Татары (происхождение, обычаи, традиции, праздники)

 Команда Кочующие - татары

 

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.

Статья Сергея Карпеева про татарский народ.

Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские, иногда выделяют также польско-литовских татар. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год). Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.

 

            ПЕРЕЧЕНЬ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ В КАЗАНИ И ОКОЛО ГОРОДА ДЛЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОСЕЩЕНИЙ, А ТАКЖЕ СТАТЬИ ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:    

 

Статья про параньгинских татар - тут!  

Самая высокая точка Татарстана - тут!

Общая статья про город Казань - тут!

Про районы и населенные пункты Татарстана - тут!

Статья про республику  Татарстана- тут!

Статья про историю Булгар - тут!

Статья про татарскую свадьбу - тут!

Статья про татарскую кухню - тут!

Статья про татарский праздник Нардуган - тут!

Статья про татарскую одежду - тут!

Статья про мечети Татарстана - тут!

Статья про композитора Салиха Сайдашева - тут!

Статья про самых красивых девушек татарок - тут!!!

Статья про татарские сказки - тут!

Статья про приметы и поверья татар - тут!

Статья про тенгрианство - древняя религия тюрков - тут!

Статья про крещенных татар - тут!

Статья про татарские мифические существа  - тут!

Статья про татарский праздник Сабантуй - тут!

Статья про татарские священные рощи - тут!

Статья про природу  Татарстана - тут!

Статья про историю ислама у татар - тут!

Статья про географию Республики Татарстан - тут!

Статья про историю Татарстана - тут!

Статья про древние дороги Казанской губернии - тут!

Статья про исторические мусульманские святыни города Казани - тут!

Статья про ханские сокровища и легенды - тут!

Статья про Казанский кремль - тут!

Легенды, предания и тайны Казани - тут!

Болгарский музей-заповедник - тут!

Мечети Нижнекамского района РТ- тут!

Географический центр Татарстана - тут!

Булгарское городище Кашан - тут!

Статья про ханское кладбище - тут!

Статья про Кирменское городище - тут!

Статья про булгарское городище Ошель - тут!

Про древние города Булгарского и Казанского царств - тут!

Джукетау - булгарский город на берегу Камы - тут!

Древнее городище Сувар - тут!

Иске-казанский музей-заповедник - тут!

Древний булгарский город - Биляр - тут!

Тукай-Кырлай - родина Г.Тукая - тут!

Самые известные татары - тут!!!

 

 

                                                           булгарский  воин      

 

    Герой Советского Союза и татарский поэт - Муса Джалиль      

 

История этнонима                                        

Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

 

                        МУЗЕЙ ТУКАЯ В ДЕРЕВНЕ  КОШЛАУЧ - НА РОДИНЕ ВЕЛИКОГО ПОЭТА               

 

Ранняя история

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к III—IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V—VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII—VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли булгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в IX—X веке создали государство — Булгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний (восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана), Волжская Булгария была окончательно захвачена монголами. Булгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось.

 

В XIII-XV веках, когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая трансформация языка и культуры булгар.

 

Формирование

В XV—XVI веках происходит формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари, касимовские татары, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных татар), астраханских, сибирских, крымских и других). Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века — русской культуры.

                                            Гаяз   Исхаки                                                                                      

 

Этногенез татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

булгаро-татарская теория

татаро-монгольская теория

тюрко-татарская теория.

Продолжительное время наиболее признанной считалась булгаро-татарская теория.

В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория.

 

                         ПРЕЗИДЕНТ РФ  МЕДВЕДЕВ И ПРЕЗИДЕНТ РТ МИННИХАНОВ  

 

                    И.ШАРИПОВА -  ПРЕДСТАВЛЯЛА РОССИЮ НА  МИСС МИРА - 2010     

 

Субэтносы

Татары состоят из нескольких субэтносов -  Самыми крупными из них являются:

 

Казанские татары (тат. Казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

(ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО КАЗАНЬ - ТУТ).

Татары-мишари (тат. Мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.

Касимовские татары (тат. Кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

Сибирские татары (тат. Себер) — одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на восточном диалекте татарского языка.

Астраханские татары (тат. Әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Астраханского ханства.

Татары-тептяри (тат. Типтәр) — этносословная группа татар, известная в Башкортостане.

 

                       одежда  булгарских  девушек                                                  

 

Культура и быт

Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают определенную близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта. Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.

 

Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

                                       Сабантуй у параньгинских татар                   Деревня Портчара, праздник Сабантуй

 

 Образование

У татар есть школьное образование на татарском языке. Ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, ОВС, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное образование в некоторых факультетах казанских вузов, и в детских садах. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у татар с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР. До этого роль образовательных учреждений выполняли медресе. 

 

                                     Хади  Такташ                                                                    

 

 

Национальная одежда:                                                                         

Татарский костюм

 

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

                  ПРАЗДНОВАНИЕ  НИКАХА - ОБРЯД БРАКОСОЧЕТАНИЯ У ТАТАР       

Праздники и обряды

Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте — весна, начало яровых; печән өсте — лето, время сенокоса. Этнограф Р. Г. Уразманова на обширном этнографическом материале делит обряды татар на две неравные группы: весенне-летний и зимне-осенний циклы.

 

 Весенне-летний цикл

Обряды и праздники проводимые до сева.

Сабантуй

Обряды, связанные с началом сева.

Обряды и праздники проводимые после сева. Джиен.

Осенне-зимний цикл

В отличие от весенне-летних он не имеет чёткого деления, так как не привязан к народному календарю, а точнее к земледельческому быту. Р. Г. Уразманова выделяет такие особенности данного сезона:

 

Помочи.

Помощь при проведении особо трудных работ. Особенно это было заметно при обработке зарезанных гусей — каз өмәсе, куда приглашались люди, даже если в этом не было необходимости.

 

Святки.

Период зимнего солнцестояния. Нардуган.

Встречался повсеместно в Поволжье, у татар был распространён у кряшен и мишарей. Особым элементов этих праздников были гадания.

1 января. Новый год.

Данный праздник встречался лишь эпизодически.

Масленица.

Один из самых распространённых праздников у кряшен.

 

         ГАЛИАСКАР   КАМАЛ  -  ТАТАРСКИЙ ДРАМАТУРГ                                                             

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах – джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок.

 

Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в том числе нагайбаков), которые были обращены в XVI—XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты.

 

                             СЕМЬЯ  КАЗАНСКИХ  ТАТАР                                                                

 

Обряды татар при рождении ребенка

Рождение ребенка сопровождалось целым рядом обязательных обрядов, имеющих как чисто ритуальное, так и практическое значение. В конце XIX – начале XX в. в большинстве случаев роды принимали повивальные бабки – эби (дословно – бабка), бала эбисе (повитуха), кендек эби (дословно – пупочная бабка). Случаи рождения детей в доме при помощи повитухи были еще довольно частыми в 40-50-е годы XX в. Занятие повитух называли эбилек. Но в случае острой необходимости и за отсутствием эби роды могли принимать и ближайшие старшие родственницы роженицы.

 

                                                    СУ АНАСЫ  -  ВОДЯНАЯ               

 

Как только ребенок появлялся на свет, повитуха, отрезав и завязав пуповину, обмывала младенца и заворачивала его в нательную рубаху отца. Считалось, что это помогает установлению прочных отношений взаимного уважения и любви между отцом и ребенком. Затем совершался ритуал авызландыру (смысл. дать отведать). Для новорожденного делали подобие соски – в тонкую ткань заворачивали комок разжеванного с маслом и медом хлеба и давали пососать. Иногда просто обмазывали рот ребенка маслом и медом или медовым раствором – зэмзэм су. Обряд сопровождался традиционными пожеланиями счастья, здоровья, способностей, благосостояния новорожденному.

На следующий день устраивали бябяй мунчасы (досл. – детскую баню). После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой мамаше и искупать младенца.

 

 

Спустя несколько дней в доме, где родился ребенок, устраивали обряд исем кушу (имянаречения). Приглашали муллу и гостей – мужчин из числа родственников и знакомых семейства. Мулла открывал обряд традиционной молитвой, затем к нему подносили на подушке ребенка, и он обращался к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывал на ухо младенцу азан (призыв к молитве для правоверных мусульман) и произносил имя новорожденного. Имена детям подбирали, как правило, муллы, имевшие специальные календари – именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым – выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.

К древним общинным традициям татар относится обряд угощения бябяй ашы (мае). В продолжение нескольких дней подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения, а иногда и подарки. Бябяй ашы (мае) существует и сейчас

 

 

 

Народные праздники

У каждого народа есть свои национальные праздники. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм. Учёные считают, что это слово означает «весенняя красота», «весеннее торжество». 

Религиозные праздники называются словом гает или байрам (Ураза-байрам (Рамазан) — праздник поста и Корбан-байрам — праздник жертвы). Мусульмансике праздники у татар – мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвовуют все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовят дома угощения. В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан-байрам — праздника жертвы старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться.

 

Боз карау

По старой-престарой традиции татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первый бэйрэм — «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу — «смотреть лёд», боз озатма — проводы льда, зин киту — ледоход.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители — от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни.                                             

Янгер яу

Однажды ранней весной дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения!

Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. А после такого пиршества дети играли, обливались водой.

 

Кызыл йоморка

Через некоторое время наступал день сбора крашеных яиц. Жителей села о таком дне предупреждали заранее и хозяйки с вечера красили яйца — чаще всего в отваре луковой шелухи. Яйца получались разноцветными — от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета. Кроме того, в каждом доме пекли особые тестяные шарики — маленькие булочки, крендели, а также покупали конфеты.

Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы «двор не был пустым», то есть чтобы много на нём было живности.

Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: «Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете!» Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами.

 

Сабантуй

Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.

Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан – плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

 

В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту – победителю в национальной борьбе или в скачках. А молодые люди ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.

На время сабантуя избирался совет из уважаемых аксакалов – к ним переходила вся власть в деревне, они назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Развлечений на сабантуе великое множество. Главное – это, конечно же, национальная борьба курэш. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни. Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель курэша – абсолютный батыр – получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором, холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.

Традиционные соревнования сабантуя:

- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!

- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну. Под силу только настоящим эквилибристам!

- Выжимание двухпудовой гири.

- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок. Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.

- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней – сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!

- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.

И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений: эчпочмак, бишбармак, чак-чак, балиш, пярямяча.

После общего сабантуя на майдане веселье продолжается в домах – и обязательно приглашают гостей, ведь праздник без гостей у татар считается признаком необщительности.                                    

 

 

    САЛИХ САЙДАШЕВ - КОМПОЗИТОР  

 

Антропологические типы татар

Наиболее значительными в области изучения антропологии поволжских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929—1932 годах[27]. В частности, летом 1932 года совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе — 146 татар и 103 кряшен, в Чистопольском районе — 109 татар, 121 кряшен и 122 мишарей. Везде были исследованы мужчины в возрасте от 20 до 65 лет.

 

              ЗАВОЛЖСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВАЛ - СВЕРХСООРУЖЕНИЕ  ДРЕВНЕЙ БУЛГАРИИ             

 

Работы производились:

Арский район — селения Купербаш, Казанбаш, Мендюш, Кукча-Верзи и Большие Верзи.

Елабужский район — селения Морты (татары), Верхний Шурняк (кряшены), Черкасово (кряшены).

Чистопольский район — селения Нарат-Илга (мишари), Сосновый ключ (кряшены), Бахта (кряшены), Багана (татары), Акбулатово (татары), Чувашский Елтань (кряшены, татары), Крещеный Елтань (кряшены), Татарский Елтань (мишари), Муслюмкино (мишари).

Работы были произведены по программе разработанной Антропологическим институтом, а все измерения были произведены по инструкции, изданной под редакцией В. В. Бунака.

 

Антропологические исследования по небольшой выборке  выявили в 1947 году  у поволжских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного. Всего было обследовано 269 татар, у 90 человек выявлен темный европеоидный — понтийский тип (33,5 %), у 74 человек — светлый европеоидный (27,5 %), у 66 человек — сублапоноидный (24,5 %), лишь у 39 человек присутствует монголоидный тип (14,5 %). Доля монголоидов различалась у субэтнических групп татар: доля кряшенов с монголоидным типом составила около 8 %, у мишарей — 11 %, а у собственно татар эта доля превышала 19 %.

 

 

 

 Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.

Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.

Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.

Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.[30]

 

В отличие от волго-уральских и астраханских татар, сибирские татары, будучи в антропологическом плане крайне неоднородны, частью по своему физическому облику приближаются к южносибирскому типу большой монголоидной расы.

 

                                               ТАТАРЫ - МЕЩЕРЯКИ         

 

 Расселение татар в России

В Татарстане проживает около 36 % всех татар, живущих в России, остальные рассредоточены по всей России. Самый малонаселенный татарами регион России — Ингушетия, где их всего насчитывается 151 человек. Ниже представлены тридцать регионов России, расположенных по в порядке убывания проживающего там татарского населения:

 

Регион Общее          число татар    Процент татар

Татарстан                    2 000 116           52,92

Башкортостан                 990 702           24,14

Челябинская область      205 087           5,69

Ульяновская область       168 766          12,20

Свердловская область     168 143           3,75

Москва                            166 083            1,6

Оренбургская область     165 967            7,61

Пермский край                136 597            4,84

Самарская область           127 931           3,95

Удмуртия                         109 218            6,96

Ханты-Мансийский  АО      107 637          7,51

Тюменская область           106 954           8,07

Пензенская область            86 805           5,97

Астраханская область         70 590           7,02

Саратовская область           57 577           2,16

Московская область             52 851           0,8

Кемеровская область           51 030          1,76

Нижегородская область       50 609          1,44

Омская область                   47 796           2,3

Мордовия                            46 261          5,21

Красноярский край               44 382          1,5

Кировская область                43 415          2,89

Марий Эл                              43 377         5,96

Чувашия                                36 379         2,77

Санкт-Петербург                   35 553         0,76

Волгоградская область          28 641        1,06

Новосибирская область         27 874        1,04

Ямало-Ненецкий АО              27 734        5,47

Иркутская область                 26 966        1,1

Краснодарский край              25 589         0,5  

 

 

                                             ОСТАТКИ  ХАНСКОГО  МАВЗОЛЕЯ В КРЕМЛЕ                   

 

Общественно-политические движения 1980—1990-х годов     

На конец 80-х годов XX века приходится период активизации общественно-политических движений в Татарстане. Можно отметить создание Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), первый президент M. Мулюков, отделение партии «Иттифак» — первой некоммунистической партии в Татарстане, во главе которой встала Ф.Байрамова.               

 

         В.В. ПУТИН  ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО В ЕГО РОДУ БЫЛИ ТАТАРЫ!!!           

 

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:            

http://www.photosight.ru/photos/

http://www.ethnomuseum.ru/glossary/

http://www.liveinternet.ru/

http://i48.servimg.com/

Википедия.

Закиев М.З. Часть вторая, Первая глава. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2002.

Татарская энциклопедия

Р. К. Уразманова. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, Дом печати 2001

Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949, С.145.

Татары (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001. — С.36.

http://firo04.firo.ru/

http://img-fotki.yandex.ru/

http://www.ljplus.ru/img4/s/a/safiullin/

http://volga.lentaregion.ru/wp-content/

   _

 

Комментарии

аватар: Кэп

кстати...

совсем забыл про Чулпан Хаматову!!!

это, одна из известных у нас татарок!

Она наша давняя знакомая - училась в КФЭИ в Казани,

 Чулпан была также свидетельницей на свадьбе у нашего легендарного Штурмана Арчи в далеком 1995 году!

у меня даже есть её фото со свадьбы!

тогда её ещё никто не знал!

Несколько раз мы её приглашали в наши походы, но, увы, времени на это у Чулпан не было - а жаль!

 

аватар: Кэп

в тексте...

в текст внесены дополнения и новые ссылки на татарские статьи!

пока это самая популярная статья в разделе Татарстан!

аватар: Гость Муса

Интересная статья

Интересная статья, спасибо зур итеп. Но многое из подлинной истории татар еще остается "за кадром". Потому что, к сожалению, все еще и “татарские лидеры и интеллектуальная элита”, так и "вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную "Историю татар", все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа. Дамир Исхаков, с которым я знаком и не раз разговаривал с ним, - один из немногих ученых, солидарных с Вашей позицией в определении происхождения и истории татар. Но он не выстрадал эти познания, особенно, в отношении Чингиз-хана, как Вы, а только согласен с Вами" (Рафкат Галими, из письма независимому татарскому историку Г.Р. Еникееву), см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3

Как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, "подлинная история татар,народа во всех отношениях исторического, еще не написана". Но после этого, в 2005-20013 гг., вышли статьи и книги независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р Еникеева.

Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».

Читайте отзывы Рафката Галими и других татарских мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/

Там же главы из книг и статьи Г. Еникеева.

В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар".

В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.

Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ

Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website:
http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17

аватар: Кэп

спасибо за ссылки!

спасибо за ссылки! обязательно поглядим и прочитаем!
тема конечно неисчерпаемая, и многосложная...
знаний у нас не хватает...
но обзор истории татар всё же постараемся тут сделать.

аватар: Кэп

Татаризация Башкортостана!

Муртаза Рахимов прокомментировал проводимую в республике национальную политику, в частности, он высказался о высокой опасности "татаризации" Башкортастана. Об этом экс-президент заявил в интервью Lenta.ru.
- Мы же и по языку, и культуре, обычаям очень близки. У нас почти 99,9 процента слов одинаковые. Много смешанных браков: многие на татарках женаты, многие на башкирках женаты. Правда, они, конечно, религиознее. Но мы и раньше ревностно относились друг к другу в отношении развития. Мы негласные соцсоревнования устраивали, чтобы у нас лучше было. Ну, по хоккею, я говорю: "Можно всем проиграть, только не татарам", - заявил Рахимов.
Отношения между республиками дружеские, подчеркнул экс-президент.
- Правда, сегодня у нас в республике началась татаризация, – заявил он. – Это очень опасно. Это две крупные республики, но по населению татар в стране, конечно, больше в три раза, и отличаются они по многим вопросам. Взять песни – у нас песни протяжные, у них короткие. И у них более-менее сохранилось желание отделиться. Они сейчас преподносят, что Казань – это вторая столица России. У них сейчас отношения со многими странами очень наладились. А у нас самый близкий брат – это все равно, русский. Мы всегда всем это говорим. Я не зря Медведеву говорил, надо русского сюда. Так исторически сложилось, что башкиры с русскими всегда общий язык находили.

аватар: Гость Муса

Как совершенно верно

Как совершенно верно выразился выдающийся татарский и российский ученый с мировым именем, доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, "подлинная история татар,народа во всех отношениях исторического, еще не написана". Но после этого, в 2005-20013 гг., вышли статьи и книги независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р Еникеева.

Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».

Читайте отзывы Рафката Галими и других татарских мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/

Там же главы из книг и статьи Г. Еникеева.

В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар".

В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.

Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ

Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website:
http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17

аватар: Джамиля

Здравствуйте! Напишите

Здравствуйте!

Напишите пожалуйста традицию купания или как там 40 дней ребенка

аватар: Кэп

если найдем...

если найдем достаточно материала - то конечно напишем!

аватар: Виктор

svictor.ru

У татар традиция несколько видоизменилась. В этот праздник жители одних деревень становились гостями других. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой тушки вяленых гусей. Приезжали на украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Под вечер организовывали общий ужин.

аватар: Виктор

svictor.ru

Осенний цикл обрядности включал в себя семейный праздник Саламат, проводившийся после сбора урожая курдакско-саргатскими татарами. Название праздника связано с названием каши, которую употребляли в этот день - саламат. Саламат отмечался обычно в рамках одной семьи. Женщины накрывали стол, готовили выпечку и кашу из пшеничной муки на молоке - саламат. Затем семья собиралась за столом. Нередко приглашали родственников и пожилых людей и пили чай.

аватар: Гость

отлично

отлично

аватар: Эля

Татары все такие разные, и

Татары все такие разные, и узкоглазые, и голубоглазые, и скуластые- очень интересно было узнать о типах и характеристиках

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru