Улица Баумана (Казань)

 

Улицу Баумана (бывшая Проломная) можно назвать центром Казани, лицом города, знаковым местом для жителей и гостей столицы Татарстана.

За последние годы она очень сильно изменилась и похорошела!

Но мы ещё застали те времена, когда на этой улице жили простые люди в старых домах, когда ещё там  были дворики и подъезды, когда маленькая белка крутила колесо в кафе «Сказка», когда спортзал КГУ располагался в бывшей (ныне действующей) Богоявленской церкви, когда в самом конце улицы  можно было купить хлеб и отоварить талоны на колбасу!

Можно вспомнить, как штурмовали кассы кинотеатров на этой улице, чтобы попасть на самый хитовые фильмы, а замечательный ресторан «Дом татарской кулинарии», где мы обмывали дипломы легендарного Казанского финансово-экономического института! И там же мы как-то отмечали возвращение из комсомольского стройотряда!

А сколько было радости, когда открыли «Дом чая» с прекрасной татарской выпечкой, а вот когда открыли на Баумана  - Макдональдс, то уже никакой радости не было…

В общем,  много чего помнит казанская история!

      

 

    НАЧАЛО УЛИЦЫ БАУМАНА  - ИВАНОВСКИЙ СПУСК ОТ КАЗАНСКОГО КРЕМЛЯ       

 

ПРО УЛИЦУ БАУМАНА

Улица Баумана (тат. Бауман урамы, Bauman uramı) — пешеходная улица в историческом центре, Вахитовском районе Казани, ядро Казанского посада. Улица начинается около Казанского кремля от Площади Тысячелетия и продолжается на юго-восток до площади Тукая, где пересекается с улицей Пушкина. 

 

Улица Баумана — одна из самых старых улиц Казани. В эпоху Казанского ханства она называлась Ногайской дорогой. В 1552 году, во время штурма Казанского Кремля московскими войсками Ивана Грозного, обе его стены южнее и севернее улицы были проломлены взрывами, а улица была названа сначала Проломной, а затем Большой Проломной. В XVI веке, продолжая уже имевшуюся застройку северной части улицы, в её южной части возникла Новая слобода, получившая позже название Богоявленской по названию сооружённой здесь церкви. В 1930 году, улица была переименована в честь выходца из Казани революционера Баумана. Это название сохранилось до настоящего времени, хотя в постсоветское время предлагалось её переименовать в улицу Шаляпина.

                                                       ПАМЯТНИК  ШАЛЯПИНУ              

Улица была красиво благоустроена и декорирована в начале 1990-х годов, а первой в городе пешеходной зоной стала в 1986 году. До этого по улице по проложенной в 1948 году первой в городе линии троллейбуса ходили его маршруты № 1,4 (ранее также 7) и несколько маршрутов автобуса, до 1935 года — трамвай, до 1899 года — конка. Транспортная доступность улицы осуществляется с расположенных в её начале и конце двух станций метро, а также с площади Тукая (троллейбус и автобус), с соседних улиц Островского и Кремлёвская (автобус), Право-Булачная (троллейбус и автобус).

На протяжении квартала в северной части улицы сооружена в конструкциях, но пока не отделана и не открыта (ввиду организационно-технических проблем с реконструкцией примыкающего здания гостиницы «Казань») торгово-развлекательная подземная галерея, из которой есть несколько отдельных выходов на улицу, а также предусмотрен выход в южный вестибюль станции метро «Кремлёвская».

 

                             НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ НА УЛИЦЕ  БАУМАНА              

 

Современное состояние

Улица Баумана является районом торговли и развлечений, на ней находятся множество магазинов, несколько ресторанов и предприятий быстрого питания, а также памятники, фонтаны, скамейки, навесы, фонарные столбы и прочие элементы благоустройства. На улице традиционно проводятся массовые народные гуляния в День республики и города, празднования Дня смеха, музыкальные, танцевальные и театрализованные представления, прочие мероприятия и акции, в том числе неформальных сообществ, а также на улице неизменно предлагают свои услуги уличные художники и играют уличные музыканты. Многолюдная в любое время года до поздней ночи, улица является одной из основных городских достопримечательностей, посещаемых в Казани туристами. 

                           РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР  ИМЕНИ КАЧАЛОВА             

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:

Богoявленский собор с колокольней, которая в начале XX века была самым высоким зданием города

Иоанно-Предтеченский монастырь

Николо-Нисская церковь

академический русский Большой драматический театр имени Качалова

гостиница «Казань» (недействующая)

гостиница «Шаляпин Palace Hotel» (бывшая «Совет»)

Национальный банк Татарстана

Дом татарской кулинарии

Дом Соломина-Смолина

Дом печати в стиле конструктивизма

Городской универсальный магазин (ГУМ)

Академия наук Республики Татарстан

памятник Шаляпину и площадка перед ним

памятник карете Екатерины II — копия-реплика той, на которой Екатерина II приезжала в Казань в 1767 г.

памятник Коту Казанскому — котам, взятым Екатериной II для ловли мышей в Зимнем дворце

уличные часы в арабском стиле, где влюбленные часто назначают друг другу свидания

фонтаны с фигурками голубей и лягушек, а также с фигуркой Су анасы — героиней татарских сказок

памятный знак «Нулевой меридиан Казани» — «точка отсчета», каменный указатель, который информирует, что до Северного полюса — 3808 км, Нью-Йорка — 8033 км, Москвы — 722 км, и т. д.

аллея национальных звезд, напоминающая аллею звезд в Голливуде

станция метро «Кремлёвская» в начале улицы у Кремля

станция метро «Площадь Габдуллы Тукая» в конце улицы на одноимённой площади. 

 

                                  ФОНТАН  СУ АНАСЫ - КАЗАНЬ - БАУМАНА            

ПОДРОБНАЯ ИСТОРИЯ УЛИЦЫ БАУМАНА

Эта улица, самая популярная в городе, возникла вместе с ним в 1103 году. Она была планировочной связью кремля Югары Керман с южными проездными воротами Нижний Нугай. И называлась улица Нугай Юлы. За городскими воротами, пересекая Балык Майданы, она переходила в дорогу.

 Дороги в Булгаре по своему назначению и использованию были трех категорий: военные, торговые-посольские и обычные. Первые и вторые содержались государством, третьи - местной администрацией.

За Нижними Ногайскими воротами начиналась торговая Ногайская дорога. Она шла у подножия горы Богылтау (так называлась тогда третья надпойменная терраса, круто возвышавшаяся над заливными лугами волжской поймы). Военная же Ногайская дорога была проложена на горе Богылтау, покрытой лесом, и подходила она к воротам Кан (Царь). От Югары Керман к воротам Кан вела улица Шехид Юлы. Это была самая престижная улица в городе. Ее кварталы занимали верхнюю его часть. Здесь располагались дорогие караван-сараи, дома представителей известных в стране родов, усадьбы важных горожан. На этой улице был самый дорогой и комфортабельный караван-сарай Бухар Йорты.

 Ногайская же улица, проложенная под Богылтау, имела застройку только с одной стороны. Кварталы, которые ее формировали, другой стороной примыкали к городской стене. Начиналась Ногайская улица от Тюмэнской улицы, которая спускалась с Центральной базарной площади, расположенной на Богылтау перед Югары Керман, к Нижним Тюменским воротам (впоследствии Аталыковым). В конце XII века со строительством канала Булак между городской и Ногайской улицей возникла еще одна улица - Корым Юлы, соединившая Крымские ворота и Большой тарас булакской стены. За Крымскими воротами начиналась Крымская дорога, которая вела к ближайшей переправе через Волгу и далее, разделяясь на военную торговую, в Крым. Теперь кварталы Ногайской улицы стали формировать и эту улицу. Однако значение ногайского направления осталось для функционального строя города важнее нового, и кварталы сохранили свои главные въезды с Ногайской улицы.

                       Казань, улица Баумана,  Богоявленский собор               

 

Со временем крутой склон горы Богылтау в пределах города становился пологим и кварталы его нижней части стали приобретать лицо со стороны Ногайской улицы. Затем склон горы разделился на две террасы, которые стали четко зонировать кварталы на верхние, принадлежащие улице Шехид Юлы, и нижние, принадлежащие Ногайской улице. А еще спустя какое-то время на границе обеих террас появился проезд, структурно закрепивший планировочное зонирование. В будущем этот проезд преобразовался в Профсоюзную улицу. Так Ногайская улица расширяла свое жизненное пространство.

 Через Нижние Ногайские ворота в город входили караваны, имеющие в своем составе, в основном, табуны степных скакунов. Этот товар, пройдя таможню, отправлялся через Крымские ворота на территорию Кураишевой слободы, приспособленной к этому виду торговли. С остальным товаром купцы располагались в караван-сараях вдоль Ногайской улицы. Здесь в середине XVI века первым встречал купцов самый крупный и самый дешевый караван-сарай Астар-хан Йорты. В кварталах Ногайской улицы рядом с караван-сараями функционировали кабаки. Постоянно проживающими на этой улице был хозяева всех этих заведений с большим штатом наемных рабочих, с которыми они были, как правило, в родственных связях.

 Таким образом, Ногайская улица превратилась в одну из главных казанских улиц с ярко выраженным торгово-обслуживающим профилем. В 1552 году в осадном бою была пробита южная стена города восточнее Нижних Ногайских ворот. Русская армия, захватив город, отремонтировала все разрушения в его оборонной стене. Однако пролом возле Нижних Ногайских ворот был сохранен. В нем были устроены новые городские ворота под названием "Проломные". Возле них была срублена церковь Богоявления, вход о которую был с улицы Ногайской. Новое население города - это армия Ивана Грозного, а также большой штат священнослужителей, прибывших в 1555 году со своими "людьми" в результате учреждения в Казани архиепископии. И тут же начался приток новых горожан - ссылаемых сюда на поселение репрессированных бояр с их "людьми", купцов и пр. "Насельники" получают в наделы городские земли. Солдаты же живут расквартировано, сотнями. Городская территория так и делилась на стрелецкие слободы имени сотенных голов. Кварталы Ногайской улицы заселили стрельцы сотенного головы Вешнякова.

 

 Общий функционально-планировочный строй города вполне устраивал его новых обитателей (изменились, и притом кардинально, лишь принципы внутриквартальной застройки), и Казань росла, расширялась, сохраняя свою градостроительную структуру. Точно также росла и развивалась древняя Ногайская улица.

 Она значительно удлинилась в 1564 году с расширением города к югу. Ворота в новой городской стене, к которым она была продолжена, переняли название не Ногайских ворот, а Проломных. Это и повлияло на название самой улицы. Теперь ее стали называть Проломной. В ее южном конце была организована площадь, куда переместилась и церковь Богоявления, место для которой история отвела у Проломных городских ворот.

 

                                           УЛИЦА  БАУМАНА В КОНЦЕ 19 ВЕКА          

На последующее развитие Проломной улицы оказал существенное влияние следующий фактор: после 1552 года изменилось значение Крымских ворот в функциональной жизни города. Поскольку у новых хозяев с Крымом были враждебные отношения и переправа через Волгу сместилась севернее, на путь в русские земли, через эти ворота стала осуществляться лишь связь со слободой Кураниш - той частью пригорода, где позволили жить оставшимся в живых казанцам-булгарам и поселили татар, служивших в армии Ивана Грозного. Эта часть пригорода получила название "Татарская слобода".

В этой слободе как в зазеркалье отразился процесс ассимиляции булгарами кочевого тюркского народа, свободно происходивший в окраинных провинциях Булгара. Ворота стали называться Татарскими. Утратилась активная внутригородская связь их с Проломными воротами. В результате этого Проломная улица утратила планировочное тяготение к Татарским воротам, которое в свое время повлияло на рисунок Ногайской улицы, искривленной в сторону Крымских ворот. Теперь Проломная улица начинает выпрямляться.

 Ко второй половине XVIII века, к моменту искусственного урегулирования Казани по специально разработанному генеральному плану, Проломная улица оказалась единственной в городе, отрегулированной своим естественным развитием. Что же послужило тому, что среди всех без исключения живописных криволинейных улиц Казани Проломная приобрела необычную для города прямолинейность? Попробуем разобраться.

 Захватив западные территории Булгара, Иван Грозный стремительно развивает экспансию в южном направлении. Уже в 1556 году часть казанского гарнизона направляется на захват Астраханского царства и покорение Ногайского княжества. Царство присоединяется к Руси, а княжество становится лапником. Таким образом, активность функционирования древней Ногайской торговой дороги продолжала расти. Однако был полностью разрушен тот веками отработанный булгарами механизм регулирования передвижений грузопотоков по ней, который балансировал ее нагрузки на Ногайские ворота Казани.

 

                                            ПАМЯТНИК  КАЗАНСКОМУ КОТУ          

 

С другой стороны, из торгово-обслуживающей сферы этих ворот были изъяты громадные территории Кураишевой слободы, куда прежде переправлялись большие потоки товаров. К тому же в южной части города Проломные ворота под прессом растущих и нерегулируемых функциональных нагрузок Ногайской дороги оказались единственным пунктом внешнеторговых связей Казани.

 Теперь городские ворота для своей городской улицы стали выполнять роль буфера. Какую-то часть внешних нагрузок они продолжали пропускать внутрь города, какую-то стали сдерживать, а какую-то и отражать. При этом объем первой части значительно возрос. А для остальных частей потребовалось освоение новых пригородных территорий. Оно и произошло.

 Структурным стержнем нового пригорода стала сама Ногайская дорога со своими караван-сараями и кабаками. Это были чрезвычайно неудобные территории. Вдоль дороги тянулись с одной стороны склоны кряжа третьей надпойменной террасы, а с другой стороны - болото. Но осваиваются обе стороны. Этот отрезок Ногайской дороги теперь называется Георгиевской улицей, в конце которой впоследствии формируется Суконная слобода. А непосредственно за Проломными воротами продолжала функционировать древняя пригородная торговля рыбного промысла на Кабане. Это место стало называться Рыбнорядским торгом, а впоследствии Рыбнорядской площадью (современная площадь Куйбышева). Проломная улица внутри города и Георгиевская улица при подходе к городу со временем преобразовались в единый планировочный стержень.

 В тридцатых годах XVIII века, когда разбираются остатки крепостных стен, Богоявленская церковь возводится из камня. Она значительно увеличивается в объеме, а между нею и срытым городским валом и перед церковной папертью возникает площадь. Створ Проломной сдвинулся к востоку, а сама Богоявленская церковь оказалась отвернувшейся от улицы. Так и стоит она и по сей день, обращенная своими абсидами к улице Баумана. Церковь была выстроена на средства фабриканта Михляева И. А., производство которого сформировало Суконную слободу, и купца Чернова С. А., магазины которого были одними из крупных на Проломной улице.

                                        город Казань, улица Проломная, Баумана

 Торгово-обслуживающая роль Проломной улицы плодила множество функциональных объектов. Конкуренция и стремление к скорому обороту средств создавали условия для быстрого удовлетворения потребительского спроса. На этой улице всегда шли навстречу своему разночинному "клиенту", предлагая ему максимальное разнообразие в рамках дешевого сервиса. Здесь одними из первых в городе появились кинотеатры. Здесь был даже зверинец. Так исторически улица Баумана снискала к себе любовь казанцев.

 

 

 

Но подобная функциональная активность всегда сопровождалась и активным обновлением предпринимательского блока. Из орбиты этой круговерти вылетали менее удачливые и оборотистые. Им на смену заступали новые. В связи с этим быстро обновлялся и материально-пространственный фонд улицы. Здания, постоянно подвергаемые различным переделкам и перестройкам, здесь быстро старели и заменялись новыми. Живописный рисунок начертания улицы сглаживался, становился жестче. Улица самоорганизовывалась в функционально упорядоченную систему. Так и выпрямилась Проломная улица.

 В 1766 году для Казани был разработан план урегулирования ее улиц. Претворение его в жизнь было связано с большими сложностями, поэтому город не спешил его реализовать. Лишь страшный пожар 1774 года во время захвата Казани армией Емельяна Пугачева сподвигнул казанцев к строительству по новому генплану. Здесь помогла также большая денежная субсидия, отпущенная городу самой Екатериной II. Современное выражение улица, как и вся историческая территория Казани, приобрела с застройкой по генеральному плану. Конечно же, с конца XVIII века она многократно обновлялась. Этому содействовали опустошительные пожары, когда дотла сгорали целые районы города. А кипучая жизнь на улице Проломной естественным путем укорачивала жизненный цикл зданий. Но неизменными оставались основные правила; застройки, установленные генпланом, главными из которых были жесткое соблюдение линий застройки (Так называемых красных линий) и вынос на линию застройки главных зданий. За соблюдением градостроительного регламента следили специально созданные службы в городской управе.

Генеральный план устанавливал совершенно новый стиль жизни, к которому сложно было привыкнуть горожанам, не выставлявшимся на чужой глаз, строивших свои жилые дома в глубине усадеб, а улицы формировавших заборами. И улица Проломная была первой в городе, где новые правила застройки стали выражать естественную потребность горожан. А впоследствии именно на этой улице впервые появилась так называемая "сплошная фасада" застройки, когда хозяева стали застраивать свои участки по уличной стороне вплотную к соседним, не оставляя места для въездных ворот в свои дворы. Для этого стали делать проезды в самих зданиях. Это был самый экономичный прием застройки.

 

                                                                ФОНТАН  ЛЯГУШКА         

По генеральному плану Проломная улица вытянулась к северу до реки Казанки. Здесь, под кремлевским холмом, она трассируется по улице древнего квартала Ташаяк. Никогда эта территория не была частью ни Ногайской, ни Проломной улиц. Генетически это совершенно различные городские элементы. И улица Баумана между площадями Куйбышева и 1 Мая совершенно не та, что идет далее до набережной реки Казанки. И когда мы - казанцы говорим "Наша Баумана", то общеизвестно, какую ее часть мы имеем в виду, И начинается она с Иоанно-Предтеченского монастыря, числящегося под номером 1. Это от того, то прибавленная генпланом часть расположена под кремлевским холмом и имеет застройку лишь с правой стороны, а нумерация домов всегда начинается с левой. Вот и остался монастырь, как и был, первым.

 Рядом с монастырем стоит здание, в котором размещен хлебозавод. До 1917 года здесь была богадельня. Это здание, многократно перестроенное, расширенное, было некогда городским магистратом. 

 

Рядом с ним размещается храмовый комплекс, в структуре, которого Покровский собор и колокольня начала XVIII века.

До середины нашего века на противоположной стороне улицы возвышалась приходская церковь Николы Ляпунова, которая замыкали перспективу Проломной. Некогда она была монастырской церковью. А монастырь был женский, и он возглавлял четный ряд домов.

 Вот таким сформировалось со второй половины XVI века начало Проломной улицы. Это был не только духовный, но и художественно-композиционный центр улицы. Он состоял из трех ансамблей: Иоанно-Предтеченского монастыря, церкви Николы Ляпунова и Храмового комплекса. Лидировал здесь монастырь, расположенный выше всех но склоне Воскресенской горы (так стала называться гора Богылтау). Его трехшатровый храм увенчал общую композицию.

С утратой церкви Николы Ляпунова, функций и главных сооружений Иоанно-Предтеченского монастыря оскудела не только духовная жизнь обитателей улицы Баумана, но разрушилась художественная целостность ее центра, которую составляло равновесие пространственно-художественных акцентов куполов, шатров и колоколен. Пострадала и улица. Ее перспектива теперь оказалась незавершенной.

 Приходские церкви традиционно цементировали городскую застройку так называемым служебным жильем. Сколько существовал приход, столько жилые дома священнослужителей строились на своих местах. Так и в центральной зоне Проломной весь фронт застройки улицы был сформирован жилыми домами, обитатели которых вели образ жизни в соответствии со своей службой. Отсутствие какой-либо торгово-обслуживающей деятельности содействовало тому, что здесь сформировалась тихая зона, сохранившая планировочные принципы застройки XVIII века. По фронту улицы располагаются главные жилые дома домовладений, в глубине дворов дополнительные флигеля и хозяйственные постройки. Въезды во владения осуществляются через ворота, рядом с которыми имеются калитки.

 Между калитками и жилыми домами тянутся заборы. Такой сохранялась эта часть улицы Баумана буквально до наших дней. Лишь активная реконструкция в последнее десятилетие квартала № 129, где располагался приход церкви Николы Ляпунова, преобразил архитектурную среду улицы.

Улица в целом сохранила свои основные привлекательные качества. Как исторически в верхней части города (зона улицы Ленина) сложилась и сейчас существует престижная зона, так и улица Баумана исторически заимела и сохранила свою демократичность, неприхотливость. Это полностью отражает и ее архитектура. Здесь нет таких уникальных памятников архитектуры, как на улице Ленина, не было и нет объектов культуры и образования, таких, как Духовная Семинария, Университет, нет таких объектов, как Гостиный Двор, Пассаж и многого другого. Однако исторически сформировавшаяся среда нашей Баумана нас вполне устраивает. Нам мил облик ее домов с их вязью украшений, башенками, эркерами, поддерживаемыми атлантами и прочее.

                       Нас не устраивает, что эта ценная застройка ветшает в силу плохой эксплуатации, не устраивает, что от всей Проломной сохранился лишь уличный фасад, что громадные территории кварталов не задействованы в торгово-обслуживающей жизни улицы, и еще многое другое нас казанцев не устраивает в современной Баумана. Но это не мешает нам по-прежнему любить эту улицу и с удовольствием гулять по ней.

В нашей любви к этой улице должно иметь место осознанное отношение к ней, не как к завершенной системе, а как к живому и изменяющемуся организму. Просто за годы советской власти, за время жесткого управления и администрирования Казань росла и изменялась за счет унылых, многократно тиражируемых сооружений и приемов застройки на новых территориях, а весь исторический центр, такой милый и разнообразный, в целом сохранялся неизменным. А столь длительное время застоя создает иллюзию завершенности.

 Последний этап развития Проломной улицы до 1917 года протекал следующим образом. Во второй половине XIX века значительно обновилась архитектура срединной зоны улицы. Здесь возникли крупные функциональные объекты гостинично-обслуживающие комплексы и в облике улицы сложилась гармония. Южный же конец улицы отставал в своем развитии. И предприниматель здесь был разношерст, и архитектура под стать ему сложилась разномастной: в ряду бедных по форме и пластике двухэтажных домов резко выделяются крупные фешенебельные сооружения. Объясняется это следующим.

Эта часть Проломной улицы в силу своей удаленности от центральных районов города слабо подвергалась активным преобразующим процессам. Но к концу XIX века жизнь здесь стала активизироваться и уже в начале нового века здесь стал формироваться новый центр. По форме зданий и их содержанию это полная противоположность центру в начале улицы. Революция 1917 года, прервавшая естественный ход развития всех сфер жизни, остановила также и этот процесс. Успели возникнуть лишь два его элемента: новая колокольня Богоявленской церкви и здание банка. Само возникновение этого центра, пространственно-планировочные и композиционные взаимосвязи обоих сооружений отражают общие процессы социально-экономического развития Казани, ярким выразителем которых оказалась архитектура Проломной улицы. 

 

К концу прошлого века приход церкви Богоявления достиг своего наивысшего благосостояния. Его члены в большинстве своем были представителями третьего сословия - купцы третьей гильдии, ремесленники, мелкие предприниматели. Роль этого сословия в жизни городского общества значительно выросла и созрела потребность реализации его престижа. Сам факт того, что их церковь располагается возле Проломной улицы, но не на ней, перестал их устраивать. Они заказывают проект реконструкции церковного комплекса. По их желанию колокольня, стоявшая возле паперти, разбирается и на самой улице Проломной возводится новая.

Новая колокольня оказалась совершенно необычной: огромных размеров (62 метра) и необыкновенная по виду (псевдорусская узорчатая архитектура). На красной линии двухэтажной застройки улицы она воспринималась Гулливером в стране лилипутов.

Но прихожане добились чего хотели. Во-первых, новая колокольня перестроила структурные композиционные связи всей Проломной, взяв на себя роль главного композиционного акцента, и фактически стала символом улицы. Во-вторых, ее гипертрофированная величина позволила ей заявить о себе в общем композиционном пространстве всего города. Теперь в дополнение к ряду таких доминант, как башня Сююмбике, Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь, Спасская башня Кремля, Иоанно-Предтеченский монастырь, Петропавловский собор и Воскресенский храм, венчающих Воскресенскую гору, с нижней части города взмыла вверх новая доминанта. Обывателей не волновало то, что это был резкий диссонанс, нарушающий гармонию природного и человеческого факторов в композиционном строе города.

Но положительную роль этого нового сооружения в развитии самой Проломной улицы трудно переоценить. Оно стало импульсом для привлечения крупного капитала на эти территории. Здесь, в южном конце Проломной начался процесс качественного обновления застройки. На месте двухэтажных домов с магазинчиками и лавками стали появляться богатые доходные дома с фирменными магазинами (дом с рестораном "Восток", гостиница "Совет").

Самим естественным ходом развития Проломной улицы здесь должно было появиться такое престижное заведение, как банк. И оно было выстроено в 1911 году.

 

Авторы здания банка высоко профессионально справились с такой сложной градостроительной ситуацией, которую создала здесь церковная колокольня. Они расположили здание на противоположной колокольне стороне с отступом от красной линии, решив его в крупномасштабных неоклассических формах. Но при строительстве здания вышел казус: банковская контора не смогла выкупить всю землю под строительство из-за нежелания одного из домовладельцев продавать свой участок земли. Поэтому здание банка осталось недостроенным, что в принципе весьма характерно для Проломной улицы. И все же архитектура выстроенной части здания своими величественными формами смогла взять на себя часть композиционной нагрузки, которую возложила колокольня на эту зону Проломной улицы.

 Какие объекты здесь появятся в будущем? Как архитекторы развяжут этот градостроительный узел? Творческие задачи здесь чрезвычайно интересны. Вообще градостроительные проблемы улицы Баумана волнуют всех архитекторов Казани и ими построено немало прогнозных моделей по ее развитию.

В условиях новых экономических отношений, утверждающихся в наши дни, следует ожидать начала нового этапа в развитии главной торгово-обслуживающей улицы. Он желателен, но и опасен. Желателен тем, что улица вернется в естественное поступательное русло развития. Опасен тем, что может привести к активному обновлению материального фонда. А это означает угрозу утраты ценного своеобразия улицы.

 

  

_____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.iske-kazan.ru/ulitsy-kazani/

http://www.photokzn.ru/places/0/9/

сайт Википедия.

http://kazan-foto.narod.ru/bauman.html

Команда Кочующие.

 _

 
ВложениеРазмер
baumanaUl (2).JPG72.79 КБ
baumanaUl (3).jpg113 КБ
baumanaUl (4).JPG79.36 КБ
baumanaUl (5).jpg129.17 КБ
baumanaUl (6).jpg82.56 КБ
baumanaUl (7).jpg75.99 КБ
baumanaUl (8).jpg83.84 КБ
baumanaUl (9).jpg88.49 КБ
baumanaUl (10).jpg104.09 КБ
baumanaUl (11).jpg107.59 КБ
baumanaUl (12).jpg89.59 КБ
baumanaUl (13).jpg99.05 КБ
baumanaUl (14).jpg89.62 КБ
аватар: Кэп

Казань - культурная столица тюркского мира!!!

Казань примет эстафету от турецкого Эскишехира и получит статус «Культурной столицы тюркского мира -2014». В праздничных мероприятиях, посвященных закрытию года «Эскишехир – культурная столица тюркского мира» и передаче флага Казани, примут участие министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и заместитель руководителя Исполнительного комитета Казани по социальным вопросам Лейла Фазлеева. «Стать культурной столицей тюркского мира в этом году - это огромная честь для нашего города. В Казани много делается для сохранения традиций тюркского мира. У нас происходит постоянный обмен образовательными и культурными проектами, оказывается поддержка национальным диаспорам, Исполком Казани активно сотрудничает с Ассамблеей народов Татарстана», – отметила она.  Напомним, решение о присвоении Казани статуса культурной столицы тюркского мира в 2014 году было принято на XXX заседании Постоянного совета министров культуры тюркоязычных стран и регионов, прошедшем в сентябре 2012 года в Уфе. Казань станет третьим городом в мире после Астаны и Эскишехира, который получит этот статус. Церемония открытия года «Казань – культурная столица тюркского мира 2014 года» состоится 26 апреля, в день рождения татарского поэта Габдуллы Тукая.

аватар: Кэп

новая смотровая площадка в Казани!

На колокольне Богоявленского собора в Казани оборудовали специальную смотровую площадку, которая позволит туристам увидеть достопримечательности древнего города с 72-метровой высоты.
«Теперь с колокольни Богоявленского собора можно не только увидеть достопримечательности столицы Татарстана, но и сделать прекрасные фотографии, которыми не стыдно будет похвастаться перед друзьями», - говорится в сообщении пресс-службы государственного комитета Республики Татарстан по туризму.

Отмечается, что вход для детей до 12 лет на смотровую площадку будет абсолютно бесплатным, для подростков в возрасте 12-18 лет вводится плата в размере 50 рублей за одно посещение, а взрослый билет будет стоить 100 рублей.
Новый объект туристической инфраструктуры позволит путешественникам проводить обзорные экскурсии по Казани с высоты птичьего полета.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru