Тукай-Кырлай, музей Тукая

 

Команда Кочующие - Тукай, Шурале

 

Музей

Основан в 1960-е гг. В доме крестьянина Сагди, входящем в состав музея, будущий поэт рос с 4 лет.

Экспонаты музея расположены в отдельном здании.

Адрес: Арский район, с. Новый Кырлай.

Режим работы: С 9 до 17, выходной - понедельник.

 

 

 

Арский район– край великолепной природы. Небольшие деревеньки, утопающие в зелени, ивы и березы, приветствующие путников ласковым шелестом листвы, журчание Казанки…  В Арске ее исток, она здесь только набирает силу, ведь ее цель – столица Татарстана. Маленький ручеек, постепенно разрастаясь, петляет среди холмов – Казанка добежит до Казани, через Высокогорный район, превращаясь в шумную, стремительную, настоящую  реку.

Среди тишины, нарушаемой лишь песней ветра, играющего листьями деревьев, кажется, будто время остановилось, ушли прочь суета и проблемы, а в голове сами собой начинают складываться стихи…   

Неудивительно, что именно эта земля является родиной великого татарского поэта, создателя татарского литературного языка. Габдулла Тукай, «татарский Пушкин», родился в семье приходского муллы в небольшом селении Кушлауч, что располагается совсем недалеко от Арска. Сегодня в этом доме действует музей-усадьба семьи Тукая, Здесь можно пройтись по музею и узнать биографию Тукая, прочесть стихи Габдуллы Тукая, истории из жизни Татарского поэта.

Арчане любят и чтят своего великого земляка, в память о нем создан и мемориальный комплекс в деревне Кырлай, где Тукай провел свое детство.  

                                                          Тукай-Кырлай, музей Тукая

Именно здесь у Габдуллы Тукая пришла в голову и родилась сказка о Шурале. По этой поэме Тукая был поставлен балет Шурале, в Казани существовал парк Шурале сейчас переименованный в родину поэта Кырлай, и в 2008 году появился первый татарский трехмерный мультфильм "Шурале".                                         

 

Приезжайте сюда в конце апреля, когда земля преображается после зимней спячки, и природа, у которой учился Тукай и которую воспел в своем творчестве, поманит вас за собой в сказочный мир, где живут герои этого великого татарского поэта… Совсем недалеко от этих мест исток реки Казанка.

Апрель – особое время для арчан: 26 апреля родился Габдулла Тукай, в его честь здесь проводят традиционный праздник поэзии, на который в Арский район приезжают знаменитые деятели культуры со всей России. Приезжают Тукай оныклары. Проходит конкурс Тукая.

Кстати, Габдулла Тукай – не единственный арчанин, сыгравший большую роль в развитии духовной жизни татарского народа. Здесь родились и татарские просветители – Габделнасыр Курсави, Шамсетдин Култаси, Шигабетдин Марджани. В Музее литературы и искусства п.г.т. Арск перед вами откроются страницы их жизни и деятельности. 

 

БИОГРАФИЯ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ                                                                                          

 

Габдулла Тука́й (тат. Габдулла Тукай, Ğabdulla Tuqay, عبدالله توقاي‎; паспортное имя Габдулла Мухамедгари́фович Тукаев, тат. Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев, Ğabdulla Mөxəmmətğərif uğlı Tuqayev; 14 [26] апреля 1886, деревня Кушлауч, Казанский уезд, Казанская губерния — 2 [15] апреля 1913, Казань) — выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик.

 Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч (Арский район). Отец — Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать — Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира так же, как и Гариф-мулла, учился в Кышкарском медресе. Зиннатулла служил муэдзином Кушлауче, а позже по просьбе жителей Училе пошел к ним муллой.

 

Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте трёх лет стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).                                           

 

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.

Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

 

 Молодой Тукай (справа) вместе с Камилем Мутыгием-Тухватуллиным (примерно 1905 год)После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

 

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии.

Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

 К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно  выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), ярко свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством.

Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

 

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»).

Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

 

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

 

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Габдулла Тукай в больнице 1913 годГабдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань). 55.760223, 49.10616855°45′36.8″ с. ш. 49°06′22.2″ в. д. / 55.760223, 49.106168 (G) (O).

  

РАССКАЗ РУСТЕМА АХУНОВА ПРО ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ:

Осмотр музейной экспозиции начали с первого этажа, украшенного затейливой декоративной резьбой. В Кырлае, конечно, нет личных вещей Г.Тукая, все они находятся в Казани в доме Шамиля (ул.Тукаевская, 74). В Кырлае представлены лишь вещи эпохи, ранние издания произведений Габдуллы Тукая и огромное количество фотоматериалов как неких архивных, так и качественных огромных репродукций с дореволюционных открыток. Это всё расположено на первом этаже, в чётырёх залах экспозиции. Очень важно: в музее Кырлая находится наибольшее количество изумительных работ выдающегося татарского художника А.Ф.Аминова. Здесь их выставлено больше, чем в Казанском Государственном музее изобразительных искусств РТ (ул.Муштари/К.Маркса) . К сожалению блики искусственного освещения и фотовспышки моей цыфромылльницы, искажали цвета и качество выставленных картин в отображении их на цифровом «отпечатке». Сотрудница музей ходила и по очереди включала освещение в тех залах, которые мы осматривали.

Приятно было гулять по комнатам этого огромного сруба. Поскольку освещение здесь включалось только пока посетители производили осмотр в какой-либо зале. Воздух здесь свеж и прохладен, даже в жаркую погоду, которая стояла на дворе в тот день – 17 июля.

                                                              Тукай-Кырлай                                                            

Попавшийся значительно позже этой поездки, старый буклетик кырлаевского музея (Казань, ТКИ 1984) демонстрировал иную, более скромную экспозицию, да и компоновка объектов вокруг музея была иной. Даже памятник Г.Тукая работы Урманче-Новоселова располагался тогда в прямо перед входом в здание музея.

Зато пока не был создан музей Г.Тукая в Казани в доме Шамиля, личные вещи Г.Тукая находились здесь, в Новом Кырлае. Именно в этом буклетике чернильный прибор, подставка для карандашей, фаянсовая шкатулка – личные вещи Тукая, представлены как экспонаты музея в Кырлае. И хотя теперь здесь нет личных вещей Тукая, экспозиция расширилась большими репродукциями старинных фотографий, прижизненными изданиями поэта, вещами эпохи.

                                                                 Тукай-Кырлай, музей Тукая

 

На второй  этаж музея вела крутая спиралью вьющаяся деревянная лесенка. Мне, как руководителю экспедиции, сотрудница музея дозволила на втором этаже включать и выключать освещение по мере надобности самостоятельно, а сама уже не поднимаясь с нами на верх.

 

Второй этаж, это одна зала, где представлены фотографии запечатлевшие общественные мероприятия связанные с годовщинами поэта, происходившие в современное недавнее время. Три других залы этого этажа, представляли вниманию посетителей работы художников и мастеров декоративного искусства, в которых нашли отражение мотивы произведений Габдуллы Тукая.

 

Больше всего, лично меня, порадовали экспонирующиеся здесь картины Файзрахмана Абдрахмановича Аминова.

Чересчур, до приторности романтическим и весьма далёким от реального Габдуллы Тукая, был запечатлён образ татарского поэта на одной картине выставленной напротив входа на второй этаж музея. Перекрещенные руки и ноги, вычурно-роскошный бант-бабочка, и даже тюбетейка на голове поэта, достаточно редкая для позднего Тукая, всё это создавало красивый, но далёкий от реальности образ. Конечно, без экскурсовода многое из увиденного вызывало вопросы, гид бы в данном случае был бы чрезвычайно полезен. Но экскурсия с гидом длится часа полтора-два, неудобно было тревожить людей, чей рабочий день уже завершился.            

 

За зданием  музея открывается интересный вид на речку Ия. На самом деле это маленький ручеёк, но его запрудили камнями, и в этом мете большой разлив, но вода мутноватая. Но стройные высокие берёзки украшавшие противоположный берег скрашивали неудачные нюансы. По всему противоположному берегу видны были группы купающихся. Их мутноватость воды нисколько не смущала, ди и была она не больше, чем на Волге. А в это время совершенно рядом с нами буйно и дико плясали шурале, вышедшие из ельника росшего на нашем берегу. Стало даже немножко боязно, ибо мы забыли хитрость, упомянутую Тукаем, как можно провести ушлых шурале, а его книги под рукой в тот момент не оказалось.

                                                                            Тукай-Кырлай, музей Тукая

 

                                                              

ПЕРЕЧЕНЬ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ В КАЗАНИ И ОКОЛО ГОРОДА ДЛЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОСЕЩЕНИЙ:

 

ГОРОД ВЕЛИКИЕ БУЛГАРЫ (БОЛГАРЫ) - ТУТ!

 

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН  - ЗДЕСЬ!!!

 

АРСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

 

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ КАЗАНКА - ТУТ!

 

 ИСТОРИЯ  КАЗАНСКОГО  ХАНСТВА - ТУТ!

 

СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСКИЙ  НАРОД - ТУТ! 

 

СИСТЕМА ЛЕБЯЖЬИХ  ОЗЕР В ЧЕРТЕ КАЗАНИ!

 

СИСТЕМА  ГОЛУБЫХ  ОЗЕР  В  ЧЕРТЕ  КАЗАНИ! 

 

ЗАПОВЕДНИК  ИСКЕ-КАЗАН В КАМАЕВО!

 

 СЕМИОЗЁРНАЯ ПУСТЫНЬ - ОКОЛО КАЗАНИ!

 

ОСТРОВ-ГРАД  СВИЯЖСК  - ТУТ!

 

 ПРО СТАРУЮ КАЗАНСКУЮ ДОРОГУ - ГАЛИЦКИЙ ТРАКТ!

 

 История завоевания Казани Царем Иваном Грозным и период Черемисских войн

 

 РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ  МОНАСТЫРЬ

 

 РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ В ЧЕРТЕ ГОРОДА  КАЗАНЬ - КИНДЕРКА!

 

РЕКА ВОЛГА В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА КАЗАНЬ!!!

 

 СПИСОК МЕСТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЛОПОХОДОВ ОКОЛО КАЗАНИ - ТУТ!

                                                                                                              

                                                      

 ______________________________________________________________________________                                      

                                                                                        

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:    

http://autotravel.ru/otklik.php/8195

сайт Википедия

http://rustik68.narod.ru/rt/new_kuyrlai.html

   _

 

 

Комментарии

сегодня!

сегодня знаменательный день - День рождение Габдуллы Тукая, классика татарской литературы!

нынче же 100-летие его памяти!

И сегодня день рождение Ильнура Файзрахманова - Завхоза Кочующих!

кстати, его отец родом из родной деревни Тукая - Кушлауч!