Священная роща Чуринская

 Огромные территории лесного Заволжья в пределах Нижегородской области уже с 4-5 века нашей эры стали заселяться племенами дьяконовской, азелинской и городецкой культуры, которые были предками древних марийцев, удмуртов  и мордвы. Поэтому неудивительно, что в этом краю до нашего времени сохранились десятки священных и сакральных мест, а также памятники археологии прошедших времен. 

   

СТАТЬИ ПРО ШАРАНГСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

МАРИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ НА РЕКЕ ЮРОНГА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА ОКОЛО ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

  
Таким образом, марийские племена населяли Заволжье уже с середины первого тысячелетия,  при этом мордовское племя эрзя в основном занимало правый берег Волги, а также жило на берегах Оки. Удмуртские племена постепенно уходило на восток в сторону Вятки. Примерно с 11-12 века сюда стали заселяться русские, в устье Оки был основан Нижний Новгород, а за стратегическую водную артерию – Волга – началась длительная борьба с Поволжской Булгарией (а потом с Казанским ханством).
В лесном Заволжье в нескольких районах в настоящее время известно более 70 священных рощ (кюсото) и отдельных сакральных объектов языческого поклонения (например, священные деревья, родники, камни, озера и т.д.). Еще больше священных мест сейчас неизвестны, или известны только по слухам, что где-то там было такое почитаемое место или роща, куда в древности марийцы ходили молиться и поклоняться своим богам и духам. Одно из таких сакральных мест было, например, расположено на берегу легендарного озера Светлояр в Воскресенском районе НГО, что подтверждают археологи. Это уже потом сюда пришли старообрядцы (кержаки) и древние предания переиначили на сказание о граде Китеже, а до них тут было марийское население.

Священная роща Чуринская
Более всего кюсото сейчас расположено в Шарангском районе НГО, одна такая роща находится около деревни Чура, примерно в 10-11 километрах от районного центра – поселка Шаранга (кстати, в топонимике тут очень много марийских названий). Кюсото находится в 300-400 метрах на северо-западе от указанной деревни, или в 700-800 метрах на северо-востоке от крупного села Большое Устинское. Эта территория находится в долине реки Уста (приток Ветлуги), а рядом с кюсото протекает малая речка Швеца – приток Усты. В Чуринской роще бьет родник, который дает начало ручью, впадающему в речку Швеца.
Места языческих молений не зря делали около родников и источников, так как по марийской традиции будущую жертву для богов и духов рощи (утку, гуся, барашка и т.д.) должны были обрызгать именно ключевой водой, после боги должны были по особым приметам указать – годна ли эта жертва для них или нет. Также родниковой водой специально отмывался и готовился инвентарь и все приспособления, которые хранились в священной роще.
Священная роща Чуринская была принята под охрану государства как памятник природы 29 ноября 1994 года, также был изготовлен паспорт этой рощи. Площадь рощи невелика – около 0,2 гектаров, она представляет собой неправильную фигуру овального типа, которая лежит среди полей и пастбищ. 
Собственник земельного участка, где расположено кюсото, предприятие ООО «Устинское».
В основном роща состоит из великовозрастных елей с примесью пихты, это типичный участок южной темно-хвойной тайги, которая сохранилась на севере Нижегородской области.  Также в верхнем ярусе рощи растут осины и березы. Возраст самых старых деревьев около 120-130 лет, диаметр стволов некоторых елей превышает 70 см. В подлеске памятника природы растут небольшие липы, серая ольха, лесной орешник, жимолость, жимолость, можжевельник и шиповник. В травяном слое можно увидеть сныть, кислицу, некоторые первоцветы, лесную землянику, ревень,  копытень европейский, костянику, ясменник пахучий, борец северный, валериану и т.д.

Священная роща Чуринская
С самых стародавних времен это кюсото выполняло функцию общественной рощи для марийского населения деревни Чура. Несмотря на то, что роща имеет небольшие размеры, в ней расположены несколько онапу и два жертвенника. Местные жители установили в кюсото столик и доски для сидения, место для жертвенного костра. Роль священных деревьев выполняют великовозрастные березы и ели.
По воспоминаниям старожил д.Чура раньше на все праздники ходили всей деревней, причем роща была мужская и женская. Но бывают такие рощи, куда допускают только мужчин (женщинам туда нельзя), а есть очень табуированные рощи, вход туда разрешен только для картов – служителей языческой религии. Главный жертвенник этой роще был посвящен верховному марийскому богу – Ош поро Кугу Юмо. Один раз год от всей общины верховному богу приносили в жертву молодого жеребца. Все, что было несъедобным (кожу, кости, внутренности) сжигали в костре, о отваренное в больших котлах мясо сперва ставили перед жертвенником, чтобы к этой трапезе приступили боги, а потом уже после моления все это съедали односельчане.
Кроме жертвенной пищи местные мари приносили в кюсото особенный хлеб домашней выпечки, делали для молений специальный квас на солоде, приносили другие продукты. Часто в роще проводились моления при длительной засухе, чтобы был дождь.
Строго было запрещено ломать и рубить деревья в роще, запрещалось даже забирать из кюсото валежник. Все упавшие деревья можно было использовать только в «культовых» целях, обычно для жертвенного костра. Поэтому в советское время, когда в роще долго не было молений, тут весь лес был завален упавшими деревьями. Нельзя было в кюсото собирать орехи, грибы и ягоды, нельзя было тут пасти скот.
Одно из онапу в кюсото была старая береза – это так называемое «женское» дерево. К этому дереву обычно ходили деревенские бабы, чтобы попросить что-нибудь по женским и семейным делам, помолиться за детей и за родственников. Нередко женщина приходила к березе с каким-нибудь угощением, и просто разговаривала с деревом, объясняя свою просьбу или свои проблемы. При этом было предание, что наиболее чаще просьбы исполняются, если прийти к дереву поздно вечером или ночью.
  
   
 Где находится, как добраться:
Деревня Чура, Шарангский район, 
Поволжье, Нижегородская область, Россия
Координаты рощи: 
Марийская священная роща Чуринская
57.281586, 46.482041 
Добраться до деревни можно от поселка Шаранга – 11-12  км. на северо-восток. 
     
   
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Статьи и доклады Николая Морохина.
Официальный сайт Шарангского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Авторы: Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с.
"География Шарангского района" учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ ,Нижний Новгород,  2009.-141 с.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 

 

 

ВложениеРазмер
Священная роща Чуринская14.14 КБ
Священная роща Чуринская159.07 КБ
Священная роща Чуринская184.34 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

_______________________________________________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru