Князь Акпарс

Акпарс — сотенный князь горных черемис, активный сторонник вхождения горной стороны в состав русского государства.
Годы жизни и смерти доподлинно неизвестны.
Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540—1550-х годов проявил себя как дальновидный политик и дипломат, так, в 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять в подданство.
  Летом 1552 года во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань.
   

СТАТЬЯ ПРО ГОРНЫХ МАРИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Происхождение марийского народа - тут!

  
ИЗ ИСТОРИИ ГОРНЫХ МАРИ
В середине XVI в. в исторической судьбе горных марийцев, как и всего марийского народа произошел крутой перелом, связанный с присоединением марийских земель в состав Российского государства. Стремясь освободиться от власти казанских ханов и положить предел военным разорениям, горные марийцы совместно с чувашами в декабре 1546 г. направили в Москву делегацию во главе с сотником Тугаем к царю Ивану Грозному с просьбой принять под свое подданство. Марийские послы были торжественно приняты и одарены драгоценными подарками.

Царь согласился принять "горных людей" в состав своего государства. В свою очередь военные отряды горных марийцев обязаны были присоединиться к русскому войску и принять участие в завоевании Казани. Летом 1551 г. горные марийцы, возглавляемые своими князьями-предводителями Акпарсом, Аказом, Ковяжем, Яныгитом, Токсубаем и Тохпаем принесли московским воеводам в Свияжске совместно с чувашами и мордвой клятву на верность русскому царю. Согласно русским летописям, тексту "Казанской истории", историческим преданиям, в походе на Казань и его взятии приняли участие вооруженные отряды и горных марийцев.
 
Мирный характер присоединения земель горных марийцев во многом предопределил будущее их административно-территориальное устройство. Московская администрация сохранила в середине XVI в. устоявшееся разделение коренного населения по "сотням" и "пятидесятням" с именами возглавлявших их авторитетных предводителей. Наибольшая площадь приходилась на Акпарсову сотню. На Горной стороне в се состав входили ясачные деревни-общины Цонибекова, Чермышева, Пинель Пернянгаш, Чортакова, Кадышева, Коптякова (Шапкила), Большая Юль Шудермара, Другая Юль Шудермара, Юль Шудермара, Юль Кушерга, Юнга Кушерга, Большая Юнга, Юнга Пернянгаш, Шудермара, Кого Шудермара, Другая Шудермара, Большая Шурмара, Другая Шурмара, Сиухина, Ямолина, Алмандаева, Салмандаева, Карамышева, Караева, Шалтыкова, Первая Шошмара (Емангаш), Третья Шошмара (Крайняя Шошмара), Другая Шошмара (Средняя Шошмара), а на Луговой стороне - деревни Большая Арда и Малая Арда. В Аказиной сотне на Горной стороне числились деревни Аказина, Большая Яктерля (Аказина), Вторая Яктерля (Аказина), Третья Яктерля, Виловатый Враг, Большая, Средняя и Малая Паратмара, Кожланангер, Другая Кожланангерская, Апшат Пеляк, Другая Кузнецовская, Кузнецова (Апшат Пеляк), а на Луговой стороне - деревни Ермучаш и Кильдеяры. Марийско-чувашская Кобяшева сотня полностью располагалась в Правобережье и включала марийские деревни Большие, Средние и Малые Кожважи, Кожваж-Юльялы, Большие и Малые Юльялы. Токсубаева сотня размещалась на Левобережье и состояла из деревень - Тоганашева, Кукшары, Еникеева, Шудуганы, Кромка, Икша, Юркина. Восточнее Токсубаевой сотни находилась Тохпаева пятидесятая и включала деревни - Первая и Старая Рутка, Кумья, Ошараши, Вторая и Третья Ошараши. Некоторые из селений этой пятидесятой отстояли от устья Ветлуги вверх по се течению на 120 км. Яныгитова пятидесятая располагалась на Горной (деревни Горная Кушерга и Другая (Горная) Куплонга) и Луговой (деревни Ахтаева, Карачюрина, Келемары, Мадары, Большая Куплонга, Луговая Кушерга) сторонах. Границы расселения горных марийцев на Горной стороне охватывали междуречье рек Сура и Большая Сундырка, а на Луговой стороне их поселения размещались в бассейнах рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат, других речек и озер.
 

                                               памятник князю Акпарсу     


С основанием в 1583 г. города Козьмодемьянска все горномарийское население оказалось в составе обширного Козьмодемьянского уезда, что свидетельствовано об учете властями этнических особенностей горных марийцев (русские источники в середине XVI в. впервые их назвали "горной черемисой"), связанных единством происхождения, языка, культуры, месту проживания, взаимного тяготения друг к другу различных сотен и пятидесятен. Традиционные "земляческие" группы сохранились вплоть до конца XVIII в., когда вместо сотен и пятидесятен было введено волостное деление. В ходе губернской реформы из Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в состав Васильсурского уезда Нижегородской губернии из Акпарсовой сотни в 1779 г. отошли деревни Шалтыково, Емангаши, Средние и Крайние Шешмары, а из Токсубаевой сотни - левобережные деревни Икша, Кромка, Котиком, Пекшеево, Кузьмино. В Макарьевский уезд этой же губернии были переданы деревни Большая, Крайняя, Средняя и Малая Ошараши Тохпаевой пятидесятни. В 1797 г. сюда же перешли вышеназванные селения левобережья Васильского уезда. С учреждением в 1780 г. Вятской губернии в Царевосанчурском уезде оказались деревни Шудуганская Токсубаевой сотни, Большая и Малая Келемары Яныгитовой пятидесятни. С упразднением в 1797 г. Царевосанчурского уезда эти три поселения отошли в состав Яранского уезда Вятской губернии. Так, в конце XVIII в. горномарийское население было разделено между четырьмя уездами. Но основная его масса, как и раньше, оставалась в Козьмодемьянском уезде.
Состав населения Козьмодемьянского уезда в современных границах района после присоединения был представлен исключительно горными марийцами. С построением на земле Акпарсовой сотни города-крепости Козьмодемьянска появилось постоянное русское население из числа приказных людей воеводской администрации, духовенства, стрельцов, ямщиков и посадских людей. В конце XVI-XVII вв. русскими крестьянами, холопами и другими беглыми людьми были основаны села Троицкое (совр. Троицкий Посад), Покровское, Сумки и Коротни (Ахмылово), деревни Копани, Болониха, Гаврениха, Данилиха, Сосновка, Красногорка, Рутка. Владельцами этих русских приволжских селений были суздальский (с 1671 г. нижегородский) архиереи, Спасо-Юнгинский монастырь (осн. в 1625 г.). Жители села Троицкое по "тяглу" относились к Козьмодемьянску. Новокрещеные служилые марийцы и чуваши села Владимирское, позднее обрусевшие, несли военно-походную и погранично-сторожевую службу. В XVIII в. появились русские деревни Руткинская Грива и Вякшлап.
 

 
Память
Аркадий Крупняков. Исторический роман «Марш Акпарса» (1978);
Сергей Николаев. Драматическая повесть «Акпарс»;
Ким Васин. Повесть «С вами, русичи!»;
Анатолий Пушков. Картина «Марийские послы у Ивана Грозного»;
Анатолий Луппов. Сюита «Сыны Акпарса»;
кинотеатр «Акпарс» (г. Козьмодемьянск), в последние годы не функционирует.
 
бронзовая скульптура «Акпарсу». Скульпторы: Анатолий Ширнин, Сергей Яндубаев. Скульптура расположена в Горномарийском районе на трассе Р173 «Большой Сундырь—Волга», возле Картуковского поворота. Акпарс изображён стоящим, одной рукой играет на гуслях, а другой приветствует свой народ. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя Акпарса и русского царя Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки.
  


ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ ПРО АКПАРСА
Аказ Тугаев - настоящее имя горномарийского сотного князя Акпарса, сподвижника Ивана Грозного, отличившегося при взятии Казани в 1552-м году. Он командовал Горным полком, в котором сражались горные мари, чуваши, мордва. Стяг горного полка, по некоторым данным, представлял белое полотнище с восьмиконечным православным крестом посередине (Акпарс был сознательно крещен в православие) и марийским орнаментом по краям.
Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую (серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным - орла) жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.
 
На Коркатовском повороте дороги в Горномарийском районе республики Марий Эл то и дело тормозят машины. Люди выходят наружу, направляясь к небольшому, бронзовому постаменту и прикладывают ладони к изображению двух человеческих фигур. Таким образом путешественники просят благословения и удачи у двух великих правителей — русского и марийского.

Русский князь на памятнике — Иван Грозный, великий государь Московский и Всея Руси, покоритель Западной Сибири и области Войска Донского, Башкирии, земли Ногайской Орды, Астраханского и Казанского ханств, и прочая, и прочая, и прочая. Прямо перед ним на памятнике изображен человек, благодаря которому, по преданию, и было завоевано Казанское ханство. Это великий марийский горный князь Изима, но в историю он вошел под другим именем — Акпарс.
 
Акпарс для марийцев — один из главных национальных героев. Личность окруженная легендами хоть и существовавшая в реальности. Он правил горными мари (тогда их называли черемисами) во времена Золотой Орды. Быть под гнетом жестоких татаро-монгол марийцам, прямо скажем, не нравилось. Изима, которого называли также Белым князем, стремился освободить свой народ от ига захватчиков, для чего и пошел на сделку с Иваном IV. Он помог русскому царю взять татарскую крепость ОролКырыкСалымхала, для чего пошел на веонную хитрость. Войска Ивана Грозного не могли подступиться к укреплениям противника. Изима же пообещал защитникам крепости, что поможет им с продовольствием. Татары поверили марийскому князю, а зря. В телегах вместо еды оказались русские солдаты с пищалями и саблями.
 


В следующий раз Изима предложил свою помощь во время Казанской осады. И здесь проявились не только выдающиеся воинские способности Изимы, но и его музыкальный талант. По одной из легенд, предводитель марийцев предложил сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые были поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Русские сделали еще один подкоп с другой стороны. Но свечи в подкопе Изимы горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв, запланированный Изимой, в обещанное время не прогремел.
Иван Грозный тут же заподозрил марийского воеводу в измене и, в лучших традициях того времени, тут же схватился за саблю, чтобы рубить тому голову. В этот, без сомнения, драматический момент свечи, наконец, догорели и стены Казани с грохотом пали.
 
Иван Грозный сменил гнев на милость: жаловал князя и его воинов подарками, а самого Изиму впредь велел звать Акпарсом. Что же касается марийского народа в целом, то царь вручил Акпарсу грамоту, в которой велел марийцев "не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст". С уплатой, правда, исторически не сложилось — из рук предприимчивого Акпарса грамота об уплате налогов куда-то таинственно исчезла...
С тех пор прошло пять веков, но марийцы не забыли своего Белого князя. Каждый год 26 апреля в Марий-Эл празднуют день Национального марийского героя и имя Акпарса в этот день называют одним из первых. Он сделал очень многое для добровольного присоединения горных марийцев к государству российскому на условиях сохранения ими своей культурной самобытности.
 
В 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. Самому князю уже в 21 веке поставили памятник на правом берегу реки. Акпарс изображен на нем безоружным — в одной руке он держит гусли, а другой приветствует свой народ. Этим мудрый марийский князь напоминает людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта.
    

Марш Акпарса
Миклай Казаков
 
Перевод на русский язык Семёна Олендера (1907 - 1969, г. Одесса)
 
В тёплый вечер мая к Волге я шагаю,
И кругом родные сёла предо мной.
Слышу, раздаётся песня боевая,
Близок мне и дорог звук живой.
 
Под рукой искусной зазвучали гусли,
Девушки играют, девушки поют
Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской
Под Казанью эту песню пел в бою.
 
Всё звончей, чудесней звуки этой песни!
С ними уношусь я в древние года,
Словно я с Акпарсом легендарным вместе
Штурмовал твердыню ханского гнезда.
 
Словно был я рядом с нашим старшим братом – 
Воином России, чтобы хану мстить,
Словно я с Акпарсом и в посольстве – рядом,
Чтоб в Москве народу с честью послужить.
 
Красотой сияя, девушки играют,
Повторяют песню славы боевой,
Песню об Акпарсе, о родимом крае,
О великой силе дружбы вековой.
 
Струны золотые, как в года былые,
Об Акпарсе славном до сих пор поют,
Эту песню дружбы времена седые,
Словно эстафету, нам передают.
 
Под рукой умелой песня зазвенела,
Вот и сердце вместе с гуслями поёт.
О могучих предках, о героях смелых
Помнит наш свободный трудовой народ!
 1946 г.
   


 
МОГИЛА АКПАРСА
ХОЛМИК НАВЕРХУ
Мы спускались на машине с картуковского косогора в сторону Елас, и взору, как всегда, открылся потрясающий вид. Запруженная Малая Юнга, до самых краев заполнившая овраг, купала в своих водах плывущие по небу облака. Голубое небо, голубая лагуна под ним. Лодка с двумя рыбаками, сверху кажущаяся крохотной, подчеркивала величавость пейзажа. Мне давно хотелось снять эту красоту не с дороги, а с самого верха.
Я попросил остановить машину, и мы с директором Горномарийской централизованной клубной системы Леонидом Кубековым стали взбираться по крутому склону в гору. Впереди среди молодых сосенок вдруг возник белый прямоугольник то ли флага, то ли герба. «Что это там такое?» – спросил я. «Ты разве никогда не был здесь? – удивился мой провожатый. – Это могила Акпарса». Мысли о красивых пейзажах мгновенно вытеснило желание увидеть достопримечательность.
Мы поднялись на самый верх. Могила Акпарса – небольшой холмик, на котором установлена массивная глыба из белого мрамора. Над камнем на шесте возвышается герб горномарийской земли – белый барс. Сочетание валуна и геральдического символа не случайно: имя Акпарс происходит от татарского «ак» – белый, чистый, светлый и тюркского «барс» – барс.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГЕРОЙ
Кто не знает Акпарса в нашей республике? Он – легендарный герой марийского народа, прославивший себя как дальновидный и умный политик, наиболее авторитетный представитель горных черемис. Имена Акпарса и его сподвижников сохранились не только в народных преданиях, но и в письменных исторических источниках. Именно Акпарс привел марийский край к воссоединению с русским государством. Годы его жизни и смерти доподлинно неизвестны. Согласно народным преданиям, сотный князь родился в самом начале XVI века и умер во второй половине этого же столетия. Похоронили героя на родине со всеми почестями.

Я поинтересовался, каким образом удалось установить место захоронения героя. Леонид Зиновьевич, ничуть не смутившись, ответил, что это не надмогильный камень, а своего рода символ, однако место его установки выбрано не случайно. На пригорке близ села Картуково археологи еще в конце прошлого века обнаружили старинный языческий могильник. От деревни Нуженалы, родины Акпарса, он находится через речку Малая Юнга, а в старину места захоронения обычно устраивались на другом берегу реки от места проживания. По поверьям народа мари, потусторонний мир находится под землей за морем, куда текут все реки, что уносят души умерших. Предполагалось, что умершие собратья время от времени навещают в деревне своих родных. Очнувшись в воде, они возвращаются обратно и не мешают живым.
У каждого поселения был свой погост. Расположение Картуковского могильника, разнообразие и богатство вещей, найденных учеными в погребениях, указывают на знатность здешнего рода и его особый статус. Так по общему согласию, взвесив все «за» и «против», было выбрано место для памятного знака. И, как считают местные жители, с этого пригорка князь Акпарс и нынче оберегает родную Горномарийскую землю.
Мне уже приходилось видеть символические захоронения. В Башкирии, в марийском селе Чураево, есть могила писателя Яныша Ялкайна, репрессированного в 1938 году. Где конкретно он похоронен – на Бутовском полигоне или в одном из лагерей ГУЛАГа – никто не знает, но родные приходят поклониться маленькому холмику на местном кладбище. По языческому обычаю, вместо креста у захоронения установлен длинный шест с изображением кукушки, символом печали и утраты.
  

                                                   почитаемая могила Акпарса


ЗНАК ОТ ПРИРОДЫ
Возможно, я бы критически воспринял «обнаружение» места упокоения Акпарса, с сомнением толковал бы и близость родины героя, и расположение могильника через речку от Нуженал, и богатство захоронений. Если бы… Если бы не море ромашек, которые волнами колыхались у подножия мраморной глыбы. Словно соглашаясь со сделанным выбором и отдавая дань памяти своему герою, родная земля раскинула у его могилы роскошный ромашковый ковер, добавив «белому барсу» белого цвета. Если уж природа подает знак, Акпарс точно лежит в этой земле.
Как тут не поверишь?
  

  

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 

Статья краеведов про народ мари - тут!

Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!

Общественный быт и обряды марийского народа - тут!

Традиции пчеловодства у марийцев - тут!

Родильные приметы и обряды народа мари - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Статья про географию Марий Эл - тут!

Марийский герой и целитель - Акпатыр - тут!

Статья про Сернурский район Марий Эл - тут!

Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!

Статья про татарских мари - с. Починок Кучук - тут!

Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!

Моление в Дубовой роще - тут!

Путешествие и сплавы по марийским рекам - тут!

Марийский князь Мамич-Бердей - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

Предания и легенды про Овду - тут!

История и археология ветлужских марийцев - тут!

Похоронные обряды народа мари - тут!

Пульсодиагностика и аккупунктура в марийской медицине - тут!

Легенда про марийского князя Болтуша - тут!

Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!

Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!

Марийский национальный костюм - тут!

Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!

Марийский эпос Юпу - Дерево  богов - тут!

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Акпарс. Сайт «Марийская история в лицах». Проверено 4 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года.
 Требушкова О. А., Свечников С. К. История Марийского края в живописных полотнах (на примере исторической экспозиции Национального музея республики Марий Эл им. Т. Евсеева). Вестник Марийского государственного университета. № 4. 2015 г.
https://www.marpravda.ru/news/religiya/v-gornomariyskom-rayone-chtut-mogilu-akparsa/
Акпарс // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 217. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
Айплатов Г. Н., Сануков К. Н., Мочаев В. А. Акпарс // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — 2-е изд. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2017. — С. 16. — 606 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905314-35-3.
Достопримечательности Марий Эл
Козьмодемьянский Музейный Комплекс Вконтакте.

 

ВложениеРазмер
Князь Акпарс93.97 КБ
Князь Акпарс41.03 КБ
Князь Акпарс598.31 КБ
Князь Акпарс501.86 КБ
Горные мари426.25 КБ
Горные марийцы156.01 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.