Тихий плёс - Свияга
ОБЩИЕ ФОТО И ОПИСАНИЕ ПОХОДА – ЗДЕСЬ!
Село Тихий плёс – было дальнейшим пунктом нашего путешествия по Свияге.
Также можно сказать, что это живописное место на правом берегу Свияги, откуда открывается вид на самое нижнее течение реки Свияга, на Свияжскую пойму, и также на заказник Свияжский.
С высокого крутояра открывается красивая панорама на низменное левобережья, где большие участки пойменного леса, длинные озера и заливные луга.
В деревне сохранилась старинная старообрядческая церковь.
Коренных жителей в Тихом плёсе практически не осталось, в основном живут дачники, которые заселили деревню после строительства моста через Волгу.
Село Тихий плёс, Муниципальное образование: сельское поселение Бурнашевское.
(входит в состав муниципального образования).
Входит в: Верхнеуслонский район.
Субъект Федерации: Республика Татарстан.
Население (чел.): 5 (2010).
Телефонный код: +7 84379.
Сейчас это дачный поселок, куда приезжают на лето отдыхать городские жители.
Тихий Плес - достопримечательности. Церковь Ризоположения
Храм положения ризы Господней
Церковь. Не действует.
Престолы: Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Кремле)
Год постройки: Между 1877 и 1882.
Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, деревня Тихий Плес.
Проезд: С автодороги М-7 Москва - Уфа, через
Координаты: 55.692049, 48.583104
Трехпрестольный каменный храм построен в 1877-1882 гг. (приход существовал уже в 60-е гг. XVI в.). Приделы освящены в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского.
Крупный двусветный храм с высокой четырехъярусной колокольней. В эклектичной, но очень впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма.
Храм построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича Прибыткова (ум. 1883), откликнувшегося на просьбу прихожан, не имевших средств даже на ремонт ветхой деревянной церкви, построенной в
Главной святыней храма была частица Ризы Господней, помещавшаяся в серебряном кресте. По преданию, она завещана храму иноком, скончавшимся в Тихом Плесе, но время этого события неизвестно.
Ризоположенская церковь,1882 г.
Построена на средства казанского купца П.А.Прибыткова (Волж.новь, 1997, 31 мая)
28 ноября 1882 года в новом храме села Тихий Плес было совершено освещение двух теплых пределов - во имя Благовещения и святителя Филиппа-митрополита московского.
Село это в старину называли Ягодной Поляной.
В какое время это село было обжито русским поселением и откуда они вышли, письменных о том записей в церкви не сохранилось.
Сторожили помнили, что земли и угодья принадлежали когда-то Свияжскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю.
Деревянная церковь в Тихом Плесе была построена в 1780 году иждивением прихожан. Сторожилы утверждали, что раньше деревянной церкви в селе их существовала тоже деревянная церковь. Но когда она была разобрана - неизвестно. Первая тихоплесская церковь сгорела.
Построенный в 1780 году храм с течением времени пришел в ветхость, но так как прихожане не имели средств на капитальную поправку церкви, то дело о строительстве нового храма постоянно откладывалось. В 1876 году для упрочения здания решено было подвести под всю церковь каменный фундамент. А снаружи обшить ее новым тесом и выкрасить масляной краской Свияжский купец Ф.Г.Каменев предложил поставить для предполагаемого фундамента кирпич со своего завода. Но стены церкви оказались настолько ветхими, что решили строить каменный храм заново.
В 1877 году по изготовлении плана и фасада на новый храм 12 июня по благословлению казанского архиепископа Антония местный священник Иоанн Матвеевский освятил место закладки нового храма.
В 1882 году новый храм был построен. Храм по плану вышел одноглавый, с фонарем на куполе «об восьми оконах». Главы на церкви и колокольне были покрыты белым листовым железом. Высота церкви от поверхности земли до креста составила 14 саженей и 1 аршин, а колокольня вознеслась на 17 саженей. Внутри церковь была украшена трехъярусным иконостасом с резными колоннами, царские врата были вызолочены. Иконостасы резаны были в Казани мастером Тюфилиным, местные иконы были писаны живописцем Спиридоновым в византийском стиле.
Словом, новый храм по изяществу отделки, удобства и прочности был во всех отношениях образцовым и мог бы служить украшением не только села, но и всякого города (Волж.новь, 2000, 27 января)
История села Тихий Плёс
(автор: Анна Бочкова)
Ризоположенская церковь находилась на территории села Тихий Плёс. В настоящее время этого села не существует. Из опроса местных старожилов следует, что село исчезло в 70- е годы в ХХ в. Восстановить историю села было очень трудно. Жители села разъехались в разные районы республики, что затрудняло общение с ними.
Вновь обращаюсь к юбилейной книге « Верхний Услон: Край родной, навек любимый …» . В книге на странице 13 есть такие сведения: « К
В учебнике «История Татарстана и татарского народа» под редакцией К. Р. Синицыной содержится информация: «… в Казань и Свияжск переводились в основном представители небогатых и незнатных семей из сравнительно недалёких уездов – Нижегородского, Арзамасского, Муромского и т.д.. Действительно, с
В книге «Верхний Услон: Край родной, навек любимый …» меня заинтересовала такая информация: « В 1565- 1572г.г. Иван IV проводил известную политику - опричнину. Суть политики - это террор, направленный против высшей знати и близких к ним дворян. Одной из многочисленных форм террора для знати стала так называемая « Казанская ссылка».[1] На территорию Казанского ханства было сослано 200 служащих людей. Их обширные владения были конфискованы. Взамен этого они получали поместья в местах своего поселения. Разумеется, это была мизерная компенсация за отобранные наследственные вотчины. На территории Верхнеуслонского района поместья получили воевода, боярин, князь Андрей Иванович Катырёв-Ростовский в деревне Каинки и Тихий Плёс. Пребывание новых жителей в Свияжском уезде было недолгим. В 1567г. Иван IV простил половину опальных. Правда, для большинства из них прощение было недолгим. Воевода князь А. И. Катырёв – Ростовский был убит в Свияжске в 1568г».[1].
Таким образом, я узнала ещё одного владельца с. Тихий Плёс - А.И. Катырёва - Ростовского. Судьба, которого, была так трагична.
Судьба деревни дальше была такова. В 70-е г. XVI в. Свияжский Успенский монастырь получил село Тихий Плёс в своё распоряжение.
Историю села в XVII-XIX в. узнала из данных Национального архива РТ, в котором я работала летом 2009г.
«XVII в. Сёла и деревни Свияжского Успенского монастыря, включая село Тихий Плёс: в нём 21 крестьянский и 11 бобыльских дворов , 96 душ мужского пола».[10]. По моим данным, за 100 лет население увеличилось приблизительно втрое.
XVIII в.. 1780г. был составлен список всех сёл и деревень новой Казанской губернии (реформа Екатерины II). В списках есть с. Тихий Плёс. « Тихий плёс – 119 душ экономических крестьян».[10]. Передо мной встал вопрос, что означает слово «экономических»?
Снова обращаюсь к учебнику истории. В учебнике «Истории России XVIII – века» написано: «В 1764г. Екатерина II провела секуляризацию, т.е. все церковные и монастырские земли с крестьянами были конфискованы. Для управления ими был создан специальный орган управления – « Коллегия экономики». Поэтому бывших монастырских крестьян стали называть экономическими». [2].
По печатным данным узнаю в конце XVIII в. ещё одно изменение произошло в истории села и жизни людей, населявших берег Свияги. На этой территории стали селиться семьи старообрядцев. Об истории старообрядческой церкви мы знаем, что в XVII веке в результате реформ Никона церковь была поделена на старообрядцев и новообрядцев. Вплоть до Екатерины II их преследования были очень жестокими.
На территории Татарстана старообрядцы поселились ещё в XVII в. В конце XVIII и XIX в.в. среди них произошёл раскол, в результате которого они поделились на поповцев и беспоповцев, последние, в свою очередь, делились ещё на более мелкие конфессии. Правый берег Волги заселили старообрядцы - поповцы. Сейчас эта старообрядческая конфессия официально называется « Русская старообрядческая церковь».
Об этой церкви мы узнали из беседы с отцом Геннадием Четверговым. « Он говорит, что изучать историю старообрядческого движения очень трудно, их деятельность была подпольной. Даже общую численность в тех или иных населениях установить трудно. Большинство из них всегда числилось принадлежавшими к господствующей церкви, они не крестили детей, не венчались и не отпевали покойников в православных храмах. Старообрядцы преподносили «подарки» священникам, и те делали соответствующие записи в метрических книгах. В
Из беседы с отцом Геннадием: «В 70 –е. ХХ в. старообрядческая церковь была переименована в Православную старообрядческую церковь. Потомки старообрядцев жили в селе Тихий Плёс и в период Советской власти. В характере этих людей, в их поведении были замечены такие черты, как уважение к старшим, отсутствие сквернословия, дети росли в атмосфере доброты и трудолюбия. Именно такие черты и пропагандировались в старообрядческих общинах. Незримая духовная нить, заложенная старообрядцами, связывала поколения людей».
Развитие истории села в XIX в. удалось узнать из Архивных данных и из книги:
« Верхний Услон: Край родной навек любимый». «Бурлачество, как новый тип промысла, развивается в сёлах и деревнях, расположенных на берегах реи Волги и в устье реки Свияги». К таким сёлам и относится село Тихий Плёс. В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожигова слово «плёс» имеет два значения: 1) широкое водное пространство между островами; 2) участок реки, однородный по своим судоходным свойствам. Само название села, говорит, что оно расположено на берегу реки, что давало возможность Тихоплёсским крестьянам заниматься разными видами деятельности. Многие крестьяне занимались торговлей.
В национальном архиве РТ нашла такие данные: « крестьяне Юматовской волости Свияжского уезда села Тихий Плёс занимались такого вида промыслами: мелочные лавки, владельцы Алексей Арефьевич Хватов (450 руб.), крестьянин Иван Васильевич Масленников (300 р.). Водяная мельница на реке Свияге, крестьянка Афимья Григорьева Спирина (4900 р.), 2 наёмных рабочих. Также была торговля строевым лесом: Михаил Миронович Караев (600р.), Максим Ларионов (450р.), Кирилл Никитин (450р.)». (Фонд 3 опись 1 дело № 13712). Из данных делаю вывод, что крестьяне села Тихий Плёс были состоятельными людьми. Добиваться цели, на мой взгляд, им помогала старообрядческая вера».
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие – поход октябрь 2012 года.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 19556 просмотров
Комментарии
Добрый день.Я являюсь
Добрый день.Я являюсь правнучкой Караева Михаила Мироновича, который проживал в селе Тихий Плес.Моя бабушка Варвара Михайловна Лабутина в девичестве Караева.Дедушка мой Лабутин Семен Михайлович родился в д.Чухманка,где родилась и моя мама.Я располагаю кое-какими сведениями о своих родственниках. Если Вам интересно,то напишите мне.
С уважением, Кислова Л.Н.
Тихий Плес
если у вас есть материал, какие-то данные про село Тихий Плес,
про окресности это села,
то присылайте нам -
Хафизов Ахат -
Hafizow@yandex.ru
авторство обязательно укажем!
Тихий Плес1
Здравствуйте! Хотелось бы узнать какие-то сведения о жизни и жителях села Т.Плес.Мой прадед Тюнегин Михаил Никонорович родился в этом селе в 1871 году. Потом он уехал в Казань. Больше я ничего не знаю. Большое спасибо за отклик.
оставляйте координаты!
уважаемые читатели!
оставляйте пож-та ваши контакты для связи -
хотя бы эл. почту!
Как с вами связаться вашим землякам, родственникам и знакомым?
не могут же они писать "на деревню дедушке"!
Тихий Плес3
Здравствуйте! Хочу оставить свои контакты.
Можно написать мне в Одноклассники. Тюнегина Татьяна 65 лет Казань. Буду признательна за любую информацию о селах Тихий Плес, Кильдеево, Бритвиной. То есть об истории этих сел, о жителях, об их жизни. Дело в том, что недавно нашла записи, что прапрадед мой Тюнегин Никонор Лаврентьевич родился в Т.Плесе, а жена его, т.е. моя прапрабабушка, была родом из села Кильдеево. Хотелось бы хоть что-то узнать из первых уст.
Можно написать мне на e-mail tatiyanalvovna@yandex.ru
Большое спасибо всем, кто откликнется по родословию, по нашим предкам!
Здравствуйте, Людмила! Ваш
Здравствуйте, Людмила! Ваш рассказ очень интересен. А как можно с Вами связаться? Мои предки тоже из Т.Плеса.Спасибо!
Я могу только рассказать о
Я могу только рассказать о своих родственниках,если интересно. А что касается самого села Тихий Плес, то знаю, что село было богатое, церковь была православная, бабушка ей очень гордилась. Она ходила в церковно-приходскую школу, закончила ее с похвальной грамотой. Преподавала там учительница, которую наградили отрезом на платье,за мою бабушку. В 1923-1924 году церковь еще работала, т.к. она там венчалась. Сына Караева М.М. Андрея раскулачили и выслали в Пермь,его потомки живут там и сейчас. Если интересуют подробности семьи, то могу рассказать подробнее. С уважением, Кислова
присылайте!
присылайте про вашу семью!
мы вставим в эту статью - будет более живой рассказ!
если есть фото старых времен - тоже присылайте.
адрес указан выше.
О селе Тихий плес
Добрый день! Мой отец похоронен на кладбище около церкви в селе Тихий Плёс, рядом есть очень ухоженные могилы, думаю что есть люди которые которые имеют информацию о селе и тех людях которые там похоронены. Мой отец жил рядом с этим селом, в деревне Ломовка, говорят название деревни сложилось из-за того что там жили очень трудолюбивые люди, работали как ломовые лошади, помню что двор в деревне был замощён камнем, который вывозился с берега свияги, в деревне была даже школа. Мы заезжали в эту деревню лет 5 назад, там много жилых домов. Стоит порасспрашивать. У жителей этой деревни про Тихий Плёс и
О селе Тихий Плес
Я тоже являюсь потомком этих мест, мой дед Грушин Геннадий Федорович (1928 года рождения), и бабушка Грушина Зоя Федоровна, при жизни работала в деревне Ломовка продавцом местного магазина, она единственная имела в доме стационарный телефон, Грушина Татьяна (их мать)так же похоронены на кладбище около церкви в селе Тихий Плес, ежегодно мы посещаем их, ухаживаем и следим за порядком. Родом они из деревни Ломовка, в то время всех местных жителей хоронили на этом кладбище. Более полную информацию сообщу позже.
Ольга Николаевна,
Ольга Николаевна, здравствуйте! Очень интересно, что есть потомки жителей Т.Плеса. Вы родились в этом селе или Ваши бабушки и дедушки оттуда родом? Как можно с Вами связаться, чтобы обменяться о жизни наших предков? Я занимаюсь корнями своей фамилии, просто для семейной истории.Если можете, откликнитесь. Можно в Одноклассники, если удобно. Спасибо. Тюнегина Татьяна, 65 лет, Казань.
У меня предки тоже Грушины из
У меня предки тоже Грушины из Плёса моя бабушка Грушина Прасковья Ивановна 1901греё отец Иван Николаевич Грушин 1867гр Может родственники?
Я являюсь праправнучкой
Я являюсь праправнучкой священника Димитрия Шишокина. Он служил в храме с. Тихий Плес настоятелем с 1903 по 1913гг. Хотелось подробней узнать о селе, ее жителях.
инфа про село
особо информации про село нет, вот все что нашлось - все в статье.
Вероятно, еще есть инфа в архивах, но это надо специально искать...
уважаемые жители села -
оставляйте свои координаты -
вноятно, есть ваши знакомые, кто захочет с вами связаться!
Тихий Плес2
Здравствуйте! Прочитала, что Вы праправнучка священника с.Т.Плес. Так это же очень интересно. Возможно, Вы слышали рассказы о том времени от старого поколения? Может быть, есть что-то интересное? Мой прадед Тюнегин Михаил Никонорович, 1871 г.р., родился в этом селе. И там был большой род с этой фамилией. Правда, пока не знаю, кто кому кем приходился. Большое спасибо!
Родина Караевых-Тихий Плес
Здравствуйте!Мой отец-Караев Алексей Иванович родился в 1926 г.Откликнитесь те,кто его знал в детстве.Спасибо
Отправить комментарий