Марийские предания про Онаров (Великанов)

 

 

Марийцы любят и знают великое множество легенд и преданий, которые заботливо берегут и передают из поколения в поколение. Какие из них передают достоверные события, а какие являются вымыслом древних сказителей — не так уж важно! Главное, что и современного человека в наш век технократии не оставляет равнодушным и, как сотни лет назад при свете лучины, продолжает завораживать их чудная поэтика — живая душа древних преданий… Большинство марийских легенд и преданий связано с природой, и это неудивительно.

 

 

СКАЗ О СОТВОРЕНИИ  ОНАРОВ:

Скучно стало Куго-Юмо на этом свете, и решил он создать человека. Замесил лучшей глины и вылепил из нее мужчину и женщину. Сделал их воинами. Потом вдохнул в них жизнь и отправил на землю. Но поскольку не было у него мерки, то люди получились огромными, как сами боги, выше гор. Когда они размножились, не стало покоя богам.

Первосотворенные великаны, Паны, возомнили себя равными небожителям и повели против них борьбу. Тогда Куго-Юмо решил обратиться к Мэру, самому мудрому из богов, чтобы тот подсказал, как уничтожить Панов. Мэр дал Куго-Юмо чудодейственный молот. Взял Куго-Юмо этот молот и, сойдя вниз, сразился с великанами. Сокрушил их. После того он собрал тела своих врагов и сложил на правом берегу Волги. Со временем они поросли травою и лесом. Когда бурные потоки воды вымывают землю в горах, кости древних великанов проступают наружу.

 

                                                    Марийские предания про Онаров (Великанов)

Через некоторое время Куго-Юмо решил снова создать людей, но на этот раз сделал их много меньше. Однако Онары оказались столь же тщеславны, как и Паны, только они были хитрее и, когда терпение Куго-Юмо истощилось, скрылись от него в лесах. Снова пришлось Куго-Юмо просить помощи у Мэра. Тот дал ему золотую шапку. Накинул Куго-Юмо золотую шапку на землю, и от того на ней воцарился страшный зной. Все живое, что было на поверхности погибло. Так он расправился с Онарами.

Только двое из них уцелели. Предчувствуя скорый конец мира, обратилась хитрейшая из хитрейших великанш с молитвой к Мэру, чтобы тот помог избежать кары Куго-Юмо. По внушению Мэра вырыл ее сын Онар глубокую яму. Когда небесный огонь охватил землю, опустились они на самое ее дно. Сидели они там до тех пор, пока не пролился первый дождь. Куго-Юмо, решив, что с великанами покончено, взял у Мэра мерку и по ней сотворил людей, а чтобы те не мнили себя равным богам, вылепил пахарями. Но, дождавшись когда Куго-Юмо отлучился, Керемет спрятал, еще не оживленные его божественным дыханием, тела в потаенном месте, в самой чаще леса, а мерку бросил в огонь. Куго-Юмо проклял Керемета, низвергнув его в глубочайшую пропасть.

Узнав об этом, Мэр, в тайне от Куго-Юмо, призвал к себе Онара и велел найти людей. Чтобы Онар смог исполнить это приказание, мудрый бог дал ему волшебный лук и стрелы. Мэр сказал:

- Иди и сразись с владыкой леса  Пуэмбаром, он стережет то, что тебе нужно.

Добрался Онар до густого леса, стал звать на бой Пуэмбара. Вышел ему навстречу хозяин дерев; огромный, как столетний дуб.

Сошлись враги. Долго бились, но никто не мог одолеть. Тогда вложил Онар стрелы в лук и стал посыпать ими лес. Охватило деревья жаркое пламя. Стал Пуэмбар просить не разорять его владения и обещал не мешать Онару. Великан раскидал огонь, затоптал его, а потом пошел в самую чащу леса и отыскал там тела. Отнес он их сперва своей матери, а та  Куго-Юмо. Вдохнул Куго-Юмо жизнь в людей. Так начался человеческий род.

В награду за это, Куго-Юмо простил Онара и его мать. А потом, когда великаны умерли, забрал Куго-Юмо подарки Мэра. С тех пор, когда Куго-Юмо гневается, мечет он с неба огненные стрелы, те, что зовем мы молниями. Но проходит гроза, и волшебный лук мирно повисает над землею многоцветной радугой. 

***********

 

 

В марийских легендах Онар предстает перед нами в сказаниях в двух ипостасях. Как титан – созидатель облика земли марийской и как богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа.

 Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, которую иносказательно так и называют воротами Онара, самые высокие дубы были ему, как трава, по колено, самые обширные и глубокие топи – как лужицы.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.      

Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка, Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Биче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок — с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

 

Есть и другой Онар. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть Онару этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы.

 

                                    Марийские предания про Онаров (Великанов)                                                     

Образ Онара и его готовность служить народу, что является высшим идеалом в представлении марийцев, воспевался не раз в марийских легендах и преданиях, в частности, с именем Онара связаны легенды и предания о происхождении озер, оврагов и курганов на Марийской земле:

с. Кузнецово (Кузнецовская с/а, Горномарийский р-н) –

там более 200 лет тому назад около села обвалился берег реки Сундырки, и были обнаружены огромные кости, останки великанов - онаров.

починок Никольский (Коркатовская с/а, Моркинский р-н) –

 На поле у починка – курган Онара, который образовался на том месте, где Онар вытряхнул из своих лаптей набравшуюся туда землю.

с. Сердеж (Семисолинская с/а, Моркинский р-н)  -

Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара, один из них называют горой старика Оная. Эти курганы также образовались там, где богатырь отряхнул свои ноги.

д. Абдаево (Коркатовская с/а, Моркинский р-н).

Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер.

д. ШУКШИЕР (ШУКШЕР) (Сернурский р-н)

Название в переводе с марийского языка означает "озеро реки Шук-ша". Рядом с деревней имеется священная роща — кусото. Часть жителей до сих пор придерживается языческой веры. В полукилометре к северо-востоку от деревни находится Шукшиерский курган — археологический памятник последней четверти II тысячелетия до нашей эры. Этот курган является свидетельством пребывания на Сернурской земле представителей Абашевской культуры. У местного населения он издавна известен под названием Онар чонта в честь мифического марийского богатыря Онара. По преданию, Онар, проходя через марийские земли стометровыми шагами, время от времени вытряхивал из лаптей землю, образуя курганы. Поблизости от кургана растет лес под названием Оно кожла. Местные знатоки говорили, что недалеко от кургана раньше были озера.

с. Шоруньжа ( Моркинский р-н)  -

В селе Шоруньжа Моркинского района несколько дней назад был заложен первый камень марийскому богатырю, персонажу национальных легенд и преданий – Онару. По легендам и преданиям именно в этом районе Онаром были образованы горы и курганы. Там, где он садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день. Титан, созидатель земли марийской – именно так называют Онара. 8 национальных героев сегодня известны в республике. Но именно Онар до сих пор остается самым популярным, особенно среди детей. Как символ защиты и памяти в селе Шоруньжа Моркинского района и был возложен первый камень Онару. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Восстановить внешность Онара сегодня уже точно невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал Онар. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора Онара. Место возложения камня было выбрано отнюдь не случайно. Именно через землю села Шоруньжа, по сказаниям, и проходил марийский герой. Сам же памятник находится недалеко и от той горы, которую по легенде образовал Онар.

 

Наверно, не случайно множество мест связано с Онаром именно на Моркинской земле!

Самое интересное, что уроженец этого края – легендарный Сергей Чавайн посвятил свою балладу этому герою:

 

 

ПОСЛЕДНИЙ ОНАР

Нам повествуют старые былины,
 Что в каждом уголке родной земли
 Отважные Онары-исполины 
 Повыше вековых дубов росли. 

 А ведь тогда, густой листвой играя,
 Деревья подпирали небосвод.

Теперь таких в марийском нашем крае
 Никто и при желании не найдет.

 С годами люди ниже ростом стали,
 Да и леса постиг судьбы удар...
 Лишь не познал тогда беды-печали,
 Не изменился лишь один Онар.

 Он как-то поутру шагал полями,
 Алея, солнца круг над ними рос.
 Онар дубы повыдергал руками 
 И к матери охапкою принес:

 

— Смотри-ка, мама, коноплю какую
 Я в поле для тебя натеребил,
Как роща частую, как тень густую,
 Вот только посконь отделить забыл.

 

— Ой, сын мой! Ты вправду невезучий,
 Не коноплю ты вырвал, а леса! —
И затуманились слезой горючей
 Ее большие ясные глаза.

 Онар ответу очень удивился. 
 Он постоял и дальше пошагал.
 И вдруг заметил пахаря-марийца,
 Что землю для посева поднимал.

 

— Какой жучок ползет передо мною! —
 Подумал вслух идущий великан.
Он пахаря с лошадкой и сохою
В свой необъятный положил карман.

 

Потом Онар увидел на поляне,
Как топором работал человек,
И в этом Онаровом кармане
Стал пахарю соседом дровосек.

Онар весь день бродил в раздольях здешних,
А к вечеру сказал, увидев мать:
— Вот, мама, я жучков тебе потешных 
 Принес нарочно, чтобы показать!

 Один копался, землю ворошил,
 Другой, наверно, дерево пилил.
— Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди.
 Или уже о них ты позабыл...

Они теперь всегда такими будут,
 Онарам только рост не изменил!
 Сынок, имея силу неземную, 
 Ты не кичись, не наноси обид!

 
…Сидит Онар последний и горюет,
И на него с печалью мать глядит.
А мир большой по-прежнему клокочет,
Бурлит влнами, птицами поёт,
И солнце, восходящее из ночи,
Лучами заливает небосвод.
 

 

 

ОТРЫВОК ПРО ОНАРОВ ИЗ КНИГИ  Н.МОРОХИНА   «КОМБО  КОРНО»:

 

Древний марийский эпос говорит - наши предки были богатырями онарами.

Лес им был по пояс, одной рукой они могли захватить несколько деревьев и вырвать с корнем. Они были так тяжелы, что под ними прогибалась земля...

Фантазия? А я верю, что ей нет места в фольклоре. Там только правда, но ключ к ней иной раз потерян.

Пытаясь объяснить мифы об онарах, я изучал историю ландшафта тех мест, где жили предки марийцев. И понял - в мифе всё точно! Деревья по пояс, земля не держит... Это же тундра!

В Заволжье до сих пор остались её следы - даже карликовая берёза встречается. В эпоху последнего оледенения тут была многовековая мерзлота.

Становится понятно, если в легендах говорится, что под ногой Онара продавливалась земля и выступала вода, а если Онар ложился спать на землю, то в ямке под головой появлялось озерцо - так и происходит в тундре...

 

про  оледенение в Поветлужье: 

 

Известно, что природными святынями обычно становится всё поражающее воображение людей, но не ими созданное. Было чему удивиться человеку, который открыл Светлояр. Удивительная чистота и прозрачность воды - до сих пор её здесь пьют некипячёной. Необычная для в общем-то небольшого озера глубина - до 36 метров. Непривычная растительность: вдоль северного берега Светлояра до сих пор можно найти виды, которые очень редки в лесном Заволжье или вообще встречаются только в тундре: рдест длиннейший, тростянка овсянничная, поражающая воображение росянка лапландская - растение, охотящееся на насекомых, орхидея лосняк Лезеля. Это след ледниковых времён, той отстоящей от нас почти на два десятка тысячелетий поры, когда земля к северу от Нижегородского Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето.

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ:

http://www.mari-el.eu/

http://www.newsmari.info/

Марийский  мифологический словарь.

Иллюстрации с сайта:

http://dreamworlds.ru/

 

 

 

 

ВложениеРазмер
МАРИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ ПРО ОНАРОВ (ВЕЛИКАНОВ)34.62 КБ
МАРИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ ПРО ОНАРОВ (ВЕЛИКАНОВ)25.97 КБ
МАРИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ ПРО ОНАРОВ (ВЕЛИКАНОВ)66.5 КБ
МАРИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ ПРО ОНАРОВ (ВЕЛИКАНОВ)44.43 КБ

Комментарии

форматирование

почему текст не форматируется?

Почему?

 Действительно почему?
Вроде все работает.

не работает

не работает -
формат основного текста не копируется на стих!
фото не выходит в превьюшку...
 

Уйду я от вас..

 ВСЕ работает!
Формат стиха я тебе поменял, еще в прошлый раз.
Фотографию тоже вытащил.

А Чавайн разве не из

А Чавайн разве не из Кокшамар? :) 

как классик

как классик марийской литературы - Чавайн родом из всего Марийского края, в том числе и из Кокшамар...

А фактически он родился в д. Чодраял Моркинского р-на, что рядом с д. Чавайннур,

где есть музей в его доме!

про Онаров...

добавлен отрывок из книги Н.Морохина!

очень интересная версия!

По следам марийских героев!

Проект Национального музея Марий Эл имени Тимофея Евсеева   - «Герои марийского эпоса. Современное прочтение»  - вошёл в число победителей конкурса грантов главы Республики Марий Эл в области внутреннего и въездного туризма в 2022 году. Он победил в номинации «Разработка линейки сувенирной продукции».

Его результатом станет создание уникальной линейки сувенирной продукции, отражающей образы героев марийских легенд и включающей открытки, значки и фотозоны.

В основу линейки сувенирной продукции лягут образы шести героев марийского народа из цикла работ Георгия Тайгильдина «Герои марийских легенд»: Онар, Акпарс, Чумбылат, Ирга, Акпатыр, Бай-Борода.

Разработанная в рамках проекта сувенирная продукция встраивается в туристические маршруты национального музея, которые проходят через площадки учреждения: богатырь Онар – Музей истории и археологии; князь Акпарс – Дом-музей Ивана Ключникова-Палантая; богатырь Чумбылат – Музей народно-прикладного искусства; героиня Ирга – Благовещенская башня; герой Акпатыр – главное здание Национального музея; князь Бай-Борода – Музей истории православия.

Демонстрация проекта возможна не только на территории Марий Эл. Она может быть привлекательна и для других регионов, как передвижной мобильный продукт.

Сувенирная продукция, встроенная в туристические маршруты, усиленная интерактивной частью, позволит создать эмоционально-образное представление о традиционных культурных ценностях марийского народа, его силе духа и героическом прошлом у жителей и гостей республики, пишет Национальный музей Марий Эл.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.