Тихий плёс - Свияга

Команда Кочующие - Тихий плёс - Свияга

 

ОБЩИЕ ФОТО И ОПИСАНИЕ ПОХОДА – ЗДЕСЬ!

 

Село Тихий плёс – было дальнейшим пунктом нашего путешествия по Свияге.

Также можно сказать, что это живописное место на правом берегу Свияги, откуда открывается вид на самое нижнее течение реки Свияга, на Свияжскую пойму, и также на заказник Свияжский.

С высокого крутояра открывается красивая панорама на низменное левобережья, где большие участки пойменного леса, длинные озера и заливные луга.

В деревне  сохранилась старинная старообрядческая церковь.

Коренных жителей в Тихом плёсе практически не осталось,  в основном живут дачники, которые заселили деревню после строительства моста через Волгу.

Места очень фотогеничны! Даже наступивший вечер не мог испортить панорамы вокруг Тихого плёса!

 

                              ДОЛИНА РЕКИ СВИЯГА   - ВИД ОТ ТИХОГО ПЛЁСА       

 

 

 

 

Село Тихий плёс, Муниципальное образование:     сельское поселение Бурнашевское.

(входит в состав муниципального образования). 

Входит в:     Верхнеуслонский район.

Субъект Федерации:     Республика Татарстан.  

Население (чел.):       5  (2010). 

Телефонный код:     +7 84379. 

Сейчас это дачный поселок, куда приезжают на лето отдыхать городские жители.

 

 

Тихий Плес - достопримечательности.  Церковь Ризоположения

Храм положения ризы Господней 

Церковь. Не действует.   

Престолы: Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Кремле)

Год постройки: Между 1877 и 1882.

Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, деревня Тихий Плес.

Проезд: С автодороги М-7 Москва - Уфа, через 2,7 км после моста через Свиягу (со стороны Москвы), повернуть направо на перекрестке, на котором установлен указатель "Гаврилково" (налево). Если со стороны Казани - налево, через 2 км после поворота на Татарское Бурнашево. Через 4,5 км церковь будет справа от дороги.

Координаты: 55.692049,  48.583104  

 

 

Трехпрестольный каменный храм построен в 1877-1882 гг. (приход существовал уже в 60-е гг. XVI в.). Приделы освящены в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского.

Крупный двусветный храм с высокой четырехъярусной колокольней. В эклектичной, но очень впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма.

Храм построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича Прибыткова (ум. 1883), откликнувшегося на просьбу прихожан, не имевших средств даже на ремонт ветхой деревянной церкви, построенной в 1779 г. Прибытков был и заказчиком проекта, и организатором строительства. Кирпич для храма пожертвовал свияжский купец Федор Тихонович Каменев.

Главной святыней храма была частица Ризы Господней, помещавшаяся в серебряном кресте. По преданию, она завещана храму иноком, скончавшимся в Тихом Плесе, но время этого события неизвестно.

 

 

 

Ризоположенская церковь,1882 г.

 

Построена на средства казанского купца П.А.Прибыткова (Волж.новь, 1997, 31 мая)

28 ноября 1882 года в новом храме села Тихий Плес было совершено освещение двух теплых пределов - во имя Благовещения и святителя Филиппа-митрополита московского.

Село это в старину называли Ягодной Поляной.

В какое время это село было обжито русским поселением и откуда они вышли, письменных о том записей в церкви не сохранилось.

Сторожили помнили, что земли и угодья принадлежали когда-то Свияжскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю.

 

                                                     ДОЛИНА  РЕКИ  СВИЯГА  

 

 

 

Деревянная церковь в Тихом Плесе была построена в 1780 году иждивением прихожан. Сторожилы утверждали, что раньше деревянной церкви в селе их существовала тоже деревянная церковь. Но когда она была разобрана - неизвестно. Первая тихоплесская церковь сгорела.

Построенный в 1780 году храм с течением времени пришел в ветхость, но так как прихожане не имели средств на капитальную поправку церкви, то дело о строительстве нового храма постоянно откладывалось. В 1876 году для упрочения здания решено было подвести под всю церковь каменный фундамент. А снаружи обшить ее новым тесом и выкрасить масляной краской Свияжский купец Ф.Г.Каменев предложил поставить для предполагаемого фундамента кирпич со своего завода. Но стены церкви оказались настолько ветхими, что решили строить каменный храм заново.

В 1877 году по изготовлении плана и фасада на новый храм 12 июня по благословлению казанского архиепископа Антония местный священник Иоанн Матвеевский освятил место закладки нового храма.

В 1882 году новый храм был построен. Храм по плану вышел одноглавый, с фонарем на куполе «об восьми оконах». Главы на церкви и колокольне были покрыты белым листовым железом. Высота церкви от поверхности земли до креста составила 14 саженей и 1 аршин, а колокольня вознеслась на 17 саженей. Внутри церковь была украшена трехъярусным иконостасом с резными колоннами, царские врата были вызолочены. Иконостасы резаны были в Казани мастером Тюфилиным, местные иконы были писаны живописцем Спиридоновым в византийском стиле.

Словом, новый храм по изяществу отделки, удобства и прочности был во всех отношениях образцовым и мог бы служить украшением не только села, но и всякого города (Волж.новь, 2000, 27 января)

 

 

 

 

История села Тихий Плёс

(автор: Анна Бочкова)

Ризоположенская церковь находилась на территории села Тихий Плёс. В настоящее время этого села не существует. Из опроса местных старожилов следует, что село исчезло в 70- е годы в ХХ в. Восстановить историю села было очень трудно. Жители села разъехались в разные районы республики, что затрудняло общение с ними.

Вновь обращаюсь к юбилейной книге « Верхний Услон: Край родной, навек любимый …» . В книге на странице 13 есть такие сведения: « К 1565 г. в деревне Тихий плёс (Ягодная Слобода) 6 дворов, первым владельцем был Гавриил Игнатьевич Елизаров».[1]. По данным книги, получалось, что село возникло в XVI в. в период колонизации края правительством Ивана IV Грозного. Кем был первый владелец Гавриил Игнатьевич Елизаров?

 

В учебнике «История Татарстана и татарского народа» под редакцией К. Р. Синицыной содержится информация: «… в Казань и Свияжск переводились в основном представители небогатых и незнатных семей из сравнительно недалёких уездов – Нижегородского, Арзамасского, Муромского и т.д.. Действительно, с 1557 г. они стали получать поместья в Свияжском уезде. ( К ним и относилась территория с. Тихий Плёс.) Как правило, отводимые земли были совершенно пусты, на них не было ни крестьян, ни обрабатываемых земель - только старые татарские и мордовские селенья».[5]. Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что на месте села, возможно, было поселение в период Казанского ханства. Более точные сведения найти не удалось. Чтобы ответить на этот вопрос, я послала письмо в Национальный архив РТ. Ответа пока не получила (см. Приложение № 8 с.25).

 

В книге «Верхний Услон: Край родной, навек любимый …» меня заинтересовала такая информация: « В 1565- 1572г.г. Иван IV проводил известную политику - опричнину. Суть политики - это террор, направленный против высшей знати и близких к ним дворян. Одной из многочисленных форм террора для знати стала так называемая « Казанская ссылка».[1] На территорию Казанского ханства было сослано 200 служащих людей. Их обширные владения были конфискованы. Взамен этого они получали поместья в местах своего поселения. Разумеется, это была мизерная компенсация за отобранные наследственные вотчины. На территории Верхнеуслонского района поместья получили воевода, боярин, князь Андрей Иванович Катырёв-Ростовский в деревне Каинки и Тихий Плёс. Пребывание новых жителей в Свияжском уезде было недолгим. В 1567г. Иван IV простил половину опальных. Правда, для большинства из них прощение было недолгим. Воевода князь А. И. Катырёв – Ростовский был убит в Свияжске в 1568г».[1].

Таким образом, я узнала ещё одного владельца с. Тихий Плёс - А.И. Катырёва - Ростовского. Судьба, которого, была так трагична.

Судьба деревни дальше была такова. В 70-е г. XVI в. Свияжский Успенский монастырь получил село Тихий Плёс в своё распоряжение.

Историю села в XVII-XIX в. узнала из данных Национального архива РТ, в котором я работала летом 2009г.

«XVII в. Сёла и деревни Свияжского Успенского монастыря, включая село Тихий Плёс: в нём 21 крестьянский и 11 бобыльских дворов , 96 душ мужского пола».[10]. По моим данным, за 100 лет население увеличилось приблизительно втрое.

XVIII в.. 1780г. был составлен список всех сёл и деревень новой Казанской губернии (реформа Екатерины II). В списках есть с. Тихий Плёс. « Тихий плёс – 119 душ экономических крестьян».[10]. Передо мной встал вопрос, что означает слово «экономических»?

 

Снова обращаюсь к учебнику истории. В учебнике «Истории России XVIII – века» написано: «В 1764г. Екатерина II провела секуляризацию, т.е. все церковные и монастырские земли с крестьянами были конфискованы. Для управления ими был создан специальный орган управления – « Коллегия экономики». Поэтому бывших монастырских крестьян стали называть экономическими». [2].

По печатным данным узнаю в конце XVIII в. ещё одно изменение произошло в истории села и жизни людей, населявших берег Свияги. На этой территории стали селиться семьи старообрядцев. Об истории старообрядческой церкви мы знаем, что в XVII веке в результате реформ Никона церковь была поделена на старообрядцев и новообрядцев. Вплоть до Екатерины II их преследования были очень жестокими.

На территории Татарстана старообрядцы поселились ещё в XVII в. В конце XVIII и XIX в.в. среди них произошёл раскол, в результате которого они поделились на поповцев и беспоповцев, последние, в свою очередь, делились ещё на более мелкие конфессии. Правый берег Волги заселили старообрядцы - поповцы. Сейчас эта старообрядческая конфессия официально называется « Русская старообрядческая церковь».

 

Об этой церкви мы узнали из беседы с отцом Геннадием Четверговым. « Он говорит, что изучать историю старообрядческого движения очень трудно, их деятельность была подпольной. Даже общую численность в тех или иных населениях установить трудно. Большинство из них всегда числилось принадлежавшими к господствующей церкви, они не крестили детей, не венчались и не отпевали покойников в православных храмах. Старообрядцы преподносили «подарки» священникам, и те делали соответствующие записи в метрических книгах. В 1905 г. в России был разрешён переход из господствующей церкви в старообрядческую. Была разрешена свобода вероисповедания».

 

Из беседы с отцом Геннадием: «В 70 –е. ХХ в. старообрядческая церковь была переименована в Православную старообрядческую церковь. Потомки старообрядцев жили в селе Тихий Плёс и в период Советской власти. В характере этих людей, в их поведении были замечены такие черты, как уважение к старшим, отсутствие сквернословия, дети росли в атмосфере доброты и трудолюбия. Именно такие черты и пропагандировались в старообрядческих общинах. Незримая духовная нить, заложенная старообрядцами, связывала поколения людей».

 

 

Развитие истории села в XIX в. удалось узнать из Архивных данных и из книги:

« Верхний Услон: Край родной навек любимый». «Бурлачество, как новый тип промысла, развивается в сёлах и деревнях, расположенных на берегах реи Волги и в устье реки Свияги».  К таким сёлам и относится село Тихий Плёс. В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожигова слово «плёс» имеет два значения: 1) широкое водное пространство между островами; 2) участок реки, однородный по своим судоходным свойствам. Само название села, говорит, что оно расположено на берегу реки, что давало возможность Тихоплёсским крестьянам заниматься разными видами деятельности. Многие крестьяне занимались торговлей.

В национальном архиве РТ нашла такие данные: « крестьяне Юматовской волости Свияжского уезда села Тихий Плёс занимались такого вида промыслами: мелочные лавки, владельцы Алексей Арефьевич Хватов (450 руб.), крестьянин Иван Васильевич Масленников (300 р.). Водяная мельница на реке Свияге, крестьянка Афимья Григорьева Спирина (4900 р.), 2 наёмных рабочих. Также была торговля строевым лесом: Михаил Миронович Караев (600р.), Максим Ларионов (450р.), Кирилл Никитин (450р.)». (Фонд 3 опись 1 дело № 13712). Из данных делаю вывод, что крестьяне села Тихий Плёс были состоятельными людьми. Добиваться цели, на мой взгляд, им помогала старообрядческая вера».

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие – поход октябрь 2012 года.

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

Добрый день.Я являюсь

Добрый день.Я являюсь правнучкой Караева Михаила Мироновича, который проживал в селе Тихий Плес.Моя бабушка Варвара Михайловна Лабутина в девичестве Караева.Дедушка мой Лабутин Семен Михайлович родился в д.Чухманка,где родилась и моя мама.Я располагаю кое-какими сведениями о своих родственниках. Если Вам интересно,то напишите мне.

С уважением, Кислова Л.Н.

Тихий Плес

если у вас есть материал, какие-то данные про село Тихий Плес, 

про окресности это села, 

то присылайте нам - 

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

авторство обязательно укажем!

Тихий Плес1

Здравствуйте! Хотелось бы узнать какие-то сведения о жизни и жителях села Т.Плес.Мой прадед Тюнегин Михаил Никонорович родился в этом селе в 1871 году. Потом он уехал в Казань. Больше я ничего не знаю. Большое спасибо за отклик.

оставляйте координаты!

уважаемые читатели!

оставляйте пож-та ваши контакты для связи - 

хотя бы эл. почту!

Как с вами связаться вашим землякам, родственникам и знакомым?

не могут же они писать "на деревню дедушке"!

Тихий Плес3

Здравствуйте! Хочу оставить свои контакты.

Можно написать мне в Одноклассники. Тюнегина Татьяна 65 лет Казань. Буду признательна за любую информацию о селах Тихий Плес, Кильдеево, Бритвиной. То есть об истории этих сел, о жителях, об их жизни. Дело в том, что недавно нашла записи, что прапрадед мой Тюнегин Никонор Лаврентьевич родился в Т.Плесе, а жена его, т.е. моя прапрабабушка, была родом из села Кильдеево. Хотелось бы хоть что-то узнать из первых уст.

Можно написать мне на e-mail tatiyanalvovna@yandex.ru

Большое спасибо всем, кто откликнется по родословию, по нашим предкам!

Здравствуйте, Людмила! Ваш

Здравствуйте, Людмила! Ваш рассказ очень интересен. А как можно с Вами связаться? Мои предки тоже из Т.Плеса.Спасибо!

Я могу только рассказать о

Я могу только рассказать о своих родственниках,если интересно. А что касается самого села Тихий Плес, то знаю, что село было богатое, церковь была православная, бабушка ей очень гордилась. Она ходила в церковно-приходскую школу, закончила ее с похвальной грамотой. Преподавала там учительница, которую наградили отрезом на платье,за мою бабушку. В 1923-1924 году церковь еще работала, т.к. она там венчалась. Сына Караева М.М. Андрея раскулачили и выслали в Пермь,его потомки живут там и сейчас. Если интересуют подробности семьи, то могу рассказать подробнее. С уважением, Кислова

присылайте!

присылайте про вашу семью!

мы вставим в эту статью - будет более живой рассказ!

если есть фото старых времен - тоже присылайте.

адрес указан выше.

О селе Тихий плес

Добрый день! Мой отец похоронен на кладбище около церкви в селе Тихий Плёс, рядом есть очень ухоженные могилы, думаю что есть люди которые которые имеют информацию о селе и тех людях которые там похоронены. Мой отец жил рядом с этим селом, в деревне Ломовка, говорят название деревни сложилось из-за того что там жили очень трудолюбивые люди, работали как ломовые лошади, помню что двор в деревне был замощён камнем, который вывозился с берега свияги, в деревне была даже школа. Мы заезжали в эту деревню лет 5 назад, там много жилых домов. Стоит порасспрашивать. У жителей этой деревни про Тихий Плёс и

О селе Тихий Плес

Я тоже являюсь потомком этих мест, мой дед Грушин Геннадий Федорович (1928 года рождения), и бабушка Грушина Зоя Федоровна, при жизни работала в деревне Ломовка продавцом местного магазина, она единственная имела в доме стационарный телефон, Грушина Татьяна (их мать)так же похоронены на кладбище около церкви в селе Тихий Плес, ежегодно мы посещаем их, ухаживаем и следим за порядком. Родом они из деревни Ломовка, в то время всех местных жителей хоронили на этом кладбище. Более полную информацию сообщу позже.

Ольга Николаевна,

Ольга Николаевна, здравствуйте! Очень интересно, что есть потомки жителей Т.Плеса. Вы родились в этом селе или Ваши бабушки и дедушки оттуда родом? Как можно с Вами связаться, чтобы обменяться о жизни наших предков? Я занимаюсь корнями своей фамилии, просто для семейной истории.Если можете, откликнитесь. Можно в Одноклассники, если удобно. Спасибо. Тюнегина Татьяна, 65 лет, Казань.

У меня предки тоже Грушины из

У меня предки тоже Грушины из Плёса моя бабушка Грушина Прасковья Ивановна 1901греё отец Иван Николаевич Грушин 1867гр Может родственники?

Я являюсь праправнучкой

Я являюсь праправнучкой священника Димитрия Шишокина. Он служил в храме с. Тихий Плес настоятелем с 1903 по 1913гг. Хотелось подробней узнать о селе, ее жителях.

инфа про село

особо информации про село нет, вот все что нашлось - все в статье.

Вероятно, еще есть инфа в архивах, но это надо специально искать...

уважаемые жители села - 

оставляйте свои координаты - 

вноятно, есть ваши знакомые, кто захочет с вами связаться!

Тихий Плес2

Здравствуйте! Прочитала, что Вы праправнучка священника с.Т.Плес. Так это же очень интересно. Возможно, Вы слышали рассказы о том времени от старого поколения? Может быть, есть что-то интересное? Мой прадед Тюнегин Михаил Никонорович, 1871 г.р., родился в этом селе. И там был большой род с этой фамилией. Правда, пока не знаю, кто кому кем приходился. Большое спасибо!

Родина Караевых-Тихий Плес

Здравствуйте!Мой отец-Караев Алексей Иванович родился в 1926 г.Откликнитесь те,кто его знал в детстве.Спасибо

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.