Легенде снова поднимутся родники с живой водой. И встанет защитницей всего чувашского народа Священная Дубрава.
Родник «Чашлама» деревня Табанары –
находится: Республика Чувашия » Цивильский район
Родник расположен на берегу реки Пожанарка (Тожанарка), на территории Второвурманкасинского сельского поселения Цивильского района, в 100 метрах от северной околицы деревни Табанары. Выбивает в средней части склона южной экспозиции оврага, протянувшегося от деревни Резинкино до автодороги Нижний Новгород-Казань (М-7).
Родник «Чашлама» деревня Табанары
Деревня Табанары располагается недалеко от г. Цивильск, если ехать из Чебоксар, справа от трассы, от поворота и остановки «Табанары» до места набора воды, на северной окраине деревни, примерно 1,5 км. Вода сюда попадает по пластиковой трубе протянутой через речку. Сам родник расположен за речкой, в 330 метрах северо-восточнее, на склоне оврага рядом с одиноким дубом.
Чтобы добраться до родника нужно перейти через небольшой мосток и обязательно подняться в гору до сухого места, иначе попадете в болото расположившееся вдоль речки. Двигаясь вдоль горы увидите одинокий дуб, ну а рядом в колодце родник.
Родник «Чашлама» деревня Табанары
Родник каптирован, над ним устроен навес для защиты воды от внешнего воздействия. Люди из д. Табанары и близлежащих деревней приезжают За вкусной водичкой приходят и презжают не только местные, но и из других населенных пунктов, даже из Чебоксар, благо дорога к источнику хорошая.
В месте набора воды благодаря стараниям семьи Михайловых, территория обустроена по мотивам сказок. Используя предметы бытовой принадлежности семья смастерила фигуры птиц и животных. Здесь жители деревни Табанары празднуют праздник "День деревни". Рядом построили небольшую часовню.
25 августа 2014 года, благочинный III округа, архимандрит Гурий (Данилов), в сослужении настоятеля Свято-Троицкого собора г. Цивильска, протоиерея Вячеслава Ашмарина и настоятеля Казанского храма г. Мариинского Посада, иерея Георгия Черашкина, совершил чин освящения часовни в честь святителя Луки, архиепископа Симферопольского и целебного источника «Чашлама».
Одним из интереснейших мест Чувашии является природно-исторический комплекс "Байдеряковский родник", находящийся на краю села Байдеряково Яльчикскаго района Республики Чувашии.
В природный комплекс входит обустроенный в 1912 году мощный родник, старые насаждения маньчжурского ореха и плодовый сад, создающие неповторимый живописный ландшафт.
Общая площадь природно-исторического комплекса более пятнадцати гектар, из которых двенадцать гектар занимает плодовый сад.
Наибольший интерес вызывает природный источник и строение, возведённое немецким инженером из Казани. Сложная система водопровода, работающая безотказно по сей день, скрыта в небольшом строении с маленькой башенкой. Постройка 1912 года была выполнена из бетонного монолита с рельефным изображением таинственного знака по центру. В 1930-х годах на башенке были сломаны православные кресты, но сбить непонятный символ так и не смогли. В течение шестидесяти лет рельефное изображение находилось под пятиконечной звездой, наспех слепленной из цементного раствора большевиками. При восстановление постройки, под потрескавшимся слоем цемента проявился нетронутый временем символ. Значение символа над водными вратами не знают даже в местном краеведческом музее. Знатоки больше склоняются к версии о масонском знаке, отдельные элементы которого встречаются и в мусульманстве, и христианстве, и в более ранних цивилизациях. Но все убеждены, что знак оригинален.
Сам родник образует систему прудов, в конечном итоге стекающих в реку Большая Була. До 1990 года вода из источника поступала естественным путём - по желобку самотёком, но местное население начало нуждаться в чистой питьевой воде дома и по инициативе Байдеряковского председателя строение было отреставрировано, поставлен насос и протянут водопровод. В наши дни водой из родника пользуются уже три селения и две животноводческие фермы. По последним исследованиям приход воды в источнике составляет 38 литров в секунду.
По своему водоизмещению Байдеряковский родник является уникальным и с 1981 года находится в списке памятников природы, а весь природно-исторический комплекс считается особо охраняемой территорией.
Родник, святой источник иконы Божией Матери «Державная» село Гришино
Республика Чувашия » Янтиковский район » село Гришино
Родник освященный в честь иконы Божией Матери «Державная» расположен на Первомайской улице села Гришино (Керше) Янтиковского района Чувашской Республики, в 50 м северо-восточнее церкви иконы Божией Матери "Смоленская".
Название село Гришино возникло от имени Гришка. В 1866 году здесь в 67 дворовых проживало 606 едоков. Село расположено на берегах реки Ута. Храм возведенный в конце 18 века был вновь отстроен в 1853 году на деньги прихожан и при содействии бывшего помещика Александра Акчурина.
10 августа 2011 года, по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, в храме Смоленской иконы Божией Матери, архимандритом Гурием (Даниловым) была отслужена Божественная литургия, по окончании которой прихожане и гости прошли Крестным ходом вокруг храма. На святом источнике в честь иконы Божией Матери «Державная» был отслужен водосвятный молебен.
Святой источник хорошо обустроен, построена кирпичная часовня, чуть ниже кирпичная закрытая купальня с купелью. Купальня открыта для всех желающих. Считается самым популярным, источником на Крещение. Мраморная купель собирает большое количество желающих окунуться в ледяную освященную воду не только из Янтиковского, но и других близлежащих районов. Многие паломники после погружения в воду Святой купели получали исцеления от разных недугов и немощей.
Координаты: 55°28'42.5"N 47°53'11.3"E
Родник, святой источник «Иверской» иконы Божией Матери поселок Зеленый Дол -
Республика Чувашия » Порецкий район » поселок Зеленый Дол
Родник освященный в честь «Иверской» иконы Божией Матери расположен в поселке Зеленый Дол Никулинского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики. Святой источник обустроен, есть место для набора воды и столбовая часовня с иконами, увенчанная главкой с крестом.
Родник, святой источник «Иверской» иконы Божией Матери поселок Зеленый Дол
Родник был освящен на праздник Святой Троицы, 23 июня 2013 года. Священник Илия Александрович Тарасиков отслужил молебен с водосвятием, освятил родник и окропил святой водой всех присутствующих. После поздравил верующих с праздником, пожелав здравия, спасения, терпения и Христовой любви.
Родник, святой источник «Иверской» иконы Божией Матери поселок Зеленый Дол
Где находится, как доехать:
Координаты: 55.131775 46.066320
Родник, святой источник преподобного Серафима Саровского село Алманчиково -
Республика Чувашия » Батыревский район » село Алманчиково
Родник освященный в честь преподобного Серафима Саровского расположен в селе Алманчиково Батыревского района Чувашской Республики. Святой источник обустроен.
29 июля 2016 г. благочинный III-го округа, настоятель храма Рождества Христова с. Первомайское, протоиерей Сергий Пегасов и настоятель храма святителя Николая с. Туруново, игумен Серафим (Лялькин), совершили чин освящения поклонного креста у святого источника, находящегося на территории Алманчиковского сельского поселения Батыревского района. На освящении присутствовало много людей. В основном это были паломники, которые возвращались с паломнической поездки по Уралу.
родники и источники Чувашии
В начале 20 века, на территории села, несколько монахов решили основать мужской монастырь. Получив благословение от священника местного прихода В. Румянцева, они направились с ходатайством в Симбирск, к архиерею Никандру. Монахи построили около леса небольшую избушку и начали в ней жить, предаваясь в основном молитвам. Но вскоре алманчиковские монахи были разогнаны, их обиталище-избушка разобрана. На месте монастыря сохранился колодец.
Силами жителей с. Алманчиково этот колодец был разыскан. Его очистили, поставили кольца. Из колодца идет вода, обладающая целительной силой. Также здесь строится скит преподобного Серафима Саровского. Активно помогают в строительстве и обустройстве скита и источника местные жители Хадаров Борис Николаевич и Лукиянов Николай Васильевич.
Родник, святой источник преподобного Серафима Саровского село Алманчиково
История источника началась с того, что племянница Хадарова Б.Н. увидела в сон, в котором к ней пришла умершая от рака тетушка и сообщила, что есть в с. Алманчиково источник на месте бывшего монастыря, вода которого обладает целебной силой. Она настаивала на том, чтобы нашли этот колодец, что и было сделано. Также на территории монастыря находилось озеро, в котором купались монахи. В планах найти и очистить это озеро. На это озеро прилетали лебеди. Лет 7 назад, на месте бывшего озера, Лукиянов Н. В. видел лебедей, которые долго кружили. Но тогда он не придал этому значения.
Поклонные Кресты, означая собой какие-то памятные и знаменательные места, служат верующим местом для молитвы, напоминанием всем проходящим и проезжающим о необходимости покаяния, нравственного очищения, жития по законам добра и любви к ближним.
Как считают местные жители, Святой Крест будет помогать возрождению духовной жизни на селе, скорейшему завершению строительства скита преподобного Серафима Саровского, укреплению церковной общины, а также будет охранять всех селян от бед, болезней и несчастий.
Где находится, как доехать:
Координаты: 54.976996 47.779317
Родник «Сив Сал», святой источник урочище Новый Ключ -
Республика Чувашия » Аликовский район » урочище Новый Ключ
Святой источник «Сив Сал» расположен у границы двух районов Чувашской Республики, близ бывшей в этом месте деревни, а ныне урочища Новый Ключ, в 1.9 км южнее деревни Шундряши Аликовского района и в 1.6 км северо-западнее деревни Пояндайкино Шумерлинского района.
Родник «Сив Сал», святой источник урочище Новый Ключ
Родник освящен в 2010 году, протоиереем Александром, Раскильдинской церкви Рождества Богородицы. Святой источник обустроен. Над колодцем сделан навес увенчанный главкой с крестом, воду из колодца поднимают ведром на цепи с воротом. Рядом построена открытая срубовая купель с лестницей, для спуска в целительные воды источника.
Другое название родника, уникального природного памятника, «Новый Ключ». В урочище выбивают из недр земных 7 ключевых источников воды расположенных недалеко друг от друга. В народе до сих пор сохранилась эта местность под названием «Çич çǎл – Сив çǎл».
Из 7 родников на сегодня люди пользуются 2 родниками, а остальных пока еще не нашли. В конце 19 и в начале 20 вв. тут работал деревянный женский монастырь. Монашки выращивали картофель, там же жили.
После Октябрьской революции монастырь был разрушен. На сегодняшний день около родников на холме Раскильдинская церковь поставила большой деревянный крест. На месте монастыря была найдена икона. Родниковая вода несколько десятков лет тому назад была исследована специалистами из Чебоксар. По сведениям известного местного краеведа Г.К. Тереньтева в местных источниках вода обладает большими целебными свойствами. Клинические исследования проводились еще в XIX веке. Было установлено, что вода исключительно целебная содержит много железа, серебра. Вода в роднике вкусная, свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная.
У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой. Родник – маленькое чудо природы и глоток этого студеного кристально чистого чуда. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень. Родники называют алмазными бусинками России. Родник «Новый Ключ» сейчас пользуется популярностью не только у местного населения, но и у приезжих из других сел и районов.
Святой источник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» село Сойгино -
Республика Чувашия » Алатырский район » село Сойгино
Колодец освященный в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» расположен в селе Сойгино Алатырского района Чувашской Республики. Святой источник обустроен, рядом построена деревянная закрытая часовня-купальня с купелью, увенчанная главкой с крестом.
В самой южной точке Чувашии, на границе Республики с Ульяновской областью, в живописном месте раскинулось дивное село Сойгино. За ним – непроходимые леса. Еще недавно, лет 20 назад, сюда не было проезжих дорог.
Первое упоминание о Сойгино относится к 1748 году, а возникло село примерно в 1720–1725 годах. Сойгинцы, в течение столетий отгороженные от цивилизации, смогли сохранить свою культуру, традиции, обычаи, что помогает им и сейчас сохранять семьи, уклад, преображать село и строить храмы!
родники и источники Чувашии
Долгое время в селе не было своей церкви, и в XIX–XX веках люди ходили пешком на службы в соседние села Айбеси или Алтышево, добирались до Алатыря.
Но как удивительно Господь промышляет обо всех людях! Живет в Сойгино добрая семья Уткиных – Валерий, Елена и двое их уже взрослых детей. Очень скромные, тихие люди. Но такие сильные духом! Именно их стараниями и усердием, а главное – крепкой верой и желанием послужить Господу и людям поднялся в селе храм.
Митрополит Варнава благословил освятить храм в честь новомучеников и исповедников Российских. Другого решения и быть не могло – село находится в 10 км от массовых захоронений невинно замученных и убиенных людей в поселке Первомайском. Сойгинцы, работая там, были свидетелями подвига многих мучеников и подвижников веры.
Для Валерия и Елены – это далеко не единственное доброе дело в своем родном селе. В 2006 году они восстановили Святой источник. Постепенно над источником появилась купель, к которой стали приезжать из многих сел.
Колодец Валерия во время засухи три года назад поил все село: при глубине всего два метра, он не пересох, как большинство других колодцев. Затем они решили всей семьёй восстановить часовню над святым источником. На свои деньги сделали сруб, купили стройматериалы, инструменты, краску…
Работу начали 10 августа 2006 года, и уже 22 декабря часовня была освящена в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», благочинным г. Алатырь, протоиереем Владимиром Тепловым.
Где находится, как доехать:
Координаты: 54.792072 47.071311
Родник, святой источник Покрова Божией Матери село Кармалы
Родник освященный в честь Покрова Божией Матери расположен в низине, по которой протекает река Хурынсар-Сирма, между улицами Октябрьская и Школьная села Кармалы Янтиковского района Чувашской Республики. Стараниями жителей села построена часовня-купальня над источником.
19 декабря 2010 г., в воскресенье, в день Николая Чудотворца, произошло торжественное открытие обустроенного родника и его освящение. Святой источник находится недалеко от места, где находилась церковь, построенная в 1906 году, но разрушенная в годы советской власти. С Божией Помощью, сельчане надеются восстановить и храм.
На торжественном открытии присутствовали глава сельского поселения Иванов Г.И., староста села, местный депутат Ласточкин Н.Г. и отец Александр из г. Канаш. Иванов Г.И. в своем выступлении поблагодарил тех, кто работал на строительстве часовни у источника, особенно отметил старосту за активную работу по привлечению односельчан на богоугодное дело.
После освящения источника многие селяне искупались в купели, несмотря на двадцатиградусный мороз. Ежегодно, на праздник Крещения Господня, не смотря на мороз, многие жители и гости села совершают подвиг купания, после водосвятного молебна.
18 января 2014 г. благочинным II округа протоиереем Александром (Ермолаевым) совершен Чин Великого освящение воды в источнике в честь Покрова Божией Матери.
Родник, святой источник благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба у села Чуварлеи - Республика Чувашия » Алатырский район » село Чуварлеи.
Родник освященный в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба расположен в 3,4 км северо-восточнее села Чуварлеи и в 3,1 км юго-западнее села Явлеи Алатырского района Чувашской Республики. Святой источник выбивает на краю залесенной низины, среди полей, в 2-х км от трассы Алатырь-Порецкое.
Родник, святой источник благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба у села Чуварлеи
Более 170 лет назад, в этом месте, в сухом овражке на Киреевой горе, в бившем из земли источнике была явлена икона святых князей Бориса и Глеба. В 1932 году в селе был построен храм и один из приделов был освящен в честь них. После революции храм был разрушен, а источник забыт. В простонародье источник стал называться «Студеный».
Родник, святой источник благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба у села Чуварлеи
Ныне святой источник благоустроен. Территория родника обнесена забором, оборудовано место для забора воды, построены часовня, и закрытая купальня с купелью, в тени деревьев установлены стол и скамьи. 6 августа 2009 года, по благословению митрополита Варнавы, источник был освящен отцом Андреем Савенковым. Источник не замерзает в сильные морозы.
Где находится, как доехать:
Координаты: 54°53'23.6"N 46°30'57.9"E.
Родник, святой источник Покрова Божией Матери село Большая Таяба
Родник освященный в честь Покрова Божией Матери расположен у пешеходного моста через речку Таябинка, в 250 м северо-западнее церкви села Большая Таяба Яльчикского района Чувашской Республик. Святой источник хорошо обустроен, построена часовня-купальня с купелью.
Родник является памятником природы республиканского значения, особо охраняемой природной территорией (ООПТ), с 1981 года. Источник расположен на склоне левого берега р. Таябинка, левого притока р. Малая Була. Почвообразующие породы - мергели и глина татарского яруса. Юго-западная, северо-западная и северо-восточная границы охраняемой зоны проходят вдоль улиц с. Большая Таяба, в 200-300 м от родника, южная - по берегу пруда и оврага до смыкания с юго-западной границей. Преобладает травянистая растительность. Источник используется населением для питья, обладает хорошими вкусовыми качествами. Площадь родника 0.28 га, охранная зона 20 га.
2 августа 2014 года, благочинный IV округа, настоятель храма святого благоверного князя Александра Неавского села Яльчики, протоиерей Александр Сенькин, совершил освящение вновь построенной часовни-купальни и источника в честь Покрова Божией Матери. Отцу Александру сослужил настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Большая Таяба, протоиерей Петр Иванов.
КУПЕЛЬ ПРИ МОНАСТЫРЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
В 1940 в монастыр. строениях разместился детский санаторий. В 2001 монастырь возобновил свою деятельность. Построен деревян. храм во имя Серафима Саровского, келейный двухэтаж. корпус, хозяйствен. постройки.
В монастыре находится особо почитаемый верующими «Живоносный источник».
-----------святой источник около монастыря
как доехать, где находится:Рядом с Каршлыхским домом- интернатом для ветеранов войны и труда. Проезд: По М7 до развязки Калайкасы- Большой Сундырь, в сторону Б. Сундыря около 6 км. Указатель.
Координаты: 56.091098, 46.805706.
--купель на святом источнике Монастырь Александра Невского, Чувашия
Подробная история монастыря Александро-Невский чувашский мужской монастырь расположен в Моргаушском районе в местечке Каршлыхи. Обитель была основана в 1903, в миссионерских целях, в лесу, ныне 14-й квартал Ильинского лесничества, в месте, где раньше, собирались и совершали моления чуваши-язычники.
Сначала в 1890 была построена часовня и потом в короткое время был образован монастырь - комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтажного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйственных построек.
Родник, святой источник великомученицы Параскевы Пятницы село Междуречье –
Находится: Республика Чувашия » Алатырский район » село Междуречье.
Родник освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы расположен в селе Междуречье Алатырского района республики Чувашия. В 2011 году, по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, святой источник вновь обустроили. Построили деревянные часовню и закрытую купальню с купелью.
Село находится в 16 км от районного центра города Алатырь. Село было основано в 1624 году, прежнее его название — село Кладбище. До революции в селе было три храма, но все они во времена богоборчества были разрушены.
Последний сельский батюшка — протоиерей Герасим был арестован в 1940 году и впоследствии расстрелян.
В 1995 году в селе Междуречье был создан православный приход, храмом для него послужил старый магазин, освящённый в честь святителя Николая Мирликийского. Богослужения в нём проводились до 2009 года, когда был построен новый храм святителя Николая. Ныне в старом строении находится воскресная школа, а богослужения совершаются в новом храме. Также в селе до революции был явленный, чудотворный источник Параскевы Пятницы.
По преданию источник забил на месте явления святой, вода его была целительна. Со временем вера в людях угасла и святой источник был забыт и заброшен. Восстановление его стало возможно благодаря усердию жителей города Алатыря — братьев Андрея и Дмитрия, а также других неравнодушных людей. В 2011 году, после проведения всех строительных работ святой источник был освящён.
Где находится, как доехать:
Координаты: 54.977537 46.518537
Родник, святой источник село Кушелга
В купели святого источника села Кушелга Яльчикского района Чувашской Республики уже несколько лет проходят крещенские купания. В этот великий праздник, 19.01.2014 г., верующих не смутили крепкие морозы, и желающих искупаться было много.
Купаясь в холодной, освященной воде, с температурой 3-4 градуса, верующие закаливают свой организм, преувеличивая здоровье, очищаются от греховной скверны и освобождаются от рабства страстям, зарождаясь для новой духовной жизни. Крещенские купания на этом месте, из года в год, все больше привлекают жителей из близлежащих деревень.
Координаты: 55.267318 47.818612
Родник, святой источник пророка Илии село Иваньково-Ленино находится:
Республика Чувашия » Алатырский район » село Иваньково-Ленино
Родник освященный в честь пророка Илии расположен в селе Иваньково-Ленино Алатырского района Чувашской Республики. Святой источник обустроен местом для набора воды.
Источник Илии Пророка находится в Уваровке – в живописной северной части села Иваньково, у подножия загадочного холма, который жители Уваровки называют Шолм.
Родник, святой источник пророка Илии село Иваньково-Ленино
По старинной легенде, в этом холме зарыты щит и меч и как поведали старики ещё до революции на холме и вокруг него всё было изрыто ямами кладоискателей. На вершине Шолма до 1930 года, стояла бревенчатая православная часовня. Источник этот очень древний и пришло время Господу снова открыть для людей источник Илии Пророка.
Во все времена люди предпочитали селиться у родников, чистая подземная вода которых оберегала от болезней и эпидемий. История этого места уходит глубокими корнями в древность. При исследовании ученых-археологов, на вершине холма Шолм, обнаружилась древняя крепость–городище, 4-7 века н.э., протославянской Именьковской культуры. Племена этой культуры участвовали в этногенезе формирования славянского этноса Киевской Руси. Еще ученые-археологи обнаружили на верхней части Шолма толстый слой красной обожженной земли. Огромное кострище, где горел огонь не один десяток лет. Что это было? Жертвенный огонь или просто костер? Там же обнаружены артефакты, свидетельствующие, что на загадочном холме обитал еще один древний народ – эпохи неолита – пять тысячелетий назад. А в двух километрах от Шолма у озера Молебное открыта стоянка каменного века древних людей 8 тысячелетия до н.э. – эпохи Мезолита!
Родник, святой источник деревни Сюрбеевка
Собственный Святой источник появился в деревне Сюрбеевка Ибресинского района Чувашии и уже стал главным событием для всего района. Открыла целебный родник еще 50 лет назад 92-летняя жительница деревни Сюрбеевка Парасковья Терентьева. В 1955 году она, вдова погибшего в Великой Отечественной войне, с детьми заметили родник, бьющийся из-под земли. Вырыв яму, поставили кадку. Вода понравилась не только им, но и соседям. В 1958 году кадушка стала мала и заменили ее на большую и крепкую. В 1980 году зять Парасковьи Алексеевны, Василий Байко из Молдавии, мастер на все руки, облагородил источник и дорогу к нему. И потянулась вся деревня и жители поселка Ибреси за целебной водой. Кстати, сама Перасковья Алексеевна связывает свое долголетие и бодрость с водой, которая находится в этом источнике и делит свою радость с односельчанами за открытие Святого источника.
Родник, святой источник иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша
В Поволжье распространилась добрая молва о святом источнике близ села Шихазаны Канашского района. После купания в его воде больные исцеляются, алкоголики становятся трезвенниками.
Если ехать из Чебоксар, то, не доезжая до Шихазан, можно увидеть каменную часовню и деревянный сруб. Народу там много, несмотря на конец воскресного вечера. Святой источник освящен в честь Иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша".
Стар и млад терпеливо дожидались очереди окунуться в рукотворную купель. Новички читали правила "внутреннего распорядка": на территории вести себя благоговейно и не осквернять святого места. Прочитали грозное напоминание, что Господь покарает богохульников, мусорящих, сквернословящих, громко разговаривающих, курящих, пришедших искупаться нетрезвым. Впрочем, видели парочку пьяных мужиков с мокрой головой. Приехали лечиться или протрезветь? От ответа уклонились и нырнули в салон легковушки.
Заглянули внутрь сруба. На стене – недорогие иконки, пятиступенчатая лестница их ведет прямо в купель, устроенную из огромных бетонных колец, куда из трубы вытекает ледяная подземная вода. Попробуешь – скулы сводит. Стоит трижды по три раза окунуться – испытаешь непередаваемое ощущение, вроде обволакивающего тело наплыва внутреннего жара.
Место массового купания – под контролем санитарных врачей, вода прошла химэкспертизу в Чебоксарах и Казани. Анализ подтвердил слухи о целебных свойствах источника. Впрочем, без медицинского заключения в этом уверена 48-летняя Людмила из Шихазан. Она несколько раз в неделю приходит сюда – после водных процедур у женщины стихает боль в суставах.С помощью святой воды зажила глубокая рана на ноге ее четырехлетней племянницы. Девчушку искололи антибиотиками, лечили физиотерапевты. Стоило посетить источник – язва на ноге затянулась в течение нескольких дней. В день нашего приезда Людмила и две ее сестры пришли со своими семьями. Три поколения – бабушки, их дочери и внучки – отважно шагнули в ледяную воду.
Лидии под 50 лет, 31 год из них живет в Шихазанах. В деревню уроженка Канаша переехала после замужества. С молодости имела "букет" заболеваний внутренних органов. После еженедельных купаний в течение десятилетий многие хвори исчезли. Врачи сняли Лидию с учета по ряду болезней. Для ее 26-летней дочери Надежды святой источник заменил интенсивные занятия для похудения. Полноватая сельчанка уверяла, что после многолетних процедур сбросила несколько килограммов.
Местный святой источник по славе и пропаганде в российских СМИ заметно уступает Дивеевскому. Впрочем, добрая молва о шихазанском "чуде" давно гуляет по Поволжью. Сюда приезжают паломники из Нижегородской и Ульяновской областей, Удмуртии, Мордовии и других регионов. Много бывает жителей Чебоксар, Канашского, Батыревского, Комсомольского районов. Из Цивильска на автобусе регулярно наезжают монашки Тихвинского монастыря, чтобы помолиться, искупаться и набрать святой воды. В крупные религиозные праздники собирается тьма народу, желающим окунуться в купели приходится в очереди простаивать по четыре часа. Сельчане нас уверяли, что молоко их буренок целительное, излечивает желудочные болезни – ниже чудотворного источника раскинулось орошаемое им колхозное поле. Пощипав травки, коровы потом выдают "лечебное" молоко.
Среди молодоженов Канаша крепнет новая традиция: они приезжают сюда вместо автомобильной прогулки по городским улицам и распития шампанского на Ибресинском тракте. Юные муж и жена ополаскивают лицо и руки, выпивают стакан освященной воды, чтобы в семье сохранить мир да любовь.
родники и источники Чувашии
Родники, Святые источники Серафима Саровского, иконы Богородицы Живоносный источник
Чувашия » Моргаушский район » Каршлыхи
Александро-Невский мужской монастырь расположен в тихом, живописном месте, отдаленном от мирской суеты, на горе, покрытой лесом, Каршлыхском лесу.
У подножия возвышающейся обители бьют два целебных источника - во имя Серафима Саровского и в честь Божией Матери иконы Живоносный источник. Каждый день множество людей приходят сюда помолиться, набрать святой воды и окунуться. Каждый, приходящий с верой и благоговением, получает божественную благодать и исцеление.
В ближайшем будущем планируется заново облагородить и обустроить источники, будут построены новые купели.
Координаты:
N56° 5' 23.99"
E46° 48' 17.71"
Родник, святой источник у села Советское
Святой источник расположен на берегу реки Ербашка, у моста через неё, в 150 м северо-западнее села Советское Ядринского района Чувашской Республики и автодороги ведущей в село Старое Шуматово. Святой источник обустроен закрытой деревянной купальней с купелью, рядом построена столбовая часовня.
Высокопреосвященнейший Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, 29 сентября 2013 г., совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы с. Советское. Затем по его благословению состоялось освящение часовни-купальни, построенной на средства депутата районного Собрания Ларисы Спасовой рядом с селом.
Родник и купель освятили настоятель местного храма Успения Пресвятой Богородицы, иерей Сергий Воронцов, настоятель Свято-Троицкого собора г. Ядрин протоиерей Сергий Чернов, протоиерей храма Вознесения Господня с. Балдаево Владимир Гришин и другие.
Координаты: 55°51'56.5"N 46°32'24.0"E
Родник, святой источник «Казанской» иконы Божией Матери -
Республика Чувашия » Алатырский район » село Алтышево
Родник освященный в честь «Казанской» иконы Божией Матери расположен в 150 м от села Алтышево Алатырского района Чувашской Республики. Святой источник хорошо обустроен, построена деревянная закрытая купальня с купелью, обустроено место для забора воды, территория вымощена тротуарной брусчаткой и огорожена.
Открытие и освящение родника и купальни произошло 17 января 2016 года. Возрождение и сохранение духовно-исторического места было произведено с благословения епископа Алатырского и Порецкого Феодора.
17 января, в преддверии православного праздника Крещения Господня, вновь обустроенный святой источник Казанской иконы Божией Матери был освящен епископом Алатырским и Порецким Феодором и настоятелем Церкви Иконы Казанской Божией Матери протоиереем Иоанном. На открытии Святого источника также присутствовали главы администраций Алатырского района и г. Алатырь, жители села Алтышево и одноименного поселка. Епископ Алатырский и Порецкий Феодор поздравил жителей с таким важным событием, пожелал здоровья и благополучия.
Родник, святой источник «Казанской» иконы Божией Матери село Алтышево
Святой источник обустроен силами неравнодушных жителей села и поселка Алтышево. Строительство купальни велось на пожертвования местных жителей и предпринимателей. Вырубили кустарник, привезли землю (так как источник находится в болотистой местности), затем соорудили коммуникационную систему, поставили срубовую часовню-купальню, внутри которой находится купель и комната с иконами. Здесь каждый может помолиться и поставить свечи.
Родник, святой источник Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца село Абашево
Родник освященный в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца расположен на северной окраине села Абашево Чебоксарского района Чувашской Республики, при въезде в село. Святой источник хорошо обустроен на средства благодетелей. Территория огорожена, построена закрытая, красивая, деревянная, раздельная, купальня с купелями для братьев и сестер.
4 декабря 2008 года, освящение источника и вновь построенной купальни, совершили благочинный I округа, отец Николай, из церкви Рождества Христова села Хыркасы, отец Максим, из церкви Успения Божией Матери села Акулево и отец Николай, из церкви во имя Пресвятой Богородицы «Державной» поселка Кугеси. На торжественное мероприятие собрались местные жители, верующие из соседних деревень, а также гости села.
Родник истекает из склона холма и образует небольшой водоем.
Координаты: 55°59'28.0"N 47°21'29.0"E
Святой источник схимонаха Вассиана -
находится Республика Чувашия, Алатырский район, город Алатырь.
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий.
родники и источники Чувашии
Данное место связано также с почитаемым подвижником схимонахом Вассианом. Во время расчистки места под строительство каменного собора в честь Святой Живоначальной Троицы, в 1748 году, был обретен гроб с нетленными мощами бывшего настоятеля монастыря схимонаха Вассиана, от которых начали происходить исцеления. После этого началось почитание Вассиана Алатырского.
Считается, что в мужской монастырь для своего иноческого подвига был направлен Прохор Мошнин, позднее прославленный как Серафим Саровский.
В 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, сбросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы.
Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г.
В 1920-х гг.. иноки спрятали мощи схимонаха на территории монастыря (до сих пор не найдены), монастырь был закрыт, а насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна.
Родник «Студеный колодец», святой источник у села Большие Алгаши
Святой источник расположен в поле, в двух километрах от северной части села Большие Алгаши Шумерлинского района Чувашской Республики. Никто из старожилов не помнит, когда и как он появился. По всей вероятности родник здесь был всегда, еще до образования села. В народе его называют «Студеным колодцем» потому что в любое время года, даже жарким летом, вода в нем ледяная. Для верующих это место является святым.
В течение июня месяца 2008 года, святой источник был вновь обустроен. Его почистили, поставили новый сруб, поменяли и покрасили часовню. Священнослужители освятили. Таким образом, «Студеный колодец» получил второе дыхание. В связи с этим особенно хочется отметить и сказать слова благодарности семьям: Карягиных, Аношеных, Швецовых и многим другим принявшим активное участие в этом благородном деле. Работы были произведены при спонсорской помощи Карягина В.М.
Координаты: 55.360876, 46.454744
На территории Цивильского района расположено десять особо охраняемых природных территорий – памятников природы из них 8 республиканского значения и два местного значения. Общая площадь территорий с особым режимом охраны 2490 гектаров. К памятникам природы республиканского значения относятся:
– Родник Анатри сал
– Родник д.Булдеево
– Родник д.Тюнзеры
– Родник д.Шордауши
– озеро Круглое болото
– озеро Куле
– заказник Цивильский сурковый
– заказник Пойма реки Цивиль.
– ООПТ Зеленая зона,
– Родник Чурашка.
Родник деревни Шордауши
Расположен в 10 км северо-восточнее г. Цивильск в центре д. Шордауши Цивильского района. Кадастровый номер 20:6 Площадь, занимаемая памятником природы – 0,28 га. Площадь охранной зоны – 11,2 га. Родник вытекает со склона оврага. Вода выходит из отложений татарского яруса пермского периода. Породы образованы известняком, глинисто-мергелистые, характер истечения-выхода из стенки – напорный, придонный ключ. Диаметр – 20 см. Мощный родник, используется населением для хозяйственно-питьевых нужд. Вода из родника стекает в р. Аниш, расстояние до которой 500 м. Река Аниш берет начало в 2 км юго-западнее родника. Растительность – травянистая, вдоль балки произрастают единичные ветлы.
Родник деревни Тюнзыры
Памятник находится в 4 км восточнее г. Цивильск, на юго-восточной окраине с.Тюнзыры Цивильского района на землях поселений, кадастровый номер 20:5. Площадь ООПТ – 0,28 га, охранной зоны – 6,5 га. Родник расположен в безлесной части, имеются только одиночные деревья. Родник выходит с юго-восточного склона оврага, имеет несколько выходов, но основных два. В настоящее время используется один.
Вода вытекает из отложений татарского яруса пермской системы, породы глинисто-мергелисто-известковые, характер истечения – выход из стенки, придонный ключ. Вода по качеству жесткая. На выходе родника устроены дубовые желоба. Растительность – травянистая, с единичными старыми ветлами. Часть воды попадает в желоб, а остальная стекает в ручей, правый приток р. Цивиль. Родник имеет хозяйственно-питьевое значение.
Родник деревни Булдеево
Памятник образован на землях поселений и сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 20:4. Расположен в 8 км северо-восточнее г. Цивильск Цивильского района. Общая площадь – 0,28 га. Площадь охранной зоны – 8,2 га. Родник находится на левом берегу ручья, притока р. Большой Цивиль, на дне глубокого оврага, высота оврага составляет 10-12 м, перепад высот 90-145 м. Диаметр родника – 0,5-0,6 м. Место выхода источника со стенок нижней части оврага с его глубины. Растительность, на территории памятника природы – травянистая. Родник обладает хорошим качеством воды и имеет хозяйственно-питьевое значение.
Родник «Анатри Сал»
Памятник природы находится в 7 км западнее г. Цивильск на землях сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 20:3. Площадь ООПТ составляет 0,28 га, охранной зоны – 12 га. Родник расположен в нижней части оврага за железнодорожной насыпью юго-восточнее д. Сюлескеры. Вода вытекает из нижней части северо-восточного склона оврага. Место выхода сложено глинисто-песчаными породами. Вода поступает в железную трубу диаметром 20 м и длиной 8 м, оттуда попадает в систему деревянных желобов и корыто. Характер истечения: напорный выход из стенок.
Вода пресная, вытекает в овраг глубиной 7-8 м. Родник образует ручеек, который впадает в р. Унга, левый приток р. Большой Цивиль. Восточный склон оврага покрыт древесной растительностью, которая представлена следующими видами: дуб, лещина, ольха, рябина, акация. Западный – травянистой растительностью: герань луговая, клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник, мятлик луговой, лютик едкий, мать-и-мачеха, спорыш, ситник, лисохвост луговой, колосок душистый. Родник обладает хорошим качеством воды, используется населением для хозяйственно-питьевых нужд.
Родник у д. Красная Горка
Сегодня после работы решил побывать на родниках у д.Красной Горки Цивильского района .На маршрутке доехал до д.Янзакасы . затем через подземный переход вдоль южной окраины д. Янзакасы по правому берегу речки а затем и пруда прошёл 1,5 км и добрался до родника под №6 , что располагается у подножия красной горы( цвет глины такой) , где находится сама деревня Красная горка .
Водопад Серебряный каскад находится у скита А. Невского. Самый крупный водопад в чувашии!
Надо с трассы свернуть на Шешкары, проехав эту деревню к Волге, надо подняться к деревне на крутом берегу. Проехав деревню, то ли Васькино, то ли Васюткино, надо свернуть направо в лесок, так попадете на берег Волги.
Стоянка оборудована, от нее влево идет дорога вниз к водопаду.
Где находится:
"Скит А. Невского" - расположен по пути к Б Сундырю, и далее к Козьмодемьянску.
Если срезать путь к Сундырю по диагонали, можно к месту доехать перед мостом с развилкой, что километрах в 10-и после Хыркасов, затем повернуть направо, где деревянная стела на совхоз "Гигант".
Проехав километров 10, повернуть налево, там будет указатель на Мужской монастырь А. Невского, далее километр по асфальту до ворот, в которых монастырь соседствует с домом престарелых.
Все это находится в смешанном лесу размерами, примерно: 2 Х 8 км., Б. Сундырь километрах в пяти.
Покуда в лесу преобладают в основном дубы с березами и осинами, в нем водятся редкостные грибы.
Запросто можно встретить баран-гриб, коралловый и печеночный, что растет на трухе от дуба.
_____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Родники Чувашии –
https://ok.ru/rodnikichu
https://svyato.info/chuvashskaja-respublika/
Древние культы и верования чувашей.
Вложение | Размер |
---|---|
Родники и источники Чувашии | 414.29 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 10882 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий