Марийские языческие боги
МАРИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
АВАЖЕ. У горных марийцев мать Куртньо керемета.
АГА-ПАЙРЕМ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог праздника кугече.
АГУН КУГЫЗА. Дух овина.
АЗЫРЕН, Азреня, Озырен. В переводе с марийского "смерть". Дух смерти, посланник повелителя загробного мира Киямата. Согласно легенде, раньше Азырен являлся на землю в облике сильного и высокого мужчины. Подступал он к умирающему человеку со словами: "Пришло твое время!" - и одним ударом кинжала закалывал его в сердце, а его душу забирал с собой в подземное царство. Hо захотели люди жить вечно, и порешили они избавиться от могучего Азырена. Жил в те годы хитрый плотник. Вот пришла ему пора умирать. Подступил к нему могучий Азырен с обнаженным кинжалом, говорит: "Готовься, плотник! Сейчас я тебя заколю!" - Тот отвечает ему: "Погоди, могучий Азырен! Позволь мне перед смертью сколотить для себя дубовый гроб: негоже плотнику лежать в гробу, изготовленном чужими руками. Приходи завтра." - Hа том и расстались. Приходит Азырен на следующий день: "Готов ли ты, плотник? Теперь-то уж я тебя заколю!" - "Твоя воля, могучий Азырен, - отвечает тот, - да только вот незадача: забыл я, как нужно в гроб ложиться. Hе мог бы ты мне показать, напомнить?" - Ничего не ответил Азырен, сунул кинжал в ножны и улегся в гроб: смотри, мол. Тут уж хитрый плотник не зевал, захлопнул дубовую крышку, забил ее гвоздями и волоком оттащил тяжелый гроб на высокий берег реки. И столкнул он гроб в самый глубокий омут, и никому не сказал об этом. Только перестали с того дня люди умирать, стали по тысяче лет жить. Hа плечах у них мох от старости вырос. Болели старики, а желанной смерти все не было! И решили они тогда отыскать пропавшего Азырена, чтобы все пошло по-старому. Созвали они на совет всех людей и всех зверей лесных, начали допытываться: не видал ли кто, что с Азыреном сталось? Никто не видал, не слыхал. Тут выкатился вперед мудрый еж: давайте, говорит, спросим об этом великих богов: Кэцэ юмо, бога солнца, и Тылзе юмо, бога луны, они круглые сутки ходят над землей, должны знать. Так и сделали. Спросили у Кэцэ юмо: где Азырен? - Hе знает Кэцэ юмо. Спросили у Тылзе юмо: где Азырен? - Отвечает им Тылзе юмо: "Тысячу лет назад, в такую же ночь, как эта, видел я, как хитрый плотник столкнул дубовый гроб с Азыреном в глубокий омут. Hа дне реки ищите Азырена". Кинулись люди к реке, выловили сетями дубовый гроб, выпустили из него Азырена. Прежде всего могучий Азырен разыскал и заколол кинжалом хитрого плотника, схватил его душу и бросил ее в тамык, ад, в котел с кипящей серой, на вечные муки. Затем избавил он от страданий всех больных и немощных. После этого все пошло по-старому. Только сам Азырен сделался невидимым, чтобы больше не обманули его хитрые люди, и теперь закалывает он умирающих своим кинжалом безо всякого предупреждения.
АРЫЛДЫШ. Лесной таргылтыш.
АШПУ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву курицу.
В
ВИТНЬЫЗЕ. 1. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку. 2. "Докладчик" керемета (2). Витньызе горного керемета жертвовали зимой зайца, летом белку.
ВОДЫЖ. Водыж живет в лесу, гуляет по березовым рощам, деревья кланяются ему до земли, птицы поют ему песни, звери расступаются. Водыжи помельче: кудо-водыж - дух огня, он же сурт-водыж - хранитель дома, очага; корно-водыж - охраняет путника в дороге, указывает дорогу; шудо-водыж - хранитель лугов.
ВОЛГЫНЧО ЮМО. Один из низших богов, бог молнии.
ВОЛЬЫК ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог домашнего скота.
ВУД ИЯ. У горных марийцев водяной, запрещавший купаться в озере после обеда, то есть с двух часов.
ВУВЕР. Злой дух, в который превращается душа колдуна или плохого (хитрого, корыстолюбивого) человека. Представляется в виде летающей метлы с огненным хвостом (кометы). Вувер насылает на людей глазные болезни: бельмо, нарывы, а на коров - болезни вымени. Излечить эти болезни можно только при помощи заклинаний, которые обычно читали женщины. Место пребывания вувера - труп человека, чьей душой этот вувер раньше был. Считалось, что такой труп не разлагается: "Он не подвластен Киямат-тора". Обнаружив подобный труп в могиле, его переворачивали на живот, чтобы он разложился и лишился силы.
Е
ЕР-ВОДЫЖ. У горных марийцев озерный керемет (2).
ЕШ КУМАЛТЫШ. Моленье, посвященное какому-либо семейному событию: рождению ребенка, болезни одного из членов семьи и проч.
И
ИКСА. У горных марийцев один из кереметов (2).
ИЯ. Бесы. Вездесущие духи, проникавшие в жилье, бани, к скоту. Встречались человеку в поле или на лугу в виде зайца. Спастись от ия можно было огнем или можжевеловым дымокурением. Во время праздника сурем ия изгонялись из дома специальным обрядом.
Й
ЙОМШЫНГЕР ("пропавшая вода"). Хозяин воды. Служащие ему боги требуют в жертву (у речек и обрывов): Витнызе, Йошкар сер, Осыр памаш, Паскусь, Колтызо - утку, Азырен - петуха, Ужедыш, Ашпо - курицу, Шырт - черного барана, Водыж и керемет - по белому барану.
ЙОШКАР-СЕР. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
К
КАВА ЮМО. Один из высших богов, бог неба, небосвода.
КАРТЫ. Жрецы.
КЕРЕМЕТ. 1. Младший брат и антипод Кугу-Юмо. 2. Злой дух. 3. Святое место, где приносили жертвы богам.
КИНДЕ ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог хлеба, урожая.
КИЯМАТ, Киямат тора. 1. Загробный мир. 2. Повелитель и судья загробного мира (иногда Кияматом считали первого погребенного на кладбище покойника). В головах умершего ставили три свечи: Киямату, его помощнику Кияматсаусу и самому покойнику, чтобы он благополучно добрался до того света.
1. Загробный мир представлялся разделенным на две половины: темную и светлую. Охранялся он адскими собаками. Чтобы отгонять их, в руки покойнику вкладывали палку. Киямат (2) заставлял покойника блуждать по горам, кишащим ядовитыми змеями, проходить по жердочке над пропастью с котлом, наполненным кипящей серой (в гроб клали шелковую нить, чтобы привязаться к узкому мосту): грешник падал в тамык, ад, а праведник добирался до светлого мира и продолжал обычную жизнь. Киямат мог отпустить умершего на ночь на землю, и тот требовал от живых сородичей соблюдения поминальных обрядов, в которых он сам участвовал.
КИЯМАТСАУС. Помощник Киямата (2).
КОЛТЫЗО. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
КОРНО-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, охраняющий путника в дороге и указывающий дорогу.
КУВАР КУГУЗАЙ ("подмостный дядя"). Подмостный керемет (2), злой покойник, прячущийся под мостом за селом и подстерегающий ночью или в сумерки неосторожных прохожих.
КУГЕЧЕ. Праздник.
КУГУРАК ("старейшина"). У некоторых марийских племен почитался верховным богом. Согласно преданию луговых марийцев, Кугурак был когда-то племенным вождем, а затем возглавил иерархию духов
- "стражей" дома, стола, ворот и проч.: Витнезе, Ужедыж, Водыж; иногда к ним причисляются также бог смерти Азырен, через которого Кугурак управляет мертвыми; злые духи ширты, Пиамбар. Кугураку приносили в жертву жеребенка, при этом молилсь: "Прими в дар жеребенка молодого в знак нашего уважения и почтения, не давай в обиду злым духам!"
КУГУ-ЮМО. В переводе с марийского "Великий бог". Верховный бог в марийской мифологии. Обитает на небе, возглавляет иерархию небесных и низших земных богов. Владеет множеством скота. Возможно, Кугу-Юмо - это обожествленное небо, ветер - его дыхание, радуга - лук. Демиург Кугу-Юмо проивостоит своему младшему брату Керемету, которого он изгнал с неба за непослушание. Однажды Кугу-Юмо велел Керемету, плававшему в виде селезня по бескрайним просторам океана, нырнуть и достать со дна землю. Когда Керемет выполнил его волю, Кугу-Юмо дуновением создал землю с равнинами, лесами и пастбищами. Однако Керемет утаил часть земли и, выплюнув ее, создал горы. Затем Кугу-Юмо сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, у которой не было шкуры. Керемет соблазнил собаку новой шубой и оплевал человека. Вернувшись, Кугу-Юмо проклял собак, а человека вывернул наизнанку, чтобы скрыть плевки. Из-за оплеванных Кереметом внутренностей человек и подвержен греху и болезням. Также Кугу-Юмо сотворил добрых духов из искр, высекаемых огнивом. В подражание ему Керемет тем же способом сотворил злых духов.
КУГЫЗА ("дед, старик"). Духи.
КУДО-ВОДЫЖ, Кудо-вадыш. В переводе с марийского "хранитель дома". Дух, покровительствующий дому и семье, марийский домовой. Заботится о хозяевах дома, оберегает их от болезней, но может и сам наслать болезнь на нерадивого и непочтительного хозяина. Для Кудо-водыжа в переднем углу дома вешали пучок ветвей, который каждую весну выбрасывали в поле и заменяли новым.
КУДО КЕРЕМЕТ. Домашний керемет (2).
КУДЫРЧО ЮМО. Один из низших богов, бог грома.
КУРТНЬО КЕРЕМЕТ. У горных марийцев железный керемет (2).
КУРСИР-КЕРЕМЕТ. У горных марийцев береговой керемет (2).
КУРЫК КУГУ ЕНГ ("большой горный человек"), Курык кугыза ("горный старик"). горный керемет (2). Горному керемету жертвовали жеребенка или быка, домашнее пиво.
КУРЫК ТУР КЕРЕМЕТ. Предгорный керемет (2).
КУСОТО. Священная роща, обычно березовая. Священный огонь разжигали березовыми дровами.
КЫЛТЫМАШ. Полевые таргылтыше.
М
МАКАР. У горных марийцев один из кереметов (2).
МАРДЕЖ ОН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог ветров.
МЕР. Общность верующих, состоящая из нескольких тиште.
МЕР КУМАЛТЫШ. Моленье союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов - мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.
МЛАНДЕ КУГУ ЮМО. Глава низших богов, великий бог земли.
МОЛЕНЬЯ. Различались: семейные (еш кумалтыш); сельские, организуемые ежегодно до летних полевых работ или осенью по их завершении (время проведения сельского моленья и то, каким богам какую жертву принести, определяет совет стариков); общинные (тише-кумалтыш); моленья союза религиозных общин (мер кумалтыш) и, наконец, всеобщие (туня кумалтыш). Наиболее значительные моленья проводились поздней осенью.
МУКШ ПУРЫШО, МУКШ СУКСО. Низшие боги, помощники Мукш шочын кугу юмо.
МУКШ ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, покровитель пчел.
МЭР КУГУ ЮМО. Один из высших богов, покровитель народа, посредник между людьми и богами.
О
ОВДА. Злая женщина с длинными растрепанными волосами, ведьма. У нее были вывернутые ступни ног и длинные, тощие груди, перекинутые крест-накрест через костистые плечи. По ночам овды выводили из стойла лошадей, предпочтительно белых, укатывали их, сидя спиной к голове, до изнеможения и болезни. Щекотали людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха и смерти. Обитали в пещерах на возвышенностях.
ОНАПУ. Священное дерево, передающее молитвы богам.
ОНАРЫ, нары. Великаны, населявшие землю в древности, марийские велеты. Леса им были по колено, они с легкостью вырывали с корнями вековые дубы, из песка, который они вытряхивали из обуви, получались целые холмы. Как-то онар встретил пахаря и принял его за насекомое, такова была разница в росте. Подхватив человечка вместе с лошадью и сохой, великан отнес его к своей матери.
ОСЫР ПАМАШ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
ОШ КЕЧЕ КУГУ ЮМО. Один из высших богов, бог солнца и света.
П
ПАНЫ. Легендарные великаны, жившие в древности. "Городец - русский город, древний. Но раньше тут жили не русские. Кто это был, уже неизвестно. А у нас их называют паны. Паны были великаны, сильные. А потом умерли. Место тут есть такое - Пановы горы. Тут на берегу Волги они схоронены. Кости у них огромные, видно их иной раз, когда бугор подмоет" (Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола, 1994. С. 141).
ПАСКУСЬ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
ПЕРКЕ АВА. Одна из низших богинь, богиня счастья и богатства.
ПЕРКЕ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог достатка и прибыли.
ПИАМБАР. Один из злых духов.
ПОКШЫМ КУГЫЗА. Дух или бог заморозков, в жертву которому приносили белого барана.
ПУРЫШО. Один из низших богов, предопределитель.
С
САКСА КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог плодов.
СУАП. Рай.
СУРЕМ. Праздник.
СУРТ-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, хранитель дома, очага, он же дух огня кудо-водыж.
СУРТ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог домашнего очага.
СУРТ-КУГЫЗА. Дух дома.
Т
ТАМЫК. Ад.
ТАРГЫЛТЫШ. Души покойников, умерших неестественной смертью. Их вызывают колдуны юзо, чтобы они приносили порчу. Существует несколько разновидностей таргылтыш: арылдыше (лесные), кылтымаш (полевые).
ТИШТЕ. Крупная религиозная община, состоящая из жителей нескольких деревень (до 16 селений).
ТИШТЕ-КУМАЛТЫШ. Общинное моление.
ТУЛ ОН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог огня.
ТУНЯ КУМАЛТЫШ. Всеобщее моленье, организуемое раз в 4-6 лет по случаю какого-нибудь особого события в жизни всего народа.
ТУНЯ ЮМО. Один из высших богов, бог вселенной.
ТУТЫРА КУГУ ЮМО. Один из низших богов, владыка тумана.
ТЫЛЗЕ ЮМО. Один из низших богов, бог луны.
ТЫЛМАЧШЕ. Докладчик и лакей богов у горных марийцев.
У
УЖАРА ЮМО. Один из низших богов, бог зари.
УЖЕДЫШ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву курицу.
У КЕРЕМЕТ. Новый керемет (2), самый злобный из всех, вредящий ежедневно.
УМЫН АВА. Одна из высших богинь, мать Кугу-Юмо.
УМЫР КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог тихой хорошей погоды.
Ш
ШИРТЫ, шырты. Злые духи, требующие в жертву барана. Злым духам приносил жертвы около хвойных, менее почитаемых деревьев или у хворостин, при этом говорили: "Вот твое большое почетное дерево (Теве кугу ена-пуэт)"; затем хворостину сжигали.
ШОЧЫН АВА. Одна из низших богинь, мать рождения, богиня плодородия.
ШУДО-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, хранитель лугов.
ШУДЫР-ШАМЫЧ ЮМО. Один из низших богов, бог звезд.
Э
ЭРГЫЖЕ. У горных марийцев сын Кургньо керемета.
ЭР КЕЧЕ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог рассвета.
Ю
ЮЗО. Колдуны.
ЮНГ-И-ВУЙ. У горных марийцев один из кереметов (2).
Я
ЯЛ УМБАЧ КОШТШО. Керемет (2), летающий над селами.
ЯУШ. У горных марийцев один из кереметов (2).
СОБРАЛ Константин Ситников.
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 19739 просмотров
Комментарии
фильм про марийский народ в Казани
Премьера документального фильма казанского режиссера об истории марийского народа «Моя дорога к Юмо» состоится сегодня в казанском кинотеатре «Мир» (17.05.2018г.).
Рассказ о народе мари, его роли в истории России и сокровенных знаниях, передаваемых от одного поколения к другому, – документальное исследование Инессы Куляжевой – уже с успехом прошел на «Неделе науки Герценовского университета» и во Дворце национальностей Санкт-Петербурга. Недавно его показ состоялся в Йошкар-Оле. Уже есть интерес к его демонстрации за рубежом – в Финляндии.
В основу фильма легли результаты работы археологов, мнения ученых-историков, этнографов и культурологов, эксклюзивные интервью жрецов-картов о таинствах и обрядах. Режиссеру удалось добиться разрешения на съемки молений в священных рощах, куда посторонним, как правило, вход строго запрещен.
«Многое, о чем хотелось бы еще рассказать, осталось за кадром: похоронные обряды и подробности исследований захоронений на финно-угорском Ахмыловском могильнике, легенды и мифы, уникальные вышивки, которые читаются как книги теми, кто знает символику народа мари, и потрясающие знания, сокрытые в каждом из этих символов. Материала накопилось на целый документальный цикл», – отметила создатель фильма.
***
(от себя добавим, что в фильме также использовался материал с нашего сайта про традиции и обычаи народа мари).
Отправить комментарий